Юрий анненков: жизнь и творчество художника

Юрий Павлович Анненков, русский живописец

Юрий Павлович Анненков (1889 — 1974), русский живописец и график, художник театра и кино. Автор острохарактерных портретов, часто с элементами гротеска; один из родоначальников советской книжной иллюстрации («Двенадцать» А. А. Блока; 1918). С 1924 жил за границей.

  • 1905-1906 — рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегально), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С. А. Столбцова.Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы. 1914 год
  • 1907 — познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).
  • 1908 — поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.
  • 1909 — году, провалив экзамен в Академию Художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911, году уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Петербурге.
  • 1911-1912 — брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.
  • 1912 — лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).
  • 1913 — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы.В 1916-1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов, в 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока, много работал в графике, сотрудничал с издательствами.
  • 1917 — вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).
  • 1924 — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпери — балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.
  • 1925 — член и учредитель Общества художников-станковистов.После 1934 серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам. В 1955 был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, 1953).
  • 1945-1955 — президент «Синдиката техников французской кинематографии».
  • 1969-1970 — оформлял книги А. Солженицына в издательстве YMCA-Press.

Галерея: Анненков, Юрий Павлович

  • Аникушин Михаил Константинович

  • Антокольский Марк Матвеевич

Родительская категория: Биография

Категория: Краткая биография

Биография

Сын народовольца П. С. Анненкова, родился в Петропавловске, где отец отбывал ссылку. В 1894 году семья перебралась в Петербург, где родился ещё один сын, Александр.

— гг. — рисовал политические карикатуры для гимназического журнала (выходящего нелегально), за что после дознания был исключён из 12-й Петербургской казённой гимназии и перешёл в частную гимназию С. А. Столбцова.

Осип Мандельштам, Корней Чуковский, Бенедикт Лившиц и Юрий Анненков, проводы на фронт. Случайная фотография Карла Буллы. 1914 год

 г. — познакомился с И. Е. Репиным, который стал для него самым почитаемым мастером (дача семейства Анненковых находилась в Куоккале, рядом с репинскими «Пенатами»).

 г. — поступил на юридический факультет Петербургского университета и одновременно вместе с Марком Шагалом стал заниматься в мастерской художника С. М. Зейденберга, с которым летом 1909 был на этюдах в Боровичах.

 г. — провалив экзамен в Академию художеств, поступил в мастерскую Я. Ф. Ционглинского (по совету которого позже, в 1911-м, уедет в Париж). В эти годы он также посещал училище Штиглица в Санкт-Петербурге.

— гг. — брал уроки в мастерских Мориса Дени и Феликса Валлотона в Париже, посещал Академии Ла Палетт и Гранд Шомьер. В работах тех лет стало заметным влияние новомодных по тем временам кубизма и футуризма.

 г. — лето провёл на море, в Бретани, где много рисовал. Исполнил для учёных зарисовки морских рыб и растений (часть из них была включена в диссертации зоолога 3. Бей-Нафильяна в Сорбонне).

 г. — дебютировал в салоне «Независимых» с картинами «Вечер» и «Пейзаж», в которых определились черты, присущие его зрелому творчеству, после чего вернулся в Петербург, где дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакль «Nomo sapiens» H. H. Евреинова для театра «Кривое зеркало». В дальнейшем работал в театрах Петрограда и Москвы. Оформил несколько обложек и иллюстраций для журнала «Сатирикон».

В 1916—1924 годах много и талантливо занимался портретом, проявил себя как иллюстратор книг и журналов.

Предположительно в  г. — вступает в члены объединения «Мир искусства» (до 1924).

В 1918 году полностью оформил в кубистическом стиле первое издание поэмы «Двенадцать» Александра Блока.

В 1919 году иллюстрировал сборник собственных стихов.

В 1920 году выпустил книгу «Портреты», основу которой составляют созданные им портреты отечественных и зарубежных писателей, композиторов, режиссёров, артистов. В неё включены также три статьи, посвящённые художнику: «О синтетизме» Е. Замятина, «Колебания жизненных токов» М.Кузмина, «Юрий Анненков» М. Бабенчикова, — и список его работ. Но, конечно, это издание делает столь примечательным в ряду других книг того времени именно иллюстративный ряд — острохарактерные, талантливо и озорно написанные Анненковым портреты его современников. Всего их в книге 80. В том же году создал рекламу-иллюстрацию первого крематория.

В 1921 году выполнил обложки и иллюстрации к книгам «Зверушки» Н. Венгерова и «Искусственная жизнь» А. Э. Беленсона. В 1923 году проиллюстрировал «Мойдодыр» Корнея Чуковского (книга выдержала более 30 переизданий).

 г. — для участия в XIV Международной художественной выставке выехал в Венецию, после чего поселился в Париже вместе с женой Е. Гальпериной — балериной и актрисой театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» — и больше в СССР не возвращался. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Всего же для французских театров оформил более 60 пьес, балетов и опер.

Предположительно  г. — член и учредитель Общества художников-станковистов.

После  г. серьёзно увлёкся кинематографом, оформил декорации и костюмы более чем к 50 кинофильмам, среди которых «Майерлинг» (реж. Анатоль Литвак), «Тарас Бульба» (реж. Алексей Грановский, оба — ), «Вечное возвращение» (реж. Жан Деланнуа, ) и другие. В -м был номинирован на премию «Оскар» Американской академии киноискусства за костюмы к фильму «Мадам де…» (реж. Макс Офюльс, ).

— гг. — президент «Синдиката техников французской кинематографии».

— гг. — оформлял книги Александра Солженицына и Михаила Булгакова в издательстве YMCA-Press.

Совмещал занятия графикой и станковой живописью. Во французских журналах часто воспроизводились его пейзажи парижских предместий, женские портреты, интерьеры в характерной декоративно-плоскостной манере, со свободой цветовых пятен и цветных контуров.

Портрет жены художника балерины Е. Б. Анненковой (Гальпериной), 1917

Выставки

  • 1922 г. — «Мир искусства» (показал серию «Портреты»)
  • 1925 г. — Международная выставка художественно-декоративного искусства (Париж)
  • 1927 г. — «Искусство книги» (Лейпциг)
  • 1927 г. — «Мир искусства» (Париж)
  • 1927 г. — персональная в галерее Биллер (Париж)
  • 1928 г. — персональная в галерее Катр Шмэн (Париж)
  • 1928 г. — «Современное французское искусство» (Москва)
  • 1929 г. — персональная в галерее Бинг (Париж)
  • 1932 г. — «Современное русское искусство» (Филадельфия)
  • 1934 г. — персональная в галерее Бешер (Париж)
  • 1934 г. — персональная в галерее Криллон (Париж) и др.
  • 2020 г. — ретроспектива в Музее русского импрессионизма (Москва)

Литературная деятельность

В —1921 годах опубликовал ряд обширных критических статей о театре в газете «Жизнь искусства», издал книгу «Портреты» (Петроград, 1922). Писал художественные литературные произведения под псевдонимом Борис Темирязев.

Художественные произведения

  • Рассказ «Любовь Сеньки Пупсика» («Звено», 1927, № 222)
  • Рассказ «Домик на 5-ой Рождественской» («Современные записки», 1928, № 37)
  • Рассказ «Сны» («Современные записки», 1929, № 39)
  • Роман «Повесть о пустяках» («Петрополис», 1934)
  • Роман «Тяжести». Полностью не опубликован. Два отрывка первой части опубликованы в журнале «Современные записки» (№ 59 за 1935 год и № 64 за 1937 год), третий отрывок опубликован в журнале «Русские записки» (1938, № 3). Последняя глава первой части и вторая часть опубликованы под названием «Рваная эпопея» «Новом журнале» (№ 59, 1960).

Критика и автобиографические произведения

  • Анненков Юрий. Семнадцать портретов. Предисл. А. В. Луначарского. Л., Гос. изд., 1926. 4 с. + 17 отд. листов. 2 000 экз.
  • Анненков Ю. П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. — New York: Inter-Language Literary Associates / Международное Литературное содружество, 1966.
  • Анненков Ю. П. Дневник моих встреч: Цикл трагедий / Под общей ред. проф. Р. Герра. — М.: Вагриус, 2005. — 732 с. ISBN 5-9697-0115-7.
  • «Увидев чистую форму, я стал одиноким». Ю. Анненков. Театр до конца /Републ., вст. текст и примеч. Е. И. Струтинской //Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С.23-51.
  • Анненков Юрий. Макс Офюльс / Пер. с фр. И. Обуховой-Зелиньской и Д. Поляковой. — М.: МИК, 2008. — 400 с. — ISBN 978-5-87902-170-7

Книги, оформленные Юрием Анненковым во Франции

  • Blok, A. Les douze / traduction défi nitive de Y. Sidersky; dessins de J. Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, .
  • Durtain, L. Сrime à San-Francisco / récit orné de huit lithographies originales de Georges Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1927.
  • Emmanuel, d’A. Passage d’une Américaine / lithographies de Georges Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1927.
  • Perrault, Ch. Contes / suite de 11 lithographies par A. Alexeieff , Yves Alix, Georges Annenkoff , Maurice Berdon, André Dignimont, Raphaël Drouart, Adrien Ekman, Berthold Mahn, Jacqueline Marval, Touchagues et Germaine Willard. — Paris: R. Hilsum, 1928.
  • Cheronnet, L. Extra-muros / préface de Jules Romains; lithographies originales par Georges Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1929.
  • Bost, P. Le cirque et le music-hall / illustré par G. Annenkoff . — Paris: Au Sans Pareil, 1931.
  • Benoit, P. L’Atlantide / couverture et dessins de Georges Annenkoff. — Paris: Société Internationale cinématographique (impr. de Vichgnac), 1932.
  • Verlaine, P. Les amies. Femmes. Hombres. Préface d’Etiemble. — Paris, 1935.
  • Dostoievsky, Th. M. Scandaleuse histoire / traduction originale d’Alexis Remisoff et Jean Chuzeville; illustrations de Georges Annenkoff; preface de Luc Durtain. — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1945.
  • Беляева Н. Нищета/ . — Париж: Птицелов, 1945.
  • L’Abbé de Choisy. Histoire de madame la сomtesse des Barres / dessins de Georges Annenkoff . — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1945.
  • Temiriaseff , B. Fâcheuse aventure, pièce en 8 tableaux d’après Th.M. Dostoïevsky / adaptation française de Robert Dol; études de maquillage de G. Annenkoff. — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1946.
  • L’Abbé de Choisy. Histoire de madame de Sansy / dessins de Georges Annenkoff . — Paris: Éditions des Quatre Vents, 1946.
  • Кодрянская, Н. Золотой дар / рисунки Ю. Анненкова. — Париж: Издание автора, 1964.
  • Солженицын, A. Раковый корпус / . — Париж: YMCAPress, 1968.
  • Солженицын, А. В круге первом / . — Париж: YMCAPress, 1969.

Театральные работы

  • 1914—1919 гг. — сотрудничество с Театром им. В. Ф. Комиссаржевской. Оформил пять спектаклей: «Гимн Рождеству» (инсценировка одноимённого святочного рассказа Ч. Диккенса, 1914), «Скверный анекдот» (по рассказу Ф. Достоевского, 1914), «Ночные пляски» Ф. Сологуба (1915), «Лулу» Ф. Ведекинда (1918) и «Красные капли» С. Обстфельдера (1919).
  •  г. — с М. В. Добужинским и В. А. Щуко оформил мистерию «Гимн освобождённому труду», на стихи Иосифа Гришашвили, на площади перед фондовой Биржей в Петрограде.
  •  г. — поставил и оформил массовое театрализованное зрелище «Взятие Зимнего дворца» на Дворцовой площади.
  • — гг. — исполнил декорации к спектаклям «Самое главное» и «В кулисах души» Н. Евреинова, «Бунт машин» A. Н. Толстого для БДТ и др. В спектакле «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому для Эрмитажного театра выступил как декоратор и режиссёр.
  • 1931 г. — декорации и костюмы к спектаклю «Пиковая дама» в театре «Летучая мышь»
  • 1942 г. — декорации и костюмы к опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского (Париж).
  • 1958 г. — костюмы к спектаклю «Чайка» по А. П. Чехову (Национальный театр, Гамбург)
  • 1960 г. — декорации и костюмы к балету «Пиковая дама» (постановщик С. Лифарь).

Работы в кино

  • Художник по костюмам фильма «Пиковая дама» (фр. La Dame de pique) поставленному в году режиссёром Фёдором Оцепом.
  • Эскизы для костюмов к фильму Вечное вовращение (фр. L’Eternel retour) поставленному в году режиссёром Жаном Деланнуа по сценарию Жана Кокто с Жаном Маре в главной роли.

Библиография

  • Театрально-декорационное искусство в СССР. 1917—1927. — Л., 1927.
  • Бабенчиков М. В. Ю. П. Анненков // Мастера современной гравюры и графики. — М.—Л., 1928.
  • Герра Р. Юрий Анненков — уникальное явление русской культуры XX века // Невский библиофил. Альманах. Выпуск двадцатый. СПб. 2015.- С. 55-89. ISBN 978-5-905042-31-7
  • Сеславинский, Михаил Вадимович. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины XX века: альбом-каталог. — Москва: Астрель, 2009. — 504 с. — ISBN 978-5-94829-036-2
  • Сеславинский, Михаил Вадимович. Французские библиофильские издания в оформлении русских художников-эмигрантов (1920—1940-е годы): монография. — М.: ИД Университетская книга, 2012. — 254, с.: ил. — ISBN 978-5-454-00003-5

Хорошилова О. А. «Юрий Анненков: революция, мода, кино». В книге: Мода и гении. Костюмные биографии Леонардо да Винчи, Екатерины II, Петра Чайковского, Оскара Уайльда, Юрия Анненкова и Майи Плисецкой. — М.: МИФ (Манн, Иванов и Фербер), 2020. — С. 315-347. ISBN 978-5-00146-450-1

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: