Кругликова, елизавета сергеевна

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d Краткая биография @ RusArtNet.
  2. ^ a b c Краткая биография @ Русская Живопись.
  3. Энциклопедия Санкт-Петербурга (онлайн), статья «Театры кукол». http://www.encspb.ru/object/2804033144?lc=en
  4. Санкт-Петербургская энциклопедия (онлайн), статья «Нерадовский Петр Николаевич». http://www.encspb.ru/object/2804030612?lc=en
  5. ^ «Транссиб Лица». http://old.transsib.ru/Eng/gal-men.htm
  6. ^ «Этапы строительства Великой Сибирской войны». http://old.transsib.ru/Eng/history-phases.htm
  7. ^ «Дальневосточные железные дороги». http://eng.rzd.ru/statice/public/en?STRUCTURE_ID=4332&layer_id=4516&refererLayerId=4518&id=2548
  8. ^ Собрание Государственного Русского музея , Санкт-Петербург.

Слайды презентации

Слайд 1

Кругликова Елизавета Сергеевна (1865 — 1941)

Слайд 2

Родилась в Петербурге в семье, любившей и понимавшей искусство. Отец будущей художницы служил офицером.

Слайд 3

В 1890-1895 в качестве вольнослушателя Кругликова обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1895-1914 жила в Париже. С 1902 начала работать в технике офорта. С 1904 — член «Общества оригинальной гравюры в красках». С 1909 по 1914 Е. С. Кругликова преподавала офорт в академии «La Pallette» в Париже. Там же, в Париже, ею было организовано русское ателье, которое вместе с ее мастерской сделалась своеобразным русским культурным центром.

Слайд 4

Ателье художницы в Париже.

Слайд 5

В 1914, с началом Первой Мировой войны, переехала в Россию. Издание «Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой» (1918) — итог первого большого периода ее творчества.

Слайд 6

«Париж накануне войны»

Слайд 7

Титульный лист издания «Париж накануне войны»

Слайд 8

В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова создала серию силуэтных портретов русских поэтов 18-20 веков, большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов «Вожди революции». В 1930-е годы — над «Бакинской серией» («Сураханы» 1931, «Азнефть» 1934 и др.). В 1920-30-е годы Е. С. Кругликова работала над плакатами — многие из них выполнены в технике линогравюры.

Слайд 9

На выставке «Мир искусства». Лансере , Репин, Петров-Водкин.

Слайд 10

Бальмонт Маяковский

Слайд 11

Марина Цветаева Анна Ахматова

Слайд 12

Д.Бурлюк С.Есенин

Слайд 13

М.Волошин Н.Гумилев

Слайд 14

А.Белый О.Мандельштам

Слайд 15

Творчество Кругликовой было довольно специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими. Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие, полузабытые или даже совсем забытые — такие, как мягкий лак, акватинта, меццо-тинто. Бесконечно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала для себя их тонкости и придавала им современное звучание.

Слайд 16

Наиболее весомых результатов Кругликовой удалось добиться в монотипии — старой, но практически исчезнувшей технике, позволявшей интересно соединять живопись с печатью. В своих изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее.

Слайд 17

Натюрморт

Слайд 18

«Один из лучших плакатов Кругликовой – «Женщина! Учись грамоте!» (силуэт, 1923, ГРМ) – посвящён злободневной теме ликвидации неграмотности. За столом девочка с букварём, перед ней женщина, поза которой говорит о растерянности и беспомощности. Девочка обращается к ней: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне».

Плакат

Слайд 19

Танго в Луна-парке.

Слайд 20

В ателье.

Слайд 21

В 1940 году в Ленинграде отметили семидесятипятилетие художницы. Её чествование было устроено Ленинградским Союзом советских художников и Государственным Русским музеем. В мае-июне 1941 года Елизавета Сергеевна посетила в Москве М. В. Нестерова. Они проектировали осенью того же года организовать выставку бывших художников «Мира искусства», но разразилась война, а через месяц после её начала, 21 июля 1941 года, Е. С. Кругликова скончалась». Личный архив художницы погиб в блокаду.

Слайд 22

М.В.Нестеров. «Портрет Е.С.Кругликовой»

Слайд 23

Ею было выполнено более тысячи силуэтов, из которых увидело свет не более двухсот семидесяти. Работы Кругликовой хранятся во многих музеях Москвы и Ленинграда, во многих частных собраниях».

Слайд 24

Спасибо за внимание. Слайд 25

Слайд 25

Презентацию подготовила Учитель ИЗО и Художественного труда МАОУ ЛМИ г.Саратова Карнаухова.В.С.

Кругликова Елизавета Сергеевна (1865-1941)

Е. С. Кругликова очень рано осознала свое
призвание во многом благодаря атмосфере почитания искусства,
царившей в ее семье. Профессиональное образование она получила,
обучаясь с 1890 г. вольнослушателем в МУЖВЗ.

В 1895 г. уехала в Париж и надолго
обосновалась там, периодически приезжая в Россию и публикуя в
русской печати корреспонденции о французской жизни и о своих
поездках по Франции.

В Париже она занималась в студиях А. Витти
и Ф. Коларосси. Снятая ею мастерская на улице Буассонад вскоре
сделалась своеобразным русским культурным центром: здесь она не
просто работала и жила, но и принимала несметное количество знакомых
и незнакомых посетителей, причем не только художников.

Лишь начало Первой мировой войны, заставшее
Кругликову в 1914 г. в Петербурге, навсегда оторвало ее от Парижа.
Последней данью любимому городу стала ее книга «Париж накануне
войны…» (Пг., 1916), украшенная многочисленными монотипиями самой
художницы.

Творчество Кругликовой было довольно
специфическим. В молодости она увлеклась разнообразными печатными
графическими техниками и со временем в совершенстве овладела ими.
Особой симпатией пользовались у нее техники весьма редкие,
полузабытые или даже совсем забытые — такие, как мягкий лак,
акватинта, меццо-тинто.
 Бесконечно экспериментируя, художница восстанавливала или заново открывала
для себя их тонкости и придавала им современное звучание.

Развитие русской гравюры в XX в. было
немало обязано ее энтузиазму и усилиям. Еще в Париже у Кругликовой
появились первые ученики (среди них
М. А, Волошин, К. Е. Костенко и
др.), а в 1920-х гг. в Петрограде она стала профессором кафедры
офорта графического факультета АХ, позднее была заведующей кабинетом
офорта при полиграфическом факультете Вхутеина (в Ленинграде).

Наиболее весомых результатов Кругликовой
удалось добиться в двух областях. Первой из них по времени (с 1909
г.) была монотипия — старая, но практически исчезнувшая техника,
позволявшая интересно соединять живопись с печатью. В своих
изысканных и лаконичных, красивых по цвету натюрмортах, пейзажах и
жанровых сценках Кругликова сумела использовать возможности этой
техники так полно, как не удавалось, пожалуй, никому после нее.
 Второй областью (с 1914 г.) был силуэт, также крайне редко привлекавший
больших художников и столь любимый ремесленниками и дилетантами.
Элементарную технику вырезания из черной бумаги Кругликова
использовала для создания превосходных и разнообразных произведений.

Наибольшей известностью пользуется ее громадная (ок.
1000 работ) серия портретных изображений современников,
преимущественно деятелей культуры, которую она создавала в течение
почти двадцати лет (М. И. Цветаева, М. А. Волошин, А. А. Блок, А. А-
Ахматова, А. Н. Толстой, В. В. Маяковский и др.). Несомненное
сходство и острая, подчас немного шаржированная, психологическая
выразительность придают им характер своеобразного художественного
документа, красноречиво характеризующего людей этого насыщенного
событиями времени.

Публикации

  • Каталогъ выставки авторскихъ оттисковъ гравюръ и монотипий Е. С. Кругликовой при складе изданий Общины Св. Евгении : С 20 ноября по 10 декабря 1913 г. — Санкт-Петербург: В пользу Общины Св. Евгении, 1913.
  • Париж накануне войны в монотипиях Е. С. Кругликовой / В лит. отд. участвуют: К. Бальмонт, Александр Бенуа, Макс Волошин, Вячеслав Иванов, В. Курбатов, А. М. Ремизов, Н. К. Рерих, Федор Сологуб, гр. Ал. Н. Толстой, А. Н. Чеботаревская, Георгий Чулков; Худож. ред. В. Н. Левитский; Заставки, концовки и виньетки работы Е. С. Кругликовой. — Петроград: Унион, худож. графич. заведение, 1916. — 130, с., 20 л. цв. ил. : ил.; 34
  • Силуэты современников / Е. Кругликова. — Москва: Альциона, 1922
  • Эх, маманя! Была-бы ты грамотной, помогла-бы мне! / худож. Кругликова Е. С. — Москва, 1923
  • Дойль, Артур Конан. Изгнанники. Историч. роман / Пер. с англ. М. Ловцовой ; Ил. Е. С. Кругликовой. — Петроград : Изд-во Петрогр. отд. «Известий ЦИК СССР и ВЦИК», 1923. — 228 с.
  • Сказочки / Е. С. Кругликова. — Ленинград: Ком. популяризации художественных изд. при Рос. акад. истории материальной культуры, 1924. — с.
  • Гравюры и силуэты Е. С. Кругликовой 1902—1925 г.г. : Каталог выставки. — : Центр. музей ТССР, 1925
  • Призвание поэта. 1925
  • Зарницына, Мария Романовна. Силуэты Е. Кругликовой. — : Гос. изд-во, 1926. — 16 с.
  • Черемисова, Ксения Николаевна. Мой океан / Рис. Е. Кругликовой. — : Радуга, (лит. газ. «Ленправда»). — с
  • Демьянова-Доннер, Г.Корабли: / Рис. Е. Кругликовой. — : Радуга, (лит. Ленингр. правда). — с.
  • Тименс, Максимилиан Филиппович. / Рис. Е. Кругликовой. — : Радуга, (лит. газ. «Лен. правда»). — с.
  • Беляков, Николай Диомидович. Ярка / Рис. и обложка Е. Кругликовой… — Москва: Работник просвещения, 1927 (тип. АОМГИК им. М. И. Рогова). — 22 с.
  • Толстой, Лев Николаевич. Пожар / Л. Н. Толстой; Обл. и рис. Е. Кругликовой. — Москва; Ленинград: Гос. изд-во, 1928. — 14 с.
  • Соловово, Анастасия Васильевна (1897—1956). Миша-медвежонок. Тит. лист и иллюстрации: Е. Кругликова. — Москва : Г. Ф. Мириманов, 1928 (Л. : типо-лит. им. Евг. Соколовой). — 11 стр.
  • Сураханы. 1931
  • Азнефть. 1934
  • Сидоров, Алексей Алексеевич (1891—1978). Е. С. Кругликова : / Проф. А. Сидоров. — Ленинград : Изд-во Ленингр. обл. союза сов. худ., 1936 (тип. им. Володарского).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: