Остроумова-лебедева, анна петровна

Работы

Иллюстрации и книжная графика

Иллюстрировала книги:

  • Курбатов В. Я. Петербург, 1912
  • Анциферов Н. П. Душа Петербурга, 1920 (переиздана в 1990 в том же художественном оформлении).
  • Остроумова-Лебедева А. П. Пейзажи Павловска в деревянных гравюрах. Пб., Аквилон, 1923, — 16 с., 20 л. илл., 800 экз.

Картины

  • «Петербург», 1908—10, альбом ксилографий
  • «Павловск», 1922—23;
  • «Петербург», 1922 альбом литографий
  • «Марсово поле», 1922 (акварель) Третьяковская галерея
  • «Инженерный замок в инее», 1929, Русский музей
  • «Александровский дворец в Детском Селе»
  • «Петербург. Нева сквозь колоны Биржи»
  • «Петербург. Новая Голландия»
  • «Светильники и сфинкс»
  • «Портрет артиста И. В. Ершова», 1923;
  • «Портрет Андрея Белого», 1924;
  • «Портрет художницы Е. С. Кругликовой», 1925

Творчество

В рейтинге граверов России первой половины XX века является не только «звездой первой величины», но и возродившей это искусство в России. Анна Петровна также положила начало возрождению русской оригинальной (в том числе цветной) ксилографии, работала и в технике литографии, и в акварели.

По её собственным словам («Автобиографические записки», стр. 303, издание Центрполиграф 2003 год), она «возродила художественную творческую черную гравюру и создала новую отрасль гравюры — цветную гравюру».

Много изображала виды Петербурга и его окрестностей, а также пейзажи и городские виды во время своих путешествий по Италии, Франции, Испании. Одна из немногих художников, органично создававших пейзажи, включающие в композицию архитектурные строения.

Успешна была и её деятельность как портретиста — в Русском музее находится портрет Максимилиана Волошина работы Анны Петровны.

Из воспоминаний современников

А. Н. Бенуа: «… в гравюрах она владеет крепостью штриха, которая ей позволяет доводить до крайней степени убедительного лаконизма передачу своих впечатлений; в гравюрах она, как никто, умеет, пользуясь минимумом цветовой шкалы, передать в красках желаемое настроение. В акварелях она радует глаз свободой мазка, и опять-таки эти её вещи блещут чарующими переливами и созвучием красок, необычайно остро подмеченных на натуре».

Жизнь в искусстве

Анне Петровне Остроумовой-Лебедевой

Ю. Н. Верховский
11. VI. 1946. Москва.

150 лет назад, 17 мая (5 мая по старому стилю) 1871 года родилась выдающаяся русская художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева.

В Российской национальной библиотеке, в Отделе рукописей с 1958 г. хранится ее личный архив. Остроумова-Лебедева сама завещала передать свои рукописные материалы Публичной библиотеке, в то время как все ее огромное художественное наследие – более трех тысяч гравюр, литографий, рисунков, акварелей, живописных произведений – перешло в Государственный Русский музей.

Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась и всю свою жизнь прожила в Санкт-Петербурге–Петрограде–Ленинграде. Художественное образование получила в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1889–1892), затем в Высшем художественном училище при Академии художеств (1892–1900). Учителями ее были такие выдающиеся художники как В. В. Матэ, И. Е. Репин, К. А. Савицкий, П. П. Чистяков. Анна Петровна совершила также несколько путешествий за границу, в основном, в Париж, который тогда был столицей мировой культуры, побывала также в Италии, Германии, Нидерландах, где знакомилась с европейским искусством, как классическим, так и современным. Около года (1898–1899) молодая художница проработала в парижской мастерской известного американского художника Джеймса Уистлера.

С 1899 года, став уже признанным мастером графики, художница принимает активное участие в творческом объединении «Мир искусства».

Анна Петровна иллюстрирует журнал «Мир искусства», принимает участие в выставках. От масляной живописи ей пришлось в конце концов отказаться после болезни, вызванной отравлением красками и скипидаром. Художница обращается к акварели и офортам, но все же самой главной техникой для нее стала гравюра на дереве – ксилография. Остроумова-Лебедева практически открыла заново для русского искусства технику ксилографии, как черно-белой, так и цветной. Художница много творила в жанре портрета, известны ее портреты К. А. Сомова, М. Волошина, М. А. Булгакова и мужа, академика С. В. Лебедева. Но с наивысшей силой дар ее проявил себя, несомненно, в пейзаже, в первую очередь, в видах Петербурга-Ленинграда, бесконечно любимого ею города.

Мужем Анны Петровны был выдающий русский химик Сергей Васильевич Лебедев (1874–1934). Брак их был не просто счастливым, он показывал пример гармоничных отношений, полных взаимного уважения, уважения к творчеству и достижениям каждого из супругов. Сергей Васильевич высоко ценил талант своей жены, всегда поддерживал ее в творческой работе. Анна Петровна, не разбираясь в химии, после смерти мужа сделала все возможное, чтобы сохранить его научное наследие и память о нем.

После революции 1917 г. С. В. Лебедев и А. П. Остроумова-Лебедева не рассматривали для себя вопрос эмиграции. Оба они были безусловно преданы своей родине и хотели жить и работать для своей страны. Сергей Васильевич разработал промышленный способ получения синтетического каучука. Анна Петровна преподавала, хоть и недолго, в Высшем институте фотографии и фототехники и во Всероссийской академии художеств, занималась книжной иллюстрацией и портретами.

Заслуги ее были признаны советским правительством: в 1942 г. ей было присвоено звание заслуженного деятеля Искусств РСФСР, в 1946 году – звание народного художника РСФСР, в 1949 – звание действительного члена Академии художеств СССР. В 1946 и 1951 году были торжественно отмечены ее 75-летний и 80-летний юбилеи.

5 мая 1955 года Анна Петровна Остроумова-Лебедева скончалась.

 
Ведущий библиотекарь Отдела рукописей Е. С. Павлова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: