Валентин постников

Детство и юность

Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) русский художник. Родился 21 февраля 1876 года Харьковской губернии. Является ярким представителем авангардизма и соцреализма. Он автор нескольких тысяч пейзажей, портретов и натюрмортов. Многие его работы заслужили внимания публики при еще при его жизни.

Отец художника — Петр Петрович (1839-1904) был талантливым издателем и переводчиком. Свое детство он провел в родительском доме. Отец мальчика был причастен к революции, его арестовали и отправили в ссылку в Холмогоры. Фамильный дом был конфискован. Позже мальчик с семьей переехали в Харьков, где ребенок начинает обучение в художественной школе.

Петя оказался способным учеником, в 1889 году семья снова переезжает, в этот раз в Москву. Там юный художник начинает посещать курсы Строгановского училища. Однажды Петр едва не бросил обучение живописи и поступил на отделение точных наук в Московский университет. Но этот выбор оказался ошибочным, он не смог оставить занятия живописью и уехал в Париж для продолжения учебы.

В юности

Почти два года художник обучался в известной академии Жулиана и за этот период полностью пришел к решению, что будет заниматься только живописью

Вскоре на работы перспективного художника стали обращать внимание. Окончив учебу Петр Кончаловский возвращается в родную страну и поступает в академию художеств

Во время учебы он долгое время проводил в оранжерее, рисуя природу. В 1907 году Кончаловский получает диплом Академии художеств.

Автопортрет (1943)

Библиография

  • 1998 — «Карандаш и Самоделкин на острове необычайных приключений»
  • 1999 — «Карандаш и Самоделкин на острове гигантских насекомых»
  • 2001 — «Карандаш и Самоделкин в Антарктиде»
  • 2001 — «Карандаш и Самоделкин в стране пирамид»
  • 2005 — «Карандаш и Самоделкин на Марсе»
  • 2005 — «Карандаш и Самоделкин на острове Сокровищ»
  • 2006 — «Карандаш и Самоделкин: первые приключения»
  • 2007 — «Карандаш и Самоделкин против Бэтмена»
  • 2010 — «Верхом на портфеле»
  • 2011 — «Весёлый двоечник»
  • 2013 — «Карандаш и Самоделкин на острове динозавров»
  • 2015 — «Шоколадный дедушка» (В сотворчестве с Наринэ Абгарян)
  • 2016 — «Карандаш и Самоделкин и все-все-все»
  • 2019 — «Новогодние приключения Карандаша и Самоделкина»

Сергей Иванов

Осип Браз. Портрет Сергея Иванова. 1903 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

После отмены крепостного права далеко не всем крестьянам досталась земля, которая могла их прокормить. Миллионы из них решили переселиться в Сибирь, на свободные земли. И главным летописцем этого сложного периода их жизни был Сергей Иванов.

Он следовал с ними за Урал. Сначала на поезде до Тюмени. Затем на плотах до Барнаула. А потом пешком и в кибитках до свободных участков земли.

Весь путь занимал несколько месяцев. Путь тяжёлый и даже опасный для жизни. 7% переселенцев погибали в дороге. Одну из таких трагедий и изобразил Иванов.

Сергей Иванов. Смерть переселенца. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Глава семьи скоропостижно скончался в пути. Жена рухнула на землю оплакивать своё горе. Что ее ждёт? Если она выйдет замуж (а в Сибири женщин не хватало), то у неё есть шанс выжить. Если нет, то участь ее – попрошайничество или тяжкий наемный труд. Имея ребёнка на руках. Очень печально.

Иванов сыграл немалую роль в судьбе переселенцев. Ведь его картины видели многие благодаря передвижным выставкам.

Уже в 90-х годах 19 века переселенцев стали поддерживать власти. Худо-бедно заботясь об их пропитании и здоровье в дороге. И таких страшных сцен, как на картине «Смерть переселенца», уже не встречалось.

Конечно, такой борец за справедливость, как Сергей Иванов, просто не мог пройти мимо стихийных событий восстания в декабре 1905 года.

Сергей Иванов. Расстрел. 1905 г. Государственный центральный музей современной истории России, Москва

Вновь мы видим униженных и оскорбленных. На этот раз расстрелянных на одной из площадей Москвы. Иванов будто написал звук смерти. В пустом пространстве звучат выстрелы, стон умирающих и рёв толпы.

Биография

Родился 1 апреля 1922 года в селе Плисков Киевской губернии (ныне Погребищенский район Винницкой области) в семье сельского врача.

Без отрыва от учёбы в военном училище поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского педагогического института, за год и пять месяцев прошёл полный курс и в 1944 году получил диплом. По окончании училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны занимался подготовкой курсантов. Член ВКП(б) с 1945 года. Был демобилизован в конце 1945 года из-за травм, полученных во время учебного полёта.

С 1946 года редактор издательства «Детская литература», с 1950 года ответственный секретарь, позже председатель Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР. Автор статей по вопросам развития литературы для детей. В 1965—1996 годы главный редактор журнала «Детская литература».

Первая книга Алексеева вышла в 1955 году — «История СССР. Учебная книга для 4-го класса». Автор книги для детей «Сто рассказов о войне». За сорок лет написал более тридцати книг, посвящённых истории России (от середины XVI до середины XX вв.) — издавались на пятидесяти языках.

Умер 16 мая 2008 года в Москве. Похоронен на Переделкинском кладбище.

Биография

Могила Кончаловского на Новодевичьем кладбище Москвы Учился в Харьковской художественной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Жюлиана в Париже (1897—1898) и в Петербуржской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского.

Жил в Москве. В 1932 г. Пётр Петрович приобрёл у А. И. Трояновской усадьбу Бугры (ныне известную как «дача Кончаловского»), позже вошедшую в границы города Обнинска.

Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911). Также был членом художественных объединений:

  • «Союз молодёжи» (1911)
  • «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами)
  • «Бытие» (1926—1927)
  • «АХРР»

Действительный член АХ СССР (1947). За 60 творческих лет художник создал около двух тысяч полотен.

Умер Кончаловский 2 февраля 1956 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

Производимые изделия

В 1850–1860 годы XIX века в Москве оставалось пять производств художественной бронзы. Изделия с пятидесятых до девяностых годов не имели широкого спроса. Создавая фабрику, Андрей Михайлович Постников, знаток икон и православных культовых принадлежностей, принял дальновидное решение работать не только с серебром и золотом, но и с бронзой для изделий довольно крупных размеров. Исполнение было в русском стиле, при этом наряду с новыми приемами исследовалось и воспроизводилось искусство старых мастеров. Отличалась фирма особо виртуозной ажурной сканью, работами в византийском, русском стиле XV–XVII вв., также производством крупных бронзовых люстр. Предприятие не было обделено заказами, особенно теми, что поступали для храмовых украшений.

Оклад для иконы Николая Можайского.
Вторая половина XIX века.
Серебро, золочение, чернь,
гравировка в торцах
и углах сцен жития святого,
чеканка в технике высокого
орнамента «гречкой»,
выемчатая эмаль.

Удивительна история чайно-кофейного дорожного сервиза, заказанного в 1873 г. Андрею Михайловичу императрицей Марией Александровной для супруги американского посла в Гонконге. Когда Великий князь Алексей Александрович в 1872 г. приехал с визитом в Гонконг, леди Кеннеди радушно приняла сына императора на период его пребывания. Не известно, какие приключения претерпел сервиз, но в 1990 г. во время визита М. С. Горбачева в Италию, драгоценное произведение Постникова было подарено Итальянским миллионером и меценатом Марко Датрино президенту Советского союза. Теперь этот шедевр находится в музее Московского Кремля. Сервиз выполнен из серебра с рисунком и золочением в русском стиле. В него входят десять предметов: массивное блюдо с панорамой Кремля, сахарница, сливочник, чайник, кофейник, ложечка-ситечко, две чайные ложки, щипчики для сахара.

Дорожный сервиз
1873 г.
Серебро, золочение, перламутр,
чернь, канфарение, оброн.

Под заказ и для продаж в магазине производились сервизы, кубки, вазы, все виды столовых приборов и посуды, кабинетные принадлежности, часы, изящные настольные папки (бювары), альбомы, портсигары, скульптурные композиции, всевозможные церковные принадлежности, иконы. В изделиях сочеталась искусная серебряная скань, позолота и великолепные орнаменты. Также делались медали, наградные и форменные знаки отличия, пуговицы.

Ковш в псевдорусском стиле,
1877 г.
Серебро, золочение,
литье, гравировка.

Туалетный прибор,
состоящий из двух флаконов,
двух емкостей для пудры,
шкатулки для гребня и
зеркала в раме.
1870 г.,
Серебро, позолота, хрусталь, зеркало.

Ваза в форме ладьи.
Начало 1880 годов.
Хрусталь, серебро.
Эскиз и серебряные части
сделаны предприятием А. М. Постникова.

Влияние творчества художников-передвижников на культуру и искусство

Влияние передвижников на культуру заключалось в просвещении общества. Их выставки знакомили посетителей с последними тенденциями в искусстве. По словам художника Николая Ярошенко, они мечтали «вынести искусство из дворцов и сделать достоянием всех». И цели своей передвижники достигли.

Бунт будущих передвижников в Императорской Академии сместил акценты в работах художников с академических сюжетов к изображению реализма. Их полотна оказали влияние на искусство последующего периода в истории государства.

Кроме того, живописцы продемонстрировали успешную бизнес-модель частного художественного предприятия. В своде правил, адресованных художникам, чьи полотна включали в программу выставки, было требование предлагать к демонстрации только те картины, которые ранее нигде не выставляли, чтобы заинтересовать зрителей. Начинающим художникам выставки передвижников помогли обрести известность.

Выставочную деятельность общества поддерживал меценат и коллекционер Павел Третьяков. Он покупал полотна для своей галереи, а также заказывал картины у членов товарищества.

Передвижники организовывали выставки почти 30 лет. За собственным успехом они не заметили, как в их работе наступила стагнация. Художники использовали те же темы, что и писатели этого периода. Но по сравнению с литературой, живопись оставалась слишком «статичной» в отображении протеста против недостатков общества. Среди художников вспыхивали разногласия. В 1923 году состоялась последняя – 48-я по счету – выставка, после чего передвижники прекратили деятельность. Часть членов общества вступили в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

Жанры

Передвижники считали, что мифологические сюжеты ведут к упадку искусства. Первоначальный интерес к сюжету сменяется равнодушием, а затем человек теряет интерес к живописи. Поэтому передвижники посвящали картины изображению повседневной жизни: элементам крестьянского быта, труду крестьян, праздникам, российским пейзажам.

Художники изображали не только бедность, но и красоту крестьянского мира. Некоторые полотна носили социально-политический подтекст. Например, полотно Ильи Репина «Бурлаки на Волге» изображает тяжелые условия, в которых трудятся простые люди.

У передвижников много полотен с изображением пейзажей. Картина Саврасова «Грачи прилетели» произвела фурор на первой выставке. Сегодня это полотно известно каждому школьнику. Среди других популярных полотен были изображения русского леса Ивана Шишкина, лунные ночи в украинской глубинке Архипа Куинджи.

Несмотря на то, что пейзажи передвижников популярны и сегодня, критики утверждали, что этот жанр не может продвигать прогрессивные взгляды, а значит, люди в них не нуждаются. От художников требовали включать в пейзаж «социальные комментарии». Ответом на подобную критику стала картина Исаака Левитана «Владимирка». Дорога, изображенная на картине, – это путь, по которому заключенных вели на каторгу в Сибирь.

К 1885 году передвижники утратили статус оппозиции к царскому правительству. Выставки передвижников посещала семья монарха, картины покупали император и близкие к нему люди. Представителей передвижников, Репина и Поленова, пригласили преподавать в Императорскую Академию художеств.

Детство и юность

Сергей Алексеев родился в селе Плисков возле Киева. Его родители познакомились в период 1-ой мировой войны, на фронте. Отец, Петр Сергеевич, был врачом, а мать, Елена Александровна Ганшина, – медсестрой. Вскоре после регистрации брака на свет появился сын Сергей.

Родители научили ребенка читать, считать и писать. Поскольку в Плискове не было русской школы, то в 9 лет его отправили учиться в Москву, к сестрам матери. В доме теток господствовал культ книги, интеллектуального труда и строгого режима дня. Нужно было гулять только во дворе и заходить, когда в форточке маячило белое полотенце. Если выбился из графика, то вместо брюк выдавали шорты, лишали походов на выставки, в музеи и театры.

Учился Сережа старательно, любимым предметом была история. Активно участвовал во всех школьных делах, в том числе спортивных соревнованиях, организации школьных вечеров, выпусках стенгазеты.

Родители надеялись, что сын станет врачом, тетушки видели его ученым-историком, а он в старших классах «заболел небом» и стал заниматься в аэроклубе. Тогда многие подростки были увлечены романтикой неба. Развивалась авиация, о чем восторженно сообщали радио и газеты. Летчики совершали подвиги: беспересадочные полеты на Дальний Восток, в США через Северный полюс, спасение полярных экспедиций И.Д. Папанина и с раздавленного льдами парохода «Челюскин».

Детство и юность

Петр Петрович Кончаловский родился в городе Славянске Харьковской губернии 9 февраля 1876 года. Его отец происходил из дворянского рода и был успешным переводчиком и издателем. Раннее детство будущего художника прошло в родительском имении, но так как Кончаловский-старший оказался причастен к революционной деятельности, вскоре обстоятельства жизни переменились.

Автопортрет Петра Кончаловского

Отца художника арестовали и сослали в Холмогоры, имение при этом было конфисковано. Позже Кончаловские уехали жить в Харьков, где 8-летний Петя начал обучаться в художественной школе.

В 1889 году семья вновь переехала, на этот раз в Москву, где мальчик, сильно увлекшийся живописью, стал посещать вечерние курсы Строгановского училища. По настоянию отца Петр чуть не изменил искусству и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако оставить живопись не сумел и, уговорив отца, уехал в Париж – продолжать обучение.

Автопортреты Петра Кончаловского

2 года, с 1896-го по 1898-й, Петр Кончаловский учился в академии Жулиана и за это время окончательно понял, что хочет быть только художником. Работы молодого человека во Франции получили положительные оценки. Вернувшись в Россию, он поступил в Академию художеств, в которой в итоге выбрал мастерскую живописца-баталиста Павла Ковалевского.

Впрочем, батальные картины Петра не интересовали, и он подолгу сидел в ботаническому саду, зарисовывая природу. Диплом Академии художеств Кончаловский получил в 1907 году.

Илья Репин (1844-1930 гг.)

Илья Репин. Автопортрет. 1887 г. Третьяковская галерея, Москва

Репин официально стал передвижником в 1878 году. И тоже не удивительно. Его «Бурлаки на Волге» с явным социальным подтекстом не «оставляли ему выбора».

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сейчас нас оторопь берет от того, что наемный работник может вот так жалко выглядеть. 11 тянущих лямку людей выглядят темным, грязным пятном на фоне светлого летнего пейзажа. Да ещё вдалеке пароход виден. Который вполне мог тянуть корабль вместо несчастных людей.

На самом деле бурлачество было неплохой возможностью заработка для людей, выброшенных на обочину жизни. Для бывших моряков, безземельных раскрепощенных крестьян. Поработав один летний сезон, они могли прокормить себя в течение предстоящей зимы.

О картине и ее героях читайте в статье «Бурлаки на Волге» Репина. Почему это шедевр».

«Проводы новобранца» – менее известная картина Репина. Но она очень ярко показывает один из моментов жизни крестьян. Семья и соседи провожают на службу молодого человека. Репин сам наблюдал эту сцену.

Илья Репин. Проводы новобранца. 1879 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В это время срок службы уже был сокращён с 20 лет до 6. Но это, увы, не облегчает участи новобранца. Идёт Русско-Турецкая война (1877-1878 гг.), и родные не знают, увидят ли его живым. Поэтому мы и наблюдаем такое смятение окружающих. Даже дети замерли, прекратив игры и смех.

Репин поражает своей всеохватностью. В одной картине он умудрялся показать и характер каждого отдельного персонажа, и ключевые моменты целой эпохи.

Личная жизнь

Личная жизнь художника была определена еще в его детстве: в 14 лет Петр познакомился с будущей женой Ольгой Суриковой – дочерью живописца Василия Сурикова. После этого 12 лет молодые люди толком не общались, пока Кончаловский не отправил девушке письмо с признанием в любви. Решение пожениться молодые приняли через 3 дня после первого свидания, и свадьба состоялась 10 февраля 1902 года.


Петр Кончаловский с женой (автопортреты)

Отношения в браке были нежными: Кончаловский звал жену Лёлечкой, она его – Дадочкой.

У супругов было двое детей – дочь Наталья и сын Михаил. Их нежно любили оба родителя, хотя и старались не баловать. Петр Петрович не меньше супруги был вовлечен в процесс воспитания: он укладывал детей спать, обучал основам живописи, рассказывал сыну и дочке сказки.


Петр Кончаловский с семьей

Ольга Васильевна слыла жестким и властным человеком, но взаимоотношений с мужем это не касалось – еще до свадьбы молодые люди поклялись, что их семья будет необыкновенной. Поэтому женщина знала меру и никогда не попрекала мужа, а тот ее глубоко уважал и считал ближайшим другом и советчиком. Без одобрения жены Петр Петрович решений не принимал и советовался с ней даже по вопросам творчества.

Личная жизнь

Будущей женой Петра Кончаловского становится Ольга Сурикова (1878-1958), дочь известного живописца Василия Сурикова. Молодой человек встретился с ней в 14 лет. Молодые люди многие годы не общались, но вскоре Кончаловский признался ей в любви. Молодые люди сыграли свадьбу 10 февраля 1902 года.

С Ольгой Суриковой (1930)

У пары родились двое детей — Наталья и Михаил. Оба родителя души не чаяли в детях. Отец был полностью погружен в воспитание детей: занимался их обучением, читал сказки на ночь, следил за их развитием. Супруга Кончаловского была человеком властным и порой жестким, но несмотря на это их отношения были идеальными. Ольга Васильевна ни в чем не упрекала мужа, а тот в ответ уважал и считал своим лучшим другом и помощником. Петр Петрович без супруги не принимал ни одного решения, советовался с ней по любым вопросам.

С семьей

Биография алексеева сергея петровича

Сергей Петрович Алексеев — русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1984). Член ВКП(б) с 1945 года.

С. П. Алексеев родился в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 году после окончания средней школы поступил в авиационное училище в городе Поставы в Западной Белоруссии. Война застала его близ границы в полевом лагере. Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище, без отрыва от учёбы поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского пединститута, полный курс которого прошёл за год и пять месяцев, получив диплом в1944 году. По окончании лётного училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны учил молодых лётчиков. С авиацией расстался в конце 1945 года из-за тяжёлых травм, полученных в учебном полёте. В литературно-общественную жизнь Алексеев вошёл сначала как редактор и критик, а потом уже и как писатель. С 1946 года — редактор издательства «Детская литература», с1950 года — ответственный секретарь, позже — председатель Комиссии по детской литературе Союза писателей СССР, автор статей по вопросам развития литературы для детей. В 1965—1996 — главный редактор журнала «Детская литература». Первой книгой Алексеева была «История СССР. Учебная книга для 4-го класса» (1955). За сорок лет работы в литературе он создал более тридцати оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Книги Алексеева получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом; его произведения издавались на 50 языках народов мира.

1 апреля 1922, Плисков, Киевская губерния — 16 мая 2008, Москва — русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1984).

Ссылки

Смотреть что такое «Алексеев, Сергей Петрович (писатель)» в других словарях:

Алексеев, Сергей Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с именем Алексеев, Сергей. Алексеев, Сергей Петрович (писатель) (1922 2008) русский советский писатель. Алексеев, Сергей Петрович (режиссёр) (1886 1969) советский режиссёр … Википедия

АЛЕКСЕЕВ Сергей Петрович — (р. 1922) русский писатель. Рассказы и повести для детей, в т. ч. Секретная просьба. Рассказы о В. И. Ленине (1968), Богатырские фамилии (1978; Государственная премия СССР, 1984). Главный редактор журнала Детская литература (с 1965) … Большой Энциклопедический словарь

Алексеев Сергей Петрович — (р. 1922), русский писатель. Рассказы и повести для детей, в том числе «Секретная просьба. Рассказы о В. И. Ленине» (1968), «Богатырские фамилии» (1978; Государственная премия СССР, 1964). Главный редактор журнала «Детская литература» (1965 1996) … Энциклопедический словарь

АЛЕКСЕЕВ Сергей Петрович — (р. 1922), русский советский писатель. Чл. КПСС с 1945. Пов. «Сын великана» (1959), «История крепостного мальчика» (1962), «Братишка» (1965), «Декабристы» (1969). Сб. повестей и рассказов «Колокола» (1961), «Суворовские сапоги» (1962), «Рассказы… … Литературный энциклопедический словарь

Алексеев, Сергей — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Алексеев. Алексеев, Сергей Александрович (1868 1922) русский драматург. Алексеев, Сергей Алексеевич (Сергей Аскольдов; 1871 1945) русский писатель, философ. Алексеев, Сергей … Википедия

Сергей Петрович Алексеев — (1 апреля 1922 2008) русский советский писатель. Биография Родился в селе Плисков Винницкой области, в семье сельского врача. С 10 лет жил и учился в Москве. В 1940 после окончания средней школы поступил в авиационное училище в г. Поставы в… … Википедия

Алексеев — Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 Б 1.3 В … Википедия

Сергей Алексеев — Сергей Алексеев: Алексеев, Сергей Петрович (род. 1922) русский писатель. Алексеев, Сергей Сергеевич (род. 1924) российский юрист. Алексеев, Сергей Трофимович (род. 1952) русский писатель … Википедия

Алексеев — I Алексеев Александр Емельянович , советский учёный в области электротехники, член корреспондент АН СССР (1953). В 1925 окончил Ленинградский электротехнический институт. С… … Большая советская энциклопедия

Госпремия СССР — Медаль лауреата Государственной премии СССР Государственная премия СССР (1966 1991) одна из важнейших премий в СССР наряду с Ленинской (1925 1935, 1957 1991). Учреждена в 1966 как преемник Сталинской премии, присуждавшейся в 1941 1954; лауреаты… … Википедия

Творческие достижения

Сергей Алексеев – замечательный детский писатель, который простым и понятным детям языком писал о знаменательных событиях и великих личностях в истории Российского государства. Перед каждой книгой он колесами, ногами и глазами промерял и проглядывал описываемые места, «вживляясь» в нужную эпоху и личность. Созданные им яркие образы «сходят» со страниц и остаются в памяти.

Писатель создал свыше 30 книг, которые были изданы на 50 языках. Произведениями был охвачен период от середины 16-го века до середины 20-го.

Обладатель звания Заслуженного работника культуры РСФСР. Награжден:

В память об интересном историке существуют:

Интересные факты

  • В январе 2019 года Валентин Постников сделал заявление в телепередаче «Прямой эфир», заявив, что считает себя внебрачным сыном детского писателя Эдуарда Успенского. Событие произошло после кончины автора и начала разговоров о наследстве.
  • Первая супруга Постникова носила фамилию Чебурашкина. Валентину даже предлагали взять ее в качестве псевдонима, что было бы логично для специалиста по детской литературе, но сказочник отказался.
  • В 2012 году в Екатеринбурге на студии «Горячий шоколад» создали полнометражный мультфильм, получивший название «Первые приключения Карандаша и Самоделкина».

Изделия для храмов

Предприятие Постникова создало немало драгоценных иконных окладов, предметов убранства церквей и храмов. Многие заказы были государственными, одним из таковых был сделан фирме в начале восьмидесятых годов на изготовление отдельных деталей для интерьера храма Христа Спасителя в Москве.

Общий вид храма
Христа Спасителя в Москве
1881 г. и его интерьер в 1902 г.

Для Благовещенского храма, одного из старейших в Москве, построенном в 1397 г., Постникову был сделан государственный заказ на проект с изготовлением большой бронзовой раки для размещения в ней 28 ковчегов с храмовыми святынями, оградительной решетки к ней и двух напольных подсвечников. Проект и эскизы, сделанные сыном фабриканта Дмитрием Андреевичем, который участвовал в планировании конструкций, предоставлены в 1891 г. на Высочайшее утверждение. В 1894 г. резные предметы в древнем русском стиле были переданы храму. Великолепно сработанной ракой, в форме каменной старорусской гробницы, можно полюбоваться сегодня, находится она в диаконнике собора. Вся ее поверхность покрыта чеканными рельефными узорами, в соответствии со стилистикой XVI века.

Рака
Благовещенского
храма
1894 г.

С предприятием Постникова в 1894 г. было заключено при Высочайшем утверждении еще одно соглашение. Для воздвигнутого на Шаболовке храма Троицы Живоначальной, товариществом создавались предметы по эскизам и под личным наблюдением архитектора Чичагова. Из вызолоченной бронзы для храмовых икон были созданы 14 подсвечников, два для запрестольных икон, два паникадила с 50 свечами из посеребренной бронзы.

г. Москва,
Шаболовка,
Храм
Живоначальной
Троицы

В 1894–1896 гг. Фабрика Постникова выполнила для киевского Владимирского собора наружные западные врата, паникадила, подсвечники, другие работы на общую сумму около 70 000 р. Этот храм известен самой монументальной работой Виктора Михайловича Васнецова. Над ней художник трудился свыше десяти лет, создав на 4 000 м ² пятнадцать потрясающей красоты композиций и тридцать обособленных образов.

1890 г.
Владимирский собор в г. Киеве.

Часть современного интерьера собора.

Василий Перов (1834-1882 гг.)

Иван Крамской. Портрет Василия Перова. 1881 г. Русский музей, Санкт-Петербург

Главные шедевры Перова были созданы ещё до официального образования Товарищества передвижных выставок. Но именно он был одним из главных вдохновителей и организаторов движения. Ведь Перов как никто другой был сосредоточен на сюжетах об обездоленных.

Пожалуй, самая эмоциональная его работа – это картина «Тройка». У кого есть дети, не могут без тоски смотреть на нее. Это сейчас детский труд нам кажется дикостью. А каких-то 100-150 лет назад это было нормой.

Жуткая погода. Глубокий минус. Метель. А бедные дети (без варежек!) тянут бочку с водой до мастерской.

Василий Перов. Тройка. Ученики-мастеровые везут воду. 1866 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Конечно, на работу в мастерскую они попали не от хорошей жизни. Родители, не имея возможности прокормить нескольких детей, одного могли отдать в услужение.

Приглушенные серые, белые, бежевые краски картины подводят нас к ощущению холода. А вот лица детей на таком фоне четкие и живые. Зрителю нет возможности их не разглядеть. И увидеть страдание в глазах, в которых должна быть лишь беспечная радость.

Еще до «Тройки» Перов создал ряд антиклерикальных работ. Одна из самых интересных картин на эту тему – «Чаепитие в Мытищах».

Василий Перов. Чаепитие в Мытищи. 1862 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Могла ли такая сцена возникнуть в реальности? Вполне. Представьте, этого солдата взяли служить когда-то на целых 20 лет. Конечно, по возвращении домой родители уже вряд ли были живы. Ни жены, ни детей. Мизерная пенсия.

Только – свобода передвижения (отслуживший крестьянин переставал был крепостным). Что оставалось, как не бродяжничать и просить милостыню.

Перов был гениальным «сценографом». Он так удачно подбирал позы и жесты героев, что его сюжеты читаются с первого взгляда. Понятны и неловкость служанки, и смиренность солдата, и равнодушие церковника.

Личная жизнь

С Валентиной Алексеевной Сергей Петрович познакомился в конце июля 1957-го года, во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Студентка, встречавшая украинскую делегацию, возмущалась, что не выделили билетов на фестивальные мероприятия. Доставая билеты, Сергей лично ходил по фестивальным начальникам. После вручения билетов каждый вечер ждал, пока девушка попрощается с гостями, чтобы предложить куда-либо сходить вместе.

Валентина сначала избегала встреч. Но Алексеев не прекратил ухаживать. Чтобы не отпугнуть возлюбленную, сначала предложил дружбу. На своей «Победе» он свозил девушку к ее родителям в Киев, потом в творческую поездку под Одессу. Поселился поблизости от практики студентки в Гурзуфе и скрашивал скучные вечера. Постепенно строптивица привыкла к ухажеру и уже не представляла своей жизни без его шуток, разыгрываний, стала критиком его произведений…

9 января 1958-го года состоялась свадьба. В июне 1959-го года родился сын Сергей. Супруга преданно служила семейному очагу до смерти писателя, а потом совместно с внуком Владимиром написала о нем повесть «Добавить краски в серость будней»

История Товарищества передвижников

В начале 1860-х Россию постигла череда социокультурных изменений. В 1861 году отменили крепостное право. Последовавший за этим экономический сдвиг радикализировал взгляды молодежи.

В 1863 году группа из 14 студентов покинула Императорскую Академию художеств. Студенты сочли действующие правила консервативными и «сдерживающими» творчество. По правилам Академии художникам как представителям «высокого искусства» полагалось писать картины на библейские или мифологические сюжеты. Зрителям полагалось восхищаться. К 100-летию со дня основания Академии организовали конкурс. Студентам предложили написать картину «Пир Одина в Валгалле».

14 лучших студентов Академии отказались писать на «несовременную» мифологическую тему и обратились с просьбой позволить автору писать на вольную. В ответ на отказ бунтари покинули учебное заведение, организовав независимое художественное общество – «Санкт-Петербургскую артель художников».

7 лет спустя часть из них создадут «Товарищество передвижных художественных выставок». Художников, вошедших в общество, назовут передвижниками. Всего за время существования общества передвижников в списке участников насчитывалось около 100 фамилий российских художников.

С 1871-го по 1923 год передвижники организовали 48 выставок в Москве и Санкт-Петербурге. После чего включили в программу выставки в Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и ряде других городов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: