Александр бородин

Краткая биография

В 1856 году будущий композитор окончил академию и начал свою карьеру врача с должности ординатора в военном госпитале, но позже снова вернулся в академию – уже в качестве ассистента кафедры общей патологии. В 1857 году он выдержал экзамен, получив степень доктора медицины, через год – защитил диссертацию. Дальнейшая карьера развивалась так:

  1. Лето 1858 года – Александр Бородин изучает минеральные воды в Солигаличе, через год он публикует отчет, и в городе открывают курорт, существующий и доныне.
  2. Осень 1859 года – Александр Порфирьевич знакомится с творческими экспериментами Модеста Мусоргского, с которым подружился во время работы в госпитале. Музыка Мусоргского производит на него сильное впечатление.
  3. Сентябрь 1860 года – участие в международном конгрессе химиков в Карлсруэ, вступление в парижское Химическое общество.
  4. Май 1861 года – знакомство с Екатериной Протопоповой. Александр Порфирьевич влюбился в талантливую пианистку, знакомство с ней подогревало его интерес к музыке. Но Екатерина страдала легочным заболеванием, врачи рекомендовали ей сменить климат, и она уехала в Италию в сентябре того же года.
  5. В конце 1861 года талантливый химик Бородин продлевает свою заграничную командировку и получает возможность работать в Пизанском университете. Там же в 1862 году он получает новое соединение – фтористый бензоил, в это же время пишет новое музыкальное произведение – фортепианный квинтет.
  6. Осень 1862 года – Бородин возвращается в Россию, где знакомится с Балакиревым и входит в его кружок «Могучая кучка». Вскоре Александр становится адъюнкт-профессором Медико-военной академии, преподает там неорганическую химию. Одновременно пишет свою Первую симфонию.
  7. Лето 1867 года – Бородин пишет оперетту «Богатыри» — ее премьера состоялась осенью того же года, на сцене Большого театра в Москве,
  8. Осень 1869 года – Бородин начинает писать оперу «Князь Игорь», которую окончит только в 1874 году.
  9. Февраль 1871 года – на заседании недавно основанного Русского химического общества Бородин представил исследование, совместно проведенное с неким врачом Крыловым. Оно показало связь между уровнем холестерина и развитием атеросклеротических бляшек, но, к сожалению, в течение столетия оставалось невостребованным.
  10. Ноябрь 1871 года – Александр Порфирьевич пишет Вторую симфонию (ее первое исполнение состоится только в 1877 году), становится редактором журнала «Знание».
  11. 1872 год – начало преподавания на Высших женских врачебных курсах. Вообще Александр Порфирьевич был одним из организаторов этих курсов, поскольку активно поддерживал женское образование.
  12. Апрель 1876 года – научные приборы, изобретенные Бородиным, демонстрируются в Лондоне, в Музее Южного Кенсингтона,
  13. 1879 год – написание Первого струнного квартета.
  14. 1884 год – Первая симфония получает Глинкинскую премию.
  15. 1881 год – написание Второго струнного квартета. Композитор работал и над Третьим квартетом, но не успел его завершить.
  16. 1886 год – тяжелая болезнь супруги, Екатерины Протопоповой.
  17. 1888 год – Александр Бородин умирает от сердечного приступа в разгар костюмированной вечеринки по случаю Масленицы.

Композитор Александр Бородин

Детство и юность

Великий композитор и талантливый химик Александр Порфирьевич Бородин никогда не вел дневник и так не написал мемуары. Но подробные воспоминания о нем оставили его друзья, так что биография композитора хорошо изучена, хотя и в ней есть пробелы.

Известно, что будущий композитор родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге. Формально его родителями были записаны Порфирий и Татьяна Бородины – крепостные крестьяне князя Луки Гедианова. Но на самом деле Александр был внебрачным сыном самого князя Гедианова и его любовницы Авдотьи Антоновой.

Поначалу Александр был, по сути, собственностью своего отца. Старый князь планировал отдать его учиться ремеслу сапожника. Но если бы он умер, не успев дать сыну вольную, Александр стал бы собственностью его наследников. Авдотья Антонова всю жизнь боялась за будущее своего сына. Даже тогда, когда ему уже исполнилось 14 лет, она все еще переводила его через улицу за руку. Но ее опасения были беспочвенными. Старый князь успел дать ему вольную и позаботился о его будущем. Александру Порфирьевичу даже удалось подружиться с внуками князя. И в целом его детство можно было считать счастливым.

В возрасте 15 лет

Семья жила в достатке. Мать, успевшая сочетаться фиктивным браком с неким коллежским советником, получала после его смерти пенсию, а будучи домовладелицей – сдавала в наем квартиры. Но получить формальное образование Александру было бы затруднительно – при его происхождении путь в гимназию был закрыт. Он учился дома, с 10 лет увлекался химией. Но еще ему нравилась музыка, привлекал военный духовой оркестр, и мать договорилась с флейтистом Семеновского полка о частных уроках.

Со временем, использовав все связи, Авдотья Антонова смогла записать Александра в купеческое сословие, и он смог окончить гимназию в 1850 году, а затем – поступить в качестве вольнослушателя в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, где и дальше занимался химией под руководством известного ученого Николая Зинина. Во время учебы в академии Бородин не бросал и занятия музыкой, писал романсы и пьесы для фортепиано, хотя его научный руководитель не одобрял подобных занятий.

В молодости

Между музыкой и наукой


Александр Бородин (стоит пятый слева) среди основателей Русского химического общества. 1868. Музей-Архив Санкт-Петербургского Университета Д. И. Менделеева, Санкт-Петербург

В 1862 году в доме у своего друга, терапевта Сергея Боткина, Бородин познакомился со знаменитым композитором Милием Балакиревым. Они разговорились о сочинительстве, и Балакирев пригласил химика на вечер его музыкального кружка, который позже назвали «Могучей кучкой». Туда входили композиторы Модест Мусоргский, Цезарь Кюи и Николай Римский-Корсаков. Музыканты собирались у Балакирева: играли свои сочинения и вместе дорабатывали их до финального варианта. После пары вечеров Александр Бородин стал постоянным участником кружка.

Чаще всего роль критика выполнял Балакирев — преподаватель им же основанной «Бесплатной музыкальной школы»

О своем знакомстве с Бородиным он писал: «Наше знакомство имело для него то важное значение, что до встречи со мной он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство»

После длительного перерыва Бородин снова стал сочинять музыку. У него возникла идея первой симфонии.

В 1863 году Александр Бородин возглавил новую химическую лабораторию в Медико-хирургической академии. Химику выделили ведомственную квартиру этажом выше: так он мог больше времени проводить за работой. Бородин был одним из самых популярных преподавателей в учебном заведении.

Преподавание отнимало много времени, поэтому свою первую симфонию Бородин закончил только спустя пять лет — в 1867 году. На премьере в Русском музыкальном обществе оркестром дирижировал Балакирев. Произведение приняли тепло: публика долго аплодировала, а композитора несколько раз вызывали на сцену. Симфонию хвалил и знаменитый музыкант Франц Лист. Александр Бородин вспоминал: «Вы сочинили прекрасную симфонию!» — гаркнула фигура зычным голосом Первая часть — превосходная, ваше анданте — шедевр, скерцо — восхитительно, и затем это — остроумно придумано!». Вскоре после премьеры Бородин написал романсы «Спящая княжна», «Старая песня», «Фальшивая нота», «Морская царевна».

В конце 1860-х годов композиторы «Могучей кучки» обратились к жанру оперы. Мусоргский работал над «Борисом Годуновым», Балакирев — над «Жар птицей», а Римский-Корсаков заканчивал «Псковитянку». Общему настроению поддался и Александр Бородин: он задумал оперу «Князь Игорь». Сюжет композитору подсказал музыкальный критик Владимир Стасов. Перед тем, как начать писать музыку, Бородин изучал летописи и исторические документы, съездил в Путивль — древнерусский город, откуда начал свой поход на половцев князь Игорь. Композитор сам сочинил либретто. К 1870 году был готов первый отрывок — «Сон Ярославны».

Одновременно с оперой композитор начал сочинять вторую симфонию. Однако работа продвигалась медленно — Александр Бородин был занят в лаборатории. Более того, в 1872 году химик стал преподавателем первых в России Высших медицинских курсов. У него не оставалось времени на музыку. Вскоре серьезно заболела жена Екатерина Бородина: чтобы не беспокоить ее сон, композитор практически перестал играть на фортепиано.

Тяга к науке

Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни – с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети,
Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные
препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить
опыты. На
этаже, где была детская, все время что-то шипело, дымилось, иногда взрывалось. Все боялись, что баловник сожжет дом. А чтобы домашние отстали от него, Саша делал к праздникам
фейерверки. К 13 годам ребенок обзавелся своей домашней лабораторией и мучил близких вонью реактивов. Волшебные превращения
растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал
готовиться к поступлению в вуз.

Заграничный опыт

В 1859 А. П. Бородин, композитор, врач и ученый, был направлен за границу для повышения квалификации в области химии. Три года Александр Порфирьевич
провел в немецком Гейдельберге, в университете которого в это время собрался блестящий русский научный кружок: Менделеев, Юнге, Боткин, Сеченов – весь цвет современного русского естествознания. В
этом обществе велись не только бурные научные дискуссии, но и обсуждались проблемы искусства, общества, политики. Результаты исследований в Германии принесли Бородину всемирную славу выдающегося
химика. Но за научными опытами он не забывает о музыке, посещает концерты, знакомится с новыми именами — Вебером, Листом, Вагнером, Берлиозом, Мендельсоном, становится страстным поклонником Шумана и
Шопена. Также Бородин продолжает писать музыку, из-под его пера выходит целый ряд камерных произведений, в том числе известные соната для виолончели и квинтет для фортепиано. Также Александр
Порфирьевич много путешествует по Европе, почти год он проводит в Париже, где постигает тайны химии и погружается в мир современной музыки.

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Михаил Иванович ГЛИНКА (1804—1857)

Михаил Иванович Глинка является основоположником русской классической музыки и первым отечественным композитором-классиком, достигшим мировой славы. Его работы, опиравшиеся на многовековые традиции русской народной музыки, были новым словом в музыкальном искусстве нашей страны.

Родился в Смоленской губернии, образование получил в Санкт-Петербурге. Формированию мировозрения и основной идеи творчества Михаила Глинки способствовало непосредственное общение с такими личностями, как А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.С.Грибоедов, А.А.Дельвиг. Творческий импульс его работам добавила многолетняя поездка по Европе в начале 1830-х и встречи с ведущими композиторами времени — В.Беллини, Г.Доницетти, Ф.Мендельсоном и позже с Г.Берлиозом, Дж.Мейербером. Успех пришел к М.И.Глинке после постановки оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836), которая была восторженно встречена всеми, впервые в мировой музыке органично соединились русское хоровое искусство и европейская симфоническая и оперная практика, а также появился герой, подобный Сусанину, образ которого обобщает лучшие черты национального характера. В.Ф.Одоевский охарактиризовал оперу «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки».  

Вторая опера — эпическая «Руслан и Людмила» (1842), работа над которой велась на фоне смерти Пушкина и в тяжелых жизненных условиях композитора, в силу глубоко новаторской сущности произведения, была неоднозначно встречена зрителями и властями и принесла М.И.Глинке тяжелые переживания. После этого он много путешествовал, попеременно живя в России и за рубежом, не прекращая сочинять. В его наследии остались романсы, симфонические и камерные работы. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.

Цитата М.И.Глинки: «Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой.»

Цитата о М.И.Глинке: «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская». П.И.Чайковский

Интересный факт: Михаил Иванович Глинка не отличался крепким здоровьем, несмотря на это был очень лёгок на подъем и прекрасно знал географию, возможно, если бы он не стал композитором, то стал путешественником. Он знал шесть иностранных языков, в том числе персидский.

Большой театр Беларуси: адрес, цена билетов

Здание национального академического театра оперы и балета располагается в Минске на площади Парижской Коммуны, 1. От фасада здания вниз идет аллея, само здание окружено дорожками с местами отдыха.

Жалею, что мы перед спектаклем не запланировали ранний выход из дома, и поэтому не смогли в полной мере оценить красоту места расположения здания театра, а после спектакля, это уже было около 23 часов, в феврале темно, даже если горят фонари.

А еще хотелось не расплескать, то ощущение возвышенности и красоты, которой было наполнено сердце и гулять не было желания.

Перед спектаклем успели зайти в буфет, а как быть в театре и не зайти в буфет. Выпили по чашке чая с бутербродами и побродили в фойе. Красивые колонны, хрустальные люстры, фортепьяно, все торжественно, никакой суеты и беготни.

Внутреннее убранство зала: красный бархат и позолота. Зал, на мой взгляд, небольшой, привыкли, что нам по телевизору все концерты со стадионов показывают, а тут с последнего ряда в бельэтаже можно было без бинокля увидеть лица актеров.

К началу спектакля зал заполнили зрители самого разного возраста. По соседству заметила семьи с детьми лет 12, а через проход ухоженные дамы 60+. Еще поразило, что было много молодежи от 20 до 30 лет, это дало повод думать, что театру быть, и что серьезное искусство тоже интересует молодежь.

Удивила стоимость билетов, разбег такой от 9 белорусских рублей до 130. Берем в среднем, что белорусский рубль равняется 30 -34 российским рублям, то соответственно билеты стоят от 270 до 4400 российских рублей.

Исходя из этого расчета, понимаешь, что в театр может сходить и не очень обеспеченный человек. Тем более, что никакого фейс-контроля я не заметила. Все были одеты аккуратно и немного торжественно. Никакой вычурности в одежде зрителей в глаза не бросилось.

Стоимость наших билетов была 9 белорусских рублей плюс 2 рубля комиссионных за покупку онлайн на сайте Teatr.by, то есть за, приблизительно, 350 российских рублей мы побывали в Большом театре в столице государства. Это равносильно сходить в кинотеатр в провинциальном городке в России.

Творческий путь и музыка композитора Александр Бородин

Большую часть времени мужчина уделял науке. Однако музыка не отошла на второй план. В студенческие годы молодой человек пополнил репертуар рядом лирических романсов. Особого внимания заслуживают композиции «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». У него была отличная возможность путешествовать. Пользуясь своим положением, он посещал концертные площадки различных стран мира.


Александр Бородин: Биография композитора

В культурной столице России Бородин стал вхож в культурное питерское общество «Могучей кучки». Александр начал обмениваться с остальными композиторами собственным музыкальным опытом, в результате чего его композиции «расцвели». Коллеги называли его прекрасным продолжателем Михаила Глинки.

Бородин исполнял свои творения перед русской элитой. Он часто выступал в доме Беляева. Александр воспевал о свободе, любви к своей стране, а также национальной гордости русского народа. Он стоит у самих истоков зарождения симфонии и героико-эпических тенденций в русской классической музыке.

В своё время Бородин творил под руководством своего друга и коллеги – дирижёра Милии Балакирева. В этот период времени маэстро сочинил более 15 романсов, несколько симфоний, пьесы для фортепиано, а также ряд музыкальных поэм. Тогда же он представил гениальные оперы «Богатыри» и «Князь Игорь». Творения принесли Бородину признание не только в России, но и на территории европейских стран.

Во второй «Богатырской» симфонии ему удалось раскрыть силу русского народа. Композитор прекрасно соединил танцевальные мотивы с пронзающей душу лирикой.

Отметим, что над оперой «Князь Игорь» гениальный маэстро трудился, начиная со своего совершеннолетия, но произведение так и осталось не законченным. Представленная опера – настоящий пример героико-эпического стиля в музыке. Произведение удивляет огромным количеством сцен в исполнении народного хора, а также прекрасной передачей и сохранением целостности отдельных образов.


Александр Бородин: Биография композитора

Александр Бородин краткая биография

Александр Порфирьевич Бородин краткая биография великого композитора, а также ученого кратко изложенные в этой статье.

Александр Бородин краткая биография

Александр Бородин появился на свет в Санкт – Петербурге 12 ноября 1833 года. Он был внебрачным ребенком, записанным сыном крепостного слуги. Только перед смертью отца, когда мальчику было 8 лет, он купил сыну и его матери вольную с домом. Александр получил домашнее образование, изучал французский и немецкий языки. В 9-летнем возрасте написал свое первое музыкальное произведение – «Польку». Вместе с тем овладел игрой на фортепиано, флейте и виолончели. Таланты мальчика н ограничивались только музыкальным направлением: в 10 лет он заинтересовался химией, достигнув в этой области небывалых успехов.

Матери и отчиму удалось сделать так, что Бородин окончил гимназию и смог поступить в Медико-хирургическую академию, где изучал медицину и химию. В 1857 году Александра направляют во ІІ-ой военно-сухопутный госпиталь как врача ординатора. Спустя год он защитил диссертацию и получил научную степень. Вскоре получил задание исследовать минеральные воды водолечебницы города Солигалич. Его отчет о проделанной работе опубликовали в Московской газете, принеся автору небывалую славу. Дальнейшее обучение Александр Порфирьевич провел в Европе: много работал, слушал лекции, занимался в библиотеке.

Жизнь Александра Бородина изменилась в 1861 году, когда во время посещения Германии он познакомился с Протоповой Екатериной. У женщины был абсолютный слух, и она прекрасно играла на пианино. Благодаря Катерине Бородин вновь пристрастился к музыке.

Когда он возвратился на родину, то был удостоен звания адъюнкт – профессора академии, где когда-то учился. Александр Бородин является автором 40 работ, заняв вначале должность профессора, академиста и стал почетным членом Общества русских врачей в 1883 году.

Помимо научной деятельности стал уделять внимание музыке, правда, втайне от своего наставника, который считал музыку помехой науке. Александра Бородина по праву считают в России отцом квартета и симфонии

Его композиции Первый и Второй квартет пользовались популярностью за границей. Свою самую успешную оперу под названием «Князь Игорь» Александр Порфирьевич писал целых 18 лет и не успел ее закончить. Еще в студенческие годы начал сочинять миниатюрные пьесы и романсы, такие как «Спящая княжна», «Песня темного леса» и «Арабская мелодия». За границей успел познакомиться с творчеством композиторов Феликса Мендельсона, Ференца Листа, Фредерика Шопена, Роберта Шумана и Рихарда Вагнера. В Петербурге ученый завел знакомство с общественным и музыкальным деятелем Милием Балакиревым, став участником «Могучей кучки» (сюда вошли Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский, Цезарь Кюи). Личные произведения Бородин исполнял на вечерах Митрофана Беляева, в доме которого собиралась вся творческая российская элита. В его произведениях отслеживались темы любви к родине, свободы и национальной гордости. Автора по праву считают родоначальником героико-эпических тенденций и симфонии в русской музыке. В 1869 году было исполнено его первое крупное произведение, принесшее ему известность и европейскую славу. Всего Александр Бородин сочинил 3 симфонии, 16 романсов, пьесы для фортепиано, музыкальную поэму «В Средней Азии», инструментальные миниатюры, оперы «Князь Игорь» и «Богатыри».

Александр Порфирьевич Бородин был уникальным человеком, успевая еще заниматься общественной работой. Также он отстаивал идеи приобретения женщинами высшего образования и защищал от политических преследований студентов.

В 1887 году великий композитор, химик и медик скончался от внезапного разрыва сердца.

http://vestkhimprom.ru/posts/aleksandr-porfirevich-borodin-uchenyj-khimik-medik-kompozitorhttp://nacion.ru/478281a-aleksandr-borodin-kratko-biografiya-kompozitorahttp://kratkoe.com/aleksandr-borodin-kratkaya-biografiya/

«Занятиям по академии он предавался всей душой»: учеба в медицинской академии


Медико-хирургическая академия, Санкт-Петербург. Фотография: rospotrebnadzor.ru

Александр Бородин был прилежным студентом. Чтобы лучше выучить анатомию, он много времени проводил в комнате с анатомическими препаратами, читал учебники. Его родственник Дмитрий Александров вспоминал: «Занятиям по академии он предавался всей душой; провонял совсем трупным запахом препаровочной; читал обыкновенно, сидя в кресле и ноги положив на подоконник. Дома почти всегда надевал халат и туфли». На третьем курсе Александр Бородин стал заниматься у знаменитого химика Николая Зинина. У ученого была большая лаборатория. Композитору разрешили быть там в любое время и проводить собственные опыты.

Во время учебы в академии Бородин не забывал о музыке. Он брал уроки фортепиано и виолончели, а в выходные вместе с Михаилом Щиглевым ходили на вечера к Ивану Гаврушкевичу. Там собирались знаменитые музыканты и композиторы: Александр Серов, Иосиф Гунке, Осип Дробиш. Щиглев вспоминал: «Мы не упускали никакого случая поиграть трио или квартет где бы то ни было и с кем бы то ни было. Ни непогода, ни дождь, ни слякоть — ничто нас не удерживало, и я, со скрипкой подмышкой, а Бородин с виолончелью в байковом мешке на спине делали иногда громадные концы пешком». На четвертом курсе академии Александр Бородин написал романсы «Красавица-рыбка» и «Слушайте, подруженьки, песенку мою», а также трио «Чем я тебя огорчила». Увлечение композитора не одобрял преподаватель по химии. Николай Зинин говорил: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами. На вас я возлагаю все свои надежды, чтоб приготовить заместителя своего, а вы все думаете о музыке и о двух зайцах».

В 1856 году Александр Бородин окончил Медико-хирургическую академию. Его назначили ординатором во Второй военно-сухопутный госпиталь. Однако вскоре композитор понял, что работа врача не для него: Бородин несколько раз падал в обморок при виде тяжелобольных, а однажды во время операции сломал инструмент в горле пациента. Он сумел вовремя сориентироваться, и все обошлось. Александр Бородин вспоминал: «Кучер бухнулся мне в ноги; я же с трудом удержался от того, чтобы не ответить ему тем же самым. Подумайте только, что бы было, если бы я завязил обломок щипцов в горле такого пациента! Наверняка я бы был разжалован и попал бы в Сибирь». В госпитале композитор познакомился с семнадцатилетним Модестом Мусоргским — они пару раз вместе ходили на вечера к главному врачу.

В апреле 1856 года Бородин устроился ассистентом Зинина и вел семинары у студентов академии. Композитор решил серьезно заняться наукой и начал писать диссертацию «Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорной в их действии на человеческий организм». В 1858 году он защитился и стал доктором медицины. Осенью следующего года «для усовершенствования в химии» академия направила Александра Бородина в Германию. На поездке настоял Николай Зинин. Незадолго до отъезда композитор случайно встретился с Мусоргским во второй раз.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: