Биография
|
Михаил Осипович Микешин родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне МаксимковоСмоленской губернии близ Рославля. Его отец Осип Егорович Микешин работал соляным приставом, воспитывала Михаила мать Анна Дмитриевна и дед Дмитрий Андреевич.
Обучался живописи в Смоленске у местного иконописца Тита Андроновича
На талант юноши обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский. Позже он уговорил отца Микешина отпустить сына учиться в Санкт-Петербург
На свои средства Вонлярлярский организовал в 1852 году поступление Михаила Осиповича в Императорскую Академию художеств. Здесь он обучался по классу батальной живописи под руководством художника Б. П. Виллевальде. Уже к концу первого года обучения его картина «Лейб-гусары у водопоя» заслужила одобрительные отзывы в печати и её приобрёл сам император Николай I.
В 1858 году с отличием окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург» и звание классного художника. Художнику также было предоставлено право отправиться совершенствоваться за границу за счёт Академии, но Микешин не стал этого делать
Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.
В 1859 году решил принять участие в государственном конкурсе памятника, посвященного приближающемуся тысячелетию России. Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника Тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе () и был принят к исполнению. Бронзовый памятник был торжественно открыт в сентябре 1862 года в Новгороде в присутствии императора Александра II. За этот монумент Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом (1200 рублей в год).
После этого М. О. Микешин получил ещё множество подобных заказов. В 1861 году художник победил в конкурсе на памятник императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. Создал проекты памятников Кузьме Минину в Нижнем Новгороде (проект не был реализован), адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве (памятник не сохранился, дольше всего продержался постамент, утраченный в 2014 году) и памятник Александру II в Ростове-на-Дону (памятник не сохранился). Также Микешин участвовал в международных конкурсах на проекты памятников Педро IV в Лиссабоне и сербскому князю Михаилу Обреновичу в Белграде. В Суздале художник-скульптор выполнил двери к гробнице князя Д. М. Пожарского.
В 1869 году Микешин получил высокое звание академика.
В —1878 годах Микешин, совместно с А. С. Гиероглифовым, редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры, а также в журнале «Весельчак» публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко. Также он рисовал портреты Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко и других современников.
В 1892 году вместе с Ф. Ф. фон Каналоши-Лефлером, будущим председателем, М. О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов «Espero» («Надежда») в Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.
В 1890 году Михаил Микешин создал эскизы игральных карт. Нарисованные им эскизы карт включены в собрание Русского музея и записаны в книгу поступлений как «проект игральных карт для Императорской карточной фабрики». В музейное собрание серия поступила в 1903 году как «дар Николая II». Однако сами рисунки никогда не находились во владении царской семьи. Императорской карточной фабрикой данная колода так и не была отпечатана.
Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — Памятник Екатерине II () и Богдану Хмельницкому в Киеве (), Ермаку в Новочеркасске () и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Великом Новгороде.
Михаил Осипович Микешин скончался 19 (31) января 1896 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Иллюстрированные издания
- 18.106.6.27
Александров Н. А. Пустыни Севера и их кочующие обитатели : / ил. М. Микешиным, А. Шарлеманем и др. — СПб. : тип. В. Демакова, 1872. , 129 с., л. ил. (Народы России . Этнографические рассказы для детей )Электронная копия - 134/452 , 18.236.1.1
Писемский А.Ф. Мещане : роман / с портр. авт. : В 3 ч. — СПб. : М.О. Микешин, 1878. — , 167 с., 1 л. портр. -
Мф К1/31145 , 132/5909 , 18.216.5.16Потто В.А. Яков Петрович Бакланов : биогр. очерк / с портр. Я.П. Бакланова с наброска худож. Микешина и рис. М. Малышева. 2-е изд. — СПб. : В. Березовский, 1885. — 219 с. : ил.
- Будищев А.Н. Богатый гость Терентьище : [подражание былине / с ил. М.О. Микешина]. – СПб. : лит. Р. Голике, ценз. 1892. — 28 с. : ил.Электронная копия
- 130/7580 , 18.271.2.74
Соколов А.И. Славянские сказки, собранные А.И. Соколовым / с рис. акад. М. Микешина и др. — 2-е изд., доп. — СПб.: А.Ф. Девриен, ценз. 1893. — , 137 с., 1 л. фронт. (ил.), 9 л. ил. -
130/8608 , 18.268.5.3Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки / с рис.: М.О. Микешина, бар. М.П. Клодта, В.И. Якобий . — Изд. 5-е. — СПб. : Типография В. Демакова, 1895. — , XVI, 568, с., л. ил.Электронная копия
- 18.49.1.3(1-4) , 134/1130(1-3)
Шевченко Т. Г. Иллюстрированный «Кобзарь» Т.Г. Шевченко : с малорос. и рус. текстом. Вып. 1-3 / Ил. М.И. Микешин. — СПб. : П.И. Бабкин, 1896. — 3 т. : ил., портр. в тексте и на отд. л. - 127/2848 , 20.91.4.39
Рогова О. И. Богдан Хмельницкий : ист. повесть для юношества / с 9 хромолит. и с др. рис. по акварелям акад. М.О. Микешина. — 2-е изд. СПб. : А.Ф. Девриен, . , 338 с., 1 л. фронт. (цв. ил.), 9 л. цв. ил. - 18.176.1.3Первый сборник Товарищества Русских художников-иллюстраторов, изданный в пользу пострадавших от неурожая. СПб., 1892. 46 с.: ил.
-
127/ 2356; 20.80.7.4Нечто из артистического мира : Наброски пером и карандашом: рассказы: В.А. Боброва, П.П. Гнедича, барона М.П. Клодта, М.Е. Малышева, М.О. Микешина, В.М. Михеева, Н.И. Познякова и М.О. Розова / рис.: В.А. Боброва, Н.А. Богданова, И.К. Видмана, Е.И. Григорьева, Н.П. Загорского, М.И. Зощенко, барона М.П. Клодта, Г.П. Кондратенко, В. Крюкова, А.И. Лебедева, В.М. Максимова, М.Е. Малышева, М.О. Микешина, Т.И. Никитина, К.И. Тихомирова и А.И. Шарлеман. — СПб. : М.М. Ледерле и К°, ценз. 1895. — , 252, VII с. : ил.
-
Кольцов А. В., Стихотворения А.В. Кольцова : С биогр. очерком, критич. статьями, прим., портр., снимком почерка и 39-ю рис. и виньетками, исполненными чл. Т-ва рус. илл / под ред. П.В. Быкова. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Г. Гоппе, ценз. 1895. 30, XV, , 148 с., 1 л. фронт. (портр.), л. ил., факс. : ил., портр.
<< Персоналии >>
Иллюстрация Микешина М. О. к «Вию» Гоголя
Иллюстрации Микешина М. О. к книге Потто В.А. «Яков Петрович Бакланов»
Потто В.А. Яков Петрович Бакланов
Иллюстрации Микешина М. О. к книге Вагнера Н. П. «Сказки Кота-Мурлыки»
«Удалец» А.В. Кольцова. Рис. М.О. Микешина к Первому сборнику Товарищества Русских художников-иллюстраторов
Иллюстрации Микешина М. О. к сборнику «Нечто из артистического мира»
Иллюстрации Микешина М. О. к книге «Стихотворения А.В. Кольцова»
Список литературы:
- Дмитриев В.К. Скульпторы Санкт-Петербурга. – СПб.: Корона принт, 2009. – 304 с.
- Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В. Невский проспект. Дом за домом. – СПб.: Центрполиграф, 2009. – 382 с.
- Коваленко Г.М., Смирнов В.Г. Легенды и загадки земли Новгородской. / Геннадий Коваленко, Виктор Смирнов. – М.: Вече, 2007. – 352 с.
- Кривдина О.А., Тычинин Б.Б. Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007. – СПб.: «Logos», 2007. – 768 с.
- Лавров Л.Л. 1000 АДРЕСОВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. КРАТКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ. – СПб.: «Автобус», 2008. – 416 с.
- Николаева Л.А. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. – Спб.: «П-2», 2007. – 128 с.
- Помпеев Ю.Цари и императоры России. – СПб.: «Галерея», 2009. – 18 с.
- Пукинский Б.К. Знай свой город. – Л.: Лениздат, 1982. – 176 с.
- Романова Е.П. Любимый город Санкт-Петербург. Справочник-путеводитель школьника. – СПб.: «Литера», 2004. – 96 с.
- Смирнов В. Памятник государства Российского. – М.: Вече, 2008. – 400 с.
- Хорошенко Е.В. Екатеринодар. Возрождение шедевра. – М.: 2010.– 296 с.
- Шварц В. Ленинград. Художественные памятники. Очерк. – Л.-М.: «Искусство», 1967. – 398 с.
- Шерих Д.Ю. Невский без секретов. Были и небылицы. – М.: Центрполиграф, 2006. – 428 с.
Сайты:
Прогулки по Петербургу //Памятник Екатерине II: . – 2005. — http://walkspb.ru/pam/ekaterin2.html (дата обращения 22.11. 12).
http://ekaterina.e812.ru
(дата обращения 16.12.12)
http://ekaterina.e812.ru
(дата обращения 01.12.12)
5. Легенды.
5
В наше время памятник «Тысячелетие России» является одним из главных символов города Новгорода. Его можно увидеть на чашках, магнитах, открытках, футболках, которые продаются в сувенирных лавках города. Также памятник запечатлен и на российской денежной купюре номиналом 5 рублей (не используется), монете номиналом 5 рублей(не используется) и сейчас действующей монете номиналом 10 рублей.
Про памятник Екатерине II в Петербурге можно рассказать много легенд. Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло. Памятник Екатерине — самый несчастный монумент города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки.
В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. «Екатерининский сквер популярен и сегодня. Только зовут его обычно фамильярно – «Катькин садик». Так вот городской фольклор превратил императрицу Екатерину Великую в обычную Катьку.»6
Памятником Екатерине Великой в Краснодаре горожане восхищаются. Некоторое время даже город носил имя великой императрицы – Екатеринодар. Сейчас в Краснодаре ходит легенда, что этот памятник может исполнять желания.
Эти памятники популярны в наше время. Этим можно объяснить появление многочисленных легенд. Чего только не придумывают петербуржцы, новгородцы и краснодарцы. Но памятники по-прежнему пользуются популярностью и, возможно, в бедующем легенд наберется столько, что можно будет собрать целую библиотеку.
Памятники сходны не только внешне, но и по своему значению, месторасположению, по истории, композициям и легендам. Но главное, что их объединяет – это то, что они все созданы по проекту великого скульптора Михаила Осиповича Микешина. «В каждом памятнике должна быть идея…» — говорил великий скульптор. И в своих работах он следовал своему правилу.
МХК 11 класс
«Древние сооружения» — Древние цивилизации Месопотамии. Древние сооружения. Мегалитическая постройка в виде великанской печи. Гробница великанов гюнов мегалитической эпохи. Дольмены на реке Пшада, гора Цыганкова, район Геленджика. О мегалитических сооружениях Древнего Мира. Египетские пирамиды. Народности Месопотамии. Стоунхендж. Корытообразный дольмен в районе теплиц поселка Пшада, район Геленджика. Остров Пасхи (Рапануи).
«Зарубежное искусство 20 века» — Густав Климт. Обри Бёрдслей. Музыка. Боль. Зарубежное искусство XX века. Признаки разочарования в реализме. Таитянские женщины. Правит бал. Едоки картофеля. Абстракционизм. Постимпрессионизм. Анри Матисс. Судьба. Полотна Ван Гога. Кубизм. Семь смертных грехов. Джеймс Уистлер. Красные виноградники в Арле. Афиша для танцевального зала. Жорж Брак. Дюшан. Композиция. Экспрессионизм. Море. Молодой художник Жорж Брак.
«Культура 1920-1930» — Культурная революция. Развитие советской культуры в 1920-1930-е годы. Развитие культуры в 1930-е гг. Особенности развития культуры. Борьба с религией и церковью. Гимн Советской власти. Особенности культуры. Темы выступлений. Революционные преобразования в области культуры. Развитие культуры в 1920-е гг..
«Демирханов» — А.С. Демирханов. Арэг Саркисович Демирханов. Немного о личном. Счастливая профессия. Здание центра «Европа». Большие города. Проекты реконструкции. Работы красноярского архитектора. Грани таланта. Демирханов в домашней мастерской. Гимн архитектуре. Белый город. Демирханов на вечере, посвящённом 50-летию творческой деятельности. Панорамный вид. Памятник воинам. Символические врата в г. Красноярск.
«Особенности романского стиля» — Пизанский собор. Романский стиль. Особенности архитектуры романского собора. Романский стиль в архитектуре. Церковь Святого Якоба. Монастырские комплексы. Здание. Храм-крепость. Аббатство Мария Лаах в Германии. Бамбергский кафедральный собор.
«Особенности первобытного искусства» — Помимо женщин изображали животных. Занятие магией. Обобщенный образ женщины. Климатические условия. Центральное место в наскальной живописи. Первобытный человек. Палеотические Венеры. Первобытное искусство. Образцы керамики. Искусство эпохи неолита. Очаги цивилизаций. Первобытный ритуал. Орудия труда. Каменный век. Загадочный ритуал. Художественные произведения. Искусство эпохи Мезолита. Поселение эпохи мезолита.
«МХК 11 класс»
2. Судьба памятников.
В 1941 году Новгород захватили немецкие войска. Небо над городом словно затянулось темной тучей. В новгородском кремле повсюду лежали трупы русских солдат, и немцы разгуливали в захваченном городе, позволяя себе всё, что взбредет в голову. «Не обошли они и памятник, известен инцидент, когда немецкие ефрейтор позволил себе забраться на памятник и встать в одном ряду с русскими полководцами. Выдумка была оценена гоготом и аплодисментами, ефрейтора много фотографировали. (Один из снимков даже сохранился в новгородском музее).»3
В январе 1944 года немецкий генерал фон Герцог расхаживал по кремлю. И вдруг взглянув на заснеженный памятник, решил сделать подарок своему другу детства. По его приказу памятник по частям начали транспортировать из России. При транспортировке многие скульптуры были покалечены, они падали на камни и сильно ударялись о землю. Когда русские войска вошли в Новгород, они увидели полу разрушенный памятник. Советское правительство отдало приказ снова восстановить памятник. Этим занимались в голоде и холоде восемь рабочих, которыми командовал реставратор Чернышев. К памятнику снова начали относиться с уважением.
После окончания Великой Отечественной войны власти снова изменили свое отношение к памятнику, они сочли, что памятник «искажает историю» (т.к. на нем нет некоторых важных персонажей истории). В семидесятые годы советские люди заинтересовались историей, а памятник был им в этом «помощник».
Памятник был ещё раз отреставрирован и по сей день является национальным достоянием России.
После октябрьской революции памятник Екатерине II также как и его предшественник (памятник «Тысячелетие России») был неугоден советским властям. Его сочли «старорежимным». Было принято решение заменить фигуру Екатерины фигурой В.И. Ленина, а фаворитов Великой императрицы заменить членами ленинского политбюро. Памятник был изуродован, пропали многие детали. Но «приговор» советских властей так и не был приведен в исполнение.
Во время Великой Отечественной войны памятник не был укрыт, но от бомбежек не пострадал. Но после войны отреставрировать монумент все-таки пришлось.
Но в отличии «Тысячелетия России» и памятника Екатерине Великой в Петербурге, памятник Екатерине II в Краснодаре после Октябрьской революции пострадал. Было принято решение демонтировать памятник, что и было сделано в 1920 году, а в 1931 году монумент был переплавлен. Так был уничтожен один из главных символов Краснодара.
Но памятник не был забыт. 8 сентября 2006 года в Краснодаре состоялась торжественная церемония открытия воссозданного памятника. Руководил реконструкцией заслуженный художник России – Александр Аполлонов.
Данные монументы сейчас охраняются государством не только из-за своей художественной ценности, но и потому, что они являются свидетелями исторических событий: Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, Советского времени.