Мари Бракемон
Мари Бракемон. «На террасе в Севре» (1880)
Мари Бракемон принадлежала к рабочему классу, и возможности изучать искусство в высших школах у нее не было. Мари училась самостоятельно. Ее первая работа – портрет своей матери, которую Бракемон нарисовала с помощью самодельных красок из цветов. Один из друзей семьи, узнав, что она талантливо рисует, купил ей набор акварельных красок.
Дисциплинированность Мари отражалась и на ее стиле. С другой стороны – ее работы напоминали стиль Жана Огюста Доминика Энгра, у которого она иногда обучалась. К сожалению, с Энгром пришлось попрощаться, поскольку он «сомневался в мужестве и настойчивости женщины в области живописи».
Бракемон – представительница импрессионизма. Она часто изображала свою сестру Луизу, сцены из парков, садов и публичных мест, в которых женщинам предоставлялась свобода передвижения.
История Мари достаточно трагична. Она была невероятно талантливой, многообещающей художницей, но вышла замуж за человека, который обесценивал ее одаренность. Карьера Бракемон была не особо успешной, в отличие от других художников, которые получали поддержку от своих семей.
В 1866 году художница вышла замуж за властного человека, Феликса Бракемона. Ее последняя выставка прошла на заключительном показе импрессионистов в 1886 году, после чего она покончила с художественной карьерой.
Картины, удостоенные наград
В возрасте двадцати пяти лет Иван Иванович Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств, где его талант сразу же заметили
Преподаватели обратили внимание на его реалистичные пейзажи, а первую конкурсную работу отметили малой серебряной медалью. Это было несколько картин, включая работу «Вид в окрестностях Петербурга» с простым сельским пейзажем
Зарисовки с натуры Шишкин делал по собственной инициативе неподалеку от Петербурга, в ходе которых он научился тонко подмечать все особенности местности и блестяще передавать их на холсте. По словам самого художника, в конкурсной картине ему хотелось передать сходство с природой и «жизнь жарко дышащей натуры». Вслед за ней была получена еще одна малая серебряная медаль за рисунки в Дубках.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Петербурга». 1856 г.
Дальнейшее обучение в Императорской Академии художеств принесло ему еще больше наград. На второй год обучения живописца награждают большой серебряной медалью за этюд «Сосна на Валааме», на третий ему вручают малую золотую медаль за картину «Ущелье на Валааме» и на четвертый год уже большую золотую медаль за две одноименные работы про Валаам «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».
Такое больше внимание Валааму автор уделил неспроста. Академия часто посылала учеников на остров Валаам в северной части Ладожского озера, чтобы они зарисовывали живописные виды
Шишкин работал на острове с таким творческим подъемом, что терял счет часам и дням. Его завораживали древние скалы, испещрённые трещинами, бьющиеся о них огромные волны и непередаваемая красота деревьев. На острове нередко бушевала непогода, на глазах ломались деревья, что оставляло еще более глубокие переживания в душе художника и наполняло новыми красками его удивительные пейзажи. И это чуткое отношение к природе не могло остаться незамеченным: одну из работ этой серии преподнесли в подарок императорской семье и по окончанию учебы отметили большой золотой медалью. По словам самого художника, медаль была просто прелестна и, главное, содержала надпись «Достойному».
И. Шишкин. «Вид на острове Валааме. Местность Кукко». 1860 г.
«Вид на острове Валааме (Местность Кукко)». Между 1859 и 1860 гг.
На этом награды великого художника не закончились. Получение большой золотой медали дало ему право отправиться за границу. Страсть к природе и лесу привела живописца к Тевтобургскому лесу недалеко от города Дюссельдорфа на западе Германии. Шишкину полюбились местные виды, которые напоминали ему о родине, и он с новым воодушевлением приступил к изображению скалистых и лесных видов
Рисунки быстро привлекли внимание ценителей искусства, а город наполнился слухами о талантливом мастере. По словам самого Ивана Ивановича, его часто узнавали и спрашивали, не тот ли он знаменитый Шишкин, который так прекрасно рисует
Там был создан очередной шедевр «Вид окрестностей Дюссельдорфа», который заказал у мастера коллекционер Н. Быков. Именно за эту работу в дальнейшем Шишкину присвоили звание академика.
И. Шишкин. «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». 1865 г.
В 1872 году Шишкин вместе со своими друзьями-коллегами И. Крамским и К. Савицким провели лето в усадьбе Снарской в деревне Ильжо. Именно здесь художник начал писать свою знаменитую картину «Лесная глушь». По словам Крамского, Шишкин на природе был словно в своей стихии, проявлял смелость, писал решительно, не задумываясь. Эта работа в творческом порыве проявилась и в мастерской, где живописец дописывал «Лесную глушь». Накануне отправки картины на выставку Шишкин решил еще раз критически оценить работу и оказался ею недоволен. Соскоблив мастихином около четверти огромной двухметровой картины, художник без раздумий в одном порыве переписал эту часть. Неизвестно, вызвала ли бы такой восторг прежняя версия картины, но в преображенном виде она собрала самые восторженные отзывы и обеспечила художнику в 1873 году звание профессора. После выставки «Лесную глушь» приобрел музей Академии художеств.
И. Шишкин. «Лесная глушь». 1872 г.
Семья
В биографии Шишкина сказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.
Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
- Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
- Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
- Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
- Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен К. Марксом, большим поклонником его творчества.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Элизабет Норс
Элизабет Норс. «Мать» (1888)
Норс родилась в Цинциннати, штат Огайо. Элизабет была одной из немногих женщин, допущенных в художественную академию. После того, как ее родители умерли в 1882 году, она отказалась от возможности преподавать и переехала со своей сестрой Луизой в Нью-Йорк. Пять лет спустя сестры переехали в Париж, где Элизабет продолжила обучение.
Норс неоднократно бывала настоящей звездой на выставках. Ее автопортрет 1892 года, в котором изображен рабочий процесс, является прекрасной иллюстрацией силы и решительности, необходимой для достижения успеха в творческой сфере.
Знаменитая картина «Мать» дебютировала в Парижском салоне в 1888 году. Ее признали невероятно успешной. Картина была показана еще на пяти выставках в течение семи лет. В 1914 году она висела в кабинете Вудро Вильсона в Нью-Джерси, когда он был губернатором. Норс стала второй женщиной, признанной членом Société Nationale des Beaux-Arts.
Элизабет должна была финансово поддерживать свою сестру, не могла полагаться на преподавательскую зарплату или на своего мужа. Несмотря на это у художницы получилось зарабатывать на жизнь своим творчеством.
Художницы 19-го века, которые открыли женщинам путь в мир искусства
Пришлось пройти долгий путь, прежде чем мужчины и женщины достигли паритета в мире искусств. В последние десятилетия художницы добились больших успехов, все чаще показывая свои труды в музеях, галереях и на международных выставках. Но современные художницы не были бы там, где они находятся сегодня, если бы не их предшественницы из 19-го века. Тогда деятельницы искусства начали активно съезжаться в Париж, чтобы получать образование. Десятки из них вышли из тени, благодаря проекту под названием «Художницы в Париже, 1850-1900».
Сердце Франции, славящееся своими академиями искусств, в 1800-х привлекало художников со всего мира. Среди них было много женщин – Мэри Кэссетт, Берта Моризo, Роза Бонер и другие. К сожалению, большинство художниц того времени либо забыты, либо их известность ограничивается сносками в учебниках по истории искусств. Проект «Художницы в Париже» изменил это, восстановив память о 37 женщинах из 11 стран, которые изучали искусство в Париже во второй половине XIX века.
В те времена заняться художественной деятельностью, будучи женщиной, было очень проблематичным решением. Несмотря на новые возможности для обучения, женщинам зачастую отказывали. Художество считалось мужским делом, но некоторые отважные дамы оставались преданными своему делу, невзирая на трудности и ограничения.
Вариант сочинения 2
Для начала следует отметить особую предысторию картины. Вдохновила Шишкина на ее создание песня на стихи Мерзлякова. Впрочем, довольно часто творец черпал вдохновение и из собственных жизненных переживаний, душевных терзаний и личных трагедий.
К слову, некий трагизм присутствует и в данной работе. Несмотря на то, что природа на холсте, как обычно, живописна и красива, одинокое дерево все — таки вызывает некую нотку грусти и печали. Такое впечатление, что дуб обречен на вечное одиночество, в радиусе десятков километров нет боле ни одного его сородича. Этот факт несколько угнетает.
Также внимание привлекает тот факт, что тропинка практически нехожена – соответственно, в тех местах невозможно ощутить присутствие человека. Лопухи и чертополох также указывают на пустынность места
Подобное достаточно нетипично для Шишкина, ведь на многих его картинах имеются отдельные персонажи или хотя бы знаки, говорящие о том, что здесь были люди.
Однако невозможно не отметить потрясающую реалистичность, естественность и умение художника мастерски проецировать природу, ее настроение, состояние, особенности на холсте. Шишкин, как всегда, великолепен: он внимателен к деталям, интересно играет с цветами и оттенками, умеет передать определенные чувства и тысячи смыслов без употребления слишком уж хитроумных приемов.
Порой кажется, что глядя на картину, и вправду начинаешь чувствовать, как одинокий дуб шелестит листами. И этот шелест так похож на ворчание вечно недовольного старика, которого в жизни уже ничего не радует.
Небо достаточно тяжелое. Использованы розовый, голубой, желтый и белый цвета. Пасмурно. Тучи довольно угрожающие, словно налитые свинцом. Кажется, что «старец» словно правит этой долиной, в которой более нет никого, кроме него – хотя, возможно, ему и не хочется изменения ситуации к лучшему и чьего – либо общества.
… И что-то манит в этом бескрайнем просторе, заставляет созерцать картину вновь и вновь, испытывая непередаваемые эмоции и ощущения. Кажется, что одиночество – некий магнит, нечто, что вызывает привыкание и поэтому опасно. Такое впечатление, что, очутившись в изображенном автором месте, человек может пропасть там навсегда и стать нелюдимым скитальцем до конца своей жизни.
В целом, работа достаточно интересна, хоть и не имеет огромного количества деталей. Возможно, художник действительно отразил на холсте трагедию одиночества и дерево – всего лишь аллегория. На самом же деле творец мыслил гораздо шире, потому описал одиночество личное, проблема которого куда более глубока.
`
[править] Художник
С какой музыкой получила песня известность к 1883 году, когда художник писал свою картину, — теперь трудно сказать. Скорее всего, это была музыка С. Давыдова — по мнению некоторых специалистов (например, Бориса Алмазова), именно эта мелодия оказалась самой популярной. Хотя самым частым композитором стихов А. Мерзлякова был Д. Кашин.
Как бы то ни было, эта песня вонзилась в сердце Ивана Ивановича Шишкина. Ее грустный напев и трагический смысл нашли отклик в его душе. Художник недавно пережил страшное горе — потерю его молодой жены Ольги, умершей вскоре после рождения дочери Ксении. Это была вторая жена художника.
Первая его супруга, Евгения Александровна Шишкина (Васильева), сестра художника Ф. А. Васильева, умерла в 1874 году, за год до того умер сын Владимир (1871—1873), через год после смерти матери скончался маленький сын Константин (1873—1875), из троих детей выросла лишь дочь Лидия (1869—1931).
После смерти жены и двух сыновей он пробовал спасаться «древним русским способом» — но когда это было, чтобы водка и вино помогли пережить то, что и пережить кажется немыслимым. Приходя в себя после запоев, он рисовал.
Прошло еще шесть лет, и в 1880 году в дом Ивана Шишкина на Пятой линии Васильевского острова, казалось, опять пришло счастье, и олицетворяла его вторая жена художника — Ольга Антоновна Лагода, став Шишкиной. Но — оказалось, что это счастье ненадолго: через год в 1881 году художник вновь стал вдовцом.
Это горе сломило его. Надежды обернулись лишь новой трагедией. Тоскливо писал он одному из друзей: «Я как ни борюсь и мужаюсь, но тоска и обида гнетет и давит меня»
.
Он больше не пил. Он ушел в свою стихию — живопись. Заботу о дочерях помогла разделить сестра его второй жены Виктория Антоновна. Наверно, без ее помощи художник не справился бы — она занималась хозяйством и девочками, а он смог работать.
Спасения Иван Иванович Шишкин искал в работе. Работал много, надолго уходил, бродя по лесам и полям, и каждый раз возвращался домой с кипой этюдов.
Больше он искушать судьбу не стал, взвалив крест одиночества и пустоты.
Это одиночество с особой силой прозвучало в созданной им картине «Среди долины ровныя…», созданной вскоре после кончины Ольги Антоновны.
Дворянки-дилетантки
Постепенно у нас стало как в Европе: каждая образованная барышня должна была уметь танцевать, вышивать и рисовать. Среди дворянок Александровской и Николаевской эпохи появились художницы-любительницы, которые украшали свои альбомы и памятные книжки различными зарисовками. Дамы работали по образцу произведений других художников: например, так фрейлина Екатерина Бакунина (в браке Полторацкая), предмет страсти Пушкина, создала свой «автопортрет», сняв копию с рисунка Ореста Кипренского; ее портреты матери и мужа также копийны.
Некоторые дамы овладели техникой пастели (дочь генерала Каменского Александра Ржевская, племянница графов Паниных Александра Репнина). Рисованием занимались барышни из семей Шереметевых, Долгоруких, Апраксиных. Пристойной считалась роспись миниатюр по слоновой кости — как делала Анна Бутурлина, внучатая племянница канцлера Воронцова. А наиболее талантливые дерзали писать маслом — трудоемкой «мужской» техникой. Среди них — дочь начальницы Смольного института Александра Бюлер и кузина Гоголя Глафира Псёл, воспитанница генерал-губернатора Малороссии.
Экспозиции музея
Экспозиция, посвященная творчеству и жизни Шишкина занимает оба этажа в Мемориальном доме-музее. Первый этаж образуется парадной анфиладой комнат, которая создает красивый сквозной вид. Посетители музея проходят через череду, идущих друг за другом комнат. В Большой и Малой гостиных комнатах, в кабинете отца, в столовой и буфетной тщательно и заботливо восстановлены интерьеры провинциального купеческого дома 19 столетия. Второй этаж здания занимает мастерская художника и его жилая комната. Два зала отданы под картинную галерею, в которой можно ознакомиться с подлинниками живописи и графики, выполненными Иваном Ивановичем Шишкиным.
Дом-музей И.И. Шишкина
Основным помещением в доме считается Большая гостиная, в которой сохранилась аутентичная мебель из красного дерева, датированная 1830-40 годами. Стены гостиной комнаты украшают картины, написанные друзьями художника: В. Рязановым, А. Гине, П. Верещагиным, А. Киселевым. В стенах этой комнаты в свое время собирались интереснейшие люди, имевшие достаточно прогрессивные взгляды для той эпохи.
Большая гостиная музея
В доме Шишкиных принимали купцов Стахеевых, промышленников Ушаковых, художников: Осокина, Гуна, братьев Верещагиных, Ознобишина. С отцом художника была очень дружна известная кавалерист-девица Надежда Дурова, которая по выходу в отставку также проживала в Елабуге.
Малая гостиная использовалась только членами семьи, здесь собирались, чтобы вместе скоротать долгие вечера зимой. За чтением книг и газет, за обсуждением городских или охотничьих новостей, за игрой в карты или в шашки проводило свой досуг семейство Шишкиных. Благодаря изящной мебели, затейливым безделушкам, расставленным по полкам, овальному зеркалу и канделябрам, комната имеет уютный и домашний вид.
Малая гостиная музея
В комнате можно увидеть музыкальные инструменты, в основном на фисгармонии или гитаре играл старший брат Ивана Шишкина, Николай. Импровизатор и хороший певец, он был душой литературно-музыкальных вечеров, проводившихся в родном доме, побывать на которых стремились многие из избранного городского общества.
В 1850 году дом Шишкиных был заново отстроен после пожара, тогда-то Иван Шишкин и выбрал для себя две небольшие комнаты. Из одной он сделал жилую комнату, а вторую обустроил под мастерскую, в которой хранились этюды. Интерьер жилой комнаты художника сотрудники дома-музея восстанавливали, используя рисунок самого Шишкина – «Вид комнаты в Елабуге», сделанный в 50-х годах 19 столетия.
Интерьер жилой комнаты художника
С правой стороны располагается деревянная кровать, с левой – стул с комодом, сундук, лоскутный коврик, который изготовила для Шишкина сестра. На стенах можно увидеть рисунки, это чудом уцелевшие во время пожара автопортреты И.И. Шишкина.
Бесспорно, Елабуге отводится огромная роль и в духовном становлении юного художника, и во всем последующем творчестве известного мастера. Если пройтись по Елабуге, то можно увидеть десятки конкретных адресов и мест, с которых были написаны картины, рисунки и офорты. Пронизанная солнечным светом домашняя мастерская Ивана Ивановича Шишкина воссоздана такой, какая она была при жизни художника, с интерьером 1860-90-х годов.
Мастерская художника
Старинный мольберт с великолепным этюдом художника «Хвойный лес» добавляет в атмосферу мастерской дополнительную историческую правдивость. Здесь также можно увидеть документальные экспонаты, в частности – фотографии первой и второй супруги художника, а также их дочерей.
В зале графики и живописи вниманию посетителей дома-музея представлен ряд известных работ художника, среди которых более 50 офортов. Этим видом графики художник увлекся в начале 1870-х годов и за долгий творческий путь создал более тысячи гравировок на меди (офортов). Оригинальные живописные произведения художника, представленные в экспозиции дома-музея, состоят в основном из полотен, написанных Шишкиным в начальный период своего творчества. Это только малая толика от огромного творческого наследия, большинство же картин Ивана Ивановича Шишкина находятся во многих крупнейших музеях России и мира, которые считают за честь иметь в своих коллекциях работы прославленного живописца.
ЛИЧНАЯ ДРАМА
Личная жизнь художника складывалась трагически. Он два раза был женат по любви. Первый раз на Евгении Александровне Васильевой, сестре рано умершего талантливого пейзажиста Ф. Васильева (которого он опекал и учил азам мастерства). Евгения Александровна была простая и хорошая женщина, и годы её жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Средств в семье хватало, чтобы обеспечить скромный комфорт, хотя с рождением детей художник и его супруга не могли позволить себе ничего лишнего. В этом браке у Шишкина было трое детей: два сына, умершие в младенчестве и дочь. Свою первую жену Шишкин изобразил на двух картинах: «Дама с собачкой» (1868) и «Перед зеркалом. За чтением письма» (1870). Знакомых у них было много, а Иван Иванович был радушным хозяином, поэтому часто в доме собирались гости. Однако имеющиеся у Евгении Александровны проблемы со здоровьем, которые начали давать о себе знать уже в первый год супружества, не позволили им долго наслаждаться своим союзом. Рождение детей, а затем смерть сына окончательно подорвали здоровье супруги и Евгения Александровна скончалась от чахотки (туберкулёза лёгких) в 1874 году в возрасте 27 лет. Они прожили вместе всего 6 лет.
Буквально за два года до этого, в 1872 году умер и отец Ивана Ивановича. Художник был убит горем и впал в отчаяние. Ушли из жизни самые близкие ему люди. Шишкин в этот период перестал писать, начал отдаляться от верных друзей, сблизился со своими однокашниками, которые практически потеряли себя как художники. Вместе с ними Иван Иванович увлёкся возлияниями, и родственники всё чаще заставали его во хмелю.
Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Также этому способствовала малолетняя дочь Лидия. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: “Работал он ежедневно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Я знала, что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет, ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве».
Спустя три года после смерти Евгении, Шишкин знакомится с молодой художницей Ольгой Лагодой. Она была молода, красива, талантлива, полна жаждой жизни. Ольга Антоновна родилась в Санкт-Петербурге и была одной из первых тридцати учениц-женщин, принятых в Императорскую Академию художеств. Она посещала Академию в качестве вольнослушательницы, а затем занималась в мастерской Шишкина. В 1881-1882 годах её работы экспонировались на 9-й выставке Товарищества передвижных выставок и Всероссийской выставке в Москве. В 1880 году они поженились и поселились в купленной усадьбе в деревне Выра.
У них часто собирались друзья и устраивались шумные застолья. В Выре у супругов появилась на свет дочь Ксения. Но художника опять постигло страшное горе. Ольга скончалась от воспаления брюшины (перитонита) спустя всего полтора месяца после родов. Маленькую девочку взялась воспитывать Виктория Лагода, сестра умершей. Она осталась жить в семье Шишкина до конца его дней, заботясь о племяннице, о самом художнике и его дочери Лидии от первого брака.
ПРЕДАННОСТЬ ИСКУССТВУ
Шишкин много ездил по России: писал этюды в Крыму, в Беловежской пуще,на Волге, на Балтийском побережье, в Финляндии и нынешней Карелии. Постоянно выставлялся — на персональных, академических, передвижных, торгово-промышленных выставках. В 1894—95 годах возглавлял пейзажную мастерскую в Академии, оказавшись на удивление «толерантным» педагогом, — застылой «партийностью» Шишкин не бравировал, на первое место в оценке художника ставя талант, а не верность тому или иному направлению.
Шишкин и умер за работой. 8 марта (20 марта— по новому стилю) 1898 года он с утра рисовал в мастерской. Потом навестил родных. Потом, пожаловавшись на недомогание, вернулся в мастерскую. В какой-то момент помощник увидел, что мастер падает со стула. Подбежав к нему, он увидел, что Шишкин уже не дышит.
Последняя любовь, последняя картина
Ещё в 1877-м году Шишкин пишет картины «Полдень» и «Лесная глушь», за которую ему присуждают звание профессора академии художеств. Шишкину завидую, много критикуют, пишут о нем в газетах, но он продолжает творить в своем неповторимом стиле.
Одна из учениц художника, Ольга Лагода, стала его второй женой. Пейзажиста как будто преследует злой рок в личной жизни, молодая жена вскоре умирает, успев родить дочь Ксению.
Опять художник находится в глубокой печали, спасаясь лишь творчеством. Он интересуется новым веянием – фотографией. Именно с фотографии он затем пишет свою последнюю картину «Корабельная роща».
И.И.Шишкин «Корабельная роща»,1898 годМестонахождение: Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В 1889-м году появляется знаменитое «Утро в сосновом лесу», эту картину ещё при жизни художника разместили на обертках конфет. Считается, что медведей на полотне посоветовал разместить художник Константин Савицкий. Тем не менее воплощению в жизнь картина обязана именно Ивану Шишкину.
В 1898-м году «Корабельная роща» едет на выставку без автора, у Шишкина наблюдаются проблемы с сердцем. Он не перестает работать и 8 марта умирает у холста с кистью в руках, Шишкину было 66-ть лет.
Сегодня в доме уникального пейзажиста Шишкина в родном городе Елабуга находится музей. Большое количество картин этого художника находится в Третьяковской галерее, о чем позаботился ещё Павел Третьяков в 19-м веке. Всю жизнь великолепного творца терзали сомнения по поводу своих же работ. Он думал о том, понравятся ли его картины культурному обществу, купят ли их, был глубоким самокритиком, хотя уже давно доказал на что способен.
Иван Иванович Шишкин – «царь леса» в русской живописи / livemaster.ru
Среди пейзажей Шишкина и вырос русский человек, они близки и знакомы с детства. Картины Ивана Ивановича понятны всем, не нужно ломать голову над тем, что хотел сказать художник своим творчеством. Живопись Ивана Шишкина – это светлый теплый луч солнца, согревающий душу.
Потомок Шишкина по линии его первой дочери Лидии, праправнук Сергей Лебедев, так сказал о своём знаменитом родственнике:
LiveInternetLiveInternet
Вторник, 21 Июля 2009 г. 15:43 + в цитатник Cherry_LG
все записи автора Cтихотворение А.Ф. Мерзлякова, переложенное на музыку и ставшее песней, переплелось с судьбой художника Шишкина И.И. и привело к написанию картины“Среди долины ровныя…”Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте.песня Бичевская Жанна — Среди долины ровныя…»
И.И. Шишкин_Среди долины ровныя…_1883_Музей Рус. Иск. Киев В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения. Его картина «Среди долины ровныя…» (1883) написана на стихотворение поэта, переводчика и критика Алексея Федоровича Мерзлякова «Одиночество», положенного на музыку и ставшего со временем народной песней. Алексей Федорович Мерзляков (1778-1830) приехал в Москву из Перми, окончил университет и преподавал в нем более 25 лет. Стихотворение «Одиночество» было написано им в 1810 г. в доме, где жила Анисья Федоровна Вельяминова-Зернова (1788-1876). В то время Анисье было всего 22 года, а Алексей Федорович учил ее словесности и был безнадежно влюблен в свою ученицу. Безнадежно, потому что не в их силах было преодолеть сословные различия. Однажды вечером Алексей Федорович был особенно грустен, говорил о своем одиночестве. Потом взял мел и на ломберном столе начал писать. Ему дали перо с бумагой, и он записал все стихотворение. Стихотворение оказалось настолько напевным, что вскоре стало песней. Причем, авторами музыки называли сразу нескольких современников Алексея Федоровича: Д.Н. Кашина, С.И. Давыдова и О.А. Козловского. Первые двое были его хорошими знакомыми, с которыми он сотрудничал много лет. О.А. Козловский – боевой офицер, ставший профессиональным композитором и дирижером. Позже к этому списку добавилось имя М.И. Глинки (1804-1857). Возможно, что существовали несколько музыкальных вариаций. Поскольку неоспоримых доказательств в пользу одного автора нет, то часто стали указывать, что песня “народная”. Второе рождение песни произошло в 1883 году, и связано тоже с печальным событием. В 1881 г. у Ивана Ивановича Шишкина умерла жена Ольга Лагода (1850-1881). Они прожили вместе всего один год. Шишкин потерял не только горячо любимую жену. Она была его ученицей, и о ее таланте говорит хотя бы то, что написанные ею картины покупал П.М. Третьяков. Иван Иванович тяжело переживал утрату. И вот, однажды, будучи за городом, Шишкин увидел в поле могучий одинокий дуб и вспомнил стихотворение Мерзлякова “Среди долины ровныя…” Все это переплелось с судьбой художника. В личном плане он опять одинок. В творческом – собратья по “перу” признавали одаренность Шишкина, но прохладно относились к его увлеченности русским пейзажем. В 1883 г. Иван Иванович написал картину, которую так и назвал “Среди долины ровныя…” Многие отнесли картину к редкому жанру пейзажа-автопортрета. Успех полотна «Среди долины ровныя» превзошел все ожидания. Привыкшие считать Шишкина «царем леса», «дедушкой лесов», «пейзажистом-лесовиком», зрители увидели перед собой обширную равнину, почувствовали настроение, созвучное тому, которое вызывала песня А.Ф. Мерзлякова. Вдохновенный поэт, тяготеющий к широким эпическим обобщениям, и тонкий естествоиспытатель-аналитик, внимательный к мельчайшей прожилке на дубовом листке, Шишкин явился перед будущими поколениями во весь свой рост, как крупнейший мастер русского национального пейзажа. Алексей Федорович Мерзляков. Одиночество Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах! Взойдет ли красно солнышко – Кого под тень принять? Ударит ли погодушка – Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявыя, Ни ивки близ него, Ни кустики зеленые Не вьются вкруг него. Ах, скучно одинокому И дереву расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести! Есть много сребра, золота – Кому их подарить? Есть много славы, почестей – Но с кем их разделить? Встречаюсь ли с знакомыми – Поклон, да был таков; Встречаюсь ли с пригожими – Поклон да пара слов. Одних я сам пугаюся, Другой бежит меня. Все други, все приятели До черного лишь дня! Где ж сердцем отдохнуть могу, Когда гроза взойдет? Друг нежный спит в сырой земле, На помощь не придет! Ни роду нет, ни племени В чужой мне стороне; Не ластится любезная Подруженька ко мне! Не плачется от радости Старик, глядя на нас; Не вьются вкруг малюточки, Тихохонько резвясь! Возьмите же всё золото, Все почести назад; Мне родину, мне милую, Мне милой дайте взгляд! 1810.
Рубрики: | музыка живопись |
Нравится Поделиться
Нравится
- 1 Запись понравилась
- Процитировали
- Сохранили
- Добавить в цитатник
- Сохранить в ссылки
Творчество Ивана Ивановича Шишкина
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).
Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.
Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .
С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.
Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Популярные темы сообщений
- Творчество Владимира Маяковского Маяковского называли в русской литературе главным ее бунтарем. У него были очень необычные стихи. Его личный стиль стихотворная «лесенка» вызывала у других поэтов зависть и негодование. Ведь, как известно
- О рыбах Рыбы достаточно разнообразная, многочисленная и интересная группа в природе. Они могут обитать как в больших морях и океанах, так и в маленьких озерах и реках. Своими размерами рыбы могут сильно удивить. Кто-то из них такой маленький,
- Робин Гуд Образ этого благородного разбойника обладает необычайной харизмой и в первую очередь ассоциируется со справедливостью. Это и понятно, ведь скрывающийся в Шервудском лесу вместе со своими единомышленниками,
Итог жизни
Иван Шишкин был непревзойдённым мастером пейзажа и изображения леса. Его картины настолько скрупулезно выписаны и так реалистичны, что по ним можно изучать ботанику. Но при этом они пропитаны бесконечной любовью художника к природе, к родным просторам.
Шишкин также достиг высокого мастерства как гравёр, было издано несколько альбомов с его великолепными офортами.
Художник стал признанным классиком ещё при жизни. Его работы покупали музеи, императоры, коллекционеры.
Живописец постоянно совершенствовал свою технику, а также он воспринимал новые веяния в сфере искусства, но был верен своим принципам. Главными для художника всегда оставались достоверность и реалистичность. Его мастерский рисунок и доскональность изображаемого несколько перевешивали колористическую составляющую, хотя колорит на картинах Шишкина тоже гармоничен и разнообразен.