Русский художник исаак левитан: биография и творчество

Философские и политические взгляды

С конца 50-х Чернышевский Николай Гаврилович окончательно формируется как личность и мыслитель. В 1857 он начинает высказываться за широкую аграрную реформу с безусловным освобождением крестьянства.

Через год становится во главе журнала «Военный сборник», который использует для вербовки и привлечения на свою сторону членов армии. О необходимости участия служащих в революции много рассуждали Огарев и Герцен, которые считали действия Чернышевского верными.

В то же время Николай Гаврилович публично размышлял о философских темах. Занимался разработкой и развитием вопросов материализма, обосновывал свою позицию письменно. Одним из крупнейших трудов Чернышевского стал «Антропологический принцип в философии».

В 1861 новый императора Александр II решился на отмену крепостного права. Чернышевский отнесся к политике государя скептически. И вполне справедливо, поскольку мера была половинчатой и недостаточно эффективной.

В компромисс и дальнейшей развитие государства он не верил, считая, что монархию нужно полностью уничтожить. Деятельность мыслителя в этот период стала наиболее активной.

Чернышевский был одним из идеологов народничества. После отмены крепостного права он стал членом организации «Земля и воля», которая придерживалась радикальных позиций и настаивала на силовых вариантах решения монархического вопроса.

В начале 60-х Николай Гаврилович созрел и открыто выступил с «Великоруссом», воззванием, в котором критиковали половинчатые меры царизма и требовали немедленного логического завершения крестьянской реформы.

Винсент ван Гог

«Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь» – Винсент ван Гог.

Нидерландский художник-постимпрессионист. Главным в живописи для него был цвет – он смешивал основные цвета с дополнительными, что позволяло ему получать поразительный эффект. Ранние работы насыщены яркими и позитивными цветами, а более поздние – трагическими цветовыми диссонансам, с помощью которых он выражал весь тот негатив, который охватил его разум и сердце.

Самые известные картины: «Звездная ночь», «Автопортрет», «Едоки картофеля», «Звездная ночь над Роной», «Ирисы», «Автопортрет с перевязанным ухом», «На пороге вечности», «Подсолнухи», «Ветки цветущего миндаля».

Безответная любовь и смерть близких ввели художника в состояние глубокой депрессии, из которого его могло вывести только искусство. Он имел средства на холсты, краски и натурщиц благодаря помощи своего брата, а во всем остальном он себя сильно ограничивал ради возможности творить. Яркое и радостное изначально искусство художника со временем превратилось в нечто темное, угнетающее и поистине трагическое.

Душевное состояние художника ухудшалось с каждым годом, однако он писал картины даже между обострениями своей болезни в лечебнице для душевнобольных, где создал несколько своих главных шедевров. Конец своей жизни ван Гог провел в небольшой деревне под Парижем, вид которой стал для него настоящим источником вдохновения: он работал с утра до ночи, исполнив за последние два месяца жизни 70 картин и 32 рисунка. Однако, несмотря на такой творческий подъем, вскоре он, окончательно отчаявшись, убил себя выстрелом из пистолета.

Где почитать о художнике: И. Стоун «Жажда жизни», Р. Уоллэйс «Мир ван Гога», А. Перрюшо «Жизнь ван Гога», В. ван Гог «Письма к брату Тео».

Смерть

Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.

Исаак Левитан

Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.

Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.

Могила Исаака Левитана

Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.

После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.

Иван Константинович Айвазовский

«Все эти успехи в свете – вздор, меня они минутно радуют и только, а главное мое счастье – это успех в усовершенствовании» – Иван Константинович Айвазовский.

Русский художник-маринист. Говорил, что сюжет картины слагается у него в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Писал картины «по памяти», а не с натуры, считая, что так они получаются более живыми.

Самые известные картины: «Девятый вал», «Черное море», «Радуга», «Ночь на Черном море», «Корабль среди бурного моря», «Море. Коктебель», «Волна».

Айвазовский с раннего детства писал людей, парусные корабли и пейзажи. Его работы очень рано заслужили самую высокую оценку со стороны современников. Он отличался не только талантом, но и чрезвычайной производительностью – он практически ежедневно писал один холст за другим. Картина «Девятый вал» позволила его таланту развернуться во всей своей глубине.

Все его выставки неизменно сопровождались небывалым успехом, его творчество всегда ценилось даже самыми великими людьми. Его большую картину «Хаос» приобрел сам Папа Григорий XVI, а знаменитый английский маринист Тернер посвятил его картине «Неаполитанский залив лунной ночью» восторженные стихи. Художник получил признание не только в России, но и за рубежом. Его картины выставляются в лучших галереях мира.

В отличие от многих других художников, в поздние годы своей жизни Айвазовский пережил новый творческий подъем и расцвет таланта. Он неутомимо работал до самого конца своей жизни. Он создал картину «Черное море», которая считается одной из самых грандиозных картин в мире, а затем картину «Волна», которую он и сам считал «своей лучшей бурей».

Где почитать о художнике: Л. Вагнер «Повесть о художнике Айвазовском», Н. Кузьмин «Пленник моря. Встречи с Айвазовским», Д. Каффьеро и И. Самарин «Неизвестный Айвазовский».

Детство и юность

Философ и писатель Николай Чернышевский появился на свет 24 июля 1824 года по новому стилю в городе Саратове Российской империи. Будущий мыслитель был выходцем из семьи священнослужителей.

Отца Чернышевского звали Гавриил Иванович. Мужчина был потомственным представителем духовенства, протоиереем по сану.

Николай Чернышевский в молодости

Отличался широким кругозором и очень хорошим образованием. Будучи человеком начитанным, обучал сына основам наук и латинскому языку, лично приобщал мальчика к чтению и высоким искусствам.

Мать также была из среды священников. Ее звали Евгения Егоровна Голубева. Несмотря на довольно скромное происхождение, женщина могла похвастаться образованностью, эрудицией.

В отличие от многих других, читала, причем не только художественную литературу. Интересовалась революционными идеями и принципами социализма, которые набирали популярность как раз в те годы.

В ранний период Николай Гаврилович был ребенком слабым и болезненным. Особенно сильно он страдал из-за проблем с глазами. Тяжелая близорукость стала препятствием во многих отношениях. Мальчик не мог играть со сверстниками, у него не было нормального детства.

Свой недуг молодой человек компенсировал эрудицией и жадностью до знаний. Тем более, что и времени на самообразование у будущего философа было предостаточно.

Н. Чернышевский и его друг М. Левицкий. (С картины художников В. В. Даниловой и О. А. Дмитриева)

Известно, что Чернышевский с ранних лет изучал все, что попадалось ему под руку. От художественной литературы до книг по астрономии, точным наукам и философских трактатов. Правда, рассуждения мыслителей читать он начал несколько позже. Когда созрел для усвоения мудрости.

Помимо самообразования молодой человек обучался под контролем отца. Также по сведениям современников, которые были знакомы с семьей Чернышевского, обучал гувернер-француз, живший в России. Он отвечал за общие дисциплины, базовые науки и культурно-нравственное развитие мальчика.

В 1843 году молодой человек завершил надомное образование и поступил в Саратовскую семинарию. Становиться священником он, однако же, не планировал.


Молодой Н. Чернышевский

Попав в новую среду, и сам Чернышевский, и преподаватели отмечали, что он намного выше сверстников по уровню. Мальчик отличался недюжинными познаниями в самых разных сферах, серьезно обгоняя товарищей.

Семинарию Николай посещал всего 3 года. Окончить ее так и не пожелал, поскольку ничего нового заведение дать ему не могло.

После Саратовской семинарии Николай Гаврилович отправился в столицу. Поступил в Петербургский университет. Выбор будущего мыслителя пал на историко-филологическое отделение.

Будучи студентом Чернышевский активно штудировал труды зарубежных философов. Его взгляды формировались под влиянием различных авторов: английских ученых, французских умов, представителей направления материализма, диалектики Гегеля и трудов социалистов-утопистов.


Портрет Н. Чернышевского в период учебы в университете

Взгляды столь разных мыслителей органично дополняли друг друга, создавая в голове Чернышевского единую, непротиворечивую картину. Хотя до окончательного формирования философской позиции и взглядов было еще далеко. Сформулировать собственное видение мира и общественно-политического строя он сумел позже.

Интересовался Николай Гаврилович и отечественной философской мыслью. В том числе трудами Герцена и Белинского. Среди увлечений Чернышевского была и литература.

Спустя несколько лет мыслитель окончил университет и получил формальное образование. По распределению молодой человек отправился в Саратов, начал работать в гимназии, где преподавал родной язык (предмет — словесность).

Аудиторию выпускник института использовал не только для обучения молодых людей, но и для пропаганды революционных идей среди романтически и идеалистически настроенных учеников. После выступления декабристов 1825 и прочих событий таковых оказалось немало.

Более того, запрос на перемены только рос, особенно на волне ожидания некоторой либерализации курса Российского государства.

Еще через несколько лет в 1854 молодого человека взяли преподавателем в один из кадетских корпусов. Назначение было не случайным: к тому времени Николай Гаврилович показал себя примерным и очень умелым учителем, педагогом. Но таланты его не оценили.

Не прошло и нескольких лет, как мыслитель поссорился с одним из офицеров и ушел в отставку. Долго оставаться без работы ему не пришлось.

Рембрандт ван Рейн

«Красота не существует сама по себе. Красота – это иллюзия. Вы делаете вещи красивыми только собственным умением видеть их и вашей способностью воплотить виденное на полотне» – Рембрандт ван Рейн.

Голландский художник, гравер

Великий мастер светотени, он умел фокусировать внимание именно на тех местах, которые хотел выделить

Самые известные картины: «Ночной дозор», «Урок анатомии доктора Тюльпа», «Возвращение блудного сына», «Сиднидки», «Заговор Юлия Цивилиса», «Даная», «Святое семейство», «Саския в образе Флоры».

Рембрандт поражал своими творческими способностями с раннего детства, особое внимание он уделял религиозной живописи и написанию портрета. Известность Рембрандт приобрел, написав работу «Урок анатомии доктора Тюльпа», которая поражает своей психологической достоверностью, новаторством и яркостью исполнения

После смерти жены он создал свою самую знаменитую работу «Ночной дозор» – огромную картину со сложными внутренними контрастами, символами и намеками. Вслед за этой картиной он создавал один шедевр за другим. Еще одной известной его работой считается картина «Возвращение блудного сына» – самое проникновенное произведение художника, в котором прослеживается идея всепрощающей любви к человеку, которой Рембрандт служил всю свою жизнь.

Где почитать о художнике: Б. Паскаль «Биография искусства. Свет и тень Рембрандта», Г. Шмитт «Рембрандт», Г. Кнакфус «Рембрандт. Очерк его жизни и произведений».

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Литературная работа

После окончания преподавательской деятельности на официальной должности мыслитель отправился в вольное плавание. Начиная с середины 50-х годов, занимался публицистикой. Творческая биография Николай Чернышевского началась примерно в 1853 году. Он писал небольшие статьи и публиковал их в столичных изданиях.

Еще через год мужчина стал сотрудничать с «Современником», который в те времена играл огромную роль не только в культурном, но и просветительском деле.

Казмичов Ю. М. «Чернышевский за работой в редакции «Современник»

И это несмотря на политику действующей власти, Николай I, который всеми силами старался удержать государство и общество в узде, искоренял все проявления инакомыслия и недовольства.

Еще годом позже, в 1855 Н. Г. Чернышевский стал одной из самых влиятельных фигур журнала, наравне с редакторами Добролюбовым и Некрасовым. Получив значительный вес, мужчина требовал реформировать издание так, чтобы оно стало рупором революционной мысли.

Однако его действия встретили ожесточенное сопротивления действующих авторов, которые печатались в «Современнике». Например, И.С. Тургенева или А.В. Дружинина и других. Они стояли на позициях либерализма и настаивали на необходимости мягких перемен, реформ, а не коренного слома общественного строя в России.

Примерно в то же время Николая Гаврилович защитил диссертацию на ученое звание. Тема была довольно безобидной: отношение искусства к действительности.

Некрасов, Добролюбов, Чернышевский в редакции «Современника»

Но свою мысль автор развивал в таком направлении, что нашлось место жесточайшей критике идеалистов и людей искусства, которые не служат интересам общества в самом широком смысле этого слова.

За вольнодумство Чернышевского много и долго ругали, не желая присваивать ученую степень. Добиться результата мыслитель сумел позже тремя годами, в 1858, когда умер один из главных критиков и вместе с тем чиновников.

Арест и ссылка

Остаться без внимания деятельность Чернышевского не могла. Многими годами ранее он попал в поле зрения жандармов и стал объектом пристального наблюдения служителей политического сыска. Пока власти не предпринимали никаких действий, смотрели за развитием событий.

Спустя 2 года Чернышевский выпустил свой «опус магнум», наиболее крупное произведение, роман «Что делать?». Заканчивал его мыслитель уже в заключении, сидя в Петропавловской крепости в 1863.


Н. Чернышевский в заключении

Арест был делом решенным еще после установления негласного полицейского надзора. Оставалось лишь собрать доказательства. В ход пошли самые грязные приемы.

К Чернышевскому подослали провокатора, которому тот передал одну из своих рукописей. Жандармы перехватили письмо Герцена, где он упоминал имя мыслителя в связи с публикацией очередного политического материала, прокламации и ссылался на идею Чернышевского возродить печать уже запрещенного тогда «Современника», но не в России, а в Лондоне.

Казмичов Ю. М. « Чернышевский у Герцена в Лондоне». Бумага, акварель.

Следствие было долгим, но неумолимым, несмотря на все попытки философа помешать беззаконию. Ничего не вышло, Чернышевского объявили врагом государства номер 1. Именно так он проходил в переписке членов политического сыска.

В 1864 был объявлен приговор. Николая Гавриловича отправляли на каторжные работы сроком на 14 лет. А после освобождения заключенный подлежат пожизненной ссылке.

Пришедший к власти Александр III не желая широкого общественного недовольства, смягчил приговор: 7 лет каторги и почти четверть века ссылки, что не сильно меняло дело.

Казмичов Ю. М. «Молодежь провожает Чернышевского после обряда «гражданской казни». Бумага, акварель.

Арестованного и приговоренного Чернышевского отвезли в Иркутск, а оттуда — в Усолье, где он поступил на принудительные работы на солеваренное предприятие.

Здесь же в городе находились видные представители революционного движения: Г. Заичневский и Я. Ушаков, которые были влиятельными фигурами политического протеста за свержение монархии.

Местные власти такое соседство не устраивало. Не прошло и месяца, как Чернышевского по ходатайству руководства завода и администрации города отправили далее.


Великий писатель Н. Чернышевский

Переезд был сложным, мыслитель тяжело заболел. Лишь в 1866 философ добрался до места отбывания наказания, поступил на принудительные работы на Александровский завод (находился на территории современного забайкальского края). Каторга продолжалась до 1871.

После официальных 7 лет Чернышевского так и не освободили, сославшись на тяжесть преступления. Принудительные работы продолжались вплоть до начала 80-х.

Личная жизнь

Первой любовью Левитана стала очаровательная Мария Чехова – родная сестра известного писателя. Будучи в гостях у приятеля в деревне Бабкино, художник подолгу общался с девушкой, увлеченной живописью. Однажды, набравшись смелости, Левитан признался Марии в любви, но неопытная красавица только расплакалась и убежала.

Мария Чехова

Подобный ответ огорчил Исаака. Потребовалось немало времени, чтобы молодые люди возобновили общение, решив, что им не суждено быть вместе. Нежная дружба продолжалась до самой смерти художника. На смертном одре Левитан признался Марии, что если бы и решился когда-нибудь жениться, то только на ней.

Став известным в московских кругах, Исаак знакомится в Софьей Кувшинниковой. Женщина держала светский салон, где собирались писатели и художники. Замужняя прелестница была старше Левитана на 10 лет, что не помешало бурному роману. Под предлогом уроков рисования Исаак и Софья часто уезжали на Волгу вдвоем.

Исаак Левитан и Софья Кувшинникова

Конец отношениям положили слухи, которые разошлись по Москве из-за неосторожных выражений чувств любовницы к объекту обожания. По другой версии, роман художников закончился из-за Анны Николаевны Турчаниновой.

Жена сенатора из Санкт-Петербурга жила по соседству с имением Кувшинниковой, где любовники проводили лето. Анна – ровесница Софьи – страдала от безделья и увлеклась обаятельным Левитаном. После продолжительных выяснений отношений Кувшинникова вернулась к мужу, а Исаак переехал в дом к Турчаниновой.

Анна Турчанинова и ее дочь Варвара

Однако в связь привлекательной аристократки и талантливого художника вмешалась третья личность. Дочь Анны Николаевны Варвара заинтересовалась маминым любовником и пригрозила раскрыть тайный роман или покончить с собой. Впрочем, это не остановило влюбленных. Близкая связь продолжалась до смерти Левитана.

Сальвадор Дали

«Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа» – Сальвадор Дали.

Испанский живописец, один из самых ярких представителей сюрреализма. Использовал эффект оптической иллюзии. Разработал «параноидно-критический метод» иррационального познания, основанный на критической интерпретации цепочек безумных видений.

Самые известные картины: «Слоны», «Предчувствие Гражданской войны», «Метаморфозы Нарцисса», «Галатея со сферами», «Великий мастурбатор», «Искушение святого Антония», «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «Постоянство памяти».

Изначально Дали вдохновлялся Гауди и Босхом, а позднее присоединился к направлению сюрреализма. Художник считал, что с помощью параноидно-критического метода, разработанного им самим, он может познать абсолютную истину и получить власть над реальностью. Его работы представляют собой нечто на грани реальности и сна, правды и вымысла. Кто-то считает его сумасшедшим, кто-то гением, но никто не отрицает уникальности и неповторимости его произведений. В последних работах Сальвадора Дали отчетливо прослеживается увлечение мифологическими и библейскими сюжетами.

Где почитать о художнике: С. Дали «Дневник одного гения», «Тайная жизнь Сальвадора Дали», «Сокрытые лица», А. М. Петряков «Сальвадор Дали. Божественный и многоликий».

Теперь вы знаете, кто они – 10 самых известных художников, и с легкостью можете поддержать любую беседу об изобразительном искусстве.

Материал для статьи взят из книги Д. К. Самина «100 великих художников», где вы также можете прочитать биографии других, пусть не столь знаменитых, но от этого ничуть не менее великих художников.

А если вы хотите узнать все, но у вас нет времени на чтение, советуем вам пройти нашу программу «Быстрое чтение», которая поможет вам не только ускорить процесс чтения, но и повысить само качество работы с информацией.

Желаем вам удачи и творческих успехов!

Попытки вызволить Чернышевского

Несмотря на опасное и непростое политическое положение, революционное движение и протестный настрой сохранялись даже после организации арестов и ссылок. Всего было 2 попытки освободить мыслителя.

Первая состоялась недолго до отправки Чернышевского из Забайкалья и Вилюйск для дальнейшего отбывания наказания. Г.А. Лопатин, который взялся за дело, успеха не добился.

Сигорский В. «Чернышевский на каторге». Эскиз. 1951 г. Бумага, акварель.

Провалилась и вторая попытка освобождения, которую предпринял народник Ипполит Мышкин. Несмотря на конспирацию, его опознали и арестовали.

Естественный свет и яркое солнце

Жизнь и творчество Левитана

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в Ковенской губернии. Его отец работал в Ковно переводчиком при французской строительной компании, давал частные уроки. В 1870 году семья художника в связи с материальными нуждами переезжает в Москву.

Вот что писал С. Шпицер о детстве Левитана со слов сестры художника:

В 1873 году Исаак поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1877 году Левитан переводится в открытую при училище пейзажную мастерскую, руководителем которой становится А. К. Саврасов. Левитан был любимым учеником Саврасова.

Годы учебы в училище для Левитана были самыми сложными в жизни: умерли родители и начались проблемы с платой за обучение. Избежать увольнения удалось благодаря некой С. Малкиель, оплатившей тайком учебу юного живописца. Не имея ночлега, ученику приходилось прятаться в верхнем этаже училища, чтобы провести ночь в тепле.   В марте 1877 года на передвижной ученической впервые были представлены два пейзажа художника «Вечер» и «Солнечный день. Весна». Саврасов получает Малую серебряную медаль.

В 1979 году картину «Осенний день. Сокольники», представленную на выставке, приобрел сам П. М. Третьяков.    Это было общественным признанием художника.

С 1882 года руководство мастерской было передано известному пейзажисту В. Д. Поленову, под влиянием которого сложился новый подход Левитана к пейзажной живописи.

Левитан был сыном своего времени, его беды были схожи с народными бедами и невзгодами. Даже в свои недолгие годы славы он жил в одиночестве. Его дважды выдворяли из Москвы за неимение «права жительства». Он не обладал крепким здоровьем и не познал простых житейских радостей. Его картины выражают особую «левитановскую грусть», но она исходила не от нужды, которую художник испытывал. Эту грусть правильно истолковал Паустовский: «Он смотрел на природу глазами измученного народа». Эта любовь к природе была глубокой, настоящей, сыновьей. От картин Левитана не веет тоской и безысходностью, они призывают к раздумью.

Левитан начинал свое творчество в Подмосковье. Он уезжал на лето в Саввинскую слободу, где не только писал картины, но и охотился, бродил по окрестностям с любимой собакой Вестой, наблюдая различные состояния природы. Так появились такие произведения, как «Осень», «Последний луч», «Пасека» …

Особое место в творчестве занимают годы, проведенные художником на Волге. В волжских пейзажах чувствовалась творческая зрелость Левитана.

Были у художника любимые уголки природы, где ему больше всего нравилось работать. Это живописный городок Плес и его окрестности. В Плесе были созданы многие известные картины: «Вечерний звон», «Вечер. Золотой Плес», «Ветхий дворик», «После дождя. Плес»

«Золотая осень» (1895)

Левитановский пейзаж сродни пушкинскому пониманию красоты осенней природы:

Такую осень мог изобразить художник-лирик, художник-поэт. Картина поэтична.

Убегающая синяя река поворачивает за березовую рощицу. Река, согласно мотиву художника, означает стремительный путь человеческой жизни. По чистому голубому небу плывут легкие белоснежные облака.

Вдали зеленеет поле, видны деревенские домики на фоне оранжево-желтых берез. Слышен шелест осенних листьев. Пройдет немного времени, и они закружатся в осеннем вальсе. Все деревья, травы, кусты наполнены жизнью, будто дышат. Цветовые сочные оттенки луговой травы, береговых кустов, лесных массивов дают ощущение тепла и нежности.

Это одна из лучших картин художника. В ней показана мимолетная и величественная красота природы.

Рекомендации родителям

Рассмотрите картину.  Найдите и прочитайте литературные произведения об осенней природе. Задайте ребенку следующие вопросы:

  • Почему художник называет осень золотой?
  • Нравится ли ему осень?
  • Что привлекает художников и поэтов в русской природе?
  • За что можно любить русскую природу?

Попросите ребенка написать небольшой рассказ о картине «Золотая осень».

Добавлено описание картины «Бульвар Монмартр ночью» Камиля Писсарро

Интересные факты

  • С ранних лет мыслитель был сильно близорук, не мог играть со сверстниками.
    Из-за болезни мальчик много читал, занимался самообразованием.
  • Страсть Чернышевского к литературе была столь велика, что домашние прозвали его «библиофагом», то есть пожирателем книг.
  • В ранние годы учился в семинарии. Однако священником становиться не собирался и позже ее бросил.
  • В зрелые годы мужчина был материалистом, но при этом все еще верующим человеком.
  • Значительную часть своей жизни Чернышевский находился под надзором полиции. А затем больше 10 лет отбывал наказание, не прекращая при этом работать, заниматься публицистикой.
  • Известно, что Николай Гаврилович был гордым и несгибаемым, принципиальным человеком. Когда после 7 лет, как и предписывалось приговором, его не освободили и предложили подать прошение на имя императора, он отказался, не желая унижаться и раболепствовать перед государем.
  • Находясь в заключении, Чернышевский написал свою наиболее выдающуюся работу — роман «Что делать?». Размышления философа были столь тонкими, что цензоры не заметили в литературном труде двойного дна и пропустили в печать, несмотря на долгую вычитку и поиск крамолы.

Картина «Весна. Большая вода» (1897)

«Весна. Большая вода» — картина-мелодия. Она созвучна произведению Антонио Вивальди «Весна».

Пришла весна.  Широко разлилась река. Вода заполнила все овраги, затопила огороды, дома, рощу. Далеко от дома уплыла деревенская лодка. В воде стоят многочисленные деревья. Их стволы отражаются в речной глади как в зеркале. В прекрасном отражении художник точно повторил не только небо и облака, но стройность и кривизну, толщину и хрупкость деревьев.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Рекомендации родителям

Рассмотрите картину вместе с ребенком и попросите его составить по ней рассказ. Предложите сыну (дочери) прослушать музыкальное произведение Вивальди «Весна». Понять картину помогут следующие вопросы:

  • Какая весна изображена на картине? (Ранняя).
  • Почему деревья оказались в воде? (Разлилась река, растаял снег на пригорках).
  • Что произошло после разлива реки?
  • Как ведет себя вода?
  • Какие чувства к весне испытывает художник? (Нежность. Его радуют неожиданности, которые преподносит человеку весна и большая вода).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: