Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Купеческий наследник
Испокон веков в «господине Великом Новгороде» жили вольные крестьяне Нестеровы. Один из них в поисках свободной жизни отправился на привольный Урал, но «поверстан был заводчиком Демидовым в крепостную неволю». Но уже при Екатерине II Иван Андреевич Нестеров, дед художника, сумел освободиться из этой неволи, став «вольноотпущенным дворовым человеком господ Демидовых». В Уфе он нашел себе пристанище, где с успехом закончил семинарию и, наконец, проявив неимоверное усердие, вышел в купеческое сословие. С этим городом будет связана жизнь двух следующих поколений семьи Нестеровых, людей необыкновенных и одаренных. Иван Андреевич быстро завоевал уважение горожан: два десятилетия он был градским головой и первым купцом. Но, как отмечает биограф М.В.Нестерова, С.Дурылин, «Нестеров не был купцом по призванию. Карамзин, Жуковский, Пушкин – все эти «властители дум» 1810–1830 годов были желанными гостями в доме купца Нестерова. Он любил читать их вслух. В доме Нестеровых устраивали любительские спектакли с участием градского головы и четырех его сыновей».
Ни один из четырех сыновей Ивана Андреевича не проявил увлечения купеческим делом.
Лишь Василий Иванович, отец художника, на первый взгляд был более основательно встроен в купеческий быт. Он всю жизнь прожил в Уфе, успешно продолжая дело своего отца. Но весьма отличался от собратьев по торговому делу. «Как и дед, отец мой не был истинным купцом», – вспоминал Михаил Васильевич. – «Мой отец всех тише был, его дед к делу пристроил, но тоже был беспокойный. Читать любил. Много читал. «Войну и мир» с увлечением читал при самом ее выходе в свет. Историю любил читать».
Весь город знал о добросовестности, порядочности и честности Василия Ивановича. Он «славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать к нему визиты, чтобы представиться. А он принимал не всех».
Когда Василий Иванович убедился, что его сын и единственный наследник чужд всякого интереса к коммерции, он закончил свое торговое дело. Явление весьма редкое не только для нашего, но и для прежнего времени.
«Я благодарен ему, – писал Михаил Васильевич про отца, – что он не противился моему поступлению в Училище живописи, дал мне возможность идти по пути, мне любезному, благодаря чему жизнь моя прошла так полно, без насилия над собой, своим призванием, что отец задолго до своего конца мог убедиться, что я не обманул его доверия».
После смерти отца сын записал: ««24 августа скончался отец (86 лет). Сделал все, что положено ему было, и сделал хорошо, что называется, по чести».
Победа над Солнцем
В 1913 году Матюшин написал музыку для футуристической оперы «Победа над Солнцем» Кручёных, сделавшая знаменитостью её сценографа Казимира Малевича. Малевич тогда написал следующие строчки: «звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки».
Уже во время работы над постановкой проявился преподавательский талант Матюшина – он был блестящим популяризатором, излагал идеи понятным и доступным языком, заражал окружающих своим энтузиазмом. На одной из репетиций Крученых попросил его объяснить студентам значение непонятных слов в опере, поскольку те ничего не понимали и отказывались играть в бессмыслице. Матюшин так сформулировал ответ: «Мы не замечаем перемен в языке, живя в своём времени. Язык же и слова постоянно изменяются во времени, выбрасывают лишние слова и даже целые предложения старого порядка и заменяют новыми». Далее он привёл в пример стихотворение Державина, отметив, что современному читателю оно будет так же непонятно, как и «Победа над Солнцем». Он объяснил, что устаревшие формы стали столь распространёнными, что любой профан может подражать Лермонтову, а устаревшие высокопарные слова выглядят нелепо. «Я объяснил, — писал Матюшин, — что опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, что Нерон и Калигула — фигуры вечного эстета, не видящего «живое», а ищущего везде «красивое» (искусство для искусства), что путешественник по всем векам — это смелый искатель — поэт, художник-прозорливец, что сражающийся сам с собой неприятель — это конец будущим войнам и что вся «Победа над Солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как «красоте».
Объяснение со студентами мне удалось вполне. Они мне аплодировали и сделались нашими лучшими помощниками».
Премьера оперы, тем не менее, сопровождалась скандалами, и даже меценаты свистели исполнителям вместе с публикой. После они всячески открещивались от участия в постановке. Однако среди молодёжи «Победа над Солнцем» имела серьёзный успех. Позже она была издана в виде либретто с некоторыми образцами музыки.
Октябрьскую революцию 1917 года Матюшин, последовательно высмеивавший пошлость мещанского быта, встретил с воодушевлением, поскольку видел в ней долгожданное освобождение от прежних порядков.
В 1918 году Матюшин стал преподавателем в Государственных свободных художественных мастерских, преобразованных позднее в петербургский филиал ВХУТЕИНа. Там он организовал и возглавил «мастерскую пространственного реализма».
Илья Репин
Художник-реалист. Основная тематика произведений Ильи Репина – жизнь в России, такая, какая она есть, многогранная и сложная.
Он затрагивал темы, которые волновали общественность. Даже в начале своего творческого пути Репин играл ключевую роль в русском реализме.
А начинал он как работник кочевой иконописной артели. Талантливый юноша, узнав о существовании Академии Художеств, отправился в Петербург.
Известность ему принесла картина «Бурлаки на Волге». Вскоре стали поступать заказы, в том числе и «государственные». За свою жизнь художник написал много известных картин.
Он был очень разносторонним человеком, это отражается в его произведениях, они не похожи друг на друга. Художник умер вдали от Родины, в Финляндии, последние годы своей жизни он провел там, так как не мог принять Советскую власть.
Самые известные картины: «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына».
Андрей Рублев
Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.
Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.
У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.
Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.
Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».
Работы итальянского периода
Из биографии Карла Брюллова известно, что итальянский период его творчества ознаменовали многочисленные портреты. Среди них стоит отметить «Всадницу», портрет Матвея Виельгорского и Юлии Самойловой. Эти шедевры относятся именно к этому периоду. К портретной живописи Брюллов вернется снова уже по возвращению в Санкт-Петербург.
Стоит отметить, что в общей сложности художник провел в Европе более 12 лет. Но Италия его привлекала больше всего. Через несколько лет он вновь вернулся сюда. В творчестве Карла Брюллова Италия сыграла огромную роль. Во время второй поездки в страну он занялся тщательным изучением развалин древнейших городов – Помпеи и Геркуланума, которые были разрушены в ходе сильнейшего землетрясения. Художника невероятно впечатлили величественные Помпеи, погибшие от стихии. Поэтому последующие годы он изучал историю города и археологические находки. В результате кропотливой и длительной работы была написана одна из самых известных картин – «Последний день Помпеи». Многие искусствоведы сходятся во мнении, что эта работа стала вершиной творчества художника и его мастерства. Над полотном художник работал шесть лет.
В 1833 году после длительных работ Брюллов вынес на суд ценителей искусства «Последний день Помпеи». Весть о потрясающей картине гениального мастера быстро облетела все школы искусств и светские салоны. Полюбоваться творением приезжали не только знатоки, но и ценители прекрасного. Картина Брюллова выставлялась в Париже и Милане. После знакомства с ней все неизменно приходили в восторг.
Творческий путь
Михаил Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошел через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубокое вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.
В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского. Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения
сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.
В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Институт Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета — то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.
Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем».
Тоска по светлой тишине
«Портрет дочери»
Ко времени Октябрьской революции Нестерову исполнилось 55 лет. Началась Гражданская война – и семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году, после переезда в Армавир, Михаил Васильевич тяжело заболел и долгое время не был в состоянии работать. В 1920 году семья вернулась в Москву.
В послереволюционное время художник всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.
В 1931 году Михаил Васильевич с грустью писал: «Что сказать вам о себе? Живу, доживая свой век, иногда работаю, но мало».
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, известный юрист В.Н.Шретер был расстрелян по обвинению в шпионаже. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.
В 1941 году за портрет И.П.Павлова Михаилу Васильевичу Нестерову была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.
Утром 2 июня 1942 года Михаил Васильевич прочел в «Правде» Указ Президиума Верховного Совета СССР:
«За выдающиеся заслуги в области искусства, в связи с 80-летием со дня его рождения наградить академика живописи, художника Нестерова Михаила Васильевича орденом Трудового Красного Знамени».
Другой Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, подписанный так же, как и первый, 1 июня, присваивал М.В. Нестерову звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Портрет академика Павлова.
Ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени – ничто не могло оторвать художника от любимой работы. Последняя его картина – «Осень в деревне» (1942) – написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…», была создана за несколько месяцев до смерти.
До последних дней Нестеров держал в руках палитру и кисть.
Михаил Васильевич Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
*******
«Личная биография Михаила Васильевича меньше всего похожа на житье пустынника. Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами, и живые голоса этих чувств и страстей не теряли в нем своего полнозвучия вплоть до того, как замолчали навеки. Но в его же душе всегда жила неутолимая тоска по внутреннему миру, по светлой тишине…». Тоска эта словно луч прожектора освещала и сохраняла все доброе и светлое, оставляя в тени, недоступной для памяти, зло и несправедливости мира.
На склоне лет, оценивая свой жизненный путь, художник писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им скромный пейзаж, человека, живущего внутренней духовной жизнью в объятиях нашей матушки-природы».
Портрет М.В .Нестерова. Художник В. Васнецов
Нестеров часто вспоминал об одном батюшке из своего детства: «его все звали по его приходу «батюшка Сергиевский», – человек на редкость добрый, благожелательный, бескорыстный. Его все в городе любили, ставили в пример. (…) Он был в душе поэт, художник, музыкант. Писал стихи, расписывал иконостасы в своей убогой кладбищенской церковке, играл на скрипке, а как пел!.. Его приятный, задушевного тембра голос шел в душу… Кто у него не бывал! Ведь он был никем не заменим, его любил простой народ в «Солдатской слободке», шел к нему со своим счастьем и несчастьем, шел доверчиво, полагаясь на его мудрый суд… На мою долю в жизни выпал не один такой отец Федор. Правда, я не искал иных, меня тянуло, как художника, к типам положительным. Мне казалось, что в нашей литературе, искусстве было совершенно достаточно выведено людей, позорящих себя, свою родину».
В творчестве Михаила Васильевича Нестерова центральное место занимают именно такие «отцы Федоры», праведники, молитвенники, освещающие и освящающие мир своим смиренным и молчаливым присутствием.
Дурылин С.Н. ЖЗЛ. Нестеров. – М.: 1976.
Там же
Там же
Гусаров А. Христианская культура как исток творчества Михаила Нестерова. http://art-nesterov.ru/biography2.php
Там же
Там же
Там же
Федорец А. И. Образ Сергия Радонежского в живописи Михаила Нестерова. К 150-летию со дня рождения художника http://www.portal-slovo.ru/history/45752.php
Там же
Там же
Там же
Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934)
В жизни и творчестве композитора, живописца,
педагога и мыслителя М. В. Матюшина музыка и живопись постоянно
соседствовали, взаимодействовали, взаимно обогащая друг друга, и
породили своеобразную цвето-музыкальную теорию.
Он учился в Московской консерватории в 1876-81
гг., а с 1881 по 1913 г. был «первой скрипкой» императорского
оркестра в Петербурге. В те же годы (1894-98) он занимался в
Рисовальной школе при ОПХ, в 1903-05 гг. — в студии художника Я. Ф.
Ционглинского и в 1906-08 гг. — в частной студии Е. Н. Званцевой.
В студии Ционглинского он познакомился с
Е. Г. Гуро, своей будущей женой, единомышленницей, тоже многосторонне
одаренным человеком. Вместе они основали издательство «Журавль»,
выпустившее до 1917 г. двадцать книг. Сблизившись с поэтами и
художниками-футуристами Д. Д. и В. Д. Бурлюками, В. В. Каменским, В.
В. Хлебниковым, Матюшин одновременно общается с писателями старшего
поколения — В. И. Ивановым, А. М. Ремизовым, Ф. К Сологубом.
По инициативе Матюшина и Гуро в ноябре 1909
г. создано петербургское общество художников «Союз молодежи»
(1910-14). На шести выставках общества было представлено, по
существу, все многообразие течений современного авангарда. Сами же
они в художественной жизни того времени являлись полюсом
интуитивного, органического, синтетического, в противовес полюсу
конструктивного, механического, аналитического московского
авангарда.
В 1911 г. Матюшин прочитал книги
математика-теософа П. Д. Успенского, передающие целостный метод
восприятия и познания мира, Вселенной, человека. Это произвело
переворот в его творческом сознании, все созданное Матюшиным
впоследствии отражает и разрабатывает идеи, содержащиеся в трудах
Успенского. «Союз молодежи» совместно с поэтическим объединением «Гилея»,
куда входили В. В. Хлебников, А. Е. Крученых, Б. К. Лившиц,
провозгласил учреждение нового футуристического театра «Будетлянин»
и в декабре 1913 г. представил оперу Крученых «Победа над солнцем»,
музыку к которой написал Матюшин, а оформление выполнили Малевич и
Крученых.
С 1914 г. Матюшин выступал как писатель,
художественный критик и публицист. Он издал книгу А. Глеза и Ж.
Метсенже «О кубизме», которая вызвала большой резонанс. В «Первом
русском журнале русских футуристов» опубликовал статью «Футуризм в
Петербурге». Создал музыкальные композиции «Дон-Кихот», «Осенний
сон».
В 1916 г. написал ряд «медитационных» пейзажей, в
которых звучала тема встречи неба и земли: небо опускается на землю,
а земля возносится в небо. Матюшин-исследователь вошел в историю
русского искусства как создатель оригинальной теории «расширенного
смотрения», в основе которой лежит изучение пространства и принципов
взаимодействия цвета и среды, цвета и формы, цвета и звука, формы и
времени. Разные аспекты этих проблем нашли отражение в статьях,
докладах, лекциях Матюшина 1920-х гг.: «Опыт художника новой меры»
(1912-26), «Наука в искусстве» (1926), «Опыт нового ощущения
пространства» (1928), «Что такое органическая культура в искусстве»
(1927-28).
С карандашом в руке
Михаил Васильевич Нестеров родился 19 мая 1862 года. Как пишет С.Дурылин – «в свое любимое время: весною, (…) и в свое любимое время дня: в тихий вечер».
В семье было двенадцать детей, но в живых остались лишь двое – дочь Александра и сын Михаил, названный в честь деда Ростовцева. До двухлетнего возраста жизнь мальчика «теплилась в лампадке», до того он был слабеньким и болезненным ребенком. Все эти два года мать боролась за жизнь своего чада, и эту борьбу выиграла.
Михаил Васильевич вспоминал: «Чего-чего со мной не делали! Чем-чем не поили! И у докторов лечили, и ведунов звали, и в печку меня клали, словно недопеченный каравай, и в снег зарывали – ничего не помогало. Я чах да чах. Наконец совсем зачах. Дышать перестал. Решили: помер. Положили меня на стол, под образа, а на грудь мне положили образок Тихона Задонского. Свечи зажгли, как над покойником. Поехали на кладбище заказывать могилку. А мать так от меня и не отходила, пока наши были на кладбище. Приезжают с кладбища. А я и вздохнул! И отдышался. И здоровым стал. Ведь мне семьдесят восемь, а я жив, работаю».
До конца жизни в сердце Михаила Васильевича сохранилась нежная любовь и горячая привязанность к маме. «К моей матери, – писал Нестеров незадолго до смерти, – я питал особую нежность, хотя она в детстве наказывала меня чаще отца, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать, по природе властная, проявляла свою волю так круто, что, казалось бы, мои чувства должны были измениться, и правда, они временно как бы потухали, чтобы вспыхнуть вновь и возрасти в последние годы матери, в мои зрелые годы, с большей силой. Каких прекрасных, задушевных разговоров не велось тогда между нами! Мне казалось, да и теперь кажется, что никто никогда так не слушал меня, не понимал моих художественных мечтаний, как жившая всецело мною и во мне моя мать. Сколько было в те дни у нее веры в меня, в мое хорошее будущее!».
Родители Михаила Нестерова
До двенадцати лет Нестеров – шалун, баловник и озорник – жил в Уфе, окруженный заботой и любовью родных.
В 1872 году Михаил Нестеров поступил в Оренбургскую мужскую гимназию города Уфы.
Осенью 1874 года Михаил поступил в Московское реальное училище опытного педагога К.П.Воскресенского.
Надеждам отца увидеть сына инженером-механиком не было суждено сбыться. «…творческая природа мальчика была столь ясна и ярка, что с первых же его шагов в училище нельзя было не приметить, куда лежит его путь. Мальчик оказался в непримиримой вражде с математикой, с иностранными языками, в приятных отношениях с историей, географией, русским языком, с «законом божиим» и в горячей дружбе с рисованием».
Михаил, обладавший неудержимым нравом и тяготившийся изучением неинтересных ему предметов, стал запевалой во всех проказах учеников. Ему даже дали прозвище – «Пугачев».
В училище стало ясно окончательно: призвание Михаила – это живопись. И тратить время на посторонние занятия – значит зарывать талант юноши.
Василий Григорьевич Перов. Автопортрет
В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там его любимым преподавателем стал В.Г.Перов, который оказал сильное влияние на раннее творчество Михаила Васильевича.
В Училище Нестеров пробыл всего три года и в 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств.
Но три учебных года, проведенные в Академии художеств, принесли лишь разочарование. В классах он не нашел для себя ничего, кроме убийственной скуки.
В Москву тянуло все сильней – прежде всего к любимому преподавателю, Перову. В 1882 году, когда Нестеров вернулся в древнюю столицу, Перов был уже при смерти. Все, что оставалось талантливому ученику – запечатлеть в красках образ угасающего наставника. «Горе мое было великое, – вспоминает Нестеров. – Я любил Перова какой-то особенной юношеской любовью».
Михаил Васильевич все же вновь поступил в Училище живописи. Его педагогом стал А. К. Саврасов.
Алексей Саврасов
Алексей Саврасов — основатель жанра лирических пейзажей.
Отец Алексея был купцом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Юноша не оправдал ожидания отца и поступил в училище живописи.
Первые его картины не были оценены по достоинству. Известность ему принесла работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду».
Вскоре после окончания училища Саврасов стал руководить пейзажным классом.
У него много достойных работ, но его считают «художником одной картины». Это всем известная «Грачи прилетели».
Возможно, это стало причиной его терзаний. Художник увлекся алкоголем, в его творчестве появились мрачные мотивы.
Последние годы своей жизни Алексей провел в бедности. Великий художник скончался в больнице для бедняков, но его картины до сих пор радуют потомков.
Самые известные картины: «Грачи прилетели», «Вид на Московский Кремль. Весна», «Проселок».
Память
В 1962 году состоялась ретроспективная выставка работ Матюшина в Ленинградской Организации Союза Художников РСФСР (ЛОСХ).
В доме Матюшиных на улице Песочная (ныне — улица профессора Попова) в Санкт-Петербурге был открыт Музей петербургского авангарда. Он может похвастаться богатейшей постоянной экспозицией, наглядно демонстрирующей вехи в развитии авангардизма в Российской империи, а затем и в Советском Союзе, и охватывает двадцатилетний период его становления: с 1910-х по 1930-е гг. В музее хранятся живописные и графические работы не только Матюшина и Гуро, но и их сподвижников — Казимира Малевича, Павла Филонова, Владимира Стерлигова, Алексея Ремизова, Николая Кульбирна, Николая Кострова. Особую ценность представляют уникальные предметы, принадлежавшие семейству Матюшиных и их окружению: книги, манифесты, фотографии, брошюры и т.п.
Сегодня Михаил Матюшин признан одним из столпов русского авангарда наряду с Кандинским, Малевичем, Татлиным. Однако, в отличие от последних, он, к сожалению, остаётся малоизвестным и малоизученным. А главный теоретический труд матюшинцев, который должен был стать настольной книгой для грядущих поколений художников, архитекторов, дизайнеров и всех, кто имеет мало-мальское отношение к визуальным искусствам, превратился в трофей для охотников за библиографическими раритетами.
«Справочник по цвету» был переиздан в 2007 году — но, как и в 1932-м, чрезвычайно скромным тиражом 2000 экземпляров.