Лев Григорьевич Саксонов родился в 02101929 — Биография художника, известные произведения, выставки

Славянофильство

С начала 40-х годов начались важные перемены в общественной и социальной жизни России. Не менее серьезные перемены обозначились и в сознании Аксакова, поскольку в стране происходило обострение социальных противоречий, активизировалось антикрепостническое и освободительное движение.

Это время ознаменовалось появлением западников и славянофилов. Дети Аксакова (Константин, Иван и Вера) были активными славянофилами 40-х годов. Сторонники этого течения утверждали, что у России есть особенный путь, не связанный с Западом, который может лишь нанести урон развитию России и ее ценностям.

Сам Аксаков утверждал, что он не является сторонником никаких течений, поскольку видит, в какие крайности уходил его любимый сын Константин со своими единомышленниками.

Наследие

В музее «Малая Третьяковка», который активно поддерживался не только самим Григорьевым, но и другими живописцами, сегодня можно увидеть подлинные картины знаменитого русского художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, не менее известного художника Руфина Гавриловича Судковского (также мариниста) и многих других живописцев России. Работы же самого Александра Григорьева можно увидеть как в Малой Третьяковке, так и в музеях других городов России. Также они выставлены в галереях Англии, Франции, Италии и ряда других стран.

Сегодня в Республике Марий Эл присуждается муниципальная премия в области изобразительного искусства имени Александра Григорьева. Также его имя носит Козьмодемьянский историко-художественный музей (та самая «Малая Третьяковка»).

Детство и юность

Сергей Аксаков родился в 1791 году в Уфе в старинной дворянской семье. Отец любил природу, был мягким, застенчивым, малообразованным человеком, а мать слыла редкостной красавицей, умной и начитанной женщиной.

Детство мальчик провел в Уфе и в Заволжье, в имении его дедушки. От отца писатель перенял любовь к природе. Впоследствии охота и рыбалка стали его страстью. Эти факты из биографии Аксакова вознесут его спустя много лет на литературный пьедестал.

Когда мальчику исполнилось девять лет, его отдали на учебу в Казанскую гимназию. Не готовый к разлуке с семьей и самостоятельной жизни, ребенок серьезно заболел. Поэтому родные были вынуждены забрать его из учебного заведения. Лишь через год Сережа Аксаков вернулся к учебе в гимназии.

Осенью 1804 года был открыт Казанский университет, а старшие гимназисты стали студентами. Среди них оказался и 13-летний Сергей Аксаков.

О годах учебы писатель всегда вспоминал очень тепло. В это время он увлекся литературой и театром. Кроме того, студенты выпускали рукописные журналы. Разгоравшиеся между «конкурентами» дискуссии о литературе и языке не оставляли никого равнодушным. Любопытно, что Аксаков всегда выступал против слащавости прозы Карамзина, но любил его стихи.

Смерть Геннадия Голобокова

Шли годы, и болезнь все больше подрывала организм художника. Приступы учащались и усиливались. Геннадий чувствовал, что его время на исходе, и работал при любой возможности, стараясь создать как можно больше художественных образов. Художник умер 17 мая 1978 года с карандашом в руках.

Итоги жизни этого мужественного человека кратко и емко подведены в журнале «Техника — молодежи»: 

Памятник

За свою недолгую жизнь Геннадий Голобоков создал десятки художественных полотен — глубоких и ярких символов человеческого мужества, получил признание известных художников, космонавтов и рядовых любителей научной фантастики. Этого незаурядного человека до сих пор помнят на его малой родине, а в городе Балаково, в местном выставочном зале, периодически выставляются его картины.

Ожидание

В 2008 году именем художника «Golobokov» была названа одна из открытых учеными малых планет (2008 WQ96).

Автопортрет

На государственной службе

В 1807 году Аксаков покинул университет и спустя какое-то время переехал в Петербург. С помощью протекции своего преподавателя и наставника Г.И. Карташевского юноша получил должность переводчика в Комиссии по составлению законов. Государственной службе на разных поприщах он посвятил почти полтора десятка лет жизни.

В Петербурге писатель оброс новыми знакомствами в кругу литераторов и театралов, однако спустя четыре года он оставил службу в столице и переехал в Москву. В 1812 году Сергей Тимофеевич переехал в тихую деревушку, расположенную в Оренбургском крае. Он не очень стремился к светской жизни. Годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова в этой глуши можно назвать счастливыми. Он лишь изредка приезжал в Москву и Петербург, чтобы не дать угаснуть знакомствам. Так в один из приездов в 1815 году Аксаков познакомился с уже престарелым Державиным, который рассказал ему о еще юном, но уже талантливом Пушкине.

Еще в 1822 году Аксаков получил часть отцовского имения. Какое-то время он пытался заниматься хозяйством и вести жизнь помещика. На тот момент он уже женился на Ольге Заплатиной, у них родились дети. В 1826 году Сергей Тимофеевич понял, что быть помещиком он не сможет. Поэтому переехал с семьей в Москву.

Поэзия Геннадия Голобокова

Геннадий Голобоков — не только талантливый художник, но и поэт, пишущий глубокие проникновенные стихи. Поэтический цикл «Братья по разуму» дополняет научно-фантастические картины, трансформируя силу художественные изображения в силу слова.

НИИ генетики

***

Тихий говор. Газеты. Рация.
Панорам круговой обзор.
Информация, информация —
Водопад с великанских гор.
И вот в этой волне стремительной
Как события в ярких снах,
Понимаешь, что мир растительный
Остро чувствует боль и страх.
Человече! Венец материи!
Снизойдя как к живым живой,
Ты прислушайся к думам дерева,
Научись говорить с травой.
И пускай под вселенским пологом,
Где простор для любой мечты,
И напалм,
И руки онкологов
Позабудут навек цветы.
И пускай за земным селением,
Одолев не один парсек,
Он утонет в восторге зелени —
Счастьем плачущий человек.
И, прижавшись к живой акации,
Улыбнется седая мать…
Информация, информация,
Человека ль тебе пугать?

Чаша с солнцем.

***

Плюс и минус. Два вечных полюса.
Два всего лишь. Почти пустяк.
Но из них вырастают, борются
Ложь и истина. Свет и мрак.
Ликование, страха гиканье,
Злая ненависть и, как бой,
Обнимающая вселенную
Человеческая любовь!
Плюс и минус.
От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа и сердце —
Абсолютная пустота…

***

Прыжок. Удар. И в вихре света
Распался сумерек покров.
— Ну, здравствуй,
Здравствуй, гость планеты
— Дитя заоблачных миров!
Не прячь антенн: познаний — бездна!
Скорей, скорее дай ответ,
Ужель в душе твоей железной,
Как и в моей, покоя нет?
— Ну что ж, землянин, я отвечу:
В лучах, что льет твоя звезда,
Не робот ты, ты Человече,
И в этом вся твоя беда.
В бесстрастной чаше мирозданья
Ты смертной занят суетой,
Томишься ты тоской желанья,
Болеешь горечью чужой.
— Постой, постой, сверхумный Кибер!
Машинных мыслей не пружинь!
Бестрепетно встречать погибель?
Нет, даже в муках делать жизнь!
Бессмертны мы с тобою оба,
Но свой у каждого удел.
А вот о том, что я не робот,
Ни разу в жизни не жалел.
Вовек не променяю долю
И жизнь, и смерть до дна испить…
Ведь если жить своей лишь болью,
То есть ли смысл на свете жить?

Прощание

Работа в Москве и арест

После революционных событий новое государство стало остро нуждаться в молодых, энергичных и образованных людях, поэтому в 1922 году Александра Григорьева вызывают в Москву для создания основ нового искусства новой страны. Марийский художник соглашается и прибывает в столицу, где практически сразу при поддержке председателя товарищества Передвижников создает ассоциацию художников революционной России — АХРР. Именно эта ассоциация в дальнейшем и повлияла на все искусство всех лет существования СССР. Кроме того, он являлся статистиком Всероссийского земского союза, был членом партии эссеров, членом РКП(б).

Период 20-30-х годов оказывается совсем не простым не только для жизни социальной, но и культурной, однако Александр Григорьев работает на износ, организовывая художественные выставки и руководя советом объединения художников и при этом находя средства на развитие российского искусства.

В 30-е годы наступает жесткий период репрессий, и талантливый художник и искусствовед попадает под пристальное внимание властей. В 1934 году он проводит выставку своих собственных работ, в 1938 году его арестовывают

Долгие 8 лет Григорьев проводит в лагере под Карагандой, и в 1946 году его освобождают, однако официально все еще считают «врагом народа». Так, после войны вплоть до 1954 года он проживает в полуразрушенном войной доме в Тарусе (Калужская область) и зарабатывает на жизнь написанием вывесок.

В 1954 году художника Александра Григорьева реабилитируют. Ему присваивается звание заслуженного деятеля искусств МАССР и назначается общесоюзная пенсия.

Александр Григорьев умер в 1961 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Признание коллег и общественности

С 1958 года Геннадий Голобоков посылает свои работы на Всесоюзные выставки непрофессиональных художников. В 1968 году жюри Всесоюзного фестиваля присвоило ему звание лауреата, не имея никакого представления о его судьбе. 

Возвращение

Художник запрещал распространять подробности его жизни, и особенно не любил фразу «прикован к постели». Из-за ограниченных физических возможностей Голобокову не всегда удавались безукоризненные технические приемы, но такие недочеты полностью компенсировала глубина мыслей, связанных с будущим человечества.

Контакт

В 1974 году к художнику пришло всесоюзное и всемирное признание. Его работы демонстрировались на выставках в Москве и еще 20 городах Советского Союза, а также за рубежом — в Праге, Братиславе, Будапеште, Улан-Баторе, на острове Мадагаскар и в Лаосе. Посетители выставочных залов, в которых выставлялись картины художника-фантаста, были поражены живыми яркими полотнами с необычайными сюжетами и широтой замысла. Часто в дом художника приходили гости — посмотреть на новые работы и на него самого, поговорить о живописи и просто о жизни.

Парадокс времени. Отец и дочь

На картины Голобокова обратили внимание космонавты Л.Леонов, В.Севостьянов, П.Беляев, П. Попович и другие

Со многими из них у художника сложились дружеские отношения. А.Ленов писал: 

Освоение

Два художественных полотна, подаренные американским астронавтам, хранятся в Хьюстоне, в космическом центре США.

Увольнение

Будучи цензором, Аксаков не оставлял свою литературную деятельность. В начале 1830 года он анонимно опубликовал фельетон «Рекомендация министра». Смысл социально-сатирического очерка был очевиден: получить выгодное место без чьей-либо протекции или помощи невозможно, так как на этом неписаном законе строится вся государственная система.

Произведение мгновенно привлекло к себе внимание Николая I, который был в ярости. Началось разбирательство

Сначала арестовали цензора, пропустившего фельетон, потом угроза нависла над издателем «Московского вестника». Лишь тогда Аксаков решил раскрыть свою личность и явился в полицию. От высылки из Москвы писателя спасли письма, в которых он писал, что лишь изложил в форме рассказа известный в народе анекдот. Он клялся, что никого не хотел оскорбить.

В декабре 1831 года Аксаков по неосторожности пропустил в печать статью И.В. Киреевского с достаточно революционными идеями

Автора статьи признали неблагонадежным, журнал «Европеец» закрыли, а Аксакову сделали строгий выговор.

В январе 1832 года (всего через меся) грянула другая беда, положившая конец карьере цензора. В печать вышла остроумная сатира некоего Елистрата Фитюлькина, высмеивающая нравы полицейских властей. Книга возмутила полицейские власти Москвы и Петербурга. История вновь дошла до Николая I. Его решение было однозначным: уволить Аксакова, так как он не обладает необходимыми для цензора качествами и умениями. Впоследствии это событие отразится на биографии Аксакова.

Семья, родители, становление

Таких, как он, называют баловнями судьбы. Биография Льва Збарского связана с двумя величайшими столицами мира – Москвой и Нью-Йорком. В одной он родился, в другой умер. Его родителями были представители новой советской интеллигенции. Отец Борис Ильич (1885-1954 годы жизни) – известный биохимик. После смерти Ленина под его руководством создана Лаборатория по бальзамированию тела вождя при Мавзолее. Именно он и его команда ученых содержала мумию в надлежавшем состоянии. Мама – Евгения Борисовна – также была биохимиком и работала вместе с отцом. У Льва был старший брат Илья (1913-2007 годы жизни).

Семья Збарских
Интересный факт! Старший Збарский дал сыну двойное имя в честь Феликса Дзержинского (организатора ВЧК) и своего коллеги Льва Карпова (родоначальника советской химической промышленности).

Маленького Льва воспитывали в интеллигентной обстановке и позволяли проявлять свои способности в любом творческом направлении. В годы войны Мавзолей был эвакуирован в Тюмень. Туда же уехали все ученые во главе с директором Лаборатории Борисов Збарским. Здесь его сын увлекся рисованием. Развивать его дар взялся один из местных художников-преподавателей. После войны семья вернулась в Москву. Лев закончил школу в 1949 году и поступил в Полиграфический институт, по окончании которого стал профессиональным художником.

Студент Лев Збарский

Его привлекали иллюстрации к книгам. В качестве дипломной работы молодой график оформил книгу Виктора Гюго «Рюи Блаз». Несмотря на отличную учебу, эта работа была оценена экзаменационной комиссией на «хорошо». Сказался своенравный характер молодого человека, а также его нежелание участвовать в общественной жизни института. Возможно, по этой же причине он закончил общеобразовательную школу не с золотой, а с серебряной медалью.

Художник занимался иллюстрированием книг, мультипликацией, созданием карикатур, конструировании печатных изданий. Он был виртуозным рисовальщиком, за что получил несколько наград на Всесоюзном конкурсе искусства книги. К началу 70-х годов он добился успеха, имел студию в центре Москвы, входил в круг избранных представителей советского искусства.

Иллюстрации к сборнику избранных произведений Ю. Олеши с рисованным шрифтом считаются одной из самых интересных работ Льва Збарского

Всех его знакомых удивило решение об эмиграции в Израиль. Сам Лев Брисович объяснял этот поступок обычной скукой. Он уехал из Советского Союза в 1972 году и был признан диссидентом. В Израиле он пробыл совсем немного времени. Вскоре он улетел в США, где и остался до конца своей жизни. Основным видом его деятельности и заработка стали лекции, которые он читал в американских художественных колледжах и университетах. Он практически ни с кем не общался, дружил только с Романом Капланом. Роман Аркадьевич – известный переводчик русской поэзии на английский язык, основатель крупнейшего в Нью-Йорке ресторана «Русский самовар».

Интересный факт! Борис Мессерер (российский театральный художник и педагог) сказал, что творчество Льва Збарского не до конца оценено и заслуживает более пристального внимания.

В 2014 году Лев Борисович узнал, что смертельно болен. Он окончательно перестал общаться с родственниками и полностью закрылся в своем мире. Его друг Роман Каплан сообщил прессе, что у художника диагностирована 4-я степень рака легких. Операции он уже не подлежал и доживал век в хосписе. На услуги дорогостоящей клиники у него не было денег, поэтому он получал медицинскую помощь, входящую в реестр страховки. Он умер 22 февраля 2016 года.

Друзья утверждали, что художник чем-то напоминал Сальвадора Дали

Детство и юность

Геннадий Голобоков родился в 1935 году в Саратовской области, в селе Малая Быковка Балаковского района. Он был с детства влюблен в небо и звезды, играл на скрипке и гармошке, писал стихи. Товарищам подросток часто говорил, что непременно станет астрономом. И еще — он постоянно рисовал: на уроках, переменах, после школы. Его рисунки, на которых были изображены товарищи, Волга, местные пейзажи, часто посылали на городские выставки.

Обычную жизнь прервал несчастный случай — 16-летний юноша неудачно нырнул в воду с крутого берега и получил перелом шейного отдела позвоночника. В Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии была проведена сложнейшая операция, но ее итог оказался неутешительным — Геннадий Голобоков был обречен на полную неподвижность до конца жизни.

Охотничья трилогия

В 1843 году Аксаков приобрел под Москвой имение Абрамцево, где он обрел тихую и размеренную жизнь. Это спокойствие и безмятежность пробудили воспоминания о детстве и юности, о том, как часто они с отцом охотились или рыбачили.

Первая полноценная книга Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье» должна была стать интересным пособием для узкого круга рыболовов, а прославилась на всю Россию. Даже людям, не относящим себя к любителям ловли рыбы, понравились описания подводного мира и то, с какой страстью и любовью Аксаков описывал рыбалку.

Успех побудил писателя продолжить тему. Вторая книга «Записки ружейного охотника» стала еще более глубокой и страстной в плане изображения природы, животных и эмоций охотника. Произведение получило высочайшие оценки критиков, писателей и простых читателей.

В 1855 году Аксаков завершил трилогию книгой «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». По этим произведениям можно понять, что Сергей Тимофеевич не терпел высокопарности и праздного созерцания. Даже пейзажи играли важную роль и были наполнены интересными деталями.

Изданные по отдельности книги писатель хотел объединить в один сборник. При попытке издать его Аксаков столкнулся с серьезными препятствиями. Из-за проблем с цензурой у его сына Ивана писателю отказали. После апелляции и ходатайства процесс вновь был запущен, но сборник так и не увидел свет.

Борьба с судьбой

Страшный диагноз привел сначала юношу в отчаяние, но затем пробудил в нем огромное желание жить и работать. Геннадий Голобоков решил учиться. Но его стремление поступить в Московский заочный университет искусств наткнулось на бюрократические препятствие: требование лично присутствовать на вступительных экзаменах было обязательным для всех без исключений. Решить проблему помогла отправка нескольких рисунков вице-президенту академии художеств В. А. Серову. Его ходатайство позволило молодому художнику реализовать мечту стать студентом и в 1958 году окончить университет искусств имени Н.Крупской.

Выход из анабиоза

Процесс рисования для Геннадия Голобокова был одновременно счастьем и физической пыткой. Художник писал лежа на спине, подрамник размещался на его груди. Он не мог пользоваться обычным ластиком и твердым карандашом, поскольку сильный нажим был ему недоступен. Кисть приходилось брать сначала губами и только потом — пальцами. Руки быстро уставали, приходилось часто отдыхать. Геннадий мог дотянуться кистью только до середины холста, поэтому верхнюю часть получалось писать только на полотне, перевернутом вверх ногами. Он научился воспринимать композицию полотна с любой точки и объяснял это тем, что «космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой».

Покоряющий трехмерье

«Космическая эра» в творчестве Геннадия Голобокова

Несмотря на живой интерес к событиям, происходящим в Балакове, художник все больше уделяет внимания научно-фантастической тематике. Именно в этой области полностью раскрылся его талант. Картины, посвященные будущему, написаны в стиле символизма. Для них характерны: простота композиции, строгая графичность изображения, яркие цвета, каждый из которых символизирует определенное понятие. Зеленый — жизнь, голубой — нежность, красный — борьбу, преодоление препятствий.

Сеятель

В работах Геннадия Голобокова мало фантастических пейзажей и машин, что существенно отличает их от творческого наследия коллег-фантастов. У художника на первом месте красивые и мужественные люди, которые при достижении высоких целей не останавливаются перед самыми сложными препятствиями, черпая силу у матери-Земли

Голобоков ярко передавал эмоции героев, уделял большое внимание выразительности взгляда, созданию удачных ракурсов. Механизмы и обстоятельства на полотнах служили фоном, призванным подчеркнуть основную мысль

Работы этого периода — «Четвертое измерение», «И снова к звездам», «Шквал неизвестности», «Возвращение» и многие другие.

Танец с шаровой молнией

Собственное несчастье научило Геннадия Голобокова ценить торжество жизни и способность человека мужественно переносить тяжелые испытания. Теме одиночества и преодоления жизненных трудностей посвящены полотна «Один», «Чужое сердце», «Река времени», «На краю бесконечности».

Улетающая на столетия

Деятельность в родном крае

После окончания учебы молодой художник Александр Григорьев, фото которого представлено в статье, вместе с женой вновь пребывает на свою малую родину, чтобы начать там активную деятельность по культурному развитию края. Он полагал, что его землякам необходимо художественное просвещение, и именно этому делу он планировал посвятить свою жизнь. Также в его планах было открытие в родном городе своего рода небольшой Третьяковской галереи, и позже эта мечта воплотится в реальность благодаря упорству, таланту и стараниям Александра Григорьева. Музей этот так и был назван — Малая Третьяковка. Но прежде чем это произошло, молодому пейзажисту предстояло стать главой волостного отдела образования, открыть декоративно-художественную мастерскую, провести первую художественную выставку, а также создать краеведческий музей с отделом художества и открыть художественную школу.

«Буран»

Это первое произведение, в котором проявился яркий писательский талант Аксакова. В 1834 году он опубликовал небольшой очерк «Буран». Это маленькое, но очень красивое произведение. В основе творческого метода лежит живой человеческий интерес к действительности без прикрас, естественность и простота. Картина разбушевавшейся природы стала классическим образцом пейзажной живописи в литературе. До этого подобным образом описывал природу только Пушкин.

Сам Александр Сергеевич по достоинству оценил описание бурана. Изображение метели в «Капитанской дочке» было написано под впечатлением от этого короткого очерка.

Дети, внуки, правнуки

Дети Льва Збарского с неохотой вспоминают отца. У каждого из них сложилась своя судьба. Внук Игорь (1983 г.р.) по линии Бориса Булатова стал известным российским бизнесменом, мужем актрисы Виктории Лопыревой и отцом ее сына. Сам Борис занимал ответственный пост во Внешторгбанке. Игорь пошел по стопам отца, закончил университет по специальности «Финансы и кредит», сделал карьеру в бизнесе и политике. Сейчас он работает в правительстве республики Коми.

Игорь Булатов, Виктория Лопырева и их сын

Максим Максаков не пошел по стопам творческой мамы. Он занимался рекламным бизнесом, долгое время жил в Италии. В 2013 году вернулся в Москву, но попал под судебный процесс. Его компанию обвинили в крупной финансовой афере. Следователи считали, что рекламщики обманули спортивный комитет России на несколько десятков миллионов рублей. Пока шло расследование, подозреваемые находились под домашним арестом. Их освободили из-под стражи прямо в зале суда. Журналисты особо отметили участие в процессе матери Максима Людмилы Максаковой, которая была лично знакома с мини стром спорта России Виталием Мутко.

Максим был дважды женат. От первого брака у него есть сын, от второго – две дочери.

Максим Максаков (Збарский) с мамой, женой и детьми
Интересный факт! На похороны Льва Збарского из России прилетели только внуки Людмила Максаковой. Они проводили дела в последний путь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: