Григорий пономаренко: биография и личная жизнь

Закат творчества и наследие

В 1928-м году журнал «Советское фото» обвинил Александра Родченко в копировании западного искусства. Это было начало конца: советская власть, которая сначала поддерживала творцов-новаторов, к экспериментальной фотографии оказалась не готова к этому. Сказалось и общее ужесточение режима, который принимал форму тоталитаризма. Авангардистов обвинили в формализме, что для Родченко, который всецело поддерживал советскую власть и социалистические идеи, стало ударом.

Романтический порыв творчества Родченко сменился сдержанностью: теперь фотография следовала закону советской пропаганды. По заказу партии он снимал репортажи для альбомов и газет, но дух авангардной фотографии был сломлен.

В 1938-м году Родченко и Степанова выпустили парадный альбом о грядущих переменах в столице, разработанных Моссоветом — «Москва реконструируется». Они должны были доступно в художественной форме показать жителям столицы планируемые изменения, запечатлеть жизнь города на фотографиях или в графике, показать динамику движения Москвы в светлое будущее. Альбом стал достоянием полиграфического искусства: в книге сочетались графика, фотография, кинематографическое повествование и трехмерные конструктивные вставки.

В конце 1930-х годов Родченко отошел от политического искусства, окончательно разочаровавшись во власти и поняв, что больше не может быть рупором тоталитарного режима. Его интересы заканчивались там, где начиналась политика. В то время он занимался театральной сценографией, фотографировал цирковых актеров, обратился к пикториализму — направлению, в котором фотография сближалась с импрессионизмом и модерном.

Он также вернулся к живописным техникам, основной темой которых стал цирк. Родченко с юных лет любил клоунаду, показывал фокусы и устраивал розыгрыши. Для него представление становилось метафорой жизни: яркие трюки, чудо света, но в то же время опасность и беззащитность каждого. Это было не простым развлечением для зрителя, а жизнью, показанной изнутри.

Тяжелый период творческой жизни Родченко хорошо описывают слова его дочери: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де­лал все в «соцреализме». Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри­суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи».

Карьера

После окончания службы Александр, который очень любил музыку, поступил в музыкальное училище, а Валерий собирался было снова пытаться поступить на операторский факультет, но заметил в местном доме культуры объявление о поиске кадров. На работу его не взяли, зато режиссёр, Цыпкин Борис Павлович, разглядел в нём талант и предложил заглянуть ещё раз.

Оценив внушительное портфолио пародий Валерия, Цыпкин предложил ему отправиться на гастроли. Он лично написал текст и вместе они отрепетировали программу под названием «И смех, и грех». Спустя какое-то время Борис Павлович больше не мог путешествовать по всей стране – не позволяло состояние здоровья. Тогда Валерий написал сольную программу и позвал Александра (первое время он был лишь реквизитором).

Александр, тем временем, окончил музыкальное училище и основал свою кантри-группу. Братья Пономаренко тянули друг друга к полюбившимся сферам деятельности – Саша хотел заниматься музыкой, а Валерий верил, что их будущее за эстрадой. В итоге оказалось, что младший брат был прав. Братья основали дуэт, придумали номера и миниатюры и с тех пор всюду выступали вместе.

Александр и Валерий Пономаренко выступают с комедийным театральным спектаклем «Клон», который родился из одноимённой эстрадной миниатюры. Сценаристом комедии стал известный в узких кругах Олег Солод, написавший лучшие номера для Яна Арлазорова, Ильи Олейникова, Евгения Петросяна и других мэтров российской юмористической эстрады. Поставил спектакль Борис Уваров.

На пути к признанию

В 1949 году Григорий Пономаренко ушел из ансамбля (к тому времени переименованному в ансамбль песни и пляски МВД СССР). Служил солистом-баянистом в Народном оркестре имени Осипова в Москве. В 1952 года возглавил Волжский народный хор в Куйбышеве (ныне Самара). В этот период Пономаренко написал песни «Ивушка», «Эх, Волга – речка», «Молодой агроном».

В 1959 – 1960 гг. Григорий Федорович совместно с поэтом Виктором Боковым создают программу для Оренбургского народного хора. Итогом их сотрудничества стали знаменитые песни «Ой, снег-снежок» и «Я назову тебя зоренькой». А написанная ими в тот же период песня «Оренбургский пуховый платок» стала не только всенародно любимой, но заняла место неофициального гимна Оренбургской области.

В 1963 – 1973 гг. Григорий Федорович руководит Народным хором Дворца культуры Волгоградского тракторного завода. В Волгограде Пономаренко начинает сотрудничество с поэтессой Маргаритой Агашиной, результатом которого стали хиты «А где мне взять такую песню» и «Подари мне платок».

Исполнение Людмилой Зыкиной на всесоюзном радио песни «Что было, то было» в 1964 году стало официальным признанием таланта композитора Пономаренко. А вошедшая в репертуар ансамбля «ОРЭРА» песня на стихи Г. Колесникова «Тополя» подарила композитору безусловную всенародную любовь.

Детство и юность

Григорий Пономаренко появился на свет в семье крестьянина Федора Пономаренко 2 февраля 1921 года (село Моровск, Украина).

Будущий знаменитый музыкант и композитор в 5-летнем возрасте обучился игре на баяне. С шести лет мальчик начал выступать на сельских праздниках. В восемь – освоил нотную грамоту, стал участником церковного хора.

Незаурядные способности юного баяниста оценил дядя Максим Пономаренко (музыкант, коллекционер народных инструментов, специалист по изготовлению баянов). Он предложил племяннику переехать в Запорожье для дальнейшего обучения. С 1933 года Гриша стал перенимать опыт у баяниста Александра Кинебасса.

В возрасте 14 лет композитор приступил к музыкальному оформлению спектаклей драмкружка клуба «Коммунар». 14-летнего Гришу приняли на работу в городской Дом пионеров. Позже Пономаренко устроился в качестве баяниста в ДК ДнепроГЭСа.

Талантливый подросток получил приглашение переехать в Киев. В столице Украины Григорий был зачислен в состав джазового оркестра в качестве аккордеониста.

В 1938 году юноша стал участником Ансамбля песни и пляски пограничных войск НКВД УССР. В это же время молодой человек поступил в Киевскую консерваторию.

Детские годы и юность

Родился в селе Моровск (ныне в Козелецком районе Черниговской области Украины) в крестьянской семье. С 5 лет учился играть на баяне у брата отца — Максима Терентьевича Пономаренко (гармонист, собиратель народных инструментов, мастер по изготовлению баянов). Самостоятельно одолел нотную грамоту. В 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.


Григорий Пономаренко

После переезда семьи в Запорожье дядя определил его в ученики к профессиональному баянисту Александру Кинебасу. В 12 лет писал музыкальное оформление к спектаклям драматического кружка клуба «Коммунар». В школьные годы был принят на работу баянистом в Дом пионеров, затем — в Дом культуры ДнепроГЭСа. В 1938 году — в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. Работая в Киеве, совмещал выступления с уроками по классу баяна у А. Ф. Магдика в Киевской консерватории. С 1941 по 1947 год — музыкант Ансамбля песни и пляски погранвойск НКВД СССР (позднее МВД СССР), с которым прошёл войну с первого до последнего дня, где написал свои первые песни. В 1947—1949 годах — в Ансамбле песни и пляски МВД СССР.

Жизнь и карьера

Родченко родился в Санкт-Петербург семье рабочего класса, переехавшей в Казань после смерти отца, в 1909 г. Он стал художником, не имея никакого отношения к миру искусства, черпая вдохновение из художественных журналов. В 1910 году Родченко начал учиться у Николай Фешин и Георгий Медведев на Казанская художественная школа, где он встретился Варвара Степанова, на которой он позже женился.

После 1914 года продолжил художественное образование в Строгановский институт в Москве, где он создал свои первые абстрактные рисунки под влиянием Супрематизм из Казимир Малевич, в 1915 году. В следующем году он участвовал в выставке «Магазин», организованной Владимир Татлин, который оказал еще одно формирующее влияние.

На творчество Родченко большое влияние оказали Кубизм и Футуризм, а также супрематическими композициями Малевича, в которых геометрические формы развернуты на белом фоне. В то время как Родченко был учеником Татлина, он также был его ассистентом, и интерес к фигуре, который характеризовал ранние работы Родченко, исчез, когда он экспериментировал с элементами дизайна. При создании своих картин он использовал циркуль и линейку с целью избавиться от выразительной манеры письма.

Родченко работал в Наркомпрос и он был одним из организаторов РАБИС. RABIS был основан в 1919–1920 годах.

Родченко назначен директором Музейного бюро и Фонда закупок. Большевик Правительство в 1920 г. отвечало за реорганизацию художественных школ и музеев. Он стал секретарем Московского союза художников, создал Отдел изящных искусств Народного комиссариата просвещения, помог основать Институт художественной культуры.

Преподавал с 1920 по 1930 годы в Высших художественно-технических мастерских (г.ВХУТЕМАС/ ВХУТЕИН), баухаузская организация с «неоднозначной карьерой». Расформирована в 1930 году.

В 1921 году он стал членом Продуктивист группа со Степановой и Алексей Ган, который выступал за включение искусства в повседневную жизнь. Он оставил живопись, чтобы сосредоточиться на графическом дизайне плакатов, книг и фильмов. На него глубоко повлияли идеи и практика режиссера. Дзига Вертов, с которой он интенсивно работал в 1922 году.

Впечатлен фотомонтажем немецкого ДадаистыРодченко начал свои собственные эксперименты со средой, впервые используя найденные изображения в 1923 году, а с 1924 года также снимая свои собственные фотографии. Его первый опубликованный фотомонтаж иллюстрировал Маяковскийстихотворение «Об этом» в 1923 году. В 1924 году Родченко выпустил, вероятно, самый известный из его плакатов, рекламу издательства «Ленгиз», иногда озаглавленную «Книги», в которой изображена молодая женщина со сложенной ладонью, кричащая «книги» по всем отраслям знания «(Книги по всем отраслям знаний), напечатанные модернистской типографикой.

С 1923 по 1928 год Родченко тесно сотрудничал с Маяковским (которого он сделал несколько портретов) над дизайном и макетом LEF и Новый ЛЕФ, публикации художников-конструктивистов. Многие из его фотографий появлялись или использовались в качестве обложек для этих и других журналов. Его изображения устраняли ненужные детали, подчеркивали динамическую диагональную композицию и были связаны с размещением и движением объектов в пространстве. В этот период они со Степановой расписывали известные панно Здание Моссельпрома в Москве. Их дочь, Варвара Родченко, родился в 1925 году.

На протяжении 1920-х годов творчество Родченко было очень абстрактным. Родченко вошел в Октябрьская группа художников в 1928 году, но был исключен через три года по обвинению в «формализм», обвинение впервые появилось на страницах Советское Фото в 1928 г. В 1930-е годы с изменением партийных руководящих принципов, регулирующих художественную практику, в пользу Социалистический реализм, он сосредоточился на спортивной фотографии и изображениях парадов и других хореографических движений. Он вернулся к живописи в конце 1930-х годов, перестал фотографировать в 1942 году и создал абстрактные экспрессионистские работы в 1940-х годах. В эти годы он продолжал организовывать фотовыставки для правительства. Он умер в Москве в 1956 году.

Родченко и Степанова, 1920-е с обложками Кино-Фот на заднем фоне

Детство и юность

Григорий Пономаренко появился на свет в семье крестьянина Федора Пономаренко 2 февраля 1921 года (село Моровск, Украина).

Будущий знаменитый музыкант и композитор в 5-летнем возрасте обучился игре на баяне. С шести лет мальчик начал выступать на сельских праздниках. В восемь – освоил нотную грамоту, стал участником церковного хора.

Незаурядные способности юного баяниста оценил дядя Максим Пономаренко (музыкант, коллекционер народных инструментов, специалист по изготовлению баянов). Он предложил племяннику переехать в Запорожье для дальнейшего обучения. С 1933 года Гриша стал перенимать опыт у баяниста Александра Кинебасса.

В возрасте 14 лет композитор приступил к музыкальному оформлению спектаклей драмкружка клуба «Коммунар». 14-летнего Гришу приняли на работу в городской Дом пионеров. Позже Пономаренко устроился в качестве баяниста в ДК ДнепроГЭСа.

Талантливый подросток получил приглашение переехать в Киев. В столице Украины Григорий был зачислен в состав джазового оркестра в качестве аккордеониста.

В юности

В 1938 году юноша стал участником Ансамбля песни и пляски пограничных войск НКВД УССР. В это же время молодой человек поступил в Киевскую консерваторию.

Краткая биография

  1. 1941-1947 гг. Уходит на фронт в составе Ансамбля песни и пляски пограничных войск СССР. Пишет первые песенные композиции. Получает приглашение на работу в группу войск Советского Союза в Германии. Начинает цикл военных песен.
  2. 1943 г. Становится лидером, солистом, баянистом Ансамбля Министерства внутренних дел СССР.
  3. 1947-1949 гг. Зачисляется в штат Ансамбля песни и пляски МВД СССР.
  4. 1950-1952 гг. Является ведущим музыкантом Государственного русского народного оркестра народных инструментов имени Н. П. Осипова. Знакомится с хормейстером П. М. Милославовым. Получает приглашение возглавить Волжский русский народный хор.
  5. 1952-1962 гг. Управляет Волжским государственным русским народным хором. Становится автором песен, которые приносят ему известность: «Ивушка», «Тополя», «Нарьян-Мар».
  6. 1957 г. Становится автором музыки к спектаклю «Марюта ищет жениха».
  7. 1959 г. Пишет песню «Оренбургский платок» (впоследствии неофициальный гимн Оренбургской области).
  8. 02.1960 г. Композитору присваивается звание «Заслуженного артиста РСФСР».
  9. 1961 г. Издает первый сборник произведений, в который вошли больше шестидесяти песен.
  10. 1963 г. Переезжает в Волгоград. Совместная работа с поэтом Маргаритой Агашиной приводит к созданию песен «Что было, то было», «Растет в Волгограде березка», «А где мне взять такую песню», которые приносят Пономаренко мировую известность.
  11. 1963-1973 гг. Является руководителем народного хора ДК Волгоградского тракторного завода.
  12. 1971 г. Вступает в Союз композиторов. Пишет музыку к кинолентам студии «Мосфильм» («Мачеха», «Девичьи перепевы», «Безотцовщина»).
  13. 1973 г. Получает приглашение администрации Краснодарского края, переезжает на Кубань. Композитор связывает творческую карьеру с Кубанскими краями более чем на двадцать лет. Пишет цикл песен о Кубани. Работает над песенным материалом на стихи Александра Блока («Благословляю всё, что было», «Россия. Опять, как в годы золотые»), Сергея Есенина («Я покинул родимый дом», «Не жалею, не зову, не плачу», «Дай, Джим, на счастье лапу мне»).
  14. 1978 г. Работает над музыкальным материалом для спектакля «Ураган» Московского академического Малого театра.
  15. 06.1985 г. За заслуги в развитии музыкальной культуры Советского Союза Григорию Пономаренко присуждается звание «Народного артиста РСФСР».
  16. 1985 г. Награждается орденом Отечественной войны второй степени.
  17. 10.88 г. Становится Почетным гражданином Краснодара.
  18. 1989 г. Создает ораторию «Всенощное бдение». Произведение исполняется церковными хорами Москвы, Санкт-Петербурга, получает высшую оценку духовенства.
  19. 08.1990 г. Удостаивается звания «Народного артиста СССР» за выдающиеся достижения в развитии искусства СССР и активную общественную деятельность.
  20. 1994 г. Становится Почетным членом Краснодарского института искусств и культуры.
  21. 1995 г. Награждается премией имени К. В. Россинского. Композитору присуждается звание «Почетного гражданина Нарьян-Мара».
  22. 7 января 1996 г. Трагически погибает в автокатастрофе под Краснодаром. Похоронен на Славянском кладбище столицы Кубани.

Объекты пародий братьев Пономаренко

Братья Пономаренко считают, что для того, чтобы пародия стала удачной, нужно к каждой из них подходить подготовленным – серьёзно исследовать человека, попытаться понять, какой он из себя глубоко внутри. 

К примеру, пародию Максима Галкина на Владимира Вольфовича Жириновского братья считают самой худшей на эстраде:

За свою долгую творческую карьеру Александр и Валерий Пономаренко успели показать пародии на десятки звёзд российской и иностранной эстрады, а также на некоторых политиков и спортсменов. 

Лучшие пародийные номера и миниатюры братьев Пономаренко:

  • Лавров и Керри;
  • Дед и подросток;
  • Кто хочет стать милиционером;
  • Квартирный ответ;
  • Футбол с сурдопереводом;
  • «Новый русский» на «Поле чудес»;
  • Интервью с Джорджем Бушем;
  • Тинейджеры из будущего;
  • Кулинарно-гастрономические куплеты;
  • Пародия на Верку Сердючку и Леонида Якубовича;
  • Дед на «Поле чудес».

Дальнейшая карьера и развитие личности

Через некоторое время Родченко начинает читать лекции на деревообделочном, а также на металлообрабатывающем факультете московского учебного заведения Вхутемаса-Вхутеина. На протяжении целых десяти лет он работает профессором и учит молодых людей проектировать и создавать многофункциональные предметы , которые пригодятся людям как в повседневной жизни, так и в масштабных целях.

Он показывал, как придать любому изготовленному объекту свою уникальную и оригинальную выразительную форму, так же, как обычной вещи придать трансформирующуюся функцию. Во время всей преподавательской деятельности Александр Родченко трудился в Институте художественной культуры на должности председателя комиссии.

В период с 1923 по 1930 год Александр был участником групп «Леф» и «Реф», по совместительству работал художником двух популярных журналов: одноименный «Леф» и некий «Новый Леф».

Активно участвовал в «Объединении современных архитекторов», а в 1925 году был отправлен в командировку в Париж, чтобы профессионально оформить советский раздел «Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств». Там же фотограф осуществил свой первый проект по интерьеру «Рабочий клуб».

В том же году Александр получил серебряную медаль на парижской выставке за лучшие рекламные плакаты, именно ему принадлежит авторство знаменитых панно на том самом Доме Моссельпрома в Калашном переулке города Москвы.

С 1924 года Александр Родченко начал профессионально изучать фотоискусство, наиболее известные его работы того времени – это «Портрет матери» и портреты коллег из ЛЕФа, а также изображения на снимках знаменитых художников и архитекторов.

Спустя 2 года он публикует первые собственные ракурсные кадры различных зданий в журнале «Советское кино». Свои работы с фотосессий он демонстрировал таким образом, что они становились настоящей пропагандой абсолютно нового документального взгляда на наш мир. А еще Александр всегда отстаивал позицию о необходимости изучения и применения абсолютно всех точек зрения в фотосъемке.

1928 году Родченко участвовал в выставке под названием «Советская фотография за 10 лет». Его широкая популярность и мировая известность возникли из-за его постоянных экспериментов с ракурсами во время очередной фотосессии . Через год он поставил спектакль на основе пьесы А. Г. Глебова «Инга» в известном Московском театре Революции.

В начале тридцатых годов Александр Родченко трудился фотокорреспондентом в газете под названием «Вечерняя Москва», а также не оставил без внимания популярные журналы советского времени: «Радиослушатель», «Огонек» и многие другие. Активно интересовался и развивался в индустрии кинематографа, репортажной съемки , а еще был талантливым изобретателем оригинальной мебели, необычных костюмов и оригинальных декораций.

В 1930 году, когда Родченко было почти 40 лет, он стал одним из создателей фотогруппы под названием «Октябрь», куда вошли талантливые и профессиональные фотографы , которые разделяли принципы новаторской фотосъемки. Через год в Доме печати Александр опубликовал несколько спорных фотографий под названиями «Пионерка» и «Пионер-трубач».

А в 1931 году здесь же он продемонстрировал свои лучшие динамичные фото «Лесопильный завод Вахтан», которые вызвали бурю неутихающей долгое время критики и обвинений в формализме, поскольку фотографии не соответствовали задачам пролетарской этики.

Проработав в собственной фотогруппе около двух лет, фотограф решил покинуть это место и начать развивать в себе фотокорреспондента, устроившись в популярное издательство «Изогиз». Через год начал работать одним из главных художников-оформителей журнала под наименованием «СССР на стройке».

Вместе со своей очаровательной женой Варварой он трудился над фотоальбомами «10 лет Узбекистана», «Советская авиация» и многими другими.

Вывод

Григорий Пономаренко – известный в нашей стране и за ее пределами советский и российский композитор, музыкант, общественный деятель. Автор большого количества композиций, которые до сих пор на слуху у большинства жителей России.

Песни Пономаренко исполняли знаменитые артисты советского периода и нашего времени: Гелена Великанова, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Ольга Воронец, Валентина Толкунова, Нани Брегвадзе, Тамара Гвердцетели, Надежда Бабкина, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Олег Газманов, Филипп Киркоров.

Композитор Григорий Пономаренко

На счету композитора более тридцати пластинок и сборников песен, изданных в Советском Союзе, России, Японии, Финляндии, Германии, Великобритании.

Григорий Пономаренко – автор более 970 произведений: песен, оперетт, духовной музыки, пьес и концертов для оркестра народных инструментов, музыки к театральным спектаклям и кинофильмам.

Киностудия «Мосфильм» сняла документальный фильм о творческом пути выдающегося композитора. Имя нашего знаменитого соотечественника внесено в «Мировую музыкальную энциклопедию».

В начале февраля в нашей стране прошел ряд праздничных мероприятий, приуроченных к 100-летию Григория Федоровича Пономаренко. Телеканал «Россия-Культура» показал Юбилейный концерт «Я лечу над Россией».

Общий вывод

Произведения Дмитрия Васильевича несут особое значение для русской литературы. Сегодня они могут рассказать читателям о многих аспектах жизни того времени. Кроме того, Григорович является уникальным писателем – он был одним из немногих, кто мог изображать трогательность быта с легким юмором. Сегодня литературоведы говорят о том, что Дмитрий Григорович – это русский Чарльз Диккенс.

Трогательные и одновременно ироничные произведения писателя уже не пользуются сегодня такой известностью, однако для тех, кто хочет понять историю Российского государства, произведения Дмитрия Васильевича имеют немаловажное значение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: