Афанасьев, алексей федорович

Детство и юность

Афанасьев Александр Николаевич появился на свет 23 июля 1826 года в небольшом городке Богучар, что располагается на юге Воронежской губернии. Его отец, служивший уездным стряпчим, старался дать своим детям качественное образование и прививал любовь к знаниям. Его жена рано ушла из жизни.

Когда дедушка маленького Саши умер, он вместе с родными перебрался в имение, что находилось в соседнем городе Боброве. В новом доме располагалась огромная библиотека, которую полюбил будущий фольклорист. Ему приносило удовольствие чтение исторических книг – с ранних лет в Афанасьеве-младшем пробудилась заинтересованность к культуре и истории.

Портрет Александра Афанасьева / Православная энциклопедия

В 11-летнем возрасте Саша поступил в Воронежскую гимназию, в которой проучился до своего совершеннолетия. Преподаватели учебного заведения эксплуатировали грубый метод воспитания – наносили ученикам телесные повреждения, силой заставляли зазубривать уроки.

Несмотря на давящую недоброжелательную атмосферу в коллективе, Афанасьев сумел с достоинством завершить образование и не растерять свои возвышенные стремления. После получения аттестата парень переехал в Москву.

В столице юноша успешно сдал вступительные экзамены в Московский университет, став студентом юридического факультета. Несмотря на то, что его больше влекли литература, этнос и история, Александр отучился все 4 года и получил степень кандидата. Его учителями были историк Кавелин Константин Дмитриевич, литературный критик Шевырев Степан Петрович и филолог Бодянский Осип Максимович.

Литература

1. Алексеева М. А. Искусство XVIII века. – Л., 1990.

2. Батюшков К. Н. Прогулка в Академию Художеств// Батюшков К. Н. Избранное. – М.: Художественная литература, 1989.

3. Батюшков К. Н. Прогулка по Москве// Батюшков К. Н. Беседка муз: Стихи и проза/ Сост., вступ. ст. и прим. В. Бродского. – Переизд. – Л.: Детская литература, 1987. – 126 с.

4. Беккер И. И., Бродская И. А., Исаков С. К. Академия художеств. – Л. – М., 1940.

5. Бенуа А. Русская школа живописи, изд. тов-ва Р. Голике и А. Вильборг. 1904.

6. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. СПб., 1912. Т. 1- 4.

7. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie#ixzz 2o 5Hz 5aCz

8. Богатская И. Образ Московского кремля в живописи и графике XVIII – начала XIX века.

9. Воскобойников В. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях / В. Воскобойников. – М.: МГУК. 1995.

10. Глинка Н. И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2001. – 256 с.

11. Глинка Н. И. «Красуйся, град Петров…». – Л.: Наука, 1996.

12. Грабарь И. Э. Федор Яковлевич Алексеев. Старые годы, 1907, июль—сентябрь.

13. Григорьян К. Армения в русской живописи XVIII века// Известия Академии наук Армянской ССР. № 2, 1952.

14. Гусарова А. П. Москва в творчестве художников XVIII века//Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.

15. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской// Страницы художественного наследия России XVI-XX веков. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 89. М., 1997.

16. Жидков Г. В. Русское искусство XVIII века. – М.: Искусство, 1951.

17. Ильина Т. Русское искусство XVIII века. – М.: Высшая школа, 1999.

18. Коваленская Н. Н. История русского искусства XVIII века. – М.: Искусство, 1968.

19. Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись, скульптура, графика. М., 1964

20. Коноплева М.С. С.Ф. Щедрин. Материалы к биографии и характеристике творчества // Материалы по русскому искусству. JL, 1928.

21. Лебедев Г. Е. Русская живопись XVIII века. – М., 1938

22. Маркина Л. Москва в творчестве русских художников XVIII века. – М.: Белый город, 1999.

23. Молева Н. Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств в XVIII веке. М., 1956.

24. Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.

25. Ромм М. Иларион Мошков, поэт Петербурга//Нева, 2004, № 9.

26. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. Под ред. А.И. Леонова. – М., «Искусство», 1952.

27. Сидоров Г. Ф. Я. Алексеев // Москва глазами художников. Составитель, научный редактор и автор вступительной статьи кандидат искусствоведения И. М. Гофман. – Л: Художник РСФСР, 1985. – 288 с., ил.

28. Скорнякова Н.Н. Виды Москвы начала XIX века. Живопись и графика Ф. Алексеева и его мастерской //Страницы художественного наследия России XVI-XIX веков. М., 1997.

29. Соловьёв В. М. Русская культура. С древнейших времён до наших дней. – М.: Белый город, 2004. – 736 стр.: ил.

30. Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж. XVIII – начало XIX вв. – М.: Искусство, 1953.

31. Федоров-Давыдов А.А. Федор Яковлевич Алексеев. М., 1955

Интернет-ресурсы

32. Айвазян М. А. Эстетические взгляды И. Э. Грабаря (О природе искусства).

– Диссертация на соискание учё-ной степени кфн// http://www.dslib.net/estetika/jesteticheskie-vzgljady-i-je-grabarja.html

33. Скворцов А. Жизнь и творчество Федора Яковлевича Алексеева. Русский городской пейзаж// http://art 19.info/

34. Трифонов В. «Это действительно поэтика Северной Венеции». – Вести онлайн. 31.05.2013// http://www.vesty.spb.ru/apps/novosti/2013/05/31/eto-dejstvitelno-poetika-severnoj-venecii/

35. Усачёва С. В. Пейзаж в русской художественной культуре XVIII века:Особенности жанра и его бытование. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения//http://www.dissercat.com/content/peizazh-v-russkoi-khudozhestvennoi-kulture-xviii-veka-osobennosti-zhanra-i-ego-bytovanie

список литературы

Самые знаменитые картины Павла Федотова

Картины художника Федотова – не только бесспорные произведения искусства, но и полноценный источник для изучения истории России XIX столетия. Они могут быть самодостаточными иллюстрациями произведений многих столпов русской классики: Гоголя и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Достоевского.

Наиболее известны картины Федотова под названиями:

  • «Свежий кавалер» (1846);
  • «Разборчивая невеста» (1847);
  • «Всё холера виновата» (1848);
  • «Жена-модница» (1849);
  • «Завтрак аристократа» (1850);
  • «Сватовство майора» (1851);
  • «Игроки» (1852);
  • «Анкор, ещё анкор!» (1852) – последняя работа мастера, неоконченная.

Портреты сослуживцев, родных, знакомых, автопортреты дают понять глубину потенциала художника как портретиста – он был метким мастером, умеющим безошибочно найти незаметное и красноречивое.

Основные хранители работ художника – это Третьяковская галерея и музеи: Русский, Государственный исторический и Ивановский областной.

«Сватовство майора» Федотова – увлекательная живопись

«Свежий кавалер» Федотова – занимательная живопись

Павел Кузнецов: биография мастера пейзажа

↑ Первые самостоятельные работы

Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.

Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.

В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.

Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре. 

Период распада

Период распада

Некоторые уверены, что после краха коммунистической системы мир стал спокойней. Кровавые события в Грозном, взрывы американских башен-близнецов и присутствие танков на территории Ирака должны заставить сомневаться в верности подобного убеждения. Эффект маятника никто не отменял, поэтому распад одной сверхдержавы неизбежно приведет к негативным последствиям.

Год колючей проволоки

В 2012 году людям был обещан очередной конец света. Некоторые граждане спокойно продолжают наслаждаться прелестями мирной жизни, а на территории Ближнего Востока ни на минуту не прекращаются военные действия. Афганцы не желают признавать прелести и достоинства демократии, поэтому продолжают бороться против «освободителей». Америка посылает свои войска в различные части света, упорно не замечая опасности сложившегося положения.

Крушение иллюзий

Солдаты всегда подчиняются своим командирам, а генералы часто уверены в близкой победе. Целью может выступать борьба с американским империализмом или иноверцами. Развязывание войны всегда кому-то выгодно, а участники событий неизбежно оказываются в числе проигравших.

Рекомендации для вас:

Юрий Уленгов — все книги.

Гнев божий

Всем известно, что лучшим способом защиты считается нападение. Руководство Израиля давно усвоило подобную истину, поэтому планы Тегерана о развитии ядерного потенциала вызвали ответную реакцию. Подготовка удара по пусковым установкам завершена, а командование готово провести дерзкую военную операцию. Мир на Ближнем Востоке будет установлен, ведь поддержка от заокеанского брата гарантирована. Проблема лишь в том, что «стражи исламской революции», как всегда, имеют особое мнение.

Зло именем твоим

Они искренне считали себя спасителями и миротворцами. Их не смущало, что для свободы требуется использовать штыки. Многие американцы искренне недоумевали, почему местное население столь отчаянно сражается против освободителей и не желает установления демократии. Афганцы, иранцы и турки упорно хотят жить по-своему. Теперь вспыхнул конфликт в Ираке, а сил сверхдержавы явно на всех не хватит.

Час героев

Еще пару десятилетий назад многие бы сочли разговоры о возможности присутствия американских солдат на украинской земле фантастикой. Сегодня берцы натовских солдат ходят по территории страны, но не всех устраивает подобное положение вещей. Многие хорошо знают историю партизанского сопротивления, имеют представления о жестокости оккупантов польско-румынского происхождения.

Падение Вавилона

Сегодня американских солдат можно встретить на всех континентах. Исключением пока выступает Антарктида, но вскоре планы великой сверхдержавы могут дойти и до заснеженных территорий. Недавно американскую мощь могли почувствовать на себе иранские исламисты, а некоторые стратеги из Вашингтона уже готовы были праздновать победу. В эпоху термоядерной эры даже самоубийственная атака способна стать выходом для тех, кого загнали в угол.

Примечания

  1. Афанасьев, Александр Николаевич // Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевский — СПб.: Брокгауз — Ефрон, 1891. — Т. IIа. — С. 488. https://wikidata.org/wiki/Track:Q23892890″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q602358″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q23034673″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q19908137″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q4065721″>
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119558041 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.

    https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109″>https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578″>

  3. Диссертация на тему «Общественно-культурная и научная деятельность А.Н. Афанасьева» кандидата исторических наук Володиной Натальи Николаевны
  4. «Народные сказки не для печати». Архив, N° Р-1, опись1, N°112.
  5. Афанасьев А. Н. Народные поэтические представления радуги // Филологические записки. 1865. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 3 марта 2012. Архивировано 11 ноября 2013 года.

Первый сборник сказок

Издание Афанасьевым сказок в тех условиях — это своего рода подвиг. Он пишет письмо редактору «Отечественных записок» и просит уделить место в издании для народных сказок. Объясняет на примере братьев Гримм, что это ценный материал, который заслуживает интереса. Но материал в журнале так и не появился, поскольку объём, которым к тому времени располагал Афанасьев, намного превышал возможности журнала.

В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок».

Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире.

Теперь только творчество

Художнику пришлось переехать на окраину Васильевского острова, снять маленькую квартирку и экономить на всём, чтобы иметь возможность рисовать и посещать Академию художеств (уроки баталиста профессора Зауервейда). Темой картин Федотова по-прежнему оставались знакомые ему ближе всего сцены из походных будней военных, офицерские празднования.

Параллельно художник занимался комическими рисунками – они-то и были проявлением сатирического склада ума. Увидев их, баснописец Иван Крылов, дал художнику ценнейший совет: сделать темой работ обычную жизнь, которая изобилует интереснейшим, острым и забавным, материалом.

Подчинившись «собственному влечению», Федотов оставил занятия по батальным темам. Его наблюдательность, память и фантазия позволили родиться новым темам и сложным эскизам, которые он «нянчил» месяцами. Сюжеты подсказывала сама жизнь – только будь внимателен и хваток на курьёзные ситуации, часто смешные и нелепые.

Парижский период

Позднее творчество мастера заметно отличается от русского
периода. Ларионов стал более спокойным и цельным. И хотя он продолжал
эксперименты в области беспредметного искусства, общий пафос поисков смягчился.
Михаил Федорович отошел от лучизма и вернулся к жанровым работам, натюрмортам и
графике. Много времени стал уделять литературе – работал над мемуарами и
статьями по искусству.

Что-то незаметное, но очень важное, то, что отличало
Ларионова от других, навсегда исчезло из его творчества. Ушло изобретательство
и общественный вызов, революционность и нонконформизм

Художник перестал верить
в абсолютную ценность нового.

Одновременно с этим Ларионова ужасает проникнувшая в
искусство коммерция, изменившая правила игры. Выгодное вложение стало заменять
эстетический вкус. Про одного такого дельца Михаил Федорович писал:

Ларионов начинал деятельность тогда, когда интерес к
искусству в России был огромен. Художник чувствовал востребованность и ощущал
себя нужным обществу. Совсем другую обстановку он застал на западе во время
экономического спада. Народ не ломился в театры и выставочные залы. В воздухе
разлилось тотальное равнодушие, убивающее желание творить. К этому можно
добавить и сильную материальную нужду. Ларионов продолжал быть энергичным, но
его внутренний мир переживал изменения, что, несомненно, отражалось в
творчестве.

«Две девушки на берегу ручья» 1920-е

На западе Ларионов так и остался недостаточно проясненным,
не раскрытым в полном объеме. В этом он схож с русскими поэтами и оказался
«непереводим». Западному человеку трудно принять в одном человеке столь несочетаемые
свойства: энциклопедические знания, тонкое понимание предмета, четкую
расстановку мелочей, пытливую скрупулезность, ищущую самые мелкие детали, и в
то же время – разнузданность, эпатаж, зубоскальство и откровенное хулиганство.

Для развития искусства Михаил Федорович дал очень много. Его
опыты с примитивами открыли новый путь для авангардных художников. Его лучизм вызвал
массовые подражания, поиски и эксперименты.

Ларионов мечтал о «Жизни для искусства», об искусстве как
молитве. Но не в смысле самоотречения и серьезного всматривания в глубины, а в
смысле радостного созерцания, карнавального смеха и шутовской игры. Таким он
остался для русского авангарда.

Автопортрет 1910

Еще одна статья о Михаиле Ларионове на нашем сайте.

От сына сторожа до академика


Федор Алексеев. Венеция. Вид набережной Скьявони (фрагмент). 1775. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск, Беларусь


Федор Алексеев. Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции (фрагмент). 1776. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Федор Алексеев. Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (фрагмент). 1810. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Федор Алексеев родился в 1753 году в Петербурге и происходил из солдатских детей. Так в XVIII веке называли особую сословную группу. Точной даты рождения художника и подробных сведений о его родителях не сохранилось. Известно лишь, что отец будущего художника, Яков Алексеев, после увольнения со службы работал сторожем в Академии наук.

В детстве будущий художник ходил в гарнизонную школу. Он прилежно учился, особенно ему нравились черчение и геометрия. Отец мечтал устроить сына в Академию художеств — в XVIII веке многие ее воспитанники происходили из разночинцев и низших чинов. В 1766 году младшего Алексеева приняли в Императорскую Академию художеств, сразу в третий класс.

Профессор и директор Академии художеств живописец Антон Лосенко заметил, что у мальчика хорошо получается рисовать сложные фигуры и архитектурные сооружения. Лосенко перевел Алексеева из класса орнаментной скульптуры Луи Роллана в живописный, которым руководили Генрих Фондерминт и Антонио Перезинотти. На занятиях воспитанники изучали принципы работы с архитектурными и ландшафтными пейзажами. Юноша показал себя прилежным учеником: в 1773 году его наградили малой золотой медалью за одну из учебных пейзажных работ. Эта награда давала звание классного художника II степени и гражданский чин 12-го класса в Табели о рангах.

В том же году году академики, заметившие талант Алексеева, отправили его в Венецию для «большего усовершенствования в живописи перспективно». Академии нужны были театральные художники, а этому мастерству лучше всего учили именно в Италии.

Следующие четыре года Алексеев провел в Венеции. Работать в мастерских наставников — театральных декораторов Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспарри — ему было не так интересно. По душе была современная итальянская живопись — он изучал городские пейзажи знаменитых художников Джованни Каналетто и Бернардо Беллотто. Интересовала его и история искусства: особенно впечатлили молодого человека картины живописца XVI века Паоло Веронезе, которые он с восторгом описывал в своем дневнике:

Вдохновляясь работами итальянских художников, Федор Алексеев усиленно работал над своими первыми городскими пейзажами: «Венеция. Вид набережной Скьявони», «Внутренний вид двора с садом. Лоджия в Венеции».

Вернувшись на родину, в Петербург, по поручению Академии художеств Алексеев оформлял декорации для Императорских театров. Эта работа не нравилась живописцу, поэтому все свободное время он отдавал любимому делу — пейзажам. Как и другие выпускники Академии, он подрабатывал, создавая копии знаменитых картин западноевропейских художников. Мастерство художника оценила даже императрица Екатерина II и пригласила его работать в Эрмитаж — делать копии шедевров музея. Чаще всего это были пейзажи знаменитого итальянского живописца Каналетто, и вскоре Федора Алексеева прозвали «русским Каналетто».

В 1786 году Алексеев все-таки оставил работу театрального декоратора и начал создавать оригинальные пейзажи. Через восемь лет он получил звание академика за картину «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости».

«…Я нашел столько прекрасных предметов для картин»: виды Петербурга, Москвы и Юга

Федор Алексеев. Красная площадь в Москве (фрагмент). 1801. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Вид города Николаева (фрагмент). 1799. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Алексеев. Площадь в Херсоне (фрагмент). 1796. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1790-х по поручению Екатерины II Федор Алексеев отправился на Юг Российской империи — рисовать пейзажи мест, где побывала императрица во время путешествия в Крым в 1787 году. На Юге он прожил два года. Там Алексеев сделал множество акварельных зарисовок и эскизов, которые уже в Петербурге использовал для создания полноценных картин — «Вид города Николаева», «Площадь в Херсоне» и других произведений.

Критики часто упрекали Алексеева в излишней монументальности. Они замечали, что художник использует в живописи принципы декоративного искусства — много внимания уделяет форме предметов. Особенно это проявилось в композиции: он всегда стремился с максимальной точностью передать все детали архитектурных сооружений. Иногда Алексеев все же отходил от действительности и дополнял городские пейзажи недостроенными или никогда не существовавшими зданиями — в этом он опирался на живописную традицию XVIII века. Почти все картины художника относятся к очень популярному в Венеции тех времен жанру ведуты — детальному изображению городского пейзажа.

Алексеев любил Петербург и часто писал его виды. Его картины напоминали полотна итальянских мастеров. Он брал похожую цветовую гамму, в основном светлые тона, и добивался эффекта «прозрачности» — казалось, что художник использует не масло, а акварель.

В 1800 году Федор Алексеев наблюдал, как заканчивали строить Михайловский замок и резиденцию Павла I. Вскоре появился его «Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге». Императору так понравилась картина, что Алексееву пожаловали за нее чин коллежского асессора. Вскоре от имени государя художнику заказали серию городских пейзажей Москвы.

Император хотел увидеть на картинах времена Московской Руси. Кроме того, члены Академии художеств поручили Алексееву «снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношении историческом и археологическом». Художник с энтузиазмом взялся за работу. Ему пришлось немало времени провести в архивах, чтобы изучить старые планы города. Алексеев подошел к заказу ответственно — именно городские пейзажи Москвы стали вершиной его творчества. Небольшие акварельные зарисовки и монументальные полотна образовали целый цикл. После этого на него посыпались заказы от самых знатных людей.

Первые работы московского цикла он писал с натуры, среди них — картина «Красная площадь с собором Василия Блаженного». Однако художник не стал ограничиваться изображением одной лишь Красной площади. В октябре 1800 года он написал графу Александру Строганову, президенту Академии художеств: «По усмотрении Москвы я нашел столько прекрасных предметов для картин, что нахожусь в недоумении, с которого вида прежде начать: должно было решиться, и я уже начал первый эскиз площади с церковью Василия Блаженного и зиму употреблю для написания картины».

За следующий год Федор Алексеев и его ученики — Александр Кунавин и Илларион Мошков — создали серию московских пейзажей. Эти картины изображают знаменитые архитектурные сооружения, многие из которых уже утрачены, — церкви и монастыри, усадьбы и резиденции. Среди наиболее значимых работ этого периода «Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке», «Вид на Страстную площадь в Москве», «Панорамный вид села Коломенское» и другие. В 1801 году художник лично подарил императору Александру I самую прославленную из этих работ — картину «Красная площадь в Москве».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: