Архип куинджи

Последние годы и трагический уход

Несмотря на востребованность своей профессии театрального художника-оформителя, персональные выставки и всеобщий успех во Франции, жизнь Николая Львовича оборвалась по его собственному желанию.

Возможно, не желая страдать из-за онкологического заболевания, Двигубский свёл счёты с жизнью, выстрелив себе в грудь. Перед этим роковым решением художник написал свою последнюю картину — это был необычный автопортрет, на котором он как будто исчезает.

Всё случилось в октябре 2008 года. Николаю Львовичу был 71 год.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

  • 2021-07-22T11:15:20+00:00

    очень все печально закончилось жаль.

  • 2020-11-08T15:09:19+00:00

    Светлая память и вечный покой рабу Божию Николаю…

Шесть лет в лагере, ссылка в Инту, реабилитация, работа над воспоминаниями

После ареста Арцыбушева поместили на Лубянку, где он находился 8 месяцев. За это время он прошёл все круги ада, о чем позже он написал в своих воспоминаниях. В 1946 году 30 ноября он был приговорён решение Особого совещания при МГБ к шести годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

После этого он должен был отправиться в вечную ссылку за полярный круг в Инту Коми АССР. Такой суровый приговор последовал потому, что в ходе допросов из свидетелей по делу было выбито признание о том, что Алексей Петрович готовил «свержение советской власти и восстановление в стране монархии».

Из лагеря его освободили в 1952 году. Пришлось сразу же являться в комендатуру Инты, где ему объявили о том, что он остаётся здесь отбывать вечную ссылку. В любом случае режим здесь был значительно легче по сравнению с лагерями. Ссыльным давали вид на жительство и позволяли самостоятельно трудоустраиваться.

Голгова. Алексей Арцыбушев. Рисунок выполнен в ИТЛ в Инте около 1954 года. В этом городе Алексей Петрович Арцыбушев отбывал вечную ссылку.

Арцыбушев устроился работать в Дом культуры дворником. Кроме того, здесь он работал и художником, например, вместе с Кириллом Ройтером создавал гипсовые памятники советским деятелям. Роспись стен ресторана в Инте позволила заработать ему деньги на строительство из подручных материалов дома.

В Инте будущий монах встречался со ссыльными, вел работу по помощи им. Даже в самые сложные моменты он не прекращал вести церковную жизнь: молился, посещал тайные богослужения, отмечал христианские праздники и т.д. Сюда к нему приехала его жена Варвара и родилась дочь Марина.

А.П. Арцыбушев. Автопортрет. 1947 год. Так выглядел Алексей Петрович во время отбывания срока в лагерях.

В 1954 году ссылка была отменена и, продав дом, а также получив паспорт, Алексей Петрович с семьей уехал в Москву. Здесь мытарства продолжились, так как семья жила в Москве, а ему самому, как бывшему ссыльном, необходимо было жить за 101 километром.

Полное же освобождение пришло только в 1956 году, когда Арцыбушева реабилитировали. После реабилитации он стал членом Союза художников, в девяностых годах участвовал в реставрации Троицкого собора Дивеевского монастыря.

В 2009 году Алексея Петровича приняли в ряды Европейской академии естественных наук. В этом же году наградили медалями Иоганна Вольфгана Гёте и Леонардо да Винчи.

В 2010 году художнику вручили орден чести «За литературное творчество».

Видеоролик: «Авантюрист Арцыбушев». В нём Алексей Перович Арцыбушев рассказывает о своём отношении к процессу канонизации новомучеников и исповедников российских.

7 сентября 2017
в этот день умер Алексей Петрович Арцыбушев

За три года до этого он принял тайный монашеский постриг и постригся под именем Серафима. До конца жизни живой свидетель истории церкви вёл активную жизнь, так, кроме написания книг о годах гонений на церковь, он также активно участвовал в работе комиссии по канонизации новомучеников и исповедников российских.

Он доказывал, что в вопросах канонизации нельзя слепо доверять документам следствия, которые сфабрикованы и подписаны обвиняемыми под пытками.

Смерть и наследие

Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.

Аполлон и Дафна, 1908

Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.

При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).

Семья и личная жизнь Николая

Любовные истории Никаса – настоящая радость для желтой прессы. Мастер не скрывает своих романов, с удовольствием рассказывает о пассиях – нынешних и прошлых. Отношения с Татьяной Васильевой в свое время обсуждала вся страна, оба и сейчас нередко вспоминают о любовной связи, дополняя историю новыми подробностями.

Официальных браков у известного сердцееда было два. Первой супругой молодого человека стала югославская гражданка по имени Драгана, в 1984 году они расписались в ЗАГСе Москвы и отбыли на родину девушки. Но спустя 3 недели Никас сбежал от жены.

Второй раз художник пошел под венец с итальянкой Франческой, которая родила ему сына Стефано. Официально отношения продолжались 13 лет, но фактически супруги расстались, когда мальчику было 4 месяца. Сафронов уехал из Италии, где они жили, сына долгие годы не видел, хотя постоянно поддерживал материально.

Бывшая жена с сыном переселились в Лондон, художник увидел парня, когда приезжал в британскую столицу по делам. С тех пор отношения со Стефано наладились.

Внебрачные дети

Бурная личная жизнь и постоянные перемещения по миру привели к тому, что у художника оказались дети в разных уголках планеты. Недавно, задумавшись о том, кому оставить свое немалое состояние, Сафронов решил собрать всех отпрысков, предварительно проведя тест на отцовство. На сегодняшний день подтвержденные внебрачные дети:

  • Дмитрий Цыбульский, 1985 – родился в Вильнюсе, живет в Таллинне;
  • Лука Затравкин, 1990 – москвич;
  • Александр Филимоненко – москвич;
  • Ландин Сороко, 1999 – Австралия.

Убедившись в отцовстве, Никас принял всех сыновей, но готов и дальше искать своих отпрысков. Художник говорит, что много занимается благотворительностью, почему бы не помочь и своим детям.

Гражданская жена

Подруга мастера моложе своего избранника на 40 лет, ее зовут Мария. Никас представил девушку как свою гражданскую жену. Маша – личность непубличная, занимается работой с глухими. Огромная разница в возрасте Сафронова не беспокоит, узами нового брака он себя пока связывать не собирается.

Краткая биография

  • В 1949 году Евгений поступил в Свердловское художественное училище на кафедру живописи. Перед этим он окончил курс школы в учебном заведении при заводе. Правда, Евгений с детства мечтал стать скульптором, но, как выяснилось уже при поступлении, такой специальности в Свердловском училище не было.
  • В 1952 году юный живописец блестяще закончил курс. Одаренный художник решил продолжить обучение.
  • В том же 1952 году он приехал в Северную столицу и поступил в престижное по тем временам Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).
  • В стенах «Мухинки» начинающий творец провел 6 лет и выпустился в 1958 году.
  • В отличие от многих сокурсников, Широков не остался в столице, а отправился нести свет искусства в провинцию. Практически случайно по дороге в Свердловск Евгений остановился у друга-живописца в Перми и…остался там на всю жизнь. Служителя муз вдохновляла суровая и прекрасная природа Прикамья, близкие по духу личности, например, А.С. Солдатов, председатель совнархоза г. Пермь, который помогал начинающим художникам устраиваться на работу. Ко всему прочему, душой Евгения завладел пермский балет. Множество живописных полотен Широкова изображают изящных балерин во время тренировок и выступлений. Благодаря совершенному исполнению поз танцовщиц, Евгения Николаевича можно назвать «русским Эдгаром Дега».
  • Широков как художник был последователем «сурового стиля». Это течение в искусстве появилось во времена Оттепели 50-60-х годов. Оно возникло как противоположность соцреализму – «стилю Сталина», средству пропаганды, идеализирующему режим, превозносящему вождей. К «суровому стилю» относились члены группы «Семерка», братья Смолиновы и др. Один из основоположников течения, Алексей Бобриков, проводил аналогию между персонажами живописных полотен «сурового стиля» и пуританами – протестантами. И те и другие – люди возмужалые, волевые, привыкшие нести ответственность за свои решения, имеющие собственное мировоззрение, отличающееся от официального. Они направляли свои силы в общее русло, трудились на общее благо. Художники «сурового стиля» писали «героев своего времени» — обычных людей из низших слоев общества, воспевали их тяжелый труд и непоколебимую силу воли.
  • В 1979 году написана наиболее знакомая простому обывателю картина художника — «Друзья». По этому произведению часто пишут сочинения в школе. Картина изображает представления живописца о дружбе и обоюдной привязанности человека и четвероногого питомца. Между героями присутствует глубокая духовная связь. Они понимают друг друга без слов.
  • В 1969 году создан портрет писателя и драматурга Виктора Петровича Астафьева, выполненный Евгением Широковым и тоже принесший художнику успех. Картина воспринималась как образец портретного искусства, ценилась не только российскими, но и зарубежными искусствоведами. Сейчас она расположена в Третьяковской галерее.
  • Широков всегда был признанным деятелем искусства. Одно за другим он получал:
    • В 1968 году — звание Заслуженного художника РСФСР.
    • В 1976 году — Народного художника РСФСР.
    • В 1986 году — Народного художника СССР.
  • Помимо этого, он был награжден званием Почетного гражданина Перми и Пермской области, получал грамоты от Министерства культуры и даже от Верховного Совета СССР (1973 год).
  • Огромное значение Широков придавал сохранению живописной школы. «Нельзя стать мастером в искусстве, не впитав достижений предшественников».
  • С 1993 по 2017 год Евгений Николаевич преподавал в Пермском государственном институте искусств и культуры. В последние годы жизни он даже больше занимался преподавательской деятельностью, чем созданием художественных произведений. Профессор Широков видел свою миссию в том, чтобы открывать новые таланты. Он говорил: «каждый ученик — индивидуальность, и эту индивидуальность надо поддерживать».
  • Евгений Николаевич самостоятельно разрабатывал учебную программу для ПГИИКа, основал кафедру портретной живописи.
  • За всю свою карьеру в институте Широков выпустил 46 студентов. 18 из них удостоились чести вступить в Союз художников России.
  • 31 декабря 2017 года Евгений Николаевич умер в возрасте 86 лет. Смерти предшествовала продолжительная болезнь.

Художник Евгений Широков

Краткая биография

  1. В 1865 г. молодой человек приехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Только с третьей попытки, после создания картины «Татарская сакля в Крыму», начинающему живописцу было присвоено звание свободного (неклассного) художника.
  2. А в 1870 г., после подачи прошения в совет учебного заведения, Куинджи удалось стать вольнослушателем Академии.
  3. Летом 1870 г. художник посетил остров Валаам и так был впечатлён красотой местной природы, что возвращался сюда не единожды, писал пейзажи. Один из них «На острове Валааме», написанный в 1873 г., стал первой картиной мастера, которую приобрёл для своей галереи Павел Третьяков.
  4. Во время учёбы Архип познакомился с передвижниками, чьи идеи молодому художнику оказались близки. Под их влиянием в 1872 г. Куинджи написал картину «Осенняя распутица», которая принесла ему звание классного художника.
  5. В том же духе автор создал ещё 2 работы: «Забытая деревня» (1874 г.) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875 г.). Все 3 картины объединяли мрачный колорит, стремление изобразить окружающую действительность, социальная тематика. Картины были представлены на выставке передвижников и имели большой успех. Добившись признания, художник перестал посещать Академию.
  6. В 1874 г. за картину «Снег» Куинджи был награждён бронзовой медалью международной лондонской выставки.
  7. В 1875 г. на очередной выставке передвижников художник представил картину «Степи», принятую публикой очень благосклонно. В этом же году живописец стал полноправным членом Товарищества передвижных художественных выставок, хотя уже начал охладевать к их идеям и искать свой путь.
  8. В следующем году всеобщее восхищение вызвала работа мастера «Украинская ночь». С этой картины начался период творческих поисков художника, называемый исследователями «романтическим». Куинджи много работал с цветом, пространством, искал новые выразительные средства, добиваясь особой глубины, яркости и некоторой декоративности изображения.
  9. В 1878 г. Архип Иванович участвовал во Всемирной парижской выставке. Оригинальный стиль его произведений вызвал восторг у публики и критиков.
  10. В этом же году художник приступил к работе над картиной «Вечер на Украине», создание которой заняло у мастера более 20 лет.
  11. Художник тщательно изучил принципы импрессионизма и переосмыслил их в своём стиле. Это хорошо видно на полотнах 1879 г.: «Север», «После дождя», «Берёзовая роща».
  12. В конце 1879 г. Куинджи, поругавшись с М. К. Клодтом из-за критической статьи последнего, вышел из Товарищества передвижников. Но со многими членами этого общества художник сохранил дружеские отношения.
  13. В 1880 г. в Обществе поощрения художеств была устроена выставка одной картины – «Лунной ночи на Днепре». Под руководством живописца все окна в зале были задрапированы, а само полотно освещено электрическим лучом. Выставка имела грандиозный успех и стала настоящей сенсацией в обществе. Художник, применяя новые красочные пигменты, сумел добиться невиданного ранее цвета. Правда, со временем картина потемнела, т.к. новые краски оказались нестабильны, но смотрится она по сей день эффектно. С этой работы начался новый, «философский», период в творчестве мастера.
  14. В 1881 г. с таким же успехом прошла моновыставка картины «Берёзовая роща». А представленная год спустя работа «Днепр утром» была принята публикой прохладно.
  15. Следующие 20 лет стали годами затворничества художника. Находясь на пике славы и, по-видимому, устав от суеты, восторженных и критических замечаний в свой адрес, он удалился от общественной жизни. Уединившись в своей мастерской, он много работал, но никому не показывал свои произведения. В этот период мастер создал более 300 графических и около 500 живописных работ и эскизов.
  16. В 1886 г. Архип Иванович приобрёл участок земли в Крыму. Через некоторое время он построил на этом участке имение, где часто проводил пленэрные занятия с учениками.
  17. В 1888 г. состоялась поездка Куинджи на Кавказ. Под впечатлением от путешествия Архип Иванович создал ряд романтических горных пейзажей.
  18. С 1884 по 1897 гг. Архип Иванович преподавал в Академии художеств и руководил пейзажной мастерской.
  19. В 1901 г. художник показал ученикам и друзьям несколько своих работ, среди которых были: законченный «Вечер на Украине» и «Христос в Гефсиманском саду».
  20. Осенью того же года состоялась последняя прижизненная выставка работ мастера.
  21. В 1908 г. Куинджи основал Общество поддержки художников, которому завещал своё крымское имение и большую сумму денег.
  22. В 1910 г. художник подхватил воспаление лёгких и тяжело заболел.
  23. 11 (24 по новому стилю) 1910 г. в возрасте 68 лет Архип Иванович Куинджи скончался.

Архип Иванович Куинджи

Фильмография Николая Двигубского

В фильмографию Николая Двигубского входит небольшое число картин, в том числе и мультипликационных, где он выступил в качестве художника.

  • «Дорога на фестиваль» — фильм Рениты и Юрия Григовьевых.
  • «Дворянское гнездо» — фильм Кончаловского.
  • «Дядя Ваня» — фильм Кончаловского.
  • «Визит вежливости».
  • «Зеркало» — фильм Тарковского.
  • «Сибириада» — фильм Кончаловского.
  • «Васса» — фильм Глеба Панфилова.
  • «Крылья дядюшки Марабу» — анимационный фильм.
  • «Легенда о Григе» — анимационный фильм.
  • «Сегодня день рождения» — анимационный фильм.

«Сибириада» (фильм Кончаловского) свела Николая Двигубского с другим художником — Адабашьяном, а в фильмах «Дорога на фестиваль» и «Дворянское гнездо» ему удалось сыграть небольшие роли.

Пшеничное поле с воронами (1890)

Чем знаменита эта картина?

В свои последние дни Ван Гог написал несколько изображений окружающих его пшеничных полей. Из них этот самый известный, но и самый мрачный. Кажется, это показывает чувство изоляции и одиночества, с тропой, заканчивающейся посреди поля, ведущей в никуда, окруженной воронами. Мрачный образ.Существует множество других интерпретаций картины — в том числе мысль о том, что в ней нет ни тени тревоги или отчаяния (Вальтер и Мецгер) — и, в конечном счете, нет способа узнать мотивы художника. Что мы знаем наверняка, так это то, что драматическая цветовая палитра, своего рода смесь Звездная ночь и Подсолнухи, делает эту картину одной из самых ярких и ярких картин Ван Гога.

Какая предыстория?

Завершенная в июле 1890 года, эта работа вполне могла быть последней работой Ван Гога — к сожалению, окончательных писем или записей по этому поводу нет. Факт остается фактом: эта картина была завершена в тот же месяц, когда Винсент выстрелил себе в грудь, рядом или в изображенном пшеничном поле. Невозможно смотреть на эту картину без этого мрачного осознания.

Память жива

Поэт не вернулся с поля боя… Молодой, сильный, жизнелюбивый… Он погиб, не раскрыв до конца силу поэтического дара. Но остался верен своему времени, своему воинскому долгу.

Майоров мог стать большим своеобразным поэтом. Об этом свидетельствуют сохранившиеся стихи, наполненные глубоким духовным смыслом и содержанием.

Все, что осталось от его наследия по крупицам, скрупулезно на протяжении нескольких десятков лет собиралось друзьями, знакомыми, библиографами. Опубликовывалось в областных газетах.

Бюст Николаю Майорову в Иванову

В Иванове улица, на которой жил Николай, была переименована в его честь.

И если при жизни Николай Петрович Майоров не был известен широкой аудитории читателей, то сегодня его творческое наследие по праву входит в число лучших произведений советской литературы. Стихи самобытного автора представлены в альманахах, хрестоматиях по литературе. Сам поэт является почетным членом Союза писателей России, правда, посмертно.

Последние новости

Творчество продолжает оставаться главным жизненным приоритетом Сафронова. Выставки его работ проводятся во всех известных музеях страны и за рубежом, новые полотна мастера по-прежнему волнуют публику.

Никас живет в центре столицы в роскошной квартире, занимающей 3 этажа, любит путешествовать по миру, подолгу останавливаясь в Италии и Великобритании. Занимается прикладным искусством – работает арт-директором и оформителем нескольких журналов. Созданные им принты украшают одежду, посуду, сумки и подарочные коробки шоколада.

Сафронов сумел создать свой стиль в живописи, написать картины, интересные публике во всем мире

Творчество и эпатаж превратили Никаса в популярную медийную личность, внимание к работам мастера не ослабевает долгие годы. О полотнах художника с одобрением отзываются профессионалы, а зрители принимают с восторгом

Детство и юность

Николай Майоров родился 20 мая 1919 года в небольшой деревне Дуровка, Симбирской губернии, в семье рабочего. Отец — Петр Максимович — плотник.  Мать — Феодора Федоровна — домохозяйка, занималась воспитанием детей.

Детские годы Коли прошли в селе Павликово, Гусевского уезда, Владимирской губернии, куда семья переехала летом 1919 года. Там мальчик закончил начальную школу. Впечатления тех лет: тяжелая деревенская жизнь, непосильный труд позднее найдут отражение в юношеских стихах.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, в 1929 году, семья Майоровых переехала в Иваново. В этом городке Николай получил аттестат об образовании. Начал писать первые стихи. Подростку очень хотелось, чтобы его произведения печатались в газетах. В 13 лет он отправляет первые литературные труды в Москву, в издательство «Художественная литература». Но редакция не оценила творчество начинающего автора, посчитав это детской забавой.

Зато в школе с должным вниманием относились к его поэтическому дару. Стихи Николая сверстники переписывали, передавали из рук в руки, учили наизусть, публиковали в стенных газетах

Мальчику пророчили большое будущее. Его поддерживали, им гордились.

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.

Прогулка короля

Купальня маркизы

Фантазия на Версальскую тему

Представление султанше

Людовик XIV кормит рыб

Король прогуливается в любую погоду

Прогулка короля

Прогулка короля

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.

Ораниенбаум

Аллея

Картины Петербурга

Парад при Павле I

Карнавал на Фонтанке

Ораниенбаум. Японский сад

Китайский павильон. Ревнивец

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.

Водный партер в Версале

Пруд в Версале

Фонтаны Версаля

Версаль

Версаль под дождём

Версаль. У Курция

Каштаны весной. Версаль

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.

Беседка в парке. Павловск

Петергоф

Петергоф

Большой дворец. Петергоф

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»

Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского

Итальянская комедия

Итальянская комедия

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

Талантливый историк

Александр Николаевич был не только талантливым художником, но и одаренным историком искусства и критиком. Во времена его юности еще не было истории искусства как самостоятельной дисциплины. Существовала только художественная критика, представленная жанрами очерка и аналитической статьи (чаще всего это были обзоры выставок).

Вид Монплезира и Екатерининского корпуса в Петергофе

Автор рано начал пробовать себя в написании серьезных искусствоведческих текстов. Широко известен уникальный случай, когда он захотел дополнить книгу Рихарда Мутера (1860—1909) «История живописи». При издании этой книги в России Александр Николаевич добавил к ней… главу об истории русской живописи. Ему показалось несправедливым, что изобразительное искусство России не нашло отражения на страницах такого серьезного капитального издания. Текст был написан очень талантливо и выдержал соперничество с оригинальной манерой Мутера.

Фонтан

Это был беспрецедентный пример дополнения книги иностранного автора. В советское время книги западных авторов (не только искусствоведов, но и философов и литературоведов) часто снабжали огромными предисловиями и послесловиями, в которых давалась критическая оценка зарубежным эстетическим теориям. Но случаев написания отечественным автором главы как инициативного дополнения к зарубежной искусствоведческой книге больше не было. Бенуа создал уникальный прецедент. Впоследствии к этому талантливому труду прибавились другие специализированные тексты об искусстве. Некоторые работы автора публиковались в СССР даже тогда, когда он покинул страну.

После революции художник много работал как иллюстратор и сценограф. В течение нескольких лет он заведовал картинной галереей Эрмитажа. Современная эрмитажная экспозиция во многом базируется на принципах, разработанных Александром Николаевичем, и эти принципы выдержали испытания временем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: