Симон фёдорович ушаков. иконы с названиями (1626-1686)

Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»

Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.

Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.

Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия). Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций

По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя

Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.

Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.

Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания

Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск

Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678Дерево, темпера. 53×42. Третьяковская галерея

Ушаков Симон Федорович (1626-1686)

С именем С. Ф. Ушакова в истории
древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем
периоде искусства Московской Руси.

И его творчество, и сама его
личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во
второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового
мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке
иконописного образа.

Особенно отчетливо эти новшества выразились в
деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая
при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она
уже в середине столетия превращается в большую художественную
мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов
Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера.
Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и
жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных
бытовых предметов.

В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он
расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты,
делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам
гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода,
Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Ушаков возглавляет
иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и
последователей, среди которых особую известность получили Тихон
Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые
формы для создания иконописного образа.

Свой новый взгляд на задачи
иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г.
«Слове к люботщательному иконного писания», где восхищается
свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий
мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому
стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва
заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой)
применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.

Он часто пишет
изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко
моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка,
припухлость губ. В иконе «Богоматерь Владимирская (Древо Московского
государства)», написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея
Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.

Известно, что
Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах
он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве
образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской
гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы «Троица» (1671) он
повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского
живописца XVI в. Паоло Веронезе «Пир у Симона-фарисея». Что же
касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в
рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий
его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих
иконописцев — таких, например, как Эммануил Тзанес.)

В отличие от
иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения,
сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся
документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в
Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. — жалованным изографом
Оружейной палаты. Сведения о «роде иконописца Симона Федорова сына
Ушакова» содержатся в рукописном синодике московской церкви
Грузинской Богоматери.

Из дошедшего до наших дней его наследия
наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них —
повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери
Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской
(оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди — «Отечество»,
«Семь смертных грехов»; гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к
«Псалтыри Симеона Полоцкого».

«Спас Нерукотворный» – история происхождения

Многие люди задавались вопросом, откуда взялось изображение лика Христа, если о нем ничего не сказано в Библии, а церковное придание сохранило минимум описаний внешности? История иконы «Спас Нерукотворный» указывает, что подробности о лике донес до людей римский историк Евсевий. Правитель города Эдесса Авгарь был серьезно болен, и он послал к Христу художника, чтобы тот написал его портрет. У него не получалось справиться с поставленной задачей, поскольку его ослепляло божественное сияние.

Тогда Иисус взял полотно (убрус) и отер им свое лицо. Здесь случилось чудо – на материю передался отпечаток лика. Изображение носит название «нерукотворной», поскольку оно было создано не руками человека. Вот так появилась икона именуемая «Спас Нерукотворный». Художник отвез ткань с ликом царю, который, взяв ее в руки, исцелился. С того времени изображение сотворило много чудес и продолжает это дело до сих пор.

Новаторство

Старообрядцы жестко критиковали представителей ушаковской школы. Нерукотворный Спас, написанный для Троицкого собора, разительно отличается от старообрядческих ликов. Жесткие каноны диктовали манеру письма, далекую от реальности. От красочных и светлых работ Симона они заметно отличались.

Впервые в творчестве одного живописца сошлись древнерусское и новое искусство. Впервые мастер задействовал «фряжское», западное искусство, перспективу, сюжет.

Свои представления о современном ему живописном ремесле, Ушаков описал в книге «Слово к любознательному иконного писания», вышедшей в 1666. В своем сочинении автор высказывался более прогрессивно, чем реализовался в живописи. В принципе зеркала рассказывалось о стремлении к точности изображения. В предлагаемой новаторской методике письма применялись мельчайшие чуть различимые мазки, скрадывающие цветовой переход. «Плави» были многослойными.

С их помощью формировался близкий к реальному оттенок кожи, придавалась округлость подбородку, подчеркивалась пухлость губ, тщательно прорисовывались глаза. За внедрения Ушаков получил прозвище российского Рафаэля. Первый выполненный мастером портрет, парсуна, демонстрировал новое в искусстве.

Работы

  • 1652, 1676 – «Богоматерь Владимирская»
  • 1658 – «Христос – Великий Архиерей»
  • 1658, 1676 – «Казанская икона Богоматери»
  • 1660 – «Владимирская икона Богоматери с избранными святыми»
  • 1661, 1670-е, 1673, 1677, 1678 – «Спас Нерукотворный»
  • 1663 – «Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…»
  • 1668, 1686 – «Христос Эммануил»
  • 1668, 1675 – «Богоматерь Киккская»
  • 1668 – «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа Государства Российского»)
  • 1670 – «Икона Богоматери «Живоносный источник»
  • 1671 – «Троица Живоначальная»
  • 1673 – «Благовещение»
  • 1674 – «Святитель Николай Чудотворец»
  • 1677 – «Муромская икона Богоматери»
  • 1685 – «Тайная вечеря»

О русском иконописце xvii века симоне ушакове

Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей

Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.

«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева.

Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.

Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.

В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках).

Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи.

Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.

Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова.

Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.

Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника.

Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий.

При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.

«Царский жалованный иконописец»

Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Симон Ушаков. Спас-Великий Архиерей (фрагмент). 1657−1658. Государственный исторический музей, Москва

Симон Ушаков. Голгофский крест (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Симон Ушаков один из немногих русских иконописцев XVII века, чью биографию можно узнать по реальным историческим документам. Родился Симон Ушаков в 1626 году в Москве. Из синодика — специального церковного списка умерших — известны имена его родителей, жены и детей. Мать художника звали Марией, а супругу — Февронией. У Ушакова было двое детей: дочь Евфимия и сын Петр. Известно, что он происходил из московских дворян, а среди родственников будущего иконописца были представители духовенства.

Ушаков начал учиться рисованию еще в детстве и рано стал известен. Уже в 1648 году, в 22 года, ему присвоили звание «царского жалованного иконописца», на которое обычно претендовали опытные мастера, исполнители государственных заказов. Симон Ушаков работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейном приказе «знаменщиком» — создавал рисунки для серебряных и золотых изделий, церковной утвари, расписывал знамена и полотна, чертил планы и карты.

В 1652 году Симон Ушаков создал икону Владимирской Божией Матери для московской церкви Архангела Михаила в Овчинниках («Богоматерь Владимирская»). Это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Она написана с соблюдением существовавших тогда иконописных канонов. Во время работы над произведением художник использовал в качестве образца другую икону с аналогичным сюжетом, на обратной стороне Ушаков подписал: «Лета 7160 году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симон Федоров…».

К концу 1650-х годов Ушаков был уже известным живописцем — его работы заметил царь Алексей Михайлович. Он пригласил иконописца расписывать кремлевский дворец. Тогда же Ушаков создал парсуну царя — светский портрет в XVII веке. Не оставлял художник и церковной живописи: в 1657 году он написал икону «Архиерей Великий». Художник рискнул отойти от привычных канонов иконописи и изобразил Христа живым человеком. Художник Игорь Грабарь написал об «Архиерее Великом»: «В этом вялом, усталом облике нет ничего поднимающегося над землей, нет и намека на тот вдохновенный полет ввысь, в нездешние края, которым так сильно искусство древнего Новгорода».

Список работ

До наших дней сохранилось более пяти десятков работ Ушакова. Есть также иконы, которые приписывают ему на основе сходства стилей, цветовых решений. Но, вероятнее всего, это просто копии или подражания, создаваемые многочисленными учениками Симона Ушакова. Самыми известными подтвержденными искусствоведами работами автора являются:

  • «Богоматерь Казанская», 1658 год. Одна из известнейших работ Ушакова, она была создана специально для хором царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Великого и второй жены Алексея Михайловича;
  • «Богоматерь Донская», 1668 год. Эта икона считается необычной из-за улыбки, которую автор изобразил и которую обычно избегали рисовать другие титулованные художники второй половины XVII столетия;
  • «Сергий Радонежский», 1669 год. Работ, посвященных Радонежскому, у Пимина Ушакова было несколько. Считается, что это один из его любимейших святых, и этот лик Сергия вполне успешно доказывает теорию искусствоведов;
  • «Спас Нерукотворный», 1669 год. На этом изображении особенно хорошо видны нестандартные творческие решения по построению света и тени на иконе. Выбиваются из стандартов и подсвеченные, детализированные волосы Христа.

Архангел Михаил попирающий дьявола 1676 г.

Сергий Радонежский

Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году Тайная Вечеря 1685 г.

Христос — Великий Архиерей 1658 г.

Иконопись

Симона Ушакова по праву прозвали реформатором иконописания, ведь в способы и технику изображения ликов святых он ввел много новаторского. Во-первых, он был тем самым мастером художественного искусства, который поместил на иконы вирши — стихотворные тексты. В строках обыкновенно шли прославление Господа и надежда получить его милость, а также встречались и упоминания имени заказчика.

Икона Симона Ушакова «Богоматерь Елеуса Киккская» / Третьяковская галерея

Во-вторых, художник, работая над образами Христа (им создано около 12 вариантов «Спаса Нерукотворного»), руководствовался живоподобием и старался передать мельчайшую деталь его лика, повторяя анатомические особенности человеческого лица — точно вырисованные глаза, ресницы, чуть отрешенный взгляд. За это, а в особенности за подражание западной живописи, автор неоднократно подвергался нападкам и обвинению в богохульстве со стороны старообрядцев.

В-третьих, огромное значение начало придаваться фону, пробудился интерес к передаче пространства и светотени. Также с именем московского изографа связано и изменение в устройстве церковных врат и иконостаса.

При всем внимании к произведениям западноевропейских деятелей художественного искусства и в работе во фряжском стиле Симон, творивший на переломе эпох, не отринул насовсем традиционную исконно русскую иконопись.

Несмотря на то, что ему часто поступали заказы на создание образов для монастырей и храмов, например, церкви святителя Григория Неокесарийского, где хранится Господский образ Христа Вседержителя и Богоматери Елеусы Киккской, охотно брался мастер и за «мирские» заказы.

Икона Симона Ушакова «Тайная Вечеря» / Энциклопедия людей и идей

Из-под пера, а точнее кисти Ушакова вышли и парсуны (портреты) высокопоставленных лиц, «Древо государей Российских», а также «Древо Государства Российского» — здесь Богоматерь Владимирская воплощена в окружении царей и князей от Рюриковичей до Романовых.

Последней известной работой авторства «российского Рафаэля» считается «Тайная вечеря», размещавшаяся в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря. Год написания — 1685-й.

Искусство духовного содержания

В городе Козьмодемьянске и в селе Емелево Горномарийского района находятся православные храмы в честь Троицы Живоначальной. Праздник Святой Троицы входит в число двунадесятых праздников и празднуется православными жителями города и района.

19 июня под сводами православных храмов зажгутся лампады и свечи в день Святой Троицы, это один из главных христианских праздников. В искусстве иконописи наивысшей степени раскрыл духовную тему Пресвятой Троицы преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы».

Андрей Рублёв — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: родился он в Московском княжестве (по одной из версий), в конце 1340-х гг. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей.

В 1425—27 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица»  — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Сейчас хранится икона в Государственной Третьяковской галерее.

Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша.

Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.

В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.

Симон (Пимен) Фёдорович Ушаков — русский московский иконописец и график. Он родился в 1626 году в городе Москве. Будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Здесь он приобрёл известность как лучшего в Москве иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г.

, круг его деятельности расширился, а слава возросла ещё более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев.

«Троица» Симона Ушакова выполнена она в зрелом возрасте — в 1671 году. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева.

Симон Ушаков хорошо был знаком с мастерами западных школ, этому свидетельствует заимствование заднего фона для своей иконы «Троица» у таких крупных художников, как Веронезе.

Но основная композиция взята за основу с иконы Андрея Рублёва.

Работы художников-иконописцев отличаются чистой и благородной цветовой гаммой, плавностью контуров и своеобразным внутренним сиянием. На протяжении последующих веков произведения Андрея Рублёва и Симона Ушакова остались образцом для многих поколений русских иконописцев и сегодня они входят в золотой фонд мирового художественного наследия.

Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности

отдела истории, культуры и искусства – Л.Артемьева

Симон Ушаков. Троица Живоначальная. 1671 год. Русский музей.

иконописец Андрей Рублёв. Святая Троица. XV век. Государственная Третьяковская галерея.

Призвание

Несмотря на высокую загруженность Симон успевал писать образа, становясь известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, выполнял на ружьях красивые насечки, искусно изготавливал карты.

Не ускользнули от внимания начальства поразительное трудолюбие и мастерство Симона. В 1644 парня перевели в Оружейную палату. Там он занял должность жалованного изографа. По мере совершенствования таланта Ушаков возглавил московских иконописцев.

Первой работой мастера в 1652 стал знаменитый образ Владимирской Божьей Матери. Пятью годами позже появился первый Спас нерукотворный авторства живописца.

Известность образу принесло нарушение привычных канонов письма. В работе заметна реалистичность черт, объемность и тщательность выписывания. Несмотря на присутствие ресниц, блеска в глазах, имитации слез, то есть новаторства, церковь приняла икону.

Всего написано несколько образов, однако первый признан программным. В поисках максимальной приближенности к убрусу с оставленным на нем ликом Христа, Ушаков постоянно совершенствовал работы. Он изменял черты, убирал либо добавлял надписи. И сам мастер, и его ученики стали первыми, равнявшимися на западных живописцев. В изображаемые лики вносились человеческие черты. Этот прием не использовался в старой иконописи.

Биографические данные

Симон Ушаков — это один из немногих деятелей культуры XVII века, биографию которого можно установить по сохранившимся документам. Достоверно известно, что родился он в 1626 году в столице — Москве. При рождении мальчика назвали Пименом. Это доказывает характерная подпись художника — «Государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин, по прозванию Симон Ушаков».

Детство и юность

Точных данных о том, кем были родители Пимена, нет. Но можно предположить, что они были довольно обеспеченными посадскими людьми. С раннего детства мальчик занимался рисованием, но об имени его учителя нет никакой достоверной информации. Стоит думать, что им был один из лучших московских живописцев. Это доказывает то, что уже в 22 года он получил жалованный царем статус мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Основные направления деятельности

Тайная Вечеря 1685 г. Профессия обязывала художника зарисовывать ценные предметы обихода, находящиеся в царском дворце, расписывать воинские знамена и создавать новые задумки для узоров, вышивок. Также он чертил карты и планы разных территорий, руководил проведением художественных работ во дворцах, храмах. Все обязанности, которые легли на плечи мастера с началом государевой службы, позволили ему тесно познакомиться с культурой и традицией живописи своего времени.

Параллельно с этим Ушаков занимался иконописью. Именно иконопись и прославила мастера. Его работы можно было увидеть во всех главных церквях того исторического периода. Влияние и узнаваемость Симона Федоровича только выросли, когда в 1664 году его перевели в Оружейную палату. Тогда он стал руководить остальными царскими мастерами, лично реставрировать важные религиозные объекты.

Стоит отметить, что талант Ушакова открывался и в других искусствах, к примеру, в публицистике. Масштабное сочинение «Слово к люботщательному иконного писания» — это его реакция на первый отечественный теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Значительная часть текста посвящена основной сфере интересов Симона Федоровича — иконам. Он довольно экспрессивно рассуждает о хуле священных изображений и об их восприятии человеком в целом.

Школа иконописцев

Растущее влияние при дворе позволило Симону Ушакову открыть свою школу иконописцев. Для того времени это было большим и смелым шагом: учеников он отбирал лично, предпочитая талантливых родовитым. Школа находилась под патронажем Алексея Михайловича Романова — царя, при правлении которого и творил иконописец. Лояльными к ней были и его потомки, царевич Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, в дальнейшем получившие власть.

Последние годы

В последние годы Симон Ушаков выполнял конкретные дворцовые поручения — основная работа ложилась на плечи его учеников, сам мастер занимался только наиболее важными заказами. Он скончался 25 июня 1686 года в Москве. По меркам XVII столетия Симон Федорович прожил довольно долгую и насыщенную жизнь. А наследие его — как материальное, так и идейное — значимо для любителей культуры восточного христианства по сей день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: