Лизак, израиль львович

Как изобретатель ацетона стал первым президентом Израиля

— По какой причине белорусские евреи уезжали из страны?

— Еврейская миграция имела несколько причин. Экономическую — бегство от нищеты, гуманитарную — таким образом пытались открыть какие-то новые горизонты, чтобы суметь построить карьеру, религиозную — дискриминационное законодательство Российской империи притесняло исповедующих иудаизм, политическую — уезжали люди с определенными убеждениями, которые не могли быть реализованы на родине.

Хаим Вейцман

Яркий пример — первый президент Израиля Хаим Вейцман. Он ведь в первую очередь был химиком, но не мог даже надеяться на научную и преподавательскую карьеру в России, поэтому был вынужден уехать учиться за рубеж.

— У парня из местечка Моталь, что находится в нынешней Брестской области, были мечты о науке, но никак не о политике?

— То, что Хаим Вейцман стал политиком, это в общем-то случайность. В обычной ситуации он прекрасно чувствовал бы себя профессором. Вейцман-химик известен, как изобретатель нового способа производства ацетона, новой взрывчатки. Но судьба изгнанника, человека, который не может реализоваться в том месте, где он родился, заставила Вейцмана исследовать способы осуществления идеи поиска земли, где каждый еврей будет дома. Именно политика дала ему возможность реализовать отчаянную мечту.

— У третьего президента Израиля тоже белорусские корни.

— Среди людей, занимающихся в Израиле политикой, — особенно это просматривается в первом поколении, — четко прослеживаются две группы: те, кто в молодости были участниками политических организаций самого различного толка, подпольщиками, мятежниками, и интеллектуалы, люди науки и искусства.

Залман Шазар

Третий президент Израиля Залман Шазар, родившийся в Мире (теперешний Кореличский район Гродненской области), судьбой был предназначен для литературной деятельности. Он — признанный поэт, переводчик, эссеист, литературный и театральный критик. Залман Шазар занялся политикой потому, что евреи той эпохи идею возрождения израильского государства воспринимали, как свою миссию, как свой человеческий долг.

— Любопытно, что в истории земли обетованной было два Вейцмана.

— Да, седьмым президентом стал племянник Хаима Вейцмана. Эзер Вейцман появился на свет уже в Тель-Авиве, но его отец родом из Пинска. Кстати, на территории Беларуси родились три премьер-министра Израиля.

«Шагал был бы удивлен, если бы узнал, что превратился в белорусский бренд»

— Из сферы искусства на слуху у всех Марк Шагал.

— Возможно. Шагал был бы удивлен, если бы узнал, что за последние 20 лет превратился в Беларуси в национальный бренд. Будущая яркая звезда живописи родилась неподалеку от Витебска. В самом уездном на тот момент городе Марк Шагал провел все свое детство. Он стал воспитанником еврейской школы живописи, созданной в 1898-м году другим витебским художником Юделем Пэном. Это искусство, которое с брусчатки местечка шагнуло большой мир.

Марк Шагал

Марк Шагал показал не только новую технику, но иную философию живописи. Это смешение реальности и фантастики, проникновение в какие-то другие миры. В свое сложное художественное варево он добавил ноту ностальгии бесконечных воспоминаний о родном Витебске. Ни один художник, родившийся на белорусской земле, не смог сказать о родине с такой трогательностью и силой.

Хаим Сутин

Но если Шагал был счастливчиком, которому удалось вовремя уехать из Советского Союза и военного Парижа, то уроженец Смиловичей Хаим Сутин провел жизнь в нищете, лишениях, и, находясь в центре художественного мира, полупризнанным умер в оккупированном немцами Париже. Картины Сутина мучительны так же, как и внутренний мир художника. Они тяжелы для восприятия: яркие, распахнутые, резкие, но внутри них заключена драма.

В отличие от Сутина, еще один уроженец Витебска скульптор Осип Цапкин умер в конце 1960-х годов обласканный зрителями, критикой, ценителями его таланта. Жаль только, что про этого крупнейшего французского скульптора с белорусскими корнями редко упоминают в Беларуси.

— Уже расхожим стало выражение «белорусский Голливуд».

— Действительно, в Голливуде полно людей с белорусскими корнями. Основатель киностудии «Metro-Goldwyn-Mayer» родился в Минске. Луис Майер приехал в Америку с копейкой в кармане, а стал мастодонтом кинобизнеса, создал крупнейшую кинокомпанию, долгие годы диктовавшую моду в индустрии. К примеру, именно MGM создала моду на мюзиклы.

Харрисон Форд

Минчанкой была бабушка звезды киносаги «Звездные войны» Харрисона Форда. Актер не собирался становиться актером, на киностудии он подрабатывал плотником. А потом случайно получил первую роль и продолжает до сих пор сниматься в главных ролях успешных кинопроектов.

В культовом телесериале «Друзья» вы увидите еще одну белоруску по крови — Лизу Кудроу. Ее бабушка из местечка Илья нынешнего Вилейского района, а дедушка эмигрировал из Могилева. Бабушка ее коллеги Скарлет Йоханссон жила в Несвиже. А вот родители актера из «золотой эры» Голливуда и успешного кинопродюссера Кирка Дугласа (и, соответственно, бабушка с дедушкой Майкла Дугласа) были родом из Чаус теперешней Могилевской области. Благодаря Кирку Дугласу в Голливуде закончился маккартизм: 10 лет на фабрике звезд было запрещено даже упоминать сценаристов левых политических взглядов, а Дуглас-старший рискнул включить имя из «черного» списка в титры. На этом его карьера могла закончится, но человек одним поступком изменил эпоху.

В связи с Голливудом назову еще композитора Ирвинга Берлина, эстрадную музыку которого обожают американцы, а тамошние поп-звезды обязательно перезаписывают в своем исполнении его песни. Именно он написал «Боже, храни Америку» — неофициальный гимн США, который исполняют за океаном на всех официальных мероприятиях с конца 1930-х годов. Его родители родом из Толочина.

— Сколько звездных имен. И это мы еще про литературу не говорили.

Айн Рэнд

— Можно назвать Айзека Азимова — одного из столпов международной фантастики, автора с невероятным провидением и проникновением в будущее. Или писательницу, философа, сценариста Айн Рэнд, отец которой был из Бреста. Ее литература обсуждается, а ее философия рационального индивидуализма, противопоставленная коллективным идеям, до сих пор поддерживается частью американского общества.

— Почему среди евреев так много творцов с мировым именем?

— Еврейской нации свойственно определенная степень изобретательности, причем не только практического, бытового свойства, но и изобретательности как игры воображения. В мирах, появляющихся в творчестве еврейских художников и музыкантов, часто заметен кажущийся по началу невозможным прорыв фантазии. С чем это связано? Может, опять стоит говорить о замкнутости пространства, в котором они существовали, о навязанной черте оседлости. К тому же в иудаизме есть запрет на изображение бога, что сковывает живописца и скульптора. Значит, творцы будут искать возможность выразить себя там, где эти табу не действуют.

Автор идеи: Аркадий Израилевич

Трибуна Ленина и горизонтальные небоскребы

Лисицкого можно назвать бумажным архитектором: известно лишь три его реализованных проекта. Вплоть до 1924 года он практически не занимался архитектурой, предпочитая живопись, графику и книжный дизайн.

Одна из первых архитектурных работ Лисицкого — «Трибуна Ленина» 1924 года. В ее основе лежит эскиз Ильи Чашника, выполненный в 1920 году в мастерской Лисицкого в Витебске. Изначально проект назывался «Трибуна оратора для общественных площадей», но, работая над эскизом Чашника, Лисицкий на место оратора вклеил фигуру Ленина, благодаря чему и появилось нынешнее название. Источником вдохновения для проекта послужили проуны.

Трибуна имеет механизм, поднимающий оратора и развертывающий над ним пропагандистские элементы. Верхняя плоскость днем используется для размещения лозунгов, ночью становится киноэкраном. Благодаря этому проекту Лисицкий в 34 года прославился как архитектор.

Трибуна Ленина. Из книги «Кунстизмы», составленной в 1925 году Эль Лисицким и Хансом Арпом Проун, 1924

В 1924 году Лисицкий изобрел для Москвы горизонтальные небоскребы, чья форма также берет начало в проунах. Согласно проекту, восемь одинаковых небоскребов должны были появиться на восьми площадях Бульварного кольца, над основными транспортными магистралями.

Он считал, что городу нужна новая архитектура: «Проектируют Московское Сити на Никольской, Варварке, Ильинке, соответственно лондонскому желудку мирового капитализма. На окраинах строят для рабочих “уютные поселки”и т.п. Где рождаются такие нелепые утопии? — В архивах», — говорил Лисицкий.

Коллаж. Проект первого горизонтального небоскреба для Никитских ворот

Он хотел превратить площади с горизонтальными небоскребами в центральные точки города, поместив в них министерства СССР. Небоскребы представляли собой вытянутые по горизонтали двух-трехэтажные корпуса, поднятые над землей на трех вертикальных опорах. Одна из этих опор напрямую соединялась со станцией метро, у двух других предполагалось разместить трамвайные остановки. Сам Лисицкий называл горизонтальные небоскребы «небесными утюгами». Влияние этого проекта прослеживается в работах многих западных архитекторов, например, .

Еще одно здание Лисицкого — типография газеты «Огонек» в 1-ом Самотечном переулке в Москве. Постройка появилась благодаря инициативе руководителя «Огонька», знаменитого журналиста Михаила Кольцова, который, как и Лисицкий, некоторое время работал в Германии и был с ним дружен. Планировка здания обнаруживает сходства с горизонтальными небоскребами. Авторство Лисицкого открылось только в 2000-х.

Типография журнала «Огонёк», 1932

С 1929 по 1932 год Лисицкий был главным архитектором Парка им. Горького и проектировал его административный корпус. Здание администрации перестраивалось из дореволюционного заводского комплекса. После того, как в 1932 году Лисицкий оставил должность главного архитектора, проект несколько изменился, но в основе все равно лежала его работа. Часть здания впоследствии превратили в кинотеатр «Великан» — это был один из первых московских звуковых кинотеатров. Возможность обустроить в здании кинотеатр на 975 мест заложил еще Лисицкий. Во время Великой Отечественной в постройку попала бомба, частично ее разрушив. Здание до сих пор стоит в полуразрушенном виде — левая и правая части работают, а посередине осталась воронка.

Здание администрации в 1930-е годы

Примечания

Ракитин Василий. Илья Чашник. Художник нового времени / Науч. ред. Ирина Лебедева, Андрей Сарабьянов, Александра Смирнова. — М.: RA, Palace Editions, 2000. — С. 10. — 2000 экз. — ISBN 5-85164-077-4.

Высшие художественно-технические мастерские

↑ Знаменитые русские художники: Биографический словарь — СПб.: Азбука, 2000. — С. 154—156. — 400 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-7684-0518-6

Высший художественно-технический институт

Институт художественной культуры

Энцыклапедыя літаратуры і мастацтва Беларусі: У 5-і т. Т. 3. Карчма — Найгрыш / Рэдкал.: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1986. — 751 с. — 10 000 экз

ВВП с американско-пинским оттенком и новый язык для нации

— Немало выходцев из Беларуси и среди ученых.

— Тут можно начинать со школьной программы. На уроке физики не пройдете мимо Жореса Алферова. Лауреат Нобелевской премии 2000-го года по физике за изыскания, связанные с полупроводниками, родом из Витебска. Большую часть жизни Жорес провел за пределами Беларуси, но о своих корнях упоминает постоянно.

Саймон Кузнец

Такую же премию, но в области экономики получил Саймон Кузнец. Кто вспомнит, говоря о валовом внутреннем продукте, что этот термин придумал уроженец Пинска? Признанный в будущем ученый, консультант американских президентов покинул родные пенаты в 20-х годах прошлого века. Научная карьера Саймона Кузнеца состоялась в Соединенных штатах.

Вернемся к физике: отец нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана — ученого в области квантовой электромеханики, одного из разработчиков американской атомной бомбы — эмигрировал из Минска. Белорусские корни есть у Джерома Айзека Фридмана, получившего Нобелевку за исследования кварков в 1990-м году. А вот отец обладателя Нобеля по химии за работы по термодинамике Ильи Пригожина Роман Пригожин родился в Могилеве. Оттуда он переехал в Москву, где появился на свет и откуда позже эмигрировал в Европу будущий знаменитый бельгийский физикохимик Илья Пригожин.

— Лауреатами Нобелевской премии этот список не ограничивается?

— Конечно, фамилий выходцев из Беларуси, обладающих научными премиями мирового уровня, намного больше того, что я перечислил. Говоря о науке, мне бы хотелось упомянуть Элиэзера Бен-Йехуду, чья научная деятельность переплелась с политикой. Родившийся в Лужках нынешнего Шарковщинского района, он вошел в историю, как человек, разработавший современную версию иврита. Благодаря ему древний язык, превратившийся в какой-то момент в язык исключительно раввинов и книг, стал использоваться в повседневном общении. До этого в обиходе был идиш. Научная работа Бен-Йехуды подготовила почву для перевода целой нации на другой язык.

— Почему Израиль перешел на иврит?

— На идише разговаривали евреи Западной и Восточной Европ, которые были уничтожены в ходе Холокоста. Евреев тяготило, что они не смогли противопоставить программе истребления никакого эффективного сопротивления. Этот комплекс вины в том числе был связан с языком. Бен-Йехуда создал осовремененный иврит, ставший символом будущего, ответственности и отваги: нация, охваченная отвагой, сама несет ответственность за свою судьбу, не полагаясь на чью-то помощь. Так обычный ученый-языковед вошел в историю, потому что его работа стала символом новой судьбы.

—Эта земля родит гениев! Правда, все они уезжают.

— Почему таланты уезжают, меня не удивляет. Гении вообще подвижны, они в известном смысле перекати-поле, ведь постоянно в поисках места, где смогут реализовать свой дар. Возможно, жизнь за чертой оседлости, в небольших местечках, где ты всегда на виду, побуждали этих людей искать какие-то иные миры для того, чтобы направить свои внутренние поиски в научное русло.

— Но не наукой единой. Мир пользуется в быту повседневными вещами и технологиями, которые тоже изобрели белорусские евреи.

— Современную модель бюстгальтера с раздельными чашечками и регулируемыми застежками придумала американская портниха Ида Розенталь, которая эмигрировала в Америку из родного ей Ракова. 

Ида Розенталь

Она плохо говорила на английском языке, но четко понимала, что нужно клиентам. Благодаря ее бизнесу появился стандарт в градации размеров чашечек бюстгальтера.

В целом, я перечислял знаменитостей, звезд первого эшелона. А ведь есть менее известные выходцы из Беларуси, сделавшие немалый вклад в общую историю, просто их известность носит локальный характер.

Биография художника

Арнольд Бёклин появился на свет в швейцарском городе Базиль, в октябре 1827 г. Отец его происходил из знатной купеческой семьи. Будущий художник получил прекрасное образование:

Первый этап обучения Арнольд Бёклин прошел в дюссельдорфской Академии художеств

Там его обучали такие знаменитые живописцы, как Ширмер и Хильдебрандт.
 Затем художник продолжил образование в Мюнхене, где на его картины обратил внимание именитый граф Шак.
Завершил свое образование Арнольд Бёклин большим путешествием по Франции и Нидерландам. Путешествовал он и по родной Швейцарии.

Первые картины этого живописца представляли собой ландшафтную живопись. В 1850 г. Арнольд Бёклин предпринимает поездку в Рим, где знакомится с Дребером и, под его влиянием, переходит на мифологическую тематику. В Первой половине 1860-х гг. художник путешествует по Помпеи и Неаполь, в конце десятилетия – возвращается в Базиль.

В первой половине 1870-х гг. Арнольд Бёклин перебирается в Мюнхен. Там он создает самые известные свои картины и создает художественный кружок. В 1880-х живописец много переезжает из города в город в Швейцарии, и наконец, поселяется в Италии. В последние годы столетия увлекается импрессионизмом. Умер Арнольд Бёклин в итальянском городе Фьезоле, зимой 1901 г.

Творчество

Ранние годы активной творческой деятельности Л. Лисицкого, в основном, были отданы оформлению книг на идише («Пражская легенда» М. Бродерзона, 1917; «Козочка», 1919; «Украинские народные сказки», 1922, и др.). Первоначально, национальная тема был главной для художника, заставляя стремиться к созданию нового еврейского искусства.

Клином красным бей белых (плакат). Витебск, 1920

Но революционные годы пробуждали в творцах того времени космополитизм, не стал исключением и Лазарь Маркович. Под влиянием Малевича Лисицкий погружался в мир супрематизма. Это выражалось в создании супрематических плакатов, оформлении книг («Супрематический сказ про два квадрата», 1922). Одной из самых известных работ Лисицкого стал плакат «Клином красным бей белых», отпечатанный в Витебске в 1920 году. В Витебскому периоду творчества относится также плакат «Победа над солнцем».

В 1919—24 годах художник создавал пространственные композиции, которые он называл «проунами» (проект утверждения нового). Проуны представляли собой визуальное изображение утопических архитектурных идей художника – это оторвавшиеся от земли, устремлённые к небу или находящиеся в состоянии невозможного для земной архитектуры равновесия конструкции.

Архитектурная деятельность Эля Лисицкого заключалась в создании проектов «горизонтальных небоскрёбов» (1923—25). В 1930—1932 гг. в Москве по проекту Лисицкого была построена типография журнала «Огонёк». В 1930-х гг. Эль Лисицкий оформлял журнал «СССР на стройке», альбомы «15 лет СССР» и «15 лет РККА».

Также, Эль Лисицкий увлекался фотографией и фотомонтажом. В 1924 году с помощью техники фотомонтажа он создал автопортрет.

Смерть

Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.

Исаак Левитан

Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.

Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.

Могила Исаака Левитана

Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.

После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.

Супрематические эксперименты

В мае 1919 года Марк Шагал пригласил Лисицкого вести занятия в основанном им Витебском Народном художественном училище. Шагал был ментором художника в период, когда тот работал в рамках еврейской традиции. В ВНХУ 29-летний Эль Лисицкий преподавал архитектуру и печатное дело. Однако вскоре под влиянием Малевича он оставил шагаловские принципы и обратился к супрематизму. «Был у меня ученик, который клялся в верности и преданности, считал меня чуть ли не мессией. Но став преподавателем, перекинулся к моим врагам и, как мог, честил и выживал меня», — с горечью вспоминал Шагал.

Лисицкий и Малевич в Витебске, 1920

«Малевич был не виноват — все ученики сами сразу к нему перешли. Да и чему их мог научить Шагал — он был совсем не учитель. Они подражали его летающим евреям. Даже Лисицкий был сначала под влиянием Шагала. Но Малевич его оценил сразу. Он извлек из Лисицкого его архитектурную основу и предложил ему заняться объемным супрематизмом», — рассказывал поэт Николай Харджиев, друживший с Малевичем.

В том же году Эль Лисицкий создал самую знаменитую свою работу, проуны — «проекты утверждения нового». Это абстрактные геометрические композиции, которые могли существовать как в двухмерном, так и в трехмерном виде. Проуны появились благодаря Малевичу. Лисицкий учился у него супрематизму, вместе они работали в ВНХУ, где основали художественное объединение УНОВИС — «учредители нового искусства». Малевич дал Лисицкому задание перевести супрематизм в объемные формы — в дальнейшем они должны были стать архитектурой будущего. Первый проун получил архитектурное название «Дом над землей».

Проуны создавались как универсальная система. Лисицкий считал, что они станут главной строительной деталью нового, коммунистического мира. Он скептически относился к художественным экспериментам, не носящим практической пользы, говорил: «Что такое “формальные искания”? Искусство не ищет. Когда оно потеряло, то нет и самого искусства». Поэтому художник использовал проуны не только в живописи и графике, но также в архитектурных, дизайнерских проектах, полиграфии и мебели.

Проун, 1923

Постепенно проуны перестали напоминать архитектурные чертежи — в них появились круги, острые углы, звезды. Со временем они превратились в фантастические композиции. В конце концов, сам Малевич признал, что проуны из супрематического эксперимента превратились в самостоятельное явление. Это стало причиной разногласий между художниками, и в 1921 году Эль Лисицкий уехал из Витебска в Германию. В ответ Малевич назвал его «лисой». Впрочем, Лисицкий не обижался. Он писал Малевичу: «Упреки, которые Вы мне бросаете, меня не сердят. Наоборот, я предпочитаю по сердцам высказываться, даже если это и не всегда сахар. В Европе от этого отвыкаешь». Дружба продолжилась, и Лисицкий продвигал искусство Малевича на Западе.

Проун, 1922

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: