Детство и юность
15 июля по старому стилю, или 28-го по новому, 1906-го в семье Решетниковых, проживавшей в селе Сурско-Литовское (ныне Украина), родился второй ребенок, которого назвали Федей. Тяга к изобразительному искусству, кажется, была заложена в нем с детства. Отец Павел занимался созданием икон, и по его примеру старший брат Василий стал студентом Киевского художественного училища.
Однако после смерти обоих родителей учебу в нем пришлось оставить, чтобы воспитывать и содержать семью. Парень занялся росписью церквей и храмов, а дома в свободное время писал лики святых. Маленький Федя помогал как мог – растирал краски, готовил холсты и кисти.
Известно также, что имелся и третий брат Иван, позднее увлекшийся революцией. В связи с этим следы его долго были затеряны, точных биографических сведений о нем нет. В дальнейшем все трое встретились в Мариуполе в 30-х.
По мере взросления будущий прославленный живописец охотно брался за любую работу. Среди освоенных им профессий – оформитель местных культурных центров и провинциальных театров, руководитель музыкального хора, плотник, сапожник, маляр, шахтер, актер и даже спортивный комментатор.
Позднее он трудился в клубе железнодорожников – отсюда его и направили на рабфак искусств, дававший возможность получить высшее образование. Отучившись, Решетников сделал выбор в пользу ВХУТЕМАС, куда поступил в 1929-м.
Федор Решетников — «Ремонт “Сибирякова” во льдах» / Culture and art
В мастерских он жадно впитывал знания, преподаваемые Сергеем Герасимовым («Мать партизана», «Фронтовик») и Дмитрием Моором (агитплакат «Ты записался добровольцем?»). Первые успехи не заставили себя ждать – способного студента, попавшего под влияние творческого коллектива «Кукрыниксы», прозвали на курсе «виртуозом графического шаржа».
Приобретенные навыки открывали перед молодым человеком новые возможности. Благодаря им он попал в заполярные экспедиции в качестве художника-репортера. Особенно жадно желал Федор оказаться на «Сибирякове», бок о бок с Отто Шмидтом. Интересный факт: именно во время плавания он написал дебютную живописную картину «Ремонт “Сибирякова” во льдах».
Следующая подобная «командировка» в составе «Челюскина» прошла заметно труднее, чем первая – пароход затонул, экипаж спасли с дрейфующей льдины и возвратили на Большую землю. Зарисовки, сделанные Решетниковым, восторженно приняли и публика, и критика.
Смерть
Помимо изобразительного искусства, Федор Павлович занимался преподавательской деятельностью и имел высокий руководящий пост в Академии художеств.
Федор Решетников — «За мир!»
Художник покинул земной мир в преклонном возрасте 13 декабря 1988-го. Смерть наступила по естественным причинам. Последнее пристанище выдающегося мастера – Ваганьковское кладбище. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа.
Примечательно, что за несколько месяцев до кончины работники Читинского музея обнаружили некогда пропавшую картину «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.
Автор
Родом из украинского села из семьи иконописца, художник с детства чувствовал себя причастным к искусству. Революция открыла широкие возможности – уехал в Москву, здесь учился на рабфаке, затем во Всесоюзном художественном техническом институте. Живопись, графика, скульптура, сатирическая графика, карикатуры, шаржи – вот направления, которыми живописец владел мастерски. Всю жизнь признавал только соцреализм.
Ещё в молодости как художник-репортёр принимал участие в двух полярных экспедициях, дрейфовал на льдине вместе с моряками погибшего «Челюскина» – мужественно шёл в ногу с бурным временем открытий и важных исторических завоеваний своей страны, чему оставил множество художественных свидетельств.
В творческом наследии Фёдора Решетникова «Опять двойка», «Прибыл на каникулы» (1948), «Переэкзаменовка» (1953) и другие произведения с главными героями-детьми стали особенными для потомков.
Творчество
В 1934-м, по окончании вуза, Решетников занялся самостоятельным творчеством, создал ряд работ с историко-патриотической направленностью. Затем произошел плавный переход к станковой живописи. Не осталась в стороне и политика – за «Генералиссимуса Советского Союза» мастера наградили первой Сталинской премией.
В 1952-м на свет появился шедевр «Опять двойка», наиболее известный, нежели две другие части трилогии. На переднем плане, слева – школьник, признавшийся в очередной неудовлетворительной оценке и виновато опустивший глаза.
С противоположной стороны – мать, опечаленная новостью, старшая сестра-пионерка, по взгляду которой можно с уверенностью судить, что ее отметки не опускались ниже четверок и пятерок. Независимо от произошедшего, как всегда, рад маленькому хозяину верный пёс, кинувшийся на грудь мальчику.
Зритель также увидит здесь и младшего брата, но не найдет отца. Скорее всего, он погиб на войне (на столике под светильником вырисовывается фотокарточка с очертаниями солдата). Тяготы, заботы и воспитание троих детей легли на плечи женщины. Но в целом семья не бедствовала, что выдало наличие настенных часов, велосипеда и напольного ковра.
Бытует также несколько мнений, кто послужил прототипом главного героя. Некоторые считали, что это сын соседа-авангардиста Густава Клуциса. Иные полагали, что прообразом выступила дочь Решетникова Люба, дувшая губы и делавшая виноватый взгляд, получив «неуд».
В конце сентября 2015-го два эскиза полотна и каверзный вопрос помогли жительнице Старой Руссы обыграть знатоков интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?». Игрокам предлагалось найти недостающего персонажа и ответить, что делал живописец, чтобы «срисовать» его с натуры. И если с первой частью задания сидящие за столом справились легко, угадав собаку, то вторая оказалась для них непосильной. Верный ответ звучал так: кормил колбасой.
Если прибегнуть к современному сленгу, то на картинах трилогии автор оставил пасхалки – в «Двойке» на стене красуется «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» там же расположена «Опять двойка». Что касается первой работы этой серии, то, несмотря на праздничный антураж и приподнятое настроение, она весьма драматична – суворовца встретили не родители, а дедушка и младшая сестра. А, как известно, в послевоенные годы в училище часто принимали детей, чьи отец и мать не вернулись с поля боя.
Тема детства раскрыта и в «Мальчишках», завороженно наблюдающих за ночным небом и пытающихся угадать далекие созвездия, а также на полотне «За мир!», где пятеро товарищей пишут на стене белой краской то, чего они желают больше всего.
Однако, несмотря на успех картин, созданных в бытовом жанре, Решетников оставался верен сатире, что и отразил в одноименной книге «Сатира и дружеские шаржи».
«Опять двойка» — описание картины
На картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова мы видим семью, что встречает мальчика, вернувшегося из школы. Его вид красноречиво говорит о том, что вместо уроков он занимался катанием на коньках, играл “в войну” с дворовыми ребятами.
Особенное внимание к себе привлекают младший брат главного героя и собака. Они рады видеть своего любимца, ведь хотят поиграть с ним
Мать мальчугана с грустью смотрит на него, а старшая сестра явно осуждает.
Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»
Как отмечают искусствоведы, в картине «Опять двойка» есть явное разделение на негативных и положительных персонажей, третьим же элементом являются сочувствующие лица. Однако я не соглашусь с подобной распространённой версией. Несмотря на нерадивость школьника, он явно очень добрый мальчишка, который искренне любит маленького брата и собаку. В то же время стоит поддержать мать и сестру, что желают своему родному человеку успешного будущего, тяжело переносят подобные школьные промахи.
Полотно Фёдора Решетникова имеет немало интересных деталей. С первого же взгляда становится заметно, что в семье нет отца. Вероятнее всего, он погиб на войне. Однако бедствующими этих людей не назовёшь. Мы видим ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года, когда люди ещё пытались оправиться от военных потрясений, это были предметы роскоши, которые могла позволить себе далеко не каждая семья.
Главный герой и его собака. Фрагмент картины «Опять двойка»
Не менее занимательный аспект – композиция картины. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. Это особая ирония Решетникова – в качестве репродукции он изобразил собственное творение «Прибыл на каникулы», что было написано ранее.
Подобный приём использования изображения предыдущей картины повторяет и в третьей части трилогии – «Переэкзаменовке», что является сюжетным продолжением истории.
«Опять двойка» – одна из самых известных картин Фёдора Решетникова, художника, что с особой теплотой писал детей. Нежное и трепетное отношение к ребятам, понимание их радостей и тревог живописец передаёт в каждом своём творении. Даже здесь нельзя определить, сильно ли осуждает Решетников своего героя, ведь его образ выписан с душевностью и любовью.
Судьба художника
Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца. В 3 года остался сиротой и воспитывался в семье брата. Учился на рабфаке искусств в Москве, в Высших художественно-технических мастерских. По комсомольскому призыву на «Челюскине» отправился в Арктику, где был штатным художником. У Решетникова было два периода творчества. Первый — юношеский — связан с тем же арктическим походом и юмористическими шаржами. Второй — с детским жанром и работой на пленэрах. Кстати, все его пейзажи скуплены и увезены за рубеж.
«Крюково. Лесная поляна». 1946. (Pinterest)
Дважды Решетников удостаивался Сталинских премий. А вскоре после картины «Опять двойка» он стал действительным членом Академии художеств СССР. Последние тринадцать лет жизни художник был вице-президентом Академии.
Сочинение по картине Решетникова Мальчишки 5 класс 2 вариант
Очень много картин у этого художника, которые он посвятил детской теме. Например, к ним можно отнести такие шедевры как, «Взяли языка», «Приехал на каникулы», «Мальчишки». Хочется более подробно остановиться и рассмотреть картину «Мальчишки». Она была нарисована в 1971 году.
На картине мы видим трех мальчиков, ночью они поднялись на крышу, наверно тайком от родителей. Они смотрят на небо усеянное звездами. Можно представить, что они наперебой показывают друг другу созвездия и рассказывают тайны звездного неба. А может спорят о звёздной галактике или других планетах. Их лица выражают восторг, с таким увлечением они что-то высматривают там.
Кажется, что ребята не замечают ничего, что происходит вокруг. Мне нравится эта картина, она оживает в моих глазах. Мне хочется оказаться там, на крыше, рядом с парнями, и так же как они обсуждать ночное небо. А можно обсуждать не только галактику и планеты, но еще и делиться своими тайнами и сокровенными секретами
И нам совсем неважно как изображает художник город, для нас он сливается со звездным небом, и на первый план, вытесняя мальчишек
Художнику удалось показать таинственность звездной ночи, особенно в сочетании с детьми. Невольно вспоминаешь себя летом, как любили любоваться с друзьями закатом или восходом солнца, а еще загадывать желание, когда падает звезда. Мало кто верит в эту примету, но однажды загаданное мной желание. Я верю в чудеса звездной ночи. Спасибо автору за его произведение, оно заставило меня окунуться в мир детства, прочувствовать его беззаботность. Мне кажется, что именно такие картины, которые заставляют нас пережить неоднократно моменты, связывающие нас с детством, дают нам силы не сдаваться и двигаться дальше.
Творчество
В 1934-м, по окончании вуза, Решетников занялся самостоятельным творчеством, создал ряд работ с историко-патриотической направленностью. Затем произошел плавный переход к станковой живописи. Не осталась в стороне и политика – за «Генералиссимуса Советского Союза» мастера наградили первой Сталинской премией.
Федор Решетников — «Опять двойка» В 1952-м на свет появился шедевр «Опять двойка», наиболее известный, нежели две другие части трилогии. На переднем плане, слева – школьник, признавшийся в очередной неудовлетворительной оценке и виновато опустивший глаза.
С противоположной стороны – мать, опечаленная новостью, старшая сестра-пионерка, по взгляду которой можно с уверенностью судить, что ее отметки не опускались ниже четверок и пятерок. Независимо от произошедшего, как всегда, рад маленькому хозяину верный пёс, кинувшийся на грудь мальчику.
Зритель также увидит здесь и младшего брата, но не найдет отца. Скорее всего, он погиб на войне (на столике под светильником вырисовывается фотокарточка с очертаниями солдата). Тяготы, заботы и воспитание троих детей легли на плечи женщины. Но в целом семья не бедствовала, что выдало наличие настенных часов, велосипеда и напольного ковра.
Федор Решетников — «Переэкзаменовка» Бытует также несколько мнений, кто послужил прототипом главного героя. Некоторые считали, что это сын соседа-авангардиста Густава Клуциса. Иные полагали, что прообразом выступила дочь Решетникова Люба, дувшая губы и делавшая виноватый взгляд, получив «неуд».
В конце сентября 2015-го два эскиза полотна и каверзный вопрос помогли жительнице Старой Руссы обыграть знатоков интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?». Игрокам предлагалось найти недостающего персонажа и ответить, что делал живописец, чтобы «срисовать» его с натуры. И если с первой частью задания сидящие за столом справились легко, угадав собаку, то вторая оказалась для них непосильной. Верный ответ звучал так: кормил колбасой.
Федор Решетников — «Прибыл на каникулы» Если прибегнуть к современному сленгу, то на картинах трилогии автор оставил пасхалки – в «Двойке» на стене красуется «Прибыл на каникулы», а в «Переэкзаменовке» там же расположена «Опять двойка». Что касается первой работы этой серии, то, несмотря на праздничный антураж и приподнятое настроение, она весьма драматична – суворовца встретили не родители, а дедушка и младшая сестра. А, как известно, в послевоенные годы в училище часто принимали детей, чьи отец и мать не вернулись с поля боя.
Тема детства раскрыта и в «Мальчишках», завороженно наблюдающих за ночным небом и пытающихся угадать далекие созвездия, а также на полотне «За мир!», где пятеро товарищей пишут на стене белой краской то, чего они желают больше всего.
Однако, несмотря на успех картин, созданных в бытовом жанре, Решетников оставался верен сатире, что и отразил в одноименной книге «Сатира и дружеские шаржи».
Биография, история жизни Решетникова Фёдора Павловича
Решетников Федор Павлович − советский художник, творивший в жанре соцреализма.
Ранние годы
Известный мастер кисти родился 15 июля 1906 года в украинском селе Сурско-Литовское, которое в наше время расположено на территории Днепропетровской области. Отец Федора писал иконы, такая же участь была уготована и сыну. Однако судьба распорядилась иначе: в трехлетнем возрасте мальчик стал круглым сиротой. Тяготы воспитания маленького Феди легли на плечи его старшего брата, которому пришлось бросить учебу и пойти трудиться.
Василий устроился работать мастером по живописному убранству церквей, а свободное время продолжил дело своего родителя. Федор, несмотря на свой возраст, старался во всем помогать брату. Со временем он стал зарабатывать деньги своими силами. Поначалу юноша брался за любую работу − оформлял помещения зданий и даже выполнял обязанности спортинструктора. На жизнь хватало, однако Федор понимал, что без образования достичь успеха невозможно.
Учиться решил в Москве. По прибытию в стольный град поступил на рабфак, а затем стал студентом Высшего художественно-технического института. В стенах этого ВУЗа и проявились в полной мере способности Решетникова. Графические работы молодого художника воспринимались с восторгом.
Северные походы
Благодаря признанию своего таланта Решетников получил приглашение войти в состав участников полярных экспедиций. Дело было в тридцатые годы, когда о мужественных советских мореплавателях слагали легенды.
В 1932 году Федор Решетников ступил на борт ледокола «Сибиряков», чтобы в качестве репортера отправиться на край света. Во время похода Федор много рисовал и подготовил наброски для живописных работ. Участие в этой экспедиции закончилось для него награждением орденом Трудового Красного Знамени.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Художник представил обществу свои арктические зарисовки, которые вызвали огромный интерес. Воодушевленный успехом, в 1973 году Решетников изобразил на холсте гибель «Челюскина». Одноименная картина посвящена драме, разыгравшейся в Чукотском море.
В 1934 году Федор Решетников стал писать исторические полотна, которые выдающимися назвать было трудно. Но в целом они были благосклонно восприняты публикой. А картину «Генералиссимус Советского Союза », увидевшую свет в 1948 году, и вовсе назвали шедевром. Неудивительно, что в следующем году художник получил за нее Сталинскую премию второй степени. «Третья степень» досталась ему в 1951 году после окончания работы над картиной «За мир!».
Ярый приверженец социалистического реализму, Федор Решетников не мог пожаловаться на недостаток внимания со стороны советской власти. В 1953 году его избрали членом Академии художеств. Затем подоспело и звание народного художника СССР.
Супруга
Федор Решетников был женат на Лидии Бродской, дочери живописца, ученика Ильи Репина. Она танцевала в цирке, а он пытался привить ей любовь к изобразительному искусству. И небезуспешно − со временем Лидия тоже получила звание народного художника страны.
Федор Павлович ушел из жизни 13 декабря 1988 года в Москве. Последний свой земной приют обрел на Ваганьковском кладбище.
В селе, где родился Решетников, открылся его музей.
Сатира и Шаржи
В 1959 году Решетников выступил в новом жанре: в триптихе «Тайны абстракционизма» он создал своего рода сатирический памфлет в живописи, язвительный в обличающем пафосе, броско декоративный. А через некоторое время появились серии дружеских шаржей, исполненные в карандаше, акварели и даже в скульптуре.
Прекрасно зная своих коллег-художников, многократно рисуя их во время дружеских встреч, собраний, Решетников сумел создать гротескные портреты, остро характерные в жесте, мимике, движениях. Он нашел разнообразные композиционные приемы, остроумные метафоры, положения, детали. В шаржах на скульптора С. Т. Коненкова, художников Н. Н. Жукова, А. М. Каневского и др. Решетников сочетал остроту характеристик с глубоким проникновением в человеческую сущность. Не менее остроумны, необычайны в своей пластичности шаржи-скульптуры: Кукрыниксы, А. А. Дейнека. Выполненные с профессиональным блеском, эти произведения раскрывают замечательный дар Решетникова-скульптора.
В скульптуре им были исполнены композиции на гоголевские темы. К середине 60-х годов Ф. П. Решетников вновь обратился к эксперименту. На этот раз его увлекли возможности применения в монументальной живописи прочных эпоксидных смол. Увлеченно говорит художник о новом материале и его возможностях: «Материал трудный, но дает интересные декоративные эффекты»; за этими словами — твердая вера в возможности творца, несущего своим искусством радость людям,
М. Кузьмин
Смерть
Помимо изобразительного искусства, Федор Павлович занимался преподавательской деятельностью и имел высокий руководящий пост в Академии художеств.
Федор Решетников — «За мир!» Художник покинул земной мир в преклонном возрасте 13 декабря 1988-го. Смерть наступила по естественным причинам. Последнее пристанище выдающегося мастера – Ваганьковское кладбище. Рядом с ним покоится и его супруга, ненадолго пережившая любимого мужа.
Примечательно, что за несколько месяцев до кончины работники Читинского музея обнаружили некогда пропавшую картину «Дом» на стенах местного торгово-кулинарного училища.
«Опять двойка» — описание картины
На картине «Опять двойка» Фёдора Решетникова мы видим семью, что встречает мальчика, вернувшегося из школы. Его вид красноречиво говорит о том, что вместо уроков он занимался катанием на коньках, играл “в войну” с дворовыми ребятами.
Особенное внимание к себе привлекают младший брат главного героя и собака. Они рады видеть своего любимца, ведь хотят поиграть с ним
Мать мальчугана с грустью смотрит на него, а старшая сестра явно осуждает.
Фрагмент картины Решетникова «Опять двойка»
Как отмечают искусствоведы, в картине «Опять двойка» есть явное разделение на негативных и положительных персонажей, третьим же элементом являются сочувствующие лица. Однако я не соглашусь с подобной распространённой версией. Несмотря на нерадивость школьника, он явно очень добрый мальчишка, который искренне любит маленького брата и собаку. В то же время стоит поддержать мать и сестру, что желают своему родному человеку успешного будущего, тяжело переносят подобные школьные промахи.
Полотно Фёдора Решетникова имеет немало интересных деталей. С первого же взгляда становится заметно, что в семье нет отца. Вероятнее всего, он погиб на войне. Однако бедствующими этих людей не назовёшь. Мы видим ковёр, велосипед и часы. Для 1952 года, когда люди ещё пытались оправиться от военных потрясений, это были предметы роскоши, которые могла позволить себе далеко не каждая семья.
Главный герой и его собака. Фрагмент картины «Опять двойка»
Не менее занимательный аспект – композиция картины. Персонажи выстроены в форме треугольника, вершина которого упирается в картину, висящую на стене. Это особая ирония Решетникова – в качестве репродукции он изобразил собственное творение «Прибыл на каникулы», что было написано ранее.
Подобный приём использования изображения предыдущей картины повторяет и в третьей части трилогии – «Переэкзаменовке», что является сюжетным продолжением истории.
«Опять двойка» – одна из самых известных картин Фёдора Решетникова, художника, что с особой теплотой писал детей. Нежное и трепетное отношение к ребятам, понимание их радостей и тревог живописец передаёт в каждом своём творении. Даже здесь нельзя определить, сильно ли осуждает Решетников своего героя, ведь его образ выписан с душевностью и любовью.
О мастере
Фёдор Павлович Решетников появился на свет в 1906 году в небольшой украинской деревушке. Увы, уже с ранних лет он познал всю боль и глубину потерь. Когда мальчику исполнилось три года, он остаётся сиротой. Опеку над маленьким Фёдором берёт старший брат. Он зарабатывал на жизнь росписью иконостасов и стен церквей в соседних деревнях.
Как вы догадываетесь, именно благодаря ему Фёдор Павлович заинтересовался живописью, к которой впоследствии проявил особенный талант. Растирая краски и перемывая кисти, что подавал во время работы старшему брату, юный Решетников сам понемногу осваивал это непростое искусство. Втайне он создавал первые свои рисунки. В период Гражданской войны Фёдор уходит из дома, чтобы не становиться обузой для брата.
В эти сложные времена ему довелось перепробовать самые разные профессии. Решетников был и плотником, и шахтёром, однако в его душе теплилась надежда когда-нибудь написать свои настоящие картины, которые увидел бы свет.
Советский художник Фёдор Павлович Решетников
Как ни странно, но необыкновенное призвание написания картин на детскую тему Решетников открыл в военные годы. Тогда он работал корреспондентом, поскольку достиг высокого мастерства в создании графических шаржей, что создавались художниками-репортёрами.
За время своей насыщенной деятельности Фёдор Павлович создал много интересных и запоминающихся картин, самыми известными среди которых стали «За мир», «Прибыл на каникулы», «Достали “языка”». Но, без сомнения, известность живописцу принесла его работа, названная «Опять двойка». Глядя на неё, поневоле чувствуешь себя участником событий, что так ярко преподнесены художником.
Жизнь художника
Высший художественно-технический институт был колыбелью советского академического искусства. Федор учился живописи у великого С.В. Герасимова, графике — у выдающегося плакатиста Д.С. Моора. Он не расставался с блокнотом, непрерывно создавая наброски, шаржи и карикатуры. Острый ум и искусная рука сделали его автором юмористических журналов «Безбожник» и «Крокодил». Талант репортера и дух искателя приключений определили удивительный поворот его судьбы.
Полярные экспедиции:
- «Сибиряков», 1932 г. Решетников решил войти в состав северной морской экспедиции Отто Юльевича Шмидта. С большим трудом ему удалось попасть на борт. Рейд оказался непростым: ледокол «Сибиряков» потерял гребной вал и винт, пришлось взрывать лед и тащить судно на буксире. Федор работал в команде, а также выпускал самодельный журнал «Ледовитый крокодил» и стенгазеты на злобу дня. По окончании похода он был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
- «Челюскин», 1933-34 гг. На следующий год В Федор Решетников принял участие в легендарной эпопее парохода «Челюскин». Гибель корабля, двухмесячная зимовка на дрейфующей льдине, эвакуация на самолетах стали одной из знаменитых страниц советской истории. Решетников поднимал боевой дух товарищей, рисуя шаржи, листовки, выпуская ежедневную газету «Не сдаемся!». Графическая серия впоследствии сыграла роль его дипломной работы, а сам он был удостоен ордена Красной Звезды.
В 1936 г. в Москве состоялась первая персональная выставка, где были выставлены сотни графических и живописных работ, выполненных уверенной рукой мастера. «Ехал за экзотикой, увидел людей», говорил Федор Решетников о полярных походах. Наброски, портреты и зарисовки этого времени стали основой серьезных станковых произведений, таких как «Первые герои Советского Союза», «Гибель Челюскина».
Военные годы:
- Решетников уходит на войну в звании майора и должности корреспондента газеты «Красный черноморец». Он ведет репортажи с линии фронта, рисует карикатуры и агитационные листовки.
- В 1941-42 гг. принимает участие в обороне Севастополя, которую изображает в картине «В отряде морской пехоты» (1942 г.)
- В 1943 живописные полотна художника экспонируются на выставке военных картин наряду с произведениями других известных авторов.
- С 1944 г. в его творчестве появляется новая тема – жанровые картины с присутствием детей, которые впоследствии станут невероятно популярны. Первая картина такого рода — «Достали «языка» — изображает детскую игру той поры.
- В 1945 г. Ф.П. Решетников вступает в ряды ВКП(б) – Коммунистической партии.
Заслуженная слава:
- С 1948 г. Решетникову доверено писать полотна, воплощающие величие вождей советской державы. Картина «Генералиссимус» приносит ему Сталинскую премию. Талант, личные качества и заслуги перед страной помогают художнику завоевать славу и признание.
- В 1949-52 гг. Федор Решетников создает наиболее знаменитые и растиражированные произведениями — «Прибыл на каникулы», «Опять двойка» и «Переэкзаменовка», выполненные в лучших традициях критического реализма. Их сюжет и композиция являют золотую середину между фундаментальным реализмом и забавной сатирой.
- В 1953 г. Ф.П. Решетников становится действительным членом Академии художеств СССР.
- В 1953-62 гг. художник преподает в МХИ имени В.И. Сурикова и Московском педагогическом институте. За успехи в этой деятельности он удостаивается знака «Отличник народного просвещения».
- К 1970-м Решетников — живой классик социалистического искусства — получает звание Народного художника СССР, избирается Вице-президентом Художественной Академии.
- В 1980-е гг. Ф.П. Решетников, помимо масштабных заказных полотен, таких как «Союз – Аполлон» (1982), пишет в основном камерные натюрморты и пленэрные пейзажи.
- В 1988 г. художника не стало. Рожденный между двумя революциями, он ушел на закате советской эры и был с почестями похоронен на Ваганьковском кладбище.
Детство и юность
Федор Павлович Решетников родился в 1906 г. в селе Сурско-Литовское недалеко от Екатеринослава, ныне Днепропетровска. Он стал четвертым ребенком в семье потомственного иконописца. Родители умерли, когда мальчику не было и 3-х лет. Сирот приютил старший брат, студент Киевского художественного училища. Ему пришлось бросить учебу и браться за любые заказы, чтобы прокормить детей. Он писал иконы, делал лепнину. Федор служил подмастерьем, в свободное время пробовал себя в набросках и портретах.
Период взросления совпал с временем войн, революций, голода и разрухи. Не желая быть обузой семье брата, 16-летний подросток сбежал из дому. Год бродяжничал, перебивался случайными заработками, голодал. Спасла неожиданная удача. Благодаря навыкам рисования он смог устроиться оформителем в клуб железнодорожников. Будущий художник с увлечением писал лозунги, плакаты, создал настенное панно «Смычка города с деревней». Неумелые, но выразительные работы принесли ему первый зрительский успех.
Мечтой Федора стало высшее профессиональное образование. Это казалось недостижимым для того, кто не закончил даже среднюю школу. Юноша работал на шахте, стал комсомольцем и смог получить путевку на рабфак, где готовили будущих студентов. В 1929 г. Федор Решетников поступил во ВХУТЕИН.