Петр Александрович Кривоногов
Кривоногов Петр Александрович (1911–1967 гг.) Родился в 1911 году в
Удмуртии, в 1939 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и
архитектуры. Участник Великой Отечественной войны, награжден Орденом Красной
Звезды. В Студии военных художников имени М.Б. Грекова состоял с 1940 по
1967 год. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии 1949
г. за картину «Победа». За большие заслуги в развитии советского батального
искусства первым награжден золотой медалью имени М.Б. Грекова. Умер в 1967
году.
«Роман-газета» № 9, 2010.
Возвращение. 75 лет студии военных художников имени М.Б.
Грекова
Победа. 1948 г.
Кривоногов Петр Александрович (21.09.1911—22.08.1967), художник-баталист,
соратник И. М. Шевцова. В 1940 поступил в студию военных художников им. М.
Б. Грекова. В годы Великой Отечественной войны студийцы находились на
фронтах, запасаясь непосредственно впечатлениями боевых действий и
фронтового быта. Это были будущие летописцы войны в рисунках, живописи и
скульптуре. Среди них и очень одаренный Кривоногов. Уже в 1942 он создает
свои первые, сделанные наспех, зарисовки: «Зверства в Речице», «В
Волоколамске», «Рейд Доватора». Еще до окончания войны по горячим следам,
почти с натуры, он пишет большое полотно «Корсунь-Шевченковское побоище».
Эта картина засвидетельствовала появление в русской батальной живописи
самобытного художника-реалиста, продолжателя традиций маститого баталиста В.
В. Верещагина, сохранившего свой индивидуальный кривоноговский стиль. В
картине «Советская конница в боях под Москвой» (1949) Кривоногов
демонстрирует мастерство многофигурной композиции, завидную экспрессию
стремительной атаки кавалеристов и тонкую живописную гамму красок и тонов. В
том же стиле он создает неповторимую по колориту картину «На Курской дуге»
(1949). На багряном закате изображено русское поле с подбитыми, еще
дымящимися, фашистскими «тиграми» и «фердинандами». Глубокая тишина. Апофеоз
жестокого танкового сражения.
Великий день Победы Кривоногов встретил в Берлине у пылающего Рейхстага,
сделал для памяти наброски карандашом. Тогда же родился замысел создать
картину «Победа». Над ней художник работал три года. На фоне горящего
Рейхстага с задымленными колоннами, со следами пуль и осколками снарядов на
мраморных ступенях ликующие советские воины-победители. Многофигурная
композиция передает атмосферу исторического момента, душевного подъема и
торжества. И каждая фигура солдата, а их десятки, — это не безликая масса, а
живой индивидуальный образ, характер. Эта картина стала знаковой в
живописной истории Отечественной войны. В ней во всю мощь проявился талант
художника-баталиста, фронтовика Кривоногова. В последующие годы Кривоногов
создает яркие по силе изображения картины, воспевающие ратный подвиг своих
современников: «Защитники Брестской крепости» (1951), «Поединок» (1964),
«Комиссар крепости» (1966). Картины классика батальной живописи Петра
Кривоногова вошли в золотой фонд русского реалистического изобразительного
искусства.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия
русского народа.
Капитуляция Берлина. 1946 г.
Далее читайте:
«Роман-газета» № 9, 2010.
Возвращение. 75 лет студии военных художников имени М.Б.
Грекова
Многие отечественные живописцы принадлежат к одной школе — к студии имени М.Б. Грекова. В их творчестве преобладают батальные сцены. И даже картины с видами Европы у них вот такие — центр Берлина, Рейхстаг поверженный. А если вы предпочитаете виды мирных городов и весей, то рекомендуем зайти на специальный сайт. |