НОВОСТИ
-
MBFW SS 2021: галактический ремикс в коллекции N.LEGENDA
-
MBFW SS 2021: приглушенные тона и свободный крой в коллекции Marfa Fedorova
-
MBFW SS 2021: авангардный показ от SVARKA
-
MBFW SS 2021: взрыв красок в новой коллекции JULIA DALAKIAN
-
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2020: ВОЗВРАЩЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ
-
Рэпер Jay-Z откроет новую школу музыки и спорта в Бруклине
-
Дональд Трамп запретил TikTok в США
-
Cardi B и Megan Thee Stallion выпустили клип на песню WAP
-
Cardi B и Megan Thee Stallion выпустят совместный трек WAP
-
Netflix выкупает права на показ фильма «Женщина в окне» с Эми Адамс
-
Бывший руководитель киностудии Universal Том Поллок скончался в возрасте 77 лет
-
Microsoft продолжают переговоры о покупке сервиса TikTok
-
Прослушивания в шоу American Idol пройдут в онлайн-формате
-
Умер режиссер «Полуночного экспресса» Алан Паркер
-
Пост Мадонны в Instagram удалили после публикации фейкового контента о COVID-19
-
Пользователей TikTok ждёт онлайн-концерт The Weeknd
-
Креативный директор по обуви Calvin Klein Ульрих Гримм покидает компанию
-
Мэттью Макконахи выпустит мемуары «Зеленые огни»
-
Билли Айлиш выпустила новый сингл «My Future»
-
Лука Гуаданьино представит фильм о Сальваторе Феррагамо на Венецианском фестивале
«Святое семейство»
Эта картина написана в 1645 году. И по праву является одной из лучших в весьма богатом (более 500 работ) портфолио Рембрандта. Мир и покой царили в тот период в душе художника. И ровно такие же чувства отражены им на полотне.
Несмотря на библейский сюжет, происходящее выглядит умилительно домашним. Художник словно изобразил обычную сценку из жизни небогатой голландской семьи. В лице Богоматери угадываются черты Хендрикье Стоффелс, спутницы мастера в последние 15 лет его жизни. Первый ангел похож на сына от первого брака Титуса. Черты отца Христа, плотника Иосифа, напротив, лишь угадываются.
Благодаря блестящей работе со светотенью, скрадывающей детали и освещающей главное, «Святое семейство» считается истинным шедевром живописи.
Михаль Ровнер. Смещения
Место проведения: Мультимедиа Арт Музей
Адрес: ул. Остоженка 16
Даты проведения: 18 сентября — 29 ноября 2015
Израильская художница с мировым именем в современном искусстве считается пионером использования движущегося изображения в качестве ненарративного. Ее работы остросоциальны и депрессивны. Нестабильность, шаткость мира в мире сегодня – основная тема выставки Ровнер. «Ровнер — эпический и трагический художник, она предельно артикулирует базисные проблемы человеческого существования. Творчество этой звезды современного мирового искусства особенно актуально сегодня — в мире, охваченном кризисом и тотальным смещением этических, социальных, культурных и геополитических координат. Произведения Михаль Ровнер всегда обращаются к каждому из нас и говорят о невозможности отдельного существования индивида — о том, что жизненная траектория каждого человека неизбежно связывает его с жившими и живущими на планете и теми, кто будет жить после нас», — Ольга Свиблова, директор МАММ и сокуратор выставки.
AES+F. Inverso Mundus
Место проведения: МАММ
Адрес: ул. Остоженка 16, Москва
Даты: 9 сентября — 25 октября 2015
Старинная гравюра Inverso Mundus («Перевернутый мир») изображает свинью, потрошащую мясника, ребенка, наказывающего учителя, человека, несущего на плечах осла, мужчину и женщину, обменявшихся костюмами и ролями, нищего в рубище, величественно подающего милостыню богачу, чертей, химер, и саму смерть — то с косой, то в маске чумного доктора. В интерпретации «Перевернутого мира» AES+F, представленной в 3-х канальной панорамной видеоинсталляции, абсурдные сюжеты карнавала эпох позднего Средневековья и Возрождения предстают сценами современной обыденности. Персонажи разыгрывают сцены социальных утопий, меняют маски, становясь то бедными, то богатыми, то полицейскими, то ворами. Уборщики, с внешностью метросексуалов, заваливают город мусором. Женщины-инквизиторы мучают мужчин на дыбе в стиле ИКЕА. Дети и старики сражаются в боях без правил. Вроде бы мир перевернутый, а реальность все та же. Задумались? Сходите, понаблюдайте.
Борис Клюшников
Ключевая тема: философия искусства
Если вы не знаете, как подступиться к философскому пласту искусствознания, попробуйте начать с лекций искусствоведа и философа Бориса Клюшникова. Во-первых, он 1989 года рождения и занудным априори быть не может. Во-вторых, преподаватель БВШД, Школы Родченко, института «База» и создатель лаборатории художественной критики при «Винзаводе» самые серьезные темы излагает заразительно и без тени снобизма. Слушать его одновременно стыдно и приятно. С одной стороны, как мало мы знаем и сколько времени потеряли в детстве на «Тамагочи», пока Борис, судя по всему, читал Бодрийяра и Кьеркегора, с другой стороны, как хорошо, что есть такие молодые знатоки. Примеры к сложным концепциям всегда живительны в своей злободневности: например, Siri как вместилище архетипа женщины. Из лекций Клюшникова можно почерпнуть и обширный список арт-чтения: он всегда озвучивает названия трудов, на которые ссылается. Последнюю онлайн-лекцию Бориса от 27 августа можно посмотреть на YouTube-канале Центра Вознесенского.
Дмитрий Гутов
Искрометная подача, выжимка самой главной информации, интерактив и юмор отличают лекции российского художника и искусствоведа Дмитрия Гутова. Оратора Гутова интересно слушать по трем причинам. Первая — он много, очень много читает. Отсюда и глубина познаний, и блестящая вербализация: в его изложении завораживает любая тема, от каменного века и Древнего Египта до супрематизма и московского концептуализма. Вторая причина — он не только теоретик искусства, но и художник, причем заметный (вы можете помнить его персональную выставку «Рембрандт. Другой ракурс» в Пушкинском в 2015 году). По собственному признанию, знание теории мешает ему творить, а вот мастерство художника читать лекции только помогает. Третье отличие Дмитрия от многих искусствоведов-теоретиков — он последние лет тридцать очень активно включен в художественный контекст: участвует в Венецианских и других биеннале, выставках «Манифеста» и «Документа», дружит с художниками и философами. Его бодрый голос и фирменная оранжевая толстовка мелькают на разных дебатах, круглых столах и лекциях — от Пушкинского музея до онлайн-школы Manasir School. Отдельное удовольствие — читать страницу Гутова в Facebook, где он делится заметками о своих путешествиях по музеям от Ташкента до Бильбао.
Дмитрий Гутов
Фото предоставлено Manasir School
Ирина Кулик
Ключевая тема: современное искусство
Художественный критик, доктор литературоведения, театровед, культуролог, преподаватель Института современного искусства Иосифа Бакштейна, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, кино и музыке — на этом список регалий Ирины Кулик не заканчивается. С 2013 по 2018 год Ирина читала свой лекционный блокбастер «Несимметричные подобия» в рамках образовательной программы Музея современного искусства «Гараж», в котором подбирала неожиданные сочетания художников и арт-коллективов, раскрывая суть современного искусства. Каждая лекция была выстроена по принципу диалога между авторами, например, Марк Ротко — Джеймс Таррелл, Отто Дикс — братья Чепмен, Ричард Серра — Аниш Капур и так далее.
5 октября стартует новый курс лекций по современному искусству в Московском доме фотографии, посвященный «Утопиям и дистопиям в искусстве XX–XI веков». Подробности будут опубликованы на сайте музея.
Ирина Кулик
Фото предоставлено пресс-службой МАММ
Паруйр Давтян: Что есть искусство?
Места проведения:
ВДНХ (входная зона Центрального павильона)
«Выставка достижений народного хозяйства» (ОАО «ВДНХ»)
Фонд культуры «Екатерина»
Государственный центр современного искусства ГЦСИ
ММОМА
Государственный Дарвиновский музей
Центр творческих индустрий ЦТИ Фабрика
Center for Creative Industries FABRIKA
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Галерея Богородское
Даты проведения: Соответственно датам проведения специальной программы 6 Московской биеннале современного искусства
Цель данного проекта – социальная адаптация современного искусства и непосредственное вовлечение зрителя в художественный процесс. Также на выставке затронут актуальный вопрос о смысле и предназначении искусства в современном социуме. Сегодня во всем мире принято считать, что искусство должно существовать на принципах самоокупаемости и быть коммерчески успешным. В результате зрители рискуют превратиться в клиентов, кураторы проекта – в аниматоров, а искусство – в развлекательный аттракцион. Конфетный автомат, торгующий идеями, позволяет художнику откровенно продемонстрировать, как работает эта модель.
Должно ли искусство мимикрировать под вкусы зрителя? Может ли оно приносит доход, не рискуя потерять право на свободное высказывание и независимый художественный жест? Над этими вопросами самое время подумать, пока жуешь сладкую карамель.
Евгений Антуфьев. Бессмертие навсегда
Место проведения: Московский музей современного искусства
Адрес: ул. Петровка, 25, стр.1
Даты: 15 сентября – 18 октября 2015
Молодой художник своей выставой делает попытку раскрыть сущность русской культуры и проводит художественный анализ привычных культурных символов. Здесь вам и спецаильно выращенная роза в честь Анны Павловой, фетишизация Льва Толстого, и народная вышивка, выполненная на винтажных тканях из маминого сундука. Графические работы, сделанные бабушкой художника по совету врача после инсульта, занимают отдельный зал в экспозиции. Так, в рисунках, кажущихся детскими и неумелыми, раскрывается целая история жизни, сотканная из личных воспоминаний. Все это образует целостную картину, которая ставит вопрос о подлинной сути культурного кода и определяет, в чем же заключается его бессмертие.
От «Старика-воина» до «Снятия с креста»
«Старик-воин» — небольшой портрет или даже трони, авторство которого до сих пор оспаривается. Некоторые эксперты полагают, что работа, датируемая 1630-1631 годами, принадлежит кисти известного ученика Рембрандта, Геррита Доу. Который специализировался именно на трони, и достиг в ней вершин мастерства.
Изображенный на картине человек долгое время считался отцом Рембрандта. Но впоследствии эксперты деклассировали его до обычного натурщика. Изображенного, кстати, на многих картинах как самого Харменса ван Рейна, так и Доу. Том же «Старике, рассматривающем глобус».
Эрмитажный «Портрет ученого» совершенно точно — ранний Рембрандт. Окончательно перебравшийся из Лейдена в Амстердам художник тогда быстро обрастал заказчиками и много писал.
Фигура не статична, что отличает ее от большинства портретов того времени. И буквально любой заметит — ученого на ней буквально застали врасплох. Полуоткрытый рот и растерянный взгляд свидетельствуют об этом со всей очевидностью!
Прекрасна «Флора» — на картине изображена тремя месяцами (1634 год) ранее ставшая женой Рембрандта Саския ван Эйленбюрх. Женщина одета в роскошные восточные одежды, на голове — венок из цветов. Она — явно на сносях, хотя тогда Саския еще не ждала ребенка. Как говорят, подобный прием, говорящий о радостном предвкушении желаемого события характерен для живописи той эпохи.
Вообще щедрой на аллегории и скрытые символы. Рассматривать полотна той поры — все равно, что разгадывать квест.
При вдумчивом изучении потрясает картина «Снятие с креста», написанная в том же 1634 году. В ней художник отразил долгие размышления и переживания на тему Голгофы
Резок контраст света и тени, все внимание сосредоточено на безжизненном теле Христа, мертвенно-бледном лице Богоматери
Аниш Капур. Моя алая родина
Место проведения: Еврейский музей и центр толерантности
Адрес: улица Образцова, 11, стр.1, лит. А, Москва
Даты проведения: 22 сентября 2015 – 17 января 2016
Аниш Капур – один из художников, которому удалось изменить представление о современной скульптуре и способах ее репрезентации. Выходец из Бомбея, Капур с 1970-х живет и работает в Лондоне. На выставке показаны четыре знаковых скульптуры, выполненных в узнаваемом манере. Основная тема творчества Капура пустота, а зеркала, сталь и воск – три элемента, с помощью которых Аниш Капур эту тему воплощает и задает пейзажам новые образы.
Техника и картины
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Как и у многих талантливых мастеров эпохи «Золотого века», у Рембрандта прослеживаются религиозные мотивы. На полотнах ван Рейна нарисованы не просто запечатленные лица, а целые сюжеты со своей историей.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.
Картина Рембрандта «Святое семейство», 1646 год
Как и многие деятели искусства, Рембрандт полон загадок: после смерти творца исследователи долго размышляли по поводу тайн его полотен.
Например, над картиной «Даная» (или «Эгина») ван Рейн работал 11 лет, начиная с 1636 года. На холсте изображена юная дева после пробуждения от сна. Сюжет основан на древнегреческом мифе о Данае, дочери царя Аргосского и матери Персея.
Картина Рембрандта «Даная»
Исследователи полотна не понимали, почему обнаженная дева не похожа на Саскию. Однако после рентгеновского снимка стало понятно, что первоначально Даная была нарисована в образе Эйленбюрх, но после смерти жены ван Рейн вернулся к картине и изменил черты лица Данаи.
Также среди искусствоведов ходили споры по поводу героини, изображенной на холсте. Рембрандт не подписал название картины, а трактовку сюжета затруднило отсутствие золотого дождя, по легенде в виде которого Зевс явился к Данае. Также ученых смущало обручальное кольцо на безымянном пальце девушки, что не согласовывалось с древнегреческой мифологией. Шедевр Рембрандта «Даная» находится в российском музее Эрмитаже.
Картина Рембрандта «Еврейская невеста»
«Еврейская невеста» (1665) – еще одна загадочная картина ван Рейна. Такое название полотно получило в начале 19 века, однако до сих пор неизвестно, кто изображен на холсте, ведь молодая девушка и мужчина одеты в старинные костюмы, напоминающие библейскую одежду. Также популярна картина «Возвращение блудного сына» (1669), которая создавалась 6 лет.
Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Если говорить о стиле написания полотен Рембрандтом, то художник использовал минимум красок, при этом умудрялся делать картины «живыми», благодаря игре света и теней.
Ван Рейну также удачно удается изобразить мимику лица: все люди на полотнах великого живописца будто живые. Например, в портрете старика – отца Рембрандта (1639) видна каждая морщинка, а также мудрый и грустный взгляд.
«От возлюбленной к колдунье»
Это самый большой раздел, в нем 75 работ. И это неслучайно: в собрании ГМИИ и любого другого музея две самых популярных темы — это религия и любовь. Первой я повесил работу 2020 года коллектива современных нью-йоркских художниц-феминисток Guerrilla Girls — с вопросом, кого в музее больше, художниц или обнаженных женщин на картинах? Далее развивается тема обнаженной натуры, эротизма, плотских утех и, наконец, любви. От юношеского флирта, как «Вакханка» Франсуа Буше, к любовным письмам — одно из них запечатлено на картине XVI века «Любовное послание». От записок — к роману, как «Свидание» Пикассо. Потом переходим на сюжеты мужского и женского доминирования в паре — ведь до эпохи равноправия история знала и те и другие примеры. Отсюда сам собой напросился исторический мотив «охоты на ведьм» и других жестокостей. А любовь логически заканчивается свадьбой — церемонию можно видеть на полотне Даньян-Бувре — и скрепляется согласием — его символизирует абстрактное Yes Жоана Миро.
«Вакханка, играющая на свирели», Франсуа Буше. XVIII век. ГМИИ им. А. С. Пушкина