Гойя франциско «третье мая 1808 года в мадриде» описание картины, анализ, сочинение

Caixa Forum Madrid

www.obrasociallacaixa.org

Центр современного искусства Caixa Forum находится в здании бывшей электростанции, возведенной в 1900 году по проекту Хесуса Карраско-и-Энсина. Здание было полностью перестроено по проекту бюро Herzog & de Meuron в 2001–2007 годах и имеет шесть этажей — четыре надземных и два подземных, которые соединены белой спиральной лестницей, напоминающей «ленту» Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Здесь разместилось несколько выставочных пространств, где демонстрируются работы из крупнейшей мировой корпоративной коллекции банка La Caixa (от Ротко и Пикассо до Ле Парка и Кунса). Также регулярно проходят временные выставки произведений из других музеев и частных коллекций.

Внимание привлекает и вертикальный сад на одном из фасадов центра, высота которого достигает рекордных 24 м, а общее число растений превышает 15 000

Как доехать до музея?

До музея Прадо можно доехать, как на маршрутке или метро, так и на арендованной машине. Если вы решили отдать предпочтение городской маршрутке, то нужно сесть на автобус №10, 27, 34 или 45, который останавливается на станции «Музей дель Прадо», расположенной прямо у входа в музей. Что касается метрополитена, то в этом случае нужно на красной ветке сесть в поезд на станции «Банко де Испания», или же на голубой ветке, на станции «Atocha».

Если вы взяли в аренду автомобиль, из аэропорта следует выехать на улицу Испанидад, но по развилкам никуда не съезжать, а добраться до автострады Эсте. Далее нужно проехать здание Национального антропологического музея, до станции метро «Atocha», от которой необходимо пару метров пройти пешком. Дорога займет не более получаса.

Абано Терме: Роберт Капа. Фотографии после войны

Франция, Ницца. Август 1949 года. Анри Матисс в своей студии. Магнум Фото

Портрет Матисса в его студии в Ницце и портрет Пикассо на пляже. Его отношения с Хемингуэем и Стейнбеком, с которыми он отправился в путешествие в Россию после Второй мировой войны, описаны в знаменитом «Русском дневнике» 1948 года.

А также актеры, режиссеры и дивы, увековеченные на съемочных площадках великих фильмов, от «Ноториуса» Альфреда Хичкока (1946) с Ингрид Бергман до «Ризо Амаро» с Сильваной Мангано.

Менее известный Капа, портретист и постановочный фотограф — главный героем выставки «Роберт Капа. Фотографии после войны», с сотней или более снимков на вилле Басси-Ратгеб в Абано Терме.

До 5 июня

История создания

Предпосылки к созданию в Мадриде музея появились еще в 17 веке, когда многие именитые художники и королевские министры ходатайствовали перед испанскими монархами о создании заведения, где можно было бы размещать частные коллекции изобразительного искусства. В 1757 году Фердинанд VI с подачи своей супруги Барбары Браганса решил создать художественный музей, но спустя год королева скончалась, а сам Фердинанд впал в такое отчаяние, что пережил жену всего лишь на год. Его преемник  Карл III также желал видеть в Мадриде музей, но не художественный, а посвященный естественным наукам. Для этого в 1775 году он поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать подходящее здание (нынешний музей Прадо), но дожить до завершения строительства королю так и не довелось.

Его сын и наследник Карл IV в почти завершенном дворце подумывал устроить пинакотеку, как желал его дядя Фердинанд VI, но тут случилось вторжение наполеоновских войск, и правителем Испании стал брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. Огрехи правления короля-узурпатора оставим на его совести, а вот к зарождению будущего музея Прадо он имел вполне прямое отношение – в 1809 году по его указу был учрежден Музей Жозефино. В здании Паласио Буэнависта стали размещать художественные коллекции, что в какой-то мере поспособствовало защите произведений испанского искусства от разграбления наполеоновскими войсками. После завершения французской оккупации новым королем Испании стал Фердинанд VII при котором в 1819 году в Прадо наконец был открыт Королевский музей живописи, правда, доступный к публичным посещениям только по средам с 9 до 14 часов. Первая выставка занимала всего три зала и насчитывала чуть более 300 полотен, хотя в фондах музея, основой которых была внушительная королевская коллекция, уже тогда находилось свыше 1,5 тысячи произведений искусства.

В дальнейшем коллекция музея продолжалась расширяться самыми разными путями. Так, например, в годы Первой карлистской войны в Прадо были направлены собрания из различных дворцов в окрестностях Мадрида, в число которых входили и предметы искусства из Эскориала. После свержения с престола в 1868 году королевы Изабеллы II коллекции Королевского музея живописи подверглись национализации. В 1872 году в фонды музея были добавлены коллекции упраздненного музея Тринидад, в котором несколько десятилетий хранились сокровища и произведения искусства, изъятые у монастырей во время так называемой конфискации Мендисабаля в 1830-40-х годах. После слияния коллекций учреждение получило название Музей живописи и скульптуры, и только в мае 1920 года оно было переименовано в Национальный музей Прадо.

К этому моменту фонды музея существенно увеличились за счет новых приобретений и частных пожертвований, в связи с чем здание музея уже перенесло несколько преобразований в начале 20 века, за которыми последовали новые перестройки в 1920-30-х годах. В 1936 году директором музея Прадо был избран Пабло Пикассо, известность и авторитет которого помогли спасти основную часть коллекции музея в годы Гражданской войны, когда экспонаты удалось тайно эвакуировать в Женеву. В послевоенные годы музей вновь перенес ряд расширений, а также со временем получил в распоряжение два отдельно стоящих здания: Касон дель Буэн Ретиро и Салон де Рейнос. Туристический бум, начавшийся в конце 20 века, породил новые изменения в облике музея, который за последние десятилетия был существенно модернизирован и обрел несколько новых выставочных пространств.

Женщины

Гойя был далеко не красавцем, однако, о его любовных похождениях ходили легенды. Женщины любили его, и это было взаимно. Их привлекала в нем, скорее всего, страстность и мятежность художественной натуры. Несмотря на это, ни одна любовная связь не сделала его счастливым.

Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии

Как-то раз Гойю даже избили за слишком пылкий нрав, из-за чего он решил покинуть Испанию и скрыться в Италии. Эта страничка его биографии считается наиболее таинственной, однако доподлинно известно, что именно после «римских каникул» успех Гойи как художника начал расти. Неудача на конкурсе в Мадриде не остановила его на пути к славе. Начинающий художник представляет на конкурс Пармской обители свою картину «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», за которую ему присуждают вторую премию.

Вернувшись в Сарагосу, Гойя занимается тем, что наряду с другими художниками расписывает собор Марии Пилар — основное религиозное сооружение города.

Памятник Франсиско де Гойе в Сарагосе

В настоящее время центральная площадь Сарагосы украшена монументом великому Гойе, чья работа покорила сердце заказчика и подарила художнику настоящую популярность. На волне успеха мастер переселяется в Мадрид, где становится придворным художником. Заказы сыплются на него как из рога изобилия.

Год Кановы

Антонио Канова, «Спящая нимфа», 1820 год. Музей гипсотеки, Поссаньо

2022 год будет годом Антонио Кановы: двухсотлетие со дня смерти величайшего скульптора своего времени, высоко ценимого Папами Римскими, принцами и даже Наполеоном.

Празднование памяти автора величайших мраморных чудес в истории искусства, таких как «Амур и Психея» или «Три грации» уже началось: в музее Mart в Роверето выставка «Канова между невинностью и грехом» сравнивает 14 его шедевров с работами скульпторов и фотографов XX и XXI веков (до 18 апреля).

В Национальной пинакотеке в Болонье открылась выставка «Антонио Канова и Болонья». Выставка «Antonio Canova e Bologna. Alle origini della Pinacoteca», открытая в декабре, подчеркивает связь между венецианским скульптором и Болоньей, ее учреждениями и художниками.

До 21 ноября

Архитектурные особенности здания

Особенность художественной галереи — наличие трех входов, которые названы в честь испанских живописцев Мурильо, Гойи и Веласкеса.

Основным считается Puerta Alta de Goya, попасть в который можно со стороны улицы Прадо. Если войдете через него, окажетесь на первом и главном этаже, откуда начинается экскурсия в мадридский музей Прадо.

Само здание музея, которое спроектировал испанский архитектор Хуан де Вильянуэва в 1787 году в неоклассическом стиле, представляет собой памятник архитектуры. Сочетание розовых кирпичных стен и белокаменных колонн выглядит очень элегантно.

Несмотря на разгром, который устроили в 1808 году войска Наполеона, внешний облик здания сохранился в почти первозданном виде.

Здесь не найдете золоченой лепнины и роскошных интерьеров, все просто и гармонично. Зато обстановка музея располагает к тому, чтобы не отвлекаться, а осматривать шедевры живописи.

Картины размещены грамотно, поэтому у посетителя не будет кружиться голова от обилия раритетов.

Еще один милый штрих: 

Последний раз реконструкция музея проводилась в 2007 году. Тогда был построен новый корпус в стиле модерн, а в главном здании увеличили площади.

Благородные формы дворца удачно соединили с отделкой из гранита, мрамора и благородных пород дерева.

Полотно Веласкеса — «Пьяницы, или Торжество Вакха».

Оценки

  1. Л. Сирлот (реж.), Museo del Prado II , Col. «Museos del Mundo», том 7, Эспаса, 2007, с. 83. ISBN 978-84-674-3810-9
  2. Эта картина, согласно Найджелу Глендиннингу ( op. cit. , 1993, p. 140.) «была написана между той датой и 1812 годом, когда картина была инвентаризирована среди тех, что стали собственностью сына художника, после смерть его матери, г-жи Жозефы Байеу. Ему было присвоено звание Великана в этом разделе товаров ».
  3. «Гигант Прадо, которого не рисовал Гойя», El País , 27-06-2008 . .
  4. «Найджел Глендиннинг: «Происходящее серьезно и грустно, Прадо признает вещи без достаточной проработки»» , ABC, 11.08.2008
  5. Хесуса Вега, « Колосс работы Франсиско де Гойи» , Arts and Letters , приложение Heraldo de Aragón , 19 января 2012 г.
  6. « Колосс « почти наверняка »не принадлежал Гойе» . Страна , 26-06-2008. .
  7. Мануэла Мена Маркес, Колосс и его приписывание Гойе , Национальный музей Прадо, январь 2009 г.
  8. « Колосс принадлежит « ученику Гойи »» . Страна , 26.01.2009. .
  9. Найджел Глендиннинг, «Проблема атрибуции после выставки Гойи 1900 г.» , Гойя 1900 г., Мадрид, Главное управление изящных искусств и культурных ценностей — Институт испанского исторического наследия, 2002 г., Иллюстрированный каталог и исследование выставки в Министерстве народного просвещения и изящных искусств I, с. 29 и след.
  10. См. также стр. 30 цитируемой статьи (Glendinning, 2002)
  11. «Бозаль: «Если бы я был директором Prado, я бы все равно не снял El Coloso с производства »» , ABC , 28 января 2009 г.
  12. «Искусство под подозрением» , El País , 19 июня 2010 г.
  13. «Четыре бывших директора Прадо высказывают свое мнение по поводу скандала вокруг «Эль Колозо» , ABC , 07.02.2008. « El Coloso объединяет мудрых против декаталогизации» , Público.es , 28 января 2009 г. «Отчет об El Coloso продолжается, не убеждая специалистов» . Архивировано 3 марта 2009 г. в Wayback Machine ., Heraldo de Aragón , 28 января 2009 г. « Колосс все еще стоит в Соединенных Штатах» , ABC , 18 февраля 2009 г. « Колосс может вернуться из изгнания, как Веласкес из Метрополитена», ABC.es, 17 ноября 2009 г.
  14. «Вывод: Гойеско да, Гойя нет» , El País , 27 января 2009 г.
  15. Найджел Глендиннинг, кол. с Хесусой Вега, «Неудачная попытка декаталогизировать Эль-колосса музеем Прадо?» , Гойя. Журнал «Искусство» , № 326, январь-март 2009 г., стр. 61-68. ISSN 0017-2715
  16. «Аргументы в пользу декаталогизации El Coloso шокируют своими ошибками» , ABC , 28-03-2009.
  17. » Эль-колосс возвращается в кисти Гойи?» , Heraldo.es , 29 марта 2009 г.
  18. «Музей отвергает утверждения Гойи» , BBC News , 04.05.2001.
  19. Эль Колозо у Франсиско де Гойи» , adn.es , 28 января 2009 г.
  20. «Найджел Глендиннинг: « Колосс и доярка Бордо принадлежат Гойе, и меня раздражает, что они отрицают это, не доказывая»» , ABC , 5-5-2002.
  21. ^ Найджел Глендиннинг, «Колосс Гойи и патриотическая поэзия его времени» , в Eighteen: Hispanic Enlightenment vol. 27, № 1, Королева Мария, Лондонский университет, 22 марта 2004 г., стр. 47-58. ISSN 0163-0415 Интернет, доступ к полной статье, в которой он отвергает позднюю датировку картины.
  22. «Университет поддерживает роль Глендиннинга в споре о Колоссе» , ABC . Дата обращения: 30 июля 2009 г. «Учреждения и историки присоединяются к манифесту в поддержку Глендиннинга» , ABC . Дата обращения: 30 июля 2009 г.
  23. Манифест факультета истории искусств Мадридского университета Комплутенсе в защиту научного метода в честь Найджела Глендиннинга.
  24. Риано, Пейо Х. (7 июля 2021 г.). «Прадо возвращает авторство «Эль Колозо» Гойе после 13 лет споров» . ElDiario.es . Проверено 9 июля 2021 г. .
  25. Хесуса Вега, «Художественная техника как метод познания Эль-Колосо де Гойя» , in Goya: Revista de arte , № 324 , 2008, стр. 229-244. ISSN 0017-2715 Dialnet 2714917 .
  26. В поэме Хуана Баутисты Арриасы «Пророчество о Пиренеях» (ст. 25-36) появляется Титан , возвышающийся над Пиренеями, горным хребтом, этимология которого означает «сожженная гора», что нашло отражение в испанской литературной традиции. , как видно из басни о Полифемо и Галатеи де Гонгора ; Он называет гиганта Полифема «этими Пиренеями» в стихе 62. В стихотворении Арриасы описываются такие детали, как облака, окружающие его талию, точность, отраженная в картине:
  27. Найджел Глендиннинг, «Вокруг Колосса , снова приписываемого Гойе» , Гойя. Art Magazine , 329 (октябрь-декабрь 2009 г.) . Архивировано 20 июня 2012 г., в Wayback Machine , стр. 294.
  28. Хуан Дж. Луна, «Эль колосс» , в Каталоге выставки, проходившей в Музее Сарагосы с 3 октября по 1 декабря 1996 г., № 43: Эль колосс .
  29. См . вышеупомянутый Капричос ; № 3 «Кокос идет» и № 52 «Что умеет портной»
  30. «Воспоминания о Дос де Майо», с. 63, IV.

Palacio Real de Madrid

www.patrimonionacional.es

Официальная резиденция испанских королей находится в западной части города на месте древней мавританской крепости. Сегодня Королевский дворец используется лишь для официальных церемоний Фелипе VI, а в остальное время открыт для публики. Его строительство началось в 1738 году и было завершено в 1764-м, в период правления Карла III. Это одна из главных достопримечательностей Мадрида, построенная в стиле классического барокко, в интерьерах здесь можно увидеть фрески Караваджо, Гойи, Тьеполо, Веласкеса, европейскую мебель XVI–XIX веков, коллекцию старинного оружия и скрипок Страдивари, а в конце визита прогуляться по садам Кампо-дель-Моро, спускающимся к реке Мансанарес, и садам Сабатини.

Источники

  • ABC (Мадрид), «Эль Прадо объявляет о доказательствах того, что «Эль Колозо» написан не Гойей, а Асенсио Хулией» , 24 июня 2008 г.
  • АРРИАЗА, Хуан Баутиста, «Пророчество Пиренеев», в « Патриотических стихах» , Лондон, Т. Бенсли, 1810, стр. 27-40 .
  • BBC NEWS World Edition , «Музей отвергает утверждения Гойи» , 04.05.2001.
  • ГЛЕНДИННИНГ, Найджел, Франсиско де Гойя , Мадрид, Cuadernos de Historia 16 (столбец «Искусство и его создатели», № 30), 1993, стр. 88-89 и рабочий файл на с. 140.
  • «Проблема атрибуции после выставки Гойи 1900 года» , Гойя 1900 года, Мадрид, Главное управление изящных искусств и культурных ценностей — Институт испанского исторического наследия, 2002, стр. 15-37. Иллюстрированный каталог и этюд выставки в Министерстве народного просвещения и изящных искусств И.
  • «Колосс Гойи и патриотическая поэзия его времени» , « Восемнадцать: испаноязычное просвещение » , 22 марта 2004 г.
  • ЛУНА, Хуан Дж., «El coloso» , в Каталоге выставки, проходившей в Музее Сарагосы с 3 октября по 1 декабря 1996 г., № 43: El coloso . Цитируется по веб-сайту Реальность и образ: Гойя 1746–1828 (url < http://www.almendron.com/arte/pintura/goya/obras_goya/obras_goya.htm >) .
  • ХАГЕН, Роз-Мари и ХАГЕН, Райнер, Франсиско де Гойя , Кельн, Ташен, 2003. ISBN 3-8228-2296-5
  • ВЕГА, Хесуса, «Художественная техника как метод познания Колосса Гойи » , в Гойя: Revista de arte , № 324 , 2008, стр. 229-244. ISSN 0017-2715
  • « Колосс работы Франсиско де Гойи» , Arts and Letters , приложение Heraldo de Aragón , 19 января 2012 г.

Флоренция: Олафур Элиассон

Олафур Элиассон, эксперимент с многогранной сферой Dimmable Firefly, 2020 год

Выставка Олафур Элиассон откроется в Палаццо Строцци этой осенью. Исландско-датский художник, который в 2003 году создал солнечную инсталляцию в зале лондонского музея Тейт Модерн, а в прошлом году снял стеклянный фасад Фонда Бейелер в Базеле, чтобы запустить внутрь зеленую воду пруда с растениями, утками и пауками.

Природные элементы, тема климата и хрупкости Земли занимают центральное место в его работах, как и зрители, их опыт и восприятие.

Его выставка станет крупнейшей экспозицией, когда-либо посвященной ему в Италии. На ней будут представлены некоторые из самых значительных работ из его тридцатилетней деятельности и новые произведения, задуманные специально для Палаццо Строцци.

С 22 сентября по 29 января 2023 года

Генуя: Моне. Шедевры из музея Мармоттан Моне

Клод Моне, Водяные лилии, около 1916-1919 гг. Масло на холсте. Париж, Музей Мармоттан-Моне

Моне в Генуе — с 11 февраля в Палаццо Дукале будут выставлены 50 шедевров из парижского Музея Мармоттан Моне с крупнейшей в мире коллекцией работ французского мастера.

Это те картины, которыми сам Моне дорожил больше всего, те, которые он ревностно хранил в своем доме в Живерни до самой смерти. Именно его сын Мишель передал их в дар парижскому музею в 1966 году.

Во королевском Дворце Генуи в комнатах Муниционера, они будут расположены по-новому и вызывающе: посетители словно попадут в сказочный и роскошный сад, среди водяных лилий, ирисов, плакучих ив, различных вариантов «Японского моста» и последней работы «Розы» (около 1925-1926 гг.).

До 22 мая

Здание

Архитектурный комплекс стал не только вместилищем лучших творений кисти испанских, фламандских мастеров, других произведений искусства, но настоящим шедевром зодчества, памятником неоклассицизма. Основное отличие от роскошных, отчасти помпезных, подобных сооружений состоит в простоте, изяществе линий, изысканно подобранном сочетании белоснежных колонн с розовыми стенами. Неоклассицизм считался главенствующим стилем в архитектуре Европы 18 века.

Здание возводилось в течение 2 десятков лет, в результате получился двойной шедевр: собрание произведений искусства внутри и блестяще реализованный архитектурный ансамбль снаружи. Здание прямоугольное в плане, с 2 фасадами. Один из них обращен на главный бульвар испанской столицы – Прадо, второй выходит в парк.

Волею судеб внешне здание не претерпело изменений, сохранило первозданный вид. Все последующие после постройки годы залы наполнялись сокровищами искусства, вследствие чего пришлось перестраивать и расширять их. В 30 годах 20 столетия Педро Мугуруса

Отаньо внес изменения в конструкцию центральной галереи, северной лестницы.

Спустя годы, уже в 21 веке, в Прадо в очередной раз провели масштабную перепланировку главного корпуса, а также возвели отдельное сооружение, названное «куб Монео». При возведении последнего использованы кирпич, мрамор, гранит, древесина, которые гармонично сочетаются с основным зданием. Суммарная площадь расширенного в 2007 году ансамбля составила почти 60 тысяч квадратных метров.

Луис Хименес Аранда (Luis Jiménez Aranda, 1845-1928 гг.)

Севильский импрессионист Луис Хименес Аранда (Luis Jiménez Aranda, 1845-1928 гг.) родился в семье художников и учился в Академии искусств родной Севильи. Уже по окончании ее он переезжает в Мадрид, где живет в течении нескольких лет. Здесь он знакомится с творчеством испанских мастеров в музее Прадо, после чего в 1867 году отправляется в Рим для дальнейшего изучения живописи. Там Аранда пишет несколько картин, имевших успех на испанских выставках. Это бытовые сцены итальянской жизни, как в элегантных интерьерах аристократических домов, так и на рыночных площадях, в среде торговцев, прачек и трактирщиков.

В 1874 году художник впервые приезжает в Париж, где планирует заключить контракт на продажу своих картин, а уже в 1877 году он начинает выставляться в Парижском салоне, где приобретает успех и репутацию. С 1890 года, окончательно увлекшись стилем парижских художников, а также творчеством «земляка» Сорольи (о нем ниже), Аранда окончательно переходит в «лагерь» импрессионистов.

Хименес Аранда. Прачки на берегу реки.

Дама на Всемирной выставке в Парижа (1889).

3 шедевра из музея Прадо

Творчество

3 шедевра из музея Прадо

20 ноября 2019 2 569 просмотров

Лиана Хазиахметова

Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.

Крестный путь, Рафаэль

Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.

Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций.

Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане.

Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.

Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.

Менины, Диего Веласкес

Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.

«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами).

Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет.

Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины.

Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.

Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя

Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.

2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев.

В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа.

Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.

На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое.

Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев.

Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.

Из книги «Главное в истории искусств»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: