Биография рождественского

Верещагин Василий Васильевич, русский живописец

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), русский живописец. Баталист. Учился в петербургской АХ (1860-63), в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже (1864-65). Много путешествовал по России и Западной Европе, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии (в 1867-68 и 1869-70), в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах; погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца «Петропавловск». По демократической направленности своего творчества близок к передвижникам. В тематических сериях картин «Туркестанская» (1871-74), «Балканская» (1877-78 и 1880-е гг.), на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др. Верещагин с глубоким драматизмом показал жестокие будни войны, несущей неисчислимые страдания народам , раскрыл тяжесть и героику ратного труда (триптих «На Шипке всё спокойно!», 1878-79, местонахождение неизвестно), мужество и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками («Не замай, дай подойти!», 1887-95, ГИМ). В его творчестве романтическое изображение военной схватки впервые в русской батальной живописи уступило место философски глубоким размышлениям о войне («Апофеоз войны», 1870-71, ГТГ), обличению феодально- религиозного фанатизма («Торжествуют», 1872, ГТГ) и колониализма («Подавление индийского восстания англичанами», около 1884, местонахождение неизвестно). На основе зарисовок и этюдов с натуры Верещагин создал особый жанр документально-этнографической живописи, имевший большое просветительское значение и окрашенный глубоким гуманизмом, уважением к разным народам и их культуре («Всадник-воин в Джайпуре», после 1874-76, «В горах Алатау», 1869-70, «Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874-76, — все в ГТГ). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, часто — с яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения окружающего мира. Стремясь пропагандировать свои гуманистические и антимилитаристские взгляды, Верещагин устраивал выставки в России (1874, Петербург, и др.), Западной Европе, Америке. Пользовавшиеся горячим одобрением демократической общественности, они, как и всё творчество Верещагина, подвергались постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и других стран.

Соч.: Избранные письма, М., 1981. Лит.: А. К. Лебедев, В. В. Верещагин, 2 изд., М., 1972; его же, В. В. Верещагин. , М., 1974; В. В. Верещагин, Воспоминания сына художника, Л., 1982.

Карьера

На самом деле, карьера великого музыканта началась еще во время его учебы в консерватории – вместе со студенческим оркестром он появлялся на ведущих концертных площадках страны. А с 20 лет он прошел конкурс на стажировку в Большом театре в качестве балетного дирижера. За время этой работы он участвовал примерно в сорока постановках, в число которых входили знаменитые произведения Чайковского, Щедрина, Бизе, Хачатуряна, Чайковского, Прокофьева.

Рождественский начал работать в Большом театре с 20 лет.

Вся его жизнь была связана с концертной и преподавательской деятельностью. В разные годы жизни он был главным дирижером и худруком всех известных ведущих советских и зарубежных коллективов. 

Параллельно музыкально-концертной он занимался просветительской деятельностью и преподавал в консерватории и с 2001 года был заведующим кафедрой. То, что маэстро – прирожденный дирижер и педагог, подтверждает случай из его детства, о котором он рассказывал в своих интервью. Однажды, еще обучаясь в музыкальной школе, совсем юный Гена случайно услышал, что ученики, исполняя один из секстетов Чайковского, не могут справиться с произведением. Мальчик импульсивно начал дирижировать, стараясь им помочь. У него все получилось, и он навсегда запомнил это чувство – он на своем месте.

Талантливый педагог воспитал достойных преемников. Его ученики имеют много наград и известны в мире музыки.

Маэстро воспитал плеяду достойных дирижеров.

Рождественский не только исполнял произведения других композиторов, но и сам писал музыкальные сочинения. А многогранность его таланта подтверждает тот факт, что успешен он был и как писатель – его перу принадлежат книги не только о музыке и дирижировании, но и мемуары «Треугольники». 

Студенческая пора и общество отважных поэтов

По своему собственному мнению, Роберт Иванович Рождественский был застенчивым подростком. Поэзия помогала ему раскрыть себя, достучаться до каждого. Когда он узнал про литературный институт в Москве, то четко понял свою будущую цель поступления. В 1950 готовился упорно и долго, собрал все необходимые документы, но получил отказ. В этом же году происходит первая публикация молодого поэта, в журналах «На рубеже» «Новый свет». Он Поступает на истфак Петрозаводского университета. Активно занимается спортом: баскетбол, волейбол. Понимает, что тяга к литературе не ослабла и в 1951 повторно подает документы в литинститут, теперь успешно. 

Этот год является знаменательным в биографии Роберта Рождественского, знакомство с выдающимися, но пока молодыми и совсем неизвестными людьми: Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, чуть позже Булатом Окуджавой – их красиво назовут «золотой пятеркой». Именно в 1951 судьба преподносит, самый главный подарок, встречу с Аллой Киреевой, избранницей поэта. Два года спустя, Алла Киреева и Роберт Рождественский женятся.

В 1955 публикуется сборник «Флаги весны» и первая поэма «Моя любовь». Со временем, рождаются все новые публикации, на животрепещущие темы того времени, всего их более семидесяти.

Биография Верещагина:

Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября
1842 года в семье предводителя дворянства города Череповца
Новгородской губернии. Так же как его братья, он учится на
военного и уже в 9 лет поступает в морской кадетский корпус
в Санкт-Петербурге. По окончанию, недолго служил, но ушёл
в отставку для поступления в петербургскую Академию художеств
(учился с 1860 по 1863 год). Не доучившись окончательно, он
оставляет Санкт-Петербург и уезжает на Кавказ писать с натуры.
Но затем, Верещагин решает вернуться к обучению и учится живописи в
Париже под руководством Жан-Леона Жером (французский художник,
ярый сторонник академизма в искусстве, оппозиционер импрессионизма)
с 1864 по 1865 гг.

Затем у молодого Верещагина случается странный
период. Он бросает Париж и уезжает снова на Кавказ, много
работает, а осенью 1865 едет в Санкт-Петербург (где, возможно,
он получил критические замечания по своим работам). Затем,
вновь возвращается в Париж где продолжает учёбу в Парижской
академии. Весной 1866 года Василий Верещагин возвращается
в петербургскую Академию художеств и завершает своё официальное
обучение.

В 1867 году Верещагин принял приглашение
Туркестанского генерал-губернатора К. П. Кауфмана приехать
в Самарканд (как военный художник) в звании прапорщика. И
практически сразу оказывается в центре боевых действий. Небольшой
самаркандский гарнизон русских солдат (оставленный в городе) вынужден
героически обороняться от восставших местных жителей. Верещагин
сумел отличится в обороне, подняв бойцов в контратаку. За
что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.

В 1869 году организует «туркестанскую
выставку», где демонстрирует свои работы. По окончании
возвращается в Туркестан. Затем совершает путешествие по западному
Китаю, наблюдает жестокое подавление восстания дунган, участвует
в завоевании Туркестана.

В 1871 году Верещагин едет в Мюнхен, где
работает над картинами для «Туркестанской серии».
Проводит выставки 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех
в Европе. В 1873 году он устроил персональную выставку картин
в Хрустальном дворце в Лондоне.

Весной 1874 года возвращается в Россию и
проводит выставку в Петербурге, на которой подвергнут критике
со стороны императора Александра II и его окружения.

В 1874-1876 гг. Верещагин живёт в Индии,
выезжая также в Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

С началом русско-турецкой войны 1877 г. записывается
добровольцем в армию, получает должность адъютанта с возможностью
свободного передвижения по войскам. И в том же году Верещагин
был тяжело ранен на борту миноносца «Щука».

В 1878-1879 гг. в Париже художник работает
картинами получившими название «Балканская серия».

В 1882-1884 годах Верещагин снова путешествует
по Индии, Сирии, Палестине.
Летом 1894 года Василий Верещагин путешествует и рисует русский
север (Белое море, Северная Двина, Соловки).

В 1896 году художник работает над серией
картин посвящённых войне 1812 года.
В 1899 году проводит лето в Крыму. В 1901 г. посетил Филиппинские
острова, в 1902 побывал в США и на Кубе. А в 1903 году посетил
Японию.

Авторитет Верещагина в Европе как «борца
с войной» таков, что в 1901 году он выдвинута на соискание
первой Нобелевской премии мира.

С началом русско-японской войны Верещагин
оказывается в действующем флоте.
Василий Верещагин погиб 31 марта 1904 года. Броненосец «Петропавловск»,
на котором находился художник, подорвался на мине на внешнем
рейде Порт-Артура.

САЙТЫ + САМАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА

Смерть

В 1990-м врачи поставили Роберту Рождественскому страшный диагноз – «рак (злокачественная опухоль головного мозга)». Однако удачно сделанная во Франции операция продлила жизнь поэту на 4 года. Он не просто жил, но и продолжал творить.

Не стало Роберта Ивановича в августе 1994 года. Причина смерти – инфаркт. Похоронили автора строк, цитируемых и поныне, неподалеку от любимого Переделкино, в литературном некрополе. В память о знаменитом жителе одной из улиц поселка присвоено имя Рождественского.

Наследием автора стали сборники его стихов, которые продолжали выходить большими тиражами и после его смерти.

В Алтайском крае ежегодно в июне проводится литературный фестиваль Роберта Рождественского, где местные жители вспоминают своего земляка.

Работа-загадка и счастливый случай

Именно в училище он встретил преподавателя рисования Гребнева, который первым рассмотрел его талант и стал с ним заниматься, брал с собой на пленэр. Так появилась самая ранняя подписанная работа Сурикова – акварель «Плоты на Енисее». Василию Ивановичу на тот момент было 14 лет. И работа-загадка, отгадать которую исследователи не могут до сих пор – «Синий камень на Енисее». Пытаясь определить, где именно находится этот камень, называют самые разные места.

Затем в судьбе художника произошел еще один интересный и счастливый случай. К этому времени его отец умер, мама с сестрой и братом вернулись в Красноярск. Жить было не на что, и женщина решила сдать второй этаж дома постояльцам.

Первый — хозяйский этаж дома-музея Сурикова

Жильцами оказались дочь губернатора Красноярска Павла Замятина с мужем. Вскоре дочь рассказала отцу, что хозяйский сын очень хорошо рисует, и тот взял его в учителя для своей младшей дочери.

Обнаружив, что парень и правда талантливый, Замятин попросил у него 11 работ и отослал их в Санкт-Петербургскую академию художеств. Оттуда пришел отзыв, что у молодого человека есть задатки, он достоин у них учиться, но обучение платное. Денег у семьи Суриковых не было.

Второй — гостевой этаж дома-музея Сурикова

Тогда губернатор собрал купцов и промышленников и предложил им вскладчину отправить Сурикова на учебу. В те времена это была обычная практика. Бюджета у города практически не было, а дороги, больницы и другие важные объекты возводились за счет меценатов. Купцы не были в восторге от предложения губернатора.

Тогда известный золотопромышленник и меценат Петр Кузнецов сказал, что готов без всякой складчины, на свои деньги отправить молодого художника в Петербург. Вместе с Суриковым Кузнецов отправил еще одного способного человека, Дмитрия Лаврова. Позже Лавров вернулся и стал иконописцем и священником Минусинского уезда.

Петр Кузнецов с семьей

Студенческая жизнь Рождественского

После окончания школы 18-летний Роберт пытался поступить в Московский литературный институт, но провалился на экзаменах. Сам поэт в своей биографии признался в том, что прихватив с собой документы и стопку стихов, с воодушевлением отправился на экзамены, но его не приняли по причине «творческой несостоятельности». Перечитав свои стихи годы спустя, Роберт признал правоту этих слов – «это был тихий ужас!».

Год он проучился в Карелии, активно занимаясь спортом. В этот момент Роберт решил, что поэзия не для него. Однако талант взял свое, и он снова сделал попытку поступить в желанный институт – и поступил!

В 1956 молодой поэт окончил Московский литературный институт.

Во время учебы сам Роберт пишет, что друзей у него было не так уж много. Самым близким из них стал весельчак Владимир Морозов, человек прямой и талантливый, однако слишком компанейский и склонный к выпивке. Его жизнь трагически оборвалась всего на 25-м году, когда жизнь молодого поэта только начала налаживаться… Роберт тогда жил в Кишиневе.

Судьба Роберта Рождественского сложилась намного более удачно. Этому способствовали не только талант, но и порядочность, доброта, которые были присущи гению. Способных поэтов в СССР было много, а вот по-настоящему хороших и талантливых людей – единицы.

Семейная жизнь

Свою будущую жену Рождественский заметил еще на 1 курсе института. Ее имя – Алла Киреева

Роберт Иванович обратил внимание на девушку, когда ее ругали за курение в учебном заведении

Многие девушки были влюблены в Рождественского. Несмотря на это на Аллу он не произвел сильного впечатления, хотя ей сразу понравились его выразительные глаза. Она около года тесно общалась со студентом института Леонидом и ни разу не появлялась в компании Роберта. Для всех стала неожиданностью свадьба Аллы и Роберта. Она состоялась в 1953 г.

После окончания учебы Алла стала литературным критиком. В 1957 г. у супругов появилась дочь. Её назвали Екатерина. А в 1970 г. родилась вторая дочь Роберта Рождественского – Ксения.

Теперь Екатерина переводит тексты на русский язык и изучает искусство фотографии, а Ксения – журналист, она специализируется на кино и литературе. Девушка использует псевдоним, потому что боится опозорить фамилию плохим качеством текста, хотя многим нравится творчество девушки.

После того, как поэт стал популярен, у него появилось большое количество поклонниц. Ходили слухи его романах, но родственники и друзья пары заявляют, что Роберт Иванович ни разу не изменял жене. Он только Алле писал стихотворения о любви, ставшие текстами популярных в СССР и в государствах, образовавшихся после его распада, песен. Супруги провели вместе 41 год.

Живописец из глубинки

Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.

Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.

Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.

Стихи и творчество

Первые стихи парня, на которые обратили внимание, были изданы в петрозаводском журнале «На рубеже» в 1950 г. В следующем году ему удается со 2-й попытки стать студентом Литературного института им

М. Горького.

После 5-летнего обучения в вузе Роберт переезжает в Москву, где знакомится с начинающим поэтом Евгением Евтушенко. К тому моменту, Рождественский уже опубликовал 2 собственных поэтических сборника – «Испытание» и «Флаги весны», а также стал автором поэмы «Моя любовь».

Одновременно с этим литератор увлекался спортом и даже получил первые разряды по волейболу и баскетболу. В 1955 г. впервые на стихи Роберта была положена песня «Твое окно».

Рождественский и Евтушенко

В последующие годы биографии, Рождественский напишет еще немало текстов для песен, которые будет знать и петь вся страна: «Песня неуловимых мстителей», «Позвони мне, позвони», «Где-то далеко» и многие другие. В итоге, он стал одним из самых талантливых поэтов в СССР, наряду с Ахмадулиной, Вознесенским и все тем же Евтушенко.

Начальное творчество Роберта Ивановича было насыщено «советскими идеями», но позже его поэзия начала становиться все более лиричной

Появляются работы, в которых большое внимание уделяется человеческим чувствам, включая главнейшее из них – любовь

Наиболее яркими стихами того времени оказались «Монолог женщины», «Любовь настала» и «Будь, пожалуйста, послабее». Весной 1963 г. Рождественский присутствовал на встрече Никиты Хрущева с представителями интеллигенции. Генсек в жесткой форме раскритиковал его стих под названием «Да, мальчики».

Это привело к тому, что произведения Роберта перестали публиковать, а сам поэт уже больше не получал приглашений на творческие вечера. Позже ему пришлось покинуть столицу и обосноваться в Киргизии, где он зарабатывал на хлеб переводами произведений местных писателей на русский язык.

Со временем отношение к Рождественскому смягчилось. В 1966 г. он первым удостоился премии «Золотой венец» на поэтическом фестивале в Македонии. В начале 70-х ему вручили премии Московского и Ленинского комсомола. В 1976 г. он был избран секретарем Союза писателей СССР, а в следующем году вошел в состав КПСС.

В эти годы биографии Роберт Рождественский продолжил писать тексты к песням, которые исполнялись звездами отечественной эстрады. Он был автором слов ряда известных композиций: «Мгновения», «Мои года», «Эхо любви», «Притяжение земли» и т.д.

Одновременно с этим Рождественский вел телепрограмму «Документальный экран», где демонстрировались документальные материалы. В 1979 г. за произведение «210 шагов» он получил Госпремию СССР.

Через несколько лет Роберт Иванович был главой комиссии по творческому наследию Осипа Мандельштама, делая все возможное для реабилитации репрессированного поэта. Также он являлся председателем Комиссий по литературному наследию Марины Цветаевой и Владимира Высоцкого.

В 1993 г. он был среди подписантов скандального «Письма сорока двух». Его авторы требовали от новоизбранных властей запретить «все виды коммунистических и националистических фракций и объединений», «все незаконные военизированные группировки», а также ввести жесткие санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой дискриминации, за призывы к насилию и жестокости».

Личная жизнь

Личная жизнь Роберта Рождественского связана с одной женщиной, любовь к которой он пронес через всю жизнь – с Аллой Борисовной Киреевой, литературным критиком и художником по профессии. В первую очередь поэт посвящал стихи о любви своей второй половинке.

У супругов выросли две дочери – Екатерина и Ксения. Первая, родившаяся в 1957 году, – переводчица, писательница и знаменитая фотохудожница, бывшая жена владельца холдинга «Семь дней» и мать троих детей.

Младшая – работала журналисткой, кинокритиком и, закрепив писательское мастерство, стала автором нескольких литературных произведений в прозе. В 2019 году на 49-м году жизни Ксения впервые стала матерью, родив дочь.

Вдова поэта Алла Борисовна, прожившая с ним в браке более 40 лет, прожила 83 года, скончавшись в 2015-м.

Жил в двух временах и не любил кровавую историю

Главный секрет картин художника наверняка еще до конца не разгадан. Ведь ту же боярыню Морозову, Ермака, Суворова писали многие, а они нам больше всего запомнились по картинам Сурикова. Один из ключей к разгадке – Суриков жил в двух временах.

Суть в том, что, пожив в Питере и в Москве, художник заметил, что красноярцы ему напоминают москвичей, но не его времени, а XVII века. Приехав из Красноярска, он понял, что преодолел не только 3 000 верст, но и как минимум 200-300 лет. Это дало ему тот механизм, благодаря которому он смог приоткрыть дверь в прошлое. Поэтому его картины на историческую тему такие правдоподобные.

Еще один любопытный факт: историческая правда в картинах художника уступает место художественной задумке. Например, в картине «Утро стрелецкой казни» Суриков изменил угол кремлевской стены, сделав его менее крутым, чтобы стена шла параллельно отряду петровских преображенцев. Так, по замыслу художника, наиболее явно видно противопоставление хаоса старой Руси новым порядкам, вводимым Петром.

«Утро стрелецкой казни»

Хотя сам Суриков никогда не говорил, на чьей он стороне – стрельцов, идущих на казнь, или царя. Он вообще был далек от политики.

А с картиной приключилась любопытная история. Ее впервые выставили на Девятой выставке передвижников 1 марта 1881 года. А вскоре после открытия выставки раздалась весть о взрыве на Екатерининском канале и убийстве Александра Второго. Выставку тут же закрыли.

К слову, на самой картине, которая говорит о казни, казни нет. Говорят, Илья Репин советовал Сурикову добавить на полотно парочку повешенных, а не просто пустые виселицы. Суриков сделал набросок, вошла няня его детей и упала в обморок. И художник сразу же отказался от этой идеи. Он не любил «чернуху» и считал, что на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» неправдоподобно много крови. Сам же он кровью поражать не будет, а лишь хочет, чтобы люди задумались о своей истории.

Вершиной творчества художника считается картина «Боярыня Морозова» – полотно на тему раскола в Русской Православной Церкви, который стал идеологической травмой для русского народа, сопоставимой с революцией 1917 года и Гражданской войной. Здесь Суриков также отходит от исторической правды.

«Боярыня Морозова»

Известно, что боярыню Морозову везли на санях, привязанную к стулу. Так и было на набросках картины, но стул мешает добиться динамики, и Суриков усадил Морозову прямо в сани.

Недавно специалисты Русского этнографического музея проанализировали картину «Покорение Сибири Ермаком». С точки зрения этнографии там очень богатый выбор костюмов и деталей эпохи. И обнаружили интересные моменты. Народы, которые там представлены, преимущественно западносибирского происхождения, а костюмы на них – эвенков и нганасанов, которые живут на берегах Енисея. Причем костюмы эти женские, а надеты на мужчин. Видимо, художнику они показались более яркими и красивыми.

Биография

Цитаты из произведений Роберта Рождественского, написанные в середине XX века, – ясная и суровая иллюстрация того, что происходит в веке XXI. Поэт если и не был провидцем, то совершенно точно обладал уникальным сочинительским даром и стал автором потрясающих по чистоте и глубине проникновения в душу стихов.

Соратники считали его «самым советским», поскольку власть к нему благоволила. Рождественский всегда оставался талантливым и умным человеком, а таких, как писал литературный критик и прозаик Кирилл Ковальджи, на Руси хватало. Говоря о Роберте Ивановиче, к этим характеристикам смело можно добавлять эпитеты «добрый» и «порядочный».

Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:

  • vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;

  • gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;

  • myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
  • familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
  • books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;

  • jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.

Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.

Если бы мама пожалела, он мог не стать художником

Всю свою жизнь Василий Суриков вспоминал один эпизод. Когда пришла пора учиться, мама повезла его из села Сухой Бузим в Красноярск, в уездное училище.

Позже художник с братом не раз приезжал на это место и считал, что здесь произошел поворотный момент в его жизни, определивший его дальнейшую судьбу. Если бы мама тогда пожалела сына и забрала домой, скорее всего, он бы не стал художником.

О жизни и творчестве одного из самых знаменитых российских художников известно многое. Но исследователи до сих пор находят белые пятна в его биографии.

Портрет мамы Сурикова, написанный им

Иногда даже с экрана телевизора можно услышать, что Василий Суриков родился в селе Сухобузимо, где несколько лет назад стали возрождать старинную русскую забаву – «Взятие снежного городка» в память о картине художника с одноименным названием.

Однако в селе Сухой Бузим (нынешнее Сухобузимо) художник лишь жил несколько лет. А родился он в Красноярске, об этом есть записи в метрических книгах. Когда у отца художника начались серьезные проблемы со здоровьем – в роду Суриковых все мужчины были предрасположены к туберкулезу, он попросился перевести его на службу в село. И семья переехала в Сухой Бузим.

До сих пор не известно, откуда изначально пошел род Суриковых. По одной из версий предки художника пришли в Сибирь с Ермаком. Как утверждает историк Геннадий Быконя, точно известно, что сам Суриков пытался установить, откуда пошел его род, и просил брата заняться этим.

За год до своей смерти Суриков утверждал, что их роду более 200 лет и идет он от донских казаков. В 1893 году художник с дочерью Ольгой приехал на Дон для сбора материала для картины «Покорение Сибири Ермаком». И донские казаки признали его своим.

«Покорение Сибири Ермаком»

Также есть свидетельства, что предки художника Петр и Илья Суриковы были участниками красноярского бунта. Красноярск славился своим бунтарским духом. В конце XVII века красноярцы изгнали нескольких воевод подряд. Последний бунт закончился для них хорошо. Царь Петр I признал требования жителей справедливыми, назначил воеводу, против которого горожане не возражали, а прежних воевод отдал под суд. О бунте же велел никаких расследований не производить.

Отец художника Иван Васильевич, по некоторым сведениям, был казачьим сотником, но потом казачью службу оставил и служил чиновником средней руки в Енисейском губернском управлении. Дважды был женат.

От второй жены у него родилось восемь детей, но выжили только трое. Остальные умерли в младенчестве. Есть мнение, что смерть маленьких детей, которая происходила на глазах у Сурикова-ребенка, наложила свой отпечаток на творчество будущего художника.

Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить

Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.

Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.

«Меншиков в Березове»

Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.

На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:

«Благовещение»

Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.

В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.

На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.

Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее

Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.

Светлана Хустик

Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Заслуженное признание

Роберт Иванович продолжал творить даже далеко от Родины и в 1965 г. издал сборник “Радиус действия”. В 1966 г. в Македонии ему дали премию “Золотой венец” за участие в международном фестивале “Стружские вечера поэзии”.

В 1968 г. Рождественского пригласили быть судьей фестиваля киноискусства в Каннах. Он принял это приглашение. В дальнейшем он ещё дважды был членом судейской комиссии в 1973 г. и 1979 г.

После международного признания таланта автора, его реабилитировали и в СССР. Там произошли события, способствующие росту популярности автора:

  • 1970 г. – премия Московского комсомола;
  • 1972 г. – премия Ленинского комсомола;
  • 1976 г. – назначение на должность секретаря Союза писателей СССР;
  • с 1977 г. – членство в КПСС;
  • 1970-е гг. – работа в качестве телеведущего проекта “Документальный экран” на Центральном телевидении;
  • 1980 г. – перевод на русский Олимпийского гимна, который был сыгран на открытии Олимпийских игр в Москве;
  • 1981 г. – издание стихов В. Высотского, собранных в книге “Нерв”;
  • с 1986 г. – председательство в Комиссиях по литературному наследию О. Мандельштама, М. Цветаевой и В. Высотского.

В 1993 г. автор был замешан в громком деле. В одном из выпусков газеты “Литературные новости” было напечатано “Письмо сорока двух”, где некоторые писатели просили у правительства запретить все коммунистические и националистические партии. Среди подписавших обращение был и Роберт Иванович. Лично знавший автора Эдуард Шевелев заявил, что роспись Рождественского подделали.

Творчество

Краткая биография Рождественского как поэта берет свое начало в 1950 году, когда было опубликовано несколько его стихов.

Став студентом Литературного института, юноша начал много писать. За несколько лет плодотворной работы у молодого поэта накопилось так много стихов, что в 1955 году он издал свой первый сборник, который назвал «Флаги весны».

Роберт Иванович вошел в историю советской литературы как яркий представитель поэтов-шестидесятников, среди которых были Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко. Поначалу его творчество было наполнено гражданской патетикой, но спустя время она уступила место любовной лирике.

Рождественский быстро приобрел славу поэта-песенника, чьи стихи прекрасно ложились на музыку. Многие его песни становились шлягерами и в течение многих лет пользовались особой любовью у советской публики.

Поэт тесно сотрудничал с именитыми композиторами, которым удавалось написать прекрасную музыку на слова Рождественского. Сотрудничество с Раймондом Паулсом, Максимом Дунаевским, Александрой Пахмутовой, Давидом Тухмановым неизменно оказывалось весьма плодотворным: на свет рождались песни, которые пела вся страна.

Поэтический талант Роберта Ивановича был многогранен: он с легкостью писал на любые темы, будь то война, любовь или житейские трудности. Его произведения звучали в кинофильмах «17 мгновений весны», «Неуловимые мстители», «Карнавал» и многих других.

Писал Рождественский и для детей. Это были простые, но вместе с тем очень веселые и озорные стихи, которые легко запоминались и пользовались большой популярностью среди детворы.

Проявил себя Рождественский не только в качестве поэта. Он руководил комиссией по литературному наследию таких авторов как Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Владимир Высоцкий.

Личная жизнь

Несмотря на то, что Рождественский практически жил своей работой, у него сложилась счастливая семейная жизнь. Естественно, жена была из круга музыкантов – по-другому и быть не могло. Виктория Постникова –  талантливая пианистка, а ее сын от первого брака с Владимиром Спиваком – Александр – носит фамилию Рождественского и стал скрипачом. Иногда они выступали вместе под руководством главы семьи. Как признается Виктория, это приносило всем огромную радость и наслаждение. Отношения между всеми членами были очень трепетные и уважительные.

Виктория  Постникова – жена и единомышленник Рождественского.

Маэстро ушел из жизни 16 июня 2018 года в возрасте 87 лет и похоронен на Введенском кладбище г. Москвы.

Детство и юность

Будущий поэт появился на свет в небольшой алтайской деревне Косиха 20 июня 1932 года. Его отцом был поляк Станислав Петкевич, и при рождении мальчика звали Петкевич Роберт Станиславович.

Когда ему было 5 лет, родители решили развестись, и с началом войны семья окончательно распалась: отца Роберта призвали в армию, мать мобилизовали на фронт в качестве медика, а Роберт остался на попечении бабушки. Война и расставание с родителями оказало такое большое влияние на мальчика, что в девятилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение, посвященное уходу отца на фронт.

В 1945 году мать забрала Роберта. К тому времени она вышла замуж за офицера Ивана Рождественского, который заменил мальчику родного отца, погибшего на фронте. С тех пор во всех документах значилось его новое имя – Роберт Иванович Рождественский.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: