О писателе Викторе Васильевиче Афанасьеве
Лет двадцать назад мне в руки попала книга «Лермонтов» из серии ЖЗЛ писателя Виктора Афанасьева. Позже я узнала, что прозаик, поэт, литературовед, церковный историк, член Союза писателей СССР В. В. Афанасьев — автор более 50 книг, очерков и статей. Последние годы своей жизни он прожил в Сергиевом Посаде Х Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.
Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.
С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.Читать далее…, на Козьей горке, в скромном домике с печным отоплением. Уже как монах Лазарь. И мало кто связывал два имени в одно.
Другие биографии:
Конев – один из выдающихся советских военачальников, проявивших себя в годы Великой Отечественной войны. Родился Иван Степанович в 1897 году на севере России в обычной крестьянской семье
Дебюсси является великим французским композитором, критиком, дирижером, пианистом и основателем музыкального импрессионизма. Родился Ашиль Клод Дебюсси в небольшом городке в 1862 году
Сергей Миронович Киров (1886г.) – политик, ярый революционер, ленинец. Местом его рождения считается г. Уржум. В юности носил фамилию Костриков. Сергей средний из троих детей, девочек Анны и Лизы.
Фонвизин Денис Иванович был рожден в апреле 1745 года в Москве. Родители были обеспеченными дворянами, которые смогли обеспечить ему хорошее образование.
Источник
Возвращение домой
В 1936 году иллюстратор вернулся на родину. Теперь его город назывался Ленинград. Возвращение было опасным и рискованным, ведь его могли ждать репрессии со стороны советской власти. Многие художники, поэты и писатели, другие творческие личности пострадали после приезда из-за границы. Но в биографии Билибина было много заслуг перед государством, поэтому его оставили в покое.
Он приобрел квартиру и вместе с семьей поселился в Ленинграде. Как и прежде, Иван много времени посвящал творчеству. На родине художник продолжил свою деятельность. Он создавал декорации для театральных спектаклей, работал над костюмами актеров, а также иллюстрировал новые книги. Только теперь это были не сказки, а баллады, былины и даже романы. Билибин пытался придерживаться своего стиля, хотя советская власть строго ограничивала его.
Помимо творческой деятельности Иван Яковлевич стал преподавать во Всероссийской Академии художеств. Он жил в Ленинграде на улице Гулярной в доме № 25. Сейчас на этом здании висит мемориальная доска, посвященная художнику.
Поездка на север
Однако решающую роль в биографии Ивана Билибина и формировании его как иллюстратора сыграли поездки в Архангельскую и Вологодскую губернии, а оттуда в Карелию, куда его отправило в так называемую командировку общество «Мир искусства». Там живописец открыл для себя быт русского севера, его архитектуру, искусство. Время в тех местах как будто замерло. Художник увидел людей в национальных костюмах с вышивкой, познакомился с лубочным стилем росписи кухонной утвари, предметов домашнего обихода, жил в избе с резными ставнями, рисовал старые деревянные церкви. Все это впоследствии и будет отражено в картинах Ивана Билибина. Эти поездки были очень продуктивными. Художник привез с собой множество рисунков, набросков, фотографий, а затем написал несколько статей на основе своих заметок. Этот материал помог ему в работе над театральными декорациями, а также над следующим циклом иллюстраций, на этот раз к сказкам Пушкина.
Вклад и значимость
Благодаря службе в архиве Афанасьев мог заниматься любимым делом – исследованиями в области права, истории, литературы, народной поэзии, фольклора, а также издавать свои труды. Но тяготение к либеральному мировоззрению привело к обыску. Хотя жандармы ничего крамольного не нашли, но он был навсегда уволен с госслужбы. Житейские невзгоды способствовали заболеванию чахоткой, от которой мужчина и умер, прожив всего 45 лет.
Научные труды литератора потеряли актуальность, но собранные им сказки были при его жизни отмечены Демидовской премией, золотой медалью Географического общества и до сих представляют ценность для отечественной культуры.
Биография
Родился 31 декабря 1948 года в городе Брянске в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1971 года. Окончил 10 классов средней школы города Брянска.
В Советской Армии с 1966 года. В 1970 году окончил Качинское высшее военно-авиационное училище летчиков. Служил летчиком, старшим летчиком в истребительной авиации Группы советских войск в Германии. В 1976—1977 годах был слушателем Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей города Ахтубинска Астраханской области. В Центре освоил самолеты Су-7, Су-17, Як-28У. Служил летчиком-испытателем Государственного научного испытательного института ВВС имени В. П. Чкалова в городе Ахтубинске. В 1980 году окончил Московский авиационный институт.
В январе 1988 года зачислен в отряд космонавтов на должность космонавта-испытателя. Работал в отряде космонавтов Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.
Свой первый полет совершил со 2 декабря 1990 по 26 мая 1991 в качестве командира КК «Союз ТМ-11» и ОК «Мир» по программе ЭО-8 вместе с М. Х. Манаровым и по советско-японской программе с Т.Акиямой. Работал на борту ОК вместе с Г. М. Манаковым, Г. М. Стрекаловым, А. П. Арцебарским и С. К. Крикалёвым.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1991 за осуществление космического полета на корабле «Союз ТМ-11» и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм, Виктору Михайловичу Афанасьеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда».
С декабря 1991 по 1992 проходил подготовку в группе космонавтов в качестве командира корабля-спасателя.
Свой второй полет совершил с 8 января по 9 июля 1994 года в качестве командира ТК «Союз ТМ-18» и ОК «Мир» по программе ЭО-15 вместе с Ю. В. Усачёвым и В. В. Поляковым.
В 1995 году окончил Гуманитарную академию Вооруженных Сил РФ (военный университет)
Свой третий полет совершил с 20 февраля 1999 года по 28 августа 1999 года в качестве командира экипажа на «Союзе ТМ-29» вместе с Жан-Пьером Эньере (Франция) и Иваном Беллой (Словакия).
Свой четвёртый полет совершил с 21 по 31 октября 2001 года в качестве командира второй экспедиции посещения МКС вместе с К. М. Козеевым и Клоди Андре-Деэ (Франция).
Суммарный космический налёт составляет 555 суток 18 часов 32 минуты 54 секунды.
С июня 1998 года являлся заместителем командира Отряда космонавтов Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. Приказом министра обороны РФ, от 20 марта 2006 года, уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с объявлением благодарности. Живёт в Звездном городке Щёлковского района Московской области.
Окончил Качинское военное училище в 1970 по специальности лётчик-инженер, в 1970—1976 служил лётчиком в ГСВГ. В 1976—1977 прошёл переподготовку в учебном центре испытаний авиационной техники в Ахтубинске на лётчика-испытателя и переведён на должность лётчика-испытателя при Ахтубинском центре. В 1976—1980 окончил Ахтубинский филиал МАИ.
В 1985 отобран в отряд космонавтов по программе «Буран», в 1988 зачислен в отряд космонавтов по программе основных экипажей станции «Мир».
После исполнения обязанностей командира дублирующего экипажа Союз ТМ-10 в 1990 совершил космические полёты:
Даты |
Полёт |
Длительность |
2 декабря 1990 — 26 мая 1991 |
Союз ТМ-11 — «Мир» (основной экипаж) |
175 суток, 4 выхода в открытый космос |
8 января — 9 июля 1994 |
Союз ТМ-18 — «Мир» (основной экипаж) |
182 суток |
20 февраля — 28 августа 1999 |
Союз ТМ-29 — «Мир» (основной экипаж) |
188 суток, 3 выхода в открытый космос |
21 — 31 октября 2001 |
Союз ТМ-33 — МКС (экипаж посещения) |
9 суток |
Женат, имеет двоих детей.
17 июня 2010 года попал в реанимацию с тяжёлыми травмами в результате ДТП.
Запретные сказки Афанасьева
Кроме детских сказок, Афанасьеву принадлежит сборник сказок для взрослых, вышедший в Женеве: «Русские народные сказки не для печати». Сборник «Сказания, легенды и притчи» также был запрещен в России и издавался за границей. Власти усмотрели в его содержании вредное направление мыслей. В него вошли тексты о жадности, глупости, дьяволе, мифических чудовищах и нечистой силе. Очень ценный в отношении духовного наследия народа сборник.
За годы преследований цензурой многие сборники выходили под разными названиями. Например, сказки с эротическим содержанием вышли под названием: «Валаам. Год мракобесия». Эта книга была долгое время запрещена. В России она вышла впервые в 1997 году. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время.
Поэтому их нередко путают с работами нашего современника, перу которого принадлежит книга «Зона заражения». Александр Афанасьев — современный автор, пишущий в жанре боевиков. Но его творчество никоим образом не связано со сказками великого тёзки, который всю свою жизнь посвятил собирательству народного фольклора. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.
Карьера
Во времена студенчества Афанасьев начал публицистическую деятельность, написав и разместив свою первую статью в журнале «Современник» под заголовком «Государственное хозяйство при Петре Великом», датированную 1847 годом. На Виссариона Белинского произвели впечатления научные аспекты публикации, поэтому литературный критик одобрил дебют начинающего писателя.
Из Александра мог получиться блестящий профессор, однако один случай помешал построению его ученой карьеры. Во время учебы в 1848 году в Московский университет прибыл граф Уваров, являющийся министром просвещения. Его целью было оценить общественные настроения преподавательского состава из-за событий в Западной Европе. Для осуществления своей цели мужчина присутствовал на лекциях, некоторые из них читали студенты, и Афанасьев не стал исключением.
Документальный фильм «Александр Афанасьев. Жизнь, отданная сказке»
Рассказ юноши о влиянии самодержавной власти на уголовное право в 16-м и 17-м веках пришелся не по вкусу графу Уварову. Однако Александр вместо того, чтобы молча согласиться с авторитетным мнением, начал отстаивать свое. Данная ситуация повлияла на дальнейшую жизнь студента: окончив вуз, он так и не смог найти вакансию в государственных образовательных учреждениях, из-за чего молодому специалисту пришлось начать работать в частной школе.
Годом позднее Афанасьев, заручившись поддержкой Калачева, стал сотрудником Главного архива, располагающегося в столичном Министерстве иностранных дел. В этом месте мужчина проработал 13 лет, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. Сначала дослужился до звания начальника отделения, а позже – до правителя дел комиссии при архиве, курировавшей печатание грамот и договоров на государственном уровне.
Собрание сочинений Александра Афанасьева Работа в архиве делала ученого счастливым, ему удавалось раскрываться творчески. Эти годы были плодотворными для Александра, в то время он сочинил значительную часть своих многочисленных трудов. Статьи автора были опубликованы в журналах и специализированных научных сборниках. Однако на многие его работы повлияло «роковое действие цензуры», как утверждал сам Афанасьев.
В 50-е годы автор уделял большое внимание истории отечественной литературы. Он сочинял и заметки о русских произведениях 19-го века, и статьи о сатире 18-го века
На протяжении 2-х лет (1859-1860) мужчина занимал должность библиографа и параллельно публиковался в журнале под названием «Библиографические записки».
Первый сборник сказок
Издание Афанасьевым сказок в тех условиях — это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.
В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».
Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.
Василий Суриков
Русский живописец, известен как мастер композиции, его полотна отличались особым размахом, масштабностью.
История Сурикова необычна и интересна. Его семья была не богата, денег на обучение не было. Однажды его рисунки увидел енисейский губернатор. Он нашел человека, который смог помочь Сурикову.
Уже во время обучения он придавал большое значение композиции. Василию даже дали прозвище «Композитор».
Он написал множество выдающихся картин, работал над оформлением Храма Христа Спасителя (фрески). Василий Суриков прожил 68 лет и скончался от ишемической болезни сердца.
Даже серьезные проблемы со здоровьем не стали препятствием для художника, в последние годы своей жизни он по-прежнему занимался любимым делом.
Самые знаменитые картины: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка».
Илья Репин
Художник-реалист. Основная тематика произведений Ильи Репина – жизнь в России, такая, какая она есть, многогранная и сложная.
Он затрагивал темы, которые волновали общественность. Даже в начале своего творческого пути Репин играл ключевую роль в русском реализме.
А начинал он как работник кочевой иконописной артели. Талантливый юноша, узнав о существовании Академии Художеств, отправился в Петербург.
Известность ему принесла картина «Бурлаки на Волге». Вскоре стали поступать заказы, в том числе и «государственные». За свою жизнь художник написал много известных картин.
Он был очень разносторонним человеком, это отражается в его произведениях, они не похожи друг на друга. Художник умер вдали от Родины, в Финляндии, последние годы своей жизни он провел там, так как не мог принять Советскую власть.
Самые известные картины: «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына».
Классификация сказок
При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев.
Книги не могли не вызвать недовольства духовенства и властей. Цензура всячески препятствовала деятельности Афанасьева. А тем временем в Женеве уже вышел сборник «Заветных сказок», носящий антицерковный и антибарский характер. Издание сборников Афанасьева – это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями.
Первые полеты
Виктор Михайлович Афанасьев
В космонавтику Виктор Афанасьев пришел уже полковником, но все равно в течение двух лет посвятил себя подготовке и получил специальность космонавта-испытателя в 1987 г. А случился его первый полет в космос в начале декабря 1990 г. и продолжался до конца мая 1991г. Тогда он был главой экипажа «Союза ТМ-11» и станции «Мир». Напарник придумал ему позывной – «Дербент», и космонавт впоследствии не менял его. Он признавался, что первый раз было действительно страшно, но желание оказалось сильнее. На комплексе «Мир» космонавты должны были проводить работы по производству улучшенных полупроводников в невесомости, они также пробовали вырастить монокристалл окиси цинка. После возвращения Виктору Афанасьеву был вручен орден Ленина и присвоено звание Героя СССР.
Второй его полет произошел в 1994 г. и продолжался около полугода. За это время он совершил четыре выхода в открытый космос общей продолжительностью двадцать с половиной часов. Он говорил, что сначала было даже думать жутко, что ты находишься в бездне, как песчинка в бесконечности. В этот раз были проведены эксперименты по определению силы влияние невесомости на реакции организма, а также по исследованию свойств кожи и функциональных резервов сердечно-сосудистой системы.
Афанасьев рассказывал, что считает себя суеверным: он не возвращался домой за забытой там вещью, смотрел «Белое солнце пустыни» перед стартом. Вообще все космонавты стараются придерживаться традиций и ритуалов. Например, перед вылетом старт должен благословить батюшка, тогда все пройдет хорошо, а посадка будет относительно мягкой. Кроме того, до отправления с Байконура нужно обязательно расписаться бутылке шампанского и на двери той комнаты, где жил.
Начало творческого пути
На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.
В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:
- «Царевна-Лягушка»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Иван-царевич».
Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.
Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.
Последние годы и смерть
Начало войны отрицательно сказалось на жизни и здоровье художника. Он не смог выехать из блокадного Ленинграда, хотя и в такое тяжелое время продолжал творить. Билибин написал оду в стихах, где коротко описывал все страдания своего народа.
Но ее опубликовали уже после его смерти. Зимой 1942 года Иван Яковлевич скончался от голода, как и многие жители Ленинграда. Его похоронили в общей могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.
Вклад Билибина в развитие русского творчества сложно переоценить. Он возродил стародавнюю культуру и обычаи. Его работы известны не только в странах бывшего СССР, но и далеко за границей. Иван Яковлевич адаптировал древнерусский быт и традиции, сделал их понятными для своих современников и последователей.
Алексей Саврасов
Алексей Саврасов — основатель жанра лирических пейзажей.
Отец Алексея был купцом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Юноша не оправдал ожидания отца и поступил в училище живописи.
Первые его картины не были оценены по достоинству. Известность ему принесла работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду».
Вскоре после окончания училища Саврасов стал руководить пейзажным классом.
У него много достойных работ, но его считают «художником одной картины». Это всем известная «Грачи прилетели».
Возможно, это стало причиной его терзаний. Художник увлекся алкоголем, в его творчестве появились мрачные мотивы.
Последние годы своей жизни Алексей провел в бедности. Великий художник скончался в больнице для бедняков, но его картины до сих пор радуют потомков.
Самые известные картины: «Грачи прилетели», «Вид на Московский Кремль. Весна», «Проселок».
В начале творческого пути
Владимир Шаинский родился 12 декабря 1925 года в Киеве. В 11 лет Володя взял в руки скрипку. Музыкальное образование в школе-десятилетке при Киевской консерватории прервала Великая Отечественная война. Семью Шаинских эвакуировали в Ташкент. Со временем Владимир стал студентом Ташкентской консерватории. Но война снова изменила планы талантливого юноши. В 1943 году Шаинского призывают в армию. Он служит в Средней Азии связистом, начинает сочинять музыку. Первое произведение молодого композитора называется «Песня военных связистов». Именно в военные годы берет начало творческая биография Владимира Яковлевича Шаинского. Личная жизнь молодого композитора пока подчинена единственному занятию — музицированию.
Фольклор
Биография Афанасьева полна разнообразных проектов, однако делом всей своей жизни он считал собирательство славянской мифологии, легенд, детских сказок и мифов, которые объединял в тематические сборники. Если научные работы Александра Николаевича со временем лишились хотя бы какой-то ценности, то собрания сочинений с русским творчеством являются гордостью нации и по сей день.
Александр Афанасьев использовал тот же метод, что и иные фольклористы – возводил фольклор к первобытным мифам. Примерами его применения являются статьи под названием «Ведун и Ведьма», «Дедушка-домовой», которые позже стали частью внушительного трехтомника под названием «Поэтические воззрения славян на природу». В 1951-м он начал готовить к выходу сборник заветных сказок. За 3 года библиография мужчины пополнилась 8 сборниками, озаглавленными «Русские народные сказки».
Работа с литературой
Художник познакомился с поэтом Пушкиным, который предложил ему работу — проиллюстрировать сборник его сказок. Билибину понравилась эта идея, и он создал множество рисунков. Его наброски отражали содержание произведений. Сказки с иллюстрациями Ивана:
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане»;
- «Сказка о золотом петушке»;
- «Руслан и Людмила».
Билибин тщательно работал над архитектурой, костюмами и внешним видом героев. Благодаря этим сказкам он смог поэкспериментировать со своим стилем. Некоторые иллюстрации напоминают картины Хокусая, другие похожи на лубочные изображения. Впоследствии Третьяковская галерея выкупила все рисунки, созданные для «Сказки о золотом петушке».
Книжки с иллюстрациями художника раскупали быстро. Они нравились читателям своей красочностью и многообразием рисунков. Но работа давалась ему тяжело. Каждая иллюстрация была создана в несколько этапов:
- создание наброска;
- перевод на кальку;
- отрисовка на бумаге;
- обводка контуров тушью;
- цветная заливка акварелью.
Популярные темы сообщений
- Широколиственные леса Широколиственные леса получили такое название из-за крупных листьев. Они простираются в умеренной климатической зоне Земли. Такие леса произрастают в большинстве стран Западной и Восточной Европы, в Северной Америке,
- Пантера Пантера — это самое удивительное животное, которое обладает неповторимой красотой и грациозностью. Она относится к семейству кошачьи класса млекопитающие. Семейство кошачьи можно разделить на 4 подвида: тигр, лев, леопард, ягуар.
- Цветок Калла Калла – это прекрасный цветок, который любого удивит своей невероятной красотой. Это растение, которое относится к семейству Ароидные. Он отличается необычной, порой даже причудливой формой. Оттенков этого растения можно встретить очень много.
Третий и четвертый полет
Затем в 1995 г. он окончил военный университет под названием Гуманитарная Академия ВС РФ, а уже в 1999 отправился в свой третий полет, длившийся полгода.
Космонавтам даются различные задания, например: посев пшеницы с использованием не только семян с Земли, но и тех, которые были выращены на орбите предыдущими экипажами. Как впоследствии оказалось: зерна из космоса имеют незначительные мутации. В третьем полете экипаж занимался выращивание птенцов из перепелиных яиц, а также проводил эксперименты с кровью.
Крайний раз космонавт летал в 2001 г., тогда он был командиром международного экипажа. С ним вместе были Константин Козеев и французский бортинженер (а на Земле – врач-реаниматолог) Клоди Эньере. Она позднее стала министром науки и технологии и вручила Афанасьеву Орден почетного легиона.
Через пять лет после этого полета Виктор Михайлович был уволен в запас из-за предельного возраста. Всего Афанасьев провел вне нашей планеты около полутора лет, за это время он снял небольшой фильм о том, как хорошо видно все, что происходит на Земле из космоса: лесные пожары, военные конфликты и иные бедствия. Самым необычным зрелищем были грозы: над сушей – мелкие вспышки молний, над океаном – огромные, вертикальные проблески. А самое страшные наблюдения – это, разумеется, войны. Космонавт с высоты был свидетелем бомбардировок Багдада и Югославии.
Автор по имени Лазарь
В 1999 году, в возрасте 67 лет, на московском подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни Виктор Васильевич Афанасьев принял монашеский постриг с именем Лазарь.
Ещё в начале 1990-х в свет начали выходить его книги о Серафиме Саровском, старце Варсонофии, Антонии Великом, Ниле Сорском. Издаются сборники «Лествица» и «Зреет жатва».
В 2006 году монах Лазарь поселился в Сергиевом Посаде, на Козьей горке, в скромном домике с печным отоплением. Главной в его творчестве становится религиозная тема. Публикуются стихи и несколько поэм – «Небо», «Схимник Пересвет», поэма о Сергии Радонежском, конкретнее — о событии, изображённом художником М. Нестеровым на полотне «Явление отроку Варфоломею».
Особая часть его позднего творчества — православные сказки: например, «Тимоша в лесу», «Удивительные истории Зяблика», «Семь ромашек из рая». Самым популярным, пожалуй, стал цикл сказок «Удивительные истории маленького Ёжика». Книга переиздана много раз, рассказывает о ёжике, который хочет всем помочь, легко находит друзей, прощает врагов. Написана без современных сленгов, понятным для детей языком, без назидания и поучительства. И иллюстрации отличные.
Детство и юность
Афанасьев Александр Николаевич появился на свет 23 июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям. Его жена рано ушла из жизни.
Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.
Портрет Александра Афанасьева / Православная энциклопедия
В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Преподаватели учебного заведения эксплуатировали грубый метод воспитания – наносили ученикам телесные повреждения, силой заставляли зазубривать уроки.
Несмотря на давящую недоброжелательную атмосферу в коллективе, Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. После получения аттестата парень переехал в Москву.
В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Его учителями были историк Кавелин Константин Дмитриевич, литературный критик Шевырев Степан Петрович и филолог Бодянский Осип Максимович.
Любимый век— девятнадцатый
Не имея материальной возможности учиться в МГУ, Виктор Афанасьев окончил полиграфический техникум, работал в типографии газеты «Правда», где молодых учили профессии Х Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района.Читать далее… ветераны-печатники дореволюционного издателя Ивана Сытина.
Но душа его была обращена к литературе. В конце 1960-х вышел его первый сборник стихов, а с 1970-х — книги о Василии Жуковском, Кондратии Рылееве, Константине Батюшкове, Николае Языкове, Петре Столыпине.
У него была своя, отличная от принятой, интонация рассказа о великих: тёплая, братская. Например, Михаил Лермонтов у многих авторов предстает как человек желчный, циничный, а у Виктора Афанасьева — как мало кем понятый, со сложными духовными исканиями, ранимой душой.
Кропотливость в исследованиях жизни поэтов и писателей его любимого XIX века, а также духовных подвижников, вела его к православной вере, и путь этот не был лёгким в атеистической стране.