Отрочество и юность в Санкт-Петербурге
Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.
Исаак Левитан: сено лучше черепов
Любитель уединенных прогулок и мастер лирического пейзажа Исаак Левитан написал в 1879 году картину «Осенний день. Сокольники». Он показал ее другу Николаю Чехову, художнику и брату знаменитого писателя. Николай посмотрел на полотно и предложил добавить фигуру загадочной женщины в черном. Предложил — и сам сделал. Итоговая версия понравилась Павлу Третьякову, который поспешил купить работу.
И. И. Левитан «Осенний день. Сокольники» (1879). Источник
Людей Левитан изображал неохотно и редко, но нельзя сказать, что они живописцу совсем не давались. Он 11 лет отучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и блестяще прошел итоговое испытание: написал этюд с обнаженного натурщика — хотя в годы учебы он отказывался рисовать черепа, скелет и всё, что ассоциировалось у него со смертью.
Константин Коровин вспоминал, как поспорил с Левитаном, нужно ли художнику знать анатомию. Слова последнего объясняют многое в его творчестве: «Я хочу писать стог сена, в нем же нет костей и анатомии…»
Казак из Красноярска
Биография русского казака, как сам себя называл Василий Иванович, поистине гордясь своим происхождением, начинается в небольшом сибирском городке Красноярске в 1848 году.
Его предки по отцу пришли с Дона вместе с Ермаком, а мать была происхождением из старинного казачьего рода. Потому совсем неудивительно, что знаменитый художник писал про себя, что он со всех сторон казак с более чем 200-летней историей.
Творческие таланты родителей передались и младшему Сурикову. У отца были музыкальные данные, он играл на гитаре и славился лучшим красноярским певцом. У матери отлично получалось вышивать, она обладала врождённым художественным вкусом.
Как вспоминает художник в своих мемуарах, ему было всего шесть, когда он рисовал Петра I с гравюры, при этом «мундир синькой, а отвороты – брусникой». Будучи учеником красноярского приходского училища с 8 лет, маленький Суриков был отмечен учителем рисования.
Мальчик у него научился тонкостям живописи, по заданию педагога копируя картины мастеров живописного искусства. Это был его первый наставник, который дал дорогу будущему русскому художнику. Понятие красоты в Сурикове воспитала суровая Сибирь с её жестокими нравами, мужественными людьми, народными играми и величественной природой.
Поле смерти отца 11-летний Вася Суриков устроился в канцелярию писцом, но не оставлял надежду поступить учиться на художника. Он рисовал всё, в том числе разукрашивал пасхальные яйца «по три рубля за сотню». Среди заказов даже была икона.
Ранние суриковские рисунки были замечены красноярским губернатором, который и походатайствовал о приёме его в училище.
Провалившись в петербургской академии художеств на вступительном экзамене по рисованию с гипса, Суриков идёт в школу союза поощрения художеств, чтобы не терять драгоценное время, где за три месяца осваивает трёхгодичный курс. И уже подготовленный, без труда становится студентом художественной академии.
Не писал на заказ, никого не учил и только называл цену
Все последующие 40 лет творчества он не написал на заказ ни одной работы. Это один из феноменов художника. Практически все русские живописцы писали на заказ и только так могли безбедно существовать. Суриков же никогда не нуждался в деньгах.
Его картины покупали, и за ту цену, которую выставлял он сам.
Большую картину художник в среднем писал от 3 до 5 лет. И все это время жил на деньги, полученные от продажи предыдущей. Не отказывал себе в поездках в Сибирь, в Европу, дал детям хорошее образование. Выписывал лучше холсты и краски из-за границы.
Также он не вел никакой педагогической работы, хотя его несколько раз приглашали. Художник отвечал, что у него нет времени и очень много замыслов, которые он хотел бы реализовать. Именно поэтому у Сурикова не осталось учеников.
Хотя, как утверждают исследователи, его манера писать прослеживается в творчестве более поздних художников, но это скорее бессознательное влияние. Более того, Суриков не продал ни одной своей картины за рубеж, хотя у него не единожды просили.
Сколько могут стоить картины Сурикова. Примеры уходов
Как мы писали выше, Николай II утверждал, что картины Сурикова обязательно должны стать народным достоянием, а не храниться в частных коллекциях. Так и вышло, ведь значительная часть его произведений сегодня рассредоточена во многих крупных музеях, особенно известные масштабные полотна. На аукционах же появляются в основном этюды, эскизы или графика, да и те выставляют редко. Их стоимость отнюдь не маленькая, так как коллекционеры готовы платить за них десятки и сотни тысяч долларов. Например, эскиз жены стрельца к холсту «Утро стрелецкой казни» был продан в 2004 года на торгах Christie`s за 106 тысяч фунтов стерлингов, а этюд казака к холсту «Покорение Сибири Ермаком» ушел за 55 тысяч фунтов стерлингов там же, но уже в 2010 году.
Эскиз жены стрельца к картине «Утро стрелецкой казни». 1880 г.
Кстати, сам Суриков не стеснялся называть высокие цены за свои этюды. Когда однажды к нему пришли И. Грабарь и его знакомый коллекционер, художник называл цену за каждый этюд в районе 5 тысяч рублей. В ответ на просьбу сбавить цену он возразил, что он бы и рад, да имя не позволяет ему это сделать. Как видим, сегодня его этюды тоже в цене.
Изредка уходят и небольшие картины художника. Так, в декабре 2013 года с торгов «Знакъ-Арт» продали сразу две его картины. Первой оказался небольшой портрет размерами 30,5 х 21 повзрослевшей Оли Суриковой, написанный художником в 1897 году. Его приобрели почти за 91 тысячу долларов. Вторая работа представляет собой пейзаж «Крым. Ай-Петри», созданный живописцем в начале XX века. Картина ушла с молотка за 121,2 тыс. долларов. Обе эти работы, а также названный выше эскиз жены стрельца образуют тройку самых дорогих на сегодня картин, проданных на официальных торгах.
В. Суриков. Потрет О.В. Суриковой. 1897 г.
Вообще за период с 1989 по 2021 годы на торги выставляли только 63 работы Сурикова, среди которых живописных работ 37, а остальное — графика. Их средняя стоимость составила почти 30 тысяч долларов. Из них была продана 41 работа, причем большая часть уходов состоялась до 2008 года. За последнее же десятилетие число выставленных картин и вовсе сократилось до десятка, так как коллекционеры не торопятся расставаться с уже купленными шедеврами Сурикова. Нетрудно догадаться, что более крупные работы могут вызвать ажиотаж и будут претендовать на многомиллионные суммы.
Большая любовь Василия Сурикова к русской истории, наблюдательность, талант и трудолюбие сделали свое дело. Именно благодаря их сочетанию художник оставил нам в наследие эпические произведения, которые сегодня украшают лучшие музеи и трепетно хранятся в частных коллекциях.
Работы художника
- Боярыня Морозова
- Взятие снежного городка
- Переход Суворова через Альпы
- Покорение Сибири Ермаком
- Утро стрелецкой казни
- Меншиков в Березове
- Степан Разин
Степан Разин
Миланский собор
Покорение Сибири Ермаком
- Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского
- Боярышня со скрещенными на груди руками
- Вечер в Петербурге
- Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге
- Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора
- Миланский собор
- Посещение царевной женского монастыря
- Церковь в селе Дьякове
- Патриарх Гермоген в молении о низвержении тушинского вора
- Женский портрет
,
Личная жизнь
Город Грозный для Владимира Комарова был самым романтическим городом на Земле. В 49-м он встретил здесь свою первую и единственную любовь, будущую жену. Он увидел ее фотографию в витрине фотосалона и влюбился с первого взгляда. Единственно, что удалось узнать у фотографа, что она учится в педагогическом институте. Владимир нашел ее. Валентина Киселева приехала в Чечню во время войны. Ее отец осваивал Чеченские нефтяные месторождения.
Владимир год ухаживал за Валентиной. Родители невесты вначале были против летчика, но через два месяца поняли – Валентине с женихом повезло. Вскоре молодые сыграли свадьбу. Валентина всю жизнь была верной женой и вместе с мужем стойко переносила все тяготы и лишения воинской службы Владимира.
В счастливом браке в семье Комаровых в 1951 году родился сын Евгений, а в 1958 году – дочь Ирина, которая впоследствии была военнослужащей.
В кругу семьи
Картины Василия Сурикова 80-х — начала 90-х годов девятнадцатого века
Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. Он часто говорил о том, что если бы ему пришлось рисовать ад, он бы сажал моделей в огонь и сам бы писал в нем. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Сам типаж восставшей против церковной власти боярыни художник нашел в своей тете. Сильная и страстная женская натура, верная своим убеждениям и вызывающая различные чувства у собравшейся толпы – от ненависти до преклонения – стала одной из лучших в творчестве Сурикова. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Современники отнеслись к этому полотну восторженно, оно участвовало в Передвижной выставке.
В 1888 году умерла жена художника. Он очень горевал, практически отошел от живописи и уехал из Москвы в Красноярск. Там через несколько лет он излечился от скорби и даже создал жизнерадостную картину «Взятие снежного городка».
Увековечение имени
Мемориальная доска на доме на Волхонке, где жил Суриков, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков (ГМИИ)
Бюст русского живописца Василия Ивановича Сурикова в Румянцевском саду в Санкт-Петербурге
- Имя Василия Сурикова присвоено Московскому художественному институту.
- На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник (скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани), там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба, где в 2002 году был открыт новый памятник (скульптор Юрий Злотя). Собрание живописи и различных предметов краеведческого музея составило основу коллекции при открытии дома-музея.
- В 1959 году снят историко-биографический фильм «Василий Суриков» режиссёра Анатолия Рыбакова.
- В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
- Улицы имени Сурикова в: Липецке, Новосибирске (улица Сурикова), посёлке Сокол в Москве, в с. Сухобузимское Красноярского края, Киеве, Одессе, Иркутске, Кирове, Владимире, Нижнем Новгороде.
- В Казахстане в городе Рудном есть переулок Сурикова.
В Красноярске:
- Улица имени В. И. Сурикова;
- Музей-усадьба В. И. Сурикова (ул. Ленина, 98) с памятником;
- Художественный музей им. В. И. Сурикова, (ул. Парижской Коммуны, 20);
- Детская художественная школа № 1 им. В. И. Сурикова, (ул. Ленина, 79);
- Средняя общеобразовательная школа № 1 им. В. И. Сурикова (Краснодарская ул., 7 б);
- Художественное училище им. В. И. Сурикова, (Свердловская ул.5);
- Суриковский сквер с бюстом на ул. Ленина;
- Сквер с памятником на пр. Мира/ ул. В. Сурикова;
- Скамья и верстовой столб в месте, где Суриков решил стать художником (на пересечении Енисейского Тракта и ул. Славы).
Речные суда:
- танкер Василий Суриков — Енисейское речное пароходство;
- теплоход Василий Суриков — Московское речное пароходство.
В филателии
Почтовая марка СССР, 1948 год
Почтовая марка СССР, 1948 год
Почтовая марка СССР, 1957 год. 200 лет Академии художеств: К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков
Почтовая марка России, 1998 год
Почтовая марка СССР, 1967 год: картина «Боярыня Морозова»
Картины художника Виктора Васнецова
Именно в «Абрамцево» (где художник долгое время жил) зародился первый цикл сказочных картин Васнецова. Цикл открывали три картины, которые были написаны по заказу Мамонтова: «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке».
Три царевны подземного царства
Алёнушка
Иван-Царевич на Сером Волке
Картины со сказочными сюжетами Васнецов писал всю свою жизнь. При всем их разнообразии (и даже неравноценности) все картины объединяет, в первую очередь, желание раскрыть внутреннее содержание русской сказки, создать атмосферу реальную и одновременно фантастическую. Сказочную. С особым пониманием добра и зла. И верой в справедливость и торжество добра.
Ковёр-самолёт
Витязь на распутье
Уже в первых работах художника видна большая любовь к народному костюму и внимание к его деталям. Именно в этот период участники Абрамцевского кружка начинают заниматься углубленным изучением старинного народного костюма, форм и орнаментики
И полученные знания Васнецов использует в написании своих картин.
Спящая царевна
Снегурочка
Ярким примером увлечения народным костюмом стал этюд художника «В костюме скомороха».
В костюме скомороха
В 1881 году Васнецов пишет одну из лучших своих сказочных картин — «Аленушка». Эту картину он пишет в Абрамцево. Там же, в Абрамцево, художник приступил к художественному оформлению спектакля «Снегурочка».
Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере
Спектакль изначально был поставлен в доме Мамонтова, а в последствии, перенесен на профессиональную сцену.
При всем успехе «Аленушки» самым грандиозным замыслом восьмидесятых годов стали «Богатыри». Эту картину художник писал почти двадцать лет (1881-1898). Нужно сказать, что за этот период Васнецов написал несколько больших и очень значимых работ.
Картина-фриз «Каменный век» (1882 – 1885) для Московского Исторического музея — 16 метров в длину, состоящая из трех частей: первая посвящена жизни и быту древних людей, вторая – это сцена охоты на мамонтов, третья – «Пиршество».
Именно благодаря «Каменному веку» художник получил подряд на роспись Владимирского Собора в Киеве.
Эскизы для росписи Владимирского собора. Княгиня Ольга и Нестор-летописец
В 1891 году работы по росписи были почти закончены и художник, вместе с семьей, возвращается в Москву. К этому периоду материальное положение семьи настолько улучшилось, что Васнецовы смогли купить небольшую усадьбу в Абрамцево и построить в Москве небольшой дом с мастерской. Именно в этой мастерской художник возобновляет работу над «Богатырями» и, одновременно, начинает писать картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (с этой картиной в 1897 году художник в последний раз выступит на выставке передвижников).
Царь Иван Васильевич Грозный
В 1899 году в Москве открывается первая персональная выставка художника. И центральным произведением выставки становятся «Богатыри».
Три богатыря
В последние годы XIX века Васнецов находится на пике славы: о художнике хорошо и много пишут отечественной и зарубежной прессе, его мастерскую посещают известнейшие музыканты, художники и писатели. Третьяков в своей галерее (уже переданной в дар Москве) строит специальный зал для произведений Васнецова.
В это период художника, вдруг, увлекла архитектура. Много лет назад в Абрамцево по эскизам художника были возведены две небольшие постройки: домашняя церковь и «Избушка на курьих ножках». Позднее – фасад Третьяковской галереи и несколько частных домов в Москве.
Умер Виктор Михайлович Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.
Гусляры
Вера есть дар и талант, не имеющего этого дара – не научить
Самая любимая картина художника – «Меншиков в Березове». Композицию он подсмотрел случайно. Вернулся домой в дождливый день и увидел жену и детей, сидящих за столом у окна. Перебирая образы, он вспомнил сосланного при Петре I Александра Меншикова.
Натурщицей, с которой художник писал младшую дочь Меншикова, смертельно больную Марию, стала жена художника, которая тоже в это время себя очень плохо чувствовала. На картине видно, насколько девушка бледна.
«Меншиков в Березове»
Последней большой работой художника стала картина «Благовещение». Подлинник находится в Красноярске, в Художественном музее имени В.И. Сурикова. Здесь он предельно лаконичен: архангел Гавриил протягивает руки к Богоматери.
На одном из альбомов своих рисунков Суриков пишет:
«Благовещение»
Последний раз Василий Суриков приезжал в Красноярск в 1914 году. Хотел остаться в Сибири, но началась война, его зять Петр Кончаловский был мобилизован, и художник решил вернуться к дочери и внукам.
В 1915 году он поехал в Крым, чтобы поправить здоровье. Пребывание на солнце усугубило наследственную проблему с легкими. Вернувшись, он тяжело заболел и 6 марта 1916 года умер.
На сегодняшний день еще нет полного каталога произведений Сурикова. В советское время Владимир Кеменов пытался его создать и включил туда более 2 000 названий. Но там нет многих работ, которые сегодня уже известны.
Фигура художника в бронзе выставлена в доме-музее
Сейчас специалист Красноярского художественного музея им. Сурикова Татьяна Резвых работает над созданием такого каталога. В него уже включены исторические, бытовые картины, этюды и эскизы к ним, книжные иллюстрации. До сих пор мало говорилось о том, что Суриков иллюстрировал произведения Пушкина и Лермонтова, у него есть и книжная графика. Так что исследователям еще предстоит большая работа по изучению наследия художника.
Светлана Хустик
Фото из архива Красноярского краеведческого музея
Детство и юность
Настоящая фамилия Шаболовского душегуба была вовсе не Комаров. Василий родился в 1877 году в семье Терентия Петрова, служившего рабочим на железной дороге. У Терентия с супругой было семеро по лавкам, и все беспробудно пили горькую.
Василий вслед за родителями и братьями также пристрастился к алкоголю, лет с 15 привыкнув не только к водке, но и к денатурату с политурой. Уже потом, во время медицинского освидетельствования при задержании, ему поставят диагноз «алкогольная дегенерация».
Шаболовский душегуб Василий Комаров / «Аргументы недели»
В молодости Петров в течение 4 лет отбыл воинскую повинность в армии. Вернувшись домой, Василий стал искать способы добычи пропитания. В 1904 году он отправился за длинным рублем в дальневосточные земли, где в ту пору шла Русско-японская война. Там мужчине удалось неплохо заработать, но деньги он быстро спустил.
Следующим способом разжиться стало воровство. Петров обчистил воинский склад, но и гульнуть толком не успел, как его посадили на год.
В 1917 году началась Гражданская война, но она 30-летнему Петрову оказалась только на руку. Его, бывшего уголовника, приравняли к пострадавшим от царского режима и без вопросов приняли в Красную армию. Он даже успел дослужиться до звания командира, однако попал в плен к Деникинской армии. Освободившись из неволи, Василий не стал искушать судьбу и на всякий случай взял себе фамилию Комаров, под которой и началась биография убийцы.
Детство и юность космонавта
Весенним днем 16 марта 1927 года в столице нашей Родины Москве, в семье простого дворника Михаила Яковлевича Комарова и его жены Ксении Игнатьевны родился сын, которого назвали Владимиром. Он был вторым ребенком в семье. Первая была сестра от первого брака матери Ксения, которая была старше брата на 12 лет.
Юношеские годы Владимира пришлись на годы страшной войны. Но это не помешало юноше учиться в школе, которую он успешно окончил в 1943 году.
С младенчества будущий космонавт мечтал о небе. Получив аттестат об окончании школы, не раздумывая поступает в спецшколу ВВС в Москве. Там юноша окончательно убедился в том, что только в небе он будет счастлив. Спустя два года Владимир поступает в Борисоглебское летное училище. Через год будущего космонавта переводят в Батайское военное авиационное училище, которое он успешно окончил в 1949 году.
Отрочество и юность в Санкт-Петербурге
Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.
НЭП
1921 год. Большевики объявили о Новой экономической политике (НЭП). Если раньше заниматься предпринимательством было нельзя, то теперь сделали кое-какие поблажки. Поэтому люди что-то покупали и продавали.
Комаров быстро смекнул, что может быть эффективной такая схема, какую он около 33 раз воплощал в жизнь, хотя и было доказано только 29 эпизодов:
Василий предлагал купить лошадь – по очень выгодной цене. Он говорил потенциальным покупателям, что сильно нуждается в деньгах, поэтому и готов отдать товар дешево. Детали сделки Комаров предлагал обсудить у себя дома, где угощал клиентов выпивкой. Затем – разделывался с ними. Тела Комаров прятал в заброшенных домах.
Нужно отметить, что Василий сводил людей со свету, как считают многие, не только из-за того, что хотел завладеть их деньгами. Ему просто нравился сам процесс. Денег-то, на самом деле, удавалось зарабатывать не так уж много. Да и то, что «выручал» Комаров, он быстро тратил. Забегая вперед, стоит отметить, что психиатры признали героя повествования вменяемым.
Ужасает то, что однажды свидетельницей темных дел супруга стала жена Василия Ивановича. Но она не стала обращаться в правоохранительные органы. Наоборот, женщина начала помогать мужу, стала его сообщницей.
Советская милиция
Удивительно, но молодая советская милиция смогла найти душегуба. Это еще и притом, что возможностей было меньше: ни техники, ни современных методов раскрытия преступлений.
Милиционеры, обнаруживая тела в мешках, находили там еще и остатки овса. Из этого они сделали вывод, что душегуб трудится извозчиком.
Но это было так себе открытие, потому что людей указанной профессии в Москве было очень много. Однажды нашли тело, обернутое в пеленку. Сыщики справедливо посчитали, что преступника нужно искать среди семейных, у кого недавно родились дети. Устроили поквартирный обход.
По легенде, искали тех, кто незаконно изготавливал и продавал спиртное. Так попали к Комарову и его жене. В какой-то момент владелец квартиры выпрыгнул в окно и сбежал. В чулане нашли еще одно тело. Комарова быстро поймали. Арестовали и его жену. Пару приговорили к высшей мере.
Советский маньяк был расстрелян!
LegendaPress желает, чтобы ваши мечты сбывались!
Читайте дальше Дьявольский ветер. Почему индусы так боялись его?
Читайте дальше Красота. На что идут женщины ради неё
Читайте дальше Сталин и Троцкий. Битва титанов
Читайте Смертельный укус или месть фараона Тутанхамона.
Читайте дальше Пётр I проиграл Полтавскую битву. Какие были бы последствия?
Заключение
Владимир Михайлович Комаров был одним из самых опытных космонавтов из первого отряда. Неслучайно именно ему доверили испытание нового космического корабля серии «Союз». Он беззаветно любил небо. Эта любовь привела его в первый отряд космонавтов.
Дважды побывав в космосе, Владимир Михайлович трагически погиб во время второго полета. Понимая, что корабль еще не готов к полету в полной мере, и шансы вернуться живым очень маленькие, Владимир согласился лететь. Это было, в какой-то степени, самопожертвование ради другого человека. Дублером Комарова был Юрий Гагарин, с которым Владимир дружил и безгранично уважал. Он не смог позволить погибнуть другу.
Сейчас уже не представляется возможным выяснить истинные причины гибели космонавта, но на праздновании дня космонавтики в 1968 году Главный конструктор Мишин Василий Павлович признался – это я убил Владимира Комарова. Мягкость характера Главного не позволили ему отказаться от полета в условиях космической гонки, он пошел на поводу у Правительства и выпустил «сырой» корабль в космос.
Имя дважды Героя Советского Союза Владимира Михайловича Комарова навечно останется в списке первых покорителей космоса.