Машков илья иванович [1881

Происхождение

Родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской Области Войска Донского (название в период с 1870 по 1918 год, в наши дни Волгоградская область). Предки, крестьяне, были переселенцами из Рязанской губернии. Родители Ильи на новом месте занимались скупкой-продажей разной мелочи. В многодетной семье Илья – старший сын из девяти детей. С 8 лет учился в церковно-приходской школе, уже в 11 пошёл «в люди»: сначала в станице Филоновской, позже переехал в г. Борисоглебск, где работал у купца Юрьева. Был на побегушках в бакалейных лавках, что было ему ненавистно, и рисовал вывески по распоряжениям торговцев.

Изображать то, что уходит…

Помимо необузданного «дикого» умения передать на холсте цветом чувственные ощущения, Машков отличался организационными способностями. Он жаждал упорядочивать, собирать, делать – самое время вспомнить о его стремлении создавать руками. Он был одним из организаторов «Бубнового валета», потом его секретарем. В 1915 году его приняли в «Мир искусства». В этом же году – второй брак, на этот раз со своей ученицей, художницей Еленой Федоровой. Она изображена на «Натюрморте с женской фигурой». Революцию Машков принял с восторгом, как и многие другие авангардисты. Занимался профсоюзом художников, состоял во множестве сообществ и организаций, преподавал живопись во Вторых Свободных государственных мастерских (в которые превратилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества), а затем – в Высших художественно-технических мастерских.

Параллельно бурной организационной деятельности он начал писать совсем иного толка картины, так называемые «музейные натюрморты Машкова». Это изобилие фарфора, алой мебели, декоративности. Сопоставив с историческим контекстом, понимаем, что всё это в постреволюционные годы довольно активно разрушалось. И речь отнюдь не о случайном совпадении. На выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Революция, быт и труд» в 1925-м году Машков выставляет знаменитый триптих «Снедь московская»: «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». В изготовлении составляющих «Хлебов» принимала участие уже третья и последняя жена Машкова, художница Мария Данилова, которая испекла некоторые «атрибуты» собственными руками. Оглянувшись на исторические события, понимаем, что страна в этом время мучительно отходила от попыток создания военного коммунизма и впереди тоже маячили не золотые времена. И вдруг – такая роскошь, такое изобилие! Прощание с едой?

Речь не о том, что Машкой был диссидентом – отнюдь. В юношестве презирающий авторитеты, он бьется за каждую грамоту и каждое звание в СССР и с гордостью цитирует к месту и не к месту аббревиатуры организаций, в которых «состоит и привлекается». В данном случае, вероятно, имеет место ситуация, когда творчество выходит за рамки взглядов личности. И машковские несказанно яркие, притягательные, безусловно вкусные яства, кажется, предчувствуют свою судьбу – надолго превратиться из еды в муляжи.

Картины приняли, а от художника стали ждать шедевра на революционную тему. Он едет в Крым, собирает впечатления, пишет импрессионистские пейзажи и портреты – отправленные в крымские дворцы рабочие и крестьяне, множество купальщиц, пляжи. Портретам Машкова не свойственен психологизм, люди у него представляют слепок формы, функции. Но от него по-прежнему ждут революционного панно.

И тогда Илья Машков решает отправиться на свою родину, в Волгоградскую область, где пишет серию крестьянских портретов и пытается обучать живописи крестьянских детей, а также проявляет необычайно активную деятельность в создании в родной станице в бывшем помещении церкви Дома культуры. По собственноручно сделанному им эскизу изготавливают вывеску «Дом Социалистической культуры (ДСК) имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И.Машкова». Он отправляет послания в органы и сетует в них на несознательность станичников, которые, кулаки упертые, не светятся от счастья, осознав возможность, бросив всё, строить коммунизм. Например, жалуется, что его старания в создании ДСК «кулацким агентам и другим вредным элементам как в городе Урюпинске, так и в хуторе Михайловском – не по вкусу. Установить, кто именно персонально это такие люди для точности и пользы дела при желании вышеперечисленные органы могут выяснить в кратчайшие сроки сами».

А на его картинах румяные колхозницы пышут здоровьем, на них смотреть тепло и сытно! Всё в лучших традициях натюрмортов Машкова. Но сегодня-то мы знаем, что 30-е годы – это жестокий голод в Поволжье… Певец плоти и чувственности снова пишет о том, что уходит, уже ушло?

Последнее десятилетие жизни

В 1934 году художник уезжает с малой родины – он, любящий почести и внимание, возвращается в Москву, поближе к центральной власти. Пишет работы, прославляющие государство и партию, затем, с 1936 года, полностью переходит на натюрморты, в написании которых его мастерство растёт с каждым годом, несколько меняется техника написания

В 1939 году получил Бронзовую медаль «За выдающийся вклад в мировое искусство» – художник выставлялся в Нью-Йорке. Вообще в 30-е годы картины Машкова объездили многие страны и города, экспонировались в Лондоне, Вене, Париже и других столицах.

С началом Великой Отечественной войны Машков, понимая, где в тылу можно быть полезным и прикоснуться к страшным трагическим событиям в стране, проявляет инициативу и находит новое поле деятельности – в госпиталях пишет портреты раненых на фронте героев, а также медиков, спасающих жизни защитников Отечества.

Не дожив год до Победы, умер 20 марта 1944 года.

Начало тридцатых годов, родная станица

Жизнь художника-активиста полна событий, он много ездит по стране с творческими командировками. Молодая советская власть на него возлагает большие надежды и ждёт монументальных и значительных произведений, подтверждающих счастливую жизнь в стране. В 1929 году 50-летнему художнику назначают персональную пенсию, он больше не преподаёт и уезжает в родную станицу. Но не на покой – Машков задумал сделать Михайловскую образцовой во всех без исключения сферах жизни – с отличным стадионом, прекрасным парком, хорошей школой, богатой библиотекой… Причём в этом показательном социалистическом раю все объекты должны хитро переплетаться: «парк со стадионом, опытные поля с парашютной вышкой…» По инициативе художника церковный иконостас вместо икон был украшен портретами вождей пролетариата, Ленина и Сталина, а купола вместо креста – красными флагами. «Дом социалистической культуры имени заслуженного деятеля искусств профессора И.И. Машкова» – значится на вывеске, сделанной по собственному эскизу художника. Бывало, и не раз, письменно жаловался властям на непонимание со стороны некоторых жителей, называя их кулацкими агентами. На волне собственного оптимизма и в полном соответствии с ожиданиями партии создаёт картины, герои которых – счастливые труженики благодатной страны, пишет виды широкой станицы, «где так вольно дышит человек».

Первые художества

Малевать фасадные вывески мальчишке нравилось: нехитрый рисунок бублика или сапога, да простое название лавки, чаще фамилия хозяина. И он старался на совесть, фантазировал, выводил завитушки. В свободное время пробовал рисовать для себя, было интересно. Однажды преподавателю рисования из Борисоглебской мужской гимназии попались на глаза рисунки юного помощника местного купца. Заметив определённое старание Ильи, необычность его работ, учитель поинтересовался, нет ли у того желания самостоятельные занятия сделать систематическими, учиться живописи. Этим вопросом он очень обескуражил юношу, тот и не подозревал, что этому учат. Получив несколько ценных уроков, Илья понял, что теперь он не хочет довольствоваться малым. Он любит рисовать и должен учиться, чтобы сделать своё пристрастие профессией.

Общество «Бубновый валет»

Проторенной дорогой реалистической и академической живописи не хотел идти не только Машков, у него было достаточно единомышленников, среди которых Пётр Кончаловский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов и другие художники, выступающие против идейности искусства. В декабре 1910 года открылась выставка, названная «Бубновый валет», что имело особый смысл. Картины шокировали публику, выставка стала скандальной. После неё художники, представители раннего авангарда, организовали творческое объединение с тем же названием, чем знаменовали переворот в искусстве. Союз просуществовал до 1917 года.

биография

Он родился в казачьей станице Михайловской-на-Дону (близ Волгоград) 29 июля 1881 г. в крестьянской семье. Приехав в Москву в 1900 г., он посетил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учителями которых были Константин Коровин и Валентин Серов. В 1909 году он был исключен из училища за художественную свободомыслие. В студенческие годы он много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Он был членом ассоциации «Мир искусства»(Русский: Мир иску́сства) и»Бубновый валетОн жил в Москве, иногда бывал в своей деревне.

В его творчестве отразилась цветная революция ХХ века. Художественные новинки Поль Сезанн и Анри Матисс были очевидны в его картинах, содержащих полнокровную энергию народного искусства. Бурная цветовая экспрессия, зараженная жизненной энергией, сочетается с характерными для городского фольклора законами первичной симметрии: знаков, подносов. Особой выразительности художник добился в натюрморт, его любимый жанр. Он преувеличивает материальный мир, уплотняет формы, драматизирует цветовые контрасты и преувеличивает текстуру, создавая мощные графические формулы.

Помимо основного жанра натюрморта «Бубновый валет» (Натюрморт. Фрукты в блюде, 1910; Тыква, 1914), Машков создавал театральные, эпатажные портреты (Портрет И. Э. Киркалди, 1910; Автопортрет, 1911). В 1920-1930-е годы художник пытался объединить свои новаторские достижения с изысканностью картин старых мастеров (Еда, Московский Хлеб, 1924). Позже художник придерживался принципов соцреализма. Сохраняя верность своей большой любви к природе, он продолжал создавать шедевры (Натюрморт. Ананасы и бананы, 1938).

Илья Машков начал выставку в Осенний салон Экспозиция русского искусства с 1906 г., на Салон независимых с 1911 г.

В 1913 г. участвовал в Выставка Internationale du Cercle de l’art Moderne в Амстердаме в Stedelijk Museum Amsterdam.В 1924 году работы Машкова выставлялись в США и США. Венеция.

Умер в Москве 20 марта 1944 года.

В июне 2013 г. Неделя русского искусства В Лондоне, Кристи продал Машкова Натюрморт с фруктами за рекордные 7,3 миллиона долларов. Картина, дебютировавшая на арт-рынке, первоначально была оценена в 1,5–2,3 миллиона долларов. Натюрморт с фруктами был охарактеризован как «лучший образец русского неопримитивизма».

Написанная в 1910 году, она сразу же была представлена ​​публике на первой выставке «Бубновый валет» в Москве, одной из первых выставок русского авангарда.

Машков и революция

Подобно многим авангардистам, Илья Машков ликовал, видя революционные преобразования в стране. Как человек не робкий и наделённый организаторскими способностями бросился навстречу переменам: развернул профсоюзную деятельность, преподавал в стенах реорганизованного родного училища. Вместе с тем поменялось и содержание его картин – стало больше женской натуры, натюрморты изобиловали посудой и фруктами – в целом работы стали более декоративными. Ярким примером является «Натюрморт с женской фигурой» (1918). Кстати, на картине вторая жена Машкова, Елена Фёдорова, брак с которой был заключён в 1915 году.

Первые послереволюционные годы художник активен не только профессионально, хотя он много пишет и выставляется. Машков чрезвычайно инициативен в жизни общества – деловито и энергично участвует во всех возможных организациях, честолюбив – ищет всяческих наград от грамот до званий. Он верит в революцию и в скорое изобилие. В подтверждение этого к выставке Ассоциации художников революционной России 1925 года «Революция, быт и труд» Машков готовит триптих «Снедь московская», куда входят «Хлебы», «Мясо, дичь» и «Фрукты». К приготовлению некоторых компонентов картин приложила руку третья жена живописца, на этот раз последняя, тоже художница Мария Данилова.

Илья Иванович Машков, «Автопортрет и портрет П. Кончаловского»

Илья Машков – известный русский художник начала XX в. Он принадлежит к когорте художников-примитивистов. Идеи примитивизма особенно активно развивались в начале прошлого века. Для художников-примитивистов было характерно обращение к традициям городского низового искусства, городского изобразительного фольклора – лубкам, вывескам и т.д.

В 1910 г. группа московских художников, в которую входили И. Машков, А. Лентулов, Н. Гончарова, П. Кончаловский и др., организовала выставку своих картин под названием «Бубновый валет».

Особенностью данной выставки было то, что рядом со своими полотнами художники разместили работы никому не известных художников и лубки.

Кроме того, картины были развешены сплошными рядами без просветов между ними.

По свидетельствам очевидцев, такая организация выставки производила впечатление просмотра одной большой картины. Как считали сами художники, данное размещение картин должно было наиболее ярко выявить творческую манеру каждого художника. Зритель, переходя от одной картины к другой, все более и более углублялся в художественный мир автора картин.

Естественно, что отзывы газет о подобной выставке были крайне отрицательными. Тем не менее именно эти отзывы могут служить доказательством того, что цель художников была достигнута.

Газетчики подхватили мяч, брошенный устроителями выставки. Ведь выставка являлась своего рода бравадой, вызовом обществу, клоунадой, балаганным действом.

Газетная ругань вполне соответствовала принципу художников, который гласил: «Чем хуже, тем лучше».

Для манеры Машкова «бубнововалетского» периода были характерны безудержное буйство красок, плотность и фактур-ность наносимых мазков. Это относится прежде всего к его натюрмортам. Перед зрителем представал не цвет изображенных предметов, а сама краска, не объем фруктов, а объем представляющих их мазков.

Весьма разнообразны портреты художника. Один из самых интересных – «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». Это огромный холст, представляющий собой изображение самого художника и его друга Кончаловского в виде двух атлетов, сидящих на диване.

Более того: эти два атлета с огромными бицепсами исполняют романс. Сам автор держит в руках скрипку, а Кончаловский – ноты. Этот портрет является ярким примером балаганного, театрализованного искусства. Герои картины открыто и весело обращаются к зрителям. Они расположены как бы на авансцене. Огромные размеры картины создают эффект «разрушения рампы».

Герои картины словно сходят с полотна, приглашая зрителей принять участие в начинающемся представлении. Бравада заключается здесь не столько в том, что художник изобразил себя в виде ярмарочного атлета, а скорее в том, что этот атлет еще претендует на занятия музыкой. Сам стиль изображения тоже был призван шокировать зрителя.

Этот портрет – явно «игровая» картина.

В таком же стиле написаны и пейзажи Машкова. В основном прототипами пейзажей являлись средники на подносах. Однако, как это ни странно, уподобляя пейзажи раскрашенным подносам, живопись художника наполнялась жизнью, а не умерщвляла ее. Отход Машкова от примитивизма произошел в 1913-1914 гг. В дальнейшем художник увлекся традициями живописи Поля Сезанна.

Он пытался соединить в своем творчестве «предметность» натуры и «вещественность» живописи. К 1915-1916 гг. ему это удалось. В это время в работах Машкова начинает проявляться тип глубинного изображения вещей. Теперь уже фактура предмета стала преобладать над фактурой письма.

Однако некоторые остатки мироощущения примитивизма сохранились в творчестве Машкова вплоть до начала 1930-х. гг.

Библиография

  • (ru) Питер Лик : Русская живопись восемнадцатого — двадцатого века . Пресса Parkstone. Борнмут 1999 (перевод Дж. П. Орбана) ( ISBN  1-85995-356-5 )
  • (ru) Жан-Клод Маркаде  : Русский авангард. Фламмарион. Париж, 1995 и 2007 гг. ( ISBN  2-08-120786-9 )
  • (ru) Камилла Грей : Русский авангард в современном искусстве (перевод Мэриан Берли-Мотли) Издательство: Темза и Гудзон. Париж, 2003 г., стр.  123 с.  124 ( ISBN  2-87811-218-0 )
  • (fr) Джон Эллис Боулт , Москва и Санкт-Петербург (1900-1920) Французское издание: Hazan, 2008 ( ISBN  9 782754 103039 )
  • (ru) Перельман, Виктор Николаевич | Перельман В. Н. (Перельман Виктор): Илья Машков «Советский» художник 1957 г.
  • (ru) Алленов, Михаил Михайлович | Алленов М. М .: «Илья Иванович Машков» Художник РСФСР 1973
  • (ru) Светляков К. А. Илья Машков: Илья Машков изд.: Арт-Родник 2007 ( ISBN  978-5-9561-0266-4 )

Музеи

Работы Машкова экспонируются:

  • Третьяковская галерея , Москва  ;
  • Русский музей , Санкт-Петербург  ;
  • Музей пластических искусств им. И. Машкова в Волгограде;
  • Ярославский художественный музей , Ярославль  ;
  • Белорусский национальный музей изобразительных искусств , Минск .

Продажи, зарегистрированные в 2011 (1) и 2013 (2), составили 3,5 и 7,5 миллиона долларов.

  1. Натюрморт «Цветы» продан на « Сотбис » за 3,5 млн долларов.
  2. «Натюрморт c фруктами» продан на « Christies » за 7,25 млн долларов.

Щелкните миниатюру, чтобы увеличить ее . На Wikimedia Commons есть и другие иллюстрации к произведениям Ильи Машкова .

Машков Илья Иванович (1881-1944)

Экспонированное на первой выставке «Бубновый
валет» (1910) огромное полотно И. И. Машкова «Автопортрет и портрет
Петра Кончаловского» ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах
музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными
бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика
в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест
нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому
Машкову — азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся
жизненного опыта «в людях» (работая в лавках у торговцев),
прошедшему «университеты» в европейских музеях, но изгнанному в 1909
г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом
учил сам — его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную
студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в
Москве.

Поразив зрителей и критиков «варварским» напором
своей живописи на выставках «Золотого руна» и «Салона Издебского»
(1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших
общество «Бубновый валет» (П.
П. Кончаловский, А. В.
Лентулов и др.). «Валеты» утверждали материальность мира и
«низкого» предмета; щедрость и мажорность машковской палитры,
изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны
программе объединения.

В стремлении вернуть искусство «с небес на землю»
художники этого круга ориентировались на «ремесло» — уличную
вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства,
и примитивизм его натюрмортов и портретов — самый простодушный и
подлинный («Ягоды на фоне красного подноса», «Натюрморт с ананасом»,
оба 1908; «Портрет мальчика в расписной рубашке», 1909;
«Автопортрет», «Портрет дамы с фазанами», оба 1911, и др.).

Яркое начало стало одновременно «звездным часом»
художника — к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую
стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи
делаются «избранными», драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не
только в масштабе полотен, не только в «богатырстве» плодов и
грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и
интерьерных сюжетов («Натюрморт с парчой», 1914; «Натюрморт с
фарфоровыми фигурками», 1922, и др.).

Пристрастие к материальному миру, естественно,
приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации
противостояния «левых» и традиционалистов, он оказывается среди
последних и, в отличие от друзей-«валетов», вошедших в 1928 г. в
Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В
тематической программе АХРР существовала установка на одическое
прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные
«апофеозы» художника («Хлебы», «Снедь московская. Мясо, дичь», обе
1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в
его натюрмортах 1930-х гг. («Ананасы и бананы», 1938; «Клубника и
белый кувшин»,1943). Но слишком многое из созданного им в поздний
период — ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины
1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в
общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное
открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим
интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется
одним из самых ярких художников того времени.

биография

Он родился в казачьей станице Михайловской-на-Дону (близ Волгоград) 29 июля 1881 г. в крестьянской семье. Приехав в Москву в 1900 г., он посетил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, учителями которых были Константин Коровин и Валентин Серов. В 1909 году он был исключен из училища за художественную свободомыслие. В студенческие годы он много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Он был членом ассоциации «Мир искусства»(Русский: Мир иску́сства) и»Бубновый валетОн жил в Москве, иногда бывал в своей деревне.

В его творчестве отразилась цветная революция ХХ века. Художественные новинки Поль Сезанн и Анри Матисс были очевидны в его картинах, содержащих полнокровную энергию народного искусства. Бурная цветовая экспрессия, зараженная жизненной энергией, сочетается с характерными для городского фольклора законами первичной симметрии: знаков, подносов. Особой выразительности художник добился в натюрморт, его любимый жанр. Он преувеличивает материальный мир, уплотняет формы, драматизирует цветовые контрасты и преувеличивает текстуру, создавая мощные графические формулы.

Помимо основного жанра натюрморта «Бубновый валет» (Натюрморт. Фрукты в блюде, 1910; Тыква, 1914), Машков создавал театральные, эпатажные портреты (Портрет И. Э. Киркалди, 1910; Автопортрет, 1911). В 1920-1930-е годы художник пытался объединить свои новаторские достижения с изысканностью картин старых мастеров (Еда, Московский Хлеб, 1924). Позже художник придерживался принципов соцреализма. Сохраняя верность своей большой любви к природе, он продолжал создавать шедевры (Натюрморт. Ананасы и бананы, 1938).

Илья Машков начал выставку в Осенний салон Экспозиция русского искусства с 1906 г., на Салон независимых с 1911 г.

В 1913 г. участвовал в Выставка Internationale du Cercle de l’art Moderne в Амстердаме в Stedelijk Museum Amsterdam.В 1924 году работы Машкова выставлялись в США и США. Венеция.

Умер в Москве 20 марта 1944 года.

В июне 2013 г. Неделя русского искусства В Лондоне, Кристи продал Машкова Натюрморт с фруктами за рекордные 7,3 миллиона долларов. Картина, дебютировавшая на арт-рынке, первоначально была оценена в 1,5–2,3 миллиона долларов. Натюрморт с фруктами был охарактеризован как «лучший образец русского неопримитивизма».

Написанная в 1910 году, она сразу же была представлена ​​публике на первой выставке «Бубновый валет» в Москве, одной из первых выставок русского авангарда.

Илья Машков

     Машков Илья Иванович. Родился в станице Михайловская Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области) в 1881 году.

 После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди», служил «мальчиком» в лавках и магазинах в близлежащей станице Филоновской и в уездном городе Борисоглебске.

Но после знакомства с учителем из художественной гимназии,  уволившись от хозяина, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Уже будучи студентом МУЖВЗ, посещает Санкт-Петербург в 1907 году, Илья потрясен полотнами Эрмитажа. В 1908 большое влияние на Машкова оказывает поездка по Европе.

Портрет В.П.Виноградовой. 1909 г.

Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком. 1913 г.

  В училище Машков знакомится с П.П.Кончаловским, М.Ф.Ларионовым, А.В.Лентуловым, Р.Р.Фальком, В.В.Рождественским, А.В.Куприным, которые выводят художника на путь творческих экспериментов.

С 1910 Машкова исключают из училища и том же году участвует в выставке «Бубнового валета». Основной задачей «бубновалетовцев» было спустить искусство с неба на землю.

Приземлить тематику образов навязываемых студентам всех передовых художественных учебных заведений.

Портрет поэта. 1910 г.

Натюрморт. Фрукты на блюде. 1910 г.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского. 1910 г.

Хлебы. 1912 г.

Натюрморт. Рыбы. 1910 г.

Три сестры на диване. 1911 г.

Вид Москвы. Мясницкий район. 1912-13 г.

Новодевичий монастырь. 1912 — 13 гг.

Портрет художника А.И.Мильмана. 1917 г.

    1917 год — переломный для «Бубнового вальта». Часть «валетовцев» эмигрирует, а остальные находят родство в идеях большевиков. Машков остаеться в «советах».

В эти годы художник создает галерею графических портретов своих современников: рабочих, крестьян, общественных деятелей, пионеров.

Снедь московская. Хлебы. 1924 г.

Грузия. Казбек. Шат-гора и аул. 1920-е.

Крым. Парк в Алупке. 1923 г.

Артек. Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

Сентябрьское утро в Артеке. 1926-29 гг.

ЗАГЭС. 1927 г.

Привет XVII съезду ВКП(б). Около 1934 г.

Советские хлебы. 1936 г.

    В 1930 году Машков приезжает в родную Михайлоиекую-на-Хопре. Он был потрясен увиденным: кругом разруха, нищета, идет раскулачивание, выселение… Приняв метод «социалистического реализма», Машков теперь по-социалистически решает возродить когда-то цветущую жизнь в станице: в одной ш двух станичных церквей создает Дом социалистической культуры.

    По воспоминаниям краеведа Б. Лашилина, «…были отремонтированы два национализированных у служителей культа дома под кружки — изобразительного искусства, драматический, музыкальный и сельскохозяйственный. Комсомольцы и молодежь писали лозунги, выпускали «боевые листки», в которых отмечали передовиков, высмеивали и разоблачали кулаков, подкулачников, лодырей и хулиганов.

Например, однажды появилось такое объявление: «Граждане! Предлагаем приходить в культурный очаг на занятия, кружки, ячейки, в дом — кинотеатр чисто одетыми, побритыми, с вымытыми дочиста лицом и руками, в чистой обуви и вести себя как подобает советскому гражданину».

По-разному отнеслись земляки к тому, что вместо иконостаса в бывшей церкви, в то время по совету И. И. Машкова, повесили портреты Ленина и Сталина.

В ответ станичники прострелили звезду и флаг, водруженные вместо креста над куполом Храма и выкололи глаза у портретных вождей.

Девушка на табачной плантации. 1930 г.

Площадь в станице Михайловской. 1933 г.

Колхозница с тыквами. 1930 г.

    Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют «абрамцевским».

Маки, розы, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939 г.

Малинка. 1939 г.

Натюрморт с персиками. ок. 1939 г.

Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики. 1939 г.

Черешня. 1939 г.

Портрет. 1943 г.

20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы  

http://www.arteveryday.org/ilya-mashkov/#more-5159  

Годы учёбы, частные уроки

Занятия приносили молодому художнику удовольствие. Его работы стали выделяться, отмечаться жюри на конкурсах. Какой Машков художник, узнали за пределами училища. В 1902 году он получил премию Сергея Третьякова (1834-1892), одного из основателей знаменитой галереи. Но в целом его очень угнетала нехватка средств, и в 1904 году он начинает давать уроки в частной школе живописи. Этот «хлеб» будет выручать художника до 1917 года, а частная студия сведёт его со многими известными личностями. Так, в 1907 году Машков познакомится с Петром Кончаловским (1876-1956), с которым его на долгие годы свяжут творчество и дружба. Частные уроки поправят материальное положение, в 1905 году Машков женился (его избранницей станет итальянка София Аренцвари), в 1908-м отправился в Европу для ознакомления со старыми и новыми направлениями живописи. Вернувшись, Илья Машков беспрестанно учится, пишет, выставляется.

биография

Родился в казачьей станице Михайловской-на-Дону (близ Волгограда ) 29 июля 1881 года в крестьянской семье. Приехав в Москву в 1900 году, он посещал Московское училище живописи, ваяния и зодчества , учителями которого были Константин Коровин и Валентин Серов . В 1909 году он был исключен из училища за художественную свободомыслие. В студенческие годы он много путешествовал, посетив ряд стран Западной Европы, а также Турцию и Египет. Он был членом ассоциаций « Мир искусства » и « Бубновый валет ». Он жил в Москве, иногда бывал в своей деревне.

В его творчестве отразилась цветная революция ХХ века. Художественные новшества Поля Сезанна и Анри Матисса были очевидны в его картинах, содержащих полнокровную энергию народного искусства. Бурная цветовая экспрессия, зараженная жизненной энергией, сочетается с характерными для городского фольклора законами первичной симметрии: знаков, подносов. Особой выразительности художник добился в любимом жанре натюрморта . Он преувеличивает материальный мир, уплотняет формы, драматизирует цветовые контрасты и преувеличивает текстуру, создавая мощные живописные формулы.

Помимо основного жанра натюрморта «Бубновый валет» (Натюрморт. Фрукты в блюде, 1910; Тыква, 1914), Машков создавал театральные, эпатажные портреты ( Портрет И.Е. Киркалди , 1910; Автопортрет , 1911). В 1920-1930-е годы художник пытался соединить свои новаторские достижения с изысканностью картин старых мастеров ( Еда, Московский хлеб , 1924). Позже художник придерживался принципов соцреализма. Сохраняя верность своей большой любви к природе, он продолжал создавать шедевры (« Натюрморт. Ананасы и бананы» , 1938).

Илья Машков начал выставляться в Salon d’Automne Exposition de l’art russe с 1906 года, в Salon des Indépendants с 1911 года.

В 1913 году он участвовал в Международной выставке современного искусства в Амстердаме в Stedelijk Museum Amsterdam . В 1924 году работы Машкова выставлялись в США и Венеции .

Умер в Москве 20 марта 1944 года.

В июне 2013 года на Неделе русского искусства в Лондоне Christie’s продал натюрморт Машкова с фруктами за рекордную сумму в 7,3 миллиона долларов. Картина, дебютировавшая на арт-рынке, первоначально была оценена в 1,5–2,3 миллиона долларов. Натюрморт с фруктами был назван «лучшим образцом русского неопримитивизма».

Написанная в 1910 году, она сразу же была представлена ​​публике на первой выставке «Бубновый валет» в Москве, одной из первых выставок русского авангарда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: