Воспоминания о современниках

биография

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве в семье инженера-железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков . В 18 лет поступил на военную службу моряком, учился в художественной школе в Харькове, Пензе, а затем в Москве . В 1912 году он выставил картины и рисунки, для которых он нашел вдохновение в пересеченных странах ( Египет , Турция , Греция ). Он играл на бандуре в украинском народном оркестре в Берлине в 1913 году , затем приехал в Париж с одной целью: встретиться с Пикассо .

Чтобы остаться в Париже, Татлайн просит испанского хозяина нанять его в качестве слуги; но Пикассо отказался, и Татлайн вернулся в Россию, где написал свой первый рельефный рисунок: «Бутылка» . Таким образом, художник — скульптор. Это чувство пространства он обнаружил в сценографиях, над которыми он работал между 1911 и 1913 годами. Объект представлен диссоциированным образом в трех металлических элементах: первый — металлическая пластина для формы; второй — кусок металла, скругленный в цилиндр для увеличения объема, а третий — проволочную сетку для прозрачности. Таким образом, удаление рамы приписывает функцию «контррельефа» реальному пространству.

Таким образом, в 1914 году он приступил к реализации таких «контррельефов», первых вех в , основанной на принципах построения и культуре материалов, в которых масса и объем затмеваются, чтобы освободить место для пересечение плоскостей, в которых циркулирует воздух. «Настоящие материалы в реальном пространстве» — его девиз. Скульптура, классическая и академическая по размеру и чугуну, заменила искусство склеивания, сварки и соединения деталей.

Он прошел через несколько художественных течений, особенно увлеченных фовизмом и кубизмом . Но, по его выражению, он хочет, чтобы «искусство спустилось с пьедестала» . Он переносит кубизм в космос и вскоре отказывается от станковой живописи. Он примет участие в знаменитом превосходстве выставки вДекабрь 1915 г. в Январь 1916 г., озаглавленный «  Экспозиция 0,10  », с одним из первых его «контррельефов». Он хотел материализовать искусство монтажами, сборками . Он добивался смерти музейного произведения искусства: произведение должно участвовать в жизни и строительстве мира.

Его самая известная работа его проект для памятника III Интернационала , начиная с — , но которые никогда не будут построены (это должны было быть настоящей населенной башней). Это также самая символическая работа конструктивизма , главным вдохновителем которой был Татлин. Дэн Флавин отдал дань уважения этой работе в своей серии «Памятники В. Татлину» , в которую вошли около пятидесяти произведений, состоящих из семи белых неоновых огней.

В 1920 году дадаистский художник Рауль Хаусманн , пионер фотомонтажа, создал портрет под названием « Татлин дома» — коллаж из фотографий, бумаги и гуаши, который считается символическим произведением дадаизма и хранится в Национальном музее в Стокгольме. . Речь идет о изображении интимного портрета Владимира Татлина, специалиста по коллажу.

С 1925 по 1928 год Татлин был профессором Киевского художественного института (ныне НАОМА), заведовал кафедрой формальных и технических дисциплин ( укр  . ФОРТЕХ ).

В 2012 году музей Тингели в Базеле посвятил творчеству Татлина выставку « Татлин». Новое искусство для нового мира .

И третье тоже

И уже в наши дни идеи Татлина были неожиданно возрождены… в Индонезии. В этой стране представлен проект, представляющий собой очевидное развитие концепции русского конструктивизма. Башня Татлина должна была быть не административным, а жилым и хозяйственным комплексом. Предполагается, что такое строение даст приют 9000 людей, которые там же будут работать на фермах по производству различных продуктов питания (в том числе мяса и риса). Продукция будет частично использоваться для их собственных потребностей, частично – для продажи. Так власти островного государства с очень высокой плотностью населения собираются решить проблему чрезмерной нагрузки на экологические системы. Такой вот индонезийский колхоз получается…

Но наши современники все же считают удачей то, что проект Татлина не был реализован. Они уверены, что он уничтожил бы архитектурный ансамбль любой из столиц (были идеи по сооружению башни Татлина в Москве и в Петрограде). Впрочем, точно так же думали Ги де Мопассан и Дюма-сын, протестуя против творения Г. Эйфеля. Возможно, что и критики Татлина ошибаются…

Забытые коммунисты

Гораздо хуже сложилась судьба многих из тех, кто должен был работать в башне Татлина. Да, СССР спас жизни многим коммунистам, подвергавшимся репрессиям на родине. Но немалое их количество поплатилось уже в стране своей мечты за какие-то разногласия с доминирующей «линией партии». Среди них оказалась даже такая знаменитость, как создатель Венгерской Народной республики Б. Кун.

А в 1943 году Интернационал был распущен. Таким образом Йосиф Виссарионович Сталин налаживал отношения с партнерами по антигитлеровской коалиции, намекая им на отсутствие намерений далее поддерживать мировое коммунистическое движение. Намеки не соответствовали действительности, но все равно идея всемирного пролетарского единства была принесена в жертву политической целесообразности.

Примечания

  1. 12 ТАТЛИН Владимир Евграфович — artinvestment.ru/auctions/1568/biography.html
  2. Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В., Бражик Д., Каракис И. И.; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0  
  3. http://4.bp.blogspot.com/_VRJgso9Cyew/R7tC8hhoYAI/AAAAAAAACKE/7bEkPUZOiZY/s320/grosztatlinheartfield.jpg — 4.bp.blogspot.com/_VRJgso9Cyew/R7tC8hhoYAI/AAAAAAAACKE/7bEkPUZOiZY/s320/grosztatlinheartfield.jpg
  4. Монтаж аппарата Летатлин в Итальянском дворике ГМИИ им. А. С. Пушкина во время подготовки выставки Москва — Париж, 1981 — www.artchronika.ru/news.asp?idnews=56

Успех и забвение

Тем не менее в 1920 году проект рассмотрели во время съезда Советов, в 1924-м второй, переработанный вариант был отправлен в Париж на международную выставку. Но реализовать его было невозможно из-за катастрофического состояния производства, да и оценки авторитетов сильно разнились (нарком Луначарский, к примеру, был шокирован).

Когда же ситуация в экономике улучшилась, изменилась идеологическая составляющая. Авангардисты вышли из моды – народные массы их не воспринимали (надо признать, это действительно непросто!), власть начала считать слишком странными и неуправляемыми. Доминирующим направлением стал социалистический реализм.

Примечания

  1. ↑ Татлин Владимир Евграфович // Большая советская энциклопедия:
  2. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 86. — ISBN 5-274-01554-9.
  3. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 89. — ISBN 5-274-01554-9.
  4. . ЦГА Москвы.
  5. ↑ . rusavangard.ru. Онлайн-энциклопедия русского авангарда.
  6. . artchive.ru.
  7. , с. 68.
  8. Стригалёв А. А. «Университеты» художника Татлина // Вопросы искусствознания. — 1996. — Вып. 2. — С. 405—438.
  9. Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В., Бражик Д., Каракис И. И.; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0. (рус.)
  10. Юрий Нагибин в эссе «Владимир Татлин» утверждает, что у Татлина и Корсаковой был роман до её замужества. Её мужем стал Борис Семенович Лунин. После его смерти в 1976 году Корсакова объявила себя вдовой… Татлина.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2009.
  12. . TATLIN. Дата обращения: 25 июня 2021.
  13. . Зодчество (6 июля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2020.

Второе рождение

Случилось так, что не только идея Владимира Евграфовича Татлина была похоронена, но и два макета его башен потерялись загадочным образом. Но остались проектные материалы, рисунки, фото. И уже в наши дни нашлись энтузиасты, начавшие по ним реконструировать проект. Первым за это дело взялся англичанин М. Чалк, но наилучших результатов достиг художник из Пензы Дмитрий Тимаков. Благодаря ему сегодня в Третьяковке снова можно видеть макет башни Татлина.

Д. Тимаков преподает в том самом художественном училище в Пензе, где когда-то учился Татлин. Работу по реконструкции он начал еще в советское время, но, поскольку производил он ее за свой счет, ему никто не мешал (лишнее доказательство, что масштабы советского идеологического прессинга сильно преувеличиваются). За основу реконструкции он взял исходный проект 1920 года, и уверен, что результат его работы походит на оригинал примерно на 90%.

Уже после распада СССР проводились выставки работ Татлина и в нашей стране, и за рубежом. В Пензе его имя носит художественная школа, есть улицы Татлина в Пензе и в столице.

Память[ | код]

  • 125-летию со дня рождения Владимира Татлина была посвящена его выставка в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу, открывшаяся 5 октября 2011 года. В экспозиции было представлено около 60 работ, четверть из которых — реконструкции.
  • Улица Татлина в Пензе.
  • Улица Татлина в Москве.
  • «TATLIN» — екатеринбургское издательство, специализирующееся на архитектурной тематике.
  • Tatlin — семейство систем хранения данных производства Yadro.
  • В 2010 году Союзом архитекторов России была учреждена «премия Владимира Татлина» — российская национальная премия в области архитектуры. Премия вручается ежегодно за лучшие проектные предложения и авторские концепции в смотре-конкурсе «Архитектурные произведения». Лауреатам вручается приз в виде стилизованной Башни Третьего Интернационала, автором которого стал Юрий Аввакумов.

Примечания[ | код]

  1. ↑ Татлин Владимир Евграфович // Большая советская энциклопедия:
  2. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 86. — ISBN 5-274-01554-9.
  3. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — С. 89. — ISBN 5-274-01554-9.
  4. . ЦГА Москвы.
  5. ↑ . rusavangard.ru. Онлайн-энциклопедия русского авангарда.
  6. . artchive.ru.
  7. , с. 68.
  8. Стригалёв А. А. «Университеты» художника Татлина // Вопросы искусствознания. — 1996. — Вып. 2. — С. 405—438.
  9. Иосиф Каракис: Ирония судьбы // Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред. Бабушкин С. В., Бражик Д., Каракис И. И.; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). — ISBN 966-95095-8-0. (рус.)
  10. Юрий Нагибин в эссе «Владимир Татлин» утверждает, что у Татлина и Корсаковой был роман до её замужества. Её мужем стал Борис Семенович Лунин. После его смерти в 1976 году Корсакова объявила себя вдовой… Татлина.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 сентября 2009.
  12. . TATLIN. Дата обращения: 25 июня 2021.
  13. . Зодчество (6 июля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2020.

Известные работы

Башня Татлина (слева) на марке 2000 года

  • Поднимающий спички, 1910, бумага на картоне, тушь, 26х18 см., ГТГ.
  • Матрос (Автопортрет), , Русский музей, Петербург.
  • Букет, 1911, холст, масло, 93х48см., ГТГ .
  • Продавец рыб, 1911, холст, клеевые краски, 77х99см., ГТГ .
  • Арлекин, эскиз святочного костюма, 1912, картон, тушь, 32х24см., ГТГ .
  • Шесть эскизов декораций и костюмов для неосуществленной постановки оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя», 1913 (Поляк, Антонида, Мужик, Бал, Лес, Спасские ворота), ГТГ ..
  • Рельеф, 1914-1915, металл (медь), дерево, 62х53х13 см, дар Г.Д.Костаки, ГТГ.
  • Контр-рельеф, 1916, полированное красное дерево, кровельное и оцинкованное железо, дерево, цинк, 100х64х34 см., ГТГ .
  • Доска №1 (Старо-Басм(анная), 1916, дерево, темпера, позолота, 100х57 см., ГТГ .
  • Первая модель «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина», 1920-1921.
  • Вторая модель «Памятник III Интернационала» или «Башня Татлина», 1930, дерево, железо, плексиглаз, высота 500 см, руководитель Д.Н.Димаков.
  • «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1929—1932, Музей истории авиации, Монино, Московская область.
  • Женский портрет, 1933, Дерево, масло, 55х47 см., дар Г.Д.Костаки, ГТГ.
  • Букет, 1940-е годы, дерево, масло, 32х24 см., ГТГ .
  • Мясо, 1947, холст на картоне, масло, 67х71,5 см., дар Г.Д.Костаки, ГТГ .
  • Череп на раскрытой книге, 1948—1953.

Библиография[ | код]

Публикации Владимира Татлина | код

Татлин В. Искусство в технику // Бригада художников. — 1932. — № 6.

Владимир Татлин: Органичность // Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 851–892. — 906 с. — ISBN 978-5-7525-2997-9.

О Владимире Татлине | код

Книги | код

  • Пунин Н. Памятник III Интернационала. — П.: Издание Отдела Изобразительных Искусств Н. К. П., 1920.
  • Пунин Н. Татлин (Против кубизма). — Пг., 1921.
  • Жадова Л. А. В. Е. Татлин. Заслуженный художник РСФСР: . — М., 1977.
  • Zsadova L. A. Tatlin. — Budapest: Corvina, 1983. — 533 p.
  • Milner John. Vladimir Tatlin and the Russian avant-garde. — New Haven: Yale University Press, 1983.
  • Zhadova Larissa. Tatlin. — London: Thames and Hudson, 1988. — 533 p. — ISBN 0-500-23478-7.
  • Jadova Larissa. Tatline: Masterskaia Tatlina. — Paris: P. Sers, 1990. — 554 p. — ISBN ISBN 2-904057-32-3.
  • Владимир Татлин. Ретроспектива: / Под общей редакцией А. Стригалёва и Ю. Хартена. — Köln: DuMont, 1993. — 416 с. — ISBN 3-7701-3250-5.
  • Н. Пунин о Татлине / Под общ. ред. В. Ракитина и А. Сарабьянова; авт. вступ. ст. В. Ракитин; сост. И. Пунина, В. Ракитин, Л. Зыков; комм. А. Каминской, В. Ракитина. — М.: RA, 2001. — 128 с. — (Архив русского авангарда). — 2000 экз. — ISBN 5-85164-079-0.

Статьи | код

  • Абрамова А. Татлин // Декоративное искусство СССР. — 1966.
  • Жадова Л. А. К выставке Татлина — одного из основоположников советской школы дизайна // Техническая эстетика. — 1977. — № 7.
  • Стригалёв А. «Бионические основы» творческой концепции В. Е. Татлина // Проблемы формообразования в советской архитектуре. — М., 1978. — Вып. 4. — С. 29—32.
  • Дуксина И. Н. К новому или к нужному. Манифест Дж. Балла в прочтении В. Татлина // Русский кубофутуризм. — СПб., 2002.
  • Дуксина И. Н. Гончарова и Татлин (1913—1915) // «Амазонки авангарда» / Ответственный редактор Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. — М.: Наука, 2004. — С. 111—124. — ISBN 5-02-010251-2.
  • Стригалёв А. А. Владимир Евграфович Татлин // Мастера советской архитектуры об архитектуре. — М.: Искусство, 1975. — Т. 2. — С. 68—79.
  • Милнер-Гулланд Р. Поэт и художник (По поводу стихотворения В. Хлебникова «Татлин, тайновидец лопастей…») // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 302—308. — ISBN 5-7859-0074-2.
  • Дуксина И. Н. Ранний театр Владимира Татлина // Mit voller Kraft. Russische Avantgarde 1910—1934: Каталог выставки. — Гамбург, 2001.
  • Данин Д. Улетавль // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. Сборник 17. — М., Советский писатель, 1983. — с. 340-365

2. Творческий путь

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Жоржа Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!».

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.

Матрос, бомбист, кобзарь, авангардист…

Теперь познакомимся с человеком. Татлин, Владимир Евграфович, 1885 года рождения, из семьи железнодорожника. Из его биографии может получиться неплохой приключенческий роман.

Мать героя рано умерла, с отцом отношения не сложились. В 13 лет Володя Татлин отправился в самостоятельное плавание в буквальном смысле – сбежал из дому и поступил в юнги. Затем чем он только не занимался! Подрабатывая декоратором в театрах, обнаружил в себе художественные способности, поступил было в Москве учиться живописи, но почти сразу «вылетел» за неудовлетворительное поведение. В 1905 году был участником революции, и каким – вооруженным бойцом-террористом (тогда таких часто называли бомбистами)! Затем до 1910 года все-таки изучал живопись в Пензе. В 1906 году поехал с выставкой, посвященной русским кустарным промыслам, в Париж в роли… слепого украинского кобзаря (видел при этом прекрасно)! В 1914 году добрался в столицу Франции по собственной инициативе, побывал в мастерской Пикассо, заразился от него авангардизмом, а на дорогу зарабатывал тем же кобзарским искусством. Принимал участие в деятельности нескольких русских футуристических обществ, дружил с К. Малевичем, потом шумно разругался с ним…

Октябрьскую революцию Владимир Евграфович Татлин безоговорочно принял. Так поступило большинство русских футуристов (вспомним хотя бы Маяковского!). И в 1919 году создание Коммунистического Интернационала подвигло его на разработку проекта сооружения, что должно было стать символом этой организации, ее штаб-квартирой, а также новым «лицом» России, освобожденной от косных традиций прошлого.

Биография

Георг Гросс (справа) и Джон Хартфилд. Надпись на плакате: «Искусство умерло. Да здравствует новое машинное искусство Татлина». 1920 год.

Владимир Татлин родился 16 () декабря  в Москве, в семье Евграфа Никифоровича Татлина, потомственного орловского дворянина, инженера-технолога по железнодорожному делу, и Надежды Николаевны (урожденной Барт), поэтессы, близкой народовольцам. После смерти матери семья переехала в Харьков. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, на корабле ходил юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В 1904 — в Одесском училище торгового мореплавания. Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. Татлин так и не получил полноценного художественного образования.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

Посещал встречи поэтов-футуристов: братьев Бурлюков, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского.

В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи».

В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Берлин, выступая в качестве музыканта-бандуриста. Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую Пабло Пикассо.

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке «0,10», представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези». В том же году начинает работать над проектом аппарата «Летатлин».

В 1925—1927 — профессор в Киевском художественном институте
. Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис и др.

В 1927—1930 — профессор ВХУТЕМАСа в Москве. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).

В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

В начале 1950-х годов Татлин был во главе бригады художников, создававших наглядные пособия для Московского государственного университета.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища

Родственники

  • Жена — Корсакова (Рудович) Александра Николаевна.
    • Сын — Татлин Владимир Владимирович.
    • Внебрачный сын от Нины Игнатьевны Бам (1901—1975) — Анатолий Сергеевич Ромов (р. 1935), советский и российский прозаик, сценарист.
    • Внуки:
      • Сергей Анатольевич Ромов.
      • Филипп Анатольевич Ромов.
      • Нина Анатольевна Ромова.

Приложения

Библиография

  • Лариса Jadova , Tatline: Masterskaia Tatlina , Париж, П. серов,1990 г., 554  с. ( ISBN  2-904057-32-3 , уведомление BnF п о   )
  • (ru) Лариса Алексеевна Жадова , Татлин , Лондон, Темза и Гудзон ,1988 г., 533  с. ( ISBN  0-500-23478-7 , уведомление BnF п о   )
  • (ru) Норберт Линтон , Башня Татлина: памятник революции , Нью-Хейвен, Коннектикут, Yale University Press ,2009 г., 277  с. ( ISBN  978-0-300-11130-9 , уведомление BnF п о   )
  • (эль) Лутц Беккер ( пер.  с англ.), Kataskeue: Tatlin kai kyklos tou , Thessalonikē, Kratiko moyseio sygchrones technes,2001 г., 394  с. ( ISBN  960-86806-4-6 , уведомление BnF п о   )

Творческий путь[ | код]

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!».

«Контр-рельеф», 1916. Лакированное красное дерево, железо, дерево, цинк. ГТГ

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда.

1. Биография

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище.

В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1913 году посетил мастерскую Пабло Пикассо.

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке 0.10, представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези».

В 1925—1927 — профессор Киевского художественного института. Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис и др.

В 1927—1930 — профессор ВХУТЕИНа в Москве.

В 1930—1940х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года.

Сын — Ромов, Анатолий Сергеевич.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: