Как Кандинский и другие абстракционисты изменили наш мир
Нельзя сказать, что Кандинский совершил грандиозную революцию в живописи.
Абстракционизм был настолько логичным шагом в развитии живописи, что в 1910 году появилось немало художников, которые почти полностью отошли от фигуративной живописи.
Например, Малевич шёл в том же направлении. Правда свои первые чисто абстрактные работы создал немного позже своего коллеги.
Казимир Малевич. Чёрный и красный квадраты. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Но Кандинский не просто создал абстрактную работу в 1910 году. Он рассказал об этом в трактате «О духовном в искусстве». Тем самым как бы запатентовал своё право называться первым из первых.
А уж после его трактата абстракционизм попробовали наверное все передовые художники. Многим хотелось почувствовать эту свободу: когда уже не надо придумывать образ и сюжет, чтобы экспериментировать с цветом и формой.
Пит Мондриан. Композиция с большой красной плоскостью. 1921 г. Муниципальный музей в Гааге.
А где свобода, там дух экспериментаторства просто зашкаливает и прорывается за пределы холста.
Новые формы художники начали переносить в скульптуру, архитектуру. А потом и до быта добрались: до мебели и одежды.
Alberto Lievore, Jeannette Altherr and Manel Molina. Стол «Малевич». Испания, 2016 г. Stylepark.com
В результате абстракционизм изменил наш мир до неузнаваемости. И я не только про абстрактный рисунок обоев! Я и про лаконичные формы наших шкафов, и про монохромный цвет машин, и про платья в мондриановскую клетку.Что ж, Кандинский не был талантливым рисовальщиком. Но он был новатором, который изменил мир.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Габриэль Мюнтер. Портрет Кандинского. 1906. Музей в Мурнау, Германия.
Пабло Пикассо в Париже
Гения от заурядного художника отличает стремление сделать открытие, изменить взгляд на мир. “Почему бы не сделать плоскую скульптуру”, — подумал Пабло Пикассо и решил отразить на холсте три плоскости предмета. Это была первая попытка создать 3D рисунок, объемное изображение. Так испанский художник стал отцом кубизма и перевернул взгляд на искусство.
Перед тем как решиться на эксперименты Пикассо великолепно освоил основы живописи в Барселоне, Мадриде и Ла-Корунье. Уже в 19 лет художник владел техникой рисования и на зависть собратьям по цеху с невероятной легкостью писал идеальные по композиции картины. Тогда он начал мечтать о большем и вместе с другом решился переехать в Париж.
Париж — город вдохновения для Пабло Пикассо
Пикассо приходит в восторг от французской столицы: творческая атмосфера, клубы художников и великолепные музеи стимулируют его к активной работе над своими полотнами. Даже после самоубийства друга, он “надевает на музу траур” и продолжает самозабвенно писать картины. Так начинается “голубой период” в его творческой жизни.
Затем Пикассо возвращается в Барселону, где продолжает создавать меланхоличные картины в синих тонах.
Вскоре поток вдохновения иссякает и Пикассо решается на новую поездку в Париж, где находит пристанище в общежитии для бедных художников на Монмартре. Новые творческие силы приходят к нему после знакомства со странствующими комедиантами. Так начинается более оптимистичный “розовый период”.
Именно в Париже художник отходит от экспериментов с цветом и начинает “деформировать натуру”: превращать любые формы в геометрические блоки, увеличивает и ломает объемы, рассекает объекты на плоскости и грани. Эти опыты, увлечение африканской скульптурой и парижская творческая среда привели Пикассо к новому жанру живописи и сделали его величайшим художником ХХ века.
Музейный квартал
Музейный квартал Мюнхена. Территория искусства. В 1836 году за тогдашней городской чертой Мюнхена, в малонаселенном пригороде Максфорштадт (Maxvorstadt) была торжественно открыта Старая Пинакотека. Главным организатором её создания был король Баварии Людвиг I. Он разместил здесь огромное богатство, состоящее из нескольких больших коллекций живописи, собранных представителями самой старой в Европе правящей династии Виттельсбах в течение нескольких столетий. Но во-первых, это собрание оказалось настолько огромным, что разместить его полностью в залах Старой Пинакотеки было просто невозможно. Большое количество картин разместили в запасниках. Во-вторых, здесь были собраны картины, созданные до начала строительства Старой Пинакотеки, то есть до…
Живопись
Академическое обучение дало Францу Марку основы художественного мастерства, но молодому художнику претил традиционный подход преподавания. Поездка в 1903 году в Париж оказала решающее влияние на творчество. Франц провел немало часов в Лувре, где познакомился с работами мэтров
Также привлекли внимание японские гравюры, но изменить восприятие мира удалось не мастерам эпохи Возрождения, а импрессионистам
Вторая поездка во Францию в 1907-м окончательно определила стиль молодого живописца, пришедшего в восторг от картин постимпрессионистов Гогена, Сезанна и Ван Гога. Полотна мастеров перевернули сознание и повлияли на выбор направления. Марк приступил к изучению анатомии животных, которых мечтал рисовать.
Сделать главными героями картин лошадей, оленей, кошек и собак Франца Марка подтолкнуло убеждение, что люди несовершенны и даже уродливы, а животные — высшие существа, чистые и гармоничные, не испорченные влиянием цивилизации.
Проба кисти Марка — гобелен «Орфей и звери» — побуждала публику вспомнить позабытый земной рай, первозданную красоту животных, покорных воле Творца. После 1908-го в творчестве экспрессиониста все чаще присутствуют изображения лошадей.
В 1910 году Франц Марк познакомился с коллегой Августом Макке. Вместе с ним в сентябре того же года вступил в объединение экспрессионистов, в котором состоял до конца 1911-го.
Знакомство с русскими абстракционистами Василием Кандинским, Марианной Веревкиной и Алексеем Явленским, а также общий интерес к модернистским направлениям фовизму и кубизму подтолкнули художника с группой единомышленников к выходу из объединения и созданию группы «Синий всадник». Марк и Макке полагали, что внутреннее и внешнее восприятие человеком окружающего мира следует объединить. Теоретиком идеи стал Кандинский.
Однако Франц Марк, будучи в «Синем всаднике», нашел свой стиль. В цветовое решение и форму революционер внес некую напряженную экзальтацию, при этом выдержав романтическую линию. Известные работы этого периода — полотна «Голубая лиса», «Желтая корова», «Синяя лошадь», «Мечта».
Картины, датированные 1913 годом, наполнены предчувствием драматических событий. Ощущается крен мастера в сторону абстракционизма. Тревога и апокалиптические ожидания Марка обусловлены военными событиями. Наиболее показательны в этом плане работы «Судьба животных» и «Башня синих лошадей». Последнее полотно утрачено в годы Второй мировой войны.
Картины последнего года творчества — 1914-го — характерны окончательным переходом в абстракционизм и стиранием порога реальности, чему доказательство — картины «Тироль» и «Борьба форм».
прием
Влияния Синего всадника
Галка Шейер с Фейнингером, Кандинским, Клее и Явленским, коллаж на странице газеты « San Francisco Examiners » от 1 ноября 1925 г.
Пауль Клее преподавал с 1921 года, а Василий Кандинский с 1922 года в Баухаусе в Веймаре, а затем в Дессау . Кроме того, Кандинский, Клее и Алексей фон Явленский, трое из художников, участвовавших в Blue Rider, вместе с Лионелем Фейнингером под руководством Галки Шайер сформировали выставочную группу Die Blaue Vier — воспоминание о Blue Rider — в Веймаре. Шайер в основном в США представлена.
Мюнхен как место авангарда в современном искусстве закончился роспуском «Синего всадника». Его идеи были забыты, а в эпоху национал-социализма многие работы их художников были названы « дегенеративными », уничтожены или проданы за границу. Продажа имела непредвиденные последствия: картины «Синего всадника» стали известны международной публике, а после 1945 года идеи художников получили более широкое признание за границей, чем в Германии. Художники из Дании, Бельгии и Нидерландов, такие как Асгер Йорн или группа CoBrA, продолжили идеи Кандинского и Марка.
Только в 1949 году Мюнхенский Дом искусств под руководством Людвига Гроте показал «Синего всадника. Мюнхен и искусство ХХ века. Путь 1908–1914 гг. «Работы художников-участников. Габриэле Мюнтер была членом почетного комитета и смогла присутствовать на открытии заново абстрактной живописи, которое Кандинский постоянно продолжал. Среди многих других коллекционеров она была одним из кредиторов экспонатов, как и вдовы художников Нина Кандинская и Соня Делоне . Также были представлены картины из коллекции Хильдебранда Гурлитта , бывшего арт-дилера Гитлера . Организаторами выступили Bayerische Staatsgemäldesammlungen , Münchner Städtische Galerie и «Отдел по делам культуры», отдел американских оккупационных властей, ответственный за культурный обмен. Одновременно с этой мемориальной выставкой в галерее Штангл 30 августа 1949 года была показана выставка Франца Марка. Акварели и рисунки , к которым был издан каталог с предисловием Клауса Ланкхейта .
С сегодняшней точки зрения Blue Rider — одна из важнейших станций .
Синий всадник в Ленбаххаусе
Ленбаххаус, вид на сад 2013
После разрыва Василия Кандинского с Габриэле Мюнтер в 1920-х годах возник юридический спор о праве собственности на его картины Мурнау, который в 1926 году в значительной степени закончился в пользу Мюнтера. В нацистскую эпоху она спрятала многих Кандинского и других членов «Синего всадника» в подвале своего дома. По случаю своего 80-летия в 1957 году она завещала большую часть своего имения городу Мюнхен. В их числе 25 его собственных картин, 90 картин Кандинского, написанных маслом, и более 300 его акварелей, темперных листов, картин и рисунков на стекле. Таким образом, Мюнтер создал предпосылки для представительства Der Blaue Reiter в Städtische Galerie im Lenbachhaus в Мюнхене. В 1965 году Фонд Бернхарда и Элли Кёлер был добавлен к пожертвованию Мюнтера, пополнив фонды, в частности, картинами Франца Марка и Августа Макке. Поскольку Ленбаххаус был закрыт на ремонт на долгое время до весны 2013 года, многие работы художников Синего всадника были представлены на других выставках. С 7 мая 2013 года, в день открытия, их показывают посетителям при дневном свете.
Синий год 2011
Почтовая марка Deutsche Post 2012 года с мотивом Марка « Синяя лошадь I.
Свободное государство Бавария в 2011 году отметило два юбилея: 125-летие со дня смерти «сказочного короля» Людвига II и одновременно 100-летие Голубого всадника. Многие выставки в музеях показали работу участвующих художников в специальных шоу, например, замок — музей Мурнау , то Марк Музей Франца в Кохеле — ам — Зее, в Buchheim музей в Бернриде и Penzberg Городского музея .
The German Post AG представляла собой памятную марку , выпущенную к столетнему юбилею , стоимостью 145 евроцентов. Дата выпуска — 9 февраля 2012 года. На марке изображена работа Франца Марка « Синяя лошадь I» 1911 года, дизайн выполнен дизайнером коммуникаций Ниной Клаузинг из Вупперталя.
Сальвадор Дали в Лос-Анджелесе
Одним из любимых моментов в создании картины для Сальвадора Дали был момент получения гонорара. Именно поэтому Голливуд пришелся ему по душе. После того как будущего сюрреалиста за высокомерное отношение к преподавателям выгнали из мадридской Художественной академии, он решил последовать примеру Пикассо и уехал в Париж. С началом Второй мировой войны Сальвадор Дали вынужден подыскать более спокойное место для жизни и на восемь лет переезжает в США. Там художник работает с Уолтом Диснеем над созданием мультфильма и придумывает декорации для одной из сцен фильма Альфреда Хичкока. После “голливудского этапа” Дали возвращается в Париж, но магия кино уже навсегда овладела им.
В столице Франции Дали снимает причудливые короткометражные фильмы и делает сюрреалистические фотографии. Из-за необычных объектов для съемки (поток воды, прыгающий по ступенькам мяч) и использования эффекта обратного просмотра его фильмы признаны одними из самых впечатляющих образцов артхаусного кино. Тому, что усвоил в Голливуде, художник смог привнести частицу своей индивидуальности, что дало столь неожиданный результат.
Дали нравится находиться по обе стороны камеры — помимо работы режиссером он снимается в рекламных роликах.
Каталанская коммерческая жилка и приобретенное в Голливуде умение превращать талант в деньги помогали хорошо зарабатывать даже во время отсутствия заказов на картины: он делает эскизы костюмов для фильмов и спектаклей, придумывает логотипы для разных компаний и товаров. Именно Сальвадор Дали создал существующую поныне обертку для чупа-чупса, показав, что коммерческие образы могут быть такими же долгожителями, как и предметы искусства. Возможно именно это послужило предпосылкой к появлению поп-арта…
Примечания
. Новалис — псевдоним Фридриха Леопольда Фрайхерра фон Харденберга.
. «Kunstblatt», 1930, № 14 S. 59.
. März Roland. Franz Marc. Welt der Kunst. Berlin, 1984. S. 8.
. Kandinsky W. Über das Geistige in der Kunst. Цит. по: Der Blaue Reiter. Dokumenten einer geistigen Bewegung. Verlag Philipp Reclam jun. Leipzig, 1986. S. 344—348.
. Scheidig W. Bauhaus. Weimar 1919—1924. Leipzig, 1966. S. 6.
. Цит. по: Der blaue Reiter. Dokumentarische Neuausgabe von Klaus Lankheit. Piper und со., Verlag, München — Zürich, 1987. S. 284.
. Август Гауль, известнейший скульптор-анималист, член закупочной комиссии Национальной галереи в Берлине, чрезвычайно высоко оценивал и знания, и умение Марка, когда речь шла о приобретении работ Ф. Марка для галереи (июль 1919 г.).
. Б. Келер не только оказывал материальную поддержку Ф. Марку, но и субсидировал издание «Синего всадника», поддерживал словом и делом многих художников, группировавшихся вокруг редакции этого альманаха.
. В 1937 году на выставке «выродившегося искусства» было представлено работ Марка, в числе которых находилась и «Башня синих лошадей». В ответ на протест «Союза немецких офицеров» последняя была удалена с выставки. Клаус Ланкхайт утверждает, что видел ее в Берлине еще летом 1945 г. Затем она исчезает бесследно.
. Цит. по: Marz R. Franz Marc. Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft. Welt der Kunst, 1984, N 26.
В 1993 г. в мюнхенской Государственной галерее современного искусства была открыта выставка полотен и рисунков Франца Марка последних лет его жизни (1912—1915), на которой он впервые предстал в качестве автора целого ряда абстрактных работ, являющих собой ряд «позитивной утопии».
. Kandinsky W. Gesammelte Schriften. Hrsg. von H. K. Roethel und J. Hathekoch. Bern, 1980. S. 66.
. Pauli G. Erinnerungen aus sieben Jahrhunderten. 1936. S. 264.
. Werefkin — Archiv. Vom Bernt Fäthe. München.
. Werefkin M. Briefe an einen unbekannten. 1901—1905. Hrsg. CI. Weiler, Köln, 1960. S. 33
. Архив M. Веревкиной. Мюнхен.
. Collek R. Der Blaue Reiter im Lenbachhaus München, 1974. S. 10.
. Expressionisten. Die Avantgarde in Deutschland. 1905—1920. 125 Jahre Sammlungen der Nationalgalerie 1886—1986 (Katalog). Berlin, Henschelverlag Kunst und Gesellschaft, 1986. S. 100.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. Köln, 1964. S. 32.
. Münchener Neueste Nachrichten. Цит. no: Expressionisten. S. 93 (Chronik 1910).
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 65. Марк ошибался в оценке дарования А. Канольдта (1881—1939). В двадцатые годы последний стал одним из крупнейших представителей «Новой вещественности».
. Franz Marc im Urteil seiner Zeit. Köln, 1960. S. 45.
. Ibid. S. 49.
. Lankheit К. Zur Geschichte des Blauen Reiters. Cicerone, 1949. Heft 3. S. 110.
. August Macke — Franz Marc. Briefwechsel. S. 72.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentirt von K. Lankheit. München/Zürich. S. 40.
. Вильгельм Воррингер — один из крупнейших немецких историков искусства и теоретиков экспрессионизма.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. Hrsg., eingeleitet und kommentiert von K. Lankheit. München/Zürich. S. 54.
. Рудольф Штайнер (1861—1926), австрийский писатель, философ, скульптор и педагог. В 1902—1912 годах возглавлял вюрцбургское отделение теософского общества, основанного X. П. Блавацким в Нью-Йорке в 1875 г. В 1912 году Штайнер порывает с Блавацким и в 1913 году основывает в Штутгарте антропософское общество. В теориях Штайнера значительное место отводилось познанию духовного мира, духовной сущности человека.
. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. С. 142.
. Дуглас Ш. Лебеди иных миров. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма. Советское искусствознание. Вып. 27. Советская национальная секция Международной ассоциации критиков. М., 1991. С. 397.
. Интересно, что одновременно с «О духовном в искусстве» Кандинского готовилась к печати книга Шенберга «Учение о гармонии».
. Macke A. Ausstellungskatalog. München, 1962. S. 63.
. Wasiliy Kandinsky — Franz Marc. Briefwechsel. S. 128.
. Buchheim L. G. Graphik des deutschen Expressionismus. Feldafing (сор. 1959). S. 18.
. Цит. по: Expressionismus. Literatur und Kunst. 1910—1923. Katalog N 7. Marbach, 1960. S. 86.
. Ball Hugo. Briefe 1911—1927. Einsiedeln (Zürich). Köln, 1957. S. 29
. Это Гартман предлагал Московскому Художественному общедоступному театру сценическую композицию Кандинского «Желтый звук» с его эскизами декораций и своей музыкой, которые были отклонены театром.
. Ball H. Die Flucht aus der Zeit. Luzern, 1946. S. 8, 10, 12.
. Цит. по: März R. Franz Marc. Berlin, 1984, N 25.
. Ibid.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Дом-музей Франца Марка
Первой остановкой стал городок Кохель ам Зее, от Мюнхена – 70 км и меньше часа езды по 95-му автобану. В этом местечке Франц Марк часто проводил летние месяцы и написал свои знаменитые пейзажи, вдохновлённый потрясающими ландшафтами местной природы. Здание музея представляет собой архитектурное смешение стилей: к небольшой вилле начала 20 века сделан современный пристрой, в стиле “Баухауз”, прямоугольных форм и светлых тонов.
Большая часть картин постоянной галереи принадлежат кисти самого Франца Марка, но много работ и его соратников – экспрессионистов. Помимо основной галереи в музее постоянно проводятся тематические выставки, например, с 22 марта по 19 июля 2015 года выставляются работы Кандинского и его друзей по “Синему всаднику”, написанные ими ещё до объединения в творческий союз. Неподготовленному посетителю непросто будет разобраться с ретроспективой работ великих художников, поэтому перед поездкой лучше познакомиться хотя бы с вводной информацией по направлениям искусства постимпрессионизм, экспрессионизм и абстракционизм. Кандинский и его последователи именно в таком порядке развития прошли свой творческий путь в живописи.
При музее работает ресторан “Blauer Reiter” (“Синий всадник”), всем рекомендуем, хорошее меню в атмосфере уютного творческого клуба. Музей Франца Марка (Franz-Marc-Museum) открыт для посещения ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00, в летнее время до 18.00.
Возвращение в Россию. 1914-1921
С началом мировой войны Кандинский как гражданин России, вынужден покинуть Германию. 3 августа 1914 года они с Габриэль переезжают в Швейцарию, где Кандинский приступает к работе над книгой о «точке и линии». К ноябрю этого же года они расстаются. Габриэль возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Осенью 1916 года Кандинский знакомится с , дочерью русского генерала на которой он женится в феврале 1917 года. В эти кризисные годы революции Кандинский колеблется между языком полуабстракций, импрессионистическими пейзажами и романтическими фантазиями. В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов, причиной чему, во-первых, собственный процесс упрощения, а во-вторых — авангардистско-художественная атмосфера Москвы того времени. В России Кандинский находится в русле послереволюционного культурно-политического развития. С 1918 по 1921 год он сотрудничает с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. В качестве председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела ИЗО Наркомпроса участвует в организации двадцати двух провинциальных музеев. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Будучи его профессором с октября 1918 года, он составляет специальный учебный план, основанный на анализе цвета и формы, то есть развивающий идеи, высказанные в книге О духовном в искусстве. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Однако здесь мнения с коллегией института расходятся. Противники Кандинского — Родченко, Степанова и Попова — за точный анализ материалов, их конструктивное расположение и оформление. Любое проявление иррациональности в творческом процессе решительно отрицается. Кандинский, в свою очередь, энергично выступает против своих оппонентов-конструктивистов: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком». Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Постоянные нападки коллег-художников, считавших его работы «изуродованным спиритизмом» (Пунин) являются решающим фактором для отъезда Кандинского из Москвы в декабре 1921 года. Давление социалистической идеологии на искусство, приведшее впоследствии к появлению соцреализма, начинается после 1922 года. Картины Кандинского на долгие годы убирают из советских музеев.
Начало. Москва. 1866-1896
Василий Васильевич Кандинский родился 16 (4) декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и занимается рисованием с частным преподавателем. «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — писал он впоследствии. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью». Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.
Галерея
В галерее представлены разнообразные работы мюнхенских художников и современных художников в таких стилях, как синий всадник и Новая объективность.
Мюнхенские художники
Начиная уже с поздней готики, в галерее представлены шедевры мюнхенских художников, таких как Ян Полак, Кристоф Шварц, Жорж Десмари (Графиня Гольштейн 1754), Вильгельм фон Кобель, Георг фон Диллис, Карл Роттманн (Космический шторм 1849), Карл Шпицвег (Друзья детства, ок. 1860 г.), Эдуард Шлейх, Карл Теодор фон Пилоти, Франц фон Штук (Саломея 1906), Франц фон Ленбах (Автопортрет с женой и дочерьми 1903), Фридрих Август фон Каульбах, Вильгельм Лейбль (Ветеринар Рейндл в беседке ок. 1890), Вильгельм Трюбнер и Ганс Тома.
Работы участников Мюнхенский сецессион также выставлены на обозрение. Группа была основана в 1892 году и включает таких художников, как импрессионист художники Ловис Коринф (Автопортрет со скелетом 1896), Макс Слефогт (Даная 1895) и Фриц фон Удэ.
Немецкие школы живописи и барбизона
В 2012 году Фонд Кристофа Хейльмана, Мюнхен, и Ленбаххаус договорились о тесном сотрудничестве; При этом около ста работ было передано Ленбаххаусу. В добавок к Мюнхенская школа живописи, дрезденский романтизм, берлинская школа и Дюссельдорфская школа живописи также показаны в характерных индивидуальных примерах; первое изображение БарбизонРусские художники во Франции особенно важны. В Ленбаххаусе появилась большая работа автора Гюстав Курбе, который впервые появился в 1851 году на выставке в Мюнхене рядом с картинами Теодор Руссо.
Синий всадник
Франц Марк, Тигр 1912
Василий Кандинский, Ущелье Импровизация 1914
Ленбаххаус наиболее известен большой коллекцией картин художника Der Blaue Reiter (Синий всадник), группа экспрессионист художников, основанных в Мюнхене в 1911 году, среди которых были художники Василий Кандинский (Впечатление III (Концерт) 1911), Габриэле Мюнтер (Натюрморт с Георгием Победоносцем 1911), Франц Марк (Синяя лошадь I 1911), Август Маке (Променад 1913), Марианна фон Веревкин (Автопортрет I ок. 1910), Алексей Явленский (Портрет танцора Александра Сахарова 1909), Альфред Кубин (Мужской Сфинкс ок. 1903), и Пауль Клее (Фен Ветер в саду Франца Марка 1915 г.). Мюнтер подарила музею 1000 работ «Голубой всадник» в день своего 80-летия.
Новая объективность
Художники Новая объективность подобно Кристиан Шад (Операция 1929) и Рудольф Шлихтер (Бертольт Брехт ок. 1926 г.) выставлены в нескольких залах.
Современное искусство
Музей дает очень глубокий взгляд на международное современное искусство с работами Франц Аккерманн, Деннис Адамс, Кристиан Болтански, Моника Бонвичини, Джеймс Коулман, Томас Деменд, Олафур Элиассон, Вали Экспорт, Дэн Флавин, Гюнтер Фёрг, Гюнтер Фрухтрунк, Рупрехт Гейгер, Иса Гензкен, Лиам Гиллик, Катарина Гросс, Майкл Хайзер, Энди Хоуп 1930 (Андреас Хофер), Дженни Хольцер, Стефан Хубер, Асгер Йорн, Эллсуорт Келли, Ансельм Кифер, Микаэла Мелиан, Герхард Мерц, Маурицио Наннуччи, Роман Опалка, Зигмар Польке, Арнульф Райнер, Герхард Рихтер, Майкл Сейлсторфер, Ричард Серра, Катарина Сивердинг, Энди Уорхол, Джорджия О’Киф, Лоуренс Вайнер и Мартин Вёрль, а также художники Венский акционизм. С открытием нового здания были добавлены художественные инсталляции, такие как скульптура из Олафур Элиассон. Lenbachhaus увеличил свои инвестиции, особенно в творчество Йозеф Бойс значительно, приобретя многочисленные произведения искусства, такие как Зейге Дейн Вунде (Покажи свою рану) 1974/75.
Молодые художники продвигаются на выставках в дочерних Кунстбау над станцией метро Königsplatz.
Стефани Вебер курировала персональную выставку Марка Булоса и серию фильмов Чарльза Симондса и Кристофа Шлингензиефа, при этом заказывая выступления Тома Тайера и К. Спенсер Йе и добавление в коллекцию работ Вито Аккончи, ВАЛИ ЭКСПОРТ и Марты Рослер. Начиная с сентября в мюнхенском Lenbachhaus, она усердно работала над ретроспективой польской художницы-феминистки Леи Люблин, которая откроется этим летом.
26 июля 2017 года картина Пауля Клее под названием Болотная легенда (1919), охваченный нацистами как «дегенеративное» искусство в 1930-х годах, достиг своего урегулирования. Город Мюнхен, где работа выставлена в музее Ленбаххаус, сохранит картину, но наследникам первоначального владельца будет возмещена стоимость шедевра, оцениваемая в 2-4 миллиона долларов (2,33-4,65 миллиона долларов). . (Artnetnews, Сара Касконе)
Группа «Синий всадник»
В декабре 1911 года вместе со своим другом Францем Марком Кандинский основал очередную творческую группу – «Синий всадник». Её целью провозглашался окончательный разрыв с академической традицией; при этом участники – среди которых Алексей Явленский, Август Маке, Пауль Клее, Марианна Верёвкина, Альфред Кубин, Моисей Кубин и Габриэла Мюнтер – проявляли живой интерес к средневековому искусству и примитивизму. Что касается современных течений, «Синий всадник» стал одним из ведущих экспрессионистских объединений, испытавших также влияние фовизма и кубизма.
По словам Кандинского, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гёте и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».
В книге «Текст художника. Ступени» Кандинский пишет, что в раннем детстве – а именно, в возрасте трёх лет – первыми поразившими его цветами стали сочный светло-зелёный, охра, кармин, чёрный и белый. Однако впоследствии он открыл для себя прелесть синего. Дело в том, что синий обладает крайне слабым эмоциональным воздействием, однако исключительно мощной духовной энергетикой. Программной целью «Синего всадника» стала одухотворённость, поэтому неслучайно синий был вынесен в название группы
Не только Кандинский, но и Шёнберг, и Марк подчёркивали важность синего цвета, тяготеющего к абстракции. Но почему всадник? Герберт Рид в «Краткой истории современной живописи» отмечает, что художнику приписывают следующие слова: «Название «Синий всадник» было придумано за чашкой кофе в Зиндельсдорфе; мы оба любили синее, Марк – лошадей, а я – всадников»
Как бы то ни было, название «Синий всадник» носила одна из ранних картин Кандинского, представленных им на одной из выставок «Фаланги».
Группа «Синий всадник» выпускала одноимённый альманах, в котором художники публиковали свои многочисленные теоретические наработки. В 1912 году вышла в свет книга Кандинского «О духовном в искусстве», в которой содержится одно из первых, если не самое первое теоретическое обоснование абстракционизма. Художник утверждал, что цели и задачи природы и искусства естественным образом различаются, а, следовательно, различны и их средства выражения.
Художники в окружении Голубого всадника
- Генрих Кампендонк
- Елизавета Ивановна Эпштейн
- Наталия Сергеевна Гончарова
- Алексей фон Явленский
- Василий Кандинский
- Альфред Кубин
- Август Маке
- Франц Марк
- Габриэле Мюнтер
- Арнольд Шенберг
- Марианна фон Веревкин
- Эрма Босси
- Пауль Клее чувствовал себя очень близким к Blauer Reiter, но не играл ведущей роли в группе, тем более, что на тот момент он еще не нашел своей артистической направленности. Однако он принимал участие в выставках и получил важные импульсы для своей дальнейшей работы.
- Робер Делоне был связан с группой и самым успешным художником на первой выставке Blue Rider.
- Во время своего пребывания в Мюнхене Ханс Больц был одним из ближайших друзей «Синего всадника» и был главным иллюстратором сатирического журнала « Комет» (1911/12).
“Синий всадник”
С Мюнхеном у Кандинского связаны два события, самым значительным образом изменивших, даже можно сказать перевернувших, его творческую и личную жизнь. Осуществляя постепенный переход в живописных полотнах от экспрессионизма к абстракционизму, он увлёк многих немецких и русских художников, которые и объединились со временем в единую творческую группу “Синий всадник”. Ведущую роль, помимо Кандинского, в группе играли его соотечественники Алексей Явленский и Марианна Верёвкина, а среди немцев знаменитые в будущем художники Франц Марк, Пауль Клее, Август Макке и Габриэла Мюнтер. Последняя стала и возлюбленной художника, они прожили вместе несколько лет в городке Мурнау (Murnau) под Мюнхеном.
Небольшой дом, в котором знаменитые художники жили и работали, сегодня стал домом-музеем, в обиходе же называют его просто “русским домом”, Недалеко от Мурнау, в городке Кохель ам Зе (Kochel am See) находится и дом-музей Франца Марка, где собрана коллекция картин “Синего всадника”. В целом, вместе с мюнхенской галереей Ленбаххаус, эти музеи составляют творческое наследие Василия Кандинского и “Синего всадника”. Чтобы побольше узнать об этом ярком и насыщенном периоде жизни Кандинского и его сподвижников, мы отправились с небольшой однодневной экскурсией по вышеупомянутым местам Верхней Баварии.