Личная жизнь
Писатель был женат один раз. Свою супругу Марию Семёновну Астафьеву-Корякину он встретил, когда лечился в госпитале с ранением. Свадьба состоялась в 1945 г. В 1947 у пары родилась дочь Лидия. Однако она не прожила и года, скончавшись от болезни в возрасте 6 месяцев.
Для семьи это был тяжелый период. Астафьев ушел от жены, но затем вернулся. Через год у пары родилась дочь Ирина, а в 1950 сын Андрей.
Виктор Астафьев с супругой и детьми
Есть сведения, что примерным мужем Виктор Петрович не был. Он частенько ходил на сторону. По информации некоторых биографов у него было двое незаконнорожденных детей.
Первая известность
Первое признание Васнецов получил как живописец, творящий в бытовом жанре, примеры таких картин – это «С квартиры на квартиру», «Богомольцы», «Книжная лавочка» и другие. В этот период художник примкнул к передвижникам и участвовал в их выставках. И вдруг, неожиданно, на одной из таких выставок он показывает свою картину «Витязь на распутье».
Васнецов напишет потом:
Видимо, к этой теме живописца подтолкнули воспоминания из детства. Коллеги-передвижники отнеслись к новому увлечению Васнецова очень скептически, даже обвиняли его в отступлении от передвижнической идеологии. Сам Крамской негодовал из-за смены художественной линии в творчестве Васнецова. Виктора Михайловича критиковали за отход от социально-бытовой тематики, за отдаление от жизни крестьян.
Виктор «Васнецов Витязь на распутье», 1882 Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Думаю, все эти люди, известные живописцы и критики-искусствоведы были глубоко не правы. Ведь Васнецов вырос среди крестьян, дружил с ними, общался, знал множество народных преданий и сказок. Он не отступил, он просто подошел с другой стороны, с более позитивного и красивого ракурса. Васнецов не стал продолжать писать проблему, несправедливость, угнетение, он обратился к народному фольклору, который намного лучше и больше может рассказать об этом самом народе.
Академию Художеств Виктор не окончил, так как жизнь в столице требовала серьезных затрат, вместо учебы приходилось работать, но удостоверение о том, что слушателем курсов Васнецов был, ему выдали.
Библиография
Произведения Виктора Астафьева:
Романы:
- «До будущей весны» (1953)
- «Тают снега» (1958)
- «Синие сумерки»
- «Прокляты и убиты» (1995)
Повести:
- «Ангел-хранитель» (1968)
- «Перевал» (1958)
- «Стародуб» (1960)
- «Звездопад» (1960—1973)
- «Кража» (1966)
- «Где-то гремит война» (1967)
- «Последний поклон» (1968)
- «Слякотная осень» (1970)
- «Царь-рыба» (1976)
- «Ловля пескарей в Грузии» (1984)
- «Печальный детектив» (1987)
- «Так хочется жить» (1995)
- «Обертон» (1995—1996)
- «Фотография, на которой меня нет» (1968)
- «Из тихого света» (1961, 1975, 1992, 1997) (попытка исповеди)
- «Весёлый солдат» (1998)
- «Васюткино озеро»
- «Стрижонок Скрип»
- «Зачем я убил коростеля?»
- «Бабушка с малиной»
- «Гуси в полынье»
- «Без приюта»
Современная пастораль:
- «Пастух и пастушка» (1967—1971—1989)
- «Людочка» (1987)
- «Конь с розовой гривой» (одна из глав повести «Последний поклон») (1968)
Пьесы:
- «Черемуха» (1977)
- «Прости меня» (1980)
Художник Виктор Васнецов: биография и творчество
Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в семье потомственных вятских священников и иконописцев. Его род вел родословную с XVII века. Село Лопьял, где появился на свет будущий художник, сейчас относится к Кировской области. Как и четверо его братьев, Виктор получил хорошее домашнее образование, затем обучался в Вятском духовном училище, а после — в семинарии, которую не стал оканчивать. С позволения отца он отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств.
Виктор Васнецов успешно сдал экзамены в Академию, но узнал об этом лишь спустя год. Он сомневался в своих силах и даже не стал узнавать результаты, а вместо этого год занимался у Ивана Крамского в школе общества поощрения художников. В годы учебы в Санкт-Петербурге художник находился под влиянием идей передвижников и писал реалистичные картины на социальную тематику. Исторический жанр, который в будущем станет для мастера главным, в то время не интересовал его, и золотых медалей в Академии он не получал.
В 1876 году Васнецов отправляется в Париж и остается там на год вместе с передвижниками. Но творчество импрессионистов мало впечатляет художника. Напротив, именно во Франции он особенно сильно чувствует свои корни и приверженность русским традициям. В Париже появляются первые эскизы «Богатырей» и «Жар-Птицы». Вернувшись на родину, Васнецов посвятил себя никому не известному на тот момент историко-былинному жанру.
В Москве художник знакомится с Павлом Третьяковым и входит в абрамцевский кружок Саввы Мамонтова. По предложению последнего были написаны три картины для главной конторы Донецкой железной дороги, в том числе «Ковер-самолет». Чиновники сочли сказочную тему неподходящей для их серьезной организации, но Мамонтов выкупил все три работы. В Абрамцеве была написана и «Аленушка». Критики поначалу критично отнеслись к таким произведениям — очень уж далеки они были от привычных принципов передвижников-реалистов.
Важный этап творческой биографии Васнецова — роспись Владимирского собора в Киеве. На эту работу ушло 11 лет, и автор считал ее главной в своей жизни. Всего было расписано более 2 000 квадратных метров. В поиске новых соборных образов художник изучал традиции византийской и древнерусской монументальной живописи. В этот период он многому научил Михаила Врубеля, также принимавшего участие в оформлении собора. В дальнейшем Васнецов расписывал и другие храмы, в том числе в Петербурге и Дармштадте — на родине супруги императора.
Революцию художник перенес спокойно и при новой власти остался жить в Москве — в построенном по собственному эскизу доме с большой мастерской. Поздние годы были плодотворными: живописец создал многие наиболее известные произведения на сказочные темы. Умер он 23 июля 1926 в возрасте 78 лет. Виктор Васнецов был счастливо женат на девушке из вятского купеческого рода. Она стала одной из первых русских женщин, получивших медицинское образование. В семье родилась дочь и четверо сыновей. Один из них, Андрей, стал известным советским художником.
Живописец из глубинки
Денег у семьи не было, чтобы отправить Виктора в столицу. Нашел выход знакомый молодого человека, он устроил лотерею, на ней были распроданы первые картины юного художника. Вырученных денег хватило, чтобы отправить Витю в Петербург учиться. В 1867 году он уже сдавал экзамены в Академию Художеств.
Как бы то ни было абсурдно и глупо, но узнать результаты вступительных испытаний неуверенный в своих силах и способностях юноша не пришел. Он остался в Санкт-Петербурге, надеясь попытать счастье в следующем году, так как был уверен в собственном провале на экзаменах.
Год Васнецов провел, работая рисовальщиком в картографии и посещая школу поощрения художников, где познакомился с Крамским и Репиным. Через год полный надежд юноша вновь прибыл в Академию Художеств подавать документы. Он с удивлением узнал, что уже год мог учиться в этом заведении, так как сдал экзамены с первого раза. С энтузиазмом молодой человек принялся за учебу и на первом году уже получил серебряную медаль за свои работы.
Новый век
С началом нового столетия началась у Васнецова и новая работа, которой стал цикл картин под названием «Поэмы семи сказок». Картины «Спящая царевна», «Ковер – самолет», «Кощей бессмертный» и другие стали частью этого цикла. Новый век принес новые мировые события и порядки.
Первая Мировая война стала драмой не только общечеловеческой, но и личной трагедией художника, ведь двое его сыновей сражались на фронте. В этот период Васнецов пишет картину «Архангел Михаил», как человек верующий он верит в то, что высшие силы помогут его детям и другим сражающимся на войне вернуться живыми домой.
На события 1917 года живописец откликается картиной «Баба-яга». Расскажу подробнее про эту картину, так как она очень хорошо показывает отношение Васнецова к революции.
Виктор Васнецов «Баба-Яга», 1917 Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия
Человек он был патриархального уклада, царский режим уважал, а вот новый социалистический строй, возникающий на родине, не принимал и относился крайне негативно. Посмотрите на эту картину, Баба-яга изображена довольно страшной и злобной старухой, она символизирует новый режим, красный цвет её юбки, соответственно, символ социализма, а маленький мальчик, которого уносит злая баба – это всё то, с чем художник связывает разрушенный имперский уклад жизни.
Несмотря на неприятие большевизма и новой власти Васнецов не уезжает из страны, оставаясь верным своей родине. Живописец продолжает писать сказочные сюжеты, но теперь в них больше мрачных тонов, чаще встречается красный фон. В картинах чувствуется сопереживание художника к страданиям родины.
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» – одна из картин, на которых видно отчаяние. Васнецов понимает, что красная машина социализма сметает всё на своем пути и возврата к мирной жизни при царе уже не будет.
«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1913 годМестонахождение: Дом-музей В.М. Васнецова, Москва, Россия
Картину «Спящая царевна» художник пишет около 20-ти лет до самой своей смерти. Это были сложные времена, в стране был кризис, порой не было красок, не всегда удавалось отапливать помещения, но Васнецов работал даже в этих условиях. Покинул этот свет художник 23 июля 1926 года, так и не завершив последнюю свою работу – портрет друга – художника Михаила Нестерова.
Виктор Михайлович Васнецов, помимо написания своих чудесных картин, множество которых купил Павел Третьяков, оформил фасад Третьяковской галереи, расписал не один храм и создал множество эскизов зданий. Конечно, в памяти человечества он запомниться более как гениальный живописец, но нельзя отрицать и умалять его вклад, помимо русского искусства, в русскую культуру в целом.
Творчество
Академию Виктор Васнецов окончил в 1873 году, а выставляться начал еще во время учебы, в 1869 году. Сначала работы художника включались в экспозиции Академии. Позже, после его вступления в 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок, – в выставках, организуемых товариществом.
Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Творчество Васнецова делится на два больших этапа. Изначально художник творил в социально-критическом жанре. Среди его героев – чета обедневших стариков на картине «С квартиры на квартиру», скучающе-унылые мещане на картине «Преферанс». Работы художника напоминают в этот период произведения Федора Достоевского, проникнутые иронией и состраданием одновременно.
В конце 19 века начался второй этап творчества Васнецова, логично связанный с интересом общества к «преданьям старины глубокой». Особенности творчества состояли в сочетании исторических фактов и фольклорных мотивов. Художник писал невероятно волнующие полотна, затрагивающие душу любого русского человека.
Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»
К этому периоду относятся произведения «Гусляры», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером Волке», «Три богатыря». Последняя, на которой стоят на страже границ земли русской Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, пожалуй, визитная карточка Васнецова.
«Эпический» период живописца стал, по мнению ценителей-современников, ярким примером «нового русского стиля». Новаторство привнес Васнецов и в сценографию, создав эскизы костюмов и декораций для оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова. Чего стоит только декорация, которая должна изображать палаты царя Берендея.
Декорация Виктора Васнецова «Палаты царя Берендея» к опере «Снегурочка»
Помимо «Снегурочки», художник приложил руку к театральному оформлению драмы Шпажинского «Чародейка» и оперы Даргомыжского «Русалка». Подводный пейзаж в «Русалке» и поныне изображают, основываясь на созданных Васнецовым декорациях.
Благодаря таланту Васнецова посетители Исторического музея в Москве до сих пор любуются живописным фризом «Каменный век». Коллеги дали этой работе мастера, выполненной в 1883-1885 годах, высокую оценку.
Картина Виктора Васнецова «Аленушка»
Вскоре Васнецов увлекся религиозной темой. Его кистью выполнена роспись в петербургском храме Спас-На-Крови. Он прорабатывал стенную живопись для Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, в соавторстве с другими живописцами создавал интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.
Много сил и десять лет жизни потребовалось живописцу на роспись Владимирского собора в Киеве. С 1880 по 1890 годы Васнецов с помощниками расписал почти 3000 квадратных метров стен собора. Строгость византийских канонов художнику удалось смягчить лирическим, поэтичным началом, сказочными мотивами.
Картина Виктора Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»
Собственное видение мира привнес Васнецов в архитектуру. «Русский стиль» для него означал не подражание старинным мотивам, а разумное заимствование особых свойств зодчества Древней Руси. С его легкой руки в усадьбе Абрамцево появились церковь Спаса Нерукотворного, выстроенная в соответствии с псковско-новгородской традицией, и сказочная беседка «Избушка на курьих ножках».
Дом для собственной семьи художник тоже спроектировал сам с помощью архитектора Василия Башкирова. Ныне это здание, расположенное по адресу Москва, переулок Васнецова, 13, является домом-музеем живописца.
Дом музей Виктора Васнецова
После первой русской революции 1905 года и Кровавого воскресенья Васнецов, как истинный гений, проникся происходящим. Его убеждения, практически совпавшие в тот период с доктриной ультраконсервативного «Союза русского народа», привели к участию в финансировании и оформлении монархических изданий.
Поздние картины Васнецова наполнены тревогой, предчувствием неизбежных перемен. Тогда на свет появилось полотно «Варяги», на котором пришли на Русь по призванию новгородцев Рюрик, Синеус и Трувор.
Картина Виктора Васнецова «Варяги»
Свершившаяся революция 1917 года положила конец активному участию Васнецова в художественной жизни. Художник перешел на иллюстрации к русским сказкам. Над темами «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна» мастер работал до последних дней, но, по мнению некоторых критиков, сила образов была уже не та. Зато в этот период живописец создал ряд прекрасных портретов.
Смерть писателя
Последние годы литератор старался продолжать работу, творить, однако много и часто болел. Здоровье уже подводило. В 2001 году у прозаика случился инсульт. Мужчина был на грани, однако сумел частично восстановиться. Однако вернуться к нормальной жизни ему было уже не суждено.
Болезни наслаивались одна на другую. К концу своего пути литератор потерял способность говорить, ослеп и последние дни провел в полной немощи.
Виктор Астафьев умер 29 ноября 2001 года от осложнений инсульта и тяжелых сердечнососудистых заболеваний.
Дань памяти. В. В. Путин возлагает цветы к могиле писателя. Февраль 2004 г.
Похоронен прозаик на деревенском кладбище недалеко от родного села Овсянки рядом с умершей ранее дочерью Ириной.
Детство и юность
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в городе Киев в 1735 году. Точная дата рождения художника неизвестна. Его отец, Григорий Кириллович Левицкий, был известным художником и мастером по гравировке портретов, выполнял работы для типографии Киево-Печерской лавры. Изначально у Григория была фамилия Нос, но он принял решение поменять смешную, незвучную фамилию, чем очень помог своему сыну, которому нужна была яркая фамилия. Через три года после рождения сына Григорий стал священником. Про мать Дмитрия Левицкого ничего не известно.
Дмитрий учился живописи у своего отца и художника Антропова Алексея Петровича. Но искусствоведы отмечают, что он ни в коем случае не подражал своим учителям, в картинах Левицкого сложно найти отголоски стиля Антропова. Первый художественный опыт Дмитрий приобрёл, когда помогал отцу в росписи Андреевского собора.
Особенности творчества
С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».
На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».
Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.
Детство и юность
Васнецов Виктор Михайлович родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И. Н. Крамского.
Интересные факты
- Виктор Чижиков был дальтоником.
- Художник никогда не владел машиной и не мечтал быть автомобилистом.
- Трижды издавались многотомные собрания иллюстраций Виктора Чижикова к произведениям для детей. Это беспрецедентный случай в истории российского книгопечатания.
- В 2010 году художник судился с телекомпанией НТВ за обладание авторскими правами на Олимпийского Мишку. Пресненский районный суд Москвы отказал Виктору Александровичу в удовлетворении иска. По логике юристов, Чижиков разработал двумерный эскиз талисмана, в дальнейшем доработанный и переработанный другими художниками.
- Мастерская Виктора Александровича находилась в том же подъезде, в котором художник жил. Поэтому на работу он «ездил» на лифте.
Личная жизнь
С будущей женой Зинаидой Сергеевной Сысоевой Виктор Александрович учился в одной группе в вузе. В 2008 году личную жизнь Чижиковых потрясла страшная трагедия: в возрасте 44 лет ушел из жизни сын художников, названный в честь деда Александром и пошедший по стопам родителей.
Крепкая дружба связывала Виктора Александровича с коллегами Владимиром Перцовым, Вениамином Лосиным и Евгением Мониным. На 50-летие друзья подарили Чижикову групповой портрет, на котором юбиляр представал в виде Д’Артаньяна, а троица приятелей — в образе трех мушкетеров. Художник признал, что иллюстрации Лосина к произведениям Виктора Драгунского более удачны, чем его собственные.
В интервью Чижикова регулярно спрашивали о Владимире Высоцком. Иллюстратор и бард не были друзьями, но с 1975 года до кончины «всенародного Володи» жили в одном доме на Малой Грузинской улице. По словам Чижикова, Высоцкий как сосед был скромным и деликатным, но за рецидивирующее хамство и панибратство мог избить крышкой от помойного бачка.
Книги с иллюстрациями Виктора Чижикова
- 1960 — В. Драгунский «Тайна детской коляски»
- 1962 — «99 улыбок»
- 1964 — В. Чижиков. «Картинки-загадки для вас, ребятки»
- 1965 — В. Чижиков «Про девочку Машу и куклу Наташу»
- 1969 — В. Драгунский — «Двадцать лет под кроватью»
- 1975 — С. Михалков «Лесная академия»
- 1975 — «Мастера Советской карикатуры. В. Чижиков»
- 1979–1983 — И. Крылов «Басни»
- 1982 — Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
- 1984 — А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
- 1985 — Э. Успенский «Вера и Анфиса знакомятся»
- 1986 — Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
- 1992 — В. Чижиков «Петя и Потап»
- 1995 — Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова»
- 2010 — А. Усачёв «Планета кошек»
Биография Виктора Лосева
Виктор Лосев
Известно, что Виктор Николаевич Лосев родился 10 апреля 1926 года в Краснослободске Сталинградской области в семье столяра-краснодеревщика. Он начинал с изостудии Дворца пионеров. В 1950 году Лосев окончил одно из лучших в стране художественных училищ – Саратовское. В Великую Отечественную войну художник потерял старшего брата. При этом сам он, скорее всего, участия в боевых действиях не принимал. Живопись никогда не приносила Лосеву никаких выгод. Часто у него не было денег на холсты и, что случалось нередко, – на еду. Его не признавали, а в мае 1969 года у Лосева сожгли сотни полотен, хранившихся в подвале, который служил ему мастерской. После этого художник стал писать пейзажи, портреты, зарисовки бытовых сцен на улицах и скверах города. Утверждается, что Лосев писал ретроспективу строительства Города Мира на месте разрушенного в ходе Второй мировой войны Сталинграда.
“Все, что от него осталось и уцелело, будут неустанно и ревностно разыскивать и собирать, как в свое время собирали сотворенное Ван Гогом и Пиросмани. И в этом нет сомнения. И пока на Руси есть такие подвижники и бессребреники, как Виктор Николаевич Лосев, не погаснет свет души русской”, – написал о Лосеве скульптор Олег Дедов.
Виктор Николаевич умер в 1995 году в возрасте 69 лет. Скончался он в одиночестве, прислонившись к стоявшим на кухне самодельным табуреткам. Известно, что у него не осталось наследников. О родственниках художника также ничего выяснить не удалось. Что касается признания его творчества, то при жизни он так и не снискал славы.
“Меня признают только после смерти”, – как бы предчувствуя, говорил Лосев.
И вот в 2016-м году образ Лосева начали активно культивировать в символ мирного Сталинграда-Волгограда. В городе в его честь на ежегодной основе начали проводить творческий фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?». Теперь один раз в год, в мае — художники выходят на улицы Волгограда, чтобы создавать произведения искусства в пространстве города так, как это делал Виктор Николаевич. Организаторы мероприятия, утверждают, что сегодня Лосев как никогда нужен нашему городу. По их мнению, благодаря ему Волгоград имеет шанс на то, чтобы перестать воспринимается горожанами и приезжими, как город застывших военных образов.
Творчество
Еще будучи студентом, Виктор начал сотрудничать с журналами «Крокодил» и «Веселые картинки». Позднее к числу изданий, публикующих рисунки Чижикова, присоединились «Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист» и «Вокруг света». В 1968 году обложка, нарисованная Виктором Александровичем для июньского номера «Пионера», была признана читателями лучшей за год.
В 1960 году художник впервые проиллюстрировал детскую книгу. «Первенцем» Чижикова-иллюстратора стал сборник рассказов Виктора Драгунского «Тайна детской коляски». Виктор Александрович не только рисовал героев произведений Сергея Михалкова и Эдуарда Успенского, Джанни Родари и Александра Волкова, но и стал автором книг-картинок «Про девочку Машу и куклу Наташу» и «Петя и Потап».
Отрицательных героев Чижиков, следуя совету кукольника Сергея Образцова, всегда рисовал не столько страшными, сколько смешными. Так, Бармалей на иллюстрациях Виктора Александровича к «Доктору Айболиту» Корнея Чуковского читает журнал «Мурзилка».
Интересна история иллюстрирования Чижиковым сказки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес». В конце 1971 года Борис Заходер позвонил художнику с новостью о начале публикации. Поэт призвал бросить все дела и иллюстрировать его пересказ знаменитой сказки для журнала «Пионер». Виктор Александрович создал серию черно-белых рисунков к «Алисе».
По советской традиции книги никогда не издавались с журнальными иллюстрациями. Лишь в 2012 году сказка с рисунками Чижикова была опубликована в виде отдельного издания. Но художника попросили раскрасить свои иллюстрации, и цветной вариант утратил обаяние монохромного.
В нулевых годах XXI века Виктор Александрович опубликовал серию черно-белых карикатур «Великие за партами», в которой юного Уильяма Шекспира учителя ругают за то, что он не подписывает сочинения, а Николая Лобачевского — за неспособность нарисовать на доске две параллельные прямые. Другой серией гравюр Чижикова является подборка «Коты великих людей». Так, кот Николая Гоголя стреляет с берега реки из рогатки по пернатым и комментирует: «Редкая птица долетит до середины Днепра».
В январе 2020 года художник принял участие в выставке, посвященной памяти Эдуарда Успенского, которая открылась в Музее российской литературы имени Владимира Даля. В феврале 2020 года стартовала акция «Дарите книги с любовью». Виктор Александрович передал подборку изданий со своими иллюстрациями в библиотеку села Крестово-Городище, где провел с матерью 3 года в эвакуации. Кстати, в этом населенном пункте работает Музей Олимпийского Мишки.
Детство и юность
Иллюстратор и карикатурист родился осенью 1935 года в столице СССР в семье архитекторов. В детстве Виктор в соответствии с фамилией получил прозвище Чижик-пыжик, с которым не расставался до последних дней. С началом войны главу семьи Чижиковых — преподавателя кафедры «планировка городов и населенных пунктов» Московского архитектурного института — мобилизовали, а Витю с матерью эвакуировали в Ульяновскую область.
Еще в школе Виктор начал рисовать карикатуры и шаржи: мальчика вдохновлял пример отца, сопровождавшего письма с фронта рисунками, фото которых сохранились в архиве Чижикова. После возвращения в Москву юного карикатуриста представили «Кукрыниксам». Михаил Куприянов одобрил картинки подростка и посоветовал Вите связать биографию с рисованием.
В 1952 году карикатуру, вышедшую из-под пера школьника Чижикова, опубликовали в газете «Жилищный работник». Рисунок изображал лыжника, съезжавшего с заметенного домика как с горки: нерадивые коммунальные службы не справились с последствиями снегопадов. Через год юноша окончил московскую школу № 103 и поступил на художественный факультет полиграфического института. Наставником Чижикова был Павел Захаров.
Виктор Астафьев — биография
Виктор Петрович Астафьев — советский и русский писатель, один из представителей нового периода отечественной литературы. На долю прозаика выпало немало испытаний: он рано стал сиротой, потеряв мать. А отец и мачеха предпочли выставить мальчика на улицу.
Приют для беспризорников, учеба, а затем Великая Отечественная, вот в каких условиях формировалась личность прозаика. Свое первое произведение Астафьев написал в 27. К тому моменту у него за плечами, несмотря на довольно юный возраст, был огромный жизненный опыт.
Творчество Виктора Астафьева ценилось еще при жизни литератора. Тематики, которые занимали его больше всего — деревня, а также патриотизм в непростые для страны годы.
Пройдя войну, видя собственными глазами ее неприглядные стороны, Астафьев создавал убедительные и красноречивые образы. Его героями были простые люди, не обремененные ни властью, ни особой силой.
Были в творчестве Астафьева и произведения для детей, подростков. Многие из них имели лирико-биографический характер, опирались на опыт самого литератора. Пробовал себя автор и на поприще публицистики, сценарного ремесла, драматургии.
Многие работы прозаика входят в школьную программу по литературе и изучаются в обязательном порядке до сих пор.