Герасимов, сергей васильевич

Живопись

В начале творческого пути Герасимов тяготел к импрессионизму и только к 40 годам нашел себя в соцреализме, прославившись картинами, посвященными советской истории, — «Гимн Октябрю», «Есть метро!» и серией портретов Иосифа Сталина и Климента Ворошилова.

Помимо этого, известны и его работы, наполненные любовью к природе и родному краю, — «Баня», «Гроза» и «После дождя» («Мокрая терраса»). Процесс создания последней подробно рассказала сестра художника:

Александр Герасимов был весьма противоречивой натурой. С легкостью он мог пожертвовать колоссальную сумму в Фонд обороны во время Великой Отечественной войны и также без труда извести злейшего врага еще со времен студенчества Роберта Фалька, не простив пощечину за собственную антисемитскую выходку.

Впрочем, в дальнейшем Герасимов и сам пострадал от политики: любимцу Сталина при правлении Никиты Хрущева приходилось несладко — его освободили от занимаемых постов, а полотна изъяли из музейных собраний.

Биография

Родился 14 (26) сентября 1885 года в Можайске Московской губернии (ныне Московская область) в крестьянской семье.

В 1901—1907 годах занимался в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, в 1907—1912 — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова), где его наставниками были С. В. Иванов и К. А. Коровин.

Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в Москве и Можайске, где в 1915 году построил себе дом-мастерскую.

Представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин. В ранней живописи художника («Фронтовик», 1926, Третьяковская галерея (ГТГ)) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). В «Клятве сибирских партизан» (1933, Русский музей) осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала «Мать партизана» (1943—1950, ГТГ). Сквозь всё творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед — прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926 году. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия «Можайские пейзажи», 1954, ГТГ; и др.) живописный импрессионизм художника выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине. Иллюстрировал произведения М. Горького, Н. А. Некрасова и других авторов.

Проявил себя как опытный педагог. Ещё с 1912 года преподавал в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, а затем во ВХУТЕМАСе‎ — Высших художественно-технических мастерских, и других институтах. В 1943—1948 годах — директор МГХИ им. В. И. Сурикова. Профессор

Умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 году был уволен с поста директора МГХИ имени В. И. Сурикова). В 1950—1964 годах занимал также пост директора Московского высшего художественно-промышленного училища (ныне Московская художественно-промышленная академия имени С

Г. Строганова).

В 1958—1964 годах — первый секретарь Правления Союза художников СССР.

Член ВКП(б) с 1943 года.[источник не указан 208 дней]

Почтовая марка СССР. 1967 г. 50 героических лет. С. В. Герасимов. Колхозный праздник.

Могила С. В. Герасимова на Новодевичьем кладбище

Умер 20 апреля 1964 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

↑ Биография Александра Герасимова

Александр Герасимов родился 19 июля 1881 года в семье купца в городе Козлове (Мичуринск) Тамбовской области. Также как многие знаменитые художники начала XX века обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Однако после его окончания не получил широкого признания.

Ярким подтверждением этого является его призыв в армию в 1915 году. Служа в санитарной части на Юго-Западном фронте, он не принимает участие в боевых действиях, и через 2 года возвращается домой, в родной Козлов. Там он и остается до 1925 года. Однако потом едет в Москву, где вступает в Ассоциацию художников революционной России.

В следующие годы основными его занятиями остаются рисование и педагогика. При этом следует отметить, что Герасимов быстро становится последовательным приверженцем советский идеологии. В своих статьях и заметках он часто критикует западных коллег, обвиняя их в пропаганде расовой ненависти и пособничестве империализму.

Также художник утверждал, что их работы не имеют ничего общего с искусством в целом. Спустя 9 лет в 1934 году он отправляет в рабочее путешествие по Европе. С 1939 года работает председателем организационного комитета Союза художников СССР. В 1943 году получает звание народного художника СССР. В том же году вносит свою лепту в победу над немецким нацизмом, отдав большую часть сбережений в Фонд обороны (около 50 000 тысяч рублей – колоссальная сумма).

А.Герасимов. картина Выступление Сталина фото

В 1947 году в СССР начинает работу Академия художеств. Герасимов сразу становиться членов академии, а вскоре ее президентом. С приходом к власти Хрущего, его начинают смещать с должностей, и к концу 1954 года он уже не играет большой роли в художественном сфере. В 1963 году 23 июля Герасимов Александр Михайлович скончался.

След и память

Александр Михайлович Герасимов был талантливым и многогранным художником. В юности он увлекался импрессионизмом, затем стал одним из создателей и главных представителей стиля соцреализм.

Современникам живописец запомнился, прежде всего, как любимый «придворный» художник И. В. Сталина.

Герасимов написал множество портретов вождя, на которых создал его «канонический облик». Из-под его кисти вышло также огромное количество портретов членов партийной элиты и картин, посвящённых важным партийным событиям.

Картина со Сталиным

Художник писал и другие картины: натюрморты с пышными букетами цветов, пейзажи, портреты жены, дочери, творческих личностей, жанровые бытовые картины и пр.

Александра Михайловича многие недолюбливали, обвиняя в карьеризме и лакействе. Но он жил в непростое время, был одарённым самобытным живописцем и страстным патриотом. В своих картинах Герасимов сумел отразить дух своей эпохи, за что они и ценятся спустя десятилетия.

Женский портрет

Во время обучения в московском училище автор написал ряд интересных работ, в которых уже тогда сказался его незаурядный талант живописца. В 1912 году он создал портрет известного переводчика и театрального историка Надежды Гиляровской. Картина наполнена ярким солнечным светом, ее краски насыщенные и яркие. В центре полотна находится фигура молодой красивой женщины в простом летнем домашнем платье. Перед ней – стол с огромным букетом цветов, который придает картине праздничный дух. На заднем фоне изображен великолепный сад. Эта картина получилась очень жизнерадостной, она проникнута любовью к природе.

Константин Юон

Константин Юон (1875-1958) был московским художником и дизайнером, известным своими пейзажными работами. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем в мастерской Серова. После получения образования Юон провел несколько лет, путешествуя по Европе, восхищенный художественными стилями и творениями, которые он видел. Он был особенно поражен импрессионистами, их исследованием света и цвета. Считается, что он включил эти подходы и стили в свои собственные пейзажные работы. Тем не менее, его более поздние работы показывают более социальный, реалистический стиль, в его работах появляются крестьяне и сельские деятели.

Константин Юон. Комсомолки. Подмосковный молодняк, 1926

Сергей Васильевич Герасимов

Для картин московского художника Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964) характерно слияние русского и европейских модернистских стилей. Ранние работы Герасимова, ученика Константина Коровина, были в основном акварельными, их хвалили за техническую виртуозность. Выпускник ВХУТЕМАСа в 1920-х и 1930-х годах, он создавал плакаты и другие работы для советского правительства. Несмотря это, он был известен как либеральный мыслитель. Он также был членом групп Маковца и директором Союза художников России; однако с этого поста смещен Александром Герасимовым и восстановлен в должности директора после смерти Сталина.

Сергей Васильевич Герасимов. Мать Партизана, 1943, Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Владимир Татлин

Возможно, один из самых известных советских архитекторов начала 20-го века, Владимир Татлин (1885-1953) был яркой фигурой русского авангарда. Связанный с модернистским и конструктивистским движением, на карте истории искусств он оказался благодаря его знаменитому дизайну «Памятника Третьему Интернационалу» (1919): несмотря на то,что проект не был осуществлен, он стал символом русского модернизма и передового дизайна. Под влиянием кубистских коллажей Пикассо и русского футуризма Татлин создал свой собственный творческий язык, переведя его в творческие работы из стекла, металла и дерева. Рисование его не очень интересовало. Искусство должно иметь более практическую цель и должно представлять идеальные ценности.

Личная жизнь

В галерее Герасимова немало живописных подтверждений его счастливой семейной жизни. Он очень любил старшую сестру, которую называл Саней, жену Лидию Николаевну, единственную дочь Галину. Их портреты излучают теплоту и свет. Пышные цветочные букеты, игра солнечных лучей на многих полотнах мастера также говорят о восторженности и душевной чуткости мастера.

Лидия Николаевна, супруга художника, была интересным человеком: в юности училась с дочерями Столыпина, когда Пётр Аркадьевич был саратовским губернатором, в годы Гражданской войны работала в Козлове, в штабе Южного фронта, приходилось ей встречаться с влиятельными революционерами, с Троцким, например. Она стала верной подругой художника, сделавшей его дом уютным и гостеприимным – своими руками вышивала занавески, скатерти, салфетки.

Герасимов бывал во многих странах, но по возвращении в Россию на следующий же день стремился в родной Мичуринск. Он признавался сестре, что любые камни в родном доме ему милее самых шикарных заграничных отелей.

Александр Герасимов

Александр Герасимов (1880-1963) был выдающимся художником, архитектором и театральным дизайнером в России. Учился у Абрама Архипова и Константина Коровина. После возвращения с фронта во время Первой мировой войны Александр основал Коммуну Козловских художников в 1918 году. Художники жили в Тамбовской губернии, с 1918 по 1925 год. В 1925 он вернулся в Москву. Именно в это время его стиль резко изменился. Он больше не рисовал пейзажи в стиле импрессионизма; все последующие картины написаны в стиле соцреализма. При этом он стал любимым художником Иосифа Сталина. Это закрепило его положение, он стал председателем Союза художников, а затем президентом Академии художеств СССР. За свою карьеру он четыре раза получил Сталинскую премию.

Александр Герасимов. Ленин на трибуне, 1930, Музей В.И.Ленина, г. Москва

Биография

Русский художник, представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин. Родился в Можайске 14 (26) сентября 1885 в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1901—1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907—1912), где его наставниками были С. В. Иванов и К. А. Коровин. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Жил в Москве и Можайске, где в 1915 построил себе дом-мастерскую.

В ранней живописи художника (Фронтовик, 1926, Третьяковская галерея, Москва) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). В Клятве сибирских партизан (1933, Русский музей, Петербург) он осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый Колхозный праздник (1937, Третьяковская галерея) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская Мать партизана (1943—1950, там же). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед — прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия Можайские пейзажи, 1954, там же; и др.) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине.

https://youtube.com/watch?v=bTHIAHXT2UU

Рахманинов. Фрагмент Финала Второго Концерта.avi

Все видео

Проявил себя как опытный педагог (преподавал, еще с 1912, в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, а затем во Вхутемасе — Высших художественно-технических мастерских, и других институтах), а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора Московского художественного института имени В. И. Сурикова). Занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950—1964) и Первого секретаря правления Союза художников СССР (1958—1964)

Был лауреатом Ленинской премии (1966).

Картина «После дождя»

Это произведение считается одним из лучших в творчестве художника. Оно проникнуто тем тонким лирическим духом, который был так характерен для раннего Герасимова, начинавшего с прекрасных пейзажных зарисовок, в которых чувствовалась его неподдельная любовь к родной природе. В 1935 году на пике своей популярности живописец неожиданно решает съездить в Тамбовскую область, чтобы отдохнуть. По воспоминаниям сестры художника, он был поражен и восхищен обновившимся пейзажем после сильного ливня. Особенно хорошо писал так называемые «дождевые» сюжеты Герасимов. Художник («После дождя» – наиболее яркий образец мастерства автора в изображении природы) как никто другой умел показывать состояние воздуха, травы, неба и всей окружающей среды в период ее обновления. Его картина дышит свежестью и влажностью. Глядя на нее, зритель начинается чувствовать воздушную прохладу и мягкость, разлитую вокруг.

Композиция

В центре полотна – садовое крыльцо (второе название работы – «Мокрая терраса») с изящным столиком, на котором стоит ваза с букетом цветов. На заднем плане – густой сад, поросший свежей зеленью. Половина картины заполнена легким солнечным светом, который напоминает о недавно прошедшем дожде. Правая сторона затемнена, и этот контраст сглаживается лазоревым оттенком неба, который как будто примиряет обе стороны.

Художнику очень хорошо удалось показать мокрую свежую листву деревьев, влажную террасу, умытый дождем столик. Произведение выполнено в лучших традициях раннего творчества Герасимова.

Портреты

В конце 1920 – первой половине 1930-х годов в искусстве господствующим стал социалистический реализм. Данное направление предполагало изображение действительности с точки зрения идеалов одноименного общественного строя. Главным его принципом была народность, что предполагало доступность и понятность сюжетов. Герасимов стал писать свои картины в новой манере. Показателен тот факт, что в рассматриваемое время он воспринимал сам себя как портретиста. Его полотна отличались парадностью и даже некоторым лоском. Художник создал целую галерею портретов партийных деятелей (К. Ворошилова, В. Ленина, И. Сталина). Характерной чертой его работ является яркая экспрессия, выразительность, подвижность фигур.

Авторы Гайдпарка

  • Alex Bot

    Британцы представят план «депутинизации» мировой экономики

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    Путинская Россия могла стать Европой-плюс

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Что тебе в рубле моём?

    Читать полностью

  • Сергей Пекарский

    «План Б», Или «За Калыну и Волыну дайте трохи «джавелинов»

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Мимолёт

    Читать полностью

  • Леонид Магит

    Что скрывается за фасадом слов

    Читать полностью

  • Дмитрий Иванов

    Техно-каннибализм

    Читать полностью

  • Александр Исаев Васильевич

    Право сильного, а всё прочее – фикция

    Читать полностью

  • Капитанская дочка NN

    Посмотрела фильм

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Наличие в стране репрессий отражается негативно на развитии страны?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так иногда несправедливо давали ордена

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    М.Лермонтов: Россия,- страна рабов, страна господ

    Читать полностью

Краткая биография

  1. В 1903 г. в возрасте 22 лет Александр Герасимов едет в столицу и, выдержав огромный конкурс, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его преподавателями становятся такие известные мастера как Валентин Александрович Серов, Константин Алексеевич Коровин, Абрам Ефимович Архипов, Виктор Михайлович Васнецов и др. Они повлияли на формирование характерной манеры письма начинающего художника.
  2. С 1909 г. работы Герасимова участвуют во всех выставках Училища. Параллельно молодой художник поступает и на архитектурное отделение этого же учебного заведения.
  3. В 1912 г. был написан портрет Надежды Гиляровской – известной переводчицы и историка театра. Выполненная в импрессионистской манере, картина наполнена солнечным светом, яркими насыщенными красками. Она изображает Надежду Владимировну на фоне сада, в домашнем платье за столом, на котором стоит огромный букет цветов.
  4. В 1913 г. в Козлове по проекту А. М. Герасимова было возведено здание Драматического театра. Это был единственный раз, когда художник смог применить свой талант архитектора.
  5. В 1915 г. Герасимов оканчивает МУЖВЗ с 2-мя дипломами – художника и архитектора.
  6. В этом же году молодого человека призывают в армию. Он участвует в Первой Мировой войне, и до 1918 г. служит в санитарном поезде.
  7. После демобилизации художник возвращается в родной город и работает в качестве декоратора в местном театре.
  8. В 1919 г. Герасимов организует в Козлове творческую коммуну художников и регулярные выставки работ её участников.
  9. В 1925 г. Александр Михайлович переезжает в Москву и вступает в Ассоциацию художников революции (АХР), преподаёт в художественном Училище памяти 1905 г. Господствующим стилем в творчестве живописца становится социалистический реализм. В этот же период он знакомится с наркомом К. Ворошиловым, который принимает деятельное участие в судьбе художника.
  10. В 1930 г. мастер заканчивает работу над картиной «Ленин на трибуне», принёсшей ему славу портретиста.
  11. В 1934 г. художник отправился в летнюю творческую командировку по Европе. Он побывал в Германии, Франции, Испании и Турции, написал множество этюдов и набросков.
  12. В 1935 г. мастер создал одну из самых лирических и прекрасных своих работ – картину «После дождя».
  13. В 1936 г. в Москве была открыта и тепло встречена публикой первая персональная выставка Александра Герасимова. В этом же году художнику вручили государственную награду за особые заслуги в искусстве.
  14. В 1937 г. за картину «Первая конная армия», представленную на выставке во Франции, Александр Михайлович получил Гран-при.
  15. В том же году у художника появился собственный дом в посёлке Сокол, куда он переехал вместе с семьёй. В новом жилище мастер приступил к работе над большим полотном «Заседание Совета при наркоме тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе». На картине изображено более 40 человек, многие из которых приезжали к Александру Михайловичу на индивидуальные сеансы, чтобы художник мог сделать эскизы и передать портретное сходство. В процессе работы над картиной Герасимову приходилось несколько раз менять фигуры на полотне – снимать уже написанных и переделывать на новых, т.к. многие запечатлённые были репрессированы.
  16. В 1938 г. художник пишет нетипичную для себя картину «Деревенская баня», где изображает обнажённых женщин.
  17. В 1939 г. Александр Михайлович работает над портретом балерины О. В. Лепешинской, с которой у самого художника и его домашних сложились тёплые дружеские отношения.
  18. С 1939 по 1954 гг. Герасимов был председателем Союза художников СССР. 19. В 1943 г. живописец передал свои личные сбережения в размере 50 тыс. руб. на нужды фронта. В этом же году он пишет знаменитую большую картину «Гимн Октябрю», а также удостаивается звания Народный художник СССР.
  19. В 1944 г. создаёт «Портрет старейших художников», на котором изображает И. Н. Павлова, В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули и В. Н. Мешкова.
  20. В течение 10 лет, с 1947 г., возглавлял Академию художеств СССР.
  21. В 1951 г. А. М. Герасимов стал доктором искусствоведения.
  22. В 50-е годы художник работал над иллюстрациями к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
  23. С приходом к власти Н. С. Хрущёва Герасимова постепенно сняли со всех занимаемых им должностей, а его картины убрали из музеев.
  24. 23 июля 1963 г. в возрасте 81 года Александр Михайлович Герасимов умер.

Художник Александр Герасимов

Работы конца 1930-х годов

Два монументальных портрета создал в этот период Герасимов. Художник, картины которого отличались не только лиричностью, но и некоторой официозностью, написал в 1938 году Сталина и Ворошилова на широком фоне Кремля. Генсек и «железный нарком» изображены в полный рост. Оба наблюдают строительные работы, развернувшиеся в столице. Пейзаж на заднем плане получился у живописца особенно хорошо: автор изобразил городской вид после дождя, что всегда удавалось ему особенно хорошо.

Картина имеет глубокое идеологическое значение: виды строительства должны были показать зрителю достижения социализма, фигуры Сталина и Ворошилова на фоне обновляющейся Москвы служили воплощением идеи о прогрессивной роли большевистской партии в судьбах страны. Через год художник написал портрет Сталина, делающего доклад на съезде ВКП(б). Это полотно также носит официальный характер и отличается парадностью.

Происхождение и детство

Герасимов родом из Тамбовской губернии, уездного города Козлов (сегодня Мичуринск). Родился 12 августа 1881 года в семье выходца из крестьян, теперь же купца-скототорговца, как тогда говорили, прасола. С юга страны отец будущего художника пригонял скот и продавал его на базаре. Особого богатства не нажил, но 2-этажный дом у семьи был. Жили просто, соблюдая старые обычаи. Когда родился сын Александр, в семье уже была дочь, тоже Александра (забавная родительская прихоть – дать разнополым детям одинаковые имена).

После церковно-приходской школы Александр поступает в уездное училище. Параллельно отец начинает посвящать «наследника» в дела торговли.

У Александра Герасимова в детстве открылись наклонности к рисованию – друзья и родные поражались сходству изображённых людей и животных с оригиналами. Поворот в судьбе случился после приезда в Козлов в 1890-х художника С.И. Криволуцкого, земляка-просветителя из Кирсановского уезда Тамбовской губернии, закончившего Академию художеств в Петербурге. Криволуцкий открыл в Козлове школу рисования, Герасимов начал посещать занятия и втянулся в мир творчества. Вскоре учитель «задал вектор» ученику, уже юноше, рекомендовав тому ехать в Москву, в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Комментарии: 1
  1. Аватар
    Аноним

    Александр Герасимов и Сергей Герасимов два разных человека и художника!!!!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: