Угрюмов григорий иванович

Фильмография. Актер

  • Одесский пароход (2020)
  • Операция «Мухаббат» (2018), сериал
  • Налет (2017)
  • Шакал (2016)
  • Спутники (2015)
  • Паук (2015)
  • Григорий Р. (2014)
  • Господа-товарищи (2014)
  • Попрыгунчики (2014)
  • Выстрел (2014)
  • Убить дважды (Украина) (2013)
  • Старшая сестра (2013)
  • По лезвию бритвы (2013)
  • Лютый (2013)
  • Департамент (2013)
  • Побег-2 (2012)
  • Волки и овцы (фильм-спектакль) (2012)
  • Вишневый сад (фильм-спектакль) (2012)
  • Блиндаж (2012)
  • Сказка. Есть (2011)
  • Мир игрушек (2011)
  • МУР. Третий фронт (2011)
  • Темный мир (2010)
  • Телохранитель-3 (2010)
  • Рейдер (2010)
  • Иллюзия охоты (Беларусь) (2010)
  • Голоса (2010)
  • Воробей (2010)
  • Пелагия и белый бульдог (2009)
  • Исаев (2009)
  • Пароль не нужен (2009)
  • Любовь как мотив (2008)
  • Казаки-разбойники (2008)
  • И все-таки я люблю… (2008)
  • Атлантида (2008)
  • На пути к сердцу (2007)
  • На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) (2007)
  • Ликвидация (2007)
  • Смертельный номер (2006)
  • Внук космонавта (2006)
  • Хиромант (2005)
  • Май (2005)
  • Золотой теленок (2005)
  • тилет-2 (2004)
  • Полный вперед!
  • Папа (2004)
  • Время жестоких (2004)
  • Таксист (2003)
  • Марш Турецкого (2002)
  • Каменская-2 (2002)
  • Звезда (2002)
  • Остановка по требованию 2 (2001)
  • Дальнобойщики (2000-2001)

«Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793)

В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793г.) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными.

Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В традиционной в целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вносит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Но смысла, по-видимому, и не следует искать: появление этих персонажей — результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным».

Григорий Иванович Угрюмов (1764-1823)

Григорий Иванович Угрюмов, появился на свет в 1764 году в Норской слободе. Он по праву считается родоначальником национальной исторической живописи. Учитель Ореста Кипренского и Карла Брюллова до сих пор несколько в тени своих великих учеников.
Его талант живописца расцвел в Санкт-Петербурге, куда переехала семья будущего академика — отца художника, купца-жестянщика Ивана Михайловича Угрюмова, жители слободы выбрали которого депутатом по составлению нового Уложения, инициированного Екатериной Великой.

Так, Григорий, мальчик из Норского, оказался на берегах Невы, в воспитательном училище Академии художеств. После блестящего диплома, за который он удостоился малой золотой медали, и поездки в Италию, Григорий Угрюмов стал преподавателем, а потом и ректором живописи Академии. Сейчас работы нашего земляка хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

Биография

Российский актер театра и кино, заслуженный артист России Сергей Угрюмов родился на Дальнем Востоке в семье военнослужащего. Когда отец вышел в отставку, семья переехала в небольшой городок Камышин в Волгоградской области. Именно там прошли детство и юность Сергея. В школе учился не слишком усердно, зато был одним из первых активистов художественной самодеятельности и участником театральной студии «Романтик»

«Учился я неважно, не выполнял домашние задания. В основном пытался все запомнить на самом уроке

А потом мне нравилось производить впечатление, развлекать одноклассников».

В старших классах Сергей уже точно знал, что хочет стать актером. Семья не препятствовала этому выбору, хотя Угрюмов-старший и считал, что актерство — профессия не для настоящего мужчины.

Закончив школу, Сергей поступил в Казанское театральное училище. Правда, уже через год уехал в Москву. В столице он подал документы в разные театральные институты, но везде провалился. Только через год он стал студентом Школы-студии МХАТ. Причем попал на курс Олега Табакова.

Плащаница «Христос во гробе»

 Для Пятницкой норской церкви им  было создано полотно с изображением усопшего Спасителя, называемое иногда плащаницей.

В начале XX века местные краеведы обращались к академику И. Грабарю, чтобы установить авторство. Он ответил, что картина принадлежит либо самому Угрюмову, либо кому-то из близких учеников.

Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем.

Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников, -стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности изображаемого, разумеется, в рамках академической системы XVIII века.

«Испытание силы Яна Усмаря» (1796-1797)

Наиболее экспрессивная картина Угрюмова — «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-1797), или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком».

Ян Усмарь, разрывая кожу разъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом.

Напряженность кульминационного момента, резкость движения, подчеркнутого еще фигурой человека, упавшего на землю, бурная патетика, выразительный свет идут от барокко.

Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.

К сожалению, многое из наследия мастера утеряно. Так для Казанского собора Санкт-Петербурга Угрюмов написал 13 икон, из них сохранилось лишь «Поклонение Волхвов», остальные можно увидеть только в юбилейном каталоге, изданном в 1911 году к столетию строительства Казанского собора. По заказу Екатерины была также написана картина для Александрово-Невской лавры.

УГРЮМОВ

Фамилия могла быть образована как от распространенного в Древней Руси неканонического имени Угрим (см.: Тупиков; Веселовский I; Суперанская, Суслова. С.36), так и от прозвища, из угрюмый — «суровый на вид, пасмурный, молчаливый, насупистый; неприветливый, сухой» (Даль).

Фамилию Угримов выводят обычно из значения «угрюмый» (Веселовский I. С.331; Унбегаун. С.144; ср.: фамилии Угрюмов и Угримов — «от прозвища весьма недоброго человека» — Грушко, Медведев. С.344), но возможно и другое объяснение: «Угрим — древнерусское нецерковное имя, весьма распространенное. Полагают, что корень тот же, что в слове «угрюмый», но не исключено, что Угрим — из «угрин», то есть венгр, мадьяр» (Федосюк. С.228). Ближе к Уралу версия Е.Н.Поляковой: фамилия образована от прозвища Угрин, «данного человеку угорской народности (югре), т.е. представителю народа ханты (остяков), манси (вогулов) или венгров» (Полякова. С.230).

Д.Я.Резун допускает, что именование выходцев с Карпат, из Венгрии («угрин», «угренин») «как-то связано с русским понятием «угрим», что означало угрюмого человека» (Резун. С.199); автор упоминает «литвина» Петра Угренина, сосланного в 1598 г. на службу в Верхотурье, казака Пятко Угримова и тобольского сына боярского Дмитрия Угрюмова. Тобольским казачьим сотником был Гавриил Угрюмов, 1670-е гг. (Бахрушин I. С.276).

Написание имени Угрюм в источниках фиксируется редко: «Мултуев Угрюм, крестьянин, 1564 г., Олонец» (Веселовский I).

В Приуралье фамилия учтена в XVII в.: «Чердынец Гришка Угрюмов, 1683»; ср. также: «Крестьянин д.Нижняя Коса Демка Угримов, 1579; крестьянин пог.Над Лещевскою Курьею на р.Чусовой Порфирейко Сидоров сын Угринов, 1647» (Полякова).

Из топонимических параллелей: д.Угрюмово в Верхнекамском р-не Кировской обл.; ср.: в 1806 г. грамотный крестьянин Угрюмов учтен в Нолинском у. Вятской губ.

В Верхотурском у. фамилия известна с первой четверти XVII в.: в деревне казанских переведенцев на р.Реже жил крестьянин Федот Иванович Угрюмов с сыном Афанасием (перепись 1624 г.).

Предками Угрюмовых в приходах Куяровской, Угецкой сл. и Талицкого завода могли быть крестьяне Куяровской сл. — Никита Созонович Угрюмов из д.Луговой (22:5) и его брат Емельян Созонович Угрюмов из д.Белояланской (22:3), а также живший на подворье у последнего «строшной» работник Иван Яковлевич Угрюмов (перепись 1710 г.).

Сыновья крестьянина д.Бродовской (2:7) Павла Никитича Угрюмова (вероятно, умершего еще до составления переписи 1722 г.), Зотик (Зотей) и Козма, в 1733 г. были взяты в горнозаводскую школу в Екатеринбург; живший в д.Крайчиковой (9:4) Родион Степанович Угрюмов, сын крестьянина Далматовского монастыря, привезенный в Каменскую сл. отчимом, Гавриилом Степановичем Угрюмовым, был взят в 1740 г. в рекруты (II ревизия, 1745 г.).

В 1822 г. в Камышлове фамилию носил неслужащий рядовой инвалидной команды, в Скатинской и Угецкой сл. — отставные солдаты и солдатки, в деревнях — крестьяне.

Фамилия встречается в Далматовском, Камышловском, Талицком, Тугулымском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974).

1.1. Камышлов город, приход Покровского собора город Камышлов, с 1668 – Камышевская (после 1686 – Камышловская) слобода, с 1781 – уездный город

17.1. Скатинская слобода, приход Николаевской церкви Скатинская слобода

17.4. Голышкина деревня, приход Николаевской церкви Скатинская слобода

21.7. Яровская деревня, приход Троицкой церкви Куяровская слобода, деревня Яр (1904, 1956), с 1967 – село

22.4. Зотина деревня, приход Петропавловская церковь Талицкий завод

25.1. Угецкая слобода, приход Спасской церкви Угецкая слобода, село Уецкое (Уестское), 1869

25.8. Сугат деревня, приход Спасской церкви Угецкая слобода, деревня Большой и Малый Сугат (1904, 1908, 1928)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство «Екатеринбург», 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Назад

Биография

Родился в Москве в семье купца-жестянщика родом из села Норского Ярославской губернии Ивана Михайловича Угрюмова, депутата Комиссии по составлению проекта Нового Уложения. Крещён в сохранившейся до сих пор Успенской (Пятницкой) церкви, в которой была сохранена плащаница его работы.

В 1770 г. принят в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Главным наставником его был Д. Г. Левицкий. По окончании академического курса в 1785 г., с малой золотой медалью, полученной за картину «Изгнанная Агарь с малолетним сыном Измаилом в пустыне» (1785, ГРМ), Угрюмов в 1787 г. отправился на казенный счёт за границу для своего усовершенствования. Пробыв четыре года в Риме, где копировал античные статуи, Веронезе и Гвидо Рени, он вернулся в Санкт-Петербург в 1790 г. В следующем году ему было поручено преподавание исторической живописи в Академии.

Получил звание (1797). Звание академика получил в 1797 г. за картину «Испытание силы Яна Усмаря» (ГРМ).

Будучи вскоре после того возведён в адъюнкт-профессоры, состоял им до 1800 г., в котором повышен в профессоры. С 1800 г. стал заседать в совете Академии. Наконец, в 1820 г. был сделан ректором исторической живописи. Почётный член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

В продолжение своей деятельности пользовался в России громкой известностью и благоволением императрицы Екатерины II и императоров Павла I и Александра I; по их заказам исполнял часто большие и многосложные картины для важнейших из строившихся тогда зданий, каковы Троицкий собор Александро-Невской лавры, Михайловский замок и Казанский собор в Санкт-Петербурге, собор в Одессе и пр. Особенного внимания заслуживают две большие его картины: «Взятие Казани 2 октября 1552 г. войсками Ивана Грозного» (1797—1799, ГРМ) и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года» (не позднее 1800, ГРМ), написанные для Михайловского замка, а также «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков» (1793). Кроме того, можно указать на образа его работы в Казанском соборе («св. Зосима и Савватий», два архангела на южной и северной дверях иконостаса) и церквах лейб-гвардии Финляндского полка и бывшей Московского. Угрюмов искусно писал портреты, каковы, например, портреты купца И. В. Водовозова (отца писателя В. И. Водовозова) и доктора И. К. Каменецкого.

Как преподаватель, он имел большое влияние на успехи русской живописи, дав образование многим замечательным художникам, в том числе А. Иванову, Д. Иванову, В. Шебуеву, А. Егорову, О. Кипренскому и др.

Скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском кладбище.

Театр

Дальнейшая творческая жизнь Угрюмова вне кинематографа вплотную связана с Олегом Павловичем. После получения диплома в 1994 году Сергея приняли в труппу Московского театра-студии под управлением Табакова. В знаменитой «Табакерке» он играет в спектаклях: «Жена», «Волки и овцы», «Женитьба», «Кукла для Невесты», «Ловелас», «Ревизор», «Идеальный муж» и других.

Довольно часто Угрюмов играет и в спектаклях Московского художественного театра имени А. П. Чехова. В МХТ он сыграл роли в постановках: «№ 13», «Осада», «Мастер и Маргарита», «Вишневый сад», «Лунное чудовище», «Примадонны».

Кино

Сначала Угрюмов стал появляться на экране фактически как театральный актер: снимался в фильмах-спектаклях «Звездный час по местному времени», «Еще Ван Гог», «На дне».

Только в 2000 году он впервые сыграл в полнометражном кинофильме, в комедии Эльдара Рязанова «Старые клячи». Затем были такие известные проекты, как «Дальнобойщики», «Каменская-2», «Марш Турецкого».

В 2002 году Сергей Угрюмов стал участником творческого коллектива, которому принадлежит создание потрясающего военного фильма «Звезда». Режиссер — Николай Лебедев. Эта картина поставлена по одноименной повести Эммануила Казакевича и является ее второй экранизацией. В первой роль разведчика играл Николай Крючков.

Кинематографический прорыв случился в 2007 году, когда на телеканале «Россия» был показан военно-исторический сериал Сергея Урсуляка «Ликвидация». В этом популярнейшем проекте Сергей исполнил роль контрразведчика Виктора Платова.

Еще одним значимым проектом того периода для артиста стала мелодрама «И все-таки я люблю…».

Большой интерес у любителей отечественного кинематографа вызвали шпионский многосерийный фильм «Исаев» по мотивам произведений Юлиана Семенова и исторический детектив по роману Бориса Акунина «Пелагия и белый бульдог».

Интересный образ актер создал в мистическом триллере «Темный мир».

В последние годы Угрюмова все чаще приглашают на главные роли. Стоит отметить работы актера в криминальном фильме «Департамент», в картине о Второй мировой войне «По лезвию бритвы», мелодраме «Старшая сестра».

Огромный успех ждал криминальный сериал украинского производства «Убить дважды», где Сергею досталась роль капитана милиции Вячеслава Куликова, и историко-биографическую ленту «Григорий Р.», в которой актер преобразился в премьер-министра Временного правительства Александра Керенского.

В 2020 году вышли на экран еще несколько проектов с участием актера. Среди них: спортивный сериал «Выстрел» и еще одна экранизация военной драмы «Спутники», где Угрюмов сыграл главную роль — комиссара санитарного поезда.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: