Обзор
При жизни Лотто был уважаемым художником и, безусловно, популярен в Северной Италии; он традиционно входит в Венецианскую школу , но его независимая карьера фактически выводит его за пределы венецианской художественной сцены. Его, конечно, не так высоко ценили в Венеции, как в других городах, где он работал, поскольку он обладал стилистической индивидуальностью, даже своеобразным стилем (хотя он вписывается в параметры живописи Высокого Возрождения), и после своей смерти он постепенно стал заброшенным, а затем почти забытым. Это забвение можно объяснить тем, что его работы сейчас хранятся в менее известных церквях или провинциальных музеях.
Любовь
Еще при жизни своего отца Пьеро Лоренцо женился на Клариче Орсини. Это был союзнический брак. Невесту выбирала мать. Клариче не стала союзником и любовью всей жизни для Лоренцо. Она была тихой и набожной, равнодушной к искусствам. Зато обладала красивыми чертами лица. Много путешествовала. Умерла на четыре года раньше своего мужа от туберкулеза.
Любовью Лоренцо стала Лукреция Донати, которой он посвящал стихи. Она была старше него на два года и замужем. По свидетельствам современников, любовь этих двух людей была платонической. Он называл ее богиней, она плела для него венки из цветов. На каждом балу Лукреция и Лоренцо оказывались рядом, и он читал возлюбленной свои новые стихи.
Лукреция умерла в 1501 году, пережив своего любимого.
Взросление
Когда умер Козимо, его внуку Лоренцо едва исполнилось 15 лет. Правителем стал Пьеро. Его слабое здоровье и заурядные способности позволили врагам семьи Медичи подобраться ближе к вожделенной власти. Против Пьеро был составлен заговор с целью убийства. Однако он был вовремя раскрыт благодаря верному секретарю правителя.
Все те четыре года, что Пьеро находился у власти, Флоренцию раздирали заговоры и раздоры простых граждан. Когда он умер, его старшему сыну Лоренцо Медичи было 20 лет, и именно ему пришлось бороться с беспорядком на родной земле.
Политическая обстановка на итальянском полуострове была неспокойной. Папская область, Неаполитанское королевство, Генуя, Венеция, Флорентийская республика — все они мечтали о большой власти. Кроме того, существовала угроза и от больших государств — Франции и Испании. Молодой Лоренцо должен был решать, какой путь выбрать его республике.
За время правления Пьеро семья Медичи растеряла практически всех своих союзников и друзей. Этим поспешил воспользоваться Бернардо Нарди, глава военной оппозиции. Он двинулся прямиком на Флоренцию, из которой был изгнан несколько лет назад, но его встретило ополчение города Прато. Зачинщики были взяты в плен, а после повешены.
Тем временем Лоренцо, благодаря мудрости, унаследованной от матери, знаниям, полученным от лучших учителей, и богатству деда, заключал новые союзы и налаживал отношения со старыми друзьями семьи. В итоге за несколько лет своего правления (вместе с матерью Лукрецией и братом Джулиано) Лоренцо обрел невиданную прежде популярность у всего населения республики.
Борьба
Лоренцо Медичи, чудом избежавший смерти, стал главным врагом для папы римского. Он смог отлучить сначала всю семью Медичи, а потом и республику от церкви, конфисковал некоторую часть состояния влиятельной фамилии. Следом и вовсе развязал войну, убедив короля Неаполя напасть на Флоренцию.
Война длилась два года. Она не была слишком кровопролитной. Папским войскам удалось выиграть несколько сражений лишь потому, что флорентинцы оказались совсем без поддержки. И Венеция, и Милан отказались выступать на стороне Лоренцо Медичи.
Однако правитель был столь же умен и мудр, как его матушка. Он решил дипломатическим способом разрешить этот конфликт. Отправившись на переговоры с Фердинандом, королем Неаполя, он вышел оттуда победителем. Лоренцо сумел убедить того в бессмысленности военных действий и опасности возрастающего влияния папы. Неаполь вышел из войны.
Сикст Четвертый предпринял еще несколько походов на Флорентийскую республику, но после того, как узнал о готовящемся союзе с Францией (поговаривают, что Лоренцо специально пустил такие слухи), согласился на мир. Согласно договору, Лоренцо обязан был отправить 15 кораблей на войну с турками, которую вела Италия.
В 1482 году умирает Лукреция, мать Лоренцо. Правитель встретил этот удар судьбы стойко, однако не раз говорил, что страшное горе изменило его внутренний мир.
Потомки
От брака с Клариче родились десять детей. До зрелых лет дожили только семеро. Первенцем Лоренцо стала дочь Лукреция. Она запечатлена в образе младенца Иисуса на картине Боттичелли «Мадонна дель Магнификат».
Вторым на свет появился сын Пьеро, который стал преемником отца. В народе его прозвали Невезучим.
Третьим ребенком стала дочь Маддалена. Она прожила долгую жизнь.
Джованни, четвертый ребенок в семье, стал впоследствии папой римским Львом Десятым.
Лоренцо был отцом дочерей Луизы, Контессины и сына Джулиано. Также он взял на воспитание сына своего брата Джулио, который стал папой римским Климентом Седьмым.
Смерть
Лоренцо Медичи, биография которого описана в этой статье, умер в 1492 году. Он унаследовал от своего отца тяжелое заболевание — подагру. Дворец Лоренцо Медичи стал его последним приютом. Под конец жизни он уже не выходил из дома. Только слуги выносили его на специальных носилках подышать свежим воздухом.
До последней минуты правитель сохранял твердый разум, хотя мучавшие его боли были нестерпимыми. Он отошел от государственных дел и много читал. Его не стало в ночь с 8 на 9 апреля. Гробница Лоренцо Медичи находится при церкви Сан-Лоренцо. Он похоронен в Капелле рядом со своим братом Джулиано.
Портрет больного или Свадьбы не будет?
15 Февраль, 2016 Эльвира
Загадочный Портрет молодого человека работы Лоренцо Лотто (Венеция, 1480 — Лорето, 1556) часто называют Портрет Больного. Работа маслом на холсте, размером 98 на 111 см, сделана около 1530 года и хранится в коллекции Галереи Академии в Венеции.
Только в 1930 году, спустя 4 века после создания, «обнаружили» этот Портрет молодого человека, когда житель Венеции подарил её городу. Изучение истории картины подтвердило автора — художник Лоренцо Лотто действительно работал в начале своей карьеры по заказам венецианских семьей.
Портрет молодого человека или Портрет больного, Лоренцо Лотто, около 1530, Галерея Академии, Венеция
Кто изображен на Портрете, мы пока не знаем, гипотез много, но ни одна не вызывает единодушного одобрения у историков и искусствоведов.
Молодой человек сидит, опираясь на столик левой рукой, одет он в черное платье, как аристократ того времени. (Читайте статью о Мужской одежде в Венеции XVI века) Молодой мужчина — в белой рубашке, широкие рукава которой украшены вышивкой.
Грустный молодой человек сидит за столом перед открытой книгой
Находится он в плохоосвещенной комнате, несмотря на окно слева, и на столе мы видим несколько предметов. Изображение их носит символический смысл и должно указывать нам на личность изображенного человека — на его культурные интересы и занятия, на историю и даже на его имя. Какие предметы изображены на картине? Охотничий рог, мертвая птица (он любил охотиться?), лютня (увлекался музыкой?) — все это было обычным провождением времени аристократов, и не слишком помогает в выявлении личности. На картине наш Молодой человек повернулся спиной к этим предметам, возможно, в данный период жизни увлечения и светские удовольствия его не интересуют. Почему?
Изможденный вид подсказывает название Портрет больного
Ответ помогают найти предметы на столе — большая открытая кгига, прочитанное письмо и два неоткрытых письма рядом, ящерица, лепестки розы,кольцо на столе, синяя скатерть с кистями. Что значат эти вещи,о чем они нам должны рассказать? Ответ неоднозначен, и у искусствоведов сложилось две версии, связанные с символикой изображений на столе.
Кольцо с рубином среди увядающих лепестков розы
Ящерица означает здесь зло, поза её агрессивна, она смотрит на мужчину, она — вестник плохих новостей? Лепестки цветка — разочарование в любви или вдовство, по этой версии критиков, которое подтверждает кольцо на столе. Кольцо с драгоценным камнем рубином — это расстроенная помолвка, не будет свадьбы с любимой девушкой. На свадьбу дарили кольцо с рубином — символом благополучной семейной жизни, он приготовил кольцо, а оно теперь не нужно и лежит на столе. Читайте статью о значении колец с рубином и изумрудом в Эпоху Возрождения. Его суженая жила в другом городе, он получал письма (лежат на столе), а последнее письмо прочитано и брошено на стол (он получил известие, что она умерла?). И наш грустный разочарованный молодой человек отвернулся от светской жизни и подумывает о духовном сане? Все может быть, пока не известно имя, и история этого человека не подтверждена.
Ящерица смотрит на молодого человека-что это значит?
Оборванные увядающие на столе лепестки розы — символ болезни (меланхолии, депрессии или чего-то более серьезного?),- говорят нам другие знатоки иконографий на картинах. Молодой человек болен, это доказывает его изможденный вид, его молодость омрачена физическими страданиями, а не любовными переживаниями. Ящерица означает добродетельную жизнь человека в поисках озарения, света, духовности (то есть приближения к Богу). Ящерица — рептилия, хладнокровное животное, поэтому её изображение — это ещё и изменения в жизни, поворот от бурных страстей к рассудочной возвышенной духовной жизни. Здесь ящерица и книга — укрепление духа, сломленного болезнью, устремления к духовности, к божественному (подготовка к загробной жизни?).
Что хочет сказать нам неизвестный молодой мужчина?
Мы понимаем, что одну и ту же картину интерпретируют по разному, и каждый уверен в своём рассказе об этом персонаже на Портрете работы Лоренцо Лотто. Выбирайте версию, которая вам больше нравится. Пока не узнали биографию мужчины, кто из критиков прав, мы не узнаем.
Статьи о любви, символах и загадках на картинах
Аллегория Правосудия — Юдифь с головой Олоферна на ограде Арок Скалиджеров была с 1382 года
Происхождение
Лоренцо Медичи появился на свет в начале января 1449 года. Знаменитая фамилия деда давала малышу все шансы на прекрасное будущее. Его отец Пьеро, которого народ прозвал Подагриком из-за его болезни, не рассматривался как потенциальный наследник, хотя и был старшим сыном Козимо Медичи, основателя династии. Дед Лоренцо предпочел Пьеро, младшего сына Джованни, который был хорош собой и умен. Однако он неожиданно скончался.
Пьеро, несмотря на свою инвалидность, рано женился. Его супругой стала дурнушка Лукреция из знатного рода Торнабуони. Она обладала недюжинным умом и мудростью. В их семье родилось четверо детей. Лоренцо деи Медичи был самым старшим.
Семья Медичи слыла самой богатой и могущественной во всей Флоренции. Козимо был известным ростовщиком, и сам король вынужден был брать ссуды у Медичи. Разумеется, это доставляло ему много беспокойства, и над знатным семейством будто навис меч. Медичи находились в постоянной борьбе с завистниками и конкурентами и неизменно выходили победителями, становясь все более могущественными.
Лоренцо Лото «Венера и Купидон», 1520 г.
Lorenzo Lotto «Венера и Купидон», 1520 г.
Возможно, стыдливые захотят сказать «фи», отписаться и заварить чай с ромашкой. Нет, нет, не спешите. Для начала — лекцЫя. Во-первых, Лотто был самобытнейшим художником позднего итальянского Возрождения, находясь в одном ряду с Тицианом. Во-вторых, Лотто написал кучу полотен и росписей на религиозные сюжеты, приближаясь по экспрессии к традициям северноевропейской живописи. А в третьих, здесь всё очень многозначительно. Картина была написана как свадебный подарок племяннику художника, и она просто лежачая, точнее, висячая энциклопедия символов. Судите сами: -На Венере — подвенечная диадема со свадебной фатой, -Венера держит миртовый венок с кадильницей (символ верности и любви; мирт символ плодородия) -за головой богини — дерево увитое плющом (плющ — символ вечной дружбы и любви, т.к. плющ вечнозелёный и «обнимает» дерево) -под Венерой (в углу справа) — змея — фаллический символ, мудрость, и в данном контексте ещё и аллегория счастья -и наконец, самое главное и значительное. Купидон писает через миртовый венок, что означает пожелания плодовитости и счастливой судьбы союзу.
Как видите, коэффициент непотребства стремится к нулю.
взято у «Живопизм академический препарированный».
Лоренцо Лотто (около 1480–1556) — итальянский живописец Позднего Возрождения.
Лоренцо Лотто. «Автопортрет». Около 1545.
Лоренцо Лотто имел несчастье родиться в Венеции во времена Беллини, Джорджоне, Карпаччо и Тициана. Он мог бы получить признание как великий мастер эпохи Возрождения, если бы его не затмили современники. Есть надежда, что каталог к его выставке поможет ему примкнуть к звездной компании, к которой он должен принадлежать.
Лоренцо Лотто родился около 1480 в Венеции. В самой Венеции он не получил признания, хотя с полным правом может считаться одним из величайших живописцев своего времени. Из Венеции Лотто уехал еще в юном возрасте, и с тех пор он был тесно связан с Северной Италией (городами Ломбардии и Венето) и областью Марке, расположенной в Центральной Италии.
В 1506 году Лотто впервые едет в Марке, где ему была заказана большая алтарная композиция для церкви Сан Доменико в Реканати. Впоследствии он возвратился туда не раз и там же, при храмовом комплексе Santa Casa (Святой дом Богородицы) в Лорето, он и закончил свои дни. Полученные им в Марках заказы на выполнение живописных произведений состоят почти исключительно из произведений религиозного характера, предназначенных для церквей.
Заговор
Лоренцо правил уже десять лет, и республика его процветала. Это не могло не злить врагов семьи Медичи — представителей знатных фамилий Пацци и делла Ровере. К последним относился и папа Сикст Четвертый. Он желал искоренить всех Медичи, а на их место посадить своего племянника.
Заговорщики решили убить двух братьев — Лоренцо и Джулиано — во время молебна. Они находились в соборе вдвоем без охраны, а службу вел кардинал Риарио, один из заговорщиков. Убийцы, среди которых были лишь знатные и известные на всю страну люди, выскочили из своих укрытий неожиданно. С кинжалами они набросились на братьев. Джулиано погиб сразу, а Лоренцо, благодаря своим решительным действиям, смог скрыться от преследователей.
Месть правителя была жестокой. Его соратники схватили больше половины заговорщиков. Много дней висели на окнах Палаццо Веккьо повешенные убийцы. Еще в течение полутора лет искал Лоренцо негодяев, убивших его брата. Расправа над ними была такой же беспощадной.
Покровитель искусств
Лоренцо Медичи Великолепный (такое прозвище дал ему народ) был известным благотворителем и патроном наук и искусств. Именно за это жители Флорентийской республики принимали и любили его, фактического короля.
Принц Лоренцо де Медичи был не просто меценатом, но поэтом и философом. Он приглашал в столицу многих известных скульпторов, художников и архитекторов, давая им крупные заказы. Спонсировал школы искусств, развивал таланты молодых людей.
Именно он на одном из уроков обратил внимание на пятнадцатилетнего парня, занимающегося скульптурой. Звали его Микеланджело
Лоренцо Медичи взял подающего надежды паренька под свое покровительство. Из него вырос гений эпохи Возрождения, скульптор, художник, мыслитель Микеланджело Буонарроти. До самой смерти правителя он работал при дворе наряду с Боттичелли, великим живописцем, кисти которого принадлежат несколько портретов Медичи.
Косвенно Лоренцо стал причиной открытия миру такого мастера, как Леонардо да Винчи, который занимался в мастерской у придворного художника Флоренции Верроккьо.
Эпоха правления Лоренцо считалась самой спокойной, умиротворенной и духовно богатой за всю историю Флоренции.
Символика на ренессансном портрете, ч.2.
Угасание рода и надежда на возрождение: Аллегория Добродетели и Порока , 1505 год, Лоренцо Лотто, масло на доске, 56 на 42 см, Национальная Галерея, Вашингтон.
Эта картина Лотто была дверцей, закрывающей другую написанную им картину Портрет епископа Бернардо де Росси. Епископ Тревизо изображен со свитком в руке, и это намек на недавний заговор против него в Тревизо. Семья Ониго в 1503 году пыталась убить Де Росси, но их замысел обнаружили, на свитке — список членов семьи-предателей Ониго.
Епископ Де Росси, 1507, Лоренцо Лотто
Картина Аллегория — традиционная картина траура, мы видим ствол мертвого дерева. На этот раз речь идет не о смерти епископа Тревизо Бернардо де Росси, к которому имеет отношение Аллегория, а о вымирании его рода — ветви Де Росси из Сан Секондо, последним прямым представителем которого был епископ.
Рядом с Добродетелью — Герб семьи Де Росси
Источники
- Бенезит Э. Dictionnaire des Peintres, Sculpteurs, Dessinateurs et Graveurs ; Librairie Gründ , Париж, 1976 г .; ISBN 2-7000-0156-7 (на французском языке)
-
Словарь искусств Тернера Дж. Гроува ; MacMIlllan Publishers Ltd, 1990; ISBN 1-884446-00-0
- Рикеттс Мелисса — Maestros del Renacimiento (в голландском переводе: Grote meesters uit de Renaissance ; Rebo International BV, 2005 ISBN 90-5841-089-7 )
- Бенеш, Отто (декабрь 1957 г.). «Новые взносы в Лоренцо Лото». Журнал Берлингтон . 99 (657): 410–413.
- Беренсон, Бернард — Лоренцо Лотто ; Phaidon Press
- Лоренцо Лотто: заново открытый мастер эпохи Возрождения , авторы Дэвид Алан Браун, Питер Хамфри и Мауро Лукко, при участии Аугусто Джентили и др. Вашингтон, округ Колумбия: Каталог выставки в Национальной галерее искусств; Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1997.
- Хамфри, Питер — Лоренцо Лотто; Нью-Хейвен, издательство Йельского университета, 1997; ISBN 0-300-06905-7 (первое полнометражное исследование Лоренцо Лотто после монографии Бернарда Беренсона)
- Занчи, Мауро — Лото. Я simboli , Giunti, Firenze 2011. ISBN 88-09-76478-1