Творчество
Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись — предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык».
Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане» (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре — в Лувре, в Париже), «Послеобеденный отдых в Орнане» (в Лилльском музее), «Дробильщики камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в году), «Пожар» (картина, в связи со своей антиправительственной темой, была уничтожена полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе — автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма.
Реалист-бунтарь
Академическая традиция живописи XIX века требовала, чтобы на больших объемных холстах изображались только исторические, библейские или мифологические сюжеты. Однако Курбе игнорировал эти правила и рисовал на больших полотнах знакомые ему из детства сцены сельского быта. По мнению художника, сюжеты, описывающие современность Франции, заслуживали таких больших форматов.
Академия изящных искусств и посетители Парижского салона считали такие обыденные сюжеты низкими и простонародными. Так, крупноформатная картина Курбе «Похороны в Орнане» встретила полное непонимание и возмущение публики. Картина размером более трех метров в высоту и более шести метров в ширину была выставлена в Парижском салоне 1850-1851 годов. На ней, как считают искусствоведы, художник мог изобразить похороны своего деда.
Курбе любил провоцировать аудиторию, раздвигая границы приличия в искусстве. В 1856 году он написал «Девушек на берегу Сены», две героини которой в беспорядочной одежде свободно лежат под деревом у реки. Это шокировало публику. Аналогичную реакцию получила другая картина Курбе «Женщина с попугаем», на которой художник в реалистической манере изобразил свою обнаженную натурщицу.
Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption «Женщина с попугаем» Гюстава Курбе
Картина Курбе «Возвращение с приходской конференции», на которой были изображены пьяные священники, непринужденно беседующие на проселочной дороге, была отвергнута на Салоне 1863 года как «грубо попирающая нормы религиозной морали». Выставлять ее художнику запретили.
На следующий год Курбе хотел выставить ныне исчезнувшую работу «Венера и Психея», но Салон отверг и ее за непристойность.
Картина «Происхождение мира», на которой Курбе изобразил тело женщины с раздвинутыми ногами и ее половые органы, из-за чрезмерной сексуальной откровенности долгое время вообще нигде не выставлялась и впервые была показана широкой публике только в конце XX века.
Тайна личности натурщицы
Интриги полотну придает отсутствие лица женщины. Личность натурщицы до сих пор вызывает споры.
Изучающие творчество Гюстава Курбе искусствоведы и биографы чаще всего склоняются к версии, что художнику для написания «Происхождения мира» позировала Джоанна Хиффернан — его возлюбленная. В этот период времени она была натурщицей при создании большинства картин Курбе. Усомниться в этом позволяет лишь тот факт, что знаменитая ирландка была рыжеволосой.
По другой версии Курбе написал полотно по заказу османского дипломата Халила Шерифа-паши. Полотно предназначалось для пополнения его эротической коллекции. Поэтому художнику позировала возлюбленная заказчика — французская балерина Констанс Кеньо. Этот факт считался практически неоспоримым во времена популярности картины.
Из-за громких скандалов по поводу этичности демонстрации произведения широкой публике «Происхождение мира» надолго исчезла с поля зрения и о Кеньо как о позировавшей для Курбе натурщице говорить перестали. Тем более, что она посвятила себя благотворительной деятельности.
Это интересно: 1041,Гуччио Гуччи: кратко
Пьяница, забияка и скандалист
«Если эти господа называли вульгарным натурализмом изображение крестьянина на тропинке, то они наверняка поперхнулись бы своим изысканным вином при виде другого произведения, написанного Курбе, — хорошо всем известного, но мало кем изображенного. Его картина «Происхождение мира» (1866) стала одной из самых провокационных работ в истории искусства, знаменитая своим, мягко говоря, откровенным и бесстыдным изображением голого женского тела от груди до бедер, с широко раздвинутыми ногами, которое, для пущего порнографического эффекта Курбе еще и обрезал по бокам», — писал в своей книге «Непонятное искусство» редактор отдела искусств Би-би-си Уилл Гомперц.
«Ему нравилась репутация грубоватого, неотесанного художника-пьяницы, забияки и скандалиста. Предшественник нынешних отвязных радиодиджеев, он был человеком из народа, которому популярность у соотечественников дала в руки увесистую палку, чтобы лупить художественное начальство. Когда академики обвиняли его в самодовольстве, Курбе лишь пожимал плечами. Когда его критиковали за явные нарушения пропорций и за изображение забитой и простонародной современной Франции, он преспокойно продолжал работать в том же духе», — описывал Гомперц творчество Курбе.
Курбе был убежденным противником монархии. Он поддержал Парижскую коммуну, а после ее падения был арестован правительственными силами и приговорен к шести месяцам лишения свободы. Впоследствии он был вынужден уехать в Швейцарию. Там художник страдал от нехватки денег, начал сильно пить, а писать картины стал все реже. Умер в конце 1877 года недалеко от Женевского озера.
Хотите узнавать обо всем самом важном и интересном через мессенджер? Тогда подписывайтесь на наш -канал
Детство и юность
Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.
Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить — от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.
Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:
В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.
Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.
Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.
Пост-бонус: скалы Этреты у Делакруа, Моне, Будена, Поленова и Матисса
Эжен Делакруа в Этрета
О нормандском периоде в творчестве Эжена Делакруа читайте здесь.
Эжен Делакруа (Eugene Delacroix) — Скалы в Этрета (Cliffs of Etretat), 1849, акварель и гуашь (Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam, Netherlands)
Эжен Буден в Этрета
С Эженом Буденом Курбе познакомился в 1859 году и встречался во время всех своих нормандских поездок. Глядя на его работы, Курбе восклицал: «Черт побери, вы — как ангел-серафим! Лишь вы один знаете небо!».
Эжен Буден (Eugène Boudin) — Étretat: la Porte d’Aval, 1890 (Thyssen-Bornemisza Museum, Madrid)
В свою очередь Буден вспоминает о Курбе: «Если верить ему, я должен считать себя одним из самых талантливых людей нашей эпохи. Ему правда, кажется, что моя живопись несколько слаба по тону, в чем он, конечно прав».
Эжен Буден (Eugene Louis Boudin) — Этрета, 1891 (Chazen Museum of Art, USA)
Мне кажется, что Курбе все-таки не прав. А вам?
Эжен Буден (Eugène-Louis Boudin) — Beach at Étretat, 1890
Клод Моне в Этрета
Клод Моне неоднократно бывал в Этрета. Он жил здесь в 1868 году с Камиллой и их сыном. Потом возвращался 1883, 1885 и 1886 годах.
Когда Моне в 1883 году посетил регион Этрета с целью создать серию морских пейзажей ( через год после ретроспективного показа в Школе изящных искусств ряда композиций Курбе с видами Этрета) он писал: » Я считаю, что писать скалы Этрета невероятно смелым поступком после того, как их блестяще изобразил Курбе на своих полотнах. Но я всё-таки попробую изобразить их иначе…»
Клод Моне (Claude Monet) — The Cliffs at Etretat, 1885 (Clark Art Institute, USA)
В Этрета Моне встречался с Мопассаном, который в 1886 года записал:
«…Я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений. На самом деле он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты — пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении.
Клод Моне (Claude Monet) -Mer agitée à Etretat, 1883-88 (Musée des beaux-arts de Lyon, France)
«…По мере того как менялись небеса, он поочередно брал то одно, то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Он вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегая нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил их на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое…»
Клод Моне (Claude Monet) — The Cliff, Étretat, Sunset, 1883 ( North Carolina Art Museum, Raleigh)
«…Однажды мне удалось подсмотреть, как он поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз он словно набрал ладони ливня, обрушившегося на море, и плеснул его потоки на полотно. Он писал дождь, только дождь и больше ничего, и за его пеленой лишь угадывались очертания волн, утесов и неба…»
Клод Моне (Claude Monet) — Etretat, la porte d’Aval, bateaux de pêche sortant du port, 1885 (60 x 80 cm, Dijon, Musée des Beaux-Arts)
Василий Поленов в Этрета
Не остался в стороне и Василий Поленов. Хотя его имя ассоциируется в первую очередь с картиной «Московский дворик», творческие интересы Поленова простирались далеко за пределы родины: он путешествовал по Европе, побывал в Австрии, Германии, Италии, Франции. В середине семидесятых годов XIX века Поленов вместе с Ильей Репиным провел несколько недель в Нормандии.
Василий Поленов — Рыбацкая лодка в Этрета. Нормандия, 1874 (Частная коллекция)
В отличие от французских художников, Поленов не поместил скалы в центр композиции, а сделал их фоном для изображения рыбацкой лодки.
Василий Поленов — Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия, 1874 (Третьяковская Галерея)
Анри Матисс в Этрета
Вот к чему приводит фовизм.
Анри Матисс (Henry Matisse) — Porte d’Amont — Cliffs at Etretat, 1920 (Private Collection)
Гюстав Курбе для меня — один из лучших пейзажистов всех времен и народов.
Продолжение исследования морской тематики в творчестве Гюстава Курбе следует.
Тайные владельцы
После банкротства Халил-бея его коллекция была распродана, и в 1868 году картина попала к торговцу антиквариатом Антуану де ла Нарде. Эдмон де Гонкур обнаружил полотно в его лавке в 1889 году, спрятанное за обшивкой из дерева, на которой был изображён пейзаж. Венгерский коллекционер барон Ференц Хатвани купил его в 1910 году у галереи Бернхайма-младшего в Париже и привёз его в Будапешт. Там оно оставалось до конца Второй мировой войны. Потом полотно считалось потерянным, остались только копии и репродукции.
В 1955 году психоаналитик Жак Лакан приобрёл оригинал у неизвестного продавца. Он и его жена, актриса Сильви Батай, повесили его в своём загородном доме. Но даже там оно было скрыто от посторонних взглядов: Лакан попросил своего сводного брата Андре Массона сделать для него сдвигаемую двойную раму, где впереди висело другое полотно. Массон написал пейзаж, который в точности повторял контуры оригинала. Чтобы ещё более подчеркнуть сюрреализм ситуации, второе полотно тоже было названо «Происхождение мира».
После смерти Лакана в 1981 году министр финансов Франции согласился принять картину для музея Орсе в качестве уплаты налога на наследство, формальности были окончательно улажены в 1995 году. В 1988 году картина впервые после долгого времени была представлена публике в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Картина экспонируется под пуленепробиваемым стеклом под присмотром охранника.
Предполагаемая недостающая часть от «Происхождения мира»
Во Франции в начале 2013 года было объявлено, что коллекционер-любитель, возможно, обнаружил в одном из парижских антикварных магазинов ту часть картины, на которой изображена голова натурщицы. Было высказано предположение, что художник первоначально изобразил всю фигуру модели вместе с головой, но потом посчитал, что выставлять картину в таком виде рискованно, и поэтому отделил от картины фрагмент с изображением головы, чтобы, предположительно, избежать возможных неприятностей для натурщицы, которая, скорее всего, была любовницей Курбе. Однако эксперты музея Орсе отвергли гипотезу о том, что картина была разрезана на две части, и квалифицировали её как «надуманную». Формат данной картины 46 × 55 см являлся стандартным во времена Курбе, который сам часто пользовался такими холстами. Более того, расположение головы на вновь найденной картине не соответствует картине Курбе.
Курбе написал лицо натурщицы на отдельном полотне
В 2013 году к Жану-Жаку Фернье, автору каталога работ Гюстава Курбе, обратился пожелавший остаться неизвестным французский коллекционер. В одной из антикварных лавок Парижа ему удалось купить портрет женщины с запрокинутой головой и темными волосами. Картина была оценена в 1400 евро. Но опытным глазом покупатель увидел почерк известного автора и предположил, что приобретенное полотно — верхняя часть «Происхождения мира».
Проведя ряд исследований, эксперты сделали заключение о том, что эта версия имеет под собой почву. Более того, они сошлись во мнении, что на картине изображено лицо натурщицы и любовницы Курбе Джо Хифферман.
По слухам, прекрасная ирландка одновременно позировала и дарила свою любовь ученику Курбе Джеймсу Уистлеру. Написав женскую натуру без лица, изменив цвет волос на лобке, Курбе, таким образом хотел скрыть личность натурщицы.
Однако, известно, что после написания картины Курбе и Хифферман поссорились и порвали отношения.
биография
Он родился в Орнане , городке близ Безансона , в Ду ( Франция ), пейзажи которого отражал в своих картинах. Он был большим знатоком произведений Марсоля. Учился в Безансоне, а затем в Париже (1839). Его родители хотели, чтобы он изучал право , но когда он приехал в Париж , он обратился к искусству. В 1840 году он сделал свои первые копии с великих мастеров живописи
в Лувре .
Он посетил Бельгию и Голландию в 1847 году, открыв для себя картины фламандских мастеров, таких как Франс Хальс и Рембрандт , которые оставили в нем глубокий след.
В году он вместе с Бушоном предложил манифест против романтических и неоклассических тенденций. Реализм Курбе , испытавший сильное влияние революционной среды 19 века, был протестом против бесплодной академической живописи и экзотических мотивов романтизма.
Как и он, его дружба противоречила художественному и литературному академизму ; среди них Бодлер , Коро и Домье . Начиная с революции 1848 года , Курбе заклеймили как « опасного революционера
В мастерской Курбе собирались известные в то время личности, такие как критик Жюль Шамфлери и поэты Бодлер , Бенвиль и Мюргер , живописец Бонвен и философ Прудон , посвятивший гуманитарному интересу картин Курбе буклет Du principe . de l’art и де са назначения sociale . Группа Курбе распалась после государственного переворота Луи-Наполеона Бонапарта в году, и художник вернулся на родину.
В году он выставил некоторые из своих работ во Дворце искусств на Всемирной выставке в Париже , но, видя неприятие жюри некоторых его картин, решил открыть персональную выставку, расположенную недалеко от Марсова поля , в которую крестился с имя «Pabellón del Realismo». Это должно было стать одним из первых примеров художественной автономии и независимости века, открыв путь для инициатив по распространению, управляемых самими художниками. Среди работ, которые он выставлял в этом месте, стоит упомянуть «Мастерскую художника» , в которой он изобразил всех людей, оказавших определенное влияние на его жизнь.
Лиса в снегу , 1860, Художественный музей Далласа .
У него была репутация высокомерного и бесполезного человека; Он утверждал, что «если я перестану скандалить, я перестану существовать». Некоторые обвиняли его в том , что он устраивал скандалы только для того, чтобы развлечь благоразумные классы, и что на самом деле его искусство оставалось верным определенной формальной изысканности. Однако другие голоса, такие как Делакруа , сетовали на то, что Курбе тратит впустую свое умение выбирать темы без «высокого» содержания и не «отсеивая» от них множество «ненужных» деталей.
В то время он был одним из самых влиятельных художников Франции, несмотря на споры , в которые он был вовлечен. Награжден медалью Почетного легиона , но отказался от нее. Он заявил, что хочет умереть «свободным человеком, не зависящим ни от какой власти или религии», хотя и согласился участвовать в кратковременном правительстве Парижской Коммуны 1871 года . Философ Прудон , «отец» анархизма , хотел сделать из него пролетарского живописца . Я верил, что искусствомогли устранить социальные противоречия. Он признал свою приверженность социализму и реализму, когда заявил: «Я с радостью принимаю эту деноминацию. Я не только социалист, но я еще и республиканец, словом, сторонник всякой революции — и прежде всего реалист… Реалистичный и значит искренний с истинной правдой». править Курбе стал главным представителем зарождающегося реалистического направления к середине века.
Во время Коммуны ему было поручено управление парижскими музеями . После падения революционного правительства его обвинили в уничтожении Вандомской колонны , посвященной Наполеону Бонапарту . Военный трибунал приговорил его к шести месяцам тюремного заключения и выплате 300 000 франков . Выйдя из тюрьмы, он бежал в Швейцарию (1873 г.), чтобы государство не заставило его заплатить штраф; он был настолько высок, что его пришлось ликвидировать в течение 30 лет.
Он умер в La Tour du Peilz , городке недалеко от Веве , жертвой цирроза печени , вызванного злоупотреблением алкоголем .
Скандальная работа, выполненная в 1866 году
«Происхождение мира» – картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая признана самой скандальной работой в истории живописи. Долгое время она находилась в частных коллекциях, а в 90-х годах прошлого века попала в парижский музей, где сейчас экспонируется под пуленепробиваемым стеклом. Автор изобразил голый женский торс, рассекретив то, что всегда оставалось скрытым. Неслучайно перед картиной испытывает смущение и современный зритель, многое уже повидавший.
Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. Заметная округлость живота – указание на зарождение новой жизни. Автор словно смешивает понятия «порочность» и «плодородие», показывая без прикрас реальность. Курбе скрыл лицо своей героини, создав собирательный образ женщины, лежащей на белоснежной простыне. Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Негодующая публика возмущается тем, что художник, стремившийся вывернуть человека наизнанку, отменяет все табуированные понятия и сознательно подглядывает за людьми в самые интимные их моменты.
Полотна мастера звучат словно пушечный выстрел в тишине. Зрители не хотят видеть реальность в произведениях искусства и не желают знать правду. А дерзкий Гюстав Курбе, творчество которого постоянно подвергалось критике, сознательно шел к тому, чтобы общество не забывало, что в мире существуют не только красота и счастье.
Детство и юность
Жан Дезире Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 года во французском городе Орнан, неподалеку от швейцарской границы, в семье владельца виноградников Режиса Курбе. С юных лет Гюстав проявлял характер: в 1831 году мальчика отдали учиться в семинарию, и духовники, выслушивая его проповедь, отказывали в отпущении грехов. Один за другим представители церкви убегали от 12-летнего француза как от дьявола.
Автопортрет Гюстава Курбе в молодости
Маленький Курбе, желая поддержать репутацию злостного нарушителя морали, вел список грехов, которые можно было бы совершить — от пустячных проступков до мрачных преступлений. Обучение в семинарии не дало плодов, и в 1837 году Гюстав по настоянию отца поступил в Королевский колледж Безансона на подготовительные курсы юриспруденции.
Одновременно с этим молодой человек увлекся живописью, занимался у представителя неоклассицизма Шарля-Антуана Флажуло. Творчество привлекало француза сильнее, чем юриспруденция. Курбе писал:
В 1839 году молодой человек направился в Париж, сообщив отцу, что едет изучать право. В столице Франции он познакомился с Франсуа Бонвеном, в будущем великим жанристом. Тот показал Курбе Лувр.
Гюстав Курбе
Особое впечатление на француза произвели картины малых голландцев и прославленных испанцев: Бартоломе Мурильо, Франсиско де Сурбарана, Диего Веласкеса. Позже, став художником, Гюстав использовал их манеру создавать яркие картины темными тонами.
Экскурсия по Лувру окончательно убедила молодого человека в выборе живописи как основного рода деятельности. Он поступил в мастерскую романиста Шарля де Штейбена, затем переехал в Швейцарию и продолжил обучение. Возможно, здесь начинается биография Курбе-художника.
Биография
Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте , в 25 км от Безансона , около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане . Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также ). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal
в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже , Курбе посещал занятия в Академии , где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло , ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида .
В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм , и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа , Домье и Теодора Руссо , так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции . В результате в 1848 году году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.
При уме и значительном таланте художника, его натурализм , приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон .
В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию . Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне , управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны .
После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию , где он и умер в нищете в 1877 году .
Революционер, получивший признание
Художник зачитывается книгами писателей-утопистов и считает себя анархистом-социалистом, что привлекает внимание общества. Талантливый живописец, который очень хочет добиться признания и внимания, даже объявляет себя республиканцем и революционером до мозга костей
Как считают исследователи творчества Курбе, он выбрал очень правильное время для такого заявления.
Когда республику сменила империя, а к власти пришел Наполеон III, расцвет славы художника достиг своего апогея. Император не жаловал революционеров, а отказы выставить произведения на выставках, которые получал Курбе Гюстав, он выдавал за преследование по политическим мотивам. Публика, наслышанная об опальных творениях, жаждала их увидеть, чтобы составить свое мнение.
Большой скандал, связанный с творчеством художника-реалиста, разразился в 1853 году. Курбе выставил эпатажное произведение «Купальщицы», возмутившее достопочтенную публику. Императорская чета посчитала оскорбительным полотно, на котором изображена полная обнаженная женщина, повернувшаяся к зрителю спиной. Работа тут же нашла своих почитателей и ненавистников.
Трагедия, подкосившая живописца
Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.
Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.
внешняя ссылка
- В Викискладе есть медиа-категория Гюстава Курбе .
- Архив на Курбе
- Центр обновления искусства; биография и образы
- Картина Курбе «Отлив в Трувиле» (около 1865 г.) в Художественной галерее Уокера, Ливерпуль .
- Музей Курбе в Орнане на его родине
- Гюстав Курбе 1819-1877 его жизнь, его творчество…
- Гюстав Курбе в музее Тиссена-Борнемисы Биография и творчество
авторитетный контроль |
|
---|
- Данные: Q34618
- Мультимедиа: