Петр i

Реформы Петра I

Благодаря тому, что территория России значительно расширилась, Петру удалось реорганизовать страну из царства в империю, и начиная с 1721 года  Петр I стал императором. Из многочисленных реформ Петра I явно выделялись преобразования в армии, которые позволили ему достигнуть больших военных побед. Но не менее важными были такие новшества, как переход церкви под подчинение императору, а также развитие промышленности и торговли. Император Петр Первый отлично осознавал необходимость просвещения и борьбы с устаревшим образом жизни. С одной стороны, как самодурство воспринимался его налог на ношение бороды, но в то же время появилась прямая зависимость продвижения дворян по службе от уровня их образованности. 

Петр Первый рубит бороды боярам | VistaNews

При Петре основана первая русская газета и появилось много переводов иностранных книг. Были открыты артиллерийские, инженерные, медицинские, морские и горные школы, а также первая в стране гимназия. Причем теперь общеобразовательные школы могли посещать не только дети знатных особ, но и отпрыски солдат. Он очень хотел создать обязательную для всех начальную школу, но осуществить этот замысел не успел

Важно заметить, что реформы Петра Первого затронули не только экономику и политику. Он финансировал образование талантливых художников, ввел новый юлианский календарь, пытался изменить положение женщины, запретив насильственную женитьбу

Также поднимал достоинство подданных, обязав их не становиться на колени даже перед царем и использовать полные имена, а не называть себя как раньше «Сенькой» или «Ивашкой». 

Памятник «Царь-плотник» в г. Санкт-Петербург | Русский музей

В целом, реформы Петра Первого меняли у дворян систему ценностей, что можно считать огромным плюсом, но при этом пропасть между знатью и народом возросла многократно и теперь не ограничивалась только финансами и титулом. Главным минусом царских преобразований считается насильственный метод их воплощения. Фактически это была борьба деспотизма с необразованными людьми, и Петр рассчитывал кнутом привить народу сознательность. Показательным в этом плане является постройка Санкт-Петербурга, которая велась в тяжелейших условиях. Многие мастеровые бросались от каторжной работы в бега, а царь приказывал всю их семью сажать в тюрьмы, пока беглецы не вернутся с повинной.

Постройка Санкт-Петербурга | Комсомольская правда

Так как методика управления государством при Петре Первом нравилась далеко не всем, царь основал орган политического сыска и суда Преображенский приказ, который позднее перерос в печально известную Тайную канцелярию. Самыми непопулярными указами в этом контексте был запрет на ведение записей в закрытой от посторонних комнате, а также запрет недоносительства. Нарушение обоих этих указов каралось смертной казнью. Таким способом Петр Великий боролся с заговорами и дворцовыми переворотами.

Легенда 16. Петр I имел сына Михайло Ломоносова

Вердикт: скорее всего, это неправда.

Портрет Михаила Васильевича Ломоносова. Картина неизвестного художника с гравюры Георга Каспара фон Преннера. Вторая половина XVIII века

Помимо Анны Монс, у Петра было множество других любовных связей: с придворными дамами, которые становились его более или менее постоян­ными любовницами, со служанками или случайными женщинами, попав­шимися ему под руку в походах и путешествиях. Как и отношения Петра с Анной Монс, связи эти описывались в донесениях иностранных дипломатов и широко обсуждались в народе: об этом мы знаем из следственных дел Преображенско­го приказа и Тайной канцелярии. В придворных кругах шепта­лись, что бастар­дами Петра были легендарный полководец Петр Румянцев-Задунайский и фельдмаршал граф Захар Чернышев: матери и того и другого были в свое время любовницами императора. 

Тем не менее обосновать версию о том, что среди внебрачных детей Петра был Ломоносов, трудно. При жизни ученого таких слухов не ходило. Легенда эта восходит к опубликованным уже в наше время мемуарам архангельского моряка Василия Корельского: в них автор ссылался на семейные предания и на некую рукопись, которая якобы хранилась в их семье еще до войны, но затем пропала. Свидетельства эти весьма сомнительны. Если верить Корельскому, встреча матери Ломоносова с Пет­ром должна была произойти в начале января 1711 года в Усть-Тосно, однако этот период жизни Петра задокументирован достаточно хорошо, на Севере в эти дни он не был. Предположение же о том, что своей карьерой и положением при дворе Ломоносов обязан своему статусу бастарда — чистая спекуляция, не подтвер­ждаемая вообще ничем.

ЕЩЕ НА ФАКТЧЕК:

Самые популярные легенды о Юлии Цезаре

Он что, правда пришел, увидел и победил?

Самые популярные легенды о Ришелье

Был влюблен в Анну Австрийскую? Носил только красное? Командовал гвардейцами?

Самые популярные легенды о Ленине

Кудрявый в валенках? На броневике? Ел чернильницы? Гриб?

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Голос дня

Наркомпрос Луначарский оплакивает Розу ЛюксембургМозаика дня

Кентавр из виллы АдрианаХайку дня

Басё о весне

Архив

Легенда 7. Петр I завез в Россию картошку и заставлял крестьян ее есть

Вердикт: это неправда.

Картофель. Гравюры из ботанического справочника Джона Паркинсона «Theatrum Botanicum». Лондон, 1640 год

Петр, возможно, действительно привез в Россию какое-то количество карто­феля в качестве диковинки — каких диковинок он только не заказывал, например маринованные манго, — но никакой кампании по насаждению картофеля при нем не было. Приживаться в России картофель стал гораздо позже, во второй половине столетия. 

о петре и его эпохе — в лекциях:

Зачем Петр I брил бороды

Эта и другие культурные реформы Петра Великого

Как Петр I организовал победу под Полтавой

И зачем он выпивал с врагами

Смерть Петра I

По сравнению со своими старшими братьями, рожденными другой матерью от их общего отца, Петр Первый казался довольно здоровым. Но на самом деле его почти всю жизнь мучили сильнейшие головные боли, а в последние годы правления Петр Первый страдал от почечнокаменной болезни. Приступы еще больше усилились после того, как император вместе с рядовыми солдатами вытаскивал севший на мель бот, но он старался не обращать на недуг внимания.

Гравюра «Смерть Петра Первого» | АртПолитИнфо

В конце января 1725 года правитель уже не мог терпеть боли и слег в своём Зимнем дворце. После того как сил кричать у императора не осталось, он только стонал, а все окружение поняло, что Петр Первый умирает. Смерть Петр Первый принял в страшных муках. Официальной причиной его смерти врачи назвали воспаление легких, но позднее у докторов возникли сильные сомнения на счет такого вердикта. Было проведено вскрытие, которое показало страшное воспаление мочевого пузыря, которое уже переросло в гангрену. Похоронили Петра Великого в соборе при Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а наследницей трона стала его супруга, императрица Екатерина I.

Пётр Ильич Чайковский. Биография

Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года в поселке Воткинск. Сейчас территория поселка относится к Удмуртии. Отец Петра Ильича, Илья Петрович Чайковский не владел музыкальной профессией. Он происходил от казачьего рода Чаек, который хорошо известен Украине и работал простым инженером. Мать Петра Ильича Чайковского, Александра Андреевна Ассиер окончила училище для сирот, где занималась литературой, географией, арифметикой, риторикой и иностранными языками.

В свое время отец Петра Ильича Чайковского получил хорошую должность, из-за чего переехал на Урал. Он стал руководителем Камско-Воткинского сталелитейного завода, одного из крупнейших предприятий. Ему предоставили не только большой дом с прислугой, но и войско, в котором служило сто казаков. Среди гостей большого дома бывали дворяне, столичная молодежь, английские инженеры и другие представители высшего общества.

В семье Чайковских было шестеро детей: старший — Николай, второй сын — Пётр (Пётр Ильич Чайковский), Ипполит и младшая сестра Александра, позже родились близнецы Модест и Анатолий. Кроме того, в большом доме всегда жили родственники Ильи Петровича Чайковского, а позже и гувернантка детей, француженка Фанни Дюрбах из Монбельяра, которую встретили как члена семьи.

Несмотря на то, что родители Петра Ильича Чайковского не были профессиональными музыкантами, музыка всегда жила в их доме. Илья Петрович умел играть на флейте, Александра Андреевна – на фортепиано и арфе, говорили также, что она чудесно исполняет романсы, а гувернантка просто очень любила музыку.

В доме Чайковских стоял оркестрион (механический орган) и рояль. Пётр Ильич брал уроки игры на рояле у крепостной Марьи Пальчиковой. Он не только был талантлив в музыке, но и сочинял стихи.

Старшие дети Чайковских получили хорошее образование: они учились в Санкт-Петербурге в пансионе Шмеллинга. Здесь Пётр Ильич познакомился с балетом, оперой и симфоническим оркестром. В юном возрасте случилась беда: Пётр Чайковский переболел корью, от последствий которой страдал всю жизнь.

В 1850 году Пётр Ильич Чайковский поступил в Императорское училище правоведения, где проучился вплоть до 1859 года. До разорения отца и кончины матери Пётр Ильич также брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста Рудольфа Кюндингера. Из-за бедственного положения семьи их позже пришлось прекратить.

После окончания учёбы Пётр Ильич Чайковский работал в Министерстве юстиции, где вёл дела крестьян. В свободное время он ходил в театр и музицировал. В 1861 году Чайковский впервые побывал за границей, где посетил Гамбург, Берлин, Антверпен, Брюссель, Париж, Остенде и Лондон.

Семья растёт, снова Париж

В октябре 1922 года Кузьма Сергеевич стал отцом. Спустя две недели он признался матери, что до появления дочери Елены был лишь «наполовину человеком». В 1924 году Академия художеств командировала живописца за границу, но за свой счёт – молодая республика средствами не разбрасывалась. С семьёй он едет во Францию, надеясь на заказы и сбыт картин. Мария Фёдоровна занимается дочерью и поправляет здоровье, в то время как муж усердно пишет. Но прошло полгода, а сдвига нет – Париж наводнён иностранцами, в мире серьёзный кризис. В начале 1925-го, продолжая делать афиши, художник продаёт несколько картин. Вывозились его работы и на выставки в Нью-Йорк и Токио. Но в целом живописец был разочарован заграничной поездкой и устремляется снова домой.

Смерть и последствия

Отменив закон о престолонаследии, Петр сам попал в его сети. Государственные заботы и неумеренные возлияния подкосили его здоровье. К его чести нужно сказать, что он не жалел ни себя, ни других. Во время осмотра Ладожского канала царь бросается в воду, чтобы спасти севших на мель солдат. Обостряется почечнокаменная болезнь, осложненная уремией. Нет ни времени, ни сил, но император медлит с завещанием. Похоже, он просто не знает, кому передать престол. 8 февраля 1725 года Петр Первый умер в страшных муках, так и не сказав, кого он желал бы видеть на российском престоле.

Смерть Петра открыла эпоху гвардейских переворотов, когда государынь и государей возводила на трон горстка вельмож, заручившихся поддержкой элитных полков. Последний гвардейский переворот пытались осуществить декабристы на Сенатской площади в 1825 году.

Значение Петровских преобразований противоречиво, но это нормально для всех реформаторов России. Страна с самым холодным климатом и самым рискованным земледелием всегда будет стремиться минимизировать затраты на развитие, отдавая все силы на элементарное выживание. И когда отставание становится критическим, общество выталкивает вперед очередного «преобразователя», которому предстоит отдуваться за ошибки и перегибы ускоренного развития. Парадокс, но реформы в России всегда были во имя сохранения собственной идентичности, для укрепления государственной машины, через обновление ее новейшими техническими достижениями. Ради выживания русской цивилизации, которая объемлет Европу и Азию, оставаясь непохожей ни на одну, ни на другую.

Детство и начало художественного пути

Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (ныне город в Донецкой области Украины).

Отец Кончаловского был потомственным дворянином, являлся успешным переводчиком и издателем. Оказался связан с революционной деятельностью, за что был арестован и сослан в Холмогоры. Позже семья Кончаловских переехала в Харьков. Там в возрасте 8 лет Петя начал обучаться в Третьей Харьковской рисовальной школе.

Тяга к искусству с ранних лет охватила будущего творца. Он продолжает обучение на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище, когда семья переезжает в Москву в 1889 году.

Отец настоял на том, чтобы Петр оставил художественное образование и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако вскоре молодой Кончаловский оставляет учебу в университете и продолжает овладевать искусством живописи.

Художественная манера его поначалу напоминала манеру Коровина. В 1896 году молодой Кончаловский уезжает в Париж, где он обучается у представителей тулузской школы – Лоранса и Бенжамена-Констана. Там молодой художник посетил выставку картин Винсета Ван Гога. Впечатления от его живописи были настолько яркими, что наложили отпечаток на творчество юного Петра. Среди воспоминаний художника есть признание, что Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.

В этот период мастер ближе знакомится с творчеством других знаменитых художников: Поля Сезанна и Анри Матисса.

«Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <…>, как коршун вырывает сердце Прометея», пишет Кончаловский.

Влияние их картин на творчество молодого Петра узнается во многих его работах. Разумеется, соревноваться с известными в ту пору мастерами реалистичной живописи, Репиным и Серовым, было непростой задачей. В поисках своего стиля молодой Петр путешествует по Франции, Италии, Испании. Поездка в последнюю страну оказалась решающей, поскольку именно с этого периода в работах автора появляется самобытность и начинает проявляться ни на кого не похожий стиль.

По возвращению в Россию Петр поступает в петербургскую Академию художеств. Однако здесь юношу ожидает разочарование, впоследствии он даже сжигает свои картины, написанные за период обучения. Он сменяет место обучения и уходит в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского, где ищет себя, свою манеру письма и стиль.

В 1912 году Кончаловский пробует себя в качестве художника по театральным костюмам и декорациям для оперы «Купец Калашников» (постановка Антона Рубинштейна). Этой работой Петр Петрович остался доволен и считал, что это лучшее его произведение в данном жанре. В этот период в его живописи появляются новые черты, в работах появляется внутренняя энергия, добавляется движение.

Легенда 9. Петр I рубил бороды прямо топором

Вердикт: это почти правда.

Петр I стрижет бороды боярам. Акварель Дмитрия Белюкина. 1985 год

Петр действительно начал бороться с ношением бород после своего возвра­щения из Великого посольства в августе 1698 года. Сохранились свидетельства, что в некоторых случаях он отрезал боярам бороды собственноручно. Импер­ский посол граф Гвариент доносил, что молодой царь собственной рукой подрезал длинные бороды многим боярам, а также и другим духовным и свет­ским лицам. Есть и другие свидетельства такого рода, но вот топор ни в одном из них напрямую не упоминается. 

Скорее всего, отрезание бород смешалось с другим эпизодом, в котором участвовал Петр: во время знаменитой стрелецкой казни царь, по свидетель­ству одного из иностранных дипломатов, сам орудовал топором. Такое смеше­ние неудивительно. Эпизод с обрезанием бород имел место сразу после стре­лецкого мятежа, в симпатии к которому Петр подозревал многих представи­телей элиты, так что обрезание бород носило, видимо, и характер символиче­ского наказания через унижение. Не исключено, впрочем, что топор могли и в самом деле применять солдаты, посланные обеспечить выполнение указа о брадобритии на местах. 

Снова дома

В Россию Петров-Водкин вернулся с солидным багажом знаний, впечатлений и работ. С января 1909 года выставлялся в Петербурге и Москве, к осени впервые была организована персональная выставка художника.

Позже, оценивая своё пребывание за границей, живописец приходит к выводу, что, набираясь впечатлений и учась, он ещё не видел ясно своего пути в искусстве. Только дома, в России, поиски себя усиливаются, появляются работы-этапы в становлении индивидуального стиля живописи. Некоторые из них вызывают шквал критики, как «Сон» (1910), «Мальчики» (1911). Но художник её не боялся, как и возможных ошибок или обвинений в подражаниях – писал, как чувствовал, всегда отстаивая свою точку зрения.

В этот период Петров-Водкин загружен работой по воплощению собственных художественных замыслов, преподаванию, росписи храмов. В картинах определяется влияние русской иконописи, самым ярким примером чего является полотно «Купание красного коня» (1912) – дореволюционный стиль живописи Петрова-Водкина утвердился.

Летом 1914 года после поездки на Кавказ живописец покупает под Хвалынском участок земли, засаженный яблонями – здесь решено построить семейное гнездо с мастерской. Начавшаяся Первая мировая война первое время никак не путает планов, Кузьма Сергеевич поглощён проектом застройки территории и даже готовится к поездке в Италию для выполнения заказа по росписи церкви. Но в конце 1916 года военная комиссия направляет его в Петроград – ситуация в стране накаляется. Февральская революция 1917-го окрыляет художника и вселяет в него надежду на скорую мирную жизнь. Но весной его чуть не отправили на фронт в числе прочих – спасло участие в Совете по делам искусств под руководством Горького. Страна закипала, империя рушилась…

Определение слова «Кончаловский» по БСЭ:

Кончаловский — Максим Петрович , советский терапевт, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). В 1899 окончил медицинский факультет Московского университета. С 1918 профессор 2-го МГУ, с 1929 директор факультетской терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института, одновременно — научный руководитель института гематологии и переливания крови (с 1928) и заведующий терапевтической клиникой Всесоюзного института экспериментальной медицины (с 1929). Разрабатывал общие проблемы клиники: изучение «предболезненных» состояний, вопросов трудового прогноза, периодичности в течении болезней, клинических синдромов. К. принадлежат важные исследования по патологии желудочно-кишечного тракта, печени, лёгких, сердечно-сосудистой системы, кроветворной системы, ревматизму. Председатель Всесоюзного комитета по борьбе с ревматизмом (с 1928), Всесоюзного терапевтического общества (с 1931). Вице-президент Международной лиги по борьбе с ревматизмом (с 1936). Создал крупную школу терапевтов, среди представителей которой: Е. М. Тареев, А. А. Багдасаров, Б. Е. Вотчал, С. А. Гиляревский, А. Г. Гукасян и др. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. Соч.: Избр. труды, М., 1961 (библ.). Лит.: Гукасян А. Г., Максим Петрович Кончаловский и его клинико-теоретические взгляды, М., 1956. Кончаловский — Пётр Петрович , советский живописец, народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Учился в академии Жюлиана в Париже (1897-98) и в петербургской АХ (1898- 1907). Жил в Москве. Один из основателей объединения «Бубновый валет». Преподавал в московских Свободных художественных мастерских (1918-21) и Вхутеине (1926-29). В своих ранних произведениях К. стремился соединить конструктивность цвета П. Сезанна со стихийной праздничностью красок, родственной русскому народному искусству. формальные поиски сочетаются в них с полнокровным, оптимистическим восприятием мира (портрет Г. Б. Якулова, 1910, «Сухие краски», 1912, «Агава», 1916,- все в Третьяковской галерее. «Семейный портрет», т. н. сиенский, 1912, «Верстак», 1917,- оба в собрании семьи К.). После Октябрьской революции К. перешёл от принципов живописи «Бубнового валета» к более непосредственно-реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи. основной темой полотен К. становится поэтическое утверждение радости, счастья жизни. Натюрморты К. полны упоением чувственной красотой мира, богатством его красок («Листья табака», 1929, собрание семьи К.. «Сирень», 1933, «Хлеб, ветчина и вино», 1948,- оба в Третьяковской галерее). Среди портретов К. одни покоряют своей жизнерадостностью (портрет О. В. Кончаловской, 1925, Третьяковская галерея. «А. Н. Толстой в гостях у художника», 1941), другие связаны с острыми психологическими задачами, с напряжёнными, порой драматическими переживаниями и размышлениями (портрет В. Э. Мейерхольда, 1938, «Автопортрет», 1943, — оба в Третьяковской галерее). Национальная характерность искусства К. особенно ощущается в его пейзажах «Новгородской серии» (2-я пол. 1920-х гг.) и в жанровых картинах («Возвращение с ярмарки», 1926, Русский музей, Ленинград. «Полотёр», 1946, Третьяковская галерея). К. был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие. Государственная премия СССР (1943). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Лит.: Кончаловский. Художественное наследие. Вступит. ст. А. Д. Чегодаева, М., 1964. Нейман М. Л., П. П. Кончаловский, М., 1967. Выставка произведений П. П. Кончаловского. 1876-1956. Каталог, М., 1968. А. А. Александров. П. П. Кончаловский. Автопортрет с женой. 1923. Третьяковская галерея. Москва. П. П. Кончаловский.

Детство

Родился будущий живописец на севере Саратовской области, в городке Хвалынске, расположившемся на правом берегу Волги. Семья Петровых-Водкиных «прославилась» своим предком, любителем «беленькой» Петром. Дед Кузьмы во хмелю зарезал кроильным ножом супругу, а спустя несколько часов и сам скончался. С тех пор детей Петра называли то Петровыми, то Водкиными.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Художнику досталась в «наследство» двойная фамилия, не слишком почетная и напоминающая о семейной трагедии. Отец живописца, Сергей Петрович, получив «прививку» от пагубного пристрастия, был абсолютным трезвенником и лучшим в городе сапожником.

Творческое начало в Кузьме родные отметили в детстве. Мальчик так правдоподобно рассказывал небылицы, что слушатели поневоле верили. Тяга к рисованию тоже проявилась в ранние годы. Первой поклонницей творчества внука оказалась бабушка Арина. Пейзаж, нарисованный Кузьмой масляными красками на куске жести, женщина одобрила и украсила им могилу деда Федора.

Фото Кузьмы Петрова-Водкина

Вторая «картина» Петрова-Водкина тоже украсила кладбищенское надгробие. В этот раз – в благодарность за спасенную жизнь. Кузьма купался в Волге, но заплыл слишком далеко и, выбившись из сил, начал тонуть. Спас мальчика перевозчик Илья Захаров, успевший подплыть на лодке.

Спустя неделю Захаров, спасая очередную жертву волн, утонул сам. Нарисованная на жестяной пластине Волга с маленькой лодкой перевозчика и головами тонущих, посвященная погибшему спасателю, – первое «тематическое» полотно живописца.

Портрет матери Кузьмы Петрова-Водкина

Учился Кузьма Петров-Водкин в 4-классном училище. Там познакомился с иконописцами и попытался повторить увиденное. Первую работу не одобрил священник: уж очень приземленной оказалась Богородица, напоминавшая обуреваемую земными страстями деревенскую бабу.

В 1893 году, окончив училище, Петров-Водкин поехал в Самару, чтобы продолжить образование и получить специальность железнодорожника. Экзамены Кузьма провалил, но не растерялся и поступил в школу живописца Федора Бурова. Через 2 года Федор Емельянович умер, учеников распустили. 15-летний живописец вернулся домой.

Автопортрет Кузьмы Петрова-Водкина

Путь к художественному Олимпу сыну открыла мама, горничная в купеческом доме Казариных. Она показала работы Кузьмы прибывшему по приглашению хозяев архитектору Роберту-Фридриху Мельцеру. Пораженный талантом мальчика, архитектор повез юного живописца в Петербург и помог с поступлением в училище технического рисования Штиглица.

Меценатами и спонсорами одаренного земляка стали купцы Казарины. Они оплачивали квартиру и учебу Кузьмы.

Исследования в области электролиза

Пользуясь этим источником тока, Василий Владимирович провел ряд важных исследований, результатом которых стали важные открытия. Например, ему удалось доказать, что разные вещества ведут себя неодинаково при электролизе. Для разложения растительного масла потребовалась огромная батарея из 4200 пар, а для воды хватало и двух пар пластинок. На протекание этого физико-химического процесса влияет температура. Батарея, исчерпавшая свой запас на холоде, вполне может ожить, будучи занесенной в теплое помещение, утверждал Петров.

Проводя исследования, связанные с разложением жидкостей с помощью электричества, Василий Владимирович одним из первых выяснил, что металл подвержен тем же процессам, что и жидкости. Изменение ее окраски связано с особенностями материала, из которого выполнен электрод. Петров стал пионером в выделении металлов из солей и растворов с помощью электротока.

Военные реформы

Значительную роль при Петре играли войска. Без эффективной реорганизации вооруженных сил о победах и активной внешней политики не шло и речи.

Перемены в этой сфере оказались масштабными:

  • В 1705 введен рекрутский набор. Мобилизации подлежали все слои податного населения. Сначала срок службы был пожизненным.
  • Развивалась военная промышленность, которая обеспечивала войска всем необходимым.
  • Менялся порядок управления войсками.
  • Был создан флот, строились верфи.
  • Открывались специальные школы. Большая роль отводилась образованию младшего и офицерского состава.

Только благодаря своевременным переменам в войсках России удалось добиться столь выдающихся побед.

Военные реформы Петра I

Реформы центрального управления

Петр Великий стремился укрепить свою собственную власть и обеспечить полную подконтрольность всех сфер жизни государства себе. Чтобы добиться целей, он реорганизовал систему центрального управления страной.

В первую очередь был создан Правительствующий Сенат (1711). Он имел законодательные, исполнительные и судебные полномочия. Состоял из лично верных Петру людей и должен был замещать императора во время его отсутствия.

На деле эта структура совмещала функции коллегиального совещательного органа и личной канцелярии государя.

С 1718 до 1726 реформы Петра 1 затронули исполнительную власть. Создавались коллегии — это были отраслевые органы, которые решали вопросы конкретной сферы государственного управления. Например, внешней политики, дипломатических дел, финансов и т.д.

Они стали прообразами министерств, придя на смену устаревшим приказам времен еще Ивана Грозного.

Чтобы отрегулировать бюрократическую машину в 1720 был издан Генеральный Регламент. В этом документе прописывался порядок делопроизводства.

Уже в 1721 был организован Святейший Синод. Петр Великий стремился поставить церковь под контроль, сделать ее эффективным и полностью зависимым органов государства. Во многом ему это удалось. Главой подразделения назначался обер-прокурор.

Большим шагом вперед стала Табель о рангах. Указ о создании единого реестра государственных чинов был издан в 1722 году. В документе перечислялись классы служилых людей, от низшего (коллежский регистратор на гражданской службе, мичмана на флоте) до чинов повыше, таких как титулярный советник и должностей высшего уровня.

Всего в реестре насчитывалось 14 классов. Учитывалась как гражданская, так и военная, флотская и придворная служба. Претендовать на следующий чин можно было по выслуге лет или за личные достижения

Отныне никого не интересовало происхождение, внимание обращали только на дела

Пётр I со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди. Ж.-М. Натье, 1717 г.

Разумеется, система очень скоро закоснела и меньше чем через сотню лет преимущества и привилегии стали получать дворяне по происхождению.

Это серьезно извратило исходную идею Петра Великого. Ведь при нем на самый верх пробивались не родовитые, но талантливые люди. Чего стоит один безродный граф Меншиков, близкий сподвижник царя, а также другие люди.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: