Система тона
В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.
Художник, педагог и сценографист
Революция мало изменила образ жизни живописца. Он был человеком исключительно искусства, далёким от политики. С властями не ссорился, но и не заигрывал, сторонился всего чуждого. К русскому авангарду начала ХХ века относился критически, характеризовал его едкими словами. Имел чёткое и устоявшееся представление о роли художника и его творчества в жизни и искусстве, был олицетворением классических художественных традиций, впитанных им с творчеством и школой Репина, Коровина, Серова, Левитана.
Свои знания и умения Крымов старается применить в работе над журналом «Путь освобождения», популяризируя искусство среди рабочих и солдат. С 1919 года художник ведёт педагогическую деятельность: преподаёт в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских и художественном училище памяти 1905 года. Крымов обладал ценным даром распознавать индивидуальность в каждом ученике, чтобы впоследствии все усилия педагога направить на её развитие.
Сценография – ещё одно поприще, где Николай Петрович получил признание. В 1922 году очень удачно и ярко оформил театральную постановку по А.П. Чехову для гастрольной поездки в Америку Станиславского К.С. с театром. Затем работал над декорациями пьес Островского А.Н. во МХАТе.
Все годы Крымов много и вдохновенно пишет, выставляется. В 1922 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась первая персональная выставка художника, для которой более 50 коллекционеров предоставили ранее приобретённые ими работы художника. В 1928 году Крымов стал членом Общества московских художников. С этого года каждое лето живописец проводит в любимой им Тарусе.
Учёба и педагоги
В 1904 году после окончания реального училища Николай с лёгкостью поступил в то же учебное заведение, которое закончил отец. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества Николай сначала стал студентом архитектурного отделения. В 1907 году перевёлся на живописное в мастерскую А.М. Васнецова. Его наставниками стали строгий и требовательный Николай Касаткин, мягкий и дружелюбный Леонид Пастернак, прогрессивный реформист Валентин Серов.
Сам Николай Крымов главным учителем считал Исаака Левитана. Они не были знакомы. Пейзажи Левитана стали образцами творческих стремлений молодого художника, который восхищался ими и отмечал их удивительную материальность, правдивость и вместе с тем воздушность.
В первые годы учёбы бедность заставляла молодого художника на всём экономить, в том числе на красках, для приготовления которых он использовал счищенные с палитр остатки. Кроме того, сложилась его привычка работать на небольших холстах, листах бумаги, картона.
Статьи[30]
Мемориальная доска в фойе Театра Комедии.
- Художник в театре // Жизнь искусства (Ленинград). — 1928. — № 10. — С. 8—9.
- Ответ молодому фронту // Жизнь искусства (Ленинград). — 1928. — № 17. — С. 7.
- Оформление спектакля: О спектакле «Жена» // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 2. — С. 13.
- К постановке «Врагов». // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 13. — С. 17. (В соавторстве с А. Лаврентьевым)
- 20 строк, которые потрясли Радлова // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 29. — С. 7.
- К постановке «Тартюфа». (В соавторстве с Н. Петровыми В. Соловьёвым) // Жизнь искусства (Ленинград). — 1929. — № 48. — С. 12—13.
- Сегодня «Робеспьер» // Красная газета (Ленинград). — 1931. — 12 февраля. — Вечерний выпуск.
- «Гамлет». К постановке в Театре им. Евг. Вахтангова // Советский театр (Москва). — 1932. — № 3. — С. 14—17.
- Внешность спектакля // Раскольников Ф. Робеспьер. — Л., 1931. — С. 13—14.
- Как Театр им. Евг. Вахтангова ставит «Гамлета» // Известия. — 1932. — 26 марта.
- О «Гамлете» // Советское искусство. — 1932. — 3 марта.
- О себе // Творчество. — 1935. — № 7.
- По поводу «Снежной королевы» // Искусство и жизнь (Ленинград). — 1939. — № 6. — С. 33.
- Время и классики // Валенсианская вдова: Комедия в 3-х действиях Лопе де Вега. — Л., 1939. — С. 3—6.
- Трансформирующий павильон. — М.: Изд. сценической экспериментальной лаборатории при МХАТ СССР им. М. Горького, 1943.
- Нелегкий, но плодотворный труд // Смена (Ленинград). — 1955. — 25 марта.
- О сатире: Литературные заметки // Известия. — 1956. — 23 августа.
- Художники театра // Ленинградская правда. — 1957. — 9 февраля.
- Художники советского театра //Советская культура. — 1957. — 5 марта.
- Новый сезон в Театре комедии // Ленинградская правда. — 1957. — 20 августа.
- Памяти Евгения Шварца // Театр. — 1958. — № 2. — С. 175.
- Современность в содержании и форме // Вечерний Свердловск. — 1959. — 6 июля.
- Это возможно! // Литература и жизнь. — 1959. — 15 июля.
- Правда жизни и условность в оформлении спектаклей // Художники театра о своем творчестве. — М., 1973. — С. 27—43. (Статья 1960 г.)
- Реплика: По поводу статьи А. В. Солодовникова // Театр. — 1960. — № 9.
- Последнее интервью… // Советская культура. — 1968. — 7 сентября.
Любовь к родным пейзажам
С первых работ молодого художника было ясно его особое видение природы и тишины в самых непримечательных картинках, даже среди крыш и домов, сараев и заборов. Снег, избушки, деревья, вода, светотени на них – пейзажные композиции непременно находят отклик в сердцах зрителей, в том числе ценителей искусства и взыскательных коллекционеров.
Крымов не любит путешествовать, никогда не был за границей, даже посещение Крыма не впечатлило его. Любимыми и бесконечно дорогими сердцу были для живописца уголки родной природы: окрестности Звенигорода, рязанские места, Таруса. Здесь он получал самые сильные импульсы, побуждающие браться за кисть и переносить на холсты чудесные виды. После 1910 года художник прекратил работу с натуры, стал писать по памяти или придуманные пейзажи, всё то, что некогда очаровало и впечатлило, что хотелось запечатлеть.
Литература
- Документы
- Ленинградский государственный театр Комедии : Сезон / : сборник / Под ред. В. Б. Боровецкого; издание Ленинградского государственного театра комедии. — Л. : Гос. театр комедии, 1940. — 72 с.
- Исследования
- Бартошевич А. А. Н. Акимов — художник / А. Бартошевич. — Л. : Ленингр. отд-ние Худож. фонда СССР, 1947. — 56 с., 27 л. портр.
- Миронова В. Художник Н. П. Акимов : Начало // Имена. События. Школы : Страницы художественной жизни 1920-х годов : сборник статей / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т истории искусств ; . — СПб. : РИИИ, 2007. — С. 136—150. — 200, с. — ISBN 5-86845-120-1.
- Сыркина Ф. Я. Театральный плакат Н. Акимова : [Альбом / Ред.-сост. И. Н. Бурлак ; Вступ. статья Ф. Я. Сыркиной]. — Советская Россия, 1963. — 40 с.
- Эткинд М. Г. Н. П. Акимов — художник / Марк Эткинд. — Л. : Художник РСФСР, 1960. — 150 с.
- Эткинд М. Г. Николай Акимов : Сценография, графика : альбом / М. Эткинд. — М. : Советский художник, 1980. — 135 с.
- Янковский М. О. Ленинградский театр комедии / М. О. Янковский. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1968. — 178 с., 35 л. ил.
- Словари и энциклопедии
- Ракитин В. И. Акимов Николай Павлович // Энциклопедия русского авангарда : Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М. : RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I : Биографии. А—К. — С. 12—13. — ISBN 978-5-902801-10-8.
- Syrkina F. Ja. Akimov, Nikolaj Pavlovič / F. Ja. Syrkina // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker : / Saur; . — Nachdr. d. Erstausg. Leipzig, Seemann, 1983. — München, Leipzig : Saur, 1992. — Bd. 1 : A — Alanson. — S. 713–714. — LI, 744 S. — ISBN 3-598-22740-X. — ISBN 3-598-22741-8 (Bd. 1). — OCLC .
IЖИВОПИСНОЕ, ГРАФИЧЕСКОЕ(К классификации понятий)
Наша современная художественная действительность настолько усложнилась,
а с другой стороны, настолько дифференцировалась, что определить даже такое,
казалось бы основное, но общее понятие, как «живопись» представляется не таким
то легким. Ему придают и широкое и узкое значение. Во первых, приходится
выделить ее, как особое искусство, из всей группы пространственных искусств, во
вторых, определить ее специфические особенности.
Условимся считать живописью только искусство на плоской
поверхности и не относить к ней ни татлинский «контр-рельеф», ни раскрашенный
барельеф, ни все прочее выступающее за плоскость с целью играть самыми
пространственными формами.
Но и в этой группе плоскостных искусств не все еще будет
«живописью» в узком специфическом смысле этого слова. Сюда будут относиться и
«живопись», и рисунок, и графика. Пожалуй, основным элементом, на котором можно
строить определение живописи будет цвет. Тогда «живописью» в настоящем значении
этого слова можно будет назвать: построение иллюзорного третьего измерения на
плоскости двухмерного пространства при помощи цвета.
Свет и тень, свет и цвет — две основных пары понятий, с
которыми приходится здесь оперировать. В пределах первой пары (свет и тень)
приходится искать определения понятий рисунка и графики, а собственно
«живописи» в пределах второй пары (свет и цвет).
Там, где художник оперирует с цветом только как с тенью, где
его интересует переход из цвета в цвета, цвета из тона в тон, соотношения этих
цветов — он выступает как рисовальщик или график. Он является живописцем в
полном смысле этого слова только тогда, когда его интересует цвет как таковой,
когда оперирует им с целью построения трех пространственных измерений.
Между же рисунком и графикой разница лежит в отношении
художника к его средствам пластической выразительности. Там, где он обращается с линией,
пятном (т. е. опять таки с «тенью») как со средством для иллюзорного
построения в трех измерениях — он выступает как рисовальщик. Где его
интересует пятно и линия, как цель в распределении на поверхности двух
измерений — все равно, будут ли эти линии и пятна цветными или нет, где он
прежде всего занят соотношением этих пятен на поверхности, он выступает как
график.
Акимов, как это хотелось бы показать ниже, в этом смысле
является прежде всего рисовальщиком и графиком, а потом уже живописцем.
Николай Устинов / О жизни и творчестве
- Богатырёва, Н. Рыцари детской книги / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2008. — №8–9. — С. 42.
- Богатырёва, Н. Лучше книг могут быть только книги : о российских писателях и художниках, включённых в Почетный Список IBBY — 2016, в том числе Н. А. Устинове / Н. Богатырёва // Читаем вместе. — 2016. — № 10. — С. 2.
- Герасимова, Н. Хозяин зелёного слона : художнику Н. А. Устинову — 75 лет / Н. Герасимова // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 59–64.
- Линкова, И. Юрий Коваль. Полынные сказки : о книге Юрия Коваля «Полынные сказки» с иллюстрациями Николая Устинова Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
- Малая, С. Николай Устинов: о природе, о людях, о себе Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
- Орлова, Е. О. Детская книга: включение школьника в диалог писателя и художника / Е. О. Орлова // Начальная школа. — 2019. — № 2. — С. 45–50. — (Современное языковое и литературное образование).
- Погудина, Т. Художник-иллюстратор детской книги Николай Устинов / Т. Погудина // Детская роман-газета. — 2012. — № 12. — С. 17–20.
- Почётный диплом IBBY : наши соотечественники в Почётном списке — 2016 Международного совета по детской и юношеской книге // Библиотека в школе : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2016. — № 11–12. — С. 32. — Ил. — Фот. — (Остров сокровищ) (Вахтенный журнал).
- Устинов Николай Александрович Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
- Устинов, Н. А. Хозяин зелёного слона : художнику Н. А. Устинову — 75 лет / Н. А. Устинов ; беседу вела Н. Герасимова // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 59–64. — Портр. — Ил. — (Чтение художественной литературы).
- Чижиков, В. А. Удивительный художник и человек : Н. А. Устинову — 80 лет / Виктор Александрович Чижиков ; материалы подготовлены Н. Герасимовой // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 7. — С. 42–45. — Ил. — Фот. — (Речевое развитие).
- Шеваров, Д. Рассказать, что солнце встало! : об открытии в Российской государственной детской библиотеке юбилейной выставки одного из самых блистательных иллюстраторов русской поэзии Николая Устинова / Д. Шеваров // Российская газета. — 2012. — 1 нояб. — С. 30. — Портр.
- Шульгин, А. Сказочные будни Николая Устинова : письмо другу / А. Шульгин // Юный художник. — 2015. — № 7. — С. 34–35.— Ил.
- Юбилей художника. «Воздух и свет». Интервью с Николаем Устиновым Электронный ресурс — Режим доступа: Открытый доступ — (Дата обращения: 19.06.2019).
Биография
Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля (2 мая) 1884 в семье художника П. А. Крымова, писавшего в манере «передвижников». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. Брат известного хирурга — А. П. Крымова.
В 1904 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907-1911 — в пейзажной мастерской А. М. Васнецова. Участник выставки «Голубая роза» (1907), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928) значительную часть года в Тарусе.
Уже в ранних своих работах примкнул к символизму — в том числе и в качестве графика-оформителя журнала «Золотое руно» (1906-1909). Натурные впечатления в ту пору порой претворялись у него в зыбкое красочное марево, напоминающее скорее гобелен, чем картину («Под солнцем», 1906, Русский музей). Позднее краски и формы обретают у Крымова все большую материальную предметность, однако природа, чаще всего безлюдная, пребывает не менее поэтической («Желтый сарай», 1909, Третьяковская галерея; «Утро», 1916, Ярославский художественный музей). Безыскусная простота типичных среднерусских мотивов соединяется в «классических», тарусских картинах мастера («Речка», 1926; «У мельницы», 1927; обе в Третьяковской галерее) с ясной гармонией композиции и особой системой «общего тона», переводящей ландшафт в сферу чисто эстетического созерцания. Считая сутью живописи не краску, а именно тон (наполняющий цвет светом), Крымов предлагал в качестве идеальной точки отсчета горящую спичку на фоне ярко освещенной солнцем стены. Изложил свои теоретические взгляды в статье «О Левитане» (1938).
Внес значительный вклад в сценографию, оформив во МХАТе «Горячее сердце» (1926) и «Таланты и поклонники» (1933) А. Н. Островского, а также «Унтиловск» Л. М. Леонова (1928). В 1919-1930 много работал и как педагог — в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С. П. Викторов, Ю. П. Кугач, Ф. П. Решетников, Н. К. Соломин.
4. Режиссёрские работы
4.2. Новый театр / Ленинградский театр имени Ленсовета (1951 — 1956)
- 1952 — «Весна в Москве» В. М. Гусева
- 1952 — «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина
- «Европейская хроника» А. Н. Арбузова
- 1954 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина
4.3. Ленинградский театр Комедии
- 1936 — «Собака на сене» Лопе де Вега
- 1937 — «Школа злословия» Р. Б. Шеридана
- 1937 — «Терентий Иванович» Ю. М. Свирина
- 1938 — «Двенадцатая ночь» Шекспира
- 1939 — «Валенсианская вдова» Лопе де Вега
- 1939 — «Страшный суд» В. В. Шкваркина (совместно с П. Сухановым)
- 1940 — «Тень» Е. Л. Шварца
- 1940 — «Скончался г-н Пик» Шарля Пейрэ-Шапьюи (совместно с И. Ханзелем)
- 1956 — «Обыкновенное чудо» Е. Л. Шварца
- 1957 — «Повесть о молодых супругах» Е. Л. Шварца
- 1957 — «Кресло № 16» Д. Б. Угрюмова
- 1958 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
- 1959 — «Рассказ одной девушки» А. Тверского
- 1960 — «Тень» Е. Л. Шварца (вторая редакция)
- 1962 — «Дракон» Е. Л. Шварца
- 1962 — «Дон Жуан» Дж. Байрона
- 1962 — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, А. М. Бонди
- 1964 — Двенадцатая ночь Шекспира (вторая редакция)
- 1966 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина
- 1967 — «Звонок в пустую квартиру» Д. Б. Угрюмова
- 1967 — «Ничего не случилось» М. М. Гиндина и Г. Рябкина
Талантливый сценограф
Получив школьный аттестат, Дмитрий пошел постигать азы сценографического искусства в Школу-студию МХАТ на постановочный факультет. По окончании вуза в 1976 году Крымов устроился сценографом в театр на Малой Бронной. Здесь он принимал участие в оформлении целой серии спектаклей, поставленных отцом: «Отелло», «Лето и дым», «Продолжение Дон Жуана», «Месяц в деревне». Кроме того, он оформил несколько постановок МХАТ им. Чехова — «Живой труп», «Тартюф», «Попытка полета». В разное время Дмитрий Анатольевич успел потрудиться во многих столичных театрах, в том числе театре эстрады, ЦДТ, театре им. Моссовета, театре им. Маяковского и других. Кроме того, Крымов плодотворно сотрудничал и с театрами других городов Советского Союза — Таллина, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда.
В 90-е годы после скоропостижной кончины отца, а затем и матери он ушел из театра. Тогда казалась, что насовсем, так как театр бил по живому — с ним были связаны самые главные потери и глубокие разочарования. В промежутке между служением Мельпомене Крымов всерьез занялся станковым искусством и с головой ушел в графику, живопись и инсталляцию. Его картины выставлялись в Русском музее, музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и на площадках ряда зарубежных стран. Также работы автора есть в частных собраниях у коллекционеров из Израиля, Германии, США.
Но жизнь заставила вернуться туда, где он нашел призвание, и Дмитрий Анатольевич не стал вновь искушать судьбу. На сцене театра им. Станиславского он неожиданно для многих ставит «Гамлета», а затем идет преподавать в ГИТИС, где окончательно осознал потребность в театральном искусстве.
Николай Устинов / Выставки
- 1961 год — выставка дипломных работ в Российской Академии художеств.
- 1965 год — выставка к 40-летию журнала «Мурзилка». Выставочный зал на ул.Горького.
- 1973 год — выставка на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.
- 1974 год — выставка к 50-летию журнала «Мурзилка». Москва-Ленинград.
- 1972 год — выставка к международному совещанию по детской книге. Выставочный зал на Гоголевском бульваре.
- 1977 год — выставка Ю. Копейко, Г. Макавеева, Ю. Молоканова и Н. Устинова. Выставочный зал Союза Писателей.
- 1979 год — книжная выставка в Сокольниках.
- 1980 год — Всесоюзная книжная выставка в ЦДХ, Крымский вал.
- 1980 год — выставка Советской детской книги в г. Дакаре, Сенегал.
- 1987 год — персональная выставка в г. Штутгарт, ФРГ.
- 1997 год — персональная выставка в Российской государственной детской библиотеке (совместно с Юлией Устиновой).
- 2000 год — персональная выставка в «Нашем наследии».
- 2002 год — выставка анималистов Москвы и Санкт-Петербурга. Манеж,Санкт-Петербург.
- 2002 год — персональная выставка к 65-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
- 2007 год — персональная выставка к 70-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
- 2010 год — персональная выставка «Андерсен» в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Москва.
- 2012 год — персональная выставка к 75-летию народного художника РФ Николая Устинова. РГДБ, Москва.
- 2018 год — персональная выставка «Никола Летний» в РГДБ к 80-летию народного художника РФ Николая Устинова.
Награды, премии, достижения
- В разные годы Устинов принимал участие во всех без исключения московских, республиканских и всесоюзных выставках художников-графиков. Награждён дипломами I и II степени многих всесоюзных и российских конкурсов книги.
- В 1979 году Николай Устинов удостоен звания Заслуженный художник РСФСР.
- В 1996 году за многолетнюю работу в детской книге Устинов был награждён Золотой медалью Российской Академии художеств.
- В 2000 году Николаю Устинову присвоено звание народного художника Российской Федерации.
- В 2007 году Устинов стал лауреатом IV Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса» в номинации «Иллюстрированная книга» за сборник стихов русских поэтов о природе «Листопад» («Московские учебники», 2007).
- В 2012 году на V Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации «Образ книги» Николаю Устинову вручили Специальный диплом «За особый вклад в искусство книжной иллюстрации, верность эстетическим принципам».
- В 2016 году имя Николая Устинова внесено в Почётный список Международного совета по детской книге (IBBY Honour List) за иллюстрации к сборнику «Листопад» («Москвоведение», 2014).
народный артист СССР
(16 апреля 1901 — 06 сентября 1960)
Театральный режиссер и художник, народный артист СССР.
В 1935-49 и с 1956 г. главный режиссер Ленинградского театра Комедии. С 1960 года — профессор Ленинградского театрального института.
Н.П. Акимов родился 16 апреля 1901 года в Харькове. В Петербурге прошли годы учения — в Новой художественной мастерской (1916-1918) и во ВХУТЕМАСе (1922), где преподавали М.В.Добужинский, А.Е.Яковлев, В.И.Шухаев.
В 1923 году начал работать как книжный график и художник театра. Первые спектакли оформлял с режиссерами «левого» направления — Н.Евреиновым, Н.Петровым, К.Хохловым и др. В 1927 году в Ленинграде состоялась первая персональная выставка.
В 1932 году спектаклем «Гамлет» в театре им. Е.Вахтангова дебютировал как режиссер. С 1933 года работал главным режиссером Ленинградского Мюзик-Холла, где организовал Экспериментальную мастерскую, в которой работали Е.Юнгер, А.Бениаминов, Б.Чирков, Ю.Лавров.
С 1935 года возглавил Ленинградский театр Комедии.
Приглашение в театр Комедии на должность его руководителя было актом отчаяния: казалось, умирающему театру уже никто не поможет. Но то, что сделалось с театром уже через год работы в нем Акимова, превзошло всякие ожидания. Театр не просто воскрес. Он стал качественно другим. Случилось необыкновенное чудо.
Лидер по натуре, уникально одаренный художник, график, литератор, режиссер, оратор, организатор, — ренессансная личность, Акимов построил театр столь оригинальный, что даже вопреки нормам русского языка слово Комедия в названии театра стало писаться с заглавной буквы. Эта акимовская «К» и сегодня на программках спектаклей театра, носящего имя Акимова.
Новый стиль театра отразился на стиле его жизни. Акимовский театральный плакат стал неотъемлемой художественной частью спектакля, его изобразительной, не только рекламной информацией. Всевозможные выставки в фойе театра раскрывали новые тайны создания той или иной постановки.
К наиболее удачным, этапным спектаклям стали издаваться брошюры, включающие в себя текст пьесы, статьи создателей режиссеров, художников, переводчиков, — фотографии актеров-исполнителей, театральные программки, эскизы костюмов и декораций.
Первый этап в создании нового театра для Акимова был связан с воплощением на сцене высокой зарубежной классики. Творческий альянс с великолепным переводчиком и другом М.Л.лозинским помог режиссеру заново открыть не только ранее не переведенные пьесы, но и уже известные. Это «Собака на сене» (1936 г.) и «Валенсианская вдова» (1939 г.) Лопе де Веги, «Школа злословия» Шеридана (1937 г.) и «Двенадцатая ночь» Шекспира (1938 г.). Эскизы костюмов Акимова являлись также и портретами актеров, выбранных на данную роль. Так что, по словам Акимова «рисование сценического костюма переросло в рисование сценического образа».
Острая выразительность «живописной режиссуры» Акимова, искусство замечательных актеров труппы театра, кропотливо подобранной режиссером, открыли зрителю совершенно новый тип профессионального демократического театра комедии. Ошеломительный успех его спектаклей создал устойчивую славу театру не только в нашей стране. Здесь работали такие замечательные актеры. как Л.П.Сухаревская, Б.М.Тенин, И.М.Суханов, Г.А.Флоринский, Л.К.Колесов.
Уязвимость театра «одного жанра» подвигли Акимова создать при театре в конце 50-х годов литературное объединение. Так театр стал лабораторией современной комедии, откуда вышли впоследствии известные литераторы В.Константинов, Б.Рацер, А.Тверской, Д.Угрюмов, Д.Аль, Л.Раков и др. В довоенный период постоянными авторами театра были В.Шваркин, М.Зощенко, Ю.Герман, А.Арбузов.
Во время войны, в осажденном Ленинграде и позже, в эвакуации Акимов не покидал своего театра. В тот период театр сыграл 16 премьер, в том числе «Питомцы славы» А.Гладкова (1941 г.) и «Дракон» Е.Шварца (1944 г.). Последний был запрещен цензурой и возобновлен лишь в 1962 году. В 1949 году «за формализм в искусстве» и «западничество» Акимов был отстранен от руководства театром. Именно в этот период жизни он создал на сцене театра им.Ленсовета знаменитые спектакли сатиры — «Дело» А.Сухово-Кобылина и «Тени» М.Салтыкова-Щедрина. Ирония сменилась сарказмом, когда речь шла о бюрократической системе, обезличивающей человека. Возвращение его в 1956 году в свой дом ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» любимого драматурга Е.Л.Шварца.
Умер Акимов в сентябре 1968 года, в номере московской гостиницы, во время гастролей театра.
Незаконченной осталась акимовская постановка пьесы Шекспира «Конец — делу венец».