П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)
Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.
Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.
Поделиться ссылкой
Минин и Пожарский
Выдающийся гражданин России Кузьма Минин и его не менее знаменитый современник князь Дмитрий Пожарский вошли в историю как освободители русских земель от польских захватчиков. В начале XVII столетия в Русском государстве началось Смутное время. Кризис, охвативший многие сферы жизни, усугублялся нахождением на столичном престоле самозванцев. В Москве, Смоленске и ряде других городов полным ходом хозяйничала польская шляхта, а западные границы страны были заняты шведскими войсками.
Чтобы выгнать иноземных захватчиков с русских земель и освободить страну, духовенство призвало население создать народное ополчение и освободить столицу от поляков. На призыв откликнулся новгородский земской староста Кузьма Минин (Сухорук), который был хоть и не знатного происхождения, но являлся настоящим патриотом своей Родины. За короткое время ему удалось собрать войско из жителей Нижнего Новгорода. Возглавить его согласился князь Дмитрий Пожарский из рода Рюриковичей.
Постепенно к народному ополчению Нижнего Новгорода стали присоединяться жители окружающих городов, недовольные господством польской шляхты в Москве. К осени 1612 г. войско Минина и Пожарского насчитывало около 10 тысяч человек. В начале ноября 1612 г. нижегородскому ополчению удалось изгнать поляков из столицы и заставить их подписать акт о капитуляции. Успешное проведение операции стало возможным благодаря умелым действиям Минина и Пожарского. В 1818 г. память о героических освободителях Москвы была увековечена скульптором И. Мартосом в монументе, который установлен на Красной площади.
Биография
Родился 3 июня 1958 года в селе Раздольное Старобешевского района Донецкой области в семье шахтера. В 1981 году окончил Донецкий политехнический институт по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство», получив квалификацию «инженер-механик». В 2000-м — магистратуру госуправления Донецкого государственного технического университета.
1975-1976 гг. — ученик электрослесаря по ремонту оборудования на макеевской шахте им.Ленина.
1981-й — механик АТП-04671 в Макеевке.
1983-1988 гг., после службы в армии, — приемщик ремфонда, диспетчер производства СТО легкового транспорта в Макеевке.
1988-1990 гг. — председатель кооператива «Горняк».
1990-1993 гг. — директор малого предприятия «Модуль — 5В».
1993-1995 гг. — директор ЧП «Виктория».
1995-1997 гг. — директор, начальник экономического отдела ООО «Квазар».
1998-й — эксперт-консультант представительства фирмы «Ф+Ф» (Макеевка).
1998-2002 гг. — заместитель главы Горняцкого райсовета в Макеевке, заместитель по вопросам деятельности исполнительных органов совета, исполняющий обязанности макеевского городского головы, мэр Макеевки.
Неофициальная версия биографии Джарты связывает его карьерный рост как руководящего работника с участием в команде погибшего при взрыве на стадионе «Шахтер» Ахатя Брагина, а также с тесными деловыми связями с Ринатом Ахметовым и его финансово-промышленной группой. Якобы они активно поддерживали его бизнес, оказывали протекцию при «входе» в административные структуры и помогали в наведении порядка в городе», – утверждает интернет-издание «Версии» (20 октября 2005 г.). |
2002-2005 гг. — первый заместитель губернатора Донецкой области. Депутат Донецкого облсовета IV созыва.
2006-2007 гг. — народный депутат Украины V созыва от Партии регионов.
С августа 2006 по декабрь 2007 гг. — Министр охраны окружающей среды Украины в правительстве Виктора Януковича.
На досрочных парламентских выборах 2007-го В.Джарты снова прошел в Верховную Раду по списку Партии регионов. Член ПР и заместитель главы партии Виктора Януковича. В 2010 г. прошел в Верховную Раду АРК.
С марта 2010 года — Председатель Совета министров Автономной Республики Крым.
18 июля 2011 года Джарты ушел в отпуск. 19 июля стало известно, что он прооперирован в Москве. 17 августа 2011 года Василий Джарты скончался в крымском пансионате «Глициния», где проходил реабилитацию.
Д. И. Менделеев
Всемирно известный химик Дмитрий Менделеев — гордость России. Появившись на свет в Тобольске в семье директора гимназии, он не имел преград для получения образования. В 21 год молодой Менделеев с золотой медалью окончил физико-математический факультет Петербургского пединститута. Спустя несколько месяцев он защитил диссертацию на право чтения лекций и приступил к преподавательской практике. В 23 года Менделееву была присвоена степень магистра химии. С этого возраста он начинает преподавать в Императорском университете Санкт-Петербурга. В 31 год он становится профессором химической технологии, а через 2 года — профессором общей химии.
Бизнес-досье
Бизнесом начал заниматься с 1988 года. Джарты говорит, что был первым кооператором Макеевки, занимался торговлей цветами, работал таксистом, выращивал арбузы и дыни, собственноручно продавал их на рынке. «Потом на одолженные деньги купил автомат, производивший пластмассовые изделия. С тех пор дела пошли лучше», – поведал Джарты историю своего успеха («Контракты», 29 июня 2006 г.). Позже стал заниматься углем и коксом.
Как утверждает «Ukraine daily», Василий Джарты совместно с супругой Натальей Евгеньевной, являлся владельцем ООО «Деликат лтд» (специализация – торговля) и ООО «Диамант лтд» (ликвидирована). Также под его контролем находилось ныне ликвидированное ООО «Торгово-промышленная фирма Акрос Oil ltd» (специализация – оптовая торговля). По данным издания, Джарты является соучредителем Детско-юношеской футбольной школы им. В.А. Морозова и ООО «Трансфер» (Киев) – оптовая торговля, филиал в Макеевке. Эта структура в свою очередь контролирует ООО «Безпека-Схід». Сам Василий Георгиевич говорит, что никакого отношения к «Трансферу» и «Безпека-Схід» не имеет. Ходили слухи и том, что Василий Джарты в Макеевке вместе с Михаилом Бродским имеют деревообрабатывающий завод.
«Еще в начале 90-х, кажется, в 1993-м или 1994-м, он (Бродский) приобрел оборудование для предприятия по созданию древесно-стружечных плит. Реализация этого проекта предполагала появление в городе большого количества рабочих мест. В 2001-м Бродский решил забрать это оборудование, лежащее в ящиках на складе и строить предприятие в Донецке. Тогда я, как мэр и наш горсовет, заняли принципиальную позицию: предприятие должно находиться в Макеевке, новые рабочие места должны создаваться в нашем городе. Позже оборудование было передано горсовету», – вот так комментирует свою историю бизнес-взаимоотношений с Бродским Джарты («Обозреватель», 6 июля 2006 г.).
Творчество Г. В. Свиридова
Важным направлением творчества композитора является Родина. Ее образ красочно описан в большинстве лирических сочинений, где автор рассказывает о народной жизни, русских пейзажах, героях революции.
Еще будучи студентом, начал активно сочинять оперетты и хоровые композиции. Его произведения взаимосвязаны с классической и современной поэзией таких поэтов как Пушкин, Блок, Есенин, Лермонтов, Маяковский, Твардовский и другие.
Георгий Васильевич знаменит своими сочинениями для оркестров. Автор много написал музыки для знаменитых фильмов и киноповестей. Весь мир знает его альбом романсов, в основу которых положены стихи Пушкина.
Краткая биография Георгия Васильевича Свиридова
Жизненный путь будущего композитора начался в 1915 году. Советский музыкант родился 16 декабря в городке под названием Фатеж, в Курской губернии.
Являлся учеником музыкальной школы и студентом музыкального техникума в тогдашнем Ленинграде. В младших классах увлекся литературой, затем стал интересоваться музыкой. После вступления в Союз композиторов начал обучение в Ленинградской консерватории.
Свиридов удостоен многих наград и почетных званий. Среди регалий есть трехкратное награждение Государственной премией СССР, лауреат Ленинской премии. В 55 лет он стал народным артистом СССР, а позже Героем Социалистического Труда.
В перестройку многие сочинения композитора были под запретом, поскольку в этот период набирало обороты течение против тоталитарного прошлого страны. Со временем настроения изменились, и его фамилию вновь вспомнили в творческих кругах.
Марк Шагал
Марк Шагал (1887-1985) родился в Витебске. Он известен своими крупными заказами, такими как окна для синагоги Медицинского центра Университета Хадасса в Иерусалиме, потолок Парижской оперы, витражное окно в здании Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и фрески для Метрополитен-опера.
Шагал учился в Императорском обществе защиты искусств в Санкт-Петербурге. Он переехал в Париж в 1910 году, где познакомился с кубизмом и фовизмом, которые были популярны там в то время. Его работы выставлялись на Осеннем Салоне в 1912 году. Он вернулся в Россию в 1914 году, где ему пришлось задержаться из-за начала войны. Поселившись в своем родном городе Витебске, Шагал основал Витебскую школу народного искусства и был назначен комиссаром по искусству в 1918 году. После войны Шагал путешествовал по Европе и за ее пределами. Во время Второй мировой войны Шагал бежал в Соединенные Штаты.
Марк Шагал. «Окна Америки», 1977, Витраж для Института Искусств в Чикаго
Детство и юность
Василий Перов родился в Тобольске 21 декабря 1833-го (2 января 1834-го). Оказавшись внебрачным сыном прокурора, барона Георгия Криденера, он был обречен на биографию неприметного для родственников человека.
Автопортрет Василия Перова в молодости / Киевская картинная галерея
Родители Василия были обвенчаны чуть позже, но его продолжали считать незаконнорожденным, поэтому фамилию отца он не получил. Поначалу в документах мальчика записали как Васильев благодаря крестному, а фамилия Перов появилась с легкой руки дьяка, преподававшего чистописание и видевшего успехи ученика.
Ситуация с происхождением мальчика казалась тем трагичнее, что род отца изобиловал известными людьми и был древним. Предки Криденеров служили дипломатами и ратовали за интересы Российской империи за рубежом.
Семья часто переезжала из-за деятельности отца. Просвещенный человек, Криденер рисковал, нередко выступая против власти, к тому же славился острым языком. За сатирические стихи барон был отстранен от службы и находился в поисках новой должности. Судьба заставила его побывать в Петербурге, Самаре, Арзамасе, скитаясь по родственникам. Счастьем оказалось приглашение стать управляющим в имении в Арзамасе. В 1843-м Перов стал учеником местного уездного училища.
Автопортрет Василия Перова / Википедия
Видя творческие наклонности сына, отец устроил его в художественную школу Александра Ступина. Василию было 13 лет. Занятия прекратились после того, как юноша напился в компании новых приятелей на именинах знакомой. Вскоре отец потерял место, и семья опять переезжала. Окончательно вернувшись в Арзамас, родители решили вновь разрешить Василию занятия живописью. К этому периоду относится создание первых картин начинающего живописца: «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка».
В 1853-м для получения высшего образования Перов отправился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Несмотря на интереснейшее окружение в лице Ивана Шишкина, Аполлона Мокрицкого, Михаила Скотти и других, молодой человек пребывал в унынии. Юноше было негде жить, а денег не хватало даже на примитивные нужды. Ученику повезло: его приютил преподаватель Егор Васильев, узнавший, что Перов собирается бросить занятия из-за финансовых трудностей.
Картина Василия Перова «Приезд станового на следствие» / Третьяковская галерея
1856-й принес Василию Перову первый успех, означавший, что его труды не были напрасными. Художник выиграл малую серебряную медаль Академии художеств за этюд головы мальчика. В следующем году он стал обладателем большой серебряной медали за картину «Приезд станового на следствие». Становилось ясно, что живописец предпочитает бытовой жанр для реализации в творчестве, интересуется условиями жизни человека и становлением характера под влиянием среды.
Интересные факты из жизни и творчества Г. Свиридова
У Георгия нет прямых потомков. Дети от первых браков умерли, третья жена не смогла родить наследника.
Старшего сына композитор назвал в честь Сергея Есенина. Второй сын Юрий превосходно разбирался в японской прозе средневековья. Парень страдал от почечной недостаточности и нуждался в частом гемодиализе. В далекой Японии эту процедуру делали бесплатно. Туда он и полетел, когда его позвали там работать.
В домашней библиотеке Свиридова собрано около 3 тысяч книг. Он очень много читал, делал анализ полученной информации, увлекался скульптурой и живописью, а еще рыбалкой.
Георгий Васильевич является автором нового текста советского гимна, слова к которому написал Твардовский. Но произведение так не обнародовали. Оно хранится в архиве музыканта.
Перед самой смертью Георгий стал почетным гражданином Москвы. А в доме в Фатеже создан музей его памяти. Единственный памятник Георгию Свиридову установлен в Курске.
Живопись
Хотя Перов обладал бесспорным художественным талантом он понимал, что ему следует продолжать обучение. В 20-летнем возрасте он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это был один из самых сложных периодов в его биографии.
Молодому человеку катастрофически не хватало денег, а также не было постоянного места жительства. Это привело к тому, что он решил оставить учебу, не видя выходя из сложившегося положения. Однако, когда об этом стало известно его учителю, Егору Васильеву, он разместил Перова в своем доме и обеспечил всем необходимым.
В 1856 г. за представленный в Императорскую академию художеств «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», Василий удостоился малой серебряной медали. Спустя год ему вручили большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие», в котором уже прослеживался его собственный «почерк».
Тройка
Незадолго до окончания училища Василий Перов стал автором таких картин, как «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе». Примечательно, что за первую работу его наградили большой золотой медалью и предоставили возможность побывать за рубежом в статусе пансионера.
Став дипломированным художником Перов написал полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем ленивый священнослужитель сидит за обеденным столом, а рядом стоят голодные нищие, которых слуга не подпускает к господину.
После этого Василий отправился за границу, побывав в разных городах Германии и приехав в Париж. Здесь он прожил более года, продолжая заниматься живописью. В ту пору были написаны такие полотна, как «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре» и другие работы.
В 1864 г. Перов возвратился в Москву, где провел всю оставшуюся жизнь. Его сильно волновали жизнь простых людей и социальные проблемы, в связи с чем он выражал свои мысли с помощью кисти. Во второй половине 1860-х годов он изображал на полотнах крестьян, батраков, бедных детей и т. д.
В данный период биографии Василий Перов стал автором таких известных работ, как «Проводы покойника» и «Очередь у бассейна», за которые удостоился наград на художественных конкурсах. Тогда же в его творчестве стали преобладать драматические сюжеты.
Затем мастер представил картины «Сцена на почтовой станции», «Тройка», и «Приезд гувернантки». На них он изобразил крайне тяжелое и унизительное положение батраков – персонажи Перова как бы с упреком смотрят на зрителя.
Интересен факт, что искусствоведы отмечали, что подобный прием будет использоваться живописцем на многих его портретах. За работы «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» он получил звание академика. В 1867 г. его полотна участвовали на Всемирной выставке, получив прекрасные отзывы от критиков.
В последующие годы биографии Перов начал уделять больше внимания портретной живописи. На холсте он стремился передать психологический и духовный мир портретируемого, достигнув в этой области больших высот.
В 1869 г. Василий Перов вместе с Григорием Мясоедовым основал московскую группу передвижников; в течение 7 лет он был членом правления. В скором времени он стал профессором Академии художеств за работы «Странник» и «Птицелов».
Охотники на привале
В последнее десятилетие своей творческой биографии Перов увлекся житейской бытовой тематикой. Именно тогда появилась его знаменитая картина «Охотники на привале». В 1871 г. он попробовал себя в качестве преподавателя Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Тогда же Василий Григорьевич написал множество портретов известных ученых и деятелей культуры, включая Даля, Тургенева, Островского, Достоевского и др. В 1873 г. его работы «Рыболов» и «Охотники на привале» выставлялись на Всемирной выставке в Австрии.
В следующем году художник простудился во время охоты, что привело к развитию чахотки. В те годы для его полотен были характерны исторические, литературные и религиозные мотивы. В 1877 г. он вышел из состава Товарищества передвижников.
Примерно через год несколько картин Перова были выставлены на Всемирной парижской выставке. Затем весь трагизм своего внутреннего мира он выразил «евангельским» циклом и знаковым полотном «Никита Пустосвят. Спор о вере».
Известные сочинения композитора
Наиболее популярными его произведениями стали:
-
«Патетическая оратория» на слова Маяковского (1959 г.);
-
вокальная поэма «Петербургские песни» на стихи Александра Блока (1961-1963 гг.);
-
кантаты «Деревянная Русь» (Есенин, 1964 г.), «Снег идет» (Пастернак, 1965 г.) и «Грустные песни» (Блок, 1965 г.);
-
саундтрек к фильму «Метель» (1964 г.);
-
хоровой гимн Родины (1978 г.);
-
цикл романсов на слова Блока (1972-1980 гг.).
Многие почитатели старых советских фильмов узнают в звучащей в них музыке перо Свиридова. Его лучшие произведения вошли в список известных кинокартин:
-
«Поднятая целина» (1939 г.);
-
«Полюшко-поле» (1956 г.);
-
«Метель» (1964 г.);
-
«Время, вперед!» (1965 г.);
-
«Красные колокола» (1982 г.) и многие другие.
Творчество Свиридова – это многожанровый вклад в искусство Советского Союза и современной России, с годами не теряющий свое значение для истории.
https://youtube.com/watch?v=xm8kpZoX32k
Коридор Вазари во Флоренции
Одним из самых известных и необычных архитектурных творений мастера считается крытая галерея, соединяющая здания Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti), расположенные на противоположных берегах реки Арно.
Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – так называется 750-метровое сооружение, был возведен в рекордно быстрые для того времени сроки (5 месяцев) в 1565 году. Проект осуществлялся по заказу Козимо I, и был приурочен к торжественному заключению династического брака между сыном великого герцога Тосканы, Франческо I Медичи (Francesco I de Medici), и представительницей старинного монаршего рода Габсбургов, Иоанной Австрийской (Giovanna d’Austria), младшей дочерью императора Фердинанда I.
Влиятельный клан Медичи переехал в 1560 году в более просторный Палаццо Питти, находящийся на западном берегу реки Арно. Сооружение коридора, объединяющего новую резиденцию со Старым Дворцом (Палаццо Веккьо), где происходили заседания правительства Флоренции, позволяло титулованным особам, не выезжая в город, быстро, а главное инкогнито, попадать из одного здания в другое.
Пространство крытого перехода условно разделялось на несколько секций. Войти сюда можно было как из Галереи Уффици, так и через личные апартаменты герцогини Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo). Коридор начинался с огромного помещения, получившего название «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento).
Просторный холл был построен еще во времена правления Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), вмещал пять сотен народных представителей Флоренции и олицетворял демократическую власть. При Козимо I помещение использовалось для проведения торжественных приемов и балов. На стенах и потолках, высота которых была значительно увеличена архитектором, появились панно и фрески, выполненные Вазари, описывающие жизнь представителей клана Медичи.
Особый интерес вызывает участок перехода с круглыми слуховыми окошками и металлическими решетками, простирающийся вдоль набережной к старинному мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio).
Несмотря на многочисленные реставрационные работы, этот отрезок коридора сохранился практически в первозданном виде.
Именно здесь хранится около полутора тысяч ценных полотен именитых живописцев, относящихся к XVI-XVII векам, в том числе уникальная по своим размерам коллекция автопортретов, состоящая исключительно из подлинников.
В экспозиции можно найти и картину с изображением Джорджо Вазари, кисти самого мастера. Доступ в этот участок коридора осуществляется только в рамках специальных экскурсионных программ по предварительной записи.
Секция галереи, проходящая через жилые дома и торговые помещения на мосту, оборудована панорамными окнами с видом на Флоренцию и реку Арно. В 1939 году, по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini), смотровые отверстия были увеличены. Примечательно, что во времена Козимо I мясные и рыбные лавки, располагавшиеся на Понте Веккьо, заменили на ювелирные магазины, дабы зловонный запах не беспокоил величественных особ. Павильоны, торгующие украшениями из золота и драгоценных камней, функционируют здесь и в наши дни.
В галерее есть участок, вплотную прилегающий к древней церкви Санта Феличита (Santa Felicita). Для великого герцога тосканского и членов его семьи в стене храма было вырублено окно и сооружен импровизированный балкончик, находясь на котором, можно было присутствовать на богослужении, оставаясь незамеченным для всех прихожан.
На последнем участке крытого перехода размещена выставка автопортретов современных художников. Здесь была проведена масштабная реставрация в 2013 году. Галерея заканчивается выходом во двор Палаццо Питти и раскинувшимися за дворцом садами Боболи (Giardino diBoboli), представляющими собой уникальный парковый ансамбль с гротами, причудливыми статуями и фонтанами.
В наши дни коридор Вазари является частью музейного комплекса Уффици, и считается одной из самых интересных достопримечательностей Флоренции.
К сожалению для туристов и ценителей искусства, в феврале 2019 года администрацией города было принято решение о закрытии для посещений этого уникального архитектурного сооружения, хранящего сотни бесценных экспонатов. Коридор Вазари станет доступным для гостей Флоренции в 2021 году.
Иллюстрации к книгам — Мэрген, Амурские сказки, Дерсу Узала
В 1965 году Павлишин начал активное сотрудничество с Хабаровским книжным издательством. Первой книгой, проиллюстрированной молодым художником, была нанайская сказка «Мэрген и его друзья».
Но настоящую популярность приобрели блестяще выполненные иллюстрации к книге Д. Нагишкина «Амурские сказки». Художник пристально изучал культурное наследие дальневосточных народов. Он наблюдал за тем, как трудятся резчики по кости, как швея вплетает бисер в вышитый узор на одежде, как появляется резное кружево на нанайском туеске. Высокую оценку работе Павлишина дал академик А. П. Окладников, отметивший его индивидуальный стиль, объединяющий глубокие знания культуры Приамурских народов, оригинальные композиции и мастерски выполненный рисунок, который составляет с текстом единое целое.
Книга «Амурские сказки», великолепная во всех отношениях, была удостоена главного приза на Братиславской международной биеннале детских книг — «Золотое яблоко». Первое издание было в 1975 году, переиздания — в 1977 и 1980 годах. В 2014 году издательство «Речь» к 75-летию художника выпустило «Амурские сказки», дополненные новыми рисунками. В 2016 году вышло подарочное издание, вызвавшее настоящий восторг у ценителей Дальневосточной культуры.
Всего было оформлено более 100 книг. Иллюстрации к изданиям «Огненные листья», «Таежные родники», «Серебряный кубок» В. Комарова, «Таежные зори», «Поклон тайги» и другие были удостоены дипломов всесоюзных и всероссийских конкурсов. Книги, проиллюстрированные Павлишиным, выходили в США, Франции, Японии, Греции и других странах.
В Японии была издана книга проводника К. П. Арсеньева о жизни Дерсу Узала. Японские искусствоведы высоко оценили мастерство хабаровского художника, изображающего дальневосточную природу настолько живо, что по его рисункам можно получить полное представление о растительном и животном мире Дальнего Востока. За иллюстрации к книге Т. Кандзава «О, мой брат олень» ему была вручена Серебряная медаль.
Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)
Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог; оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» 1888 г. и «Испанское каприччио» 1887 г.), многочисленные романсы и другие произведения.
Римскому-Корсакову принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства. Скрупулезное изучение русской народной песни позволило композитору создать знаменитые оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879 г.) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881 г.), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Семья Г. Свиридова
Его отец был почтовым служащим, а мама работала учительницей. Папа погиб в первые годы гражданской войны, и маленького Юру с сестрой Тамарой воспитывала мать. Предки музыканта были воронежского происхождения, которые переселились в Курскую губернию.
Личная жизнь уже взрослого Георгия оказалась непростой. За его плечами было три брака, от которых у него родилось два сына. У детей сложилась трагическая судьба, поэтому Свиридов пережил их обоих.
Старший сын Сергей от первой жены совершил самоубийство в шестнадцатилетнем возрасте. В тот момент его родители были в театре на премьере.
Младший Юрий долго боролся с тяжелой болезнью. В поисках хорошего лечения Юру отправили в Японию, где он прожил долгое время. Умер младший сын за неделю до кончины Георгия, который о смерти Юрия так и не узнал.
О двух первых супругах композитор практически ничего не рассказывал. Известно, что впервые он женился на сокурснице и пианистке Валентине Токаревой. Ради второй жены он бросил Валентину и четырехлетнего Сережу. Новую супругу звали Аглая Корниенко. Она была артисткой. У пары родился сын Юрий.
О третьей жене известно намного больше. Ее имя Эльза Густавовна Свиридова. Она была моложе музыканта на 10 лет. Их совместный путь начался в филармонии, где исполнялись композиции Георгия. Эльза подошла к мужчине со словами благодарности. Так и завязался их роман.
Архитектор
Не все архитектурные творения Вазари можно назвать успешными. Так, в частности, в работе над монументальными объектами мастеру не всегда удавалось сохранить единство стиля и форм, но в декорировании зданий чувствовался большой талант и неповторимый почерк.
https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: «Джорджо Вазари — архитектор». Лекция искусствоведа Марины Лопуховой | Часть 2 | ВАЗАРИ 2016 (https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQ)
Сохранилось несколько архитектурных работ, выполненных по замыслу Вазари, отличающихся особой красотой и оригинальностью. К числу самых значимых относятся:
Вилла Джулия
Вилла Джулия (Villa Giulia) – архитектурный комплекс, возведенный в Риме для Папы Юлия III. Строительство началось в 1550, и завершилось спустя пять лет.
Грандиозный проект, выполненный в соавторстве с такими знаменитыми мастерами, как Джакомо да Виньола (Vignola), Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati) и Микеланджело, представлял собой великолепный дворец, состоящий из трех ансамблей.
Рыцарская площадь
Рыцарская площадь (Piazza dei Cavalieri) в Пизе и дворец рыцарского ордена святого Стефана, перестроенный из комплекса нескольких зданий. Работа осуществлялась в 1558 году по заказу герцога Тосканского Козимо I Медичи.
Фасад украшен в традиционной для средневековья технике граффито (graffito) с витиеватыми рельефными узорами, аллегорическими фигурами, зодиакальными знаками, надписями, а также установленными позже мраморными бюстами знатных граждан и фамильными гербами. Дворец носит название Палаццо делла Карована (Palazzo della Carovana), в наши дни в стенах великолепного здания размещена учебная и административная база итальянского государственного центра высшего образования и научных исследований (Scuola Normale Superiore).
Галерея Уффици
Галерея Уффици (Palazzo degli Uffizi) во Флоренции, сооружение которой началось в 1560 году и закончилось спустя 20 лет, уже после смерти Вазари.
Первоначально здание должно было играть роль главного административного центра, вмещающего в себя основные органы городского управления, канцелярию, архив и библиотеку. Первый проект, предложенный архитектором, был существенно изменен. В итоге дворец приобрел вид сооружения, состоящего из двух корпусов, соединенных между собой большой аркадой.
Оригинальное оформление фасада, наполненное легкостью и изяществом, признано истинным архитектурным шедевром Вазари.
Практически сразу после окончания строительства, с 1581 года в здании Уффици разместилась выставка искусств с уникальными экспонатами, коллекция которых постоянно пополнялась. Вот уже несколько веков старинный музей остается самой популярной туристической достопримечательностью не только Флоренции, но и всей Европы.