Не такой как все
В семье Николай был особенным ребенком, непохожим на других своих братьев и сестру. Всего детей осталось четверо, остальные из десяти умерли в младенчестве. Николай не был близок со своими родственниками, он отличался особым мировоззрением, его не понимали.
Он хотел всё знать, изучать, был впечатлительным мальчиком. В доме часто бывали известные гости, как, например, Дмитрий Иванович Менделеев. Юный Николай часто присутствовал при интересных разговорах, что ещё больше разжигало в мальчике тягу к знаниям.
Он научился читать в раннем детстве, его увлекали разговоры взрослых о дальних путешествиях, литературе. Большую часть детства Николай проводит в семейном поместье в деревне Извара.
Супруги Рерих Николай Константинович и Елена Ивановна
Получать образование Николай начал в гимназии Карла Мая, а в 1893 году поступает в Петербургский университет, где учится на юридическом факультете.
Обучался он и в художественном училище, занимаясь в студии уже известного тогда художника Куинджи. С 1892 года Николай Константинович начинается заниматься археологическими раскопками.
Со своей будущей женой он познакомился в гостях у князя Путятина. Шел 1899 год, своими познаниями в истории молодой человек очаровал всех. После того, как знакомство Елены и Николая перешло в чувства, родственники девушки были против её пары из-за неравного социального положения.
Ведь в её родословной по материнской линии были такие знатные фамилии как Голенищевы-Кутузовы, Мусоргские и Шаховские. Это не помешало двум влюбленным создать крепкую семью в будущем. В 1901 году состоялась их свадьба. Хочется привести слова биографа Николая Рериха Л.В. Шапошниковой:
Николай Константинович Рерих «Грядущее» (эскиз для «Красного Всадника»), 1927 годМестонахождение: Международный Центр-Музей им. Н.К.Рериха, Москва, Россия
Система тона
В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.
Ярлыки
1 апреля — день смеха
(1)
70 лет победы в Великой Отечественной войне
(11)
Абаза
(1)
Аверченко
(3)
актеры
(3)
Акунин
(2)
Асадов Э.
(2)
афоризмы. цитаты. крылатые выражения
(15)
Ахматова
(1)
Байрон
(1)
Белое движение
(4)
библиоклуб
(2)
библионочь
(1)
библиотека
(6)
библиотечный урок
(2)
блог
(2)
Блок
(1)
Большой этнографический диктант
(3)
Бронте
(2)
Брусилов
(2)
буктрейлер
(6)
Булгаков
(1)
Бунин
(2)
В.Распутин
(1)
Великая Отечественная война
(10)
вера
(18)
Вербное Воскресенье
(2)
Вертинский
(1)
Винничук Ю.
(1)
виртуальная выставка
(15)
виртуальное путешествие
(3)
ВМФ России
(2)
Врангель
(3)
Всемирный день здоровья
(1)
Всемирный день книги
(2)
Всемирный день кошек
(3)
Всемирный день поэзии
(2)
Всероссийский День трезвости
(1)
Гагарин
(2)
георгиевская лента
(1)
Гоголь
(3)
год литературы
(8)
Год экологии 2017
(2)
гражданская война в Испании
(2)
Гумилев
(1)
Дед Мороз
(2)
декупаж
(2)
День воинской славы России
(2)
День города
(2)
день защитника Отечества
(1)
День защиты детей
(1)
день космонавтики
(2)
День Матери
(1)
день молодого избирателя
(1)
День народного единства
(3)
День окружающей среды
(2)
день Петра и Февронии
(4)
День Победы
(5)
День России
(3)
День русского языка
(3)
день семьи любви и верности
(4)
День славянской письменности
(6)
День флага России
(2)
Джек Лондон
(1)
Достоевский
(1)
Есенин
(2)
женщина
(6)
Зощенко
(1)
И. Гаспринский
(4)
из новых поступлений
(2)
инсталляции
(1)
интересное
(22)
Иосиф Бродский
(1)
искусство
(27)
Исход Русской Армии из Крыма
(5)
Казарский
(1)
календарь знаменательных дат 2015
(2)
Карамзин
(1)
Клокачев
(2)
книги
(17)
Книжная выставка
(16)
князь Владимир
(4)
Короленко
(1)
короткие рассказики
(6)
Крещение
(3)
Крещение Руси
(5)
Крошицкий
(3)
Крым
(7)
Крымская война
(1)
крымские татары
(3)
Куприн
(1)
Курков А.
(1)
Леонардо да Винчи
(3)
Лермонтов
(3)
Лесков
(1)
Малахов курган
(1)
Мандельштам
(2)
Масленица
(4)
мастер-класс
(5)
Маяковский
(1)
медовый Спас
(2)
Международный день Земли
(3)
Международный день мира
(1)
Международный день памятников и исторических мест
(1)
мероприятия для читателей
(55)
море
(1)
Москва
(3)
Неделя детской и юношеской книги
(1)
Непорент
(2)
Нестеров
(1)
Николай Заболоцкий
(1)
Новый год
(12)
обычаи
(31)
ореховый Спас
(5)
осень
(4)
памятники
(1)
Партенит
(1)
Пасха
(14)
Первая мировая война
(1)
Первомай
(2)
писатели
(49)
поэзия
(16)
правополушарное рисование
(5)
праздник
(23)
Праздник Белых журавлей
(1)
про еду
(5)
проект «Мозаика ремесел»
(14)
Пушкин
(6)
Региональный центр межкультурных коммуникаций
(17)
реклама чтения
(1)
Ремесленная палата Севастополя
(6)
Рерих
(3)
Рождество
(9)
Россия
(6)
русская весна
(3)
русский язык
(11)
Салтыков-Щедрин
(1)
Санкт-Петербург
(1)
Санта-Клаус
(2)
Святой Николай
(1)
Севастополь
(25)
Севастопольская делегация на Международном фестивале мастеров искусств «Мир Кавказу»
(1)
Серафим Саровский
(1)
символика России
(1)
советуем прочитать
(12)
Спас
(9)
стихи о грибах
(1)
стихи о женщинах
(3)
стихи о любви
(2)
страстная неделя
(1)
Толстой Л.
(4)
Троица
(1)
Тургенев
(1)
уникальные личности
(12)
фотоискусство
(2)
цветы
(3)
Чернобыль
(3)
Черноморский флот
(6)
Чернышевский
(1)
Чехов
(3)
шоколад
(1)
экология
(7)
Ю. Рахимов
(2)
Яблочный Спас
(3)
Биография
Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. Брат известного хирурга — А. П. Крымова.
В 1904 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 — в пейзажной мастерской А. М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.
Уже в ранних своих работах примкнул к символизму — в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906-1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938).
Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского, а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 1919-1930 много работал и как педагог — в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С. П. Викторов, Ю. П. Кугач, Ф. П. Решетников, Н. К. Соломин.
Фиксация эпохи
В 1876 году на Шестой передвижной «о Ярошенко заговорил Петербург, а затем и вся интеллигентная Россия». Выставка вообще получилась яркой. Среди работ И. Е. Репина, Шишкина, Куинджи и пр. зрителей покорил ярошенковский “Кочегар”.
Николай Александрович, как никто другой, имел представление о жизни рабочих людей, т.к. долгие годы проработал начальником мастерской на Патронном заводе. В то время заводу была поставлена задача переоборудовать производство бумажных патронов на металлические.
Стоит отметить, что образ не мужика из народа, а рабочего в лице кочегара новшество для того времени. Незаметно для интеллигенции крупные города наполнялись теми самыми вчерашними “мужиками”, которые сегодня становились новой, рабочей силой. В скором времени эта сила проявит себя в полную мощь.
Кочегар, 1878
«Я пишу то, что дает жизнь в настоящее время и мимо чего равнодушно пройти не могу, а в будущем это запишется в историю», — говорил Ярошенко. Это сейчас легко запечатлеть момент времени для последующих поколений, в любом количестве и качестве. А в конце 19 века фотография пока вещь не распространенная, а потому художественное полотно чуть ли не единственная возможность сохранить особенность временного отрезка. Передать характер, традиции современника — задача художника Ярошенко.
На Шестой также выставляется картина “Заключенный”.
“Заключенный”, 1878.
К теме положения заключенных Николай Александрович возвращается неоднократно. Связано это, несомненно, с общественными настроениями России конца 19 века. Переосмысление положения простого человека, личности в государстве все отчетливее оформляется в идею уважения чести и достоинства, расширение его прав.
Голова заключенного. 1878 Этюд
Арестованного ведут. 1891 Картон коричневый, белила.
В пересыльной тюрьме. Около 1876
Всюду жизнь, 1888
В 1879 году Ярошенко пишет картину “Слепцы (Слепые калеки под Киевом)”
Для настоящего художника важно “сладить с группировкой”. Николаю Александровичу, в общем-то, это удается, но критики, тем не менее, находят, что решение художника несколько упрощено
«Слепцы», 1879
Следующей “многофигурной” картиной стало полотно “Старое и молодое”. Удалось ли Ярошенко выразить конфликт двух взглядов или двух поколений? Об этом долго велись дискуссии, но большинство зрителей и критиков сошлись во мнении, что эмоционально она слабее, чем другие его произведения, такие, например, как “Кочегар” или “Заключенный”.
«Старое и молодое»
Николай Александрович, несомненно, идейно всегда был ближе к “молодым”. Он всегда стремился идти в ногу со временем
Видимо, поэтому студенты и курсистки, как особое явление общественной жизни в меняющейся России, привлекли его внимание
Курсистка (писательница А.К. Дитерихс), 1883
Студент, 1881
БИБЛИОГРАФИЯ
- Лапидус Н. Богданов-Бельский. — М.: Белый город, 2005
- Каратаева В. Дорога к дому длиною в шестьдесят пять лет // Таганрогская правда. — 2008
- Подушков Д. Л. (составитель), Воробьев В. М. (научный редактор). Знаменитые россияне в истории Удомельского края. — Тверь: СФК-офис 2009
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: smallbay.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Николай Богданов-Бельский: жизнь и творчество художника
3.6 (72.94%) 17 голос(ов)
Последние годы и трагический уход
Несмотря на востребованность своей профессии театрального художника-оформителя, персональные выставки и всеобщий успех во Франции, жизнь Николая Львовича оборвалась по его собственному желанию.
Возможно, не желая страдать из-за онкологического заболевания, Двигубский свёл счёты с жизнью, выстрелив себе в грудь. Перед этим роковым решением художник написал свою последнюю картину — это был необычный автопортрет, на котором он как будто исчезает.
Всё случилось в октябре 2008 года. Николаю Львовичу был 71 год.
Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.
-
2021-07-22T11:15:20+00:00
очень все печально закончилось жаль.
-
2020-11-08T15:09:19+00:00
Светлая память и вечный покой рабу Божию Николаю…
Талантливый сценограф
Получив школьный аттестат, Дмитрий пошел постигать азы сценографического искусства в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет. По окончании вуза в 1976 году Крымов устроился сценографом в театр на Малой Бронной. Здесь он принимал участие в оформлении целой серии спектаклей, поставленных отцом: «Отелло», «Лето и дым», «Продолжение Дон Жуана», «Месяц в деревне». Кроме того, он оформил несколько постановок МХАТ им. Чехова — «Живой труп», «Тартюф», «Попытка полета». В разное время Дмитрий Анатольевич успел потрудиться во многих столичных театрах, в том числе театре эстрады, ЦДТ, театре им. Моссовета, театре им. Маяковского и других. Кроме того, Крымов плодотворно сотрудничал и с театрами других городов Советского Союза — Таллина, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда.
В 90-е годы после скоропостижной кончины отца, а затем и матери он ушел из театра. Тогда казалась, что насовсем, так как театр бил по живому — с ним были связаны самые главные потери и глубокие разочарования. В промежутке между служением Мельпомене Крымов всерьез занялся станковым искусством и с головой ушел в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на площадках ряда зарубежных стран. Также работы автора есть в частных собраниях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.
Но жизнь заставила вернуться туда, где он нашел призвание, и Дмитрий Анатольевич не стал вновь искушать судьбу. На сцене театра им. Станиславского он неожиданно для многих ставит «Гамлета», а затем идет преподавать в ГИТИС, где окончательно осознал потребность в театральном искусстве.
Учёба в Академии художеств и Петербургском университете
* В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.* В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.
* Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.* Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам. * После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно — помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». * Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.* Он создаёт серию архитектурных этюдов, которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.
К картине Н.К. Рериха «Сам вышел»
Часовня на пригорке
В пространстве золотом.
Плывут к ней двое в лодке
С молитвой о Святом.
В пространственном молчаньи
Сам Сергий вышел к ним
И в огненном сияньи
Предстал в тот миг двоим.
Напутствие безмолвно
В сердца слетело их:
«Для Родины любовно
Трудись, зови других!»
В очерке «Лада» Н.К.Рерих пишет: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к такому бывало немало поводов самого различного характера».
Е.И.Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции. Алтай. 1926г.
Майоров Николай Петрович (1919-1942)
Николай Петрович Майоров родился 20 мая 1919 в Поволжье, недалеко от Сызрани в деревне Дуровка в семье плотника. В Иваново-Вознесенск Майоровы приехали в 1929 году. Здесь, на 1-й Авиационной улице, отец со старшими сыновьями (а всего их было пятеро) построили дом. Николай очень любил читать, знал наизусть очень много стихов. Поэтический дар проявился у мальчика уже в школе. Впервые стихи Николая Майорова прозвучали на школьном вечере. После окончания школы он уехал в Москву и поступил на исторический факультет Московского государственного университета. Параллельно с занятиями в университете, Николай посещает поэтический семинар П.Антокольского в Литературном институте имени А.М.Горького. В этот период он много пишет, но очень редко печатается. Первые стихи появляются в университетской многотиражке. В 1939 и 1940 годах юный поэт пишет две поэмы: «Ваятель» и «Семья». К сожалению, из них сохранились только отрывки.
1941 год. Война. Как и большинство молодых людей, Николай Майоров рвется на фронт. Он просит зачислить его в ряды Красной Армии. А пока, летом 1941 года молодой поэт вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. Прибыв в сентябре в Москву, Николай проходит в военкомате медкомиссию и уезжает в Иваново до получения повестки. Домой приходит телеграмма, извещающая о повестке из военкомата. 18 октября молодого поэта зачисляют в действующую армию. Во время похода маршевой роты на фронт, Николая назначают помощником политрука. В январе 1942 года пулеметчик 1106-го стрелкового полка 331 дивизии рядовой Николай Майоров прибывает на фронт. В это время на Смоленщине идут ожесточенные бои с противником. В двадцати километрах от Гжатска советские войска несколько месяцев держали оборону деревни Баранцево. Немногие остались живы. В этих боях, 8 февраля 1942, во время первого большого наступления советских войск, погиб солдат Николай Петрович Майоров. Он, как и миллионы солдат похоронен в братской могиле.
В его пророческом стихотворении «Мы», написанном в 1940, за год до войны, поэт предвидит не только свою судьбу, но и целого поколения молодых людей, которое только вступило в жизнь. Николай не успел опубликовать в большой печати ни одного своего стихотворения. В начале войны у кого-то из товарищей он оставил чемодан с книгами и своими бумагами, который так и не удалось найти. Первая книга стихотворений Николая Майорова, бережно собранных его друзьями, вышла в свет в 1962 году в издательстве «Молодая гвардия».
Решением исполкома Ивановского горсовета депутатов трудящихся от 11 декабря 1964 года N 708 «Об увековечении памяти поэта Николая Майорова» 1-я Авиационная улица, на которой жил поэт, переименована в улицу Поэта Николая Майорова, которая расположена во Фрунзенском районе от улицы Лежневской до улицы Б.Хмельницкого. В Литературном сквере установлен бюст поэта.
Книги
Критики сходятся во мнении, что в особенный шарм в произведения автора вносит умеренный сарказм. Первая известность пришла к нему после публикации в «Самиздате». Вскоре вдохновленный теплыми отзывами читателей Андрей Величко один за другим публикует романы, миксуя в них фантастику и альтернативную историю. Из-под его пера вышли более трех десятков книг, объединенных в четыре цикла.
Первым поклонники получили цикл «Кавказский принц» и состоящий из 7 книг. Герой, который кочует из одного произведения в другое, неунывающий дядя Жора — Alter ego самого Величко. Критики и читатели оценили и юмор писателя, и его умение держать взявшего в руки роман в напряженном внимании до последней страницы.
Следующий цикл состоял из 3 произведений и назывался «Терра инкогнита». Цикл «Дом на берегу океана» — двухтомник. В 2013-2014 годах писатель-фантаст порадовал любителей жанра еще тремя альтернативными романами, объединенными названиями «Наследник Петра». В этот раз читатели вместе с героем совершают прогулку в век XVIII, где правит царь Петр I, властный, великий и непредсказуемый.
Цикл «Юрьев день» состоит из трех книг и относится к альтернативной истории. Герой серии — инженер из XXI века вынужден занять императорский трон после кончины Александра III и брать ответственность за Россию.
Варианты развития отечественной истории, предлагаемые изобретательным автором, не только развлекают читателя, но и заставляют задуматься над извечными философскими вопросами: как может повлиять на ход событий отсутствие знаменитого изобретателя и ученого, насколько важна роль той или иной личности. Язык повествования, живой, современный, превращает чтение в настоящее удовольствие.
Отъезд из России
* В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.* Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.* Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.* За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.* В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».* Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.* Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.* В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.
Учёба и педагоги
В 1904 году после окончания реального училища Николай с лёгкостью поступил в то же учебное заведение, которое закончил отец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Николай сначала стал студентом архитектурного отделения. В 1907 году перевёлся на живописное в мастерскую А.М. Васнецова. Его наставниками стали строгий и требовательный Николай Касаткин, мягкий и дружелюбный Леонид Пастернак, прогрессивный реформист Валентин Серов.
Сам Николай Крымов главным учителем считал Исаака Левитана. Они не были знакомы. Пейзажи Левитана стали образцами творческих стремлений молодого художника, который восхищался ими и отмечал их удивительную материальность, правдивость и вместе с тем воздушность.
В первые годы учёбы бедность заставляла молодого художника на всём экономить, в том числе на красках, для приготовления которых он использовал счищенные с палитр остатки. Кроме того, сложилась его привычка работать на небольших холстах, листах бумаги, картона.
Встреча Николая Александровича Ярошенко с Крамским, и первый успех
Вращаясь в творческой среде, Ярошенко знакомится с И. Крамским, родоначальником Товарищества передвижников и по совместительству преподавателем в Обществе поощрения художников. Знакомство и добрые отношения с опытным портретистом сыграли значительную роль в жизни начинающего живописца.
Портрет Крамского И. Н., 1874 г.
В 1874 году Крамской, во время разгорающегося противостояния Товарищества с Академией Художеств, решил оформить очередную, Четвертую, передвижную выставку. Именно в этот раз среди профессиональных работ художников-реалистов Ярошенко впервые представил свое полотно “Невский проспект осенней ночью”.
“Невский проспект осенней ночью”, 70-е г. 19 в.
В 70-80-е годы 19 в. “женский вопрос” остро обсуждался в обществе. Мнения разделились. Кто-то сетовал, что у некоторых женщин нет иного выбора, как торговать собой, чтобы прокормиться, кто-то утверждал, что выбор есть всегда. Ярошенко, судя по всему, придерживался второй точки зрения, изобразив торгующих собой женщин на ночном Невском проспекте в проливной дождь, когда хозяин не выгонит собаку на улицу. Их решение выйти на улицу вполне сознательный выбор.
Критики встретили картину по-разному, но, главное, она запомнилась публике: вхождение Ярошенко в сонм художников состоялось.