Как выставка-продажа вошла в историю: проект «другие берега» в музее русского импрессионизма

История возникновения

Происхождением импрессионизм обязан кризису, наступившему в живописи середины XIX века. Несмотря на обилие стилей, изобразительному искусству не хватало свежих веяний и легкости, недоступной классицизму.

Символисты пытались найти новые методы и приемы, позволяющие не только изобразить осязаемый мир, но и дать намек на существование чего-то невидимого за гранью восприятия. Но импрессионизм ушел еще дальше от классики, отступив как от техники изображения, так и от транслируемых идей.

Основателями нового изобразительного жанра принято считать творческую компанию, сложившуюся вокруг Эдуарда Мане, в которой присутствовали Моне, Сезанн, Дега, Базиль, Ренуар, Писсарро, Моризо.

Самые первые картины импрессионистов выставлялись в «Салоне Отверженных». Эта выставка была создана приказом Наполеона III для работ, которые не были приняты Парижским Салоном. Сперва они подвергались резкой критике, но постепенно получили общественное признание и доступ к главной галерее Парижа.

Позже импрессионисты устраивали собственные выставки, всего их было проведено восемь. Идея проведения первой принадлежит Ренуару.

Импрессионизм в России

Долгое время искусствоведы ставили под сомнение существование этого явления среди русских художников. В 1870-е гг. И. Репин, В. Поленов и Ф. Васильев делали акцент на обыденных сюжетах, пробовали отойти от возвышенных идеалов академизма. Однако специалисты называли их эксперименты работой в импрессионистической манере. Тогда в России художники не причисляли себя к новаторам в живописи.

В этот период набирает силу социальный реализм. В противопоставлении ему некоторые художники формулируют новый принцип работы. Для них главное — эстетическая составляющая картины, а сюжет приобретает второстепенное значение. Русские художники не стали полностью копировать манеру письма французских живописцев. Они адаптировали их принципы к российским реалиям.

Начало становления импрессионизма в России положило создание картины «Портрет хористки» К. Коровина. Также среди последователей нового течения нужно выделить В. Серова, И. Левитана, А. Куинджи, известного своими морскими пейзажами.

Большой вклад в развитие русского импрессионизма внес Сергей Арсеньевич Виноградов. Он консультировал братьев Морозовых при покупке работ французских художников. Сергей Виноградов был участником выставки передвижников. Период его творчества пришелся на период Гражданской войны в России. В его картинах воссоздана атмосфера счастья, гармонии, которых не хватало в тот непростой период для народа.

Главное отличие от французских импрессионистов — они редко изображали городские пейзажи, предпочитая писать сельские красоты. Их картины можно охарактеризовать как незавершенные, этюдные. Русские художники сумели адаптировать новое французское направление в живописи.

Юрий Пименов

Совершенно неклассический, но все же импрессионизм развивался и в советское время, ярким представителем которого становится Юрий Иванович Пименов, пришедший к изображению «мимолетного впечатления в постельных тонах» после работы в стиле экспрессионизма. Одной из самых известных работ Пименова становится картина «Новая Москва» 1930х годов – светлая, теплая, будто написанная воздушными мазками Ренуара. Но в то же время сюжет этой работы совершенно не сочетается с одной из основных идей импрессионизма – отказа от использования социальных и политических тем. «Новая Москва» Пименова как раз великолепно отражает социальные изменения в жизни города, которые всегда вдохновляли художника. «Пименов любит Москву, ее новь, ее людей. Живописец щедро отдает это свое чувство зрителю», – пишет в 1973 году художник и исследователь Игорь Долгополов. И действительно, глядя на картины Юрия Ивановича, мы проникаемся любовью к советской жизни, новым кварталам, лирическим новосельям и урбанистике, запечатленным в технике импрессионизма.

Творчество Пименова еще раз доказывает, что у всего «русского», привезенного из других стран, свой особенный и уникальный путь развития. Так и французский импрессионизм в Российской империи и Советском Союзе вобрал в себя черты русского мировоззрения, национального характера и быта. Импрессионизм как способ передачи одного лишь восприятия действительности в чистом виде остался чужим для русского искусства, потому что каждая картина русских художников наполнена смыслом, осознанием, состоянием переменчивой русской души, а не просто мимолетным впечатлением. Поэтому уже в следующие выходные, когда Музей Русского Импрессионизма заново представит основную экспозицию москвичам и гостям столицы, каждый найдет что-то для себя среди чувственных портретов Серова, урбанистики Пименова и нетипичных для Кустодиева пейзажей.

Новая Москва
 Лирическое новоселье, 1965
 Костюмерная Большого театра, 1972
 Раннее утро в Москве, 1961
Париж. Улица Сен-Доминик. 1958
 Стюардесса, 1964

Отличия от постимпрессионизма, романтизма, модернизма и реализма

Его часто путают с другими направлениями в живописи, однако есть принципиальные различия между этими течениями. Постимпрессионизм появился уже после, и в начале также подвергался критике в творческих кругах. В отличие от импрессионистов, художники стали придавать значение не только красоте, но и содержанию. Живописцы старались совместить эстетическую составляющую и значение. Темы для картин становятся более возвышенными.

Основное отличие импрессионизма от романтизма — в сюжетах. Художники отвергали накал страстей, драмы в своих картинах. Они сконцентрировались на написании повседневных сюжетах

Импрессионисты старались «упростить» содержание, сосредотачивая свое внимание на красоте момента. Героями их картин выступали не прекрасные дамы или мятежные герои, а обычные люди

Без импрессионизма могло не быть модернизма. Во многом благодаря смелости французских художников второй половины XIX века появились новые направления в искусстве. Модернизм отличается от импрессионизма более радикальными художественными принципами. Если для Моне и других важнее всего красота и чистота красок, то для Пикассо и Дали важнее форма и передача эмоционального состояния художника.

Последователи реализма изображали на своих картинах действительность без прикрас. По их работам можно увидеть, как жили люди в определенную эпоху. Для реалистов главная задача — точное отражение действительности. Для импрессиониста важнее всего передать красоту и мимолетность действия. Они тоже рисовали обыденные сюжеты, но старались сделать свои картины более солнечными, уютными и эстетичными.

В каждом направлении можно заметить изыскания живописцев, чьи эксперименты повлияли на становление импрессионизма. Из поклонников романтизма выделяют Эжена Делакруа, в реализме — Густава Курбе. Молодые художники многое почерпнули в работах Жана-Батиста Камиля Коро, Эжена Будена, Йохана Бартольда Джонгкинда.

Новый стиль в литературе, музыке и фотографии

Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:

  • выражение эмоций и впечатлений автора;
  • отсутствие сюжета;
  • изображение жизни в моменте;
  • мысли заменяются восприятием автора.

Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.

Символисты напротив отказывались от материального в своем стремлении к идеалу

Они уделяли внимание сиюминутным впечатлениям, раскрывали через детали истинную сущность вещей. Выдающийся пример импрессионизма в поэзии – «Романсы без слов» Поля Верлена

Влияние этого течения распространилось и на творчество авторов из России – Иннокентия Анненского и Константина Бальмонта.

В музыке этот стиль появился с легкой руки композитора из Франции Эрика Сати. В 1886 и 1887 годах он представил на суд публики две работы, в которых содержатся все особенности стиля, – «Три мелодии» и «Три сарабанды».

Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.

Появление этого течения в фотографии

Часть 2. Друзья-первопроходцы: Серов и Коровин

Валентин Серов и Константин Коровин не только главные и самые известные представители нового течения в России. Они были первыми, в чьем творчестве импрессионистические поиски проявились наиболее полно и последовательно.

Знаковой работой Серова стала «Девочка с персиками», написанная двадцатидвухлетним художником в 1887 году. В чём же заключалась непривычная новизна этого портрета, который сегодня кажется классическим искусством? Необычной была композиция. Окно — мощный источник света — находится за спиной у портретируемой, и солнечные лучи, льющиеся из него, заполняют пространство картины. Белые блики и рефлексы видны везде: на одежде, волосах и лице девочки, на стульях, персиках и ноже. В запечатленном моменте красота декоративной тарелки на стене и натюрморта на столе оказывается для художника не менее интересной, чем сама героиня.

Николай Ярошенко. Портрет М. Е. Салтыкова-Щедрина. 1886. Мемориальный музей-усадьба художника Н. А. Ярошенко. ИсточникВалентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник

Чтобы увидеть, насколько далеко Серов отошел от традиционных реалистических канонов, достаточно сравнить его картину с любым из портретов, экспонировавшихся на XV выставке передвижников, которая проходила в 1887 году — тогда же, когда была написана «Девочка с персиками»

Одной из таких работ был портрет Салтыкова-Щедрина кисти Ярошенко: нейтральный темный фон, сдержанный костюм, сосредоточенное внимание на лице задумавшегося писателя, тогда уже боровшегося с тяжелой болезнью. Показательно и то, что эта картина названа по имени изображенного, а моделью выступает знаменитый литератор

Серов же пишет дочь Саввы Мамонтова — девочку из круга своего общения, и ее имя в название работы не вошло.

Художник умер рано — в 1911 году, в возрасте 46 лет. За свою жизнь он успел создать множество разнообразных импрессионистических работ. Его стиль со временем менялся. Некоторые из поздних полотен мастера свидетельствуют об увлечении Серова модерном. Например, в «Портрете Иды Рубинштейн» и в «Похищении Европы» заметны упрощение форм и сдержанный колорит, построенный всего на нескольких цветах.

В отличие от Серова, Константин Коровин был верен импрессионизму всю свою жизнь и другими стилями не увлекался. Он намного пережил друга и умер в 1939-м. На своем «Портрете хористки» в качестве даты художник указал 1883 год, а на обороте картины добавил, что «Серов еще в это время не писал портретов», — намекая на «Девочку с персиками» (1887) и «Девушку, освещенную солнцем» (1888) и подчеркивая, что он первый полноценно освоил импрессионистические приемы живописи. Однако специалисты Третьяковской галереи провели исследование и пришли к заключению, что «Портрет хористки» был создан в 1887 году, одновременно с самой известной картиной Серова. А надпись на обороте Коровин добавил, скорее всего, уже в 1922-м, после смерти друга, во время подготовки своей персональной выставки.

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея. Источник

На родине импрессионизма, во Франции, Коровин впервые оказался всё в том же 1887 году. Позже художник неоднократно возвращался в Париж, а с 1922-го до конца своих дней жил там в эмиграции. О первом знакомстве с городом и его живописью Коровин вспоминал:

Константин Коровин. Париж утром. 1906. Государственная Третьяковская галерея. ИсточникКонстантин Коровин. Париж. Сен-Дени. Ярославский художественный музей. 1925–1929. Источник

Как и многие французские импрессионисты, Коровин создал целую серию пейзажей Парижа в 1900–20-х годах.

Современные импрессионисты

Стиль письма «мазками» остается популярным. В современном искусстве есть талантливые художники, последователи Реунара и Моне.

Вильям Хенритс

Голландский импрессионист, предпочитающий писать акварелью, акрилом и пастелью. Его картины отличаются нежностью, изящными линиями и невесомой красотой. Произведения Вильяма часто выпускают в виде литографий и постеров.

Его работы наполнены легкостью, окутаны атмосферой умиротворения. Глядя на картины Хенритса, чувствуешь спокойствие. Вильям учился у именитых художников и окончил Школу изящных искусств в Антверпене. Но у талантливого живописца сформировался собственный стиль. Хенритса называют продолжателем традиций голландско-бельгийской школы.

Овик Зограбян

Армянский художник черпает вдохновение в работах импрессионистов. За характерными мазками можно увидеть особенный стиль Зограбяна. На его картинах изображены яркие города, а цветные домики наполнены атмосферой тепла и уюта.

На родине Овик Зограбян стал известен как график. Картины армянского художника можно увидеть во многих частных коллекциях не только в России и Армении, но и за границей. Рисунки Зограбяна поднимают настроение. Даже дождливый день он изображает по-особенному.

Леонид Афремов

Художник-импрессионист, получивший признание во всем мире. Предпочитает писать масляными красками. Источником вдохновения считает свои путешествия. На его картинках мир изображен ярким, захватывающим и многогранным.

На становление Леонида Афремова повлияло творчество Марка Шагала. Изначально художник рисовал листовки, агитационные плакаты, занимался оформлением. В свободное время писал картины в свое удовольствие. Леонид Афремов писал мастхином, выбирал яркие краски, чтобы передать свои впечатления от частых поездок.

Эрин Хэнсон

Талантливая художница из США, увлеченная живописью и влюбленная в красоту пейзажей. Ей удается в своих работах изобразить привычные вещи с необычного ракурса. Эрин Хэнсон любит экспериментировать с цветом и формой.

Художница накладывает краску густым слоем. Главная тема в творчестве Эрин — пейзажи, которые она изображает яркими, даже немного сказочными. В ее картинах можно увидеть контраст теплых и холодных красок. Эрин Хэнсон создала особенный стиль, получивший называние «открытый импрессионизм».

Йохан Мессели

Бельгийский импрессионист, на картинах которого можно увидеть тихие провинциальные дворики с провинциальным очарованием. Мессели удается несколькими небрежными мазками передать гармонию и атмосферу счастья. Предпочитает писать масляными красками и пастелью.

Йохан Мессели не планировал становиться художником. По образованию он инженер, позже заинтересовался фотографией. Йохан хотел заниматься этим профессионально, но передумал и связал свою жизнь с живописью. Его стиль характеризуют как «открытый импрессионизм». Йохан Мессели любит экспериментировать с техниками, чтобы лучше передать свой художественный замысел.

Импрессионизм в других видах искусства

В литературе отдельного течения не образовалось, но некоторое влияние можно заметить в символизме и натурализме. Наиболее ярким представителем второго стиля считается Эмиль Золя, вокруг которого группировались другие известные писатели того времени — Ги де Мопассан, Поль Алексис.

Импрессионизм в литературе выражался в субъективном впечатлении автора, его личных представлениях о реальности. В таких литературных произведениях практически отсутствует сюжет, а все действия продиктованы инстинктами. Импрессионистские черты проявляются и в творчестве поэтов. Главным поклонником нового течения был Афанасий Афанасьевич Фет, воспевавший в своих стихотворениях красоту окружающего мира.

Импрессионизм в музыке сформировался в конце XIX – начале XX века. Сильнее всего прослеживается в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля. Музыкальный импрессионизм во многом схож с художественным. Композиторы использовали приглушенные звуки, плавные переходы. Музыкальные импрессионисты стремились передать шум воды, дуновение ветра, солнечный свет в своих композициях.

В скульптуре это течение проявилось в виде свободной пластики форм, позволяющей создать удивительную композицию. Мастера пытались передать момент движения и развития. Импрессионизм нашел свое отражение и в фотографии. В объектив попадали случайные прохожие, люди в движении. Фотографы-импрессионисты отказались от позирования, четких образов.

Развитие и закат

Импрессионизм достиг своего расцвета в период с 1874 по 1881 гг. Это короткое время, ставшее для него золотым, еще называют «Высоким импрессионизмом»

В это время к новому течению было приковано наибольшее внимание, и реакция публики прошла путь от полного неприятия до очарования

Но с 80-х гг. интерес угасал, чему способствовало редкое проведение выставок. Причины крылись в расколе среди художников. Многие разочаровавшись в новом течении вернулись к более традиционным канонам.

Несмотря на то, что появились новые молодые импрессионисты, им не удалось вывести направление на прежний уровень популярности. Постепенно импрессионизм сменился новыми течениями.

Игорь Грабарь

В разговоре о позднем русском импрессионизме нельзя не обратиться к творчеству великого деятеля искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, перенявшему многие техники французских живописцев второй половины XIX века благодаря своим многочисленным поездкам в Европу. Используя приемы классических импрессионистов, на своих картинах Грабарь изображает абсолютно русские пейзажные мотивы и бытовые сюжеты. Пока Моне рисует цветущие сады Живерни, а Дега – прекрасных балерин, Грабарь изображает теми же пастельными цветами суровую русскую зиму и деревенскую жизнь. Больше всего Грабарь любил изображать на своих полотнах иней и посвятил ему целую коллекцию произведений, состоящую из более ста маленьких разноцветных набросков, созданных в разное время суток и при разной погоде. Сложность работы над такими рисунками состояла в том, что краска застывала на морозе, поэтому работать приходилось быстро. Но именно это и позволяло художнику воссоздать «тот самый момент» и передать свое впечатление от него, что и является главной идеей классического импрессионизма. Часто стиль живописи Игоря Эммануиловича называют научным импрессионизмом, потому как он придавал большое значение свету и воздуху на полотнах и создал множество исследований о передачи цвета. Более того, именно ему мы обязаны хронологическим расположением картин в Третьяковской галерее, директором которой он был в 1920-1925 годах.

Березовая аллея, 1940
Зимний пейзаж, 1954
Иней, 1905
Груши на синей скатерти, 1915
Уголок усадьбы (Луч солнца), 1901

Часть 1. Предыстория: с чего всё началось

Париж, 1874 год

Родиной импрессионизма стала Франция — на тот момент главный художественный центр Европы. Точкой отсчета в истории нового стиля можно считать 1874 год. Тогда в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинок в Париже прошла первая выставка импрессионистов. Сами живописцы проводили ее от имени Анонимного общества художников, но с легкой руки одного из критиков за участниками закрепилось название «импрессионисты».

Камиль Писсарро. Городской парк в Понтуазе. 1873. Государственный Эрмитаж. Картина экспонировалась на I выставке импрессионистов. Источник

Представители нового стиля начали писать свои картины не в мастерских, а на пленэре, то есть на открытом воздухе, — чтобы передать свежие впечатления от конкретного момента. Так их полотна наполнились светом и воздухом, а поверхность холста превратилась в рельефный слой из отдельных разноцветных мазков.

Французской публике было нелегко принять эти новшества. Импрессионистов называли безумцами, над ними насмехались, их критиковали. Однако постепенно появлялись и ценители работ Моне, Ренуара, Сислея и их единомышленников.

Тем временем в России

Пока во Франции публика знакомилась с новым стилем, в России проходила третья выставка передвижников. Их творческие интересы были принципиально иными. Члены «Товарищества» выбрали своим основным методом критический реализм. Они писали картины на сюжеты из русской истории, на портретных полотнах чаще всего изображали писателей, и даже пейзажи приобретали социальный подтекст.

Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872. Государственная Третьяковская галерея. Картина экспонировалась на II выставке передвижников. Источник

На протяжении 1870–80-х годов передвижники остаются главной силой в русском искусстве. Однако постепенно вырастает молодое поколение художников, для которых прежние идеалы становятся неинтересны. Они хотят писать по-другому — отрадно и свежо.

Импрессионизм в России возникает в конце 1880-х годов во многом как реакция на передвижничество. Лидерами молодых художников оказались Валентин Серов и Константин Коровин. Последний так сформулировал свою эстетическую позицию:

Константин Коровин. Крым. Гурзуф. 1917. Башкирский государственный художественный музей им. М. В. Нестерова. Источник

Более раннее по времени создания письмо Ильи Репина, одного из главных членов Товарищества передвижников, адресованное в действительности Крамскому, выглядит как ответ Коровину:

«Вы говорите, что нам надо двинуться к свету, к краскам. Нет. И здесь наша задача — содержание. Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, ее жизнь и смысл, дух истории — вот наши темы, как мне кажется; краски у нас — орудие».

Из этих высказываний видно, в чём заключались разногласия двух поколений художников. Для передвижников в искусстве главным были содержание картины, ее пафос и суть, а не форма. Художники-импрессионисты, наоборот, увлекаются внешней стороной и интересуются живописью ради живописи. Для них форма становится полноценным содержанием.

Истоки

Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.

Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.

Творчество Делакруа

История возникновения импрессионизма

К середине XIX века в Европе доминировали три стиля — классицизм, романтизм и реализм. К мастерству художника предъявляли высокие требования, он должен был окончить Школу изящных искусств. От последователей реализма ожидали точное изображение предмета и действительности. При этом публика находила сюжет слишком приземленными.

Картины классицизма и романтизма казались чересчур возвышенными. В живописи назревает кризис. Возникла необходимость в появлении другого стиля. Молодые художники желали совершить революцию в искусстве. В старых школах были живописцы, которые стали экспериментировать со своим стилем.

Импрессионизм возник в 1860-ее гг во Франции и позже оказал сильное влияние на развитие живописи. Этот термин был придуман журналистом и ярым противником нового течения Луи Леруа. В своей статье, посвященной выставке молодых художников «Салон отверженных» он посчитал их манеру письма неряшливой, раскритиковал их работы, а самих живописцев назвал «впечатлистами» или «впечатленцами».

Луи Леруа даже выдумал историю, как двое посетителей выставки потеряли рассудок после просмотра рисунка Клода Моне. Художники в знак протеста стали называть себя «импрессионистами». Несмотря на все старания Леруа, этот термин перестал носить уничижительный оттенок.

В 1874 году посетители выставки импрессионистов стали называть новый стиль революцией. Но это было не совсем так: предпосылки возникновения течения уже были. Некоторые импрессионистские черты можно увидеть в творчестве художников XVI-XVII веков. Но наибольшее влияние на новое течение оказали живописцы XIX века. Отдельно стоит выделить представителей барбизонской школы.

Именно в их творчестве начинают сильнее проявляться черты импрессионизма. Например, Эжен Буден стал учителем Клода Моне. Барбизонские художники одни из первых стали использовать пленэр в работе. У них будущие импрессионисты научились визуальным приемам.

Любимым местом сбора художников-бунтарей был Монмартр. В этой части Парижа в 60-е гг. проживало большинство творческих деятелей. Они собирались в местном кафе, в котором активнее всего дискутировал Моне. Там можно было встретить будущих великих импрессионистов — Дега, Писсарро, Сезанна.

Не меньшее влияние на развитие нового направления оказали английские художники. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Моне, Сислей и Писсарро побывали в Англии. Там они смогли изучить творчество знаменитых пейзажистов Констебла, Тёрнера и Крома. Позже импрессионисты будут говорить, что были восхищены творчеством английских художников.

Считается, что Эжен Делакруа был ближе всех к истокам нового течения. Еще в 30-е гг XIX в. он написал акварели, в которых явственно проступают импрессионистские черты. Делакруа уже в то время понимал разницу между естественными красками и оттенками, возникающими при определенном освещении.

Большое влияние на развитие импрессионизма оказал человек, называющий себя «независимым художником» — Эдуард Мане. Его полотна «Завтрак на траве» и «Олимпия» вызвали общественный резонанс. Вместе с тем это повысило интерес публики к импрессионистам.

ОлимпияЭдуард Мане

Новую манеру письма критиковали, сюжеты не понимали, называя их вульгарными. Немногие из импрессионистов получили признание в ту эпоху. «Золотым веком» этого течения принято считать творчество Клода Моне.

Большинство ценителей сходятся во мнении, что ему лучше всех удалось передать красоту мгновения. Моне один из первых начал рисовать серию картин с изображением одного предмета в разное время суток.

Но расцвет импрессионизма не был долгим. Так, уверенно заявив о себе в 60-ее гг. к началу XX века он уступил свои позиции новым направлениям. Это неоимпрессионизм, пуантилизм, однако, большинство их представителей среди своих учителей называют Моне, Писсарро, Дега.

Без названияНикола де Сталь

В современной живописи художники также пытаются создать свой особенный стиль. В 1950-е гг появился абстрактный импрессионизм. Живописец не ставит перед собой предметное изображение. Примеры такого стиля можно увидеть в работах Никола де Сталя, Уильяма Дюваль. Импрессионизм оказал большое влияние на развитие и восприятие живописи.

Что это вообще такое

Это слово произошло от французского «impressionnisme», что значит «впечатление». Краткое определение – это направление в искусстве, появившееся в 60 годы 19 века во Франции и получившее развитие в начале 20 столетия. Художники-импрессионисты стремились сохранить на полотне момент, передав не просто вырванное из истории мгновение. Их цель – показать подвижную и переменчивую картинку реального мира

Серьезное внимание уделялось передаче света и тени

Картина художницы Мэри Стивенсон Кассат “Мама играет с ребенком”.

Представители импрессионизма экспериментировали, выбирая непривычные ситуации и новые ракурсы. До появления стиля предпочтение в живописи отдавалось картинам на исторические и религиозные темы. Натюрморт и пейзаж популярностью не пользовались. Но эти художники изменили положение вещей.

История импрессионизма

Давайте узнаем про возникновение импрессионизма. У истоков движения стояли Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и Фредерик Базиль. Свое название течение получило от работы Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (в оригинале – «Impression, soleil levant»). Это полотно, написанное в 1872 году, ценители прекрасного увидели не сразу. Работа была выставлена с апреля по май 1874 года в мастерской художника Надара.

Клод Моне, «Впечатление. Восход солнца»

Выставку посетил журналист Луи Леруа. Картина произвела на него неприятное впечатление. С легкой руки Луи новый стиль получил название «импрессионизм». Критик опубликовал в журнале «Le Charivari» язвительный фельетон, посвященный Салону Отверженных. Свое пренебрежительное отношение автор передал даже в заголовке. «Выставкой импрессионистов» публикацию он назвал из-за небрежной манеры последователей направления. Художники не растерялись и решили использовать название, которое спустя годы утратило свой отрицательный смысл.

Эдгар Дега. Картина “Балетные сцены”

Общество отреагировало на новый стиль неоднозначно. Зрители пребывали в шоке – на полотнах вместо привычных образов и сюжетов импрессионисты сохраняли мимолетность мгновения. Публика негодовала выбору героев картин – видеть дам легкого поведения на полотнах высший свет не хотел. Поэтому неудивительно, что картины в стиле импрессионизм покупали неохотно, а художников обвиняли в аморальности. Сегодня критики удивляются оценкам предшественников. Пейзажи Камиля Писсарро или натюрморты Моне аморальными назвать сложно.

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”

Александр Герасимов

Одним из учеников Коровина и Серова, перенявшим у них экспрессивный мазок, яркую палитру и этюдную манеру письма, стал Александр Михайлович Герасимов. Расцвет творчества художника пришелся на время революции, что не смогло не отразиться в сюжетах его картин. Несмотря на то что Герасимов отдал свою кисть на службу партии и прославился благодаря выдающимся портретам Ленина и Сталина, он продолжал работать над импрессионистическими пейзажами, близкими его душе. Работа Александра Михайловича «После дождя» открывает нам художника как мастера передачи воздуха и света на картине, чему Герасимов обязан влиянию своих именитых наставников.

Художники на даче у Сталина, 1951
Сталин и Ворошилов в Кремле, 1950-е
После дождя. Мокрая терраса, 1935
Натюрморт. Полевой букет, 1952

Техника письма и жанры

Мастера импрессионизма первыми отказались от контурного изображения в пользу коротких мазков, лишь символически очерчивающих границы. Разноцветные мазки должны были создавать игру света и иллюзию движения

Цвет здесь имеет большее значение, чем прорисовка деталей, которой внимание почти не уделялось

Характерным является совмещение нескольких техник живописи, эффект отражения одними объектами других.

Важным новшеством было изобретение красок в тубе и отказ от палитры для смешивания цветов. Необходимые оттенки получались при смешивании красок непосредственно на холсте. Зачастую новый слой краски наносился на еще не просохший старый.

Для передачи оттенков использовался весь спектр цветов радуги и все тонкости их удачного совмещения.

Чтобы понять, что изображено на картине импрессиониста, часто следует отдалиться на определенное расстояние, поскольку вблизи обилие оттенков сливается в беспорядочную мозаику.

Отсутствие необходимости в палитре и особых приспособлениях делало художника свободным от мастерской, поэтому импрессионисты часто писали на пленэре, запечатлевая всё увиденное. Это несколько объясняет частый выбор жанра пейзажа, в том числе городского.

Не избегали импрессионисты и портретов, зачастую изображая людей на фоне природы или урбанистических объектов. Натюрморты в импрессионизме встречаются, но реже.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Енот на Волге
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: