Александр родченко

Закат творчества и наследие

В 1928-м году журнал «Советское фото» обвинил Александра Родченко в копировании западного искусства. Это было начало конца: советская власть, которая сначала поддерживала творцов-новаторов, к экспериментальной фотографии оказалась не готова к этому. Сказалось и общее ужесточение режима, который принимал форму тоталитаризма. Авангардистов обвинили в формализме, что для Родченко, который всецело поддерживал советскую власть и социалистические идеи, стало ударом.

Романтический порыв творчества Родченко сменился сдержанностью: теперь фотография следовала закону советской пропаганды. По заказу партии он снимал репортажи для альбомов и газет, но дух авангардной фотографии был сломлен.

В 1938-м году Родченко и Степанова выпустили парадный альбом о грядущих переменах в столице, разработанных Моссоветом — «Москва реконструируется». Они должны были доступно в художественной форме показать жителям столицы планируемые изменения, запечатлеть жизнь города на фотографиях или в графике, показать динамику движения Москвы в светлое будущее. Альбом стал достоянием полиграфического искусства: в книге сочетались графика, фотография, кинематографическое повествование и трехмерные конструктивные вставки.

В конце 1930-х годов Родченко отошел от политического искусства, окончательно разочаровавшись во власти и поняв, что больше не может быть рупором тоталитарного режима. Его интересы заканчивались там, где начиналась политика. В то время он занимался театральной сценографией, фотографировал цирковых актеров, обратился к пикториализму — направлению, в котором фотография сближалась с импрессионизмом и модерном.

Он также вернулся к живописным техникам, основной темой которых стал цирк. Родченко с юных лет любил клоунаду, показывал фокусы и устраивал розыгрыши. Для него представление становилось метафорой жизни: яркие трюки, чудо света, но в то же время опасность и беззащитность каждого. Это было не простым развлечением для зрителя, а жизнью, показанной изнутри.

Тяжелый период творческой жизни Родченко хорошо описывают слова его дочери: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты де­лал все в «соцреализме». Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не ри­суешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи».

Ранние годы

Вам будет интересно:Как нарисовать куртку карандашом: пошаговая инструкция

Завершив первую ступень обучения, Родченко поступает в Казанскую художественную школу, где наставником юного живописца стал известный мастер Н. И. Фешин. Грамотный педагог сразу заметил художественное дарование юноши и рекомендовал Саше продолжить обучение в более профессиональном учреждении. Картины Родченко того периода отличались сильным влиянием футуризма и кубизма. Саша изображал человеческие силуэты, составленные из различных геометрических фигур, активно экспериментировал с цветом и формой, стараясь добиться отсутствия пропорции и выражать художественный замысел не через призму реализма, а передавать его образно.

Деятельность фотографа

Фотографические работы Родченко представляют собой образец первой советской фотографии, созданной при помощи технологии пост-обработки и фотоколлажа. Александр Михайлович работал в жанре психологического фотопортрета

Он уделял большое внимание освещению лица человека и эмоциональной составляющей его взгляда

Также Родченко первым догадался использовать технику фотомонтажа при оформлении книг. Ярким примером является его работа, выполненная для Владимира Маяковского, ставшего впоследствии большим другом художника.

С 1925 года мастер начинает выставлять свои работы в различных художественных галереях, представляя сразу серии фотографий:

  • 1925 – «Дом на Мясницкой» – серия работ, посвященная уникальному зданию на Мясницкой улице, которое Родченко фотографировал при различном освещении в течение года.
  • 1926 – «Дом Моссельпрома» – аналогичная по выполнению работа, отнявшая, однако, гораздо больше времени у художника.

Начало московской жизни и первые выставки

В конце 1915-го года вслед за возлюбленной Александр Родченко переехал в Москву. Через общих друзей молодой живописец познакомился с Владимиром Татлиным, одним из ведущих московских авангардистов. Тогда Татлин организовывал футуристическую выставку «Магазин» и предложил Родченко поучаствовать в ней в обмен на помощь в организации. Это стало первой экспозицией художника.

Организуя выставку, Александр общался и с другими знаменитыми художниками. Однако супрематисты во главе с Казимиром Малевичем, с его глубокими философскими идеями о чистом искусстве и игрой геометрических фигур и оттенков на полотнах, живописца не впечатляли. Отталкивали идеалиста Родченко неискренность и самовлюбленность Малевича. Концептуальный подход его живописи привлекал его меньше, чем монументальные скульптуры Татлина, в которых форма была важнее содержания, а практичность становилась основой произведения. Родченко выбирал искусство, свободное от любых идейных основ.

Работа с Татлиным — следующий важный этап в творческой жизни Александра: фактура стала центром его изобразительной технологии и стиля, он продолжал эксперименты с формой. В основе его раннего стиля лежала беспредметность. Накладывая друг друг разнообразные формы, художник выстраивал глубокое пространство, превращая плоскости в трехмерные структуры. Многие идеи для вдохновения Родченко брал из монографий об астрономии, математике, физике и выражал на полотнах чистую энергию, законы Вселенной.

Владимир Татлин. Угловой контррельеф, 1915 года Александр Родченко. Линейно-циркульная композиция, 1915 год

биография

Родченко родился в Петербурге в семье рабочего. Его семья переехала в Казань около 1905 года . Затем он учился в Казанской художественной школе, где преподавали Николай Фейчин и Георгий Медведев, а также в Строгановском институте ( Московский государственный художественно-промышленный университет имени Строганова ) в Москве. Родченко сделал свои первые абстрактные рисунки под влиянием супрематизма Казимира Малевича в году . В следующем году он участвовал в выставке «Магазин», организованной Владимиром Татлиным , которая оказала большое влияние на его становление как художника.

Родченко, как и многие представители русского авангарда , примкнул к большевикам , которые в 1920 году назначили его директором Музейной конторы и Фонда закупок. Он отвечал за реорганизацию художественных школ и музеев . Между 1920 и 1930 годами он также преподавал в Мастерских/Институте высшего образования в области искусства и технологий ( Vjutemás /Vjuteín).

Между и годами Родченко вместе с Владимиром Маяковским создал то, что мы знаем сегодня как рекламное агентство, под названием «Реклама-конструктор Маяковского-Родченко». Они создали более 150 рекламных материалов, упаковки и дизайна. В этой рекламной компании Родченко отвечал за графический дизайн, а Маяковский создавал короткие и очень прямые слоганы.

Родченко вернулся к живописи в конце 1930-х годов и прекратил фотографировать в 1942 году, создавая картины абстрактного экспрессионизма в 1940-х годах, продолжая в эти годы организовывать фотовыставки для правительства. Умер в Москве в 1956 году .

Жизнь и карьера

Родченко родился в Санкт-Петербург семье рабочего класса, переехавшей в Казань после смерти отца, в 1909 г. Он стал художником, не имея никакого отношения к миру искусства, черпая вдохновение из художественных журналов. В 1910 году Родченко начал учиться у Николай Фешин и Георгий Медведев на Казанская художественная школа, где он встретился Варвара Степанова, на которой он позже женился.

После 1914 года продолжил художественное образование в Строгановский институт в Москве, где он создал свои первые абстрактные рисунки под влиянием Супрематизм из Казимир Малевич, в 1915 году. В следующем году он участвовал в выставке «Магазин», организованной Владимир Татлин, который оказал еще одно формирующее влияние.

На творчество Родченко большое влияние оказали Кубизм и Футуризм, а также супрематическими композициями Малевича, в которых геометрические формы развернуты на белом фоне. В то время как Родченко был учеником Татлина, он также был его ассистентом, и интерес к фигуре, который характеризовал ранние работы Родченко, исчез, когда он экспериментировал с элементами дизайна. При создании своих картин он использовал циркуль и линейку с целью избавиться от выразительной манеры письма.

Родченко работал в Наркомпрос и он был одним из организаторов РАБИС. RABIS был основан в 1919–1920 годах.

Родченко назначен директором Музейного бюро и Фонда закупок. Большевик Правительство в 1920 г. отвечало за реорганизацию художественных школ и музеев. Он стал секретарем Московского союза художников, создал Отдел изящных искусств Народного комиссариата просвещения, помог основать Институт художественной культуры.

Преподавал с 1920 по 1930 годы в Высших художественно-технических мастерских (г.ВХУТЕМАС/ ВХУТЕИН), баухаузская организация с «неоднозначной карьерой». Расформирована в 1930 году.

В 1921 году он стал членом Продуктивист группа со Степановой и Алексей Ган, который выступал за включение искусства в повседневную жизнь. Он оставил живопись, чтобы сосредоточиться на графическом дизайне плакатов, книг и фильмов. На него глубоко повлияли идеи и практика режиссера. Дзига Вертов, с которой он интенсивно работал в 1922 году.

Впечатлен фотомонтажем немецкого ДадаистыРодченко начал свои собственные эксперименты со средой, впервые используя найденные изображения в 1923 году, а с 1924 года также снимая свои собственные фотографии. Его первый опубликованный фотомонтаж иллюстрировал Маяковскийстихотворение «Об этом» в 1923 году. В 1924 году Родченко выпустил, вероятно, самый известный из его плакатов, рекламу издательства «Ленгиз», иногда озаглавленную «Книги», в которой изображена молодая женщина со сложенной ладонью, кричащая «книги» по всем отраслям знания «(Книги по всем отраслям знаний), напечатанные модернистской типографикой.

С 1923 по 1928 год Родченко тесно сотрудничал с Маяковским (которого он сделал несколько портретов) над дизайном и макетом LEF и Новый ЛЕФ, публикации художников-конструктивистов. Многие из его фотографий появлялись или использовались в качестве обложек для этих и других журналов. Его изображения устраняли ненужные детали, подчеркивали динамическую диагональную композицию и были связаны с размещением и движением объектов в пространстве. В этот период они со Степановой расписывали известные панно Здание Моссельпрома в Москве. Их дочь, Варвара Родченко, родился в 1925 году.

На протяжении 1920-х годов творчество Родченко было очень абстрактным. Родченко вошел в Октябрьская группа художников в 1928 году, но был исключен через три года по обвинению в «формализм», обвинение впервые появилось на страницах Советское Фото в 1928 г. В 1930-е годы с изменением партийных руководящих принципов, регулирующих художественную практику, в пользу Социалистический реализм, он сосредоточился на спортивной фотографии и изображениях парадов и других хореографических движений. Он вернулся к живописи в конце 1930-х годов, перестал фотографировать в 1942 году и создал абстрактные экспрессионистские работы в 1940-х годах. В эти годы он продолжал организовывать фотовыставки для правительства. Он умер в Москве в 1956 году.

Родченко и Степанова, 1920-е с обложками Кино-Фот на заднем фоне

Биография Александра Родченко

Александр Михайлович Родченко родился 23 ноября 1891 года, в петербургской семье театрального бутафора. Скромный доход вынуждал родителей вместе с сыном ютиться в крошечной квартирке над сценой. До десятилетнего возраста мальчик рос среди актёров, приобщался к миру искусства.

Нужда заставила родителей Александра Михайловича покинуть столицу. С 1901 года семья проживала в Казани. Художественная школа стала первым по-настоящему серьёзным местом учёбы будущего фотографа, где он проходил основы живописи вместе с классом Николая Фешина. Здесь же он впервые увидел свою будущую супругу и верную помощницу, Варвару Степанову.

Значительное влияние на молодого живописца оказали футуристы во главе с Владимиром Маяковским, посетившие в 1914 году провинциальную Казань. Чтобы быть ближе к новым веяниям искусства, Родченко и Степанова вскоре перебираются в Москву. Здесь будущий фотограф активно включается в культурную жизнь столицы: знакомится с отцом русского авангарда — Владимиром Татлиным, спорит о смысле искусства с Казимиром Малевичем.

В творческие планы Родченко вмешивается Первая мировая война: в 1916 году его призывают в армию. Служба завхозом санитарного поезда заканчивается для Александра Михайловича во время Февральской революции 1917 года. Он снимает мундир и присоединяется к профсоюзу художников, получив место секретаря. Тогда же начинается его увлечение фотографией. Самым первым в СССР он оценивает весь потенциал фотомонтажа в деле ведения агитационной работы и иллюстрирования.

Идейный конструктивист, Александр Родченко много сил кладёт на развитие этого направления, считая его воистину пролетарским искусством. Но рисунку он уделяет внимания гораздо меньше, чем фотографированию. Повторное знакомство с Владимиром Маяковским позволяет ему создать самый знаменитый фотопортрет пролетарского поэта.

Художник, иллюстратор и дизайнер Александр Родченко считал, что главный приём — это ракурсы, при помощи которых можно донести новые идеи в эпоху строительства небоскрёбов, развития авиации и прочей техники до сознания массового зрителя.

Он работает фотокорреспондентом множества журналов, в 1933 году отправляется в секретную командировку на строительство Беломоро-Балтийского канала, откуда по поручению ГПУ привозит снимки заключительных этапов стройки и открытия новой водной артерии.

После окончания Великой Отечественной войны художник живёт в Москве. Дальнейший творческий путь складывается для него неудачно. Исключение из Союза художников в 1951 году наносит серьёзный удар по карьере Александра Родченко. Он больше не фотографирует, зарабатывает на жизнь оформлением книг, театральных и цирковых афиш. Только энергичным заступничеством супруги, через долгие четыре года, он получает возможность восстановиться в родной организации.

Здоровье Александра Родченко к тому моменту уже подорвано. Свою первую в Союзе фотографическую выставку он так и не смог увидеть, скончавшись 3 декабря 1956 года.

Александр Родченко. Фотография — искусство

Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале «Советское кино».

Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого «Пионера-трубача» некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого «откормленного» мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.

Творчество

Александр Родченко был многогранной личностью. Это не просто фотограф, но еще и живописец, дизайнер и педагог. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые по используемой технике и идее существенно опережали свое время.

Мастер не признавал канонов и правил, он создавал свой собственный стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. Самыми знаменитыми , сделанными наперекор догмам фотографического искусства тех лет, стали остро документальная работа «Портрет матери», а также серия снимков Владимира Маяковского и Лили Брик.

Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, известный снимок «Пионер-трубач» был признан неполиткорректным — по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

В 1930-х годах мастер отснял материал о строительстве Беломорканала, и это пошатнуло в нем светлую веру в справедливость социализма, а вместе с ней и желание заниматься пропагандистской работой. Именно поэтому он увлекся жанром спортивной фотографии, добился в нем серьезных успехов.

В спортивной фотографии Родченко смог в полной мере использовать стиль, впоследствии ставший его визитной карточкой — . Такой подход позволял «оживлять» и делать интересным даже самый банальный сюжет.

Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его ученица Евгения Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie»s за 115 тысяч фунтов стерлингов.

Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у фотографа часто случались периоды депрессии. В 1951 году он был исключен из Союза художников за «отход от социалистического реализма».

Через четыре года его восстановили обратно, однако создать новые шедевры Александр Родченко не успел — через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

Библиография

  • Александр Лаврентьев, Екатерина Лаврентьева, Родченко. Музей Пушкина , Кольмар, Музей Унтерлинден , 2017.
  • Александр Лаврентьев, Варвара Родченко, Ольга Свиблова , фотограф Родченко, революция в глазах , Марсель, Editions Parenthèses, 2007
  • Александр Лаврентьев, Родченко. Фотографии 1924-1954 гг. , Грюнд, Париж, 1995 г. ( ISBN  2-7000-2322-6 ) .
  • Александр Родченко. Полное собрание сочинений по искусству, архитектуре и революции , Philippe Sers éditeur, Париж, 1988 ( ISBN  2-904057-21-8 ) .
  • Герман Каргинов , Родченко , Éditions du Chêne . 1977 г.
  • Селим Романович Хан-Магомедов, Александр Родченко. Полное собрание сочинений , редактор Филиппа Серс, Париж, 1987 г. ( ISBN  2-904057-19-6 ) .
  • Николай Тарабукин , Последняя картина , Свободное поле , 1972.
  • (en) (de) Родченко. Пространственные конструкции , Хатье Ганц, Галерея Гмуржинска, 2002 г. ( ISBN  3-7757-1178-3 ) .
  • (ru) (en) (de) Владимир Маяковский, IT (Pro Eto), Ars Nicolai, Berlin, 1994 ( ISBN  3-89479-041-5 ) (факсимиле работ Маяковского и фотомонтажи Родченко).
  • Родченко. Собрание ГМИИ , Александр Лаврентьев, ABC design Edition, 2017, ( ISBN   )

Биография

Cоветский дизайнер, график, мастер фотоискусства, художник театра и кино. Учился в Казанской художественной школе (1910—14). В конце 10-х гг. выступил с абстрактными композициями; вскоре оставил живопись вообще, став на позиции производственного искусства и явившись одним из организаторов Инхука.

В 1920—30 преподавал в московском Вхутемасе — Вхутеине (профессор факультета обработки дерева и металла), разрабатывал специальные программы подготовки дизайнеров-универсалов. Как теоретик Родченко разделял противоречивые установки конструктивизма (в 1921 — среди его основателей), а затем сторонников ЛЕФа (активный сотрудник журналов «ЛЕФ», 1923—25, и «Новый ЛЕФ», 1927—28) и объединения «Октябрь» (член в 1928—1932); гораздо более плодотворной и многогранной была его практическая деятельность.

В 20-е гг. Родченко — автор многих проектов оформления складывающегося советского общественного быта, основанных на принципе экономии как материальных возможностей, так и выразительных средств (оформление и мебель рабочего клуба, экспонировавшиеся на Международной выставке декоративного искусства в Париже, 1925). С 1923 много работал в области книжной и журнальной графики (помимо изданий ЛЕФа, оформлял журналы «Журналист», «СССР на стройке» и др.).

Одним из первых применил фотомонтаж («Про это» В.В.Маяковского, изд. в 1923). Оформил ещё 12 книг Маяковского. Как и Маяковский, Родченко — среди первых мастеров советской рекламы. Отличительными особенностями графики Родченко в целом стали ясность замысла и воплощения, броскость, предельный лаконизм образов, эффектное, пластически чёткое сопоставление шрифта и изображения (рекламные плакаты с текстами Маяковского, плакаты к фильмам «Киноглаз» Дзиги Вертова, 1924, «Броненосец «Потемкин» С. М. Эйзенштейна).

В 20-е гг. Родченко также часто обращался к театру и кино (например, мебель и костюмы для спектакля «Клоп» по пьесе Маяковского в театре им. В.Э.Мейерхольда в Москве, 1929). В 30-е гг. работал в основном как мастер фотоискусства и оформитель книги.

Многочисленные фотоработы Родченко сочетают строгую документальность, осязательную предметность изображения с экспрессией композиции и светотеневого решения. Ряд произведений Родченко выполнил совместно с женой — В.Ф.Степановой (1894—1958).

В 40—50-е гг. Родченко — фоторепортёр, художник Музея Революции СССР и Дома техники в Москве.

Творчество

Казанский период был связан с увлечением А.М.Родченко стилем модерн (влияние английского рисовальщика О.Бердсли), символистской поэзией, японским искусством. Основным жанром, в котором работал художник, была графика.

Он экспериментировал с материалами и техниками: акварель, перо, темпера, лак, золото, серебро («В ресторане», 1910; «Соперники», 1912; «Женщина в кимоно», 1913; «Виньетка», 1913; «Пейзаж в восточном стиле», 1914 и другие); исполнил маслом портрет соученика Н.А.Русакова (1912), позднее ставшего основоположником челябинской художественной школы. Создал графические портреты своих сокурсниц: А.Китаевой, Н.Подбельской, Т.Поповой, В.Степановой (1913).

В 1913 г. впервые участвовал в 3-й Периодической выставке Казанской художественной школы, одну из темпер А.М.Родченко приобрел известный казанский коллекционер Н.Н.Андреев.

В 1914 г. А.М.Родченко присутствовал на выступлениях В.Маяковского, Д.Бурлюка, В.Каменского в Казани, повлиявших на его увлечение футуризмом и беспредметничеством.

В 1914–1915 гг. создал эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Герцогиня Падуанская» по пьесе О.Уайльда (заказчик не известен); проект оформления частного интерьера с «комнатой-рестораном», «восточными» комнатами, помещениями, имитирующими футуристическую выставку, для которой А.М.Родченко были написаны 20 картин; первую серию (впоследствии он работал сериями, используя кинематографический прием) черно-белой графики и коллажей «Линейно-циркульные композиции», заложившей начало беспредметному искусству. В нем работа над конструкцией, возникающей по законам геометрии (исполнялась углем, лаком, темперой, акварелью, бронзой, серебром с использованием рейсфедера, циркуля, линейки), была построена на соотношении черного и белого или на комбинации раскрашенных геометрических фигур, пересекающих друг друга, сходящихся и распадающихся, как в калейдоскопе (композиции были показаны на выставке «Магазин» в Москве).

В 1916–1921 гг. активный участник движения русского художественного авангарда. Одновременно с живописью и графикой занимался пространственным конструированием объектов и мобилей, работал в области полиграфии, рекламы, автор проектов мебели, интерьеров, архитектурных объектов малых форм, плакатов в стиле конструктивизма.

Принимал активное участие в создании советского кино, в постановке фильмов (как художник-декоратор) режиссеров Л.Кулешова «Журналистка» (1927), Л.Оболенского «Альбидум» (1928), С.Комарова «Кукла с миллионами» (1928) и других.

В начале 1920-х гг. занялся фотографией, исполнил портреты друзей и близких (В.Маяковского, Л.Брик, Н.Асеева, А.Довженко, С.Третьякова и других), приобрел мировую известность как мастер фотоэкспериментов. Был фотокорреспондентом газеты «Вечерняя Москва», журналов «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек», «Радиослушатель».

Родченко А.М. Девушка с цветком. 1915–1916

Картон, темпера, лак. Государственный музей изобразительных искусств РТ

Экспертиза и продажа картин Родченко

Где и как оценить картину Родченко

При оценке произведений художника лучше воспользоваться опытом профессионалов, так как конкретная работа может стоить больших денег. В ходе проведения экспертизы картины Родченко специалисты изучат ее на предмет подлинности, авторских приемов, сохранности и ценности для общества. На основании ряда исследований, проводимых в лабораторных условиях и в литературных источниках, они смогут назвать адекватную стоимость произведения.

Оценить картину Родченко по одному или нескольким характеристикам вы можете, в одном из центров научной экспертизы.

Где и как продать картину Родченко

После сбора всей необходимой информации о произведении, вы можете выставить ее в нашей галерее на условиях комиссии или продать непосредственно нам. Оба способа описаны в разделе о реализации картин Родченко.

Обсудить детали или задать вопрос вы можете по телефону: +7 (495) 969-14-05.

Юные годы и интересы

Александр Родченко родился в примерной семье 5 декабря 1891 года в прекрасном Санкт-Петербурге. Его мать была обычной прачкой, а отец – работником театра, который занимался бутафорией. Когда мальчику исполнилось 11 лет, семья переехала жить в прекрасный город – Казань, в котором Александр через 3 года окончил начальную школу при церковном приходе.

В 1911 году юноша поступает в художественную школу им. Н. И. Фешина, в которой еще спустя 3 года знакомится с прекрасной девушкой по имени Варвара Степанова. Будучи в 23-летнем возрасте влюбленные начинают счастливую совместную жизнь, переехав в Москву. В этом возрасте его призывают в армию, в которой он прослужил еще целых 3 года. Будущий фотограф заведовал хозяйством одного Санитарного поезда при московском земстве.

После армии Родченко начинает работать в профсоюзе художников-живописцев в Москве, где в основном организовывает нормальные трудовые условия для всех молодых и начинающих. Одновременно с этой работой Александр вместе со своими коллегами трудится над оформлением местного кафе под названием «Питтореск».

Через год Александр начинает разрабатывать серию собственных графических, пространственных, живописных, абстрактных и геометрических работ. Его также интересовало направление минимализм. Спустя некоторое время Родченко начинает участвовать в постоянных выставках русского авангарда и в конкурсах, посвященных архитектурной тематике.

В небольших своих текстах под названиями «Все — опыты» и «Линия» он фиксировал лично наработанное творчество за немалые годы. Его отношение к искусству было просто-напросто феноменальным, Родченко характеризовал тексты как нечто новое в своей жизни, что никак нельзя упускать из виду.

Для него все это было огромной возможностью к самовыражению и к самосовершенствованию, поскольку каждая вложенная в его работы художественная частица была микроэлементом его большой и доброй души.

В 1918 году Александр Родченко написал две впечатляющие картины «Белый круг» и «Черное на черном» – последняя была выполнена исключительно из масляных красок.

В следующем году художник трудился над созданием произведения искусства, состоящего из трех частей, которое было исполнено из монохромных цветов.

Он постоянно экспериментировал и открывал что-то новое для себя. Все что он делал в области искусства и живописи привело его к конструированию настоящих объектов. Перед ним стояла самая сложная и интересная задача: создать новую уникальную вещь из собственных задумок и мыслей.

Александр в 1919 году трудился над работами из плоских элементов картона – эта композиция была названа «Складывающиеся и разбирающиеся». В 1920 году его интересовали висящие мобили, что были вырезаны из фанеры простых геометрических форм – эти произведения он назвал «Плоскости, отражающие свет».

А уже в 1921 году он изобретал пространственные структуры из обычных деревянных реек, из которых вышла весьма интересная конструкция «По принципу одинаковых форм». В этом же году живописец подвел черту в этом направлении и решил перейти на производственное искусство.

Литература

Волков-Ланнит Л. Александр Родченко рисует, фотографирует, спорит. М., 1968.

Родченко А.М.: Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. М., 1982.

Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. М., 1992.

Степанова В. Человек не может жить без чуда: Письма. Поэтические опыты. Записки художницы. М., 1994.

Ахметова Д. «…И вещи станут душами» // Казань. 1995. № 5/6.

Ключевская Е.П. «Мы создавали новое понятие о красоте…» // Татарстан. 1995. 11/12.

Опыты для будущего: Дневники. Статьи. Письма. Записки. М., 1996.

Галеев Б.М. Казань глазами Александра Родченко // Казань. 2000. № 1.

Александр Родченко. Фотография – искусство. М., 2006.

Как Александр Родченко прославил русский фотоавангард на весь мир // Итоги. 2006. № 45.

Автор – Д.И.Ахметова

Биография

Александр Родченко появился на свет 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал театральным бутафором и был категорически против того, чтобы сын начинал карьеру в искусстве. Он хотел, чтобы Александр имел «нормальную» профессию. Следуя пожеланиям отца, Родченко получил профильное образование и несколько лет даже проработал по специальности — протезистом. Но, решив прекратить практику, в 20 лет поступил в Казанскую художественную школу, после ее окончания пошел учиться дальше — в Строгановское училище. С 1920 по 1930 года Родченко занимал профессорскую должность в нескольких художественных учебных заведениях. В 1930-1931 годах он занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий. Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна».

В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с начавшейся войной, фотографии так и не были изданы. В военные годы он был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 годы Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов. В 1951 году из-за разногласий с руководством его исключили из Союза художников, однако через три года восстановили обратно.

Фотомонтаж и реклама

В 1920-е годы Родченко отошел от живописи, решив стать «художником-производственником» и заняться самыми советскими видами искусства — коллажем и плакатом. Тогда художник-конструктор оформил более ста рекламных плакатов, участвовал в разработке обложек всех выпусков журналов Левого фронта искусств, иллюстрировал книги, руководил сценографией спектаклей в Государственном театре имени Всеволода Мейерхольда.

Родченко первым стал делать фотоколлажи и фотомонтажи в СССР: для коллажа он брал вырезки из журналов, а для монтажа специально снимал фотографии. Преимущество фотоколлажей и плакатов для авангардиста было очевидно: лаконичность и яркость, широкий выбор материалов и композиционных возможностей. Для Родченко это стало той самой новой индустриальной тематикой, о которой он мечтал. Искусство, неограниченное для экспериментов и практично используемое в обществе.

Вскоре фотография стала вытеснять вырезки на плакатах Родченко, а монтаж практически заменил коллаж. В качестве моделей он снимал жену Варвару, себя и друзей. Конструктивисты предпочитали фотографию и фотомонтаж рисованной графике, однако Александр понимал, что подобный приемы ограничивают динамику его произведений. Фотография же выполняла сразу несколько задач: определяла структуру плаката, усиливала рекламный призыв, поддерживала композиционный строй.

В 1920-м году Александр на одной из выставок познакомился с Владимиром Маяковским и его возлюбленной Лилей Брик. Завязалось многолетнее художественное партнерство и тесная дружба: Родченко был для Маяковского «стариком», Родченко же звал поэта Володей. Позже мастер опубликовал текст «Работа с Маяковским», где рассказал о работе с Володей, о времени в доме «Брико-Маяковского» в Москве и на их даче в Пушкино. Также Родченко посвятил товарищу главу автобиографии «Опыты для будущего».

Лиля Брик, «муза русского авангарда», стала одной из главных моделей фотографа: это Лиля агитирует советскую молодежь покупать книги на знакомом многим плакате для ленинградского отделения Госиздата — классическом примере визуальной интерпретации речи.

Началась совместная работа: Александр Родченко объединился с Владимиром Маяковским, создав творческую группу «Реклам-конструктор «Маяковский — Родченко»: Родченко отвечал за графическую композицию, Маяковский — за текст. Каждый текст поэт-футурист сопровождал рисунком в сатирическом стиле, но окончательный выбор дизайна оставался за Александром. К работе относились серьезно, воспринимая рекламу как литературное и художественное оружие. Продукция «Реклам-конструктора» «завоевала» Москву и переменила старый рекламный стиль. Плакаты для ГУМа, Моссельпрома, Резинотреста и других советских организаций оставили отпечаток на художественно-бытовой среде 1920-1930-х годов.

За столом в квартире по Гендрикову переулку. Справа редактор и литературный критик Осип Бескин (мелкий Бескин, по словцу Виктора Шкловского) и Лиля Брик. Слева Маяковский. На торце художница Варвара Степанова. Фото Александра Родченко. Июнь 1926 год Александр Родченко. Иллюстрация поэмы В.Маяковского “Про это”, 1923 год Первый рекламный плакат Родченко — Добролет Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знания». ТАСС. 1924 год Владимир Маяковский, Александр Родченко. Реклама часов «Мозер». 1923 год Владимир Маяковский, Александр Родченко. Рекламная стена здания Моссельпрома. Проект раскраски 1924 года. Фотография 1925 г. Раскраска по фотографии В. Родченко. 1980 год Журнал ЛЕФ — объединения Левый Фронт Искусств Александр Родченко. Оформление пьесы Владимира Маяковского “Клоп”. Государственный театр имени Мейерхольда, 1929 год

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: