Смерть
Гибель артиста ошеломила миллионы поклонников артиста. Юрий Степанов 3 марта 2010 года спешил домой. Спектакль «Три сестры» окончился поздно. Актер поймал «попутку» и ехал к семье. На светофоре в машину, где сидел Юрий Константинович, врезалась иномарка. Так как колеса автомобиля были уже развернуты в сторону поворота, машину вынесло на встречную полосу, где произошло роковое столкновение еще с одним авто. От множественных травм Степанов скончался на месте. Жена узнала о произошедшем первая.
Могила Юрия Степанова
Артиста похоронили на Троекуровском кладбище. Могила актера находится рядом с местом погребения Владислава Галкина, скончавшегося за неделю, и Александра Дедюшко, также погибшего в ДТП. После похорон меценаты театра поддержали вдову, выделив деньги на покупку квартиры и машины.
На суде Ирина попросила смягчения меры наказания для виновника аварии Михаила Назарова, бывшего спасателя МЧС. До совершеннолетия детей Степанова Михаила обязали выплачивать алименты семье погибшего. Сейчас старший Константин получает образование в Академии народного хозяйства и государственной службы, средний Дмитрий уже мечтает об актерской карьере. Ирина Степанова подрабатывает на дому, она шьет одежду на заказ.
К 50-летию со дня рождения Юрия Степанова в июне 2021 года на Первом канале состоялся показ документальной ленты «Юрий Степанов. И жизнь оборванной струной…», где выступили коллеги и родные актера.
«Союз русских художников» и работа в Училище
Алексей Степанов. Качели (фрагмент). 1910-е. Частное собрание
Алексей Степанов. Подруги (фрагмент). Не позднее 1923. Тверская областная картинная галерея, Тверь
Алексей Степанов. На водопой (фрагмент). 1916. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
В 1901 году Алексей Степанов вступил в объединение «36 художников». Его члены выступали за свободное участие в выставках всех художников – без голосования, как это было в Товариществе передвижных выставок. Спустя два года другие выпускники Училища живописи, ваяния и зодчества создали Союз русских художников. Алексей Степанов стал одним из учредителей организации. Вместе с Аполлинарием Васнецовым, Абрамом Архиповым и другими живописцами он подписал коллективное обращение к создателям Товарищества передвижников: Степанов просил исключить его из объединения. В письме жене художник рассказывал, что «товарищество разбивается на несколько кружков», все избегают откровенных бесед, много спорят.
В 1900-х он преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Воспитанники любили его за чуткость, мягкость и интересные занятия. Художник показывал студентам, как при помощи простых приемов создавать сложные образы. Его ученик А. П. Панфилов вспоминал: «Мне написал однажды гуся, я этого гуся храню и любуюсь, особенно тем, как тонко брал он тон. У гуся шейка взята совсем почти одним цветом с фоном, все тем же белым, а какая разница».
Степанов брал воспитанников на этюды, учил их работать быстро и аккуратно, прорабатывать детали и композицию набросков. Во время прогулок по городу художник просил учеников запоминать все, что они видят и воссоздавать в студии.
В 1910-х Алексей Степанов подолгу жил в имении Гарусово в Тверской губернии, писал сцены деревенской жизни, портреты друзей и дочери. Среди его произведений этого периода много набросков и зарисовок, легкой пейзажной живописи, в том числе картины «Зимний пейзаж», «На водопой», «Ранняя весна». В гости к Степановым приходили другие художники, которые жили неподалеку, – Станислав Жуковский и Николай Богданов-Бельский.
В последние годы жизни художник тяжело болел. Он рисовал меньше, но начал изучать работы импрессиониста Эдгара Дега. В 1920 году он создал картину «Grand Opera». По манере она напоминала работы Эдгара Дега и его учеников. Художник использовал похожую технику – крупные мазки, темные цвета.
В 1923 году Алексей Степанов написал свою последнюю картину – «Качели». Ее вместе с другими полотнами популярных в те годы художников советское правительство отправило на Всемирную выставку в Нью-Йорке. Там «Качели» приобрел Институт Карнеги.
Умер Алексей Степанов 5 октября 1923 года. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище Москвы.
«Внеземной» (ТВ, 2007)
Фантастическая драма, события которой разворачиваются в небольшом российском поселении. Однажды один из местных жителей находит у себя дома странное существо, которое не было похоже ни на что другое. Эта находка поразила мужчину. И сразу же после этого он решает доложить об этом местному участковому. Он принёс существо к нему в дом. Тот, в свою очередь, следуя уставу, решил засунуть находку в холодильник, чтобы на следующий день провести экспертизу. Никто и представить себе не мог, что вслед за этим последует целая череда странных происшествий, которые навсегда изменят жизнь главного героя.
Биография
Биография актера Юрия Степанова началась 7 июня 1967 года в Иркутской области. Отец будущего деятеля кино был агрономом и хорошо разбирался в том, как нужно вести хозяйство. Все детство Юрий и его брат провели вдали от крупных мегаполисов. Отец с молодых лет приучил своих сыновей к тяжелому труду. Воспитывал он их достаточно строго, но, по признанию самого Юрия, это помогло ему вырасти целеустремленным человеком, готовым всего добиваться самостоятельно. В своем небольшом городке Юрий Степанов, биография и фильмография которого представлена вашему вниманию в статье, быстро нашёл себе подходящий род деятельности, которому посвятил всё свое свободное время. Этим увлечением оказался бокс. Благодаря профессиональному тренеру ходившие в секцию молодые ребята обучились многим приёмам, а также обрели уверенность в себе. Тренер также нередко организовывал всевозможные походы, рыбалку и многое другое. Вторым увлечением Юрия стал местный театральный кружок, в котором он регулярно выступал на сцене. Уже тогда у него стал проявляться невероятный талант, благодаря которому он окончательно убедился в том, что хочет стать актёром. Параллельно вместе с этим молодой человек учился в местной школе. После её окончания отец мечтал о том, чтобы сын пошёл по его стопам и занялся охотой и сельским хозяйством. Но Степанов Юрий Константинович не собирался всю жизнь оставаться в провинции, так ничего и не добившись. Ради осуществления своей мечты, окончив школу, он переехал в Иркутск, где смог поступить в местное театральное училище. Он закончил свое обучение с отличием, благодаря чему начинающего актёра заметила комиссия, прибывшая в Иркутск. Они посоветовали Юрию отправиться покорять российскую столицу, так как именно там можно добиться действительно серьёзных результатов. В итоге, он собрал вещи и отправился поступать в знаменитый ГИТИС.
Очаровательная Татьяна Самойлова
Татьяна Самойлова, тогда начинающая актриса, тоже удостоилась особого приза Каннского кинофестиваля. Она стала настолько популярна во Франции, что девушки красили глаза «как у Самойловой».
Михаил Калатозов увидел в молодой актрисе искренность и естественность и всячески помогал сохранить эту манеру игры в течение всего съемочного процесса. Отсутствие опыта 23-летняя Самойлова заменяла проживанием каждой сцены. Во время съемок у нее начался туберкулез. Каждые несколько часов ей проводили поддувание легких и кололи уколы, но девушка продолжала работу.
Если бы не Калатозов, профессиональная судьба Татьяны Самойловой могла сложиться не лучшим образом. По советским меркам красота актрисы была нетипичной. Как отмечал Лев Анненский, ее «асимметричное и странноватое» лицо «не подходило ни под классический тип красоты, ни под милый типаж субретки». Это лицо мы много раз видим крупным планом, и оторваться от него невозможно, в нем есть что-то большее, чем просто красота. Магнетический взгляд раскосых глаз часто говорит больше, чем реплики героини.
Сейчас сложно даже представить другую актрису в образе Вероники. Роль принесла Татьяне Самойловой оглушительный успех, на нее посыпались предложения сниматься за рубежом, в том числе в Голливуде. Но, естественно, советская актриса не могла их принять. По идеологическим же соображениям фильм со скрипом выпустили в широкий прокат в СССР — поначалу он вышел очень небольшим тиражом. Дело в том, что образ главной героини никак не соответствовал канонам соцреализма: не дождалась бойца с фронта, выскочила замуж за другого — да кто она после этого? Никита Хрущев очень грубо ответил на этот вопрос после просмотра фильма. Тем не менее миллионы зрителей и в Союзе, и за рубежом полюбили Веронику, сопереживали и продолжают сопереживать ей. Вот так нетипичная актриса встретилась с «идеологически невыдержанной» героиней и оставила в золотой коллекции кино неповторимый образ.
Отец солдата (1965)
Еще одна советская драма о войне в нашем списке. На сей раз ответственным за постановку картины является грузинский режиссер Резо Чхеидзе
(«Лурджа Магданы», «Саженцы», «Наш двор»).
По сюжету престарелый, но все еще могучий, крестьянин-виноградарь Георгий Махарашвили получает с фронта письмо о том, что его сын находится в военном госпитале после ранения на фронте. Георгий решает навестить сына в госпитале, но, добравшись до его расположения, узнает, что сын выздоровел и вновь отправился на фронт. Старик-отец решает отправиться по следам его части, которой суждено дойти до самого Берлина…
«Отец солдата» (1965), реж. Резо Чхеидзе
Резо Чхеидзе
показывает войну глазами не офицера, не солдата, не ребенка и даже не штрафбатовца. Его герой – это старый крестьянин, для которого самая любимая вещь на свете после его земли и урожая – его семья. Георгий Махарашвили испытывает на себе все тяготы войны, хотя сам пошел на фронт не за этим. Это кино до глубины пропитано любовью к своей земле и своим родным, чувством настоящего патриотизма, для которого самоцель – это мир во всем мире, а не война. «Отец солдата», на наш взгляд, незаслуженно непопулярен в настоящее время – это великолепная, трогательная, местами немного забавная и до бесконечности добрая драма, которая мало кого оставит равнодушным.
Приглашение в Москву на пробы
Открыл Виктора Степанова режиссер Александр Прошкин. Именно он отправил на пробы в Москву тогда никому не известного тамбовского актера, который принял как должное, приглашение режиссера сыграть главную роль в многосерийном фильме-эпопее «Михайло Ломоносов». Вообще он был всегда уверен, что роль великих русских мужиков: Ермака, Петра Великого, того же Михаила Васильевича — это его. Никто лучше сыграть не сможет. И оказался прав. Теперь они воспринимаются только в его исполнении.
Степанов абсолютно подходил на роль по мощи, по внешнему виду, по характеру. Весь образ Ломоносова-Степанова был придуман режиссером, ведь прижизненного портрета русского ученого не существовало. Всем известные портреты Ломоносова написаны уже после его смерти, по устным описаниям.
Степанов, приехавший в заносчивую Москву из провинциального Тамбова, для всех на площадке находил нужное слово, жест, шутку. Режиссер считал актера крупным человеком, не по объемам, а по каким-то человеческим амбициям, по отношению к жизни, по судьбе. Он шел в Москву издалека, почти как сам Ломоносов.
Спасти рядового Райана (1998)
Остросюжетная военная драма от Стивена Спилберга
В центре истории капитан Джон Миллер, который получает специфичное задание от командования. Ему вместе с отрядом из восьми человек предстоит пробраться в тыл немецких войск за линией фронта и вытащить оттуда рядового Джеймса Райана. Командование решает вернуть Райана домой к матери, которая уже успела потерять на фронтах Второй мировой трех сыновей. Миллеру и его подчиненным грозят смертельные трудности, но приказ есть приказ…
«Спасти рядового Райана» (1998), реж. Стивен Спилберг
После «Списка Шиндлера» Спилберг
спустя пять лет вернулся к военной тематике. На этот раз он выбрал целью своего фильма саму войну – американские солдаты против немецких. Открывающая сцена высадки десанта в Нормандии — шедевральна и хрестоматийна, задает тон всему фильму. Это уже куда более динамичное, остросюжетное кино, местами являющееся классическим боевиком. Посему, «Спасти рядового Райана» можно смело назвать блокбастером. Но не обошлось без трагизма, философствования, лирических отступлений и религиозных подтекстов. Это кино – отличная смесь боевика и военной драмы, лучшее в своем роде.
Образование
А.С. Хомяков получил основательное домашнее образование
Особенное внимание обращено было на языки: французский, немецкий, английский и латинский. Последнему его учил французский эмигрант, аббат Boivin
О фантастической способности А.С. Хомякова к языкам говорят многие исследователи. По расчетам одних, Хомяков владел более 20 иностранными языками, другие считали за 30. Он постоянно работал над собой и совершенствовал свои и без того огромные познания. Бесподобные знания позволили Алексею Степановичу доказать соответствие русского языка с санскритским, то есть с литературным языком древней и средневековой Индии.
В г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Хомякову Санкт-Петербург показался языческим городом. В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова.
Образование Хомякова закончилось в Москве, где по зимам жили его родители после отъезда из Санкт-Петербурга ( — ).
«Груз 200» (2007)
Третий и последний фильм Алексея Балабанова, в котором снялся Юрий Степанов. Опять же, у него роль далеко не главная, но всё же заметная. События происходят в 80-е. СССР находился на грани распада. Главная героиня — молодая девушка, которая отправилась со своим молодым человеком на дискотеку. Никто не предвещало беды. Однако после этого он отвозит её в глухой поселок, в котором проживал торговец алкоголем. После бурного застолья на девушку нападает маньяк, который, помимо всего прочего, является начальником городского отделения милиции. Сможет ли она спасти свою жизнь и вырваться из заточения, пока не стало слишком поздно?
«Представить не могу, что буду смотреть, как рожает жена»
— Вы были с супругой во время родов?
— Нет-нет. Я это не приветствую. Даже представить не могу, что буду смотреть, как рожает моя жена… Я, конечно, догадывался, что появление ребенка на свет сопровождается неудобствами и болью. И когда Ирина рожала в течение 14 часов, просто не находил себе места. Мне было бы, наверное, легче, если бы меня ударили ножом. Невыносимо столько времени ждать, терпеть… Мне нравится рассказ Хемингуэя про индейский поселок. Жена воина не могла родить, долго мучилась, кричала. Наконец ей сделали кесарево сечение, после чего радостные соплеменники стали искать ее мужа. Оказалось, он не вынес страданий любимой и вскрыл себе вены…
— Откуда такие мрачные мысли?
Это жизнь. Ну в самом деле — чем может муж помочь рожающей жене?.. Константин появился на свет в декабре, и в тот Новый год я единственный раз в жизни был дома один. Купил елочку, что-то приготовил, выпил. А до этого днем поехал в больницу. Знакомая медсестра спрашивает: «Хочешь сына посмотреть?» — «Конечно, хочу!». Под видом педиатра (в халате, с фонендоскопом на шее) прохожу в детское отделение. «Вот — твой!», — слышу. У меня внутри все перевернулось. Я так и застыл на месте. Очнулся, когда медсестра развернула Костю, а потом снова начала пеленать. «Стоять!», — вдруг закричал я не своим голосом. Она от страха чуть малыша из рук не выронила. «Быстро заверни и больше к нему не подходи!». Знакомая опешила: «Ты че, Степанов, с ума сошел?». Я не унимаюсь: «Все! Выйди отсюда! Не плачет ребенок — не надо к нему подходить!». Словом, сразу вступил в свои отцовские права, хотя еще целый год не мог привыкнуть к тому, что Константин — часть меня, но как бы уже и не я. Нет, эти чувства описать словами невозможно…
— Артисты — народ занятой. Воспитывать-то сына успеваете?
— Всю «научную» работу взяла на себя Ирина Викторовна — мазала Константина всякими кремами, делала ему массажи-зарядки. Моя же задача сводилась к тому, чтобы постирать, сбегать с утра за молоком и заработать денег. Супруга не даст соврать — я делал все.
— Много хлопот с сыном?
— Сейчас воспитывать детей стало сложно. Особенно мальчиков. На лето родители Ирины забирают Константина к себе и живут с ним на хуторе под Ростовом-на-Дону. В прошлом году он вернулся оттуда с новым словом в лексиконе — «вдарить». Я предложил вариант «ударить», несколько раз повторил ему. Но после того как сын услышал песню «Ты мне, боже, помоги… вдарить с той ноги…», объяснить, что так говорить неправильно, было уже сложно. Глобальных проблем пока нет. И все-таки я боюсь всего, что связано с сыном. Начиная от ушиба коленки и кончая клипом «Сексуальная революция», который Константин может увидеть по телевизору. А если еще учесть, что Москва — большая перевалочная база и здесь много всякого рода грязи, становится просто страшно.
Кадр из фильма «В Париж!» (2009)
Картины художника
Картины Александра Степанова были очень популярны в стране. Их часто покупали за баснословные деньги богатые граждане. Особой ценностью они пользовались у коллекционеров живописи. На сегодняшний день, картины Степанова можно найти в самых разных областях России. Они бережно хранятся в музеях и галереях страны.
Известно, что две картины творца находятся в Третьяковской галерее. Предположительно они были написаны в 1889 и 1890 годах. Также исследователям известно, что картины были написаны в селе Горяинкове в Самарской губернии. Там дядя Степанова – Иван Книпер – был на службе у помещика Горяинова. Первая картина называется «Утро в усадьбе». На ней зритель может увидеть тетёшку и двоюродную сестру художника, которых он изобразил с непередаваемой нежностью. Сюжет второй картины показывает Ивана Книпера, который наблюдает за дойкой коров. Она называется «На скотном дворе». Именно эта картина была помещена на страницы журнала «Нива».
Фонды Государственного Русского музея в Петербурге могут похвастаться этюдом работы Степанова под названием «Куры». В фонд также был передан портрет матери Степанова Натальи Книпер, который он исполнил углем. Открыл доступ в семейный архив двоюродный племянник художника Всеволод Арнольд.
Подводя итог, хочется сказать о том, что картина Александра Степанова «Лоси» — это уникальный дар русского художника-акварелиста, пейзажиста, жанриста и анималиста всему будущему поколению. Не все художники обладают даром так точно и правдиво изображать животных и их чувства.
Судьба человека (1959)
Еще одна советская военная драма. Поставил ленту Сергей Бондарчук
по мотивам одноименного рассказаМихаила Шолохова .
Фильм расскажет об обычном советском рабочем Андрее Соколове, который успел обзавестись семьей и работой. С приходом войны он отправляется на фронт, где служит шофером. В первые же месяцы Андрей получает контузию и попадает в немецкий плен. Из-за крепкой физической формы немцы перебрасывают его с одного лагеря в другой, где пленные солдаты занимаются самой тяжелой работой. Каждый день может стать последним в жизни Андрея, но железная воля и высокие моральные принципы не дают ему пасть духом.
«Судьба человека» (1959), реж. Сергей Бондарчук
«Судьба человека» первый фильм Бондарчука
старшего, ставший хитом советского кинематографа. Большую часть фильма режиссер показывает все «прелести» немецкого плена для советских солдат. Послевоенное разорение и разруха, боль утраты и исковерканные судьбы миллионов людей, целых народов. Многое в этой картине сегодня будет выглядеть немного наивно, но это не умаляет заслуг отличной постановки и смыслов, что фильм несет в себе.
Фильмы
Юрий Степанов называл кинематограф «антитеатральным искусством», но благодаря кино актер прославился на всю Россию. Поначалу театральному артисту не нравилось сниматься в кино, но вскоре Юрий понял, в чем особый магнетизм кинематографа.
Юрий Степанов в фильме «Орел и Решка»
Дебютными в кинематографической карьере стали эпизодические роли в картинах «Гробовщик» Петра Фоменко и «Орел и Решка» Георгия Данелия. Опыт работы со знаменитыми режиссерами и актерами не прошел даром. Скоро Юрия Степанова начали приглашать в «большое» кино.
В главной роли Степанов снялся в картине «Время танцора» Вадима Абдрашитова. В драме рассказывалось о едва наступившем мирном времени в малой республике, где только что прошла гражданская война. Место и время описываемых событий – условно, но угадывается без труда. Юрий Степанов перевоплотился в Валерия Белошейкина. Фильм, который оказался сложным для понимания западными критиками и зрителями, в России завоевал ряд значимых наград, в том числе премии «Ника», «Золотой Овен», Гран-при «Кинотавра».
Юрий Степанов в фильме «Штрафбат»
Потом в фильмографии Степанова появились роль телохранителя Гоши в нашумевшей ленте «Привет от Чарли-трубача» и образ следователя Пафнутьева в культовом сериале «Гражданин-начальник». Второй фильм снимал режиссер Николай Досталь. Ежедневно постановщик вместе с исполнителем главной роли – Степановым — засиживались допоздна, обсуждая психологический рисунок роли. Юрия впечатлила работа режиссера, о чем актер впоследствии не раз упоминал.
После знакомства артиста и режиссера сотрудничество продолжилось в еще двух картинах – «Стилет» и «Штрафбат». Антип Глымов, сыгранный Степановым, для многих зрителей остается любимым персонажем.
Юрий Степанов в фильме «Внеземной»
В 2005 году Степанов попал в основной актерский состав сериала «Дети Ванюхина», где сыграл героя Михаила. Партнерами актера в кадре стали Алексей Серебряков, Алена Бабенко, Наталья Егорова. В этом же году Юрий перевоплотился в боцмана ВМФ в военном фильме «Первый после Бога» о судьбе капитана подводной лодки Маринине (Дмитрий Орлов), который одержал множество побед в борьбе с фашистской Германией. Еще одна яркая роль периода – образ преступника по прозвищу «Кабан» в черной комедии «Жмурки». И тут же последовала работа в социальной драме «Ленинградец», где Степанов предстал перед зрителями в образе молодого академика, потомственного ученого Николаева.
В комедийных ролях Юрий Степанов смотрелся не менее органично. Так тонко и уморительно передать все оттенки образа в мелодраме «Артистка» дано не каждому. Череду ярких образов продолжила роль милиционера Кутенко в фантастической комедии «Внеземной» о необычной находке, которая попадает в руки героя Степанова.
Юрий Степанов в фильме «Не надо печалиться»
Во второй половине 2000-х с участием Степанова выходят сериал «Караси», драма «В Париж!», мелодрама «Утро». В экранизации 2010 года «Достоевский», где главного героя сыграл Евгений Миронов, Юрию Степанова достался образ офицера. Фильм вышел спустя год после смерти артиста. К последним работам Юрия также относятся комедия «Не надо печалиться», детективный сериал «Тульский Токарев», фильм-фреска «Раскол».
Юрия Степанова с удовольствием снимали мэтры кинематографа – Алексей Балабанов, Николай Досталь, Юрий Мороз, Алексей Учитель и Павел Лунгин, каждый из которых был уверен, что Степанову по силам любой образ в любом жанре.
Как и где искать?
Сайт «Подвиг народа» — это самая полная и актуальная база данных по участникам Великой Отечественной Войны — есть информация практически обо всех воинах. На первом этапе оцифровки с 2010 по 2015 года было внесено 30 миллионов записей по награждению орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», а также информация по 22 миллионам орденов Отечественной войны I и II степени к 40-летию Победы, а также 200 тысяч архивных дел общим объемом 100 миллионов листов!
Такая огромная работа была проделана ради главной цели проекта:
Далее вы более подробно можете узнать о возможностях сайта.
Есть 3 главных вариантов поиска:
- Поиск людей и их наград
- Поиск указов и приказов о награждение
- Поиск данных по месту и времени
Чтобы найти человека используйте первый вариант поиска, для этого откройте сайт и перейдите на вкладку «Люди и награждения» и введите фамилию и имя человека, награды которого нужно найти.
Для поиска указов и данных по месту проведения военных действий, советуем использовать другой сайт — «Память народа» о котором будет рассказано ниже. Если вы хотите произвести поиск по номеру награды, то этого не получится сделать, т.к. в документах по награждению номера наград не указаны.
Если информация о судьбе человека не известна, то сайт «Подвиг народа» вам не подойдет, т.к. он не содержит данные о погибших или без вести пропавших. Такую информацию следует искать на сайте www.obd-memorial.ru пробуя различные написания фамилий и имен т.к. в документах военного времени могли содержаться ошибки в ФИО или дате рождения.
Напомним, что инициатором данного проекта является Департамент развития информационных и телекоммуникационных технологий Министерства обороны Российской Федерации, а техническая поддержка осуществляется компанией «ЭЛАР». Спасибо им за этот сайт!
Информация берется из двух фондов: Центрального Архива Министерства Обороны РФ (ЦА МО) и Центрального военно-морского архива Министерства обороны РФ (ЦВМА).
Изобретения оператора
Художник по образованию, Сергей Урусевский доказал, что с помощью кинокамеры можно передать самые глубокие душевные движения героев, что «и любовь, и ненависть, и радость можно выразить самим изображением в сочетании с движением, ритмом, светом и главное – внутренним ощущением, горением, творческой взволнованностью оператора-художника». Работа Урусевского над «Летят журавли» превзошла все ожидания. Ручная камера со сверхширокоугольным объективом 18 миллиметров в непрерывном движении создавала ощущение полета, отразившегося в названии.
«Летят журавли»
Почти для каждого значимого эпизода оператор создавал новые конструкции. Так, ставший классическим операторский прием – съемка на круговых рельсах – был придуман именно Урусевским для сцены гибели Бориса.
Алексей Баталов вспоминал, что оператор не прерывал съемки до тех пор, пока не находил решения для того или иного эпизода.