Назаренко, татьяна григорьевна

Успешный художник

Татьяне Назаренко повезло состояться как художнице в 70-е годы. Ее картины выставлялись в Отечестве, висели в Третьяковской галерее, Русском музее. Хотя потом они годами хранились в запасниках или мастерской, порой снимались с выставок, но эти сложности только закаляли ее.

Потом она преподавала, успешно выставлялась на Родине и за рубежом, ее работы попали в частные коллекции и коллекции Третьяковской галереи и Русского музея России, Национальных музеев «Женщины в искусстве» Вашингтона, Музея современного искусства Будапешта и музеев других стран.

Художница Татьяна Назаренко

Среди наиболее известных полотен художницы «Казнь народовольцев», «Автопортрет» (1984-1986), «Домашний концерт» (1986), «Счастливая старость» (1988), «Обломки» (1990), «Время» и «Памятник истории» (обе – 1992), «Заклинание» (1995). Сегодня она в числе самых популярных современных художников, родившихся России.

Татьяна Назаренко. Коллекция человеческих историй.

Открыть доступ

До 10.12.2012 в Галерее Вересов.

Есть подлинные мастера искусства, которые всегда с тобой на протяжении всей жизни. Они искренне любимы, их творчество принимаешь целиком и полностью. Таким художником для меня является Татьяна Назаренко.

Стараюсь посещать все её выставки, следить за изменениями в творческой манере и новыми открытиями. Мы видели смелые эксперименты Татьяны Назаренко с формами и материалами в проекте «Переход». Затем в её картины ворвалась тема венецианского карнавала. Были и поиски новой себя в абстрактном и концептуальном искусстве.

Что нового в творчестве Татьяны Назаренко открывает для нас настоящая выставка? Сначала кажется, что нас ждет продолжение старых, известных тем. Легкий и слегка печальный юмор, узнаваемые образы, традиционные сюжеты — гуляния, празднества, душевные разговоры, тайны масок.

Но постепенно чувствуешь нарастающие изменения — живопись становится жестче, ощущаешь всё более усиливающуюся резкость цветовых плоскостей и драматизм сюжетов. Таких трагических образов, как на полотнах «Юдифь и Олоферн» и «Лот и дочери», я в творчестве Татьяны Назаренко не помню. Эти картины как открытое сердце большого человека и мастера.

Подтверждение нарастающего драматизма в живописи художницы я нашел в словах самой Татьяны Назаренко в аннотации к выставке: «Я все время варьирую одну и ту же тему — тему одиночества. Одиночество представляется мне одной из самых значительных драм человека. В разных работах — в больших исторических полотнах, в портретах или жанровых картинах — эта тема многое определяет в моих холстах. Я думаю над тем, как страшно одиночество, как оно тяжело и как неизбежно подстерегает человека в разных ситуациях жизни».

Этот текст, прежде всего, признание любви любимому художнику, признательность за всё творчество и пожелание новых выставок и встреч с искусством Татьяны Назаренко!

Татьяна Назаренко «Старые пластинки» 2007 Татьяна Назаренко «Строительство дачи» 2008 Татьяна Назаренко «Деревенские радости» 2008 Татьяна Назаренко «Проводы зимы» 2008 Татьяна Назаренко «Лилии и две маски» 2009 Татьяна Назаренко «Закуска» 2005 Татьяна Назаренко «Купальщицы на озере» 2008 Татьяна Назаренко «Большая компания (из четырех частей)» 2012 Части 1, 2, 3 Татьяна Назаренко «Первая часть большой компании» 2012 Татьяна Назаренко «Вторая часть большой компании» 2012 Татьяна Назаренко «Третья часть большой компании» 2012 Татьяна Назаренко «Четвертая часть большой компании» 2012 Татьяна Назаренко «Две женщины за столом. Левая часть» 2011 Татьяна Назаренко «Две женщины за столом. Правая часть» 2011 Татьяна Назаренко «Венецианский карнавал (Женщина без маски)» 2007 Татьяна Назаренко «Венецианский карнавал (Маски в кафе)» 2007 Татьяна Назаренко «Дамская компания» 2007 Татьяна Назаренко «Мужская компания» 2007 Татьяна Назаренко «Юдифь и Олоферн» 2012 Татьяна Назаренко «Вечер» 2011 Татьяна Назаренко «Пробуждение» 2011 Татьяна Назаренко «Вожделение. Лот и дочери (из двух частей)» 2012 Татьяна Назаренко «Новое свежее чувство» 2012 Татьяна Назаренко «Маска» 2010 Татьяна Назаренко «Вечер у бассейна» 2008 Татьяна Назаренко «Мужчины с масками» 2008 Татьяна Назаренко «Венецианский карнавал (Две маски)» 2008 Татьяна Назаренко «Один день жаркого лета» 2012 Татьяна Назаренко «Один день жаркого лета» 2012 Татьяна Назаренко «Ночь тиха» 2012 Татьяна Назаренко «Вещи» 2011 Татьяна Назаренко «Сон» 2011

Информация (на 10.11.2012):

Галерея Вересов

Адрес: Ленинградский проспект, дом 14, строение 2 (ближайшая станция метро «Белорусская»)

Время работы: с понедельника по воскресенье с 12:00 до 20:00

Стоимость билетов – 150 рублей

Каталог специально к выставке не издавался, но можно приобрести издания к предыдущим выставкам и альбомы, посвященные творчеству Татьяны Назаренко. Стоимость – от 1000 рублей.

Личная жизнь

В первый раз Татьяна влюбилась в однокурсника, но чувство не было взаимным. Переживая, она даже подумывала о самоубийстве, но остановила привязанность к бабушке.

Впервые девушка вышла замуж сразу после института. В 1971 году родился сын Николай. Но мужу Василию не нравилось, что она уходила писать картину, а не сосредоточилась целиком на воспитании ребенка. Поэтому вскоре брак рухнул, и первенца помогала воспитывать бабушка.

Вторым супругом на 20 лет стал Александр Анатольевич Жигулин, директор картин на студии им. Горького. В 1987 году у них родился сын Александр, но со временем они перестали жить вместе.

С третьим супругом, голландцем Бертом, председателем правления банка, Назаренко посетила Малайзию, Сингапур и другие страны. После потери работы любимый ушел к другой женщине.

С Игорем, сыном экс-подводника и художника Алексея Новикова, женщина была знакома с юности, но практически не общалась. Он тоже художник, с 1990 года проживал в Швейцарии. Однажды приехал в Москву, где случайно оказался в общей компании с Назаренко. Разговорившись, прониклись взаимной симпатией. Потом встретились в Италии, куда художница ездила кататься на лыжах, и отправились в совместное путешествие по Флоренции и другим городам.

В 2012 году поженились и большую часть времени женщина стала проводить с мужем за границей. Игорь взял деловую часть участия в выставках жены на себя, при этом сам продолжает работать и выставляться. С ним впервые она познала счастье что-то делать вместе.

Игорь Новиков и Татьяна Назаренко

Тенденции развития искусства России 70-х годов XX века

Обращаясь к исследованию художественной культуры России 1970-х годов, за которыми в предыдущее десятилетие хотя и укрепился ярлык «застоя», стоит определить само понимание «семидесятых», как общепринятое понятие периода гражданской истории начиная с 1964 года (окончание «хрущевской оттепели») -1968 года (ввод советских войск в Чехословакию, ужесточение идеологического контроля) и заканчивая 1985 годом (началом «перестройки»). Не следует игнорировать и тот факт, что рассматриваемый период времени был неоднозначен в своем развитии, а литература, посвященная вопросам формирования искусства семидесятых крайне разнообразна. Поэтому в данной диссертационной работе будут рассмотрены материалы художественной критики, исходя из особенностей развития творчества Татьяны Назаренко, которые во многом оказались ключевыми для всего изобразительного искусства исследуемого периода.

Атмосфера, в которой происходило формирование художественного сознания «семидесятников», была необыкновенно интересной. Период от XX до XXII съездов партии стал временем, когда преобразования в стране стали особенно ощутимы. Появилась потребность поиска советской культуры своих прототипов. Началась пора мемуаров. Среди мемуарных томов, вышедших в свет в 60-х годах, оказались такие, как «Жили-были» Шкловского, «Повесть о жизни» Паустовского, «Трава забвения» Катаева. Благодаря развитию мемуарного жанра, советской культуре были возвращены давно забытые имена М. Волошина, М. Цветаевой, О. Мандельштама, А. Белого, В. Мейерхольда и многие другие, которые вошли в сознание общества именно в этот период. Изменения коснулись всех областей жизни страны и с особенной силой повлияли на дальнейший ход развития отечественной культуры. К этому же времени можно отнести начавшийся в стране процесс национальной самоидентификации. Художники, словно заново открывали свою культуру, и эта тенденция в искусстве, нового для государства времени, впоследствии оказалась формообразующими для творчества так называемых «семидесятников», к числу которых относится Татьяны Назаренко. «Суровый стиль», как один из основных в искусстве конца 50-х начала 60-х годов, обладал в глазах молодых художников высоким нравственным авторитетом. Идея синтеза, открытая «шестидесятниками» и собравшая в единую систему не только разнородные элементы, но и целые виды -архитектуру, скульптуру, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, побуждала художников нового поколения к другой, особенной системе мировидения, к художественному конструированию, к созданию новых комбинаций, к многоязычью. Поэтому они уже в самом начале своего творчества начинают полемизировать со многими традициями и принципами «сурового стиля». В пластической манере «шестидесятников» и «семидесятников» достаточно отчетливо видны различия, но во внутреннем содержании их работы, особенно в начале, остаются схожими и «связаны глубинными связями преемственности».(1)

Ко второй половине 60-х годов произошел довольно ощутимый поворот в развитии живописи: — в работах художников нового поколения изменился герой. Вместо «героя с открытой грудью»(1), характерного для искусства 60-х годов, появился новый тип — «герой — интеллектуал», представляющий многообразие мира, организованного уже по иным законам. Художественное пространство в работах молодых художников, словно «пропитывается» восприятием этого героя, который, по — сравнению «шестидесятыми», отличается широкой эрудицией и склонностью к размышлениям. За прошедшие три десятилетия, /критика по — разному определяла происходящие изменения в искусстве семидесятых годов и достигала многообразия мнений, анализируя процесс художественных поисков нового поколения творцов. Поэтому изучение критической литературы позволит нам выделить актуальные проблемы развития искусства поколения «семидесятников».

Уже в самом начале 70-х годов отечественным искусствоведением был отмечен ряд характерных черт, отличающих искусство нового поколения советских художников, а так же сделана попытка наметить их типологию. А.Дехтярь определяет признаки нового в искусстве 70-х годов, как изменение мироощущения художников по сравнению с искусством предшествующего периода.

Становление в период «оттепели»

Татьяна Назаренко и художники её поколения формировались и взрослели в замечательное время «оттепели», в незабываемую пору надежд, когда культура в целом встрепенулась и оживилась. Знакомство с современным западным искусством в начале 1960-х ошеломило молодую художницу – столица увидела работы Пикассо, Леже, других американских и европейских художников. Тысячи людей, с ночи занимавших очереди, осаждали выставочные залы. Как наиболее яркую Татьяна запомнила выставку «30 лет МОСХа», которая прошла в Манеже в 1962 году. На ней были представлены потрясающие работы советских художников. О существовании подобного, о самой возможности так творить молодёжь и не подозревала. Молодые умы взорвало такое советское искусство. В то время Татьяна, начинающая художница, и не подозревала, что впереди её ждёт продолжение борьбы «шестидесятников» за перерождение и оживление советского искусства.

Настоящая «семидесятница»

По окончании учёбы Назаренко влилась в творческую жизнь страны, в 1969 году стала членом Союза художников СССР. Она выставлялась на официальных выставках и была признана официальным художником, её часто снимали для телевидения и прессы и премировали. Но всё это было пропуском в более или менее свободную жизнь – Назаренко всегда осознавала, что она пишет для выставок, а что для себя, не надеясь показать. Первая выставка, о которой заговорили, прошла в 1975-м, но предварительная комиссия сняла три работы из представленных пяти. До первой персональной выставки оставалось ещё долго, она состоялась в 1989 году. Но власть в целом и обстановка в стране напрягали – Татьяна читала запрещённую литературу, встречалась с людьми, с которыми нельзя было дружить – так противостояла власти, ограничивающей свободу. Эпоха принудила применять в работах иносказание: в стране шаги к свободе были, но многое оставалось закрытым. В те годы она обожала компании, бардовскую песню – гитара тогда была обязательным атрибутом жизни. «Московский вечер» (1978) – тёплое отражение эпохи, душевные посиделки.

Детство и юность

Татьяна Назаренко родилась в столице СССР 24 июня 1944 года. Отец, Григорий Николаевич, был кадровым военным. Мать, Абрамова Нина Николаевна, по образованию была врачом, но делила с мужем его мытарства. После войны отца направили на Дальний Восток, и родители решили, что Таню лучше оставить учиться в Москве с бабушкой по матери Анной Семеновной, поскольку много детей умирало в тех краях. Супруг бабушки, Николай Николаевич, погиб в результате репрессий, и женщина одна вырастила двух дочерей, обе получили высшее образование. На полноценное образование она настроила и внучку.

Поскольку учительница начальных классов не умела рисовать, то рисование преподавал ее зять-художник, который и заметил талант девочки к рисованию. Он посоветовал родителям отдать ее в художественную школу. Повлияли на ее способности красивые здания на Плющихе и интерьер расположенного там дома, где она проживала. Здание начала ХХ века с широкими лестницами, кессонными потолками, шикарными витражами не только восхищало чуткую девочку, но и будило художественное воображение. 11-летней школьница поступила в художественную школу при институте им. В. Сурикова, где подружилась с Натальей Нестеровой и другими девочками, выросшими в интересных художниц. Параллельно занималась в музыкальной школе и мечтала стать певицей, но сказали, что ее красивый голос долго не продержится.

Татьяна Назаренко в молодости

Институт

В период 1962-1968 гг. Татьяна Назаренко училась в Художественном институте имени Сурикова. С первых лет осознала, что иметь своё видение искусства и защищать его будет трудно. Иногда приходилось отступать от собственных убеждений. К примеру, при подготовке дипломной работы руководитель мастерской Грицай А.М. вмешался в замысел Татьяны, и та под давлением изменила собственное цветовое решение работы. Впоследствии художница сожалела, что в результате следования советам наставника картина получилась не совсем её.

Другим педагогом курса Татьяны был Жилинский Д.Д., с помощью которого студенты открывали для себя благоговейное Возрождение. Это зажгло в ней любовь к Босху, Брейгелю, Учелло, Мазаччо, работы которых навсегда стали для неё вершиной искусства.

Исторические картины

Церковь Вознесения на улице Неждановой 1988 г.

Почти с первых шагов Татьяна Назаренко прикасается к историческому жанру, которому в искусстве соцреализма отводилось ведущее место. Но в противовес традиционным полотнам историческая картина Назаренко – это размышление о прошлом, диалог со зрителем об истории и связи с днём сегодняшним. Об этом «Казнь народовольцев» (1969-1972), написанная в мастерских Академии художеств и выставленная на молодёжной выставке, «Декабристы» (1978), диптих «Пугачёв» (1980), который трижды снимали с выставок. Назаренко всегда будут волновать глубинные причины важных исторических событий, их последствия и память поколений.

Детство


Московский вечер 1978 г.

Родилась 24 июня 1944 года в Москве в семье кадрового офицера. По долгу службы отец Татьяны переезжал из города в город, мать, врач по профессии, сопровождала его. Поэтому родители решили, что для дочери будет лучше, если она будет жить у своей бабушки в Москве. Жизнь в старинном доме в центре города, на Плющихе, с роскошными витражами, львами и широкими лестницами, способствовала художественному воспитанию девочки – восхищение и чуткое отношение к красоте впитывались с самого детства. Она была любимицей заботливой бабушки, которая на всю жизнь станет для Татьяны главным человеком, с детства нацелившим на полноценное образование. Сначала музыкальная школа, с 11 лет – художественная при Суриковском институте.

Творчество[ | код]

После окончания Татьяной Назареко МГХИ имени В. И. Сурикова, появилась новая задача: поступить в Союз художников, устроить мастерскую. В это же время поступали заказы из «Комбината».

Первая выставка состоялась в 1966 году. В 1969 году прошла выставка на Кузнецком мосту, которая была закрыта из-за несовпадения со взглядами официальной идеологии. Данную выставку даже не успели открыть:

Инсталляция «Переход», экспонирующаяся первый раз в ЦДХ в 1995—1996 годах, имела большой успех и позднее выставлялась в Германии, Америке, Австрии. Первая инсталляция состояла из 120 объектов, вырезанных из фанеры, раскрашенных и по размеру соотносимых с человеческим ростом. Данные фигуры, по замыслу, воссоздают обитателей московского перехода 90-х годов. Также в задачу входило показать действительность и время, окружавшее Татьяну Назаренко.
На персональной выставке «Диалог со временем» проходившей с 19 апреля 2019 года в Российской академии художеств, было представлено более 40 живописных произведений, тридцати графических листов, инсталляция и несколько арт-объектов, выполненных автором с 90-х годов по настоящее время. Среди них такие картины, как «Мастерская на Масловке», «Памятник истории», «Саломея», «Лот и дочери», «Игра», «Венецианский карнавал», «Любовники в синей спальне», работы из знаменитой серии «Семейный альбом» и графической серии «Люди звери». Выставленные произведения создают «панораму» работ, созданных за последние тридцать лет. «Выставочный проект „Диалог со временем“ осваивает иной взгляд на проблематику времени в творчестве Татьяны Назаренко.

В 2012 году состоялась выставка „Русские амазонки“ в галерее Alexandre Gertsman Contemporary Art, в Нью-Йорке. Среди участников — как признанные художники Наталья Нестерова, Татьяна Назаренко, Римма Герловина, Мария Эльконина, так и представительницы нового поколения, живущие в России и США. Татьяна Назаренко привезла на выставку инсталляцию из крашеных „обманок“ из фанеры, посвященную времени перестройки.

После этой выставки критики назвали ее абсурдным реалистом.
Тема города и город, как герой произведений, наиболее часто появляются в творчестве Т. Назаренко. По воспоминаниям художницы, среда с детства содействовала любви к данной тематике.

О подходе к своему творчеству Татьяна Назаренко говорит следующее:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: