Известные произведения Архипова Абрама Ефимовича
Картина «Подруги» или «Посещение больной» исполненная в 1885 году. Это произведение стало первым серьёзным произведением русского художника по окончанию 9 лет учёбы.
На картине изображена мать художника. В полутёмной убогой избе, на кровати с соломенной подстилкой сидит больная женщина. Она отрешённо смотрит в одну точку, низко опустив голову. Соседка, пришедшая навестить больную подругу, присела рядом. Её взгляд наполнен горем и печалью. В позах женщин видны покорность и безнадёжность. Только солнечный свет, который врывается в открытую дверь, как бы напоминает о существующих где-то радости и красоте. В этом произведении — тихая печаль и глубокое сострадание к людскому горю.
Картина «По реке Оке» исполнена в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Став членом Товарищества передвижных выставок, Архипов создал данное произведение. Картина принесла русскому художнику первый большой успех. Архипов делал этюды на окской переправе, дома в деревне, работал в московской мастерской. Выполнив пейзаж с лодкой, писал с натуры отдельных крестьян. Перед началом передвижной выставки Третьяков смотрел картину и довольный работой художника купил её. На выставку картина попала уже как собственность Третьяковской галереи.
Сюжет картины – это рассказ о людях, сильных волей, способных многое вынести, сохраняя мужество. Это утверждение поэзии русской природы, с голубыми далями, весенними разливами рек, потоками солнечного света.
Вся картина писана прямо на солнце. Это чувствуется сразу по каждой тени и блеску, по всему чудесному общему впечатлению; из сидящих на барже людей четыре бабы — просто великолепны по бесконечно правдивым позам, в которых они, праздные, усталые и унылые молча сидят на своих тюках
В.В. Стасов
Тщательно продуманная композиция, на которой видна только часть лодки, создаёт впечатление непосредственности сюжета. Естественность и непринуждённость в позах людей. Тонко, с любовью выписаны бытовые детали
Большое внимание художник уделил колориту картины. Им было замечено, что при солнечном освещении краски приглушаются, что он мастерски передал, изображая одежды крестьян переправляющихся по реке
Картина выполнена в нежной золотистой красочной гамме, воссоздающей полуденный зной, лёгкое марево в воздухе над водой, яркость общего освещения. Тени ложатся расплывчато, как бывает во время жары, гладь реки простирается к самому горизонту.
Картина «Лёд прошёл» исполнена в 1895 году, находится в Рязанском областном художественном музее. В 1890-х годах русский художник пишет с натуры преимущественно на воздухе. Он пишет крестьянский народ на залитых солнцем зелёных площадках, делая радужными пейзажи волжских просторов.
Картина «Лёд прошёл» наполнена весенней бодростью. Зима отступает, река сбрасывает с себя оковы льда. На это торжество проснувшейся природы пришли посмотреть жители окрестных деревень – старики, бабы, детвора. В картине люди и природа представляют собой единое целое. Природа как бы передаёт мысли и чувства русского человека. Архипов написал прекрасное полотно с лирической задушевностью в поэтических красках.
Картина «Прачки» исполнена художником в первом варианте 1890-х годах, второй вариант в 1901 году. Эта картина стала продолжением социальной темы в творчестве Архипова.
Картина «Прачки» наиболее значительное произведение Архипова во всём его творчестве. Посетив прачечные близ Смоленского рынка в Москве, художник задался целью передать образ измученной постоянным изнурительным трудом женщины.
Увидел старую женщину… устала она ужасно, спина болит, села отдохнуть… Все живописно — пар клубится, усталость старухи…
А. Архипов
Описание картины В гостях – Абрам Архипов
Абрам Архипов родился в деревне Рязанского края и потому тема села прослеживается во многих его произведениях. “Архиповский” стиль настолько уникальный, что его трудно спутать с любым другим. Это отражается в гротеске размаха движения кисти, яркости цвета, насыщенности жизнью каждой его картины.
Примером такого стиля творчества Архипова является его произведение “В гостях”. Каждая из героинь художника – красивая рязанская женщина. Представлена именно русская деревенская красота, насыщенная национальным колоритом.
Все женщины крепкие, румяные, веселые. Их величавость просматривается даже через объемные народные платья. Архипов применяет принцип закольцованности общей композиции. Четыре фигуры собраны в круг.
Их яркие одежды дополнены солнечным светом.
После написания картины “В гостях”, художник настолько был опоен своим успехом, что решил выставить ее на вернисаже, но будучи достаточно суеверным, категорически отказывался кому-либо показывать ее до выставки.
“В гостях” была логическим продолжением и завершением предшествующей картины “В весенний праздник”. Архипов искал пути, краски, лица и, наконец, достиг апогея творчества, уменьшив область интерьера и одновременно увеличив количество фигур, участвующих в композиции.
Картина действительно имела успех и стала лучшей в творчестве Архипова этого периода. Ученики, которых было немало, искренне хвалили творчество художника.
Архиповым интересовались художники и искусствоведы того времени. К. Ф. Юон дал короткую, но емкую характеристику его творчества. Он олицетворял его как влюбленного, национального поэта, вскормленного рязанскими песнями, деревенскими девушками, который умеет “живо писать” и отдает всю душу свою искусству живописи.
(1 votes, average: 5.00
Архипов Абрам Ефимович (1862-1930)
А.Е.Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской
семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой
его творчества.
С детства Архипов рисовал «везде, всегда,
всюду, где только можно», как сам вспоминал впоследствии. Мальчик
учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся
вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в
это училище. Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с
периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники,
у которых учился Архипов, —
В.Г.Перов, И. М. Прянишников,
А,К.Саврасов,
В.Е.Маковский, В. Д.Поленов
— являлись наиболее крупными живописцами эпохи.
Особенно значительную роль в становлении
Архипова как художника сыграли
Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и
Поленов, один из первых
русских пленэристов.
В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил
на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало
его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды
из жизни крестьян: «В лавке старьевщика» (1882), «Пьяница» (1883),
«Водопой» (1883) и др. Два учебных года — с сентября 1884 по февраль
1886 г. — Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где
повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г.
возвратился в МУЖВЗ.
В 1887 г. за картину «Посещение больной»
молодой живописец получил большую серебряную медаль и звание
классного художника. Началась самостоятельная творческая
деятельность Архипова, протекавшая в основном в Москве. Он
сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его
неослабевающий интерес к жизни деревни отразился в картинах,
написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: «Пересуды», «На Волге» (обе
1888-89), «Деревенский иконописец» (1889).
В картине «На Волге» впервые Архипов подошел к
решению одной из основных проблем современной ему пленэрной живописи
— изображению человека на открытом воздухе; здесь складывается тип
жанровой картины, где эмоциональное состояние человека передается
главным образом через пейзаж. Эти же проблемы, но уже с большим
размахом, с эпическим звучанием и с возросшим художественным
мастерством решаются живописцем в картине «По реке Оке»,
экспонировавшейся на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей
автору подлинный успех.
В 1890-х гг. процесс объединения пейзажа и
жанрового сюжета в одной картине, характерный для русской живописи
данного периода, продолжается у Архипова в работах «Радоница»
(1892), «Лед прошел» (1894- 95), «На реке» (1898), «Проводы
крестного хода» (вторая половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная,
проникнутая настроением умиротворенности картина «Обратный» (1896)
словно подводит итог поискам художника в области лирического
крестьянского жанра.
Вопрос: Напишите пожалуйста сочинение по картине «Садко» художник И. Архипов
Об этой картине говорить трудно, поскольку выставлялась она достаточно мало, а Ротко, больше чем кого бы то ни было, надо смотреть живьем.
Картина была написана за 10 лет до смерти Ротко, в период его жизни, когда работы уже начали четко разделяться на теплые, холодные и – позже – черные, а техника (во многом вдохновленная техникой Рембрандта и Тициана) уже потеряла для самого Ротко какую-либо самозначимость, уступив место идее живописи как попытке что-то сказать об окружающем мире. Приблизительно к этому времени относится знаменитая лекция Ротко в Пратте, где главными “ингредиентами” живописи он называет сосредоточенность на смерти, невоплотимое устремление и надежду (“to make the tragic concept more endurable”). Кажется, тяжелых проблем со здоровьем, сильно препятствовавших его работе позже, тогда еще не было.
То есть, она написана в нечто вроде расцвета – в поздний период жизни художника, когда метод уже обнаружен, мировидение проработано, и есть силы для полного воплощения. С одной стороны. С другой – и человеческие сомнения в себе, своем методе и своем мировидении в этот момент проявляют себя острее всего. И конечно, оба этих фактора прослеживаются в самой картине.
(Изображение тут конечно дано только как схема – ни одной нормальной оцифровки с правильной цветопередачей я пока что не обнаружил)
В двух нижних полях Ротко добивается того, что в живописи иногда называется “внутренним светом” – ощущения объемности плоской двухмерной формы, без попытки обмануть глаз, но напротив подчеркивая ее плоскость. Как абсолютно однородное пространство, лишенное препятствий и ориентиров.
Но эти поля сильно контрастируются верхним – не очень характерным для Ротко оттененным желтым, тонким и с черноватой примесью. Ротко сказал бы, что именно это поле вносит в картину Дионисийский элемент, трагический.
Оно оттеняет два других, ставит их под сомнение, напирает на композицию сверху и удивительным образом притягивает к себе внимание больше, чем открытые нижние. Оно почти переворачивет картину, создает в ней постоянное неразрешимое противоречие
Иными словами, пока что равновесие сохраняется, вопрос в том – надолго ли.
Встречается мнение, что это одна из лучших картин Ротко. Оно не ошибочно, но неизбежно преувеличенно. Это действительно превосходный образец своего периода.
Содержащийся в ней конфликт действительно передан крайне тонкими и неочевидными средствами.
Но в целом, если выбирать из теплых картин Ротко зрелого периода, работы конца 60-х годов кажутся не только более сложными и пронзительными, но и более хрупкими, редкими в окружении уже постепенно доминирующих черных.
биография
Абрам Архипов родился по фамилии Пыриков в бедной семье православных крестьян, живших в глухой деревне на западе России. Проявив раннее художественное чутье, он познакомился с живописью в раннем возрасте в местной школе. В 15 лет, в 1877 году, родители подбадривали его в этом направлении и, собрав необходимые средства, отправили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества .
Он учился там с перерывами (1877, 1883, 1886, 1887) в компании одноклассников, таких как Рябушкин , Кассаткин или Нестеров , с такими профессорами, как Василий Поленов , Константин Маковский , Алексей Саврасов , Илларион Михайлович Пряничников и Василий Перов , его учитель. предпочитать. Он был учеником, проявившим большую настойчивость, серьезность, и некоторые из его первых работ завоевали призы на выставках. Перов посоветовал рисовать жизнь такой, какая она есть, не боясь показать ее более суровые стороны. Среди работ , произведенных в течение этого периода, второй рукой магазин (1882 г.), Пьяница (1883 г.) и Ла Таверна (1883) выделяются, которые могут быть найдены в ГТГ .
В 1883 году он решил продолжить учебу в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где оставался до 1886 года. Были профессора, в том числе Богдан Виллевальде , Карл Вениг , Павел Чистяков . Он был недоволен системой образования, несмотря на признание его таланта и комплименты, которые он получил после приобретения постоянной коллекцией Императорской Академии нескольких его рисунков, в том числе « Всадника disarçonné» (1884).
Он вернулся в Москву, чтобы закончить учебу под руководством Василия Поленова, который, в отличие от Перова, умершего двумя годами ранее, выражал радость от жизни через залитые светом картины. Не обошлось без влияния на Архипова. С этого периода мы можем вспомнить его « Посещение больного» (1885 г.) в Третьяковской галерее. Эта картина могла быть иллюстрацией влияния Перова с изображением пациента, его матери, женщины, навещающей его в убогом интерьере, и влияния Поленова с широко открытой дверью, выходящей наружу, выходящей в свет яркого солнца, которое освещает природа.
В 1888 году, окончив Московское художественное училище, он вместе с другими учениками отправился в путешествие по Волге , где день и ночь рисовал на пленэре, ночевал в деревнях, принимал семьи. С 1889 года он участвовал в художественных выставках компании Амбулантов , называемой в России «Путешественниками», потому что она проводила передвижные выставки с 1870 года; в 1891 году он был принят в члены. В 1894 году, в возрасте 32 лет, он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества , где оставался профессором до 1918 года, считая среди своих учеников Леонида Фречкопа . В 1902 году он совершил поездку по северу России и на побережье Белого моря, а в 1903 году вступил в Союз русских художников.
Абрам Архипов большую часть времени продолжал рисовать на открытом воздухе просторы российской сельской местности в разные сезоны, леса, реки и ручьи, поля, дороги, деревни, сцены деревенской жизни, рыбаков, крестьян и особенно многих крестьян. женщины, особенно из Рязанской и Нижегородской областей , в традиционных костюмах. В отличие от этого лиризма и поэзии, которые исходят из его картин, посвященных природе и определенным аспектам сельской жизни, его картины посвящены нищете русских «маленьких людей», женщинам, раболепствующим как каторжники.
После революции 1917 года он два года, с 1918 по 1920 год, преподавал в Свободных художественных мастерских в Москве, где среди своих учеников числился Александр Герасимов и Борис Иогансон . С 1922 по 1924 год он получил новую должность, где работал в Московских высших художественно-технических мастерских « Вхоутемас» и, наконец, в 1924 году вступил в Ассоциацию художников революционной России АХРР, которая была категорически против футуризма . Его обязанности учителя означали, что он прожил остаток жизни в Москве. В 1927 году он был назначен народным артистом СССР, а в следующем году за два года до смерти получил звание академика.
Его захоронение находится на Ваганьковском кладбище в Москве.
ПЕЙЗАЖ АБРАМА АРХИПОВА
Не сразу понял, что это тот самый Архипов, картины которого я видел в Третьяковке. Там он запомнился серией характерных портретов с пухлыми крестьянками в ярких красных сарафанах и сценами патриархальной деревенской жизни. Но я не ожидал, что его излюбленные карминно-красные и интенсивно–розовые цвета дадут такой потрясающий эффект в северном пейзаже.
Так я вновь открыл для себя Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930), но теперь уже в качестве потрясающего русского пейзажиста. Удивительно, что для этого нужно было поехать в Париж, попасть в Орсей и случайно зайти в зал № 58 Naturalisme!
Потом, когда я смотрел на пейзажи французских импрессионистов, то никак не мог отвязаться от мысленного сравнения их работ с зимним пейзажем Архипова. В результате поставил эту картину для себя в один ряд с мировыми шедеврами импрессионизма.
В Москве внимательно изучил творчество Абрама Архипова. Вот некоторые из пейзажных работ этого великолепного русского художника:
Архипов Абрам — Деревня на севереАрхипов Абрам-Утро в деревне
Архипов Абрам — На Белом море-1900 г.Абрам Архипов — Северная деревня -1910 г.Архипов Абрам — Северное море -1910 г.Архипов Абрам-Зима. ЗадворкиАрхипов Абрам — На Оке.Этюд -1890Архипов Абрам -Обратный путь-1896 г.Архипов Абрам -На Белом море -1912 г.Архипов Абрам — Лед прошел
И все-таки лучшая работа Архипова, на мой взгляд, висит в Орсее. Жаль, что не в Третьяковке!
Русские натуралисты
Лишь случайность занесла меня в небольшой боковой зал №58 на первом этаже, который носил не очень понятное название Naturalisme.
Теперь то я знаю, что «…Натурализм (от лат. nаturа — «природа») — поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870е годы. Натуралистами называли бывших художников -академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. До появления термина «импрессионизм» его представителей причисляли к натуралистам. По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом выполняла фотография…»
А тогда, неожиданно для себя я увидел там два небольших портрета работы хорошо знакомых мне русских «натуралистов».
Ilia Efimofich Repine – Le Grand –Duc Mikhail Alexandrowitch
Илья Репин — Le Grand Duc Michel-1904 г.
Valentin Alexandrovitch Serov – Madame Lwoff
Валентин Серов -Madame Lwoff-1895 г.
Эти картины не произвели на меня особого впечатления. В чем заключается особый «натурализм» этих картин я тоже не совсем понял. Но за россиян все равно порадовался – все-таки в Орсее выставляются!
Далее, высоко на стене бросилась в глаза огромная картина с библейским сюжетом, исполненным в легко узнаваемой манере – это оказался другой известный русский «натуралист»:
Nikolai Nikolaevitch Gay — Le calvaire
Николай Ге — Распятие (Le calvaire)- 1892 г.
Здесь я полностью согласен с тематикой зала — «натурализм» мучительной смерти Ге передает в полной мере!
Я собрался было уже двинуться дальше к любимым импрессионистам, как вдруг увидел тлеющие угли в слабо освещенной части зала. Это оказался небольшой пейзаж, который сразу приковал внимание своими необычными красками. Кажется, что картину специально повесили в самом темном углу зала, чтобы зимний русский закат контрастировал своим угольно-красным колоритом
Имя художника и название картины ничего мне поначалу не говорили:
Abram Efimovitch Arkhipov — Coucher de soleil sur un paysage d’hiververs
Абрам Архипов — Coucher de soleil sur un paysage -1902 г.
Работает
Радоница перед литургией , Русский музей
На Оке , Третьяковская галерея
После оттепели в ожидании теплохода , Рязанский областной художественный музей
Прачки , Третьяковская галерея.
Абрам архипов, песаджио, до 1924 г.
Абрам Архипов Eszaki-tenger 1900 körül
Русский плакат WWI 008
Следующий неполный список дает представление о разнообразии предметов, к которым он подходил в зависимости от обстоятельств его жизни как художника:
- : Магазин секонд-хенд . Третьяковская галерея в Москве
- : Трактир . Третьяковская Галерея
- : Пьяница . Третьяковская Галерея
- : Всадник спешился , постоянная коллекция Императорской Академии (при старом режиме)
- : Визит к больному . Третьяковская Галерея
- 1889 г . : На Оке , холст, масло, 40,8 х 76,5 см . Третьяковская Галерея
- : На Волге . Русский музей в Санкт — Петербурге
- : Живописец икон в деревне , холст, масло. Третьяковская Галерея
- : Брат Лай . Третьяковская Галерея
- : Радоница перед литургией , холст, масло, 58 X 114 см . Русский музей Санкт-Петербурга
- : Конвой . Третьяковская галерея
-
: После оттепели , холст, масло, 70 X 136 см . Рязанский областной художественный музей
- 1896 г . : Работницы литейного цеха . Третьяковская Галерея
- 1896 г . : Le Voyage de retour , холст, масло, 35 X 69 см . Третьяковская Галерея
-
: В мастерской масок , холст, масло. Нижегородский художественный музей
- : прачки . Русский музей Санкт-Петербурга
-
: У Белого моря , холст, масло, 53,5 х 63 см . Владимиро-Суздальский государственный историко-художественный и архитектурный музей
- : Village du Nord , холст, масло, 82 X 67 см , Русский музей в Санкт-Петербурге
-
: Village du Nord , холст, масло, 62,5 X 73,5 см . Национальный музей чувашского искусства
-
: Северное море , холст, масло, 71 X 90 см . Тульский областной художественный музей
- : Утро в деревне. Мост , холст, масло, 75 X 89 см . Национальный художественный музей Радищева в Саратове . (ГАЛЕРЕЯ РА указывает на 1911 год?)
- : Прачки , холст, масло, 91 X 70 см . Третьяковская галерея. (ГАЛЕРЕЯ РА указывает 1890?)
- : Северная деревня , Третьяковская галерея.
- : Закат над зимним пейзажем , холст, масло, 106 X 90 см . Музей Орсе в Париже
- : Северный причал , Третьяковская галерея.
- : Муром около 1910 г. , холст, масло, 70 X 85 см.
- : На Севере . Третьяковская Галерея
- : Двор в Москве , холст, масло.
- : В усадьбе , холст, масло. Ярославский художественный музей
- : На пике борьбы только Красный Крест , плакат, артель, хромолитография.
- : Праздничный весенний день в гостях , холст, масло, 105 X 154 см . Русский музей Санкт-Петербурга
- : Молодая крестьянка , холст, пастель. Серпуховский художественно-исторический музей
- : Крестьянка , холст, масло, 127 X 96 см . Третьяковская Галерея
- : Крестьянка пьет чай , 141 X, 106,7 см
- : Серия картин под названием » Молодая крестьянка», представленных в традиционных костюмах.
- около 1924 г . : Дочь Рязани , холст, масло, 116,8 X 85,1 см.
- : Молодая крестьянка
- : Молодая крестьянка
- : Женщина с кувшином , холст, масло, 108 X 87 см . Третьяковская Галерея
- : Молодая крестьянка
- : Молодая девушка с яблоками , холст, масло, 113 X 89,5 см . Галерея искусств Слоун
- : Иван Родин , холст, масло, 111,8 х 87 см . Метрополитен-музей
Мастерская масок (1897), Нижегородский художественный музей.
Другие работы сгруппированы по темам:
- Зима , холст, масло, 86,5 X 86,5 см . Областной художественный музей Ивана Крамского из Воронежа
-
Зима. Задний двор , холст, масло. Брянский областной художественный музей
- У Белого моря , холст, масло.
- Северный пейзаж. 34,3 х 47 см . Продано Sotheby’s
- Пейзаж с ручьем , картон, масло, 25 X 40 см
- В доме
- Украинский крестьянский дом
- На рынке , холст, масло, 116 X 130 см.
- Деревенский рынок , картон, масло, 13 X 27 см.
- Рыбак
- Рыбак на реке
- Молодой крестьянин , холст, масло, 46,5 х 38,5 см . Продано Sotheby’s
- Les Villageoises le dimanche , холст, масло, 71,1 X 106 см
- Сидящая крестьянка , холст, масло, 121,9 X 93,3 см . Художественный музей Нового Орлеана
- Крестьянки на берегу Волги , холст, масло, 100,5 X 189 см.
- Русская крестьянка в костюме , масло, холст на панели, 50 X 40 см.
- Портрет русской крестьянской девушки 105 X 81 см . Частная коллекция во Флориде
- Крестьянка с красной шалью , холст, масло, 106,7 X 83,8 см
15 августа 1862 год, деревня Егорово Рязанская область – 1930 год, Москва
Известный советский живописец, поэтизирующий русскую деревню, крестьянскую жизнь.
Архипов родился в бедной крестьянской семье. Уже в школе проявился талант мальчика. В 1876 году родители отправили сына на учёбу в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогами юного живописца были известные художники – В.Е. Маковский, В.Д. Поленов и А.К. Саврасов и душа Училища Г. Перов. Вместе с Архиповым обучались А. Рябушкин, Н. Касаткин, М. Нестеров.
В учёбе Архипов проявил усидчивость и упорство, неоднократно получая награды за свои успехи. Первой его композицией, написанной уже на третьем году учёбы, была «Игра в свайку». Большое влияние на поиски художественного стиля молодого живописца оказал Перов, проповедующий реалистическое изображение правды жизни. Однако, после смерти Перова обучаясь у Поленова, Архипов пишет также картины наполненные светом и радостным ощущением жизни.
В 1883 году Архипов покидает Училище и поступает в Академию художеств. Но академическая система преподавания быстро его разочаровала, и Архипов вновь возвращается в Московское училище. Достижением учёбы в Академии был этюд «Натурщик, падающий с седла», переданный в Академический музей.
В 1887 году за картину «Посещение больной» Архипов получил Большую серебряную медаль и звание классного художника. Теперь пришла пора заняться самостоятельным творческим поиском. Его неослабевающий интерес к деревенской теме отразился в последующих картинах.
В 1890 году на передвижной выставке была показана картина Архипова «По реке Оке», принесшая ему известность.
В 1891 году Архипов стал членом Товарищества передвижных выставок.
В 1896 году, когда художник вновь участвовал в передвижной выставке с картиной «Поденщицы на чугунолитейном заводе», происходила пролетаризация крестьянства, связанная с развитием промышленности. Его взгляд на происходящее был воплощён в этой картине. На выставке в это время на эту же тему выставлялась ещё одна картина – «Смена. Углекопы» Н.А. Касаткина.
В 1903 году Архипов вступил в только что возникший СРХ. Это объединение, отличавшееся интересом участников к национальной культуре и истории, просуществовало до 1923 года.
С 1894 года Архипов начинает педагогическую деятельность. Он ведёт натурный класс в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.
В 1898 году получает звание академика.
Преподавал в 1918-20 гг. в ГСХМ, а в 1922-24 гг. во Вхутемасе.
В 1920-х годах русский художник исполняет серию крестьянских портретов. Изображая портреты, он не изменяет своей манере, сложившейся ещё в до революционные годы. Крестьяне в творчестве живописца – сильные, уверенные, жизнерадостные, красивые люди. Но теперь их внутренняя значительность и спокойная величавость возрастают, образы приобретают обобщенность, даже монументальность. Широкий густой мазок, контрастное сопоставление тонов, праздничная яркость цвета – всё это создаёт образы людей, полных здоровья и радости, придаёт им жизнеутверждающую силу.
Картина «Гости»
Ободренный успехом, Архипов в 1914 году вновь возвращается к солнечному жанру. Пишет лучшую картину этого периода — «Гости», которую решает дать на XII выставку «Союза русских художников».
Сейчас он был твердо уверен в успехе своего творения. Но по старой привычке ему хотелось, чтоб до самого вернисажа картину не видел никто. Когда художники принялись за развеску картин, Архипов не появился.
Он ждал сумерек, ждал, чтобы все разошлись.
И тогда тихо прошел в выставочное помещение их Училища, где устраивались выставки «Союза», оглянулся — нет ли кого, приблизился к выделенному ему месту и начал вешать своих «Гостей».
Конечно, не было причины так вести себя, но он поступал подобным образом уже много лет. Не с того ли момента, когда пошли однообразные северные этюды? Возможно. Точно он уже не помнил.
Рылов потом напишет: «Абрам Ефимович Архипов до того самолюбив и щепетилен при показе своих работ, что до само-го вернисажа щиты для его картин были пусты… На вернисаж уже являлся под самый конец». В этот раз он не вытерпел. Пришел в самый разгар. У его картины, как и на прошлой выставке, было много народа.
В толпе выделялись мощные фигуры Маяковского, бывшего ученика их Училища, и Шаляпина. Заметив его, оба подошли, громогласно поздравили с успехом. Потом появился еще один великан — литератор Гиляровский, известный всей Москве добрый силач дядя Гиляй. Обнял, расцеловал Архипова. — Сила-то какая, и веселье, и молодость. Спасибо, Абрам Ефимович. Вот порадовал!
Похвалы, восторги, поздравления сыпались со всех сторон.
«На нашей выставке академик Архипов написал замечательную картину: изба, окно, солнце бьет в окно, сидят бабы, в окно виден русский пейзаж, — писал Константин Коровин — волшебник кисти, своему знакомому.— До сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного.
Нельзя рас-сказать, в чем дело. Замечательно переданы свет и деревня, как будто вы приехали к каким-то родным людям, и когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодой. Картина написана с удивительной энергией, с поразительным ритмом. Несомненно, что такой подъем говорит о возрождении, а Архипов старик и превосходительство.
Я был удивлен и страшно обрадован».
Картина была неожиданностью для многих. Ученики Архипова гордились своим мастером. «Нам, учащимся, до открытия разрешали осматривать выставку. Помню, какой восторг вызвали у нас огненные краски Архипова»,— вспоминал А. М. Герасимов.
«Гости» были как бы развитием, продолжением картины «В весенний праздник» (как тот, в свою очередь, был композиционным развитием картины «Темное утро» 1912 года), цельным и художественно совершенным решением избранного ранее мотива.
Архипов уменьшил роль интерьера, столь важную в полотне «В весенний праздник», увеличил количество фигур, доведя их с двух до четырех, сделал их смысловым центром картины, удачно изменив композицию.
Красный цвет крестьянских юбок, блузок, фартуков пламенел на картине, радуя праздничностью и здоровьем молодости.
Архипов удовлетворенно чувствовал, что в «Гостях» им достигнута вершина мастерства в передаче солнечного света. Наконец-то и он принес людям в дар свое солнце.