Последние годы
Будучи художником в течение всей своей жизни, И. Э. Грабарь на склоне лет всё так же любил занятия живописью. По его мнению, “художник отличается от искусствоведа большей чуткостью и гибкостью, глаза у него не так плотно закрывают шоры, а мозг не настолько погружён в историю, теорию и другие предвзятости…”. Сам Грабарь, сочетая в себе обе специализации, мог знать о них лучше, чем кто-либо ещё. Дружеский шарж, который выполнили Кукрыниксы в 1951 к 80-летию Грабаря, изображает художника за рабочим столом, который одновременно выступает в роли палитры. Кисть на этом рисунке соединяется с пером, а чернила – с красками.
В конце жизни Игорь Эммануилович возглавлял музей-усадьбу Абрамцево, а также Институт им. В. И. Сурикова. Последние годы он прожил в посёлке Абрамцево, который был излюбленным местом множества живописцев. Грабарь не покидал занятия живописью, а также составление “Истории русского искусства”. В одном из писем к коллеге И. Э. Грабарь написал: “Вы бы посмотрели, какой с 3-го этажа у меня на даче пейзаж можно видеть – аж захватывает дух. В течение всего лета я рисовал…” Грабарь писал пейзажи, возвращаясь к любимой теме зимы в таких картинах, как “Иней”, “Зимний пейзаж”.
Умер И. Э. Грабарь в 1960 в 89-летнем возрасте. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Описание картины Февральская лазурь И.Э. Грабарь
Биография и творчество Баулина Сергея Алексеевича
Биография и творчество Николая Копейкина
Как сегодня живет самый титулованный художник Дальнего Востока
В 2012 году Павлишиным в сотрудничестве с учеными был издан научно-художественный альбом «Тигр». Ее персонажами стали: различные обитатели Уссурийской тайги, представители народностей Приамурского края, и, конечно же, тигры. В книге отражена вся история существования этих великолепных животных — от саблезубых до современных, гибнущих от рук браконьеров и приходящих к людям в поисках помощи. В книге есть научный раздел, в создании которого участвовали — академик А. Окладников, писатель-охотовед С.Кучеренко, профессор ДВФУ Д. Бродянский, кандидат исторических наук Н. Артемьева. Для реалистичного изображения тигров Павлишин много лет собирал рассказы охотников об этих животных и пять лет наблюдал и зарисовывал их в Алма-Атинском зоопарке.
В США состоялись две персональные выставки художника, где они пользовались огромным успехом. Многие картины были раскуплены. Г. Павлишин, по просьбе местных архитекторов, давал им платные уроки. Все организационные хлопоты взяла на себя принимающая сторона.
После посещения США Г. Павлишин получил около полутора тонн подарков и российской таможне было дано указание не задерживать эти грузы. В России до 2013 года не состоялось ни одной персональной выставки, и ни один музей Владивостока и Хабаровска не приобрел его работы.
И только, когда художнику исполнилось уже 75 лет, благодаря инициативе Краеведческого музея, состоялась первая персональная экспозиция Геннадия Дмитриевича на родине. В 2019 году была организована его вторая выставка, которую сам автор назвал «Здесь родины моей начало». На ней были представлены акварельные работы, сделанные за последние 5 лет: эскизы и готовые иллюстрации к новым книгам, в том числе, к проекту «Владивосток», для которого были написаны акварели, в мельчайших деталях изображающие линкоры, эсминцы и шлюпки.
Геннадий Дмитриевич Павлишин — очень непубличный, работоспособный и собранный человек, планирующий свою деятельность на годы вперед. «Я жадный до работы», — говорит он о себе. Сейчас этот неординарный художник и этнограф планирует после окончания проекта «Владивосток» отразить в четырехтомнике по культуре народов Дальнего Востока этнографический материал, собранный за всю долгую и очень активную жизнь.
Главное — человечность
По словам боевой подруги, человечность – самое главное качество Марины Барцыц.
Из личных предпочтений и увлечений Марины, кроме фотографии, подруга отмечает любовь к горам. Это для Марины «как болезнь», добавляет подруга.
«Я думаю, не прошло ни одного года, чтобы она не побывала в горах. Эту любовь к горам ей привил еще с детства отец. И с тех пор она несет в себе эту привязанность. Марина хорошо знает горные обычаи, изучает их. Ей больно и обидно, что многие из этих обычаев в наши дни теряются. Как будто вижу ее сейчас, идущую во время войны прямо, ни на секунду не сбавляя шага, и не оглядываясь назад, когда мы поднимались на разные
высоты. Мы уже выдыхались от усталости, а она все шла вперед упорно и легко», — рассказывает о характере и стойкости подруги Герой Абхазии Тали Джапуа.
Натюрморты и портреты
Хотя в 1920-х гг. И. Грабарь вёл масштабную общественную работу, рисовать он продолжал. Живописец был автором натюрмортов, с помощью которых “поддерживал беглость рук”. В его картинах сочетались различные ткани и фрукты, достигался фактурный контраст холодных и тёплых оттенков. Это, например, такие полотна, как “Яблоки и астры”.
В 1930-х И. Э. Грабарь написал ряд портретов известных деятелей – С. Прокофьева, К. Чуковского, В. Вернадского, С. Чаплыгина, А. Эфроса, А. Бакушинского. Живописец совершил множество путешествий за границу. Он часто приглашался в музеи как искусствовед. По инициативе Грабаря был создан Городок художников. Местом его расположения стала ул. Верхняя Масловка в Москве. Там разместились дома с жилищами и мастерскими художников, включая мастерскую самого Грабаря.
Как все начиналось…годы военного детства
Геннадий Дмитриевич родился в городе Хабаровск в 1938 году. Рисованием он увлекся с раннего детства. Во время Великой Отечественной войны мальчик рисовал военные машины и сидящих на них солдат на полях газет так точно, что солдаты просили эти рисунки у ребенка, чтобы отправить их домой. После войны Павлишин пришел в кружок юных художников при Дворце пионеров, где написал первую «взрослую» картину маслом «На Амуре».
Получать профессиональные знания Павлишин отправился во Владивостокское худучилище. Днем он учился, а вечерами подрабатывал, загружая уголь в вагоны. 3 года проработал пожарным в 9ВПЧ Дальзавода. При проведении сварочных работ на кораблях должен был присутствовать представитель пожарной части, и молодой художник с удовольствием ходил на эти дежурства, во время которых, как он говорит: «Перерисовал весь Тихоокеанский флот от клепки до клепки».
После окончания учебы в 1964 году Павлишин остался во Владивостоке, где в течение 5 лет работал в лаборатории Дальневосточного филиала Академии наук СССР. Это были годы частых поездок по Дальневосточному краю, в которых он знакомился с культурным наследием малых народов, делал наброски, позже ставшие основой его полотен, акварелей, панно-мозаик.
Начало пути
Отец живописца Эммануил Грабарь был правоведом. Он занимал пост депутата в парламенте Венгрии. По причине своей русофилии Э. Грабарь в 1876 уехал в Россию и поселился в городке Егорьевск (Рязанская губерния), где стал учителем гимназии. Позже к нему переехала супруга с детьми.
И. Э. Грабарь был влюблён в искусство уже в детском возрасте: “Я не помню, когда я не рисовал, и не могу представить себя, не держащего карандаш, резинку, акварели и кисти”. Юный художник воссоздавал воображаемые образы и увлекался копированием портретов военных, которые видел в журналах. В егорьевской гимназии, где он какое-то время учился, учителем рисования был один местный живописец, пробудивший в маленьком Игоре интерес к живописи.
В 1882 Грабарь поехал учиться в Московском Императорском лицее цесаревича Николая. Жилось ему там трудно. Он относился к “живущим стипендиатам”, однако большинство остальных лицеистов были из обеспеченных семей и постоянно подшучивали над его бедностью. Игорь полностью ушёл в живопись. “Я имел 4 возможности работы в лицее с натуры: рисовать виды из окна, рисовать портреты людей, которые меня окружали, создавать себе натюрморты и рисовать их, а также составлять сцены из жизни лицея”. Он написал портреты учителей лицея и своих одноклассников. В выходные Грабарь постоянно был в Третьяковской галерее или на выставках живописи в Москве.
Закончив лицей с отличием, Грабарь уехал в Петербург. Там в 1889 стал студентом одновременно 2 факультетов Петербургского университета – историко-филологического и юридического. Во время учёбы Игорь Эммануилович также писал биографии живописцев и рассказы юмористического содержания для журнала “Нива”, рисовал иллюстрации, писал обзоры выставок.
Однако в итоге И. Грабарь сделал выбор в пользу живописи. Окончив университет, он поступил в 1894 в Академию Художеств. Там он стал обучаться в студии И. Репина. Спустя год И. Э. Грабарь уехал путешествовать в Европу. Это заняло несколько лет. Грабарь посетил Париж, Италию, был учеником популярной мюнхенской студии живописца А. Ашбе. Позже Игорь Эммануилович сам стал преподавателем этой студии и руководителем одного из её отделений, продолжая обучаться живописи, а также архитектуре и скульптуре.
Весна 1900 – время посещения И. Э. Грабарем Всемирной парижской выставки. Художник потом вспоминал: “Впечатления, которые я получил в ретроспективном отделе выставки, где была собрана полная коллекция гигантов французской живописи, были незабываемыми. Однако данная выставка натолкнула меня на мысль, которая не давала с того времени покоя, – что художник должен жить на своей родине и рисовать именно свою жизнь, которая ему близка. Мане, Курбе и Милле писали именно то, что постоянно видели рядом с собой, поскольку они лучше это понимали, нежели чужое, да и любили своё больше, чем чужое” В 1901 И. Грабарь вернулся в Россию.
Личная жизнь
О личной жизни Бориса Шергина известно немного. После окончания учебы и возвращения в родной край писатель собирался жениться на некой девушке. В то время Архангельск был оккупирован бывшими союзниками по Антанте, и Бориса призвали на принудительные работы. Тогда и случилась страшная трагедия: по нелепой случайности он попал под вагонетку. Травмы оказались очень серьезными: молодой парень потерял правую ногу и лишился пальцев на левой. Это несчастье стало причиной расторжения помолвки.
За всю жизнь у писателя так и не было ни жены, ни детей. Старость он провел в полном одиночестве.
Краткая справка
И. Э. Грабарь родился в Будапеште в 1871. С родителями переселился в Россию в 1876. Получил среднее образование в лицее цесаревича Николая, затем – студент юрфака в Санкт-Петербургском университете. Был посетителем занятий по рисованию, проводившихся в Московском обществе любителей художеств. Позднее учился в Петербургской Академии Художеств. Там среди преподавателей И. Э. Грабаря был И. Репин. И. Грабарь изучал живопись в Мюнхене и Париже. Был членом художественных сообществ “Союз русских художников” и “Мир искусства”.
Писал И. Э. Грабарь преимущественно в жанрах пейзажа, портрета и натюрморта. Наибольшую известность получили зимние пейзажи живописца, на которых он искусно передал белый иней. Разные картины художника содержат изображения инея в разных ракурсах – днём, утром, вечером, при разном освещении. “В мире мало столь потрясающих по многообразию красок явлений, как освещённый солнцем день с инеем, где палитра цветов, каждую минуту изменяясь, сияет фантастическими тонами, для которых недостаёт красок”, – признавался сам Игорь Эммануилович.
Художник умер 16.05.1960. Место захоронения – Новодевичье кладбище, Москва.
И. Э. Грабарь – автор залитых обильным светом натюрмортов и пейзажей. Также получил известность как искусствовед. Он изменил планировку Третьяковской галереи, а также создал первый научно обоснованный её каталог. Живописец был организатором выставок живописцев СССР за границей и занимался сохранением старинных фресок и икон.
Детство и юность
Будущий художник и писатель родился 28 июля 1893 года в Архангельске. С самого детства его биография была полна интересных событий. Родители Бориса, коренные поморы, учили его любить родной край и беречь природу. Отец работал главным механиком в Мурманском пароходстве. От него сын узнал поморский кодекс чести и перенял дар рассказчика. Мать мальчика была старообрядкой и привила ему любовь к старинным русским песням и сказкам.
Все, что маленький Боря слышал вокруг, он впитывал в себя. А слышал он рассказы про суровые будни северных народов, высказывания о любви к родине и людям. В гости к Шергиным довольно часто приходили поморы и мореходы. Борис заучивал их песни, поговорки и сказки. Они остались у него в памяти на всю жизнь и в будущем легли в основу собственных произведений.
Когда мальчику исполнилось 10 лет, он отправился на обучение в мужскую гимназию Архангельска. Там Шергин целенаправленно начал собирать народные сказания и былины. Тогда же он стал мастерить собственные книги: сшивал между собой тетради и заполнял их рисунками и записями. Любимые сказки и былины Боря без стеснения зачитывал родственникам и друзьям.
Шергин рос творческим ребенком: помимо увлечения литературой он занимался иконописью, собирал модели кораблей и расписывал утварь. В начале 20-го века в Российской империи началась мода на народное искусство. Борис с упоением изучал очерки в журналах и любовался репродукциями картин, посвященных Северу. Когда пришло время определяться с будущей профессией, Шергин метался между двумя главными увлечениями.
Сделать выбор помог случай. В 1911 году молодой человек встретился с художником из Москвы Петром Субботиным. Он оценил талант Шергина и посоветовал ему поступить в Строгановское училище. Юноша прислушался к совету именитого знакомого и два года спустя отправился обучаться художественному делу.
Пейзажист
В Петербурге Грабарь вошёл в число ведущих критиков в журнале “Мир искусства”, а в 1903 переселился в Москву. Во время московской художественной выставки он познакомился с художником Николаем Мещериным, который пригласил И. Грабаря в свою усадьбу Дугино. Затем Грабарь проводил длительное время в усадьбе, познакомившись тут с будущей супругой Валентиной, которая была племянницей Н. Мещерина. Рядом с усадьбой было множество живописных мест. Грабарь постоянно вдохновлялся русской природой. Также он здесь очень усердно работал, поднимаясь в 5-6 утра и отправляясь на этюды.
В 1-й пол. 1900-х живописец был импрессионистом. Грабарю нравилась
зима со своими пейзажами. Именно ей посвящены картины:
- Февральская лазурь;
- Иней;
и др. Живописец творил с азартом, “бросая на холст краски, не особо продумывая”.
Картина “Февральская лазурь” была навеяна самой природой в ходе лесной прогулки. Грабарь, любуясь берёзой, уронил палку, затем наклонился, чтобы её поднять, и ненароком поднял вверх свой взгляд. В автобиографии “Моя жизнь” художник потом вспоминал: “Я стоял возле удивительной берёзы, которая отличалась на редкость гармоничным строением ветвей. Посмотрев на верх этого деревца снизу, с заснеженной поверхности, я обомлел, увидев фантастически красивое зрелище. Это были переливы и перепевы всей радужной палитры, которые объединяла голубая небесная эмаль… Я сразу поспешил домой, чтобы взять небольшой холст, и мигом сделал набросок с натуры будущей полноценной картины”.
Для достижения внешнего впечатления невысокого горизонта Грабарь выкопал траншею в толстом слое снега и улёгся в ней с холстом и мольбертом. Художник воспользовался для цветовой передачи “голубой небесной эмали” различными тонами голубого. В течение 2,5 недель И. Э. Грабарь завершил полотно целиком на натуре. Живописец считал именно “Февральскую лазурь” наиболее значительной из своих картин.
И. Э. Грабарь нередко говорил, что после окончания зимы пейзаж как жанр живописи становился для него непривлекательным. И тогда он занимался натюрмортами. В Дугине весь год произрастали цветы (там были и сад, и оранжерея), поэтому в 1910-х гг. Грабарь писал преимущественно цветочные натюрморты, например, “Хризантемы” и “Дельфиниум”.
Среди родных и на работе
Упомянув о «дикой занятости» и семейных обстоятельствах в разговоре со мной Марина Барцыц говорила, как обычно, прямо – и как есть.
По словам Тали Шаликоевны, в последние годы в связи с болезнью матери Марина проводит несколько дней в неделю в селе Блабырхуа, а в другие дни читает лекции в университете и тогда «ее тоже не увидишь».
«Но не реже, чем раз в неделю, мы точно видимся. Для меня она в числе самых родных. К тому же, когда встают какие-то важные гражданские вопросы, мне хочется знать, каково ее мнение, что она об этом думает
Для меня это очень важно. Потому мы с ней всегда на связи», — делится ветеран войны
Марина Барцыц сегодня продолжает заниматься этнологией и уже давно зарекомендовала себя как авторитетный абхазский ученый.
Тали Джапуа отчасти успокоила меня насчет неудавшейся встречи с Барцыц: Марина Мкановна совсем не любит как-то отмечать свой день рождения. Как она его справляет? «Бывает, что и никак».
«Ей свойственно и вовсе не отмечать этот день. Но думаю, ее друзья и коллеги по работе не пропустят это событие», — уверена Джапуа.
В этом небольшом рассказе о жизни одной сильной абхазской женщины остается, конечно, недосказанность – оттого, что в ней нет сокровенных мыслей самой героини. Быть может, она прочтет и в другой раз уже согласится встретиться, как и обещала? Оставлю за собой право постараться договориться об этом интервью в будущем. А пока – вместе с коллегами по Конгрессу мы сердечно поздравляем члена ВС ВААК с юбилеем. Сил Вам, здоровья, благополучия, счастья, дорогая Марина Мкановна!
Путешествие по БАМу длиной в 10 лет
В середине 70-х художника вызвали в Москву, где в ЦК КПСС ему дали задание — подготовить книгу о строительства БАМа, изобразив во всех подробностях великий подвиг строителей трассы. В столице обещали сопровождение, билеты и командировочные, но в хабаровском издательстве отказали во всякой помощи. 10 лет этот удивительный человек, считавший себя обязанным выполнить порученную работу, за свой счет путешествовал от станции до станции. За день ему приходилось преодолевать до 30 км, иногда пешком. Постепенно художник познакомился практически со всеми водителями БАМа. Он набирал в рюкзак книжки и шел голосовать на дорогу. Водители, получающие в подарок красочные книги для своих детей, охотно подвозили художника, хотя брать попутчиков на БАМе было строго запрещено.
Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».
За годы путешествия по строящейся магистрали были выполнены более тысячи рисунков, графических работ, этюдов. По результатам десятилетней работы Геннадий Павлишин выпустил 7 книг и получил медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Стройка века была запечатлена в альбомах: «Навстречу времени. От Байкала до Амура», «Трасса», «В краю созидания» и других. А главное — он открыл удивительные неизведанные места Дальнего Востока, до сих пор неизвестные широкому кругу жителей России.
Книга «Навстречу времени. От Байкала до Амура».
Дружба, закаленная войной
Дружба Тали и Марины завязалась еще в 1989 году. А было это так.
«Я пришла на работу в Абхазский институт гуманитарных исследований имени Гулиа, – вспоминает дальше Тали. – Марина тогда работала секретарем у директора института Владислава Григорьевича Ардзинба. Она была совсем юной. И была очень хрупкой, стройной девушкой. Но она всегда несла в себе колоссальную энергию. Марина была историком, но очень любила поэзию. Знала наизусть стихотворения Таифа Аджба, читала Цветаеву и Ахматову…»
Удивительны Маринины познания шедевров мировой поэзии, продолжает подруга. Там, в институте, они и познакомились.
Тогда, как и сейчас, ученые не сидели целыми днями в стенах института. Ученые работают в основном дома, поясняет Джапуа.
«Но у меня дома не было отдельного кабинета, в котором я могла бы уединенно работать, и потому я каждый день приходила на работу в институт. – Ученый секретарь института Эмма Килба, светлая ей память, и Марина Барцыц безусловно каждый день были на своих местах. В то время мы все и сблизились. Ведь немало было переживаний. Общественное положение было очень неспокойным, и это тоже нас объединяло. У нас было много грандиозных планов о том, что и как делать, но война всему помешала. В этом году уже 30 лет, как мы знакомы с Мариной. Могу сказать, что наша дружба закалена войной», — делится Тали Джпуа.
Урок скромности
Когда начинаешь работу над новым очерком, знакомишься с новым героем – сначала заочно, по другим интервью, статьям, отзывам близких людей и всем тем материалам, которые удается найти, а потом и лично – это всегда одновременно интересно и волнительно. Перебираешь в голове вопросы, вникаешь в известные обстоятельства жизни человека и пытаешься уже в какой-то мере его понять, представить себе личное знакомство, и, как правило, еще не зная своего будущего собеседника, проникаешься к нему уважением и симпатией.
Набираю номер телефона Марины Барцыц. Пока идут гудки, прокручиваю в уме свое приветствие. Марина отвечает почти сразу, мы здороваемся и знакомимся. Я рассказываю о цели своего звонка, и мы недолго беседуем. Предлагаю встречу – ведь о героине материала, посвященного ей, лучше всего получится написать, если встретиться и обстоятельно поговорить в отдельное время, в спокойной обстановке…
О героине статьи! Или просто – о героине: далеко не каждая женщина – ветеран ОВНА и выдающийся ученый. Этого я вслух не говорю, а просто думаю про себя, в то время как она… вежливо отказывается, ссылаясь на «дикую занятость» и семейные обстоятельства.
Конечно, оно понятно: трудно даже физически справляться с таким объемом обязанностей и дел. И все же – неужели я просчитался, с ходу выпалив, что ей, по задумке редакции, будет посвящен целый очерк? Неужели не учел то обстоятельство, что она может отказаться от большого интервью из обыкновенной – и необыкновенно редкой в наши дни скромности?
«Я собираюсь еще долго жить, и впереди много дней рождения, так что еще успеем встретиться…», – улыбается на том конце провода Марина Мкановна.
А я, чувствуя, что в этот раз должен отступить в своей журналистской настойчивости, про себя твердо решаю, что очерку о ней к ее юбилею все равно – быть. И думаю: у такого прямого, смелого и неординарного человека обязательно есть друзья, которые и смогут рассказать о самом главном.
Я оказался прав. Марина Барцыц долгие годы дружит с еще одной выдающейся абхазской, Тали Джапуа, удостоенной высшей награды «Герой Абхазии». К ней я и обратился за рассказом о Марине.
Хрупкая сильная женщина
Но прежде, чем поделиться рассказами Тали о Марине, приведу несколько биографических справок.
Марина Барцыц родилась в селе Блабырхуа Гудаутского района Абхазии 16 ноября 1964 года. Ее отец, Мкан Барцыц – из славного рода, все предки которого были порядочными и уважаемыми людьми. Сам Мкан был крестьянином и жил своим трудом. Мать, Венера Цкуа, родом из села Звандрипш. Мкан и Венера воспитали четверых детей: двоих сыновей и двух дочерей. Всем четверым дали высшее образование. Марина – младшая в семье. Она училась в Сухумской школе-интернате имени Кондрата Дзидзария. Училась хорошо, и больше всего ей нравились гуманитарные дисциплины. После школы Марина продолжила обучение в Ростовском государственном университете на историческом факультете.
Окончив Ростовский государственный университет, поступила в аспирантуру при Институте этнологии в Москве.
«Летом мы провожали ее на учебу. И там, в Москве, в общежитии, она услышала, что на родине началась война», — рассказывает Тали Джапуа.
Близкая подруга во время Отечественной войны народа Абхазии, брала у Марины Барциц интервью, в котором спросила: что, все-таки, стало причиной того, что совсем юная девушка и будущий этнолог, бросив учебу, ушла на войну?
В те дни, если ты находился за пределами Абхазии, пробраться на ее территорию было сложно. Гагра была в руках грузинских оккупантов. А совсем еще молодая, худенькая и хрупкая девушка Марина сумела добиться того, чтобы ее привезли российским военным самолетом в Бамбору (село в Гудаутском районе — прим. ред.) Прибыв в Абхазию, она какое-то время работала секретарем в приемной у Первого президента Абхазии Владислава Ардзинба. A в середине октября приехала в Эшеру и осталась там, чтобы спасать раненых, работала медсестрой.
«Уже 25 лет прошло, только последние два года я стала понимать, что поступила не очень красиво. Я ушла на фронт, даже не попрощавшись. Дело в том, что в Гудауте всегда найдется человек, который меня заменит. А на передовой всегда людей не хватало. Думала, пусть даже не амбразуру, но хотя бы один метр собой закрою. Но сейчас я понимаю, что надо было попрощаться тогда», – поделилась в одном из своих интервью Марина Барцыц.
Все те месяцы Марина скрывала от родителей, что находится на фронте: они думали, что дочь работает в Гудауте. Марина также собирала фотоархив. После войны вместе с Майей Амичба она провела фотовыставку в галерее Батала Джопуа.
Тали Джапуа, характеризуя Марину, говорит, что подруга обладает очень редкими качествами, которые отличают ее от всех остальных. Например, в дружбе она преданнее родной сестры, считает Тали.
Один из участников боевых действий, Мирод Гожба, во время летнего наступления увидел, как Марина перевязывала раненого. Потом он с неким даже удивлением рассказывал в одном из интервью Тали Джапуа, с какой сноровкой и знанием дела, быстро и точными движениями, совсем как врач, Марина справлялась со своей работой.
Так было не только на войне.
«Сразу после войны, в ноябре 1993 года я попала в очень серьезную аварию, – вспоминает Джапуа. – Около года пролежала в больнице в Москве. И здесь Марина очень помогла мне. Практически каждый день она была рядом, не давая упасть духом. И в том, что я смогла полностью восстановиться от тех увечий, бесспорно, есть большая заслуга Марины. Мало кто способен на такие поступки».
Так же ответственно, как к долгу по отношению к людям в жизни, она относится и к любому делу в жизни. А одним из любимых ее дел была и остается фотография.
«С самого первого дня, как я увидела Марину, где бы она ни была, на плече у нее всегда висел фотоаппарат. Сегодня, наверное, нет в Абхазии другого человека с таким богатым фотоархивом, как у нее. Самыми бесценными кадрами я считаю ее портреты наших храбрых бойцов, снятые на войне. Это наша история. Надеюсь, что однажды все эти работы выйдут большим качественным изданием и станут достоянием народа», – делится Тали Джапуа.
Флорентийская живописная мозаика
Геннадий Дмитриевич Павлишин — не только известный иллюстратор, но и мастер флорентийской мозаики, получивший высокую оценку своего мастерства на родине этого вида прикладного искусства. Во Флоренции ему вручили премию Леонардо да Винчи.
Навыки камнерезания Г. Павлишин приобрел еще в детстве в ремонтных цехах — сначала наблюдал со стороны за рабочими, а потом учился у них. Наиболее известная мозаичная работа — «Поэма о Приамурье», созданная в 1979 году. Ее площадь — 12 м². Чтобы найти материалы для изготовления панно художник с рюкзаком за плечами проехал и прошел сотни километров. Река Зея подарила ему халцедоны, Кульдур — офикальциты, Хинган — кальциты, Нижний Амур — морионы и лазуриты, Якутия — нефриты, Приморье — ониксы и агаты, удалось даже добыть редкую синюю удскую яшму. При создании панно было использовано более 100 тысяч камней, которые распиливались на тонкие пластинки с созданием нужного контура. Это была кропотливая работа, требующая не только художественных способностей, но и огромного терпения и усидчивости.
Мозаика Геннадия Павлишина «Поэма о Приамурье»
Из интервью Геннадия Павлишина еженедельнику «Аргументы и Факты» № 37, «АиФ Даль-Информ» 12.09.2018:
Сегодня это произведение искусства, служащее визитной карточкой Дальневосточного края, находится в Хабаровске в Доме приемов.
Геннадий Павлишин и его дочь Ирина, продолжающая творческие традиции своего отца, часто работают для русской православной церкви, создавая поразительные мозаичные иконы. С 2003 года в технике мальтийской мозаики начала работать и младшая дочь Геннадия Дмитриевича — Наталья, долгие годы занимавшая пост главного художника Хабаровского Театра кукол, член Союза Художников с 2006 года.
Знаменательным событием стало сооружение православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Павлишины создали и подарили мозаичное панно-икону Святого воина Виктора, изготовленную из смальты и камней-самоцветов. Для этой же часовни была изготовлена икона-мозаика «Порт-Артурская Божья Матерь». В 2009 году на фасаде храма архангела Михаила установили икону, которую семья Павлишиных создавала в течение года из тысяч каменных элементов.