«Реквием»
На картине изображены женские фигуры, среди которых три раза подряд можно узнать образ Надежды Станюкевич.
Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Женщины прорисованы не очень четко, размыто, плоско, будто призраки на фоне старой зубриловской усадьбы. Призраки полны скорби и печали. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир, и обратного хода нет. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова. Осенью, в октябре, молодой художник умер.
Теперь только творчество
Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять маленькую квартирку и экономить на всём, чтобы иметь возможность рисовать и посещать Академию художеств (уроки баталиста профессора Зауервейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались знакомые ему ближе всего сцены из походных будней военных, офицерские празднования.
Параллельно художник занимался комическими рисунками – они-то и были проявлением сатирического склада ума. Увидев их, баснописец Иван Крылов, дал художнику ценнейший совет: сделать темой работ обычную жизнь, которая изобилует интереснейшим, острым и забавным, материалом.
Подчинившись «собственному влечению», Федотов оставил занятия по батальным темам. Его наблюдательность, память и фантазия позволили родиться новым темам и сложным эскизам, которые он «нянчил» месяцами. Сюжеты подсказывала сама жизнь – только будь внимателен и хваток на курьёзные ситуации, часто смешные и нелепые.
«Осенняя песня»
Третьяковской галереей была приобретена и картина Борисова-Мусатова «Осенняя песня».
На ней в золотых оттенках березовых листьев, сероватых тонах облаков передано освежающее дыхание осени. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима… А этот миг так прекрасен! Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас! А возможно, своей картиной «Осенняя песня» Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше… Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы?! Пока не пошел снег?! Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Мусатов четко знал то, что хотел сказать.
Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. Картины же его – это прекрасные, будто из другого мира пейзажи, это романтические девушки, это поэзия, написанная красками. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. О нем говорили — «певец уходящих усадеб», живописец «зыбкого мира». Произведения просто завораживают своей красотой. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Картины художника Борисова-Мусатова, к сожалению, были оценены по достоинству только после смерти этого человека.
Смерть
В 55 лет Борис Валентинович перенес первый инфаркт. Едва начав идти на поправку, художник стал еще интенсивнее работать. Первым полотном, написанным на пути к выздоровлению, стала картина 1971 года «Апрельское солнце». Пейзаж Щербаков создал в больничной палате.
Когда художнику после выписки было противопоказано носить на пленэры складной стул, зонтик и этюдник, эти вещи мужа несла Зоя Анатольевна. Когда болезнь запирала живописца в 4 стенах, жена приносила в квартиру-мастерскую букеты цветов, которые Борис Валентинович запечатлевал в натюрмортах.
Последнее десятилетие сердце Щербакова билось при помощи кардиостимулятора. Поддерживать жизнь и работоспособность живописцу помогал врач Евгений Чазов, портрет которого Борис Валентинович успел написать.
Художник скончался в возрасте 79 лет через 2 недели после изумрудной свадьбы. По одним сведениям, сердце Щербакова перестало биться 24-го, а по другим — 25 июля 1995 года. Живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с отцом.
Песни и стихи Великой Отечественной войны
И Великую Отечественную войну Сурков начал с создания песни — «Песни смелых» с ее заклинательным рефреном «Смелого пуля боится. / Смелого штык не берет». Но это было создано уже и по социальному заказу, и по зову сердца. Под стихотворением стоит красноречивая дата — 22 июня 1941. Не случайно самым любимым в народе (и, может быть, единственным) произведением Суркова тоже стала песня — «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь…»), созданная на передовой (под Москвой) как письмо к жене и не предназначавшаяся для печати: во время Великой Отечественной войны интимное и общенародное слились. Одновременно с песнями Сурков пишет и агитационно-фельетонные стихи, создавая похожие на Василия Теркина (но только внешне, не выходящие за рамки газетного жанра) образы Васи Гранаткина (совместно с А. Прокофьевым и А. Безыменским), Гриши Танкина (совместно с Ц. Солодарем). Жанр других произведений Суркова этих лет (сборники «Фронтовая тетрадь: Июль–август 1941», «Декабрь под Москвой: Июнь–декабрь 1941», 1942, «Дороги ведут на Запад: Январь–май 1942», «Я пою победу: 1943–1945», 1946 и многие другие; Сурков опубликовал тогда 17 стихотворных книг) не случайно определяют как лирическая хроника: с одной стороны, видно стремление автора к хронологической точности (знаменательны даты в названиях книг), с другой — к лирической проникновенности. Среди таких стихов выделяются «Лес притаился, безмолвен и строг…», «Человек склонился над водой…», где поэт воплощается в своего героя и передает движения его души. Или стих. «Бессмертие», повествующее об угасании смертельно раненного солдата (его поэт сравнивает с гаснущей свечой) и завершающееся обращением к умирающему: «И весь в свеченье небосвод высокий. / И степь под снегом празднично светла. / Ты слышишь? В травах оживают соки / От каждой капли твоего тепла». Стихотворение наполняется даже философским смыслом.
Песня «В землянке». Слушать онлайн. Видео
https://vk.com/video_ext.php
«В землянке» («Бьется в тесной печурке огонь»). Песня Константина Листова на стихи Алексея Суркова. Исполняет Владимир Трошин. Запись с «Голубого огонька». 1970 г.
Борис Кустодиев: биография
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.
Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.
Первые картины и перспектива
Разборчивая невеста 1847 г.
Герой первого такого полотна, ради которого художник освоил технику маслом, чиновник-хвастун («Свежий кавалер», 1847). В начале следующего года появилась «Разборчивая невеста». Живописец чрезвычайно внимателен к деталям – на картинах каждый предмет выразителен, выбор оттенков обоснован, любая мелочь значительна. Показав эти работы Карлу Брюллову, теперь Федотов услышал похвалу, а также предложение участвовать в выставке Академии художеств.
Препятствием стали лишь материальные трудности – было только начато «Сватовство майора», а денег не было. Брюллов выхлопотал пособие живописцу от Академии, а также зачисление того в кандидаты – если новую картину примут, то Федотов станет академиком.
С этого дня все помыслы и энергия живописца подчинены одной цели – он целенаправленно бродит по Петербургу, заходит в трактиры, бывает в купеческих домах, и везде цепким взглядом выискивает кричащие и просящиеся на холст детали. Так же скрупулёзно подбирает типажи действующих лиц. В результате к концу 1848 года картина была готова и восторженно принята (вместе с первыми двумя).
Самые известные работы
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
Лошади во время грозы
Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.
«Купчиха за чаем»
Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.
«Русская Венера
Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.
«Утро»
На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.
«Масленица»
Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.
Дополнительные источники
На этих сайтах есть форумы, контакты администраторов, занимающихся поисковыми работами. Пишите им, спрашивайте, интересуйтесь. Возможно, они подскажут, куда еще вам обратиться.
Как можно увидеть, людей, желающих сохранить нашу историю сейчас много. И надо отдать им должное, ведь они – простые энтузиасты-идейники. Они не получают заработных плат за свои работы, а зачастую вкладывают свои средства в развитие проектов, помогающих другим. Их труд бесценен, благодарность – безгранична. Благодаря им мы смогли узнать, как найти участника ВОВ по фамилии. Эти люди выполняют таким образом общую задачу и долг перед героями – сохранить память и ценности за которые они боролись и умирали.
Видео-инструкция: сайты во поиску ветеранов Отечественно войны
Далее в этом ролике Михаил расскажет о дополнительных способах поиска участников ВОВ, какие ресурсы для этого использовать лучше всего:
Личная жизнь
9 июля 1940 года Борис женился на 19-летней красавице Зое Сорокиной. До свадьбы влюбленные 4 года встречались, вместе ходили в театры, музеи и филармонии. Щербаков не только неоднократно писал портреты жены, но и посвящал избраннице стихи.
Большую часть блокады Ленинграда супруга живописца и его теща прожили в осажденном городе: Зоя Анатольевна, будучи студенткой медицинского вуза, работала в госпиталях. Перевезти родственников в Москву Щербаков смог лишь в 1943 году, причем вначале семья ютилась в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Подколокольном переулке.
В 1948 году Зоя Анатольевна подарила мужу дочь Галину, которая, повзрослев, стала искусствоведом. Щербаковы жили в просторной квартире, служившей художнику и мастерской, на улице Горького в Москве. Лето семья обычно проводила в Подмосковье, причем критерием выбора дачи служило наличие поблизости живописных мест, пригодных для написания пейзажей. Одним из самых известных среди них стала картина «Русь подмосковная».
У Бориса Валентиновича всю жизнь было много друзей как среди коллег, так и среди ученых, литераторов и военачальников, портреты которых он рисовал. В 70-х годах XX века в ходе создания серии молдавских пейзажей Щербаков подружился с первым секретарем ЦК Компартии Молдавской ССР Иваном Бодюлом, а также дочерью партийного чиновника, начинающей художницей Натальей, которую часто брал с собой на пленэры.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим.
В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства».
С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала: Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «Призраки»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин. Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года он жил в Подольске и Тарусе.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева.
Творчество
Борис Валентинович считал, что задача художника — найти в истории народа момент значительный, в природе — момент, выражающий настроение, а в портрете — отражающий характер человека. В качестве названий работ живописец часто использовал поэтические цитаты или строки из песен («Мороз сребрит увянувшее поле», «Течет река Волга», «Широка страна моя родная» и т. д.).
О признании заслуг художника перед живописью свидетельствует как Государственная премия, полученная в 1952 году 36-летним Борисом за полотно «Заседание Президиума Академии наук СССР», так и тот факт, что в 1973 году министр культуры Советского Союза преподнесла картину Щербакова «Русская зима» в дар президенту США Ричарду Никсону. Слава позволяла живописцу запечатлевать на полотнах (например, в работе «Ростов Великий. Девичий монастырь») и купола церквей.
В 1956 году Борис Валентинович принимал участие в копировании шедевров Дрезденской галереи, возвращенных Советским Союзом Германской Демократической Республике. В ходе поездки на берега Эльбы Щербаков написал картины, ставшие основой персональной выставки «Люди и города ГДР».
Среди циклов наследника художественной династии выделяются «Белая серия», объединившая портреты Героев Советского Союза, и серия пейзажей, написанных в уголках России, вдохновлявших литераторов: Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, Льва Толстого и Ивана Тургенева, Антона Чехова и Михаила Шолохова.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
http://bibliotekar.ru/k89-Borisov-Musatov/http://www.syl.ru/article/385603/borisov-musatov-biografiya-i-kartinyi-hudojnikahttp://allpainters.ru/borisov-musatov-viktor.html
1907 – 1911 гг. Синтетический период
Знакомство с Давидом Бурлюком в 1907 году придало новый
импульс творческим исканиям Михаила Федоровича. Совместно они организовали
выставку «Стефанос», ставшую первым смотром сил нового русского авангарда и
вызвавшую бурную критику.
Ларионов тем временем движется в сторону неопримитивизма и
начинает осмыслять зарождающуюся тенденцию «ухода от предмета». Он действует в
своей манере – изучает, анализирует и выплескивает на холсты свой взгляд и свое
высказывание.
Неопримитивизм стал первым открытием зарождающегося русского
авангарда и вышел из переосмысления лубка и иконы. В новом течении Ларионов
демонстрировал отказ от подражания западной традиции, в частности примитивам
Гогена, и резкий уход от классических догм живописи.
Впервые свои примитивистские работы Ларионов показал в 1909
году на выставке «Золотое руно».
Грубость сюжетов, нарочитая небрежность, явное
издевательство и пародия на «высокое искусство» совсем не понравились публике.
Именно тогда обозначился резкий разрыв в понимании эстетики между творцом и
зрителем. Возникла совсем новая для России ситуация в искусстве. Художники стали
работать без оглядки на зрителя. Зародился русский авангард.
«Парикмахер» 1907
«Пекарь» 1909
«Провинциальная франтиха» 1907
«Месильщики теста» 1907
Как и большинство авангардистов, Ларионов придерживался
левых взглядов. Возможно поэтому в его работах так много представителей рабочих
профессий. Да и сам он, часто нуждаясь в деньгах, подрабатывал на
низкооплачиваемых работах. В картины Ларионов вкладывал и свой опыт, и тонкие
наблюдения за окружающим миром и прозрения, свойственные гению.
Михаил Федорович одним из первых заметил огромную пропасть
между реальной жизнью и респектабельным искусством. Он понял, что необходим
новый язык для обновления живописи. Жизнь, с ее кабаками, трактирами,
безработными и обездоленными, нужно было впустить в искусство. Новые ценности
должны были отображаться на холстах.
«Ссора в кабачке» 1911
Уникальность Ларионова в том, что он с одной стороны говорил
на обманчиво простом, «детском» языке, понятным каждому, но с другой стороны
представлял сложную работу с глубочайшим смыслом.
В 1910 году Ларионов вместе с Ильей Машковым, Аристархом
Лентуловым и Петром Кончаловским организовал выставку «Бубновый валет». О
реакции публики на это событие Казимир Малевич писал в автобиографии –
«выставка была подобна взрыву сильного вулкана».
Критика не приняла «Бубнового валета». На художников
обрушился шквал негативных публикаций. Самым безобидным был отзыв Максимилиана
Волошина. О Ларионове он отозвался очень тактично: «Что он очень талантлив это
бесспорно, но в его талантливости есть что-то весело-дурацкое. Стоит только
посмотреть на его солдата».
«Курящий солдат» 1910-1911
«Отдыхающий солдат» 1911
Через год Ларионов с Гончаровой создали объединение
художников «Ослиный хвост». К ним присоединились Казимир Малевич, Кирилл
Зданевич, Михаил Ле-Дантю, Александр Шевченко и другие. Целью группы была русская
живопись без оглядки на европейские течения.
В 1912 была организована выставка «Ослиный хвост», где кроме
работ художников группы выставлялись рисунки детей и произведения маляров.
Жизнь стремительно входила в искусство, а искусство теряло свою элитарность. К
чему, собственно, и стремились авангардисты.
Последней яркой вспышкой примитива в творчестве Ларионова стал
цикл «Времена года». В нем художник объединил детский рисунок и архаику, но
пошел еще дальше – создал второе символическое дно, пространство смыслов, где фигуры-знаки
и криптограммы слагаются в стихотворения, состоящие из образов.
«Весна. Из цикла Времена года» 1912
«Лето. Из цикла Времена года» 1912
«Осень. Из цикла Времена года» 1912
«Зима. Из цикла Времена года» 1912
Краткая биография
- В 1954-1957 годах Борис Тищенко учился в Музыкальном училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, где прошел три курса с руководителем по композиции Галиной Ивановной Уствольской, советским композитором. Уствольская была известна как очень требовательный преподаватель, которая любые произведения ее подопечных называла ерундой. Также Борис занимался по классу фортепиано с другим композитором Верой Леонтьевной Михелис.
- Затем следующие 5 лет начинающий композитор успешно учился на факультете композиторов. Профессора Вадим Николаевич Салманов, артист и композитор, и Орест Александрович Евлахов, заслуженный деятель и тоже композитор, принимали участие в учебе Тищенко, играли роли наставников.
- В 1961 году Тищенко познакомился с известнейшим советским композитором Дмитрием Дмитриевич Шостаковичем. Уже после обучения Борис продолжал лучшие традиции исполнения своего наставника, стал его последователем. Спустя год Тищенко также познакомился с поэтессой Анной Андреевной Ахматовой. Затем, намного позднее, он написал на стихи Ахматовой известную композицию под названием «Реквием».
- В 1962 году в том же учебном заведении Борис Тищенко обучался фортепианному мастерству под началом Абрама Давыдовича Логовинского, строгого, жестокого педагога.
- Следующие три года заняла аспирантура под руководством Шостаковича. Впоследствии Борис посвятил своему педагогу Симфонии под номерами 3 и 5.
- В 1965 году после успешного прохождения всех этапов учебы молодой композитор отправился работать в бывший альма-матер. Под его опытным педагогическим началом было выпущено множество известных, талантливых композиторов, музыкантов. За это время успел заниматься не только музыкальным искусством, но и выпуском различного рода письменных произведений: рецензий и аннотаций, статей и публикаций и многих других. За время работы педагогом успел стать доцентом (1980 год), а затем профессором (1986).
- Учениками великого композитора Бориса Тищенко стали начинающие гении (например, Аметов, Баскин, Геккер, Толстой), будущие дирижеры (Алексеев, Вайс, Зива). Также в числе подопечных оказались высококлассные музыковеды (Назарова, Соловьева, Шарапова), балетмейстеры (Атаев, Вагабов), оперные режиссеры (Аверьянов, Исаханов, Усубов, Шкаровский, Яслынь).
- В 1963 году Борис Тищенко дебютировал на сцене Колонного зала Дома союзов. Затем композитор плодотворно трудился над своими произведениями. Он написал 8 симфоний, 11 фортепианных сонат, 6 струнных квартетов, составил композиции для 3 балетов и 9 концертов. На этом список его творческих достижений не заканчивается.
- Спустя три года Борис Тищенко участвовал в Международном конкурсе для молодых композиторов под названием «Пражская весна-1966» и одержал победу.
- В 1966-1985 годах идет плодотворная работа, Тищенко активно пишет музыкальные сочинения и концентрирует по всей стране. Одними из работ стали музыка к кинокартине «Гибель Пушкина», Четвертая и Пятая Симфонии и другие.
- В 1978 году Тищенко получил Государственную премию РСФСР имени М. И. Глинки и звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
- В 1987 году было первое выступление на Западе, которое состоялось в Гамбурге. Данное событие стало отправной точкой для дачи крупных концертов в развитых странах. Также Тищенко стал Народным артистом РСФСР.
- В 1988-1992 годах были совершены несколько поездок в США, где состоялись персональные концерты композитора.
- С 1989 года главный дирижер Большого зала Ленинградской Филармонии ввел запрет на произведения Тищенко, который спустя 7 лет был снят под влиянием общественных сил.
- Затем до конца прошлого столетия Борис продолжал упорную работу над музыкальными сочинениями и концертами. В 1999 году был поставлен концерт в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, посвященный 60-летию Тищенко.
- В 2002 году композитор стал обладателем ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, который выдается за стабильные достижения конкретных областей. Данную премию Борису Ивановичу выдали за успешное развитие искусства, а именно за музыкальное творчество.
- В 2008 году получил премию Правительства РФ за развитие области культуры страны. Все полученные награды, премии свидетельствовали о высоких талантах, плодотворной работе композитора, который занимался созданием великолепных музыкальных произведений, написанием полезных для обучения статей, обучением начинающих профессионалов.
- Борис Тищенко страдал онкологическим заболеванием, с которым долго боролся. К сожалению, попытки были тщетны, и великий композитор умер 9 декабря 2010 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Знаменитый композитор Борис Тищенко