Биография
А. Ф. Пахомов родился 19 сентября (2 октября) 1900 года в деревне Варламово (ныне Вологодской области). С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица.
В училище Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева. Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и соответственно систему образования в училище. По воспоминаниям самого Пахомова Тырса часто доказывал, что Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство Коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить — это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий — творец будущего, а не наследник прошлого».
Последовательно пройдя через увлечения современными течениями, Пахомов тем не менее сохранил приверженность к реалистическому искусству. Особенно это проявлялось в его карандашных набросках, которые сам Пахомов не ценил, считая их подсобным материалом для будущих работ. Однако его преподаватели Тырса и Лебедев, несмотря на свое критическое отношение к традиционному искусству, убедили Пахомова, что эти наброски являются самостоятельными произведениями. Для Пахомова это сыграло значительную роль в формировании собственного художественного языка.
В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников», эстетически близкому московскому ОСТ.
В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову удалось уговорить издателей попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере.
Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942—1944).
С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина (с 1949 года — в звании профессора). Сотрудничал в детских журналах «Чиж», «Еж», «Костер».
К началу 1960-х годов достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями — «Липунушка» Л. Н. Толстого (цветной карандаш), «Бабушка, внучка да курочка» (акварель) и другие.
Известны живописные и графические портреты А. Ф. Пахомова, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе Пен Варленом (1963).
Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.
В. Воскобойников «Художник Пахомов и Василий Васильевич»
В Ленинграде жил знаменитый художник Алексей Фёдорович Пахомов. Он проиллюстрировал много детских книг, которые читали все дети страны. А когда началась война, как и другие мужчины, пришёл в военкомат проситься на фронт. Но ему сказали: «Вы художник, вот и рисуйте, как сражается наша героическая армия и как жители отстаивают город». Прошло несколько месяцев, и рисунки Алексея Фёдоровича стали печатать газеты разных стран. Из его рисунков был составлен большой альбом «Ленинград в годы блокады». Там был изображён заваленный сугробами Невский проспект, троллейбусы, выглядывающие из-под снега, и жители, идущие по узким тропам. Была также очередь жителей за водой к проруби на Неве у знаменитых сфинксов, женщина, везущая больного родственника на санках, аэростат и зенитки, которые защищали город. По этому альбому историки до сих пор изучают, как выглядел город в блокаду.
Однажды Алексея Фёдоровича попросили нарисовать портрет лучшего рабочего для плаката. Плакат назывался «Всё для фронта», и рабочий должен был призывать граждан страны отдавать все свои силы для победы над врагом. Алексей Фёдорович пришёл на завод, где ремонтировали искорёженные пулемёты, которые сразу с завода увозили на фронт.
— Лучший рабочий? Есть у нас такой, — сказали ему. — Знаменитый на заводе человек. Многих обучил передовым приёмам своей работы. Идите в тот конец цеха, там его и увидите. Он бригадир, а зовут его Василий Васильевич.
Художник шёл по холодному цеху и видел женские лица, закутанные в платки, мальчишек в ватниках и кепках, надвинутых на глаза. Отопление в цехе часто выключалось, и было холодно. А он шёл и думал, что когда мужчины уходят защищать страну, то оружие, снаряжение для них делают солдатские матери, солдатские жёны и солдатские дети.
В углу цеха, куда он пришёл, работал тощий мальчишка. Из-за невысокого роста он стоял у станка на двух ящиках.
«Это ученик знаменитого рабочего, — подумал Алексей Фёдорович. — А сам бригадир, видимо, отлучился, показывает передовые приёмы».
У художника был большой блокнот, карандаши, но он решил дожидаться Василия Васильевича. А мальчишка продолжал что-то делать со стволом пулемёта, и лицо у него было очень серьёзным.
— Мальчик, давай хоть с тобой познакомимся, пока твой учитель где-то ходит, — не выдержал наконец художник. — Скажи хоть, как тебя зовут и что ты тут делаешь?
— Василий Васильевич меня зовут. Выверяю прицельную линию у пулемёта, — проговорил мальчишка, не отрываясь от работы.
И художник наконец понял, что он уже почти полчаса наблюдает за работой знаменитого рабочего. Василий Васильевич продолжал делать свою работу, а художник делал свою: рисовал его портрет.
Этот портрет четырнадцатилетнего бригадира Василия Васильевича напечатали на плакате, а плакат расклеили во многих городах страны. «Всё для фронта» — назывался он. А внизу было написано: «Василий Васильевич». И стал Василий Васильевич Иванов теперь уже знаменитым на всю страну. Поэт с композитором сочинили про него песню, ему приходили отовсюду письма. А было ему по-прежнему 14 лет. И когда на улице потеплело, он приезжал на работу на самокате. Ставил его у проходной. И все знали, что это самокат бригадира Василия Васильевича. А когда кончится смена, он на нём поедет назад в общежитие.
С тех пор прошло много лет. И однажды совсем уже старый художник, лауреат многих премий Алексей Фёдорович Пахомов снова решил нарисовать портрет лучшего рабочего для выставки «Наш современник». И пришёл на тот же самый завод.
— Лучший рабочий?! — сказали ему. —- Есть у нас такой. Идите в тот конец цеха, там его и увидите. Знаменитый человек.
Пошёл Алексей Фёдорович по тому же самому цеху. Только выглядел цех совсем не так, как в блокаду: кругом стояли современные станки, и не пулемёты там ремонтировались, а делали полиграфические машины, на которых печатают детские книги. Пришёл он на место, которое ему указали, и увидел на том же самом месте того же самого Василия Васильевича! Только он с тех пор стал намного выше, поэтому стоял у станка не на двух ящиках, да и виски стали у него седыми. Но это был тот же самый Василий Васильевич! И художник снова нарисовал его портрет. Для выставки. Такой была последняя в жизни работа академика живописи, главного художника детского журнала «Костёр» Пахомова Алексея Фёдоровича.
Отрывок, характеризующий Пахомов, Олег Васильевич
В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение
Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г»афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г»афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво»ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п»ощайте, г»афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.
На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Олег Васильевич родился 25 мая 1950 года в китайском городе Кульджа. С 1968 по 1974 годы учился в Алма-Атинском художественном училище. С 1974 по 1977 годы работал в Казахстане художником-декоратором Чимкентского, а затем Уральского областных драматических театров. В 1977 году принят в Велико-Лукский драматический театр, где и проработал главным художником до 1984 года. С 1984 года перешел в Новгородский областной театр художником-постановщиком. В 1985 году переехал в Вологду и следующие 5 лет работал главным художником Вологодского областного драматического театра.
Андрей Пахомов художник
Дважды произведения графика Андрея Пахомова были отмечены премиями Центрального Комитета ВЛКСМ. Недавно он во второй раз стал лауреатом смотра-конкурса творческой молодежи Ленинграда. Чем же привлекает его творчество? Молодой художник прошел хорошую школу в мастерской отца, замечательного иллюстратора детской книги, педагога, народного художника СССР Алексея Федоровича Пахомова. Здесь он усвоил не только грамоту рисунка, но и получил ясное представление о смысле, назначении искусства.
А. Пахомов. Естествоиспытатель. Автолитография, подкраска.
Натюрморты были его первыми творческими работами после окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Постепенно мир вещей в творчестве Пахомова уступил место другим образам. И тогда по-настоящему определился круг интересов художника: он посвятил свое творчество детям. Пахомов иллюстрирует детские книги, его рисунки появляются в пионерских журналах. Художника привлекает жизнь ребят, их игры, отдых, увлечения. В облике юных современников он старается увидеть и передать черты человека завтрашнего дня. С особой ответственностью Пахомов работает над детскими портретами. Рисовать детей нисколько не легче, чем взрослых. За ними, находящимися в постоянном движении, и уследить-то бывает трудно, а тем более почувствовать, чем они живут
Пытаясь уловить живое впечатление от натуры, главное внимание художник сосредоточивает на изображении лица: линия здесь становится тонкой, приобретает четкость, упругость. А очертания фигуры он обычно определяет несколькими широкими уверенными штрихами
И ему удается создать запоминающийся образ. Своей образностью и привлекает прежде всего творчество молодого ленинградца. Мастерство художника особенно видно в его литографиях. Когда рисуешь графитным карандашом на бумаге, ошибку легко исправить резинкой. Значительно труднее исправить неверный штрих литографского карандаша на камне. При этом литограф должен учитывать, что отпечаток на бумаге будет обратным, зеркальным по отношению к изображению на камне. Здесь требуются и верность глаза, и известный навык.
А. Пахомов. Портрет с птицей. Автолитография, акварель.
Портреты Пахомова подчас заключают в себе и сюжетное начало. На одном листе представлен веснушчатый паренек с живым, чуть лукавым взглядом. Довольный, он держит на ладони лягушку. Называется лист «Естествоиспытатель». Кто знает, может, после таких наблюдений во время летних прогулок проснется в маленьком человеке большой интерес к серьезной науке о природе. В последнее время художник все больше внимания уделяет той среде, обстановке, в которой живут его герои. Все чаще его привлекает тема строящегося города. Пахомов связывает с ней жизненные перемены, происходящие на наших глазах. В композиции «Художник» он делит пространство на четкие планы, подчеркивая их разницей в тоне. Так рисовали когда-то старые мастера. Первый план образует дерево с расположившимся в его тени юным художником. Легким линейным контуром намечен второй план — пейзаж с новостройками.
А. Пахомов. Художник. Автолитография.
Изобразительный язык Пахомова скуп и лаконичен, важна каждая деталь. Вот его работа «Лето», вся наполненная светом. По краям листа художник изобразил мальчика с букетом цветов и девочку. Показал обоих в профиль, стоящими по пояс в траве, сквозь высокие стебли которой проглядывают далекие, ставшие вдруг маленькими телеграфные столбы. Так получилось потому, что автор низко расположил линию горизонта. Этот художественный прием позволил ему создать ощущение необъятности окружающего мира
Зрительно вырастают фигуры детей, на них сосредоточивается все внимание при рассматривании произведения. С обширными планами вступил Андрей Пахомов в нынешний год — Международный год ребенка
Работая над полюбившейся темой, стремясь всякий раз запечатлеть своих персонажей по-иному, он остается верным избранному идеалу: его герои — всегда жизнерадостные и счастливые, мечтательные, полные надежд.
Творческая деятельность
С 1977 года Олег Васильевич участник областных выставок в городах Псков и Вологда
- 1980 — республиканская выставка «Советская Россия», г. Москва
- 1982 — персональная выставка, г. Псков
- 1982 — республиканская выставка «Советская Россия», г. Москва
- 1987 — всесоюзная выставка художников театра, кино и телевидения, г. Москва
- 1987 — выставка советских художников театра, кино и телевидения в Чехословакии, г. Прага
- 1989 — региональная выставка «Советский Север», г. Мурманск
- 1990 — дизайнер художественной выставки «Сокровища земли Вологодской», г. Москва ЦДХ
- 1991 — дизайнер художественной выставки «Художественные сокровища земли Вологодской», г. Санкт-Петербург
- 1992 — дизайнер музейной экспозиции дома В. Т. Шаламова, г. Вологда
- 1995 — персональная выставка г. Брей, Ирландия
- 1995 — дизайнер музейной экспозиции Музея Церковной старины, г. Тотьма
- 1996 — дизайнер музейной экспозиции Музея А. Рубцова, в деревне Никола
- 1996 — дизайнер музейной экспозиции Музея мореходов, г. Тотьма
- 1997 — персональная выставка г. Брей, Ирландия
- 1998 — 1999 дизайнер музейной экспозиции Музея А. Яшина, г. Никольск
- 2000 — дизайнер музейной экспозиции Дома-музея А. Ф. Можайского
- 2000 — дизайнер музейной экспозиции Музея Вологодского техникума железнодорожного транспорта
- 2005 — дизайнер музейной экспозиции Музея начального профессионального образования Вологодской области
- 2006 — дизайнер музейной экспозиции Музея боевой славы в селе Ошта Вытегорского района
- 2007 — выставка пастельных работ в Шаламовском доме
- 2008 — дизайнер музейной экспозиции Музея вологодской милиции
- 2007 — выставка новых пастельных работ в Шаламовском доме
- 2010 — персональная выставка в УВД Вологодской области, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне
- 2010 — юбилейная выставка «Мои вопросы. Мои ответы» в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи.