Литературная деятельность
В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.
Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.
В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.
Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:
- «Почта духов»;
- «Зритель»;
- «Санкт-Петербургский Меркурий».
В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.
Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.
К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.
А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.
Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.
Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:
- «Волк и Ягнёнок»;
- «Ворона и Лисица»;
- «Стрекоза и Муравей»;
- «Лебедь, Рак и Щука»;
- «Мартышка и очки»;
- «Квартет».
Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.
Становление художника
Несмотря на тяжкий жизненный путь, Левитан не прекращал писать и создал достаточно большое количество пейзажных работ, таких как: «Дубовая роща. Осень» (1880, Нижегородский художественный музей), «Дуб» (1880, Третьяковская галерея), «Сосны» (1880, частное собрание), «Полустанок» (начало 1880-х годов, Дом-музей И. Левитана в Плесе), «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, Третьяковская галерея) и другие. Благодаря продаже некоторых произведений, а также преподаванию живописи ему удалось улучшить свое материальное положение.
Однако годы нужды и лишений подорвали здоровье художника, и в 1886 году ему пришлось отправиться в Крым на лечение. Вернувшись полным новых сил, Левитан устраивает большую выставку (более пятидесяти пейзажей). После этого ему удается осуществить свою давнюю мечту: совершить поездку на Волгу. Однако из-за неудачно выбранного времени года и плохой погоды поездка оказалась неудачной. Художник совершает второе путешествие через год. Вместе со своими товарищами-живописцами Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой он открывает для себя красоту русской природы.
Наиболее важным открытием поездки становится местечко под названием Плес. Этот небольшой городок занял значимое место в биографии Левитана. Художник был настолько поражен красотой и живописностью его видов, что возвращался туда несколько лет подряд, проводя там летние месяцы и создав несколько сотен пейзажей. Одной из знаковых картин, созданных там, стало произведение «Над вечным покоем» (1894). Спокойное величие природы, выраженное в неподвижности тяжелых туч на небе, соприкасается с бренностью человеческого бытия в изображении могильных крестов рядом с небольшой часовней. И в то же время сама часовня, стоящая на утесе, открытая ветрам и буре, являет собой стойкость и непоколебимость человеческого духа.
К началу 1890 года художник отправился в путешествие по Италии и Франции. Как и многие живописцы тех лет, он поехал в Париж, который произвел на него большое впечатление. Левитана, как и его коллег, интересовали и вдохновляли новые течения живописи, зарождавшиеся именно там. Барбизонские пейзажи и полотна импрессионистов, совершивших революцию в написании света и движения воздуха, вдохновили художника на дальнейшую работу.
Начало творческого пути
На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.
В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:
- «Царевна-Лягушка»;
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- «Иван-царевич».
Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.
Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.
Последние годы и смерть
Начало войны отрицательно сказалось на жизни и здоровье художника. Он не смог выехать из блокадного Ленинграда, хотя и в такое тяжелое время продолжал творить. Билибин написал оду в стихах, где коротко описывал все страдания своего народа.
Но ее опубликовали уже после его смерти. Зимой 1942 года Иван Яковлевич скончался от голода, как и многие жители Ленинграда. Его похоронили в общей могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.
Вклад Билибина в развитие русского творчества сложно переоценить. Он возродил стародавнюю культуру и обычаи. Его работы известны не только в странах бывшего СССР, но и далеко за границей. Иван Яковлевич адаптировал древнерусский быт и традиции, сделал их понятными для своих современников и последователей.
Биография
Русский и советский художник-график, живописец, сценограф; автор плакатов и сатирических иллюстраций.
Иван Андреевич Малютин родился в Балково Тульской губернии. В 1902–1911 годах учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище у Н. Андреева. Участвовал в творческих объединениях «Бубновый Валет», «Свободное искусство», Общество московских художников.
Работал художником в еженедельном иллюстрированном журнале «Рампа и жизнь». С 1911 года оформлял спектакли в Большом театре и Опере Зимина, работал для Русских сезонов Дягилева в Париже. В 1918 году преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).
Один из основоположников искусства советского плаката. В 1919–1921 – ведущий художник «Окон РОСТА» в Москве. В 1920 году Малютин создал политические плакаты: «Если не хотите возврата к прошлому – винтовку в руки! На польский фронт!», «Куренка не выпустишь – так земля крестьянская до революции была мала», «Лига наций. К России с миром тянется рукой– а полякам винтовки подает другой», «Крестьянин, ты даешь рабочему хлеба пуд…», «Буржуям радоваться причин мало…», «Ты ждешь Врангеля?», «Красный офицер, помни…», «В мире два класса…», «Мы победили Врангеля», «Да здравствует 8-й съезд Советов», «Все на помощь Донбассу!», «Раньше инженер сидел в конторе», «Где работа, идите туда», «Учреждение, Красная Армия, охраняющая твою работу, редеет…», «Что такое электрификация».
Как художник-карикатурист в 1919–1932 годах работал в сатирических журналах «Безбожник у станка», «Гудок», «Заноза», «Бегемот» «Бузотер», «Красный перец», «Лапоть», «Смехач», «Чудак». Много рисовал для журнала «Крокодил». Иллюстрировал и оформлял книги – Н. Агнивцева «В защиту трубочиста», И. Кремлева «Чудо на сырых болотах» и других. Занимался живописью, писал натюрморты и пейзажи в стиле бубнововалетовцев («Натюрморт с мужской сорочкой», 1920; «Тополя», 1920).
Участвовал в 5-й Государственной выставке картин (1918–1919), объединения «Мир искусства» (1922), «Красная Армия. 1918–1923» (1923), «Московские театры Октябрьского десятилетия» (1928), «Окна сатиры РОСТа» (1929), 1-й выставке общества «Союз советских художников», антиимпериалистической выставке (1931), посвященной международному Красному дню (1931).
Творчество И. А. Малютина представлено в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Российском государственном архиве литературы и искусства; в изофонде Российской государственной библиотеки (РГБ), Государственном музее В. В. Маяковского хранятся тиражные плакаты художника, Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля; графика есть в частных российских коллекциях.
Детство и юность
Александр Иванов родился в 1806 г. в семье художника, академика, впоследствии профессора Петербургской академии художеств Андрея Ивановича Иванова, известного картинами на религиозные темы. У Андрея Ивановича и его супруги Екатерины Ивановны было 10 детей, трое из которых умерли в младенчестве.
Александр, второй ребенок, воспитывался как главный помощник отца. В семье царила атмосфера любви и взаимного уважения. Александр получил хорошее домашнее образование. Способности к рисованию проявились рано, и отец начал учить его рисовать, как только мальчик смог держать в руках карандаш.
В 1817 году Александр стал посещать Академию художеств в качестве вольного слушателя. В отличие от других учеников во время учебы он жил не в воспитательном училище Академии, а дома, и выполнял задания в мастерской отца. Он быстро освоил основы академического искусства и техники живописи.
Работы молодого художника были настолько совершенны, что преподаватели сомневались, пишет ли он самостоятельно, без помощи отца. Картины на сюжеты греческой мифологии отличались необычной для академического стиля эмоциональностью изображения героев.
В кругу передвижников
В 1891 году художник вступает в круг передвижников и начинает участвовать в передвижных художественных выставках, не имевших предшественников на территории России. Целью выставок было знакомство жителей страны с современной живописью. Сами художники желали отойти от академического изображения и создавать картины о жизни простых людей, изображать жизнь такой, какая она есть. Эта идея очень импонировала Левитану. Несмотря на восхищение импрессионистами, художник стремился показать природу России такой, какая она есть, без прикрас.
В этот период Левитан создает такие произведения, как «У омута» и «Владимирка» (сейчас обе работы находятся в Государственной Третьяковской галерее), тепло принятые на выставках.
Художник много путешествует как по России, так и за рубежом. Везде он продолжает писать пейзажи, запечатлевая природу в разных ее состояниях. Так, он создает свои известные произведения «Март» (1895, Третьяковская галерея) и «Золотая осень» (1895, там же).
Основные даты[ | ]
- 1883—1886 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), в мастерских у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и других преподавателей
- 1886 — получил малую серебряную медаль, в 1890 — звание неклассного художника
- 1891—1893 гг. — преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте;
- 1890-е — художник в Русской частной опере С. И. Мамонтова
- 1896 — член Московского товарищества художников
- 1900—1903 — в Талашкино, у княгини М. К. Тенишевой руководил художественными мастерскими, послужившими примером для дальнейшего развития русской художественной промышленности. Член художественного объединения «Мир искусства»
- 1903 — в «Союзе русских художников».
- 1903—1917 гг. — преподавал рисунок в МУЖВЗ.
- 1913 — член «Товарищества передвижников»
- 1914 — академик Академии художеств
- 1918—1923 — преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе
- 1918—1921 — участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА»
- 1922 — один из организаторов «Ассоциации художников революционной России»
- 1927—1931 — член художественной группы «Объединение художников-реалистов»
- 1937 — умер на семьдесят девятом году жизни в Москве.
Портрет Д. А. Фурманова, 1922, ГТГ
Детство и образование
Будущий литератор Иван Крылов появился на свет 13 февраля 1769 года в городе Москва. Для того времени молодой человек имел более чем скромное происхождение.
Мать — Мария Алексеевна. Отца будущего баснописца звали Андреем Прохоровичем. Мужчина был небогатым армейским офицером, в свое время участвовал в подавлении Пугачевского восстания.
И.А. Крылов в детстве
В 1770-х отца вместе с семьей отправили в Оренбург. Однако вскоре волей судьбы город попал в осаду мятежников. В 1774 году под ударом оказалась Яицкая крепость. Силы обороняющихся были минимальными. В самый ответственный момент глава гарнизона не сумел совладать с собой, командование принял Крылов-старший.
Благодаря талантливому руководству, крепость удалось оставить под контролем армии. По распоряжению Пугачева и мятежников, жену и ребенка командующего должны были повесить. Опасаясь за свою жизнь, мать и маленький Иван бежали из крепости.
Оренбург еще какое-то время находился в осаде. В городе царил голод. Еды не хватало ни взрослым, ни детям. События того времени произвели на Крылова сильнейшее впечатление. В будущем они стали причиной патологической невоздержанности баснописца в еде.
Несмотря на весь проявленный героизм, отец не получил никакой награды. В середине 70-х семья переехала в Тверь. Мужчина поступил на гражданскую службу, занимал мелкую должность председателя магистрата (главы местного городского самоуправления). Денег катастрофически не хватало, разжиться серьезными средствами государственная служба не позволяла.
Маленький И. А. Крылов
Чтобы хоть как-то свести концы с концами, восьмилетний Иван Андреевич устроился в уездный суд. Но финансовое положение это не сильно поправило. Когда в 1778 году отец скоропостижно скончался, семья осталась без средств к существованию.
Дать образование сыну мать не могла. Денег едва хватало, чтобы не умереть с голоду. Однако от природы Мария Алексеевна была женщиной одаренной и умной. Она помогала сыну с самообразованием. Кроме того, от отца молодому человеку досталась довольно крупная библиотека.
Благодаря хорошим отношениям с тверскими помещиками Львовыми, Иван Андреевич получил возможность изучать французский язык. Он периодически присутствовал на уроках, которые давали дворянским детям.
Чтобы прокормить семью приходилось много работать. В том же 1778 году Иван Крылов поступил на службу в главный магистрат, где работал его почивший отец. Через 5 лет мать семейства с детьми перебралась в Санкт-Петербург. Тут будущий баснописец перешел работать в казенную палату.
И. А. Крылов в юности
Денег все еще было мало. Получить систематическое образование Крылову было не суждено. Однако он не унывал. Молодой человек отличался любовью к знаниям, а также упорством. Крылов активно занимался самообразованием, много читал, учился играть на музыкальных инструментах. В 15 лет впервые попробовал свои силы в творчестве.
Помимо русского, молодой человек знал французский язык. А в годы жизни в Санкт-Петербурге освоил немецкий, английский и итальянский. Позже выучил древнегреческий.
Благодаря широким лингвистическим познаниям Крылов свободно читал самую разную зарубежную литературу: от произведений современников до Гомера и прочих корифеев ранней истории человечества. Молодой человек готовился к самостоятельной деятельности на поприще искусства.
Русский до мозга костей
Он хотел писать российские пейзажи, Иван Иванович даже стал открывателем нового жанра в живописи – “парадного портрета русской природы”, как назвали это его современники. Известную картину 1872-го года «Мачтовый лес в Вятской губернии» художник пишет на своей малой родине недалеко от города Елабуга. Эту картину Шишкин первую показал на выставке художников-передвижников, открывшейся в 1871-м году при академии художеств.
После Иван Иванович всегда в этих выставках участвовал, стал членом товарищества передвижников. Эти художники, как и сам Шишкин, рисующий русский пейзаж, изображали быт простых людей и повседневность жизни, поэтому они стали так близки ему по духу
Павел Третьяков – известный в то время коллекционер, обратил внимание на картины Шишкина, он покупал многие его работы для своей новой галереи
И.И.Шишкин «Дама с собачкой», 1868 годМестонахождение: Галерея Антиквариус, Санкт-Петербург, Россия
В возрасте 34-х лет у Ивана Ивановича появился первый ученик – талантливый Федор Васильев, сестра которого стала женой Шишкина. Как и на картинах художника, изображающих погожий летний день, в личной жизни Шишкина также царило умиротворение и жизненный подъём. Несмотря на то, что жена была младше мужа на 15-ть лет, в их семье были и взаимопонимание, и любовь.
В этом союзе родилось трое детей – дочь и двое сыновей. Шишкин очень любил жену и детей, сильно скучал, когда приходилось уехать, писал нежные письма. С жены – Евгении Васильевой, художник написал два портрета: «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом за чтением письма». Эти картины не были известны вплоть до 21-го века, пока не обнаружились на разных аукционах.
К сожалению, жена Шишкина рано ушла из жизни, она болела туберкулёзом, сначала умер её брат – подающий большие надежды ученик художника. Два маленьких сына Шишкиных тоже погибли, а незадолго до этого умер отец Ивана Ивановича. Искусный пейзажист был более чем подавлен этими событиями, он был почти раздавлен ими, более года не брал в руки кисть, топил душевную боль водкой.
И.И.Шишкин «Рожь», 1878 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия
Несмотря на эти ужасные трагические события в жизни художника, он смог собраться и снова приступить к работе, именно она его и спасла. После смерти близких и дорогих людей, пейзажист с дочерью Лидией уезжает на родину в Елабугу. Там он примечает своим глазом художника «Лекарское поле», которое находится недалеко от города. Эти пейзажи он считает интересными для творчества, пишет эскизы, из которых затем из-под кисти Шишкина в 1878-м году выйдет знаменитая «Рожь».
Среди ржи раскинулись вековые высокие сосны и одна из них, та, которая находится на заднем плане – сухая и одинокая.
– так характеризует картину «Рожь» искусствовед Светлана Степанова.
Реклама и преподавание
В биографии Ивана Билибина было несколько значительных событий. Одно из них — заказ Временным правительством оформления герба во время революции 1917 г. Именно этот художник изобразил двуглавого орла, который с 1992 изображен на всех банкнотах России.
Революция дала ему новую работу, связанную с рекламой. Он рисовал плакаты и брошюры для завода «Новая Бавария». А также оформлял обложки альманахов и журналов:
- «Московское Издательство»;
- «Шиповник»;
- «Золотое Руно».
Творческую работу он старался совмещать с занятиями. Билибин преподавал рисование многим ученикам:
- Н. Кузьмин;
- К. Елисеев;
- Г. Нарбут;
- М. Чемберс;
- Р. О’Коннель;
- А. Щекатихина-Потоцкая.
Некоторые художники перенимали его стиль, старались подражать его работам. Но и сами они стали довольно известными.
Основные даты
- 1883—1886 — учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в мастерских у И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского и других преподавателей
- 1886 — получил малую серебряную медаль, в 1890 — звание неклассного художника
- 1891—1893 — преподавал рисунок в московском Елизаветинском институте
- 1890-е — художник в Русской частной опере С. И. Мамонтова
- 1896 — член Московского товарищества художников
- 1903 — в «Союзе русских художников». Преподавал в МУЖВЗ (по 1917 год)
- 1913 — член «Товарищества передвижников»
- 1914 — академик Академии художеств
- 1918—1923 — преподавал в ГСХМ-ВХУТЕМАСе
- 1918—1921 — участвовал в создании «Окон сатиры РОСТА»
- 1922 — один из организаторов «Ассоциации художников революционной России»
- 1927—1931 — член художественной группы «Объединение художников-реалистов»
Творческий путь
Творческая биография Ивана Крылова началась в 80-х. После переезда в Санкт-Петербург юноша перестал интересоваться государственными делами, не стремился строить карьеру служилого человека. Куда больше его интересовало искусство.
В 18 лет Крылов взялся за драматургию
Театр как ничто другое привлекал внимание молодого и талантливого творца. Однако первая проба пера оказалась не слишком удачной
Крылов написал трагедию «Филомела».
Портрет Ивана Андреевича Крылова
Произведение было подражательским и, как отмечают исследователи, довольно слабым с художественной точки зрения. Широкой известности молодому автору оно не принесло.
Первая неудача Крылов не остановила. Вскоре начинающий автор написал несколько комедий: «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и пр. Большого восторга у публики они тоже не вызвали. Однако рост Крылова как автора оказался налицо.
Меньше чем через год Иван Андреевич взялся за басни и в 1788 опубликовал несколько произведений. Свет увидели 3 первые работы: «Стыдливый игрок», «Новопожалованный осел» и «Судьба игроков».
Они отличались едкостью, меткостью высказываний. Однако критикам и простым читателям басни Крылова пришлись не по душе. Им не хватало мастерства.
Еще через год он взялся за издание собственного сатирического журнала, который получил название «Почта духов». На его страницах автор высмеивал пороки и недостатки русского общества. Не стеснялся бранить самые основы государственного строя, облекая по сути критическую публицистику в сказочно-поэтическую форму.
Портрет И. А. Крылова, худ. Р. Волков, 1812 г.
У журнала было всего 80 подписчиков. Выходил он сравнительно недолго и в том же 1789 временно прекратил свою работу.
Несмотря на это, власти видели в «Почте духов» реальную угрозу. По инициативе лично самой Екатерины II Крылову выдвинули предложение временно приостановить литературную работу и поездить по загранице за счет правительства. Однако высылка так и не состоялась.
В 1791-м Иван Андреевич окончательно вышел в отставку. Государственная служба его совершенно не интересовала. Меньше чем через год Крылов с товарищами и сподвижниками организовал литературный журнал «Зритель». Одним из ключевых авторов был А.И. Клушин.
Новоиспеченное издание размещало на своих страницах сатирические произведения и не только. Сам же Крылов активно занимался драматургией. Из-под его пера вышла пьеса «Каиб, восточная повесть». Также на страницах «Зрителя» появлялись памфлеты, эссе и работы других жанров.
В 1793 старое издание прекратило свое существование. Ему на смену пришел журнал «Меркурий». Сатирики развернули активную критическую деятельность, не стесняясь в выборе тем. Правительство такое положение вещей не устраивало.
Екатерина II лично взялась за решение вопроса. Жестоких репрессий не последовало. Однако Клушину настоятельно порекомендовали поправить здоровье за границей, а самому Крылову предложили работать в прогосударственном журнале.
Издание было полностью подчинено официальным властям, ни о какой независимости речи тут не шло.
В том же году Иван Андреевич уехал из столицы. Чем он занимался вплоть до 1796 точно не известно. Баснописец был дружен с князем Сергеем Голицыным. Вскоре он нанялся учителем к тому в дом. Одновременно мужчина продолжал литературную деятельность.
В 1802 из-под пера Крылова вышла новая сатирическая пьеса под названием «Пирог». Уже в 1803 Иван Андреевич подал в отставку и ушел от Голицына. Следующие 2 года — это очередной пробел в биографии известного литератора. Информации о его жизни и работе в тот период нет вообще.
Великий русский писатель Крылов
Согласно некоторым источникам, Крылов пустился во все тяжкие. Картежничал, а после того, как выиграл крупную сумму денег — безбожно кутил. Так это или нет точно сказать нельзя.
Свое истинное предназначение Иван Андреевич нашел лишь в 1806. В тот год он познакомился с коллегой по цеху И. Дмитриевым, который предложил Крылову перевести несколько басен Лафонтена: «Старик и трое молодых», «Разборчивая невеста» и «Дуб и Трость». Когда работа была завершена, Дмитриев признал талант Ивана Андреевича. Получилось более чем удачно.
В том же 1806 переводы были опубликованы в издании «Московский зритель».
Пробовал Крылов писать и собственные басни. Современники признавали, что именно они удаются литератору лучше всего. Несмотря на явную склонность, Иван Андреевич пытался развиваться как драматург.
В 1807 он написал еще три пьесы: «Урок дочкам», «Модная лавка», а также «Илья богатырь». Сатирические произведения были довольно сильными, однако персонажи историй Крылова не отличались разноплановыми характерами, потому серьезного успеха пьесы своему автору не принесли.
Мнение искусствоведов
Искусствовед, автор монографии о творчестве художника, Игорь Илюшин назвал картину «подлинным триумфом портретного искусства» и утверждал, что советский человек не может представить писателя иным, чем изобразил его художник на этом полотне. По крупному счёту, так оно и есть. Зритель как-то забывает фотографии Фурманова и видит только его портрет.
С мнением Илюшина солидарен и доктор искусствоведения Дмитрий Сарабьянов, который не сомневается, что художнику удалось запечатлеть на портрете образ нового советского человека: интеллигента и гуманиста, ставшего преемником всего прогрессивного, что было в культурном наследии дореволюционной России.
Им вторит кандидат искусствоведения Кира Сазонова, которая говорит, что «Портрет Д.А. Фурманова» необычен по своей живописно-пластической структуре и использованным художником поэтическим средствам. С одной стороны, он достаточно традиционен (создан в продолжение реалистических традиций дореволюционной России). С другой стороны, портрет не только был произведением нового времени, но и закладывал сам фундамент нового искусства…»
Практически такие же слова высказала и кандидат искусствоведения Валентина Князева. «Картина Малютина создавала основы будущего метода социалистического реализма, так как она передаёт в личности героя как индивидуальное начало, так и типичные черты человека своего времени», — писала она.
Последние годы
В 1891 году Академия художеств устроила персональную выставку, на которой было представлено более шестисот работ: этюдов, гравюр, рисунков.
В 1894 году популярный художник стал не менее признанным преподавателем в Высшем художественном училище при столичной Академии художеств. Авторитет Шишкина был непререкаем. Он, со своей стороны, к ученикам был чуток, умел выделить, оценить и развить таланты.
Иван Иванович Шишкин считал, что в искусстве овладения профессией художника нельзя останавливаться. Решение, что всё выучено основательно и до конца, губительно. Да, на какое-то время знаний будет хватать, но затем «впечатления бледнеют, и художник сам не заметит, как уйдёт от правды».
Таким вечным учеником, учителем которого была сама Природа, Иван Шишкин и ушёл из жизни. Это случилось 20 марта 1898 года прямо перед мольбертом, на котором стояла новая работа, неоконченная картина «Лесное царство».