Петербургский коллекционер, «построивший» ленинградскую синагогу

Начало карьеры, 1906-1913

В 1902 году Малевич женился на Казимире Зглейц, девушке немецко-польского происхождения. Однако роль отца семьи шла вразрез с его жизненными планами — он мечтал переехать в большой город, чтобы воплотить свои творческие мечты в жизнь. «Меня тянуло, как волка в лес, в Москву или Петербург, где живет истинное искусство» — пишет Малевич в своей автобиографии. В 1904 году он переехал в Москву, оставив семью в Курске. Летом 1905, 1906 и 1907 годов он попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но все разы получил отказы. Однако эти неудачи не повлияли на его творческие стремления и уверенность в своем призвании. В 1906 году он перевез семью из Курска, окончательно порвав с провинцией.

Переезд в Москву был крайне смелым и рискованным шагом для Малевича, и это решение определило его как дерзкого, безрассудного и решительного художника. Много лет спустя в одном из своих сочинений он написал: «Необходимо строить творчество, сжигая за собой свой путь». Малевич во многом смотрел на творческий процесс как на бесконечный поиск истины. Он был убежден в том, что искусство беспристрастно и объективно, и не следует в нем искать отпечатки его создателя. Он считал, что творческая эволюция, составляющая наследие художника, бессмысленна перед одним новаторским произведением, которое изменит порядок в искусстве.

После переезда в Москву Малевич познакомился с Софьей Рафалович. Вскоре она стала его гражданской женой. Обвенчаться они смогли только в 1909 году, после того, как Казимира Зглейц дала разрешение на развод. Казимир и Софья Малевичи поселились в селе Немчиновка под Москвой, и у них родилась дочка Уна.

В центре — Владимир Татлин, позади него — Иван Клюн, справа — Казимир Малевич и его вторая жена, 1915

В 1905-1907 годы Малевич работал в постимпрессионизме. Произведения этого периода проникнуты влиянием Гогена, Ван Гога и Сезанна. Точно неясно, где Малевич увидел работы этих художников, вероятнее всего, репродукции передавались из рук в руки в творческой среде. Так как это время в художественном сообществе революционные идеи витали в воздухе, произведения Малевича были пропитаны дерзостью и своеволием

Он усердно искал уникальный художественный язык, бескомпромиссно избавляясь от старых принципов живописи и уделяя наибольшее внимание композиции и роли цвета

С 1905 по 1910 год Малевич брал уроки в частной студии Федора Рерберга, художника-передвижника, на которого сильно повлиял французский импрессионизм. За первые годы учебы Малевич поменял свою художественную манеру: от постимпрессионизма он перешел к символизму, его картины отражали мир грез и сновидений, наполненный светом. Вероятно, окончательно эта трансформация произошла после того, как в апреле 1907 года Малевич посетил выставку художественного объединения «Голубая роза», в которое входили студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Эта выставка ознаменовала рождение символизма в российском искусстве.

В это время Малевич жил между Москвой и Петербургом и сблизился со многими фигурами зарождающегося авангарда, такими как Павел Филонов, Иван Клюн, Михаил Матюшин и Михаил Ларионов. Также Казимир Малевич стал участвовать в выставках и демонстрировать свое новаторство. Познакомившись с щукинским собранием западных кубистов, с 1911 года Малевич начал работать в кубофутуризме. Среди самых известных работ периода — «Лесоруб» и «Точильщик», которые высоко оценило художественное сообщество. Творческий этап Малевича с 1906 по 1916 годы был наиболее точно задокументирован, и мы можем проследить его превращение из постимпрессиониста, символиста и кубофутуриста в изобретателя супрематизма и лидера русского авангарда.

Личная жизнь

В 1896 году Казимир Малевич с родителями переехал в Курск. Спустя три года 20-летний чертежник женился на дочери местного пекаря Казимире Зглейц. Свадьба оказалась двойной: на сестре Казимиры Марии женился брат Казимира – Мечислав.

В 1992 году у супругов родился первенец Анатолий (умер от тифа в 15 лет). А в 1995-м появилась дочь Галина.

Совместная жизнь пары дала трещину вскоре после рождения детей: жена считала увлечение мужа рисованием баловством. Малевич уехал в Москву, и отношения супругов ухудшились.

Казимир Малевич с дочерью

Личная жизнь не наладилась и после воссоединения семьи в Москве: Казимира забрала детей и устроилась фельдшером в психиатрической больнице в селе Мещерском в Подмосковье. Вскоре женщина влюбилась и, бросив сына и дочь на попечение коллеги, уехала с возлюбленным в неизвестном направлении.

Казимир Малевич приехал в Мещерское за детьми и познакомился с Софьей Рафалович, женщиной, на попечении которой остались дети. В 1909 году Софья и Казимир сыграли свадьбу, а в 1920-м у них родилась дочь Уна, названная в честь «УНОВИСа».

Казимир Малевич с женой Натальей

Жена поддержала увлечение мужа творчеством, взяла на себя бытовые проблемы и, пока супруг совершенствовал технику рисования, зарабатывала деньги для семьи. В 1925 году семейная идиллия закончилась: Софья умерла, оставив супруга с 5-летней Уной на руках.

Казимир Малевич через 2 года женился третий раз: его супругой стала младшая на 23 года Наталья Манченко.

Смерть

В 1933 году Малевичу поставили страшный диагноз: рак предстательной железы. Болезнь прогрессировала: в 1935-м мастер не поднимался с постели. Бедность – Казимир Малевич не получал пенсии от Союза художников – и неизлечимая болезнь быстро свели мэтра в могилу: его не стало 15 мая.

Зная о грядущей смерти, он спроектировал последнее пристанище – супрематический крестообразный гроб, в котором его тело лежало с раскинутыми руками: «распластавшись на земле и открываясь небу».

Казимир Малевич в последние годы жизни

Ученики Казимира Малевича, как он и завещал, сделали гроб по его эскизам. Одели умершего гения в белую рубаху, черные брюки и красные туфли. Попрощались с мастером в Ленинграде и Москве. Тело кремировали в московском Донском крематории и 21 мая похоронили прах под любимым дубом художника неподалеку деревни Немчиновка (Одинцовский район Московской области).

В военные годы деревянный памятник с нарисованным черным квадратом разрушился, могила затерялась.

Могила Казимира Малевича

После войны энтузиасты установили местонахождение могилы, но на этом месте раскинулось пахотное поле. Поэтому увековечили место захоронения на лесной опушке в двух километрах: на лицевой стороне белого бетонного куба размещен красный квадрат. Сегодня рядом с условной могилой стоит дом №11, улица в Немчиновке носит имя художника.

Колхозное поле, на котором покоится прах Казимира Малевича, застроили элитным жилым комплексом «Ромашково-2». В августе 2013 родственники мастера запечатали землю с места захоронения в капсулы, одну захоронили в Ромашкове, другие передали в места, где жил Казимир Малевич.

Недвижимость

Изучая биографию Абрамовича, вы наверняка заинтересуетесь недвижимостью, которая находится в его собственности. Вот лишь некоторые объекты, принадлежащие Абрамовичу:

  • виллы в Западном Сассексе общей стоимостью 28 млн фунтов стерлингов;
  • пентхаус в Кенсингтоне стоимостью 29 млн фунтов стерлингов;
  • дома во Франции общей стоимостью 15 млн фунтов стерлингов;
  • пятиэтажный особняк в Белгравии стоимостью 11 млн фунтов стерлингов;
  • шестиэтажный коттедж в Найтсбридже стоимостью 18 млн фунтов стерлингов;
  • дома в Сан-Тропе общей стоимостью 40 млн фунтов стерлингов;
  • дачи в Подмосковье общей стоимостью 8 млн фунтов стерлингов.

Интересные факты

  • Гений кубизма и супрематизма дважды провалил экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
  • В феврале 1914 года абстракционист участвовал в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой гулял с коллегами по Кузнецкому мосту, засунув деревянные хохломские ложки в петлицы.
  • Полотно «Скачет красная конница» – единственная абстракция Малевича, признанная официальной историей советского искусства из-за связи с Октябрьской революцией. Работа разделена на три части: землю, небо и людей. В соотношении ширины земли и неба художник применил «золотое сечение» (пропорция 0,618). Картина хранится в санкт-петербургском Русском музее.

Картина Казимира Малевича «Скачет красная конница»

  • Символом созданного Казимиром Малевичем авангардного объединения «УНОВИС» стал черный квадрат, нашитый на рукав.
  • Как завещал Казимир Малевич, на его похоронах главенствовала супрематическая символика. Изображение квадрата было на гробу, в зале гражданской панихиды и на вагоне поезда, везшего прах в Москву.
  • Существует версия о создании Казимиром Малевичем граненого стакана. Идея пришла в голову художнику в 1930-м, во время второй отсидки в тюрьме. Малевич поделился замыслом с автором монумента «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной, которая подключила знакомых и запустила выпуск граненых стаканов в массовое производство.

Идею граненного стакана предложил Казимир Малевич

  • Родные сестры второй жены Софьи Рафалович вышли замуж за художников Евгения Кацмана и Дмитрия Топоркова, стоявших у истоков социалистического реализма. Творчество Малевича соцреалисты считали недостойным.
  • После смерти Владимира Ленина Казимир Малевич предложил проект монумента вождя. По замыслу абстракциониста гору сельскохозяйственных инструментов венчал куб как символом вечности. Проект отвергли.
  • В 2008 году на аукционе Sotheby’s картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» купил неизвестный человек за $60 миллионов. Полотно стало самой дорогой картиной, написанной художником из России.

О медалях

Ветераны не любят героизировать прошлое, у меня отец блокадник, но мы никогда с ним не говорили о блокаде – люди не любят вспоминать о плохом, о страшном. Сейчас, когда видишь огромное количество орденов, – это временами выглядит довольно странно. На самом деле люди приходили с войны в основном с двумя-тремя наградами – ведь даже медаль заслужить было очень непросто. И когда к нам приходят курсанты из военных училищ, кадеты, и я смотрю – мальчик лет 10-12, а на нем четыре-пять медалей – медалька за десять подтягиваний, медаль за участие в параде, и т.д. – это обесценивается абсолютно. Я считаю, что это неправильно.

Детство и юность

Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.

Казимир Малевич в молодости

Если придерживаться официальной версии, то родители крестили Казимира Малевича в середине марта 1879 года в Киевском костеле святого Александра, свидетельством чего является архивная запись в приходской книге.

Отец будущего абстракциониста – шляхтич Северин Малевич – родился в местечке Турбов Подольской губернии Российской империи (сегодня Винницкая область Украины). В Турбове Северин Антонович трудился управляющим на сахароваренном заводе промышленника Николая Терещенко. Мама Казимира Малевича – Людвига Александровна Галиновская – присматривала за домом и воспитывала многочисленное потомство: у Малевичей родилось четырнадцать детей, но до зрелого возраста дожили девять из них – пятеро сыновей и четыре дочки.

Мама Казимира Малевича Людвига Александровна

Казимир – первенец четы Малевичей. В семье общались на польском языке, но знали украинский и русский. Будущий художник считал себя поляком, но в период коренизации в анкетах записывался украинцем.

До 12 лет Казимир Малевич прожил в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, но из-за работы отца до 17 лет по году-полтора жил в селах Харьковской, Черниговской и Сумской губерний.

Портрет Казимира Малевича

В детстве Казимир Малевич о рисовании знал мало. Интерес к холсту и краскам у подростка проявился в 15 лет, когда сын с отцом побывал в Киеве. На выставке юный Малевич увидел поразивший его портрет девочки, сидящей на скамейке и чистящей картошку. Картина стала отправной точкой для желания взяться за кисть. Заметив это, мама на день рождения купила сыну набор красок.

Увлечение Казимира рисованием оказалось так велико, что 17-летний сын упросил отца позволения поступить в Киевскую художественную школу, основанную русским художником-передвижником Николаем Мурашко. Но проучился Малевич в Киеве только год: в 1896 году семья перебралась в Курск.

Живая история

Вся экспозиция «Ленрезерва» так или иначе связана с Ленинградом, с блокадой, здесь собрана вся хроника жизни блокадного города. Но как рассказать современному сытому ребенку с полными карманами конфет, что такое блокада? Пара минут реальной блокадной хроники очень сильно меняет их отношение.

В «Ленрезерве» проводят экскурсии для школьников, для воспитанников детских домов, для маленьких пациентов хосписа, для ветеранов

Здесь все настоящее – и пайка хлеба, и кусочки кожи и клейстера, из которых варили студень, и самодельные пояса, о которых многие сейчас не знают. Во время блокады люди шили специальные тряпочные пояса с кармашками, эти пояса повязывали под одежду, в том числе детям. В них хранили самое дорогое – хлебные карточки.

У блокадного стенда

У нас представлено, как выглядела квартира в блокадном городе – все предметы подлинные. На одной части экспозиции показана комната в начале блокады – там еще есть мебель, присутствуют какие-то атрибуты нормальной жизни.

Экспозиция, рассказывающая о первых месяцах блокады

А другая часть экспозиции – это уже зима, все что можно, сожжено, пол разобран, водопровод замерз, канализация не работает. Мы показываем настоящие санки, на которых в блокадном городе возили воду, и сани, на которых перевозили трупы.

Экспозиция, рассказывающая о самых тяжелых месяцах блокады

В зале, посвященным юным героям войны, мы рассказываем детям, что в 10-12 лет можно не только играть на компьютере, но и совершать совсем другие поступки – героические, жертвовать жизнью ради других.

Зал, посвященный юным участникам войны

Экспозиция, вызывающая большой интерес и у детей, и у взрослых, – реконструкция настоящего полевого госпиталя, в котором тоже все предметы подлинные. Особо шумным ребятам мы предлагаем – сядь, да покрути настоящий генератор, который вырабатывает электричество.

Так в годы войны проводились операции

Мальчик 30 секунд покрутил – и уже мокрый, а во время войны во время операций реально стояли бойцы и по очереди крутили ручной генератор, чтобы было электричество. Девочкам мы даем попробовать поднять ковш того времени, он даже без воды очень тяжелый. А ведь в госпиталях работали и дети.

Когда в День Победы или в дни, связанные с историей блокады, у нас проходят мероприятия, нам помогают курсанты Университета МВД в форме того времени. Они великолепно работают с детьми. Еще нам помогают волонтеры, которым самим лет по 15-17, и им это тоже очень интересно.

Курсанты представляют милиционеров, ловивших преступников в годы блокады

О боевом знамени

То, что я считаю основным и наиболее значимым в нашей коллекции, – это наши подлинные боевые знамена. Они для меня важнее, чем техника, оружие, радиоприемники (а у нас действительно уникальная коллекция радиоприемников, и все они действующие).

Зал советских боевых знамен

На выставке, в связи с недостаточным количеством места, у нас представлена лишь небольшая часть тех боевых знамен, которые после развала Советского Союза были распроданы музеями бывших советских республик за границу, а сейчас нами вновь возвращены на Родину. Мы выкупаем назад наши боевые знамена у иностранных коллекционеров и на всевозможных аукционах

Боевое знамя – это очень важно. Как известно – могла погибнуть вся часть, вся армия, но, если знамя удавалось сохранить, часть снова укомплектовывали

Но если знамя было утеряно, то часть с позором расформировывалась и уже никогда больше не существовала под своим старым номером.

У нас собраны уникальные боевые знамена, начиная со знамени 106 погранотряда войск НКВД – а, как известно из истории, именно с убийства первого часового этого отряда началась Великая Отечественная война. Этому отряду памятники установлены. И, несмотря на то, что почти весь отряд погиб, его знамя было спасено. Но, к сожалению, после развала СССР оно тоже было продано, и нам пришлось его снова спасать. У нас на выставке представлены знамена различных частей, соединений, партизанских отрядов, вплоть до знамен, которые участвовали в Параде Победы в июле 1945 года.

Все машины, представленные в «Ленрезерве», действующие

Советы от Романа Абрамовича

Многие люди, которые мечтают достичь успеха в бизнесе, перечитывают биографию Романа Абрамовича в «Википедии». Но также будет полезно ознакомиться с высказываниями и советами миллиардера. А именно:

Чтобы чего-то добиться в жизни, нужно четко знать, чего вы хотите, а также добиваться соответствия желаний и возможностей. Не медлите при принятии решений и действиях. Не теряйте время, ведь это упущенные возможности. Обязательно мечтайте. В противном случае у вас не будет к чему стремиться. Конечно, деньги — это не залог счастья. Но они гарантируют свободу действий и независимость. Не пренебрегайте преданными и надежными людьми. В жизни их встречается не так много. Если вы хотите, чтобы ваши работники трудились хорошо, дайте им долю в общем деле — это лучший стимул. С государственной властью не нужно спорить. С ней нужно делиться своим богатством, тогда она будет лояльной. Любых целей можно достичь через конструктивное общение

Скромность — важное качество человека. Каждый должен четко осознавать, что ему позволено, а что — нет

Кризис — это время больших возможностей. Не стоит жить прошлым. Больше всего злости и негатива исходит от тех людей, которые постоянно прокручивают в голове прошлые обиды. Забудьте все неприятности и двигайтесь вперед. Не стоит неистово бороться с несчастьями, ведь это лишает вас силы. Просто живите дальше. Самый большой дар человека — это умение вовремя уйти. Мало говорите и много записывайте — так вы добьетесь успеха.

Возвращение в Россию

По указу императора Николя І в 1835 году Карл вернулся в Россию. Но в Санкт-Петербург он попал не сразу. Вначале художник побывал в Одессе, а потом и в Москве. Последняя произвела на него неизгладимое впечатление. Его очаровала простота и величие города.

«Последний день Помпеи», по велению царя, выставили в Академии художеств. В России художник стал настоящим героем. Его везде встречали с цветами. В Петербурге Карл начал преподавать в академии, как его отец когда-то. Стиль учеников мастера позднее назовут «брюлловской школой». Сам же художник не ограничился лишь преподаванием, он также работал над росписью храма Петра и Павла, возведенного на Невском проспекте.

О пользе сбора макулатуры

Интерес к истории у меня с детства, с книг. Я был активным пионером и, кроме других пионерских дел, когда было надо, стоял на приеме макулатуры, а ее тогда сдавали огромное количество – ведь у нас, даже у детей, тогда был план во всем. Одни из первых моих книг, которые у меня до сих пор хранятся, и часть которых представлена на выставке, были когда-то сданы в макулатуру, фактически, просто выброшены.

Экспозиция, посвященная школьникам блокадного Ленинграда

В нашей экспозиции о жизни Ленинграда в период блокады мы рассказываем, что несмотря ни на что, в городе продолжали работать типографии. Мы показываем книги, которые издавались во время войны в Ленинграде. И среди представленных в нашей экспозиции книг есть экземпляры, которые я храню еще со школы, со времен сбора макулатуры.

Интересные факты

За годы жизни Брюллов написал множество картин. Но некоторые работы после смерти мастера доделывали его ученики. Это касается, например, портрета Ивана Крылова. Картина была написана всего за один сеанс. Брюллов сделал практически все, кроме левой руки поэта. Баснописец еще тогда разочарованно сетовал, что художник не окончит портрет и до самой его смерти. Именно так все и произошло. Стоит сказать, что для окончания работы Карлу пришлось заказать посмертный слепок с руки Крылова. Дорисовал портрет ученик художника – Фаддей Горецкий.

Иногда Брюллов дописывал чужие картины. Однажды художник был в гостях у популярного в то время акварелиста Петра Соколова, который только закончил работать на портрете над головой графа Апраксина. Прекрасная работа коллеги впечатлила Брюллова, но художник заметил, что туловище и линия шеи пририсованы неудачно. Всю ночь он не спал, а на утро приехал к Соколову и закончил работу в его отсутствие.

Первый эскиз будущей картины «Осада Пскова» был сделан художником в гостях у графа Толстого. Он сделал несколько клякс на холсте и пальцами обрисовал схему. Таким оригинальным способом была начата работа над очередным шедевром.

Император оказывал почести художнику и хвалил его. Но Брюллов никогда не писал портреты членов императорской семьи. Но в то же время одаривал великих князей и княгинь своими творениями. Например, Марине Николаевне он передал картину «Бахчисарайский фонтан».

Юлия Самойлова была любимой натурщицей художника. На полотне «Последний день Помпеи» свою возлюбленную он изобразил несколько раз – в образе нескольких матерей и девушки в тунике.

Любимая натурщица и муза

Картина «Всадница» была написана в 1832 году. На ней изображены воспитанницы Самойловой – Джованина и Амация. Поскольку Брюллов любил графину, он не мог не полюбить ее девочек. Они были частью мира художника. По задумке Карла, «Всадница» должна была стать большим портретом, который должен был украсить парадный зал. Картину заказала сама графиня. Она часто говорила, что хочет украсить работами любимого все стены.

Графиня Самойлова сыграла важную роль в жизни Брюллова. Их даже можно было бы назвать идеальной парой. Художник был для нее идеалом для преклонения, а она для него – музой. Познакомились они в Италии. В то время они уже были состоявшимися людьми. Самойлова была аристократкой, а Брюллов – художником. До этой встречи графиня регулярно увлекалась мужчинами и нисколько не стеснялась этого. Но Брюллов стал для нее особенным человеком. Пара хоть и расставалась несколько раз, но потом вновь возобновляла отношения.

Хобби миллиардера

В официальных источниках нет упоминания об автобиографии Романа Абрамовича. Однако общественности хорошо известны его увлечения. Одна из главных страстей бизнесмена — футбол. В 2003 году он стал владельцев английского ФК «Челси». Он приложил немало усилий для развития клуба, но не забывает и о поддержке российского футбола. В частности, он является одним из спонсоров российской сборной.

У Абрамовича есть частный «Боинг», который был куплен и полностью переоборудован по желанию бизнесмена. Также у него есть персонально построенный самолет от Airbus и три вертолета. Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о любви миллиардера к элитным дорогим автомобилям.

Детство

Пожалуй, стоит начать с того, как зовут Абрамовича. Его полное имя — Роман Аркадьевич. Он родился 24.10.1966 года в семье работника совнархоза и учительницы музыки. Родители будущего миллиардера, Аркадий Абрамович и Ирина Михайленко, познакомились в Саратове. После свадьбы они уехали в Сыктывкар. Ирина родила сына Романа в Саратове, после чего вернулась в Сыктывкар.

Ирина Абрамович умерла от лейкоза, когда ее сыну был всего лишь 1 год. Аркадий Абрамович пережил жену всего лишь на полтора года. Во время субботника на него упала железобетонная плита, что и послужило причиной смерти. Таким образом, маленький Роман Абрамович остался круглой сиротой. Его взял на воспитание дядя Лейб Абрамович, который работал начальником снабжения «Печорлеса» в городе Ухте. После окончания второго класса Романа забрал другой дядя, Абрам Абрамович, в Москву, где будущий бизнесмен окончил среднюю школу.

По воспоминаниям учителей и одноклассников, Роман был достаточно тихим, не делал особых успехов в учебе. Но уже в школьном возрасте он проявлял первые коммерческие задатки — торговал сигаретами и фарцевал.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: