Начало пути
Художник появился на свет в семье известного гравера в Москве в 1859 году 13 декабря. Когда пришло время учиться, он поступил в училище. Его учителями стали В.Г. Перов и И.И. Прянишников. В конце обучения он написал картину «Нищие на паперти», за которую ему присудили серебряную медаль.
Художник очень хотел продолжить учебу в стенах Академии, но серьезно заболел отец, и от учебы пришлось отказаться. Николай Алексеевич был вынужден заниматься проблемой заработка для семьи, поэтому он на несколько лет отошел от серьезных занятий живописью.
Однако, он не бросил изобразительное искусство, чтобы зарабатывать деньги, он пошел работать в одно из издательств. Здесь художник смог проработать около 30 лет. За это время он принял участие в создании «Русской истории в картинах», разработал первый календарь для использования на столе и очень много работал в других проектах.
К 1890 году он, наконец, получает возможность участвовать в одной из передвижных выставок. Для нее он написал небольшую картину «Перекупка». Участие в выставке дает художнику вдохновение на возобновление творческого пути.
Касаткин Николай Алексеевич (1859-1930)
Н. А. Касаткин впервые в истории русской
традиционной живописи создал, еще в начале 1900-х гг., своеобразную
галерею образов-типов рабочих, революционеров-пролетариев, за что
был ценим и оберегаем молодой советской властью, возведен в
патриархи живописного социалистического реализма, одним из первый
удостоился звания (1923) «народный художник республики».
Сын видного московского гравера А. А. Касаткина,
он учился в МУЖВЗ (с 1873) у В. Г.
Перова и И. М. Прянишникова.
Получил в 1883 г. высшую награду училища — большую серебряную медаль
и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти».
После окончания училища Касаткина пригласил
на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д.
Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в
создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря
и др.
Художник, безусловно, испытывал огромное влияние
Л. Н. Толстого, знакомство с которым произошло в начале 1880-х гг
Теплые дружеские отношения скреплены были обоюдным интересом и
вниманием к творчеству друг друга, к социальным аспектам жизни
общества. Вероятно, этим можно объяснить и непременную
литературность сюжетов произведений Касаткина
С 1891 г. художник становится членом ТПХВ и
постоянным участником выставок этого объединения. Именно в этот
период определяется главная тема в творчестве Касаткина — жизнь
рабочих и городской бедноты. Он пишет картины «Семья рабочего»
(1891), «Тяжело (Буревестник)» (1892), «В коридоре окружного суда»
(1897, удостоена серебряной медали на Всемирной выставке в Париже
1900 г.), «Арестантки на свидании» (1899)и др.
С 1894 г. началась преподавательская
деятельность Касаткина в МУЖВЗ, длившаяся более двадцати лет (до
1917). Художник пользовался любовью и уважением студентов. Среди его
учеников такие известные впоследствии мастера, как
Б. В. Иогансон,
В. В. Мешков и др. В 1892-97 гг., после нескольких поездок в Донбасс
и на Урал, Касаткин создает знаменитую «шахтерскую» серию картин:
«Шахтерка» (1894), «Углекопы. Смена» (1895), «Шахтер-тяголыцик»
(1896), «Кузница» (1897), «Уральский рабочий» (1899), «В семье
рабочего» (1890-е) и др.
Художник откликается на события революции 1905
г., написав ряд революционно-романтических произведений:
«Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона», «Беззаветная
жертва революции», «Студент», «После обыска» (все 1905). Эти и
другие работы Касаткина стали на долгое время образцами для
художников — приверженцев соцреализма.
В 1906 г. Касаткин посетил Финляндию,
Норвегию, Швецию. В 1908-10 гг. путешествовал по Италии и Турции,
много и плодотворно работая. После Октябрьской революции Касаткин
активно включился в общественно-культурную деятельность: оформлял
массовые празднества, был художником-инструктором отдела народного
образования Сокольнического районного совета (с 1918), создал
районную художественную студию для рабочих, преподавал.
В 1920-х гг. писал портреты-типажи: «За учебу» (1925), «Герой
обороны СССР», «Комсомолка-пионервожатая», «Комсомолка-рабфаковка»
(все конца 1920-х). В 1930 г., давая пояснения в Музее революции к
своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно
скончался. В истории советского искусства осталась легенда о
художнике, творившем «как надо», художнике — символе
социалистического реализма.
биография
Молодость
Николай Кассаткин родился 25 декабря 1859 г.в Москве. Он сын гравера Алексея Кассаткина.
Николай Кассаткин в 16 лет, картина Василия Перова
С 1873 по 1893 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавали Амбуланты, в том числе Илларион Пряничников и Василий Перов . В 1876 году его учитель Василий Перов написал его портрет (холст, масло, 40 х 31 см ), когда ему было всего 16 лет.
Кассаткин начал выставляться в 1880 году и стал часто посещать Леона Толстого, с которым он подружился и много разговаривал.
В 1883 году, после десяти лет обучения, он окончил школу со званием живописца, награжденным высшей наградой: серебряной медалью за композицию «Нищие под церковным притвором».
Мероприятия
С 1882 по 1917 год он работал в литографической школе крупнейшего российского издательства, Сытинского дома в Москве, участвуя, в частности, в выпуске «Истории России в образах», работая над первым настольным календарем, юбилейным изданием. посвящен пятидесятилетию крестьянских реформ. С 1889 по 1894 участвовал в выставках, организованных Обществом любителей художеств в Москве.
В 1891 году он стал постоянным членом ассоциации передвижных художественных выставок. Под влиянием обучения, данного его мастерами, он, как и они, писал жанровые сцены, темы которых — жизнь бедняков в городе: например, «В рабочей семье» в 1890 году, «Сражения» в 1890 году, «La calomnie» в 1891 году. , «Семейные дела» 1891 года.
В 1894 году он вернулся в школу, где продолжил учебу и преподавал там до 1917 года, где преподавал, в частности, Бориса Владимировича Иогансона, Василия Васильевича Мечкова, Константина Юона . В 1894 и 1895 годах он совершил несколько поездок на Донбасс и на Урал, где внимательно наблюдал за жизнью и работой горняков, особенно, о чем свидетельствуют некоторые названия произведений того времени: «Оврие ранен (Т ‘тяжело!) »В 1892 году,« Горняк »в 1894 году,« Шахтерская бригада »в 1895 году. В 1897 году он написал« В зале окружного суда », с чем получил серебряную медаль на Всемирной выставке 1900 года в Париже и участвовал в Мюнхенская международная выставка.
В 1898 году он был назначен академиком, а в 1899 году продолжил свои «исследования» и свои описания мира труда, отправившись на Урал, где написал, например, «Рабочих Урала».
В 1903 году он стал действительным членом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
В 1905 году Революционные события дали ему возможность создать серию работ, относящихся к текущим событиям, которые сделали художника авангардом социалистического реализма. Например, «Ударник» , «Последние шаги шпиона» . В 1906 году отправился в Финляндию, Норвегию и Швецию, затем в Италию и Турцию между 1908 и 1910 годами.
В 1918 году он начал свою деятельность в качестве художника-инструктора в Сокольническом (районном) образовательном совете с создания художественной студии. С 1922 по 1926 год он вступил в Союз художников-революционеров, а в 1923 году получил звание Народного художника РСФСР .
В 1924 году, отправившись в Великобританию, он проехал через Гданьск, чтобы принять участие в социальной борьбе пролетариата, которую он хотел отразить в своих картинах.
С 1927 по 1928 вступил в Союз художников-реалистов.
Смерть
Кассаткин скоропостижно скончался на 17 декабря 1930 г.в Музее Революции, пока он объясняет сюжет своей последней картины, Надежду Сигуиду затащили насмерть .
Похоронен в Москве.