Интересные факты
- До сих пор не известно, откуда у живописца появилась фамилия Кипренский. Некоторые биографы, дававшие характеристику его творчеству, выдвигали предположение, что ее корни ведут к прозвищу богини Афродиты Киприда.
- Когда Орест Адамович представил в Риме портрет отчима, публика не поверила его авторству: итальянцы полагали, что это полотно Рембрандта или Питера Пауля Рубенса.
- Когда художник писал портрет графа Алексея Давыдова, он вынужден был прятаться за колонну, чтобы не раздражать работой капризного дворянина.
- О непростой жизни мастера Константин Паустовский написал книгу.
Творчество
В 1804 году живописец подготовил для выставки Академии художеств первую работу — написал портрет Адама Швальбе. В качестве основной техники автор использовал прием лессировки. Картина, выполненная в темно-золотистом тоне, напоминала произведения старых мастеров и вызвала много восторженных отзывов.
Через год для академического конкурса Орест создал полотно «Дмитрий Донской на Куликовском поле». Работа на исторический сюжет, написанная в стиле французского классицизма, стала лучшей — студент получил Большую золотую медаль. Также Кипренский участвовал в росписи строившегося в городе на Неве Казанского собора — создал икону «Богоматерь с младенцем». Но в дальнейшем иконопись не увлекала творца, как и пейзажи.
Популярным жанром у светской петербургской публики в начале XIX столетия стали портреты. К тому времени их могли позволить себе не только цари и полководцы, но и знатные купцы. У молодого художника появились заказчики, в том числе и торговец Иван Кусов, образ которого запечатлел живописец в 1808-м.
Известность автору принес портрет Александра Челищева, который позднее оказался героем Отечественной войны 1812 года. На картине, созданной в направлении романтизма, зрители увидели подростка, почти ребенка, с нежной кожей и удивительными «внимательными» глазами. Психологизм впоследствии стал неотъемлемой особенностью живописи автора.
В 1809 году Кипренский отбыл из Петербурга в Москву, чтобы продолжить работать там. За время пребывания в Белокаменной живописец написал парные портреты супругов Растопчиных. В отличие от модных «парадных» картин этого жанра, Орест представил мужа и жену по-домашнему скромными, что придало полотнам глубину.
Ярким произведением этого периода стал «Портрет лейб-гусарского полка полковника Евграфа Владимировича Давыдова». Больше столетия после появления этого творения считалось, что на нем изображен знаменитый гусар и партизан Денис Давыдов.
На самом деле перед публикой «предстал» Евграф Владимирович Давыдов. Причиной путаницы стала неверная расшифровка экспертами подписи к полотну самого автора. В 1812-м он получил звание академика, а в 1815-м стал советником Императорской академии художеств.
В 1816 году живописец впервые поехал за границу благодаря протекции императрицы Елизаветы Алексеевны, которая высоко ценила талант творца. Италия вдохновила Ореста величественными зданиями, прекрасной скульптурой и живописью. Здесь мужчина познакомился с образцами искусства эпохи Античности и Возрождения.
В Риме и Неаполе Кипренский писал заказные портреты, а также рисовал местных жителей. Талант автора не остался незамеченным — от Флорентийской академии живописцу поступило предложение создать автопортрет для галереи Уффици. Орест стал первым из русских мастеров, кто удостоился такой чести.
Вернувшись в Россию в 1823 году, Орест Адамович столкнулся с трудностями в работе: из-за «итальянских» слухов заказов было мало. В этот период ему помог граф Дмитрий Шереметьев, предложивший художнику работать в мастерской при дворце. Постепенно о скандальном происшествии забыли. Именно там в 1827-м Кипренский создал портрет Александра Пушкина.
В том же году на свет появилось полотно «Бедная Лиза», изобразившее главную героиню повести Николая Михайловича Карамзина. Живописцу удалось запечатлеть на картине богатую эмоциональную палитру. В лице девушки читались легкая грусть и тихое счастье, скромность и возвышенность.
Через год творец покинул Россию и переехал в Италию. Здесь, едва находя средства к существованию, автор в последние годы жизни продолжал писать жанровые картины «Неаполитанские мальчики», «Читатели газет в Неаполе» и портреты.
Биография
Джорджо Вазари был уроженцем Ареццо (Arezzo), одного из старейших городов Тосканы. Он родился в 1511 году, в большой семье простого ремесленника, занимающегося гончарным делом. Еще в раннем возрасте проявлял склонность к творчеству, и уже 12-летним подростком обучался декоративному искусству у французского художника Гильома де Марсилья (Guillaume de Marcillat), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.
В 1524 году Вазари оказался во Флоренции, где познакомился со своим будущим учителем, живописцем Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Там же он встретил Микеланджело (Michelangelo), ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом. Находясь в столице флорентийской республики, юный художник получил покровительство представителей влиятельного клана Медичи. Вскоре, из-за изменившейся политической обстановки, Вазари был вынужден вернуться в родной город, где ему, после смерти отца пришлось содержать братьев и сестер.
Несмотря на юный возраст, он получал заказы, обучаясь одновременно ювелирному делу, которое, в те времена приравнивалось к рангу искусства.
Ему была присуща исключительная трудоспособность, он много путешествовал, в поисках работы переезжал из одного города в другой. Вместе с тем Вазари отличался везеньем, он умел расположить к себе влиятельных особ и снискать их благосклонность, что во многом способствовало профессиональному росту. Очень скоро, молодой художник и архитектор завоевал большую популярность среди современников и стал получать многочисленные приглашения. Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье.
Джорджо Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и уважения соотечественников, и получил звание дворянина. Многое было сделано им и в области художественного образования: уже умудренный опытом мастер долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи (Cosimo I de Medici) стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).
Джорджо Вазари умер в 1574 году, во Флоренции, в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо в церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Santa Maria della Pieve di Arezzo).
Советую скачать книгу “Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства”, авторов Ноя Чарни, Ингрида Роланда.
Выставки
С амбулаторами .
В Санкт-Петербурге на открытие Общества содействия развитию искусств.
- 1900: 28- я выставка27 февраля в 2 апреля
- 1902: 30- я выставка, с.24 февраля в 7 апреля
- 1903 г. 31- я выставка16 февраля в 30 марта
- 1904 32 е разоблачение15 февраля в 21 марта
- 1905: 33- я выставка, с.25 февраля в 10 апреля
- 1906 34 е разоблачение2 марта в ?
- 1915: 43- я выставка, с.14 февраля в 5 апреля
В Москве на открытие Московского училища живописи, ваяния и зодчества .
- 1900: 28- я выставка10 апреля в 14 мая
- 1902: 30- я выставка, с.15 апреля в 19 мая
- 1903 г. 31- я выставка7 апреля в мае
- 1904 32 е разоблачение29 марта в 9 мая
- 1905: 33- я выставка, с.18 апреля в 15 мая
- 1906 34 е разоблачение3 апреля в 6 мая
В Москве на открытие дома Георгия Лианозова (ru) на Камергерском 3 (ru)
1914-1915: 43- я выставка, с.26 декабря 1914 г. в 25 января 1915 г.
Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев
Несмотря на большое число архитектурных работ и плодовитость мастера в живописи, Джорджо Вазари увековечил свое имя благодаря тому, что стал основоположником такой науки, как искусствоведение. Его фундаментальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti») стал для потомков главным источником знаний о 178 великих итальянских творцах эпохи Возрождения.
Вазари впервые давал критический анализ художественным произведениям мастеров и систематизировал теоретическую базу истории искусств. Он ввел такое понятие как «Ренессанс», а также «Раннее (XIV век), Среднее (XV век) и Высокое (XVI век) Возрождение». Была проведена колоссальная и кропотливая работа по сбору и обработке материалов: использовались автобиографии, письма, отзывы и воспоминания современников.
Все жизнеописания художников, скульпторов и архитекторов изложены в хронологическом порядке. Галерея исторических портретов охватывает период с середины XIII до середины XVI веков. Некоторые главы дополнены гравюрами, выполненными в том числе и самим автором книги. Сведения представлены в форме занимательных новелл, повествующих об интересных и курьезных биографических данных деятелей искусств, особенностях их характера, привычках, друзьях и врагах. За описаниями обстоятельств жизни следует полный перечень работ и их подробный искусствоведческий анализ. Вазари дает тщательную оценку стилю исполнения, манере, техническим приемам и особенностям. В литературном труде представлена история жизни и описание творений и самого автора.
https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTYVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Виктор Арсланов. Лекция 19. Часть 1-3: «Жизнеописания» Вазари (https://www.youtube.com/watch?v=fg-fVW5_rTY)
К созданию своего монументального литературного труда Вазари приступил примерно в 1540-1546 годах. Поводом к тому, по утверждению исследователей, стала встреча с историком и ученым-гуманистом Паоло Джовио (Paolo Giovio), занимавшимся жизнеописаниями знаменитых людей. В 1550 году книга вышла в свет и имела колоссальный успех у современников.
Спустя еще 18 лет была издана вторая отредактированная версия пятитомной работы, дополненная теоретическими трактатами и портретами. Существенные поправки, касающиеся стиля повествования, были внесены по поручению автора, сначала писателем Аннибале Каро, а потом монахом Маттео Фаэтани, знавшими толк в литературе. В России переведенное на русский язык произведение Вазари (в сокращенном виде с биографиями 12 деятелей искусств) стало доступным для читателей в 1933 году.
Несмотря на субъективизм и имеющиеся неточности, с художественной и научной точки зрения, фундаментальный литературный труд итальянского мастера не теряет своей актуальности вот уже пять веков, и по прежнему остается настольной книгой как узких специалистов, так и всех, кто интересуется историей, живописью и скульптурой.
Жизнь художника
В художественное училище мальчика отдали не случайно. Его отчим относился к нему с душевной добротой и, видя, что Орест неравнодушен к живописи и пытается что-то рисовать, показывал его рисунки настоящему отцу-помещику. Так юный Кипренский вступил на живописный путь, родной отец помог ему выбиться в люди, дав вольную и устроив на учение.
В процессе обучения юноша показывал отличные и выдающиеся результаты. В класс исторической живописи Академии художеств, в который он попал после 9 лет училища, брали далеко не всех, а лишь наиболее способных начинающих художников.
Орест Адамович Кипренский «Дмитрий Донской на Куликовом поле», 1805 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
В 1803 году Кипренский закончил обучение в Академии. Работы Ореста говорили сами за себя, взглянув на них, можно было сразу сказать, что их автор большой талант, что и замечали его современники. Среди первых работ молодого художника выделяется «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Именно за эту картину Орест Адамович получил золотую медаль. В этот период Кипренский понимает, что хотел бы больше рисовать человеческих лиц, и начинает заниматься портретами.
Портрет Адама Карловича Швальбе в 1804 году на выставке в Неаполе вызвал бескрайний восторг у местной публики. Автора вызвали к президенту Неаполитанской Академии художеств, который заявил Кипренскому, что, исследовав данный портрет, знатоки живописи вынесли вердикт о том, что он не мог принадлежать кисти художника XIX века.
Итальянец сказал русскому живописцу, что он выдает картину Рубенса за свою. Однако так считали не все знатоки живописи и искусства, некоторые приписывали портрет кисти Ван Дейка. Про это событие из жизни художника рассказывает искусствовед Людмила Ярошинская:
Орест Адамович Кипренский «Портрет Адама Швальбе», 1804 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Орест Адамович создал серию своих автопортретов, начиная с 1808 года. У него получилась своего рода биография в лицах, где он предстает в разных образах и в разном настроении. В 1809 году Кипренский вернулся на родину, в Москву. В этот период у художника окончательно вырабатывается свой стиль и метод написания картин. Несмотря на успех в России, юный Орест стремился в солнечную Италию, к её живописным видам и национальному колориту.
К сожалению, в это время шла война против Наполеона Бонапарта, и границы были закрыты, Кипренский не мог покинуть пределы родины. Орест Адамович уехал в Тверь. Там он создавал рисунки карандашом. После окончания войны Кипренский отправился в Санкт-Петербург.
Даже в карандаше он создал потрясающие портреты. О Кипренском заговорили с ещё большим энтузиазмом. Его пригласили ко двору для написания портретов приближенных и родственников императорской семьи. Кипренский писал в столице не только портреты, но и делал очень удачные и достоверные зарисовки видов Петербурга. После окончания всех военных действий в России и Европе Оресту Адамовичу удалось выехать за границу, в Рим.
Орест Адамович Кипренский «Портрет М. П. Ланского»,1813 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Картины
- 1802 — «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду»
- 1804 — «Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе»
- 1805 — «Дмитрий Донской на Куликовом поле»
- 1809 — «Портрет Евграфа Давыдова»
- 1814 — «Портрет Великого князя Николая Павловича»
- 1816 — «Портрет Василия Жуковского»
- 1817 — «Молодой садовник»
- 1819 — «Цыганка с веткой мирта в руке»
- 1826 — «Портрет князя H. П. Трубецкого»
- 1827 — «Бедная Лиза»
- 1827 — «Портрет А. С. Пушкина»
- 1828 — «Дельфийская Сивилл»
- 1829 — «Неаполитанские мальчики-рыбаки»
- 1830 — «Ворожея со свечой»
- 1831 — «Читатели газет в Неаполе»
- 1831 — «Мальчик-лаццарони»
биография
Дочь Зои Александровны и Сергея Ивановича Заудной-Ковас, когда она родилась в г. 27 июня 1861 г.1862 г., по другим данным, у нее уже есть сестра Мария, которой всего один год. Они не остаются одни: родители «предлагают» им компанию из трех братьев, Александра, Сергея и Ивана, и трех сестер, Анастасии, Зои и Варвары.
Где-то на двадцатом году жизни, в 1881 году, она поступила в Императорскую Академию художеств, где одним из ее учителей был Павел Чистяков . Во время учебы она несколько раз ездила в Париж, где брала уроки у Каролюса-Дюрана и в Академии Юлиана с 1885 по 1886 год. В 1887 году она покинула Императорскую академию с дипломом художника в кармане и двумя серебряными медалями, полученными в 1886 году.
С 1890 года она участвовала в выставках Императорской Академии художеств, а с 1900 по 1916 год — в выставках Общества русских акварелистов, как и ее двоюродный брат Александр Бенуа .
Екатерина Зарудная-Ковас создает сатирические журналы и газеты для молодежи, с некоторыми из которых она сотрудничает. В 1905 году в Санкт-Петербурге вместе с А.М. Языковой она открыла школу живописи, в которой преподавали учителя Борис Кустодиев и Эжен Лансере . Его рисовальная мастерская, открытая по воскресеньям, приветствует рабочих.
Архитектор
Не все архитектурные творения Вазари можно назвать успешными. Так, в частности, в работе над монументальными объектами мастеру не всегда удавалось сохранить единство стиля и форм, но в декорировании зданий чувствовался большой талант и неповторимый почерк.
https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: «Джорджо Вазари — архитектор». Лекция искусствоведа Марины Лопуховой | Часть 2 | ВАЗАРИ 2016 (https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQ)
Сохранилось несколько архитектурных работ, выполненных по замыслу Вазари, отличающихся особой красотой и оригинальностью. К числу самых значимых относятся:
Вилла Джулия
Вилла Джулия (Villa Giulia) – архитектурный комплекс, возведенный в Риме для Папы Юлия III. Строительство началось в 1550, и завершилось спустя пять лет.
Грандиозный проект, выполненный в соавторстве с такими знаменитыми мастерами, как Джакомо да Виньола (Vignola), Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati) и Микеланджело, представлял собой великолепный дворец, состоящий из трех ансамблей.
Рыцарская площадь
Рыцарская площадь (Piazza dei Cavalieri) в Пизе и дворец рыцарского ордена святого Стефана, перестроенный из комплекса нескольких зданий. Работа осуществлялась в 1558 году по заказу герцога Тосканского Козимо I Медичи.
Фасад украшен в традиционной для средневековья технике граффито (graffito) с витиеватыми рельефными узорами, аллегорическими фигурами, зодиакальными знаками, надписями, а также установленными позже мраморными бюстами знатных граждан и фамильными гербами. Дворец носит название Палаццо делла Карована (Palazzo della Carovana), в наши дни в стенах великолепного здания размещена учебная и административная база итальянского государственного центра высшего образования и научных исследований (Scuola Normale Superiore).
Галерея Уффици
Галерея Уффици (Palazzo degli Uffizi) во Флоренции, сооружение которой началось в 1560 году и закончилось спустя 20 лет, уже после смерти Вазари.
Первоначально здание должно было играть роль главного административного центра, вмещающего в себя основные органы городского управления, канцелярию, архив и библиотеку. Первый проект, предложенный архитектором, был существенно изменен. В итоге дворец приобрел вид сооружения, состоящего из двух корпусов, соединенных между собой большой аркадой.
Оригинальное оформление фасада, наполненное легкостью и изяществом, признано истинным архитектурным шедевром Вазари.
Практически сразу после окончания строительства, с 1581 года в здании Уффици разместилась выставка искусств с уникальными экспонатами, коллекция которых постоянно пополнялась. Вот уже несколько веков старинный музей остается самой популярной туристической достопримечательностью не только Флоренции, но и всей Европы.
Личная жизнь
Личная жизнь в биографии художника сложилась драматично. Приехав в Италию в 1816 году для совершенствования техники живописи, Кипренский работал в мастерской, куда приглашал натурщиц. Одна из них водила с собой 6-летнюю дочь Анну-Марию Фалькуччи (по некоторым источникам, девочка сама позировала творцу для картины «Анакреонова гробница»).
Детский портрет маленькой итальянки Мариуччи, как назвал ее русский мастер, Орест написал в 1819 году. Мать Анны-Марии вела распутный образ жизни, и живописец, обеспокоенный судьбой ребенка, постарался выкупить девочку и стать ее опекуном. Однако обеспечить счастливое детство воспитаннице Кипренский не смог.
Вмешался случай — одну из моделей художника нашли мертвой. Дама умерла страшной смертью — ее тело накрыли холстами, облитыми скипидаром, и подожгли. Вскоре не стало в живых и слуги живописца, молодого итальянца. Сам Орест утверждал, что его прислужник и убил натурщицу. Полиция Рима не смогла подтвердить или опровергнуть эти слова, но репутация творца сильно пострадала.
Мужчина не мог больше оставаться в Риме, поэтому, заботясь о Мариучче, постарался устроить девочку в какой-нибудь монастырь. После, покинув Италию, а за ней и Францию, куда донеслись слухи о странных смертях, он вернулся в Россию. В 1828 году, не переставая думать об Анне-Марии, художник вернулся на родину девушки, чтобы сделать ей предложение.
Однако пара сочеталась браком только в июле 1836 года, на тот момент итальянке исполнилось 26 лет. Все время с момента приезда Орест стремился найти достаточно средств к существованию. Чтобы вступить в брак с возлюбленной, живописцу пришлось сменить православную веру на католическую. С женой он прожил вместе всего 3 месяца: Кипренский скончался в октябре. Через полгода Мариучча родила дочь Клотильду, а через несколько лет повторно вышла замуж.
Работает
Она написала или нарисовала множество портретов российских знаменитостей своего времени:
- Виктор Арцимович (рус) , Николай Дмитриевич Авксентьев (рус) , Николай Dobrolioubov , Мария Германова , Максим Горький , Николай Ярошенко , Михаил Ипполитов-Иванов , Вера Komissarjevskaïa , Анатолий Кони (рус) , П. А. Корсаков, Илья Репин , Павел Самойлов (ru) , Владимир Соловьев , Василий Водовозов (ru) , а также жанровые картины, многочисленные акварели, рисунки, этюды, офорты.
- Более подробно:
- 1887: Портрет Ивана Крамского . Масло на холсте. 51 × 40 см . Областной художественный музей Ивана Крамского в Воронеже (ru)
- 1889: Портрет Константина Бестуева-Риумина (ru) . Масло на холсте.
Коридор Вазари во Флоренции
Одним из самых известных и необычных архитектурных творений мастера считается крытая галерея, соединяющая здания Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) и Палаццо Питти (Palazzo Pitti), расположенные на противоположных берегах реки Арно.
Коридор Вазари (Corridoio Vasariano) – так называется 750-метровое сооружение, был возведен в рекордно быстрые для того времени сроки (5 месяцев) в 1565 году. Проект осуществлялся по заказу Козимо I, и был приурочен к торжественному заключению династического брака между сыном великого герцога Тосканы, Франческо I Медичи (Francesco I de Medici), и представительницей старинного монаршего рода Габсбургов, Иоанной Австрийской (Giovanna d’Austria), младшей дочерью императора Фердинанда I.
Влиятельный клан Медичи переехал в 1560 году в более просторный Палаццо Питти, находящийся на западном берегу реки Арно. Сооружение коридора, объединяющего новую резиденцию со Старым Дворцом (Палаццо Веккьо), где происходили заседания правительства Флоренции, позволяло титулованным особам, не выезжая в город, быстро, а главное инкогнито, попадать из одного здания в другое.
Пространство крытого перехода условно разделялось на несколько секций. Войти сюда можно было как из Галереи Уффици, так и через личные апартаменты герцогини Элеоноры Толедской (Eleonora di Toledo). Коридор начинался с огромного помещения, получившего название «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento).
Просторный холл был построен еще во времена правления Джироламо Савонаролы (Girolamo Savonarola), вмещал пять сотен народных представителей Флоренции и олицетворял демократическую власть. При Козимо I помещение использовалось для проведения торжественных приемов и балов. На стенах и потолках, высота которых была значительно увеличена архитектором, появились панно и фрески, выполненные Вазари, описывающие жизнь представителей клана Медичи.
Особый интерес вызывает участок перехода с круглыми слуховыми окошками и металлическими решетками, простирающийся вдоль набережной к старинному мосту Понте Веккьо (Ponte Vecchio).
Несмотря на многочисленные реставрационные работы, этот отрезок коридора сохранился практически в первозданном виде.
Именно здесь хранится около полутора тысяч ценных полотен именитых живописцев, относящихся к XVI-XVII векам, в том числе уникальная по своим размерам коллекция автопортретов, состоящая исключительно из подлинников.
В экспозиции можно найти и картину с изображением Джорджо Вазари, кисти самого мастера. Доступ в этот участок коридора осуществляется только в рамках специальных экскурсионных программ по предварительной записи.
Секция галереи, проходящая через жилые дома и торговые помещения на мосту, оборудована панорамными окнами с видом на Флоренцию и реку Арно. В 1939 году, по приказу итальянского диктатора Бенито Муссолини (Benito Mussolini), смотровые отверстия были увеличены. Примечательно, что во времена Козимо I мясные и рыбные лавки, располагавшиеся на Понте Веккьо, заменили на ювелирные магазины, дабы зловонный запах не беспокоил величественных особ. Павильоны, торгующие украшениями из золота и драгоценных камней, функционируют здесь и в наши дни.
В галерее есть участок, вплотную прилегающий к древней церкви Санта Феличита (Santa Felicita). Для великого герцога тосканского и членов его семьи в стене храма было вырублено окно и сооружен импровизированный балкончик, находясь на котором, можно было присутствовать на богослужении, оставаясь незамеченным для всех прихожан.
На последнем участке крытого перехода размещена выставка автопортретов современных художников. Здесь была проведена масштабная реставрация в 2013 году. Галерея заканчивается выходом во двор Палаццо Питти и раскинувшимися за дворцом садами Боболи (Giardino diBoboli), представляющими собой уникальный парковый ансамбль с гротами, причудливыми статуями и фонтанами.
В наши дни коридор Вазари является частью музейного комплекса Уффици, и считается одной из самых интересных достопримечательностей Флоренции.
К сожалению для туристов и ценителей искусства, в феврале 2019 года администрацией города было принято решение о закрытии для посещений этого уникального архитектурного сооружения, хранящего сотни бесценных экспонатов. Коридор Вазари станет доступным для гостей Флоренции в 2021 году.