биография
Давид Хтеренберг родился в еврейской семье в Житомире , на территории современной Украины , а затем в Российской Империи , изучал искусство в Одессе, затем в 1906 году он провел некоторое время в Вене, прежде чем обосноваться в Париже, где он жил в городе художников Ла. Рюше до 1917 года . Он учился в Академии Витти на Монпарнасе , основанной в году Чезаре Витти и его женой Марией Каирой, где его преподавал, в частности, Кес ван Донген . На него повлияли работы Поля Сезанна и кубизм .
В этот период он совершил несколько поездок в Россию, но поселился там только после революции 1917 года , благодаря хорошим отношениям с Анатолием Луначарским , наркомом по культуре. Он участвует в конференции авторов, художников и режиссеров по сотрудничеству с Советским правительством в Смольном дворце в Петрограде (Санкт-Петербург) вместе с Натаном Альтманом и другими. В 1917-1918 гг. — комиссар по художественным делам. В 1918 году он представил выставку с группой «Еврейское общество поощрения искусств» с Барановым-Россине, Альтманом и Лазаром Лисицким в Москве . С по 1920 год он был заведующим отделом изящных искусств (ИЗО) Наркомпроса (Народного комиссариата народного просвещения). Таким образом, он организует финансирование Московского института художественной культуры (ИНХУК). Он поясняет: « Мы организовали ИНХУК как ячейку для определения научных гипотез по вопросам искусства ».
В 1918 году он опубликовал программный очерк « Задачи современного искусства в документах Петроградского совета».
С по 1930 год Хтеренберг преподавал во Вхоутемасе (буквально «Высшие художественно-технические мастерские»), художественной школе, основанной в 1920 году в Москве указом Владимира Ленина с намерением, согласно условиям Советского правительства, « подготовить основные художников высшей квалификации для промышленности, строителей и директоров для профессионально-технического образования ». Среди его учеников такие известные российские художники, как Александр Дейнека , Юрий Пименов , Александр Аркадьевич Лабас, Петр Владимирович Вильямс, Андрей Дмитриевич Гончаров и другие. Он организовал выставку еврейских художников в Москве в 1922 году, в которой участвовал, в частности, Марк Шагал . В том же году он участвовал в Первой выставке русского искусства в Берлине в галерее Ван Димена , первой крупной выставке русского авангарда в Европе после Октябрьской революции . По этому поводу он написал эссе для каталога выставки. Однако его независимый стиль перестал пользоваться благосклонностью советских властей, и постепенно его творчество исчезло из поля зрения общественности. После 1930-х он был вынужден работать в более «реалистичном» стиле. Когда он умер в 1948 году , о нем практически забыли. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве .
Давид Хтеренберг хорошо знал о своих еврейских корнях. Он писал жене Надежде: « У меня в жилах течет восточная кровь, кровь моих предков, написавших« Песнь песней »- и нет песни лучше » . Кроме того, в году он и его брат Абрам Штеренберг опубликовал книгу фотографий « V evrejskich kolchozach ( В еврейских колхозах )» ( в буквальном смысле, в еврейских колхозах ).
Сегодня его работы экспонируются в крупнейших публичных музеях Москвы ( Третьяковская галерея и Пушкинский музей ), Санкт-Петербурга ( Русский музей ) и Екатеринбурга . Многие его работы до сих пор хранятся в частных коллекциях в России.
В году работы Давида Хтеренберга, в том числе Василия Кандинского , Казимира Малевича , Владимира Татлина , Михаила Ларионова и Любови Поповой , появляются на большой коллективной выставке L’Avant-garde: List n o 1 , представленной Третьяковская галерея , объединяющая более 250 работ из восемнадцати российских иностранных коллекций и пять сборников русского авангарда в начале XX — го века в честь столетия со дня создания музея красочной культуры , первого государственного музея современного искусство в мире, существовавшее с 1919 по 1929 год.
Штеренберг Давид Петрович (1881-1948)
Д. П. Штеренберг — одна из узловых, определяющих
фигур русской живописи конца 1910-х — начала 1930-х гг., времени ее
бурного и противоречивого развития. Среда, в которой он начинал
жизнь, не способствовала творчеству, поэтому он начал учиться
поздно.
Был учеником фотографа, увлекся революционными
идеями, в 1906 г. эмигрировал в Вену, в 1907-м — в Париж. Здесь, в
Школе изящных искусств, а затем в академии А. Витти учился живописи.
Нищий художник поселился на окраине, в круглой башне, прозванной
«Ульем» и населенной такими же бедными молодыми художниками. Вскоре
многие из них станут знаменитыми
Их общество было не менее важной
школой, чем студии. Штеренберг участвует в выставках, ищет свой
путь, впитывая новейшие тенденции французского искусства
Впрочем,
его парижские работы еще очень неоднородны, противоречивы. Свой
особый художественный мир он формирует лишь к концу парижского
периода жизни.
Когда в России происходит революция, Штеренберг
возвращается на родину. Здесь политическое прошлое и парижский
творческий опыт неожиданно делают его руководителем художественной
политики страны: нарком просвещения А. В. Луначарский, знавший
художника еще во Франции, назначает его заведующим Отделом ИЗО
Наркомпроса.
Рядом со Штеренбергом — самые решительные
новаторы. Именно они, отвергавшиеся прежде официальным искусством,
охотнее всех сотрудничают с новой властью. Конечно, Штеренберг тоже
новатор, — картины, которые он начинает выставлять, не похожи на
привычную старую живопись. Но они строго изобразительны и очень
конкретны. Почти всегда это натюрморты, изображения простых вещей.
Ничего специально красивого: губка и мыло. Керосиновая лампа. Нож.
Бутылка. Две селедки на блюде и полбуханки черного хлеба… Одна,
самое большое — три вещи, грубые и бедные, на голой пустоте холста,
подчеркнуто плоскостного, лишенного и пространственной глубины, и
объединяющей, обволакивающей предметы атмосферы. Зато подчеркнут
материал, структура поверхности вещей: гладкий фаянс и шероховатая
хлебная корка, слоистая доска и скользкая рыбья чешуя.
Художник прибегает даже к рельефу — некоторые
изображения выступают из поверхности холста. Обращаясь к зрению,
такая живопись возбуждает скорее осязательные,
материально-конкретные ощущения. Одинокие предметы будто просятся из
нее наружу, в живые человеческие руки. Простейший натюрморт насыщен
драматическим напряжением, говорит нам об элементарных, но
необходимых человеческих ценностях. «Вся его живопись есть рассказ о
хлебе насущном, которого надо припасти так немного, чтобы прожить,
но над которым надо помучиться так много, чтобы достать», — сказал о
Штеренберге проницательнейший художественный критик А. М. Эфрос. И в
портрете художник соединяет максимальное обобщение с осязательной
конкретностью образа-типа: крестьянская девочка («Аниська», 1926) с
таким же, «голодным», натюрмортом на столе за ее спиной; суровый
старик крестьянин, величественный в холодной пустоте снежного поля
(«Старое», 1925-26).
Таковы и крестьянские образы в его картине
«Агитатор» (1927) — возвышенно-строгие, замкнутые, сосредоточенные.
Художник достиг в ней спокойного величия древней фрески.
Главным делом Штеренберга была живопись, но он
также оформлял спектакли, работал в графике — гравировал, рисовал
книжки-картинки, используя принципы схематичного и плоскостного
детского рисунка, во многом близкого к его «взрослому» почерку.
В 1920-х гг. Штеренберг — видный деятель
художественной жизни страны. Он преподает, возглавляет ОСТ,
организует международные выставки, участвует в художественных
советах. Но с середины 1930-х гг. его творчество резко расходится с
изменившейся государственной политикой в области искусства. Нападки
критики тяжело отразились на его поздних работах. Лишь в самом конце
жизни в эскизных «Библейских мотивах» (1947-48) у художника
наметился какой-то новый живописный язык, стали проявляться новые
драматические интонации. Развить их он уже не успел.