Разбор одного шедевра: «мадонна каноника ван дер пале» яна ван эйка

Смерть

9 июля 1441 года Ван Эйк скончался в Брюгге и был похоронен в церкви Святого Донатиана. После своей смерти Филипп дал Маргарет единовременный перевод, который был эквивалентен годовой зарплате художника. Город Брюгге также выделил ей приличную пенсию. В какой-то момент хотя бы часть этих денег была потрачена на лотерею.

После Яна мастерской стал его брат Ламберт. В 1442 году он перенес останки Яна в собор Святого Доната.

Многие работы Яна были незавершенными и позже были закончены мастерами его мастерской.

В своей работе 1454 года «De viris illustribus» генуэзский гуманист Бартоломео Фасио приводит биографию Ван Эйка. В нем Фасио приветствует другого человека как «ведущего художника» своего времени и называет его вместе с Рогиром ван дер Вейденом, Джентиле да Фабриано и Пизанелло одним из выдающихся художников 15 века.

Ванэйковские «мадонны»

Отдельного внимания заслуживают знаменитые ванэйковские Мадонны: «Мадонна в церкви», «Мадонна каноника ван дер Пале» и «Мадонна канцлера Ролена». Эти работы изобилуют множеством невиданных на то время новшеств:

  • скрупулезной проработкой архитектуры, интерьера, одежды, украшений и предметов быта;
  • грамотной передачей светотени;
  • яркостью красок и многообразием оттенков;
  • продуманной сюжетной линией, в основе которой заложен религиозный символизм.

Мадонна в церкви

Мадонна каноника ван дер Пале

Мадонна канцлера Ролена

Портрет четы Арнольфини

Ещё одна изобилующая символами картина Яна ван Эйка – «Портрет четы Арнольфини» – раскрывает человеческую индивидуальность в обыденной обстановке.

Портрет четы Арнольфини

Герои как будто дают клятву верности друг другу, на что указывают их лица и жесты, а также пёс на переднем плане, олицетворяющий дружбу и преданность. Символично также изображение горящей свечи только над головой молодого человека. Не исключено, что на момент написания картины его возлюбленная умерла, так как свеча над её головой не горит… Апельсины на столе символизируют на неземное блаженство, а яблоко – грехопадение. Щётка символически показывает чистоту отношений между мужем и женой. Чётки – знак благочестия.

Масляная техника Яна ван Эйка

Эмалевидная поверхность картин Ван Эйка — результат использования техники масляного письма, которая позволяет достичь глубины и богатства цвета. Нанося один поверх другого полупрозрачные слои, живописец достигает слитности мазков и получает смягчённые контуры, что делает композицию в высшей степени реалистичной.

Ещё больше реализма и плавности переходов можно достичь методом сфумато, работая по технологии оптических просветов. Мягкие светотеневые взаимоотношения создаются методом «от пятна» ещё на стадии работы наждачной бумагой.

На этапах проработки композиции оптическими смесями и ввода цвета изображение «оживает», а после финишной лессировки маслом и усиления колорита масляными красками приобретает сочность и глубину пространства. Подробнее о стадиях работы по технологии оптических просветов, материалах и инструментах, применяемых для создания реалистичной живописи, можно прочитать в этой книге.

Несмотря на то, что произведения Ван Эйка – ещё не верх совершенства в плане геометрии и пропорций, его усовершенствованная масляная техника была признана в Европе. Она повсеместно укоренилась в Нидерландах, в 15 веке пришла в Германию и во Францию, а чуть позже завоевала сердца итальянских художников.Нередко встречается информация будто бы Ян ван Эйк изобрел масляную живопись. Это утверждение неверно, ведь маслом работали и до него. Однако достижения фламандца на этом поприще и вправду сродни изобретению. Он усовершенствовал состав масляных красок, сделав их намного более прочными и яркими.

За свою жизнь Ян ван Эйк написал более 100 произведений, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось. Но даже по уцелевшим работам можно сделать вывод о том, насколько огромен вклад этого художника в мировую живопись.

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Точная дата его рождения не известна, но сохранилась дата его крещения в церкви Оуде Керк — 30 ноября 1636 г. Адриан учился живописи у своего отца. По его протекции Адриан переехал в Харлем и учился у Яна Вийнантса и Паулюса Поттера. Помимо них на становление художника оказал влияние Филипс Воуверман.

Вернувшись в родной город, Адриан работал некоторое время в мастерской Карела Дюжардена, а потом стал свободным художником.

В 21 год он женился на Марии Аудекерк. Адриан ван де Вельде работал совместно с другими художниками-пейзажистами, например писал животных и людей на картинах Яна Хаккерта, Яна ван дер Хейдена, Яна Винанта, Якоба Рёйсдала и Мейндерта Хоббемы.

Адриан ван де Вельде умер в возрасте 35 лет в 1672 г. Его погребение состоялось 21 января на кладбище церкви Неуве-Керк в Амстердаме.

Несмотря на короткий творческий путь Адриану удалось создать собственный неповторимый стиль. Сохранилось около 400 картин художника.

Живопись

Авторская манера Яна ван Эйка была отражением позднего средневековья в сочетании с реализмом. Искусствоведы отмечают в работах художника отпечаток вдохновения произведениями Томмазо да Модена и Робера Кампена. Экспериментатор ван Эйк удивлял поклонников невероятной точностью, реалистичностью изображения материалов и света.

Гентский алтарь

Некоторые искусствоведы предполагают, что творческую деятельность художник начинал с миниатюр. Его авторству приписывают работы «Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», датированные 1415-1417 годами. Одной из известнейших работ художника стал Гентский алтарь, расположенный в бельгийском Генте, в соборе Сент-Бавон. Полиптих состоит из 12 дубовых створок с изображениями. Существует мнение, что Ян работал над ним с братом Губертом.

Произведение было представлено публике в 1432 году. Оно описывает день Возвещения, в который к деве Марии пришел Гавриил. Также на нем изображены Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель. Интерьер алтаря представляет собой «Поклонение ягненку», пейзаж, который педантичный в работе над деталями ван Эйк создал с невероятной точностью. Соседние картины изображают Адама и Еву, ангелов и Бога Отца.

Картина Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена»

Живописец уделял особое внимание религиозной тематике и часто изображал Мадонну. Первой работой этого направления стала «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином», датированная 1433-м

Годом позже ван Эйк создал «Мадонну каноника Ван дер Пале» и в 1436-м явил публике «Мадонну канцлера Ролена», считающуюся одним из искуснейших творений автора. В 1439 году из-под его кисти вышла «Мадонна у фонтана».

В качестве наследия ван Эйк оставил много портретов, выполненных с подчеркнутой объективностью и графической точностью. Его непревзойденная манера порождала домыслы о том, что художник использует оптические приборы, позволяющие точно передать особенности внешности каждой изображаемой персоналии.

Картина «Портрет мужчины в красном тюрбане», предполагаемый автопортрет Яна ван Эйка

Убедиться в проработке деталей можно, ознакомившись с его работами: «Портрет мужчины в красном тюрбане», «Портрет жены Маргарет ван Эйк», «Чета Арнольфина». Последнее, Джованни Арнольфини и его невесты – картина, по значимости не уступающая Гентскому алтарю.

Особенность работ ван Эйка заключалась в том, что он стал изображать героев по пояс, а не по грудь, как это было принято раньше, и в повороте в 3/4. Художник сосредотачивался на индивидуальности каждого изображаемого персонажа.

Картина Яна ван Эйка «Чета Арнольфина»

Интересный факт: некоторые исследователи утверждают, что ван Эйк был человеком, открывшим масляную живопись. Он не был первопроходцем, но серьезно повлиял на становление этого направления в изобразительном искусстве. Вероятно, портретист создал новый вид смеси, в которую входила темпера. Светоносность красок художника скептики объясняют этим предположением.

Благодаря продуманности композиции работы ван Эйка выглядят единым целым с нужной толикой символизма и особенностью изобразительной манеры. Перспектива, используемая в работах вкупе со светопередачей, создавала особенный пластический эффект.

Каноник: лицо

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

Заказчик картины Йорис ван дер Пале, каноник  Каноник — церковно-юридический титул в Римско-католической церкви. Так назы­вают­ся участвующие в мессе священно­служители. собора Святого Донатиана стоит на коленях в бе­лом стихаре и держит левой рукой часослов. В правой руке у него очки в толстой темной оправе. Ван Эйк изобра­жает пожилого чело­века, который явно болен: видны набухшие пальцы, вздувшиеся вены на вис­ках. Художник не приукрашивает его облик; более того, весьма вероятно, что портрет­ное сходство без прикрас предпола­галось заказ­чиком. Идеа­лизация придет во фламандскую и нидерландскую живопись только в XVI веке вместе с отчет­ливым италь­янским влиянием. Точность ван Эйка позволи­ла сов­ременным медикам поставить канонику диагноз: ревматическая поли­ми­ал­гия и темпо­ральный артрит.

Личная жизнь

Ян ван Эйк был женат. О его личной жизни, как и о происхождении, известно немного. В 1430-е годы вместе с супругой художник перебрался в Брюгге, где купил дом. В 1434-м в семье появился первенец, крестным которого стал герцог Филип III. Исследователи уверяют, что у ван Эйка было 10 детей.

Портрет Маргарет ван Эйк, жены Яна ван Эйка

О внешности супруги живописца исследователи судят по портрету, созданному им самим. Ян написал картину незадолго до смерти и, судя по всему, собирался преподнести супруге на день рождения. Женщина на картине не идеализирована. Маргарет не была привлекательной, но ее облик хранит печать благородства и глубины.

Любопытно, что это изображение жены художника после его кончины было передано Гильдии художников. Вплоть до 18 века организация выставляла его на обозрение публике в день Святого Луки – национальный праздник художников. Картина считалась образцом мастерства.

Украшения трона: скульптуры

1 / 2
Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia 

2 / 2
Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia 

На подлокотниках трона мы видим несколько скульптур; это распростра­ненный прием ван Эйка и художников его времени — изобразив скульптуры, добавить в картину дополнитель­ные сюжеты и таким образом усложнить символическое высказывание. На торцах подлокотни­ков, в готичес­ких нишах, мы видим Адама и Еву — напоми­нание о грехопаде­нии, которое будет искуп­ле­но жертвой Спасителя. Сверху, по правую руку от Богоматери, Каин убивает Авеля — это пророчество жертвенной смерти Христо­вой. Над Евой Самсон раздирает пасть льву, что есть пророчество о победе Христа над смертью.

биография

Как изобретатель

Он усовершенствовал пожарный шланг в 1672 году с помощью своего брата Николаса, инженера-гидротехника. Он изменил конструкцию транспортных средств, ответственных за тушение пожара, реорганизовал в 1685 году добровольные пожарные бригады и написал и проиллюстрировал первое руководство по тушению пожаров (Brandspuiten-boek). Очень сложный проект освещения улиц Амстердама (с 1669 по 1840 год) был разработан и реализован Ван дер Хейденом. Он станет образцом для многих других городов.

Как художник

Он является специалистом в новом жанре, городском пейзаже , и ставит свой талант промышленного дизайнера на службу архитектурным видам, реальным или воображаемым, которые он рисовал. Он учел мельчайшие детали. На нем изображен спокойный, процветающий, чистый город, охотно отказывающийся от всего, что могло навредить этой гармонии

Его внимание к деталям превращается в форму гиперреализма. Однако в этой исключительной точности нет засухи благодаря тонкой игре света.

Жизнь

Ян ван дер Хейден родился в Горинхеме, в семье меннонит отец и третий из восьми детей. Его отец по очереди был владельцем маслобойни, торговцем зерном и маклером. Семья переехала в Амстердам в 1646 году, и отец ван дер Хейдена получил местное гражданство. Сам Ян ван дер Хейден никогда не получил бы гражданство Амстердама.

Вид Oudezijds Voorburgwal с Ауде Керк в Амстердаме

Ян ван дер Хейден, возможно, получил свое начальное художественное образование в мастерской родственника, возможно, его старшего брата, Гориса ван дер Хейдена, который делал и продавал зеркала. Он присоединился к своему брату Горису в его бизнесе по производству и продаже зеркал. Возможно, он также научился рисованию у художника по стеклу. Возможно, его учитель был одним из самых уважаемых художников по стеклу того времени. Якоб ван дер Ульфт, который также был родом из города Яна ван дер Хейдена. Несколько примеров картин ван дер Хейдена на стекле (verre eglomisé) сохранились и, вероятно, относятся к этому раннему периоду его карьеры.

Он женился на Саре тер Хиль из Утрехта 26 июня 1661 года в Амстердаме. На момент женитьбы он жил на самом фешенебельном канале Амстердама. Herengracht. Он тогда уже был практикующим художником. Его самые ранние датированные работы — это два нарисованных портрета его зятя Самуэля тер Хиля и его невесты, Жакеминтье ван дер Пассе, датируемые 1659 годом. Его самая ранняя датированная картина датируется 1663 годом.

В молодости он был свидетелем пожара в старой ратуше, который произвел на него глубокое впечатление. Позже он описал или нарисовал 80 пожаров практически в любом районе Амстердама. В 1668 г. Козимо III Медичи купил одну из его картин, вид на ратуша с управляемой перспективой.

Перекресток в лесу

Живопись была не единственным занятием и интересом ван дер Хейдена. Фактически он никогда не вступал в гильдию художников Амстердама. Несмотря на то, что его работы пользовались большим спросом, он не полагался на свое искусство, чтобы зарабатывать на жизнь. Фактически, его основным источником дохода была не живопись. Скорее он работал инженером, изобретателем и муниципальным чиновником. Он явно был очень озабочен проблемой эффективного тушения пожаров и вместе со своим братом Николаесом посвятил много времени в период с 1668 по 1671 год изобретению нового, весьма успешного механизма откачки воды.

Он разработал систему уличного освещения для Амстердама и в 1669 году был назначен директором по уличному освещению. В 1673 году два брата получили официальные назначения руководить пожарным оборудованием и организацией города. Назначения двух чиновников было достаточно для обеспечения процветания художника.

Ян ван дер Хейден переехал в 1680 году в Кёстраат возле Санкт-Антонисмаркта. Здесь он построил новый семейный дом и фабрику по производству пожарного оборудования. В сотрудничестве со своим старшим сыном Яном он опубликовал в 1690 году иллюстрированную книгу по пожаротушению под названием «Beschrijving der nieuwlijks uitgevonden en geoctrojeerde Slangbrandspuiten» («Описание недавно изобретенных и запатентованных шланговых пожарных машин»).

Ян ван дер Хейден умер богатым человеком в 1712 году. Его жена пережила мужа всего на месяц. В инвентаре поместья, сделанном вскоре после ее смерти, более 70 его картин. Его единственный известный ученик — его сын Ян.

Живопись

Авторская манера Яна ван Эйка была отражением позднего средневековья в сочетании с реализмом. Искусствоведы отмечают в работах художника отпечаток вдохновения произведениями Томмазо да Модена и Робера Кампена. Экспериментатор ван Эйк удивлял поклонников невероятной точностью, реалистичностью изображения материалов и света.

Некоторые искусствоведы предполагают, что творческую деятельность художник начинал с миниатюр. Его авторству приписывают работы «Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», датированные 1415-1417 годами. Одной из известнейших работ художника стал Гентский алтарь, расположенный в бельгийском Генте, в соборе Сент-Бавон. Полиптих состоит из 12 дубовых створок с изображениями. Существует мнение, что Ян работал над ним с братом Губертом.

Произведение было представлено публике в 1432 году. Оно описывает день Возвещения, в который к деве Марии пришел Гавриил. Также на нем изображены Иоанн Евангелист и Иоанн Креститель. Интерьер алтаря представляет собой «Поклонение ягненку», пейзаж, который педантичный в работе над деталями ван Эйк создал с невероятной точностью. Соседние картины изображают Адама и Еву, ангелов и Бога Отца.

Живописец уделял особое внимание религиозной тематике и часто изображал Мадонну. Первой работой этого направления стала «Мадонна с младенцем, или Мадонна под балдахином», датированная 1433-м

Годом позже ван Эйк создал «Мадонну каноника Ван дер Пале» и в 1436-м явил публике «Мадонну канцлера Ролена», считающуюся одним из искуснейших творений автора. В 1439 году из-под его кисти вышла «Мадонна у фонтана».

В качестве наследия ван Эйк оставил много портретов, выполненных с подчеркнутой объективностью и графической точностью. Его непревзойденная манера порождала домыслы о том, что художник использует оптические приборы, позволяющие точно передать особенности внешности каждой изображаемой персоналии.

Убедиться в проработке деталей можно, ознакомившись с его работами: «Портрет мужчины в красном тюрбане», «Портрет жены Маргарет ван Эйк», «Чета Арнольфина». Последнее, Джованни Арнольфини и его невесты – картина, по значимости не уступающая Гентскому алтарю.

Особенность работ ван Эйка заключалась в том, что он стал изображать героев по пояс, а не по грудь, как это было принято раньше, и в повороте в 3/4. Художник сосредотачивался на индивидуальности каждого изображаемого персонажа.

Интересный факт: некоторые исследователи утверждают, что ван Эйк был человеком, открывшим масляную живопись. Он не был первопроходцем, но серьезно повлиял на становление этого направления в изобразительном искусстве. Вероятно, портретист создал новый вид смеси, в которую входила темпера. Светоносность красок художника скептики объясняют этим предположением.

Благодаря продуманности композиции работы ван Эйка выглядят единым целым с нужной толикой символизма и особенностью изобразительной манеры. Перспектива, используемая в работах вкупе со светопередачей, создавала особенный пластический эффект.

Музеи с работами Яна ван дер Хейдена [ править ]

  • Исторический музей Амстердама, Амстердам, Нидерланды
  • Рейксмузеум , Амстердам, Нидерланды

Сравнение старых пожарных машин с пожарной машиной из шланга Ван дер Хейдена, рисунок Яна ван дер Хейдена

  • Музей Лувра , Париж, Франция
  • Маурицхейс , Королевский кабинет картин, Гаага
  • Galleria degli Uffizi , Флоренция, Италия
  • Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
  • Метрополитен-музей , Нью-Йорк, Нью-Йорк
  • Детройтский институт искусств , Детройт, Мичиган
  • Музей изящных искусств, Хьюстон , Хьюстон, Техас
  • Национальная галерея Армении , Ереван, Армения
  • Музей Нортона Саймона , Пасадена, Калифорния
  • Художественная галерея Йельского университета , Нью-Хейвен, Коннектикут

Детство и юность

Биография живописца остается загадкой, так как не обнаружено документов, подтверждающих многие факты. Исследователям остается только делать предположения и строить гипотезы. Например, точная дата появления Яна ван Эйка на свет неизвестна. Принято считать, что он родился в период с 1385 по 1390 годы. Его родиной мог быть городок под названием Маасейк или другой провинциальный населенный пункт, Лимбург. Сегодня оба города принадлежат территории Бельгии.

Знаменитый художник воспитывался с братьями Губертом и Ламбером, а также с сестрой Маргаритой. С именем Губерта ван Эйка связано много споров. Некоторые ученые считают, что живописи Яна учил именно он. Старший брат передавал младшему свои навыки и участвовал в создании некоторых произведений.

Исследователи предполагают, что своеобразный «семейный дуэт» мог быть успешным. Но в противовес им регулярно выдвигаются версии о том, что брат не был причастен к творчеству ван Эйка и мог не существовать вовсе. Дело в том, что данные книги и источники зачастую расходятся, поэтому выстроить реалистичную картину событий непросто.

Первые работы художника не сохранились, но есть подтверждения того, что его карьера началась в 1422 году. В это время Ян ван Эйк стал придворным живописцем графа Иоганна III Баварского и жил в Гааге. По современным меркам, художник был молод, но подобного статуса мог добиться только искусный мастер. К тому моменту портретист успел обзавестись учениками и собственной школой.

Храм

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

За Девой Марией — пространство храма. Персо­нажи находятся в алтарной части, поскольку предстают на фоне так называ­емого деамбулато­рия, то есть полуцир­куль­ного прохода за алтарем, типичного для романских и готических храмов Европы. Скорее всего, изображен не какой-то реаль­ный храм — ни один из ванэйковских интерьеров не находит прямого соответствия в реальных зданиях.

Но это храм романский, о чем можно судить по аркам, по квазиримским колон­нам (а не готи­ческим пучкам колонн), по харак­теру капителей. Можно допустить, что для зрителя того времени готика — знак «совре­менности», а романика — «древности»; возможно, романский стиль постройки соотносится с ветхозаветными мотивами, которые обнаруживаются в декоре изображен­ного храма.

Нер, Арт ван дер (Neer, Aert van der) (1603/4 — 1677)

Для истории европейской культуры Голландия XVII века — это не только родина гениального Рембрандта.

По достоинству высоко оцениваем мы сегодня и искусство сотен мастеров, так называемых «малых голландцев». Это были неутомимые наблюдатели. Многие из них, особенно пейзажисты, заполняли бесчисленные листки зарисовками с натуры. Но случайная натура была лишь материалом; в мастерской художники создавали образы до известной степени обобщенные, вобравшие в себя целый круг наблюдений. Четкую основу для такого обобщения давала сформировавшаяся разветвленная система жанров и подразделений внутри каждого жанра. Для того чтобы многократно варьировать и совершенствовать избранный мотив, у голландского художника были чисто экономические стимулы. Нигде гак не был развит художественный рынок, как в Голландии XVII века; вкус публики и условия сбыта картин требова­ли от мастера повторения удающихся ему мотивов. Хотя в этом отчасти и сказывалось еще отношение к искусству как к ремеслу, каждая индивидуальность могла проявляться достаточно свободно. Многие имена «малых голландцев» связаны с представлением о выдающейся, своеобразной творческой личности.

Среди них по праву занимает место амстердамский пейзажист Арт ван дер Hep. И по социальному положению, и по направлению таланта это фигура типичная для Голландии. Он поздно начал как художник, проведя молодость на службе в качестве управляющего в богатом доме. Видимо, уже тогда он занимался любительскими опытами в живописи. Впоследствии, в Амстердаме, где он приобрел профессиональные художественные навыки и где всю жизнь работал, ван дер Hep пытался поправить свое финансовое положение, открыв трактир, который вел сам с помощью сына Яна, тоже живописца; через несколько лет он обанкротился. Конец жизни художник провел в еще большей бедности. Оставшиеся после него картины были оценены по три гульдена штука. В Голландии XVII века, где шла такая бойкая торговля картинами, заработать на хлеб живописью было отнюдь не просто. Позднейшие коллекционеры исправили ошибку современников; картины ван дер Нера украшают ныне лучшие музеи мира. Его наследие довольно велико; хотя по качеству в нем не все равноценно, многие произведения мастера поражают своей живописной тонкостью.

«Специальностью» ван дер Нера были эффекты освещения. Он редко писал пейзажи с рассеянным дневным светом. Знамениты его лунные ночи, закаты, изобра­жения пожаров. Одним из люби­мых мотивов ван дер Нера был зимний ландшафт с конькобежцами С уверенным мастерством передает живописец лучи холодного зимнего солнца из-за облаков, розоватый морозный туман, отсветы на льду, узор черных голых веток на фоне заснеженной дали. Маленькая картина на такой сюжет, хранящаяся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, невнимательному взгляду может показаться однотонной, но стоит вглядеться, и открываешь в ней огромное богатство красочных оттенков. Изображая закаты или лунные ночи, мастер был неистощим в варьировании тона и светосилы облаков, в обогащении все новыми градациями цвета сдержанной коричневатой или синеватой гам­мы. Излюбленные темы ван дер Нера предполагают повышенно эмоциональное воздействие; верность наблюдений, изощренное живописное мастерство заставляют зрителя глубоко ощутить поэ­зию лунной ночи или пышного заката.

В некоторых изображениях ночных пожаров ван дер Hep достигает патетической силы, сопоставляя тревожные отсветы огненного зарева и ровный блеск холодного лунного сияния.

Хотя художник скудно зарабатывал своим искусством, сюжеты и мотивы его картин были очень популярны, и в последующие времена имя ван дер Нера стало своего рода «маркой» для определенного типа пейзажных компо­зиций. Это затрудняет исследование творчества мастера, но не может умалить значения достигнутой им верности, эмоциональ­ной и живописной тонкости в передаче состояния природы.

Галерея картин Арт ван дер Hepа

Tags:

  • арт ван дер hep
  • голландские художники
  • малые голландцы
  • ночные пожары
  • пейзажист
  • художественный рынок
  • эффекты освещения

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

ТВОРЧЕСТВО АДРИАНА ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ

В своих ранних работах Адриан ван де Вельде ещё находится под влиянием харлемской школы живописи и её лидеров — Паулюса Поттера и Николаса Берхема.

Пейзажи Адриана ван де Вельде отличаются тщательным выполнением деталей, гармоничностью композиции и контрастными цветовыми решениями. 

Адриан ван де В. превосходно изображал тишину и спокойствие в природе; его картины полны света, даль чрезвычайно воздушна. Живопись его тонка и легка, и хотя во многих картинах краски очень изменились, тем не менее, цена им на распродажах, близких к нашему времени держалась очень высоко и доходила, напр., до 30 и 50 тыс. фр.

Фигуры его картин поставлены или приведены в движение всегда правильно, написаны чрезвычайно колоритно и составили ему такую известность между его современниками, что почти все тогдашние пейзажисты принуждены были обращаться к нему за помощью в этом отношении.

Фигурки кисти Адриана ван де В. встречаются в пейзажах его учителя Винантса, Мушерона, Ван дер Гейде и даже у знаменитых Рюисдаля и Гоббемы; эти фигурки обыкновенно были подчинены главному настроению пейзажа, чего нельзя сказать про многих других художников (напр. Берхема) того времени, писавших фигуры для пейзажистов. По значению фигур некоторые картины Адриана ван де В. могут быть отнесены к разряду бытовых.

Адриан ван де В. писал иногда картины религиозного содержания, напр. «Снятие со креста» (Амстердам), которые показывают, что его талант имел бы возможность развиться и в этом отношении, если бы его не остановила преждевременная смерть.

Символизм и загадки картин ван Эйка

Здесь новатором опять же стал Ян ван Эйк – одна из первых картин с подписью художника носит название «Портрет четы Арнольфини». Это, вероятно, самое узнаваемое произведение нидерландского мастера – и репутация эта заслужена как удивительным качеством письма, создающим эффект трехмерности пространства, погруженности в интерьер на холсте, так и неоднозначной трактовкой происходящего на картине, равно как и смысла отдельных интригующих деталей.

Ван Эйку приписывается слава изобретателя масляных красок – на самом же деле он усовершенствовал состав, которым пользовались художники того времени. Краски на основе масел делали уже с XII века, но эти краски долго высыхали, а высохнув, быстро теряли цвет, растрескивались. Широкие интересы ван Эйка и его знания в области химии помогли художнику усовершенствовать состав, благодаря чему стало возможным наносить краски слоями, как плотными, так и прозрачными. Многослойные мазки позволяли добиться объемности изображения, игры света и тени – это стало особенностью фламандской манеры письма.

По всей вероятности, на картине изображен купец Джованни ди Николао Арнольфини в момент заключения брака. Произведение до настоящего времени вызывает споры и различия в трактовке сюжета. Несомненно, во всяком случае, то, что эта работа ван Эйка – первый парный портрет в истории европейской живописи. Интересна подпись, которую сделал художник. Она размещена не внизу картины, а между изображениями люстры и зеркала. Довольно неожиданны слова «Ян ван Эйк был здесь» — это напоминает не столько подпись автора, сколько свидетельство присутствия при некоем официальном событии.

Другие вопросы возникают, например, при взгляде на фигуру невесты – по всей видимости, не являющейся беременной, несмотря на кажущиеся признаки, на скинутую обувь, отражение в зеркале за спиной мужчины и женщины и еще на ряд символов, разгадка которых интересна и спустя более половины тысячелетия с момента создания картины.

Значение творчества

Иногда можно прочитать о том, что Ян ван Эйк (или даже оба брата ван Эйк) были изобретателями живописи масляными красками. На самом деле это не так. Масляная живопись существовала задолго до них. Но такая живопись медленно высыхала. Поэтому художники писали маслом не всю картину, это было неудобно. Чаще всего масло использовали только для некоторых мест картины, написанной темперой. Но заслуга братьев состоит в том, что они усовершенствовали масляные краски, придав им способность быстро густеть и высыхать. Теперь можно было накладывать несколько слоёв краски, не ожидая, пока каждый слой высохнет, а также смешивать краски на палитре.
Художник использовал выразительность прозрачных слоев краски, положенных один поверх другого. Этот метод позволил достичь силы, глубины и богатства цвета, что сыграло важную роль в истории мировой живописи.
В настоящее время в искусстве существует термин «гиперреализм», т.е. сверхреализм, способность передачи действительности с фотографической точностью. Так вот Ян ван Эйк положил начало сверхреализму

Кстати, вся нидерландская живопись после него отличается реалистическим направлением.
Художник, основными темами которого были религиозные сюжеты и портреты, придавал черты лица изображаемых им людей в точном соответствии с их национальностью и временем.
Исключительное внимание уделял деталям своих картин: пейзажу, предметам быта, текстуре камня и ткани, складкам одежды, типу почвы, видам растений, цветовой палитре неба, мимике и жестам персонажей.
Много внимания уделял игре светотени, отражению – физике света.
Успешно экспериментировал с пространством внутри и вне картины.
Самым выдающимся памятником старонидерландской живописи считается Гентский алтарный складень. Он заключал в себе 12 досок (24 панели), которые при открытии изображали Бога-Отца (вверху), справа – Богоматерь, слева – Иоанна Предтечу, а внизу – многофигурную композицию поклонения Агнцу Божию (Христу) пред Его алтарем и живоносным источником.
Когда складень был закрыт, внешние стороны его створок представляли три ряда других изображений

Гентский складень – это единственное произведение, дающее понятие об искусстве Губерта ван Эйка. Других достоверных работ этого художника не сохранилось. Гентский алтарь находится в соборе св. Бавона в Генте. Его размер – 3,6х4,5 м.
Самыми известными его учениками были Петрус Кристус, Гуго Ван дер Гус и Юстус Гентский.

До Ван Эйка в европейском искусстве не было мастера, который был способен подняться до такого уровня художественного синтеза –  визуального, этического и технического одновременно.

Каноник: ухо

Groeningemuseum, Bruges / Fine Art Images / Diomedia

У каноника выдающееся, привлекающее к себе внимание ухо — и, несомненно, портретное, как и на других работах ван Эйка. Итальянский искусствовед и художественный эксперт XIX века Джованни Морелли, писав­ший свои статьи под псевдорусским псевдонимом Ivan Lermolieff, утверждал, что важные вещи на карти­не пишутся осознанно, а детали, которые нахо­дят­ся на периферии внима­ния, — автоматически: ногти, уши и т. д

словно бы выни­маются из арсенала шаблонов. Это позволило ему разра­ботать эффектный метод атрибуции — установ­ления авторства — произведений эпохи Ренес­санса. Но Морелли писал об итальян­ском искус­стве, и совершенно очевидно, что у ван Эйка дело обстоит по-другому. Его уши — уникальные.

использованная литература

  1. ^ Lyckle de Vries. «Хейден, Ян ван дер». Grove Art Online. Oxford Art Online. Издательство Оксфордского университета. Интернет. 13 июля 2016 г.
  2. Насос для пожарного рукава был изобретен Гансом Хаучем,
  3. ^
  4. ^
  5. Ван дер Хейден, Пожарные машины с водяными шлангами и метод тушения пожаров, автор Летти Стибб Мултхауф, 102 иллюстрированные страницы (Science History Publications / США: 1996)
  6. Питер С. Саттон и др., Стр. 35 год
  7. Питер С. Саттон и др., Ян ван дер Хейден (1637–1712) (каталог экспонатов), Yale University Press, 2006, стр. 176
  8. Дэвид Р. Смит, Праздник Пурима Яна ван дер Хейдена, в: Дэвид Р. Смит, Пародия и праздник в раннем современном искусстве: эссе о комедии как социальное видение, Ashgate Publishing, Ltd., 2012, стр. 142–164
  9. ^ Питер С. Саттон, стр. 180–182
  10. ^
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: