Серия «Великие художники». Отзыв
Серия альбомов «Великие художники» (2009-2012) — это уникальный проект «Комсомольской правды». В настоящее время в коллекции насчитывается 101 том. В интернете, я видела сайты, где можно скачать первые 50 томов. Возможно, есть и другие. Но согласитесь, читать и рассматривать шедевры на маленьком (относительно) экране смартфона или держать в руках красивую, прекрасно оформленную, с плотной мелованной бумагой, хорошего качества и с фотографиями картин (в каждом альбоме 50 и более иллюстраций), это не одно и то же. Сами понимаете.
Есть еще одна интересная изюминка: если поставить первые 50 томов по порядку, то из корешков книг получается картина Клода Моне, аналогично и со второй половиной коллекции.
По неизвестной мне причине, в серии оказалось два альбома с номером 50: один посвящен художнику Ивану Хруцкому, другой – Константину Васильеву. Ах, эти «очепатки», и куда они только не проникают!
Я не буду приводить здесь названия всех томов серии, ограничусь только теми, что бережно хранятся у хозяйки коллекции.
- Том 1 – Рафаэль (1483-1520)
- Том 2 – Айвазовский (1817-1900)
- Том 3 – Леонардо да Винчи (1452-1519)
- Том 4 – Клод Моне (1840-1926)
- Том 5 – Архип Куинджи (1842-1910)
- Том 6 – Сандро Боттичели (1445-1510)
- Том 7 – Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
- Том 8 – Поль Гоген (1848-1903)
- Том 9 – Иван Шишкин (1832-1898)
- Том 10 – Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660)
- Том 11 – Валентин Серов (1865-1911)
- Том 12 – Микеланжело Меризи да Караваджо (1573-1610)
- Том 13 – Иван Крамской (1837-1887)
- Том 14 – Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
- Том 15 – Исаак Левитан (1860-1900)
- Том 16 – Рембрандт (1606-1669)
- Том 17 – Василий Перов (1834-1882)
- Том 18 – Винсент Ван Гог (1853-1890)
- Том 19 – Тициан (1477-1576)
- Том 20 – Илья Репин (1844-1930)
- Том 21 – Поль Сезанн (1839-1906)
- Том 22 – Алексей Саврасов (1830-1897)
- Том 23 – Карл Брюллов (1799-1852)
- Том 24 – Франсиско Гойя (1746-1828)
- Том 25 – Эдгар Дэга (1834-1917)
- Том 26 — Василий Суриков (1848-1916)
- Том 27 — Эдуард Мане (1832-1883)
- Том 28 — Борис Кустодиев (1878-1927)
- Том 29 — Николай Рерих (1874-1947)
- Том 30 — Виктор Васнецов (1848-1926)
Вы только посмотрите – какие имена!
Udruženje umjetnika Peredvizhniki
Most u šumi. napisao Rafail Sergeevich Levitsky. (1885. — 1886.) Stavropoljski regionalni muzej likovnih umjetnosti, Stavropol, Rusija
1880. Rafail Levitsky pridružio se slobodoumnom «Udruženju Peredvizhniki Umjetnici «koji su se nastojali odmaknuti od akademskog formalizma službene Akademije.
Rafail Levitsky izlagao je s Peredvizhniki (Putujuće) Pokret od 1880. do 1894. godine.
Umjetnička karijera vodila ga je širom Rusije. Nakon otvaranja 1883. godine Rostov Muzej crkvenih starina njegovo se ime dva puta pojavljuje u Muzejskoj knjizi posjetitelja (započeta 1886. godine). Rafail je posjetio ovo kulturno središte stare ruske arhitekture, crkve i narodne umjetnosti 1900. i 1904. godine.
Sliku interijera Crkve Otkupitelja «na-senyah» pronađenu u Kremlju u Rostovu 1904. godine naslikao je Rafail i danas se nalazi u Tretjakovskoj galeriji u Moskvi.
1885., 1896. i 1907. putovao je u Italiju gdje je na pleneru slikao žanrovske i impresionističke scene.
U studenom 1914. dokumentirao je scenu ruskih snaga koje su se borile u Šleska ofenziva u I. svjetskom ratu
Danas je Rafail Levitsky još uvijek među velikoruskim umjetnicima ocijenjen od strane Art Art of Russia.
Reference
- Burova G. K, Gaponov O. I, Rumjantseva V. F. Udruga pokretnih umjetničkih izložbi: u 2 t. M, Umjetnost, 1952–1959
- Tchernyshev E.A., V.D. Spomen-imanje Polenov. katalog. L, 1964
- Mosenzov G. N., Katalog: Slikarstvo. Skulptura. Crtanje. — Omsk, 1941. godine
- Spiridonov A.N., Katalog Omsk gos. Muzej likovnih umjetnosti: slikarstvo, crtanje i skulptura. — Omsk, 1955
- Omsk Region. Muzej likovnih umjetnosti: Rus. dorev. Umjetnost: slikanje, crtanje, teatr.-dekorati. Umjetnost, skulptura. Kat. — L, 1986
- Vodič za sastanak slika ruskih likova Daškovskog. — m. 1882. (Mosk. Publ. I Rumjantsev. Muzeji)
- Makarenko Nickolay, Izvještaj napisan na zahtjev Odbora Imperial Society of Honour Visual Arts, objavljeno u Sankt Peterburgu, 1914.
- Tolstoj Lev Nikolajevič, svezak 84, Pisma napisana S.A.Tolstoju 1887-1910, cjelovita djela; pismo napisano u siječnju 1895.
- Kim E.V., I.A. Šljakov i umjetnički život u Rostovu (I. 1880.-1890.) Knjige posjetitelja Rostovskog muzeja crkvenih starina.
- Strunsky Rose, prevedeni Časopis Leva Nikolaeviča Tolstoja prijevod -1917.
Ссылки
- Бурова Г.К., Гапонов О. Я, Румянцева В. Ф. Ассоциация передвижных художественных выставок: в 2 т. М., Искусство, 1952–1959
- Чернышев Е.А., В.Д. Мемориальный комплекс Поленова. Каталог. Л, 1964
- Мосензов Г. Н., Каталог: Живопись. Скульптура. Рисунок. — Омск, 1941
- Спиридонов А.Н., Каталог Омского гос. Музей изобразительных искусств: живопись, рисунок и скульптура. — Омск, 1955
- Омская область. Музей изобразительных искусств: Рус. дорев. Искусство: Живопись, Графика, театр.-декорац. Искусство, скульптура. Кат. — Л, 1986
- Путеводитель по Дашковскому собранию образов русских деятелей. — м. 1882. (Моск. Публ. И Румянцев. Музеи)
- Макаренко Николай, Отчет по заказу Комитета Императорского общества почитания изобразительных искусств, изд. Санкт-Петербург, 1914.
- Толстой Лев Николаевич, Том 84, Письма С. А. Толстому 1887-1910 гг., Полное собрание сочинений; письмо написано в январе 1895 г.
- Ким Э.В., И.А. Шляков и художественная жизнь в Ростове (I. 1880-1890-е) Книги посетителей Ростовского музея церковных древностей.
- Струнская роза, переводной журнал Льва Николаевича Толстого в переводе -1917.
Крамской – том 13
Биографии художников написаны так, что вместе с событиями жизни, читатели знакомятся с творчеством в соответствующий период времени; с рассказами о людях, окружающих художника. Мне нравится, что о каждой картине написана история ее создания, краткое описание и указано место, где находится оригинал в настоящее время. Например, чтобы увидеть легендарное полотно «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, надо посетить Картинную галерею в Дрездене, а картину «Мадонна Альба» — Национальную картинную галерею в Вашингтоне. Кстати, «Мадонна Альба» в начале прошлого века тоже принадлежала России, но была продана в годы Советской власти. За свою долгую жизнь я успела побывать в нескольких знаменитых музеях и не один раз. Знаю по своему опыту, что пойти (например) в Эрмитаж с экскурсией можно один раз и только для общего ознакомления. Ни рассмотреть знаменитые полотна, ни узнать что-то о них, практически нет возможности. Поэтому надо идти подготовленными, чтобы насладиться шедеврами. Полистать альбомы о жизни и творчестве художников, посмотреть картины и их описания (пусть и в интернете) – это один из способов получения предварительной информации.
Иван Николаевич Крамской родился в городке Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. Рисованием занимался с детства, был самоучкой, и только благодаря своему упорству, получил образование в Академии художеств (Петербург). В России был известен не только как художник, но и как общественный деятель и блестящий критик. Крамской умер от сердечного приступа в возрасте 50 лет, во время работы над портретом своего семейного врача. Доктор Раухфус не успел его спасти.
Картина «Неизвестная» (1883) это самая таинственная картина Крамского. До сих пор неизвестно, кто позировал художнику; к какому слою общества эта девушка принадлежит. Москва, Государственная Третьяковская галерея. На соседней странице – «Портрет Анатолия Ивановича Крамского» (1882) – сына художника. Воронеж, областной Художественный музей имени И.Н. Крамского.
Картина Крамского «Христос в пустыне» (1872). Москва, Государственная Третьяковская галерея.
«Портрет императрицы Марии Федоровны» (1882) и «Портрет С.И. Крамской, дочери художника» (1882) – обе работы находятся в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
«Русалки» (1871). Картина наполнена глубокой грустью. Художнику удалось предать сказочную красоту украинской ночи, написать лунный свет. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
Prijateljstvo s autorom grofom Levom Nikolajevičem Tolstojem (1828.-1910.)
Od veljače do ožujka 1896, i od veljače do ožujka 1897, Lav Tolstoj posjetio Rafaila Levitskog i njegovu suprugu Anu Vasilevnu Olsufesky, na imanju Olsufevskog, Nicholskoe, u blizini Moskve. Jednom je s njima proveo dva tjedna, a drugi je put ostao s njima čitavih mjesec dana.
Pri jednom takvom posjetu, Rafail je Tolstoja gostoljubivo dočekao u svojoj radionici i razgovarao o slikanju Tolstojeva portreta. Sjednica se održala na drugom katu kuće Nicholskoe. Kažu da je Levitsky, stojeći, crtao stalak i odlučio napraviti skicu promatrajući Tolstojev desni profil. Da bi olakšao poziranje, netko je naglas čitao s a Henryk Sienkiewicz (1846–1916) roman. Sjednica je trajala jedan i pol sat. Uz dopuštenje Tolstoja, konačni crtež izrađen je u gravuru i prodan u trgovinama širom Rusije.
U mjesecu svibnju 1898. Lav Tolstoj otputovao je u Grinevku da posjeti imanje svoga sina, Grof I. L. Tolstoj. Dok je tamo živio, još je jednom posjetio svog prijatelja, stanodavca Rafaila S. Levitskog, gdje je teško obolio od teške dizenterije i tamo ostao deset dana. U svom časopisu u prijevodu Rose Strunsky 1917. godine piše o ovom vremenu: «Otišao sam sa Sonjom (snahom) kod Tsurikova, Aphremova i Levitskog. Imam vrlo ugodan dojam i zaljubio sam se u mnoge; ali razbolio sam se i nisam radim svoj posao i napravio sam veliku gužvu i za Levitskog i za kućanstvo. »
Левицкий Поленов Переписка
Поскольку Рафаил Сергеевич Левицкий жил и работал в Санкт-Петербурге, нам дается понимание на художественные выставки, которые он посещал и о которых писал в письмах Василию Дмитриевичу Поленову.
В письме, отправленном Поленову в Москву, Рафаил пишет об академической выставке, состоявшейся 18 сентября 1869 года, о скульпторе Опекушине Александре Михайловиче (1838–1923), который создал бюст художника Михаила Осиповича Микешина. (1835–1896). Он пишет:
«Выставка открыта со вчерашнего дня, но народу мало, да и тем, кто посещает, выставка, похоже, тоже не нравится. Я рассказывал вам о бюст Микешина работы неизвестного скульптора Опекушина.Эта скульптура примечательна своей работой и сходством с лицом и телом Микешина… Была бы это картина, я бы рискнул, что это сделал сам Микешин. Этот же товарищ Опекушин показал и бюст Комисарова ».
На третьей Академической выставке в Санкт-Петербурге, где В.М. Васнецова (1848–1926) выставляла картину «Чаепитие в трактире». Посетивший выставку Левицкий 8 февраля 1874 г. писал Поленову: «Васнецова, которую вы, очевидно, знаете, чудо из чудес…»
Написав Поленову о работе художника Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910) «Вид на Исаакиевский собор», посетив академическую выставку в 1869 году, Левицкий увидел начало того, что Куинджи использовал спецэффекты света для рисования природы. и достигли поразительных результатов. Левицкий пишет: «А. Куинджи написал пейзаж Невы с видом на Исаакиевский собор, который прекрасно реализован…»
1. Основные даты жизни и творчества
Обратная сторона фотокарточек Левицкого
1819 г. — родился в Москве.
Окончил юридический факультет Московского университета, работал в Петербурге в канцелярии министерства внутренних дел. В это же время увлекся светописью: занялся изучением электричества, гальванизма, гальванопластики.
В 1839 г.- приобрел дагеротипный аппарат и начал заниматься фотографией.
В 1843 г. — во время работы на Кавказе, сделал замечательные пейзажные снимки Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. Пять лучших из них попали на выставку в Париж и были удостоены медали.
В 1844 г. — ушёл со службы.
1845 -1849 – жил в Париже, вошёл в среду учёных, где бывал Ж.Л. Дагер.
1849 г. – возвратился на родину, открыл «дагеротипное заведение» под названием «Светопись Левицкого» (напротив Казанского собора).
1851 г. – участвовал на всемирной выставке в Париже, где представил серию дагеротипных портретов, получил за них золотую медаль. Эта была первая золотая медаль, выданная на Всемирной выставке за фотографические работы.
1859 г. — перевел свою мастерскую в Париж. Русский журнал «Фотограф» (1864, №№3-4) писал о Левицком: «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим. В этом же заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек».
1867 г. — возвратился в Петербург, где снова открыл там фотоателье, на этот раз с большим павильоном и особым отделением для увеличения портретов.
1877 г. — удостаивается звания «фотограф их Императорских величеств».
1878 г. — был одним из организаторов отдела светописи Русского технического общества.
1880-е гг. — передал дела фотографического заведения сыну Рафаил Сергеевич Левицкий, 1847-1940, продолжал участвовать в трудах Русского технического общества, выступал как эксперт или член жюри на многих русских и международных выставках фотографии.
1898 г. — скончался в Петербурге в июне в возрасте 79 лет. Похоронен на Смоленском кладбище.
Образование
В 1866 году Рафаил Сергеевич Левицкий начал свое художественное обучение в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге Как вольнослушатель.
Находясь там, Рафаил учился непосредственно у Павла Петровича Чистякова (1832–1919) вместе с одноклассниками, среди которых был В.Д. Поленов, И. Репина.
Именно методика Чистякова объединила в себе лучшие традиции академической школы и опыт непосредственного восприятия природы, что, по общему признанию, привело к развитию реализма в русском искусстве.
Рафаил получил медали в 1867 году — 2 серебряные, в 1872 году — малую и две большие награды.
В 1877 г. получил звание «классного художника третьей ступени».
Заключение
Можно сделать некоторые выводы: в настоящее время наша замечательная коллекция стоит на полке. Интерес к художникам, да и процессу создания картин, у девочки так и не проснулся, но я нисколько не жалею о своем решении сделать такой подарок. Более того, я горжусь, что я не только потратила некоторое количество денег, но и приложила усилия, чтобы эту коллекцию собрать.
Могу предположить, что со временем, ценность ее вырастет. Я говорю не о стоимости одного альбома, а о желание людей насладиться прекрасными картинами и получить достойные знания. Более того, я считаю, что совсем не обязательно иметь дома всю коллекцию. Ну, куда же вы поставите сто один альбом? Да и вес их будет внушительный, около 50 килограмм. Мы проверяли.
Вес одного альбома приблизительно 500 грамм. Не всякая книжная полка выдержит. Даже один альбом — это прекрасный универсальный подарок ко всем праздникам и для всех возрастов. Но только для тех, кому это будет действительно интересно.
В старой и когда-то очень популярной песне, которую исполнял Владимир Трошин, были такие слова: «…Кто привёз коляску, кто — коня, кто — сказку, а сосед — подписку на Дюма-отца…» Так почему бы нам не вспомнить и не поддержать эту традицию – и не подарить новорожденному внуку, внучке (племяннику, брату, сестре и тд и тп) подписку на серию альбомов «Великие художники»? Или на любую другую. Благо выбор достаточно большой. А к ним большой и прочный книжный шкаф. Надеюсь, вы поняли, что это шутка?
Кстати, в 2015-2016 годах «Комсомольская правда» продолжила популярную коллекцию «Великие Художники» — выпуском новой коллекции «Лучшие художники современности». Количество альбомов в серии — 45, цена — 229 рублей (рекомендованная), начиная со второго тома. Для первого тома назначена специальная цена 139 рублей.
Еще одна новинка. Осенью 2017 года начинается продажа книжного проекта редакции «Комсомольской правды» и Московского Государственного Университета «Великие умы России». Это — художественная, превосходно иллюстрированная энциклопедия, рассказывающая о науке и ученых России, которые изменили мир.
Если вам интересно, узнавайте в киосках вашего города.
И в самом конце моей статьи приглашаю посмотреть несколько детских работ моей внучки, ради которой и появились эти замечательные альбомы в нашей семье.
Мне кажется, что в них «что-то такое» есть. Хотя, я понимаю, что «красота – в глазах смотрящего…»
Вот и все, что я хотела рассказать. Буду рада, если вы посчитаете эту статью интересной, и вам захочется узнать подробнее о творчестве Великих художников.
Автор текста: Людмила Волонцевич
Вперёд