Какие здания в петербурге построил доменико трезини

Первые постройки

Весной 1704-го крепость приобрела вид неправильного шестиугольника. Затем Петр решил рядом отстроить гавань для кораблей, продовольственные и военные склады, казармы для солдат и офицерские дома. Царь приказал в первую очередь закладывать здания, необходимые для нужд армии. Были построены: верфь, кожевенное и пороховое производство, Литейный и Смольный дворы.

Новый город задумывался Петром как порт, сооруженный на отвоеванных территориях. Царь поставил цель перебросить сюда поток морских грузов из Архангельска. Осенью 1703 года в гавань Петербурга вошел первый корабль из-за рубежа. Прибытие судна торжественно отметили, а экипаж щедро наградили.

На соседнем острове по указу Петра I стали возводить первые сооружения. Под Выборгом был заложен Троицкий собор. Его назвали в честь основания Санкт-Петербурга, которое состоялось на Троицу. Сохранился деревянный домик для царя. Был организован первый порт. Вскоре постройки стали возводить и на другом берегу реки, и на Васильевском острове.

Конструктивизм

Конструктивизм появился в первые советские годы, когда всё искусство, включая архитектуру, стало источником распространения новых идей. Его главные черты — функциональность и минимум декора — были продиктованы как экономией после Первой мировой войны и революции, так и советской идеологией, диктующей архитектуру без излишеств.

Конструкция здания и план каждого помещения планировались исходя из функции, которые они будут осуществлять. Это хорошо заметно в ДК имени Горького, Московском райсовете и практически всех постройках той эпохи. Для жилых зданий проектировался общий быт со столовой, библиотекой, детским садом (дом-коммуна инженеров и писателей, дом Политкаторжан).

Минималистичный декор был по-своему изящен: это ленточное остекление, цилиндрические формы, асимметрия и противопоставление горизонталей и вертикалей. В Петербурге сформировался свой подстиль, который называют ленинградским авангардом.

Подробнее о конструктивизме в Петербурге.

Отдельно стоит отметить рабочие городки и жилмассивы, которые стали массово строиться в эпоху конструктивизма. Лучшие примеры этого простого и функционального жилья с нестандартными решениями и оригинальным декором: жилгородок на Тракторной улице и на проспекте Стачек. О рабочих городках разных периодов можно почитать в здесь.

Барокко

Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.

Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.

В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.

Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.

Петровское барокко

При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.

Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.

Елизаветинское барокко

Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.

Летний дворец Петра I

Создание в городе европейского парка было, конечно, идеей императора Петра. Для личного контроля за новым проектом государь решил построить резиденцию вблизи будущего парка. Так появился Летний дворец, еще одно детище Трезини. Точнее, это можно назвать совместным проектом, потому что император принимал в планировании строительства живое участие.

Сегодня это одно из старейших сохранившихся зданий города. Двухэтажный дом в стиле петровского барокко выглядит довольно строго. Лишь крышу украшает позолоченный флюгер, изображающий Георгия Победоносца. И фасад украшают барельефы, прославляющие российские победы в Северной войне.

Дворец расположен на окраине парка, с выходом на реки Неву и Фонтанку. К главному входу есть подход с воды. Именно дворец и дал имя парку. Сегодня в нем музей Петра I, который знакомит с великим прошлым, когда Россия была одной из сильнейших в мире морских держав.

Манеж

Первая в России персональная выставка легендарного французского художника Кристиана Болтански.

Предоставлено организаторами

Фото:

Пока здесь могут сказать лишь о весеннем проекте – первой в России персональной выставке легендарного французского художника Кристиана Болтански. Точная дата открытия неизвестна, ориентировочно – в начале марта.

В этом году здесь также запланирована выставка о русском балете. Подробностей пока нет, скорее всего, событие состоится во второй половине 2022 года. Также есть ряд проектов, которые сейчас находятся в стадии обсуждения, но анонсировать их пока рано.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП), являющийся филиалом ЦВЗ «Манеж», о своих планах говорит чуть более уверенно.

  • Самой масштабной выставкой 2022 года станет межмузейный проект «Портрет художника». Даты проведения: 12 декабря 2022-го – 27 февраля 2023 года. Проект обращён к искусству ХХ–ХХI вв. «Стремление к самопознанию, самоидентификации – одно из коренных свойств человеческой натуры испокон веков. В художественной среде оно проявляется, прежде всего, в создании автопортретов», – говорится в анонсе. Выставка автопортретов охватит все выставочные пространства музея с первого по третий этаж. Её составят более 150 произведений живописи, скульптуры, объектов из собрания МИСП, Государственного Русского музея, Театрального музея и частных коллекций.
  • С 10 марта по 18 апреля любуемся работами живописца, графика и поэта Владимира Яшке (1948–2018) – яркого представителя ленинградского андеграунда 1980-х, члена легендарной группы «Митьки».
  • С 6 июня знакомимся с творчеством звезды в современном художественном мире Завена Аршакуни (1932–2012). Член знаменитой «Группы одиннадцати», яркий представитель «левого ЛОСХа», принадлежит к поколению «шестидесятников», он способствовал радикальному преобразованию художественной структуры советского искусства.
  • С 25 апреля будет представлено более 60 живописных и графических произведений ещё одной участницы легендарной «Группы одиннадцати» – Валентины Рахиной (1932–2013).
  • С 10 октября по 20 ноября в МИСП пройдет выставка «Александр Лабас (1900–1983) и революция».  

Кроме того, в МИСП с 2022 года стартует новый долгосрочный проект – «Петербургское искусство ХХ века в частных коллекциях». Первой выставкой в рамках проекта станет представление собрания известного коллекционера Н.П. Ботки, который благодаря своей активной деятельности и сотрудничеству с музеями Санкт-Петербурга занял достойное место в художественном сообществе нашего города. Дата проведения: 29 августа – 2 октября.

ПОБЕДИТЕЛИ ФОТОКОНКУРСА

Победителями фотоконкурса «Мой Петербург» стали:

Номинация «Я люблю Петербург»

1 место. Анастасия Журавлева. Санкт-Петербургский Реставрационно-художественный колледж

Номинация «Ленинградцы&Петербуржцы» Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

3 место – Виктория Карнакова. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Номинация «Литературный Петербург».

1 место – Дмитрий Ганцевич. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

Номинация «Профессия реставратор».

1 место – Ольга Мацуева. Санкт-Петербургский государственный Университет.

Номинация «Неизвестный Петербург».

1 место – Ирина Цыкина. Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения

01.07.2020

ЗАСЛУГИ ПЕДАГОГОВ ПЕТЕРБУРГСКИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ ОТМЕЧЕНЫ ПРЕМИЕЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Согласно Постановлению, подписанному Губернатором Санкт-Петербурга Александром Дмитриевичем Бегловым, в 2020 году за заслуги в области профессионального образования награждены:

• Багров Александр Владимирович отмечен как «Лучший преподаватель государственного профессионального образовательного учреждения Санкт-Петербурга по программе подготовки квалифицированных рабочих» за 2020 год («Реставрационный колледж «Кировский»);

• Бабич Анатолий Васильевич отмечен как «Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга» за 2020 год; («Реставрационный колледж «Кировский»);

• Шавкерова Ольга Владимировна отмечена как «Лучший преподаватель государственного профессионального образовательного учреждения Санкт-Петербурга по программе подготовки квалифицированных рабочих» за 2020 год («Реставрационно-художественный колледж»);

• Шевченко Владимир Юрьевич отмечен как «Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга» за 2020 год. («Реставрационно-художественный колледж»).

18.12.2020

Елизавета Петровна — история дворянского Петербурга в 1725-1741 и 1741-1761 годах

Время, последовавшее после смерти Петра Великого, стало периодом крайней нестабильности в стране. Прямым поводом к политическим передрягам стала путаница в вопросе престолонаследия, поскольку первый российский самодержец в свое время отверг принцип майората, заменив его  принципом единонаследия (что не одно и то же), но и не оставил соответствующего завещания. Это послужило толчком к клановому соперничеству за русскую корону, выразившемуся в периоде дворцовых переворотов протяженностью в 16 лет (1725-1741гг).

Вся страна, и Петербург, разумеется, тоже, «повисли» в пространстве, когда реформы и проекты Петра выполнялись лишь по инерции, а могли быть и вовсе пересмотрены и оставлены, либо исковерканы. Что, конечно же, было крайне негативно для отечественной истории. 
Поэтому обычно за петровским периодом истории Петербурга рассматривают почти сразу елизаветинский, который продлился с момента ее воцарения в 1741 году до ее смерти в 1761.

Периодом национального возрождения принято считать царствование этой императрицы. Его особенностью была «немосковскость» (т.е. традициональность), а европеизация. Дочь самодержца была нацелена на возвращение политики Петра.

Интересно, что в ее правление в России отменяют смертную казнь, поэтому елизаветинское двадцатилетие уникально в этом плане даже для Европы 18 века.

Самодержица укрепляет статус дворян, другие сословия практически не могут реализоваться на гослужбе. В то же время царица отменяет введенную ее отцом бессрочную службу для этой категории. И в Петербурге расцветает дворцовое строительство. Но не только. Активно развивается наука России и образование. Елизаветинский Петербург – это столица культурного ренессанса и раннего Просвещения. Открываются новые учебные заведения (конечно, для дворян), появляется и первый российский академик – Ломоносов, а за ним и Тредиаковский. Учреждается в Петербурге и Академия художеств. 

Краткая справка по культуре елизаветинского периода истории Петербурга

Середина 18 века – это торжество высокого барокко, воплощенное в столице в сооружениях многочисленных храмов и дворцов. Приход этого стиля связывают именно с царствованием Елизаветы Петровны. Размах и богатство новых зданий столицы должны были выразить и продемонстрировать мощь и величие самодержавного абсолютизма России.

Создателем русского направления «елизаветинского» барокко стал Растрелли.  Его шедевры отличало от «изнеженной грации» европейского стиля барокко зрелищная крупномасштабность, архитектоника объемов и богатейшая праздничность, особенно в отделке. К тому же Елизавета возвращается к русскому пятиглавию – православной традиции храмостроения. Интересно, что барокко в России расцветает, когда в самой Европе оно уже уходит со сцены. Мы отстаем, но зато, КАК отстаем! Сокровища елизаветинского зодчества сегодня поражают и «пионеров–европейцев».

Памятники архитектуры периода Елизаветы:

  • Аничков дворец – Земцов, Дмитриев, Растрелли
  • Фонтанный Дом – Дмитриев, Чевакинский
  • Смольный монастырь – Растрелли
  • Воронцовский дворец – Растрелли
  • Строгановский дворец – Растрелли, Демерцов, Воронихин
  • Зимний дворец (6-ой по счёту императорский дворец) – Растрелли
  • Никольским Морской собор – Чевакинский
  • Владимирская церковь (последний памятник барокко) – автор возможно Трезини, Растрелли, колокольня – Кваренги

Петропавловский собор

Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла был заложен в 1712 году. Собор дал наименование всей крепости. Архитектура и внутреннее его убранство не соответствовали прежним традициям оформления православных храмов: собор должен был стать главным храмом северной столицы.

Великолепный позолоченный пятиуровневый иконостас алтаря был создан по проекту Трезини мастерами-резчиками по дереву в Москве, привезен и собран в соборе. Справа от алтаря располагается кафедра, с которой читались проповеди. Слева – царское место, где во время богослужений находился император.

В XVIII-XIX веках в соборе хранились захваченные русскими войсками во время боевых действий вражеские знамена. Впоследствии они были переданы в Эрмитаж, и сегодня в соборе находятся лишь копии знамен.

На территории собора располагаются могилы всех российских императоров от Петра I до Александра III. Над каждой могилой в 1865 году были установлены однотипные саркофаги из белого мрамора с позолоченными крестами. Императорские надгробия легко отличить – они дополнительно украшены двуглавыми орлами. Два саркофага отличаются от остальных: надгробие Александра II сделано из зелёной яшмы, его супруги императрицы Марии Александровны — из розового орлеца.

В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки, принадлежащие по заключению госкомиссии Николаю II и его семье, расстрелянным в 1918 году в Екатеринбурге. Однако итоги экспертизы на сегодняшний день не приняты православной церковью: с 2015 года проводится повторная экспертиза для определения принадлежности останков.

В 1917 года многие предметы интерьера и ценности Петропавловского собора, в том числе многочисленные серебряные и золотые венки, украшавшие стены, по распоряжению Временного правительства были отправлены в Москву, откуда так и не вернулись.

Сегодня Петропавловский собор – действующий православный храм, где проводятся службы. Поэтому туристам рекомендуется соблюдать общепринятые правила поведения в храме.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПРАЗДНУЕТ 75-ЛЕТИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ШКОЛЫ РЕСТАВРАЦИИ

1 июля 2020 года в Санкт-Петербурге отметят юбилей ленинградской школы реставрации. 75 лет назад – 1 июля 1945 года – было подписано постановление Совета Народных комиссаров СССР о создании архитектурно-реставрационных мастерских в послевоенном Ленинграде. Главной задачей нового подразделения было восстановление разрушенных в ходе военных действий архитектурных и скульптурных памятников города и пригородов.

К этой знаменательной дате петербургские реставраторы при участии КГИОП и Союза реставраторов Санкт-Петербурга подготовили серию тематических онлайн-мероприятий, которые будут интересны широкому кругу зрителей.

01.07.2020

Петр Романов: основатель и стратег Северной Венеции. История Петербурга первой трети 18 века (1703 – 1725)

Временем возникновения новой столицы в России принято считать 16 мая 1703 года, когда самодержцем российским был заложен первый камень в основание нового града.

Петром был взят Шлотбург (быв. Ниенщанц), и на местах нынешнего города император задумывает построить еще одну крепость, уже с именем «Санкт-Питер-Бурх». Позже это название распространяется и на весь город. Крепость закладывается на острове Енисари (что означает Заячий) и является первым сооружением новой столицы. Поначалу, конечно, на месте этой крепости (урл на Петропавловку) была сооружена лишь одна батарея, но уже 29 июня здесь произвели первый банкет для гвардии, перешедшей сюда из Ниенщанца и поселившейся в уже новых казармах.

Дальше пошла работа по грандиозному строительству:

  • Возводились первые мельницы, плотины, дороги
  • Проектировались улицы, мостились дороги (1716-1787)
  • Строились массивные укрепления самой крепости.

К числу первых построек принадлежали также первоначальный дворец Петра (домик на Березовом острове) и церковь Св.Троицы. Рядом с домиком императора появляется и дом Меньшикова,  и первый Гостиный двор, и даже первый сахарный завод.
Если судить по названиям первых столичных улиц – Посадская, Дворянская, Ружейная, Монетная, Пушкарская, Зелейная – новый город развивался не только как военная крепость…

К тому же в идеях Петра было поместить основную часть новой столицы вне крепости (что парадоксально выглядело в принципе).

Удивительным в истории Петербурга было и последующее принудительное заселение новой столицы. Помимо перевода сюда основных ведомств империи (так из Москвы сюда сразу был отправлен Сенат, который поместили в мазанковом доме в крепости), для заполнения нового города жителями был издан строжайший указ, предписывающий всем – министрам, чиновникам, боярам, купцам и проч. – «сменить место жительства», перебравшись «на болота» из обустроенной Москвы. Конечно, это вызывало ропот, но саботировать открыто царское повеление особо не решались.

Развивался новый град и промышленно:

  • 1705 – закладывается Адмиралтейство, в 1709 с его верфи сходит первый корабль, а к концу 1718 у Петра имеются 300 галер и 40 военных кораблей
  • Строятся кузницы, многообразные мастерские  и т.д.

С 1712 года Петербург провозглашен российской столицей, коей он пробудет до 1918 года. С этого же времени и начинается история «противостояния» двух великих городов России – Москвы и Санкт-Петербурга.

Больше того, «вынос» столицы империи практически за пределы самой империи, который провел Петр I, – это воплощение и той новой модели развития страны (в ее культуре, политике, религиозности и т.д.), которая будет названа поэтом позже как «окно в Европу».

На петровский Петербург в 1710 году обрушивается огненная стихия – пожары, которые  уничтожают так тяжело строящиеся сооружения города  — Гостинку, близлежащие дома и лавки. Переживает петровский Петербург и несколько страшных наводнений.

В этот же период начинают осваиваться и пригороды новой столицы – Петергоф, Стрельня, Ораниенбаум и т.д.
Культурные достижения периода основателя Санкт-Петербурга также огромны. В Россию приглашаются зодчие, составившие её художественную славу, возводятся здания самых разных назначений, ставшие объектами мировой культуры.

Краткая справка по культуре петровского Петербурга

В России в период первой трети 18 века основным художественным стилем архитектуры было ранее барокко, получившее также название «петровского». Эксперты считают его в большинстве своем «собирательным» стилем, вобравшим в себя различные элементы европейских школ – барочных,  классицистических. В то же время все эти черты имели и признаки петровского практицизма, т.е. упрощения и соединения с русскими традициями.

Памятниками петровской архитектуры признаны:

  • Петропавловская крепость – Петр Великий, Ламбер, Кирштенштейн, Трезини
  • Петропавловский собор — Трезини
  • Александро-Невская лавра – Трезини, Росии, Расторгуев
  • Кунсткамера – Маттарнови, Гербель, Киавери. Земцов
  • Здание 12-ти коллегий – Трезини, Земцов
  • Летний сад и летний дворец Петра  — Угрюмов, Леблон, Земцов, Трезини, Шлютер
  • Меньшиковский дворец – Фонтана, Шедель
  • Церковь Симеония и Анны – Земцов
  • Сампсониевский собор – заложен в честь Полтавы

Начало строительства

Остров Енисаари, или, в переводе с финского языка, Заячий остров, стал местом строительства новой крепости. Выбор был не случайным: остров перекрывал вход в Финский залив и с него хорошо просматривались выходы во все «рукава» Невы. 23 сентября 1703 года был заложен первый камень Петропавловской крепости, ставшей одной из крупнейших построек будущего города – Санкт-Петербурга.

Строительством руководили А. Д. Меньшиков и Д. Трезини, а все чертежи разрабатывал сам Петр Алексеевич вместе с французским математиком и фортификатором Ж. Ламбером де Герэном, взяв за основу рижский собор Св. Петра. Первая земляная крепость была построена к 1 октября, но сильное наводнение смыло часть возведенных бастионов. Начало строительства совпало с переломным моментом в Северной войне, поэтому наводнение не испортило настроения государя. К 1733 году постройка Петропавловской крепости была завершена, возведен Петропавловский собор.

ПОЧЕТНЫЕ РЕСТАВРАТОРЫ — 2020

11 лет назад петербургские реставраторы впервые в России получили правительственную награду, отмечающую профессиональные заслуги в области сохранения культурного наследия и реставрации, – нагрудный знак «Почетный реставратор Санкт-Петербурга». В разные годы ее обладателями становились реставраторы, сотрудники организаций, работающих в сфере охраны памятников, музейные работники, ветераны реставрационной отрасли. Приуроченное к профессиональному празднику награждение двадцати шести реставраторов, внесших личный вклад в развитие профессии и в сохранение культурного наследия Петербурга, стало доброй традицией. 2020 год, несмотря на все сложности, связанные с пандемией COVID-19, не стал исключением.

02.06.2020

Неоготика

Неоготика стала важным отражением периода архитектурной эклектики. Средневековой готики в России не было, поэтому возрождение стиля происходило через воспроизведение отдельных элементов западноевропейских соборов: в основном, шпили, арки и готические своды.

Самые яркие примеры: Чесменская часовня, кирха святого Михаила на Васильевском острове, храм Петра и Павла в Парголовском парке, Готическая капелла в Петергофе. Элементы псевдоготического стиля встречаются не только в религиозных постройках. Например, в доме на 5-й линии, 46 или в больнице на Лиговском проспекте, 2-4.

Указ Петра I о запрете каменного строительства

20 октября 1714 года Петр I издал указ, запрещающий каменное строительство во всех городах империи, кроме Санкт-Петербурга. Это не было капризом: возведение новой столицы продолжалось уже 11 лет, а каменные здания были построены лишь в центре. Государь желал привлечь для работы над новой столицей мастеров-каменщиков со всей России, но его мечта увидеть «город в камне», соперничающий по красоте с европейскими столицами, так и не была осуществлена. Вплоть до самой смерти императора Санкт-Петербург напоминал огромную строительную площадку. Закон же продолжал действовать вплоть до 1744 года.

Историография:

  1. Грабарь И. Э. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках, СПб.: 1994 год.
  2. Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера, М.: 1996 год.
  3. Власов В. Г. «Петровское барокко», М.: 2007 год.

Значение возведения города

Говоря о цели основания СПб, основное внимание следует уделить Петропавловской крепости — объекту, имевшему важное назначение. Именно это сооружение, с которого и началось строительство Северной столицы, призвано было перекрыть фарватеры по дельтам Нарвы и Большой Невки. Крепость Кронштадт на острове Котлин, сооруженная в 1704 году, должна была защищать морские рубежи

Эти две опоры несут важнейшее значение не только в истории города, но и всей России

Крепость Кронштадт на острове Котлин, сооруженная в 1704 году, должна была защищать морские рубежи. Эти две опоры несут важнейшее значение не только в истории города, но и всей России.

Строя столицу, Петр решал важные стратегические задачи:

  • обеспечить водный путь из России в Западную Европу;
  • основать торговый порт.

Этих целей царю удалось достичь тогда, когда был заложен Санкт-Петербург.

История

Императорская Академия художеств появилась в России при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Эту идею продвигали И. Шувалов и М. Ломоносов, и в 1757 г. она воплотилась в реальность. Обучение началось уже в 1758 году, изучали здесь живопись, скульптуру и архитектуру. Тогда учеба проходила в доме руководителя академии — И. Шувалова.

Важным в истории Академии художеств в Санкт-Петербурге стал 1764 год, когда императрица Екатерина II законодательно утвердила важность деятельности академии и ее художников. Тогда стартовали работы по возведению здания на Васильевском острове, где сегодня размещается Академия художеств в Санкт-Петербурге

Работы велись около 25 лет, а внутренняя отделка продолжалась до 1817 года.

Официальная страница музея академии художеств Санкт-Петербурга ВКонтакте

Академия сыграла знаковую роль в развитии российского художественного искусства. Среди учеников значатся имена многих известных творческих людей: В. Тропинин, Ф. Рокотов, К. Брюллов, В. Серов, В. Суриков, И. Репин, И. Бродский, Т. Шевченко и другие.

Пенсионеры Императорской Академии художеств — это выпускники, которые отправлялись в поездки за границу, чаще всего — в Италию, для изучения памятников искусства и работы над своими проектами. Название обусловлено тем, что академия платила пенсион — денежное пособие молодым людям, отличившимся лучшими выпускными работами.

После революции академию ликвидировали до 1921 года, вместо художественного училища появились мастерские. Через некоторое время произошла реорганизация, в ходе которой утверждено наименование «Институт живописи, скульптуры и архитектуры», которому в 1944 году дали имя живописца и педагога И. Репина.

На протяжении всей своей истории Императорская Академия художеств улучшала систему обучения. Сейчас в институте живописи, скульптуры и архитектуры обучают на 5 факультетах. Здесь есть дневное отделение, на котором числится более 1000 студентов, и заочное, где учится около 500 человек из разных городов и стран.

Надежда Станулевич

Санкт-Петербургский государственный институт живописи организует дополнительно вечерние классы. Это курсы живописи при Академии художеств Санкт-Петербурга, которые длятся 1–4 года, в зависимости от направления. Заниматься здесь могут дети с 14 лет и взрослые. Можно выбрать курс пленэрной живописи, который длится летом в течение одного месяца.

Петербургская академия художеств имени Репина на панорамах Google Maps:

Николай II – последний император. История Петербурга в 1894-1917 годах

Бурный экономический подъем, три войны (турецкая, мировая и гражданская), три революции, развал империи и трагическая смерть – такова кратчайшая канва правления Николая II, последнего хозяина царского Петербурга.

Интересно, что он был рожден в день св. Иова и так же, как этой святой, всю жизнь претерпевал жестокие удары судьбы:

  • Войны николаевской России – поражения
  • Реформы императора – жесточайшее сопротивление
  • Царское окружение – предательство
  • Семья – неизлечимо больной наследник

Даже мероприятия коронации стали трагическими для этого царя. В тот день на Ходынском поле в Москве в давке погибло свыше 3 тыс. человек, пришедших на гулянье и раздачу подарков. Впрочем, царь даже не наказал виновных в такой организации празднества, а это сильно пошатнуло монархические чувства народа. 

К тому же в 90-х годах в стране стал активно «произрастать» марксизм, пришедший сюда из Европы.

После поражения в войне 1905 года две России, которые до этого времени существовали параллельно – просвещенная интеллигенция и народная рабочая – объединяются в едином революционном недовольстве. Так случилось 9 января 1905 года, которое обернулось расстрелом опять-таки более 2 тыс. демонстрантов.

Затем в Петербурге появляется и Г. Распутин, чья роль в грядущих событиях развала империи еще проясняется.  Восстановлением страны занимается Столыпин, убийство которого снова совершают террористы. Николай, так много обязанный этому человеку, даже не появляется на его похоронах. Историки считают, что смерть империи Российской случилась именно в момент убийства Столыпина. Страна умерла…

Затем Россия входит в первую мировую войну и получает еще две революции. Эти события уже окончательно решили участь империи, которая перестала существовать в 1917 году.

Краткая история культуры рубежа 19-20 веков

Тем не менее, в русской культуре этот трагический период останется временем взлета, невиданного всплеска, получившего название «Серебряный век», наивысшие воплощения которого во всех видах искусства случились, конечно же, в столице – в Санкт-Петербурге.

В архитектуре – это:

1900-1910 гг. – модерн:

  • Особняки Каменного острова (Гаусвальд, Фолленвейдер, Шене, Мельцер)
  • Здание театра и магазина товарищества «Братья Елисеевы» — арх.Г.Барановский
  • Здание АО «Зингер и К» (ныне Дом книги) – арх. П.Сюзор
  • Сооружение Витебского вокзала (считается самым значительным памятником петербургского модерна) – арх.С.Брожовский
  • Особняк Кшесинской – арх. А фон Гоген
  • Торговый дом Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ) —  арх. Э.Виррих
  • Новый Пассаж – арх.Н. Васильев
  • Мечеть (на Кронверкском пр.) – Н. Васильев

Неоклассицизм (1900-1910),  который также называют петербургским ренессансом:

  • Училищный дом Петра Великого – арх.А.Дмитриев
  • Азовско-Донской банк – Ф.Лидваль
  • Доходный дом П.Толстого – Лидваль
  • Дом Вавельберга (Дом дожей на Невском) – М.Перетяткович
  • Торговый дом Мертенса  — М.Лялевич
  • Германское посольство – П. Беренс

На Николае II  прерывается не только династия российского императорского дома, но и история Санкт-Петербурга как его столицы, как города не только «царской блажи», но и императорской мощи, российского гения и национального расцвета.

Выпестованный в августейшей колыбели, собравший вокруг себя наилучшее в стране и в мире, вобравший в себя лишь все достойное вечности, Санкт-Петербург остается и на следующие века исключительно городом империи — империи культуры, искусства, истории, гармонии, величественности и могущества России. Он — один такой во всей стране, парадоксально отстоящий от нее в туманном отдалении имперский центр, столица, окутанная в северные, но Белые ночи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: